Данная работа посвящена теме «Что читали наши бабушки и дедушки?»
Целью исследования является сравнение детских читательских интересов людей разных поколений .
В процессе работы были использованы эмпирические и теоретические методы: поисковый, метод анкетирования, интервьирования, беседы, наблюдения, аналитический, сравнения, классификации, обобщения, оформления.
В работе рассматриваются вопросы эволюции книги, роль книги в современном мире; сделан анализ читательских интересов людей разных поколений в их детстве и современных детей, подобраны пословицы и афоризмы о книге и чтении.
В результате исследования сделан вывод, что читательские интересы разных поколений в детстве изменяются в зависимости от исторических событий, общественного мнения, материальных условий, научного прогресса.
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательская работа | 230 КБ |
Что читали наши бабушки и дедушки?
Авласенкова Ангелина Петровна, МОУ «Усвятская средняя общеобразовательная школа», п. Усвяты, 4-а класс
Аннотация
Данная работа посвящена теме «Что читали наши бабушки и дедушки?»
Целью исследования является сравнение детских читательских интересов людей разных поколений .
В процессе работы были использованы эмпирические и теоретические методы: поисковый, метод анкетирования, интервьирования, беседы, наблюдения, аналитический, сравнения, классификации, обобщения, оформления.
В работе рассматриваются вопросы эволюции книги, роль книги в современном мире; сделан анализ читательских интересов людей разных поколений в их детстве и современных детей, подобраны пословицы и афоризмы о книге и чтении.
В результате исследования сделан вывод, что читательские интересы разных поколений в детстве изменяются в зависимости от исторических событий, общественного мнения, материальных условий, научного прогресса.
Содержание
Стр.
I.Введение ………………………….……………………………………………………….3
II. Основная часть:………………..…………………………………………………………4
III. Выводы ………………………………………………………..………………..…….12
IV. Источники информации ………………………………………………………..……13
V. Приложения ……………………………………………………………………….I - XII
3
I.Введение
Данная работа посвящена изучению читательских интересов людей разных поколений в детстве.
Новизна и практическая значимость данной работы состоит в том, что впервые систематизируются результаты нашего исследования, рассматривается круг чтения людей разных поколений в детстве и отношение к книге учащихся 4-а класса МОУ «Усвятской СОШ». Результаты работы могут послужить основой для дальнейшего изучения чтения и читателя.
Цель данного исследования - сравнить детские читательские интересы людей разных поколений .
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:
Объект и предмет исследования
Объект - люди разных поколений.
Предмет - чтение.
Методы исследования:
В работе использовались эмпирические и теоретические методы.
Эмпирические:
Поисковый – поиск материалов
Анкетирования, интервьирования, наблюдения среди учащихся 4-а класса, учителей Усвятской СОШ, жителей д. Северики, Усвятского района, Псковской области.
Теоретические:
Аналитический - библиографический и исторический анализ.
Сравнения, классификации, обобщения полученных результатов.
Гипотеза
Читательские интересы детей разных поколений с течением времени меняются.
4
II. Основная часть
В работе мы изучали историю зарождения книги, её эволюцию, а также историю печатной детской книги[1].
Мы установили, что каждая книга – это новое открытие! Читая, мы получаем возможность совершить путешествие во времени и погрузиться в глубину столетий, увидеть настоящее и заглянуть в будущее.
Книга сыграла и продолжает играть важную роль в развитии нашей цивилизации. Гигантская, накопленная за века библиотека – надежная память человечества, где запечатлены его свершения и мечты, прозрения и заблуждения. Ещё «Повесть временных лет»[2] говорит о ценности книг: "Книги суть реки, напояющие вселенную, источники мудрости, в них - неисчётная глубина".
Чтобы развиваться, человеку необходимо знакомиться со всемирной классикой и больше читать. Читательская культура – основа личностного, познавательно-речевого, художественно-эстетического и духовного развития личности.
История рождения книги
В ходе исследования нами было установлено, что в глубокой древности, когда человек перестал быть первобытным дикарём, он научился выращивать зерно, разводить скот, строить себе жилища. И тогда ему захотелось расширить связи при общении на больших расстояниях и научиться хранить и передавать знания будущим поколениям. В конце концов, человек научился читать, считать и писать. Тогда-то ему и понадобилась бумага! Для того, чтобы переписывать население больших городов, чтобы считать налоги…
А вместе с письменностью и бумагой пришла книга. Но сначала это были наскальные рисунки в пещерах, потом папирус в Египте, бамбуковые дощечки в Китае, глиняные таблички в Вавилоне. Через многие столетия появились церковные книги средневековья, потом первая в России печатная книга «Апостол», далее первая печатная газета «Куранты» и так до наших дней…
5
Исследование позволило понять, что эволюция книги воплощает все основные достижения человечества.
Все, наверняка, знают, что такое Библия[3]. Именно в Библии и в Евангелии рассказывается о рождении Христа и его странствиях. Рассказывается и о том, как, бежав со всеми остальными иудеями из Египта, великий мудрец Моисей услышал голос Господа Бога, который сказал: «Моисей, поднимись на тот холм». Моисей послушался и взошёл. И тогда с неба ему на руки спустились 2 глиняных таблички, на которых было написано 10 Божьих заповедей. Эти дощечки называются скрижалями. Мы считаем, что зарождение книги началось именно с этих дощечек.
Древние египтяне изобрели папирус[4]. Длина такого свитка достигала порой 150 метров.
На смену папирусу пришёл новый писчий материал – пергамент[5]. Материал был прочным, но на изготовление одной книги могло пойти целое стадо. Называлась она кодексом[6]. В древней Руси на пергаменте писали летописи и книги. Всем хорош был пергамент, и прочен. И долговечен, и удобен для письма. Только стоил он очень дорого: ведь на изготовление одной книги в 700 страниц нужно истребить целое стадо животных. Приобрести такие книги могли лишь очень богатые люди.
Папирус и пергамент были очень дороги, поэтому стали писать письма и книги, черновики на дощечках, покрытых воском. На Руси писали на коре обыкновенной берёзы – бересте.
Впервые бумага была изготовлена в Китае в 105 г. н.э[7].(приложение VIII, фото 1) Она оказалась дешевле и легче других писчих материалов. Бумага пришла в Европу от арабов. Начиная с ХII в., бумага стала самым удобным материалом для письма.
Первыми создателями рукописных книг были монахи. Труд писца был очень почётен и приравнивался к великому подвигу. Букву за буквой выводил писец, строку за строкой. А художник заполнял страницы рисунками, причудливым шрифтом писал заглавие. Затем книгу одевали в переплёт, украшали серебром и драгоценными камнями. Крышки
6
переплёта замыкались застёжками. Одна книга делалась очень долго и стоила очень дорого (за неё давали табун лошадей).
Таким образом, книги были подлинным произведением искусства и дорогим удовольствием.
Знаменитые люди в истории книги
Исследуя историю развития книги мы установили, что Кирилл – монах и Мефодий – епископ (приложение IX, фото3), привезли с собой в Россию славянскую азбуку(приложение IX, фото4). Эта азбука называлась кириллицей, в честь одного из её создателей.
Спрос на книги возрастал. Люди стремились ускорить и упростить процесс изготовления книг. И, хотя, впервые тексты печатать начали ещё в седьмом столетии в Корее, сначала при помощи доски с вырезанными буквами, а затем в Китае с использованием наборного текста, но настоящий прорыв в книгопечатании совершил немецкий изобретатель Гутенберг Иоганн[8](приложение IX, фото1). И.Гутенберг, немецкий ювелир и гравер, первым в Европе применил разборный шрифт и деревянный пресс для печатания книг (1450-е г.). Так был изобретён первый печатный станок. Первой книгой, отпечатанной Гутенбергом, была, конечно же, Библия, причём выполнена она была в рукописном стиле. Объяснением этому было недоверие, оказываемое публикой печатным книгам и считавшей их появление вмешательством дьявола, а кроме того, рукописные книги стоили гораздо дороже.
Исследование показало, что история русской печатной книги – путь, отмеченный вехами счастья и горечи, блеска и унижений. Это путь от древнейших славянских изданий Франциско Скорины к Московскому печатному двору.
Более четырехсот лет назад неистовый Иван Федоров Москвитин, бывший дьякон церкви Николы Гостунского и сын Белой Руси Петр Тимофеевич Мстиславец, таясь от царских прислужников, опасаясь и слуг господних, отпечатали первую русскую книгу «Апостол» (приложение VIII, фото2).
А спустя почти столетие появилась на Руси первая детская книга – «Большой букварь». Сочинил ее и отпечатал ученик славного Симеона Полоцкого, поэт, монах Карион Истомин, автор и переводчик многих педагогических трудов, тот,
кто впоследствии в «Книге вразумления»[9] наставлял мудрости одиннадцатилетнего Петра I.
7
Издавна детская книга воспитывала сердце и ум ребенка. У колыбели ее стояли великие люди России: Ломоносов и Державин, Карамзин и Пушкин, Чернышевский и Белинский... В первом российском журнале для детей, который основал Н. И. Новиков (приложение VIII, фото3), печатались сказки Пушкина и Ершова, басни Крылова, стихи Некрасова, рассказы Даля и Ушинского. Своеобразным учебником жизни была и есть детская книга, развивающая воображение ребенка, согретая теплотой чувств.
В результате исследования выяснили, что сказка, былина, народная песня – вот истоки детской литературы. И не случайно главными героями «лицевых картинок» и «потешных листов» – далеких предвестников нынешней книжки для малышей, – дошедших до нас, были Илья Муромец да Никита Кожемяка, Бова Королевич и Еруслан Лазаревич. Молодецкая удаль, необычайные приключения, победа добра над злом... Ни времени, ни тлену неподвластны эти вечные мотивы...
Книга в современном мире
В ходе исследования установлено, что книга всегда считалась величайшим шагом в истории человечества. И все относились к книге с уважением… Например, жители блокадного Ленинграда, чтобы хоть как-то согреться морозной зимой, сжигали стулья, столы, шкафы, но берегли книги. После войны люди тоже очень бережно относились к книгам. Одни книги обменивали на другие, читали вдвоём, втроём, а может, даже вчетвером.
Но жизнь не стоит на месте. «Цифровая революция» не обошла стороной и книгу. В настоящее время в Интернете функционируют большое количество ресурсов и сайтов, на которых можно найти электронные версии книг самых разнообразных жанров. Сейчас, когда есть Интернет и новейшие технологии, всё стало доступным и возможным. В том числе и книга.
Мы считаем, что книга доступна всем, но не каждый умеет ею правильно распоряжаться. И только настоящий читатель может получить максимальную пользу от чтения.
Сейчас трудно найти человека, который не умеет читать. Но кому-то не хочется тратить свои деньги на замечательную книгу, а вместо этого он покупает себе электронную
книгу и говорит, что это удобно! Да, она не занимает много места и вмещает в себя целую библиотеку.
Есть люди, которые не любят читать. Им проще посмотреть фильм, чем тратить время на чтение книги.
8
Были времена, нашу страну считали “самой читающей в мире”. Достойное звание, стоит полагать. Ведь это означает - самая думающая страна в мире. В наше же время большинство людей предпочли книгам – телевизор, компьютер и др. Но стоит ли она того, эта замена?
Видные мыслители, ученые, литераторы, общественные деятели, педагоги важное место отводили книге как источнику знаний, духовного и умственного развития человека. Великий русский писатель Максим Горький писал: «Книга - такое же явление жизни, как человек, она - тоже факт живой, говорящий, и она менее «вещь», чем все другие вещи, созданные и создаваемые человеком.».
Что читали в детстве люди старших поколений
В ходе исследовательской работы нами были взяты интервью у людей старшего возраста ( приложение VI). Это были люди разных поколений: мои учителя (Семёнова Т. М. – воспитатель группы продлённого дня, Цыганова Т. Ч. –мой классный руководитель, Клепикова Н.В. – учитель русского языка и литературы); моя мама -Авласенкова Тамара Петровна; мои тётя и дядя (Соколова Надежда Владимировна и Пугавьёв Владимир Петрович), моя бабушка – Пугавьёва Татьяна Минаевна и жители д. Северики (Пугавьёва Ирина Ивановна, Семенков Николай Фёдорович, Богданова Элеонора Ананьевна) (приложение VI, фото1-10)
Интервьюирование помогло установить, что детские книги остались в памяти у людей старшего поколения. Конечно, большинство вспоминает, как им читали в детстве сказки: русские народные, сказки иностранных писателей, русских писателей. Конкретно можно назвать «Аленький цветочек» А. Аксакова, «Снежную королеву» Г.Х. Андерсена, русские сказки «Коза-дереза», «Теремок», «Три медведя», «Конек-горбунок» П. Ершова, «Маленькая баба Яга» О. Пройслера, «Приключения Буратино или Золотой ключик» А. Толстого, «Путешествие голубой стрелы» , «Чипполино», «Джельсомино в стране лжецов» Д. Родари, сказки А.С. Пушкина. В школьном возрасте самыми любимыми были произведения А. Гайдара: «Тимур и его команда», «Голубая чашка», «Дальние страны». Запомнились роман В. Каверина «Два капитана», трилогия В. Осеевой «Динка», повесть «Четвертая высота» Ильиной. Юность прошла под впечатлением от книг: «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви» Р. Фраермана, «Молодая гвардия» А. Фадеева,
«Робинзон Крузо» Д.Дефо, «Три мушкетера» А. Дюма, «Человек-амфибия» А. Беляева и многие другие. «Много читали о войне и о подвигах пионеров-героев… Например, Алексеев С. «Наташка» , Драгунский В. «Арбузный переулок» (отец рассказывает Дениске о своем голодном военном детстве), Георгиевская С. «Галина мама» (в небольшой повести
9
для малышей рассказывается о воинской доблести), Герман Ю. «Вот как это было» (повесть написана от имени маленького героя Мишки, который описывает войну и блокаду) и др.»-вспоминают бабушки и дедушки.
Дети советских времён любили читать о детстве Володи Ульянова (Ленина)[10]. Это книги: «Рассказы о Володе Ульянове» Л. Кон, «Детские и школьные годы Ильича» А. И. Ульянова, «Ёлка в Сокольниках» А. Кононов, «Рассказы о Ленине» М. Зощенко и др., в которых описываются различные факты из жизни Ленина, о положительных чертах вождя. В советское время рассказы были включены в списки обязательного чтения для младших школьников.
Мы установили, что эти книги не просто были интересными для чтения, но и побуждали к действию. «Любимыми книгами были книги А. Гайдара. Мы верили во все доброе, идеалами для нас тогда были честные, порядочные люди. Мы хотели быть похожими на друзей Тимура, ходили к старым людям, ветеранам войны, помогали им по хозяйству, приносили продукты из магазина» - рассказывает моя учительница Цыганова Тереза Чеславовна (приложение VI, фото7)
Книга в моей жизни
Исследование помогло мне понять, что книга играет очень важную роль в моей жизни. Она для меня стала и учителем, и другом, и советчиком. Я родилась в читающей семье. В нашей семье книгу любят и ценят все. А любовь к чтению мне прививала мама с раннего детства. И книга для нас, действительно, лучший подарок.
Мне нравится, что книгу можно купить, потрогать, понести, открыть, пролистать, полюбоваться красивой обложкой, посмотреть картинки и понюхать.
«Призраки прочитанных книг»
Я много читаю. Обычно перед сном, особенно по выходным. Когда мне очень нравится книга, читаю взахлёб. И порой я думаю, что наш дом заселён «призраками прочитанных книг».
10
Когда открываешь любимую книгу, все проблемы и заботы уходят в сторону. Непогода за окном стихает, ты и не замечаешь, как переносишься в другой мир. Мир, где живут твои любимые герои, ты так увлекаешься и сопереживаешь им, что не замечаешь, как летит время и перелистываются страницы. Просмотр фильмов, или электронные книги это совсем другое… Книга заставляет думать, воображение и фантазия работают в полной мере.
Я помню всех героев когда-то прочитанных книг. Они напоминают мне о том, как правильно вести себя в той или иной ситуации, советуют в любом случае оставаться самим собой.
Творчество, навеянное чтением
Для меня самое главное в процессе чтения– это миг, когда просыпается фантазия и разыгрывается воображение. Я так полюбила читать, что начала сама пробовать себя в творчестве.
Я стала рисовать иллюстрации к прочитанным произведениям. Это получилось совершенно случайно. Рисовала обо всём( приложение III, папка №2) , что наиболее нравилось в прочитанных произведениях.
Ещё я пробую писать стихи. В этом мне помогает Филиппова Любовь Васильевна – руководитель кружка «Парус» (приложение IV)
Конечно, они пока наивны и несовершенны, но, надеюсь, всё ещё впереди, потому что писательская работа доставляет мне удовольствие.
«Не всякий, кто читает, в чтении силу знает».
В рамках исследовательской работы мы проводили классные часы посвящённые чтению: «Роль книги в жизни человека», «Чудо – имя которого книга», «Книга – твой друг» и др. Проводили беседы о пользе чтения, об интересных фактах чтения, изучали пословицы и афоризмы о чтении и книгах (приложение VII)
Изучив пословицы и поговорки о книгах и чтении , мы убедились, что они образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений. Не зря их называют жемчужинами народного творчества.
Все мы помним русскую народную пословицу: «Не всякий, кто читает, в чтении силу знает». Нам показалось интересным узнать, как читают книги мои одноклассники. Мы
11
решили это выяснить. Для исследования был выбран метод анкетирования. Нами была составлена анкета, состоящая из нескольких вопросов (приложение I).
В анкетировании приняли участие 19 читателей в возрасте 10 лет.
Цель данного анкетирования: 1) определение места и значения чтения и книги в жизни и развитии моих сверстников, выявить их литературные пристрастия; 2) подготовка к конференции «Шаг в будущее».
Анализ результатов анкетирования
Первый вопрос помог нам выяснить, любят ли мои одноклассники читать книги? Анкета показала, что только 3 человека (что составляет 16 % детей) в нашем классе не любят читать, а остальные 16 человек (что составляет 84 %) делают это с удовольствием (приложение II, таблица 1).
Второй вопрос – о регулярности чтения. Учащиеся 4-а класса в среднем проводят от 0,5 часа до 1 часа в день за книгой. Так ответили 12 человек из 19 опрошенных. Трое учащихся читают немного больше – около 1,5 часа. Ещё трое (Солохина Алина, Алексеенко Мария, Авласенкова Ангелина) проводят за книгой больше 1,5 часа в сутки. И лишь три из респондентов признались, что читают менее получаса в день и не каждый день (приложение II, таблица 2).
Третий вопрос анкеты был направлен на выявление любимых литературных жанров читателей и звучал так: «Какие книги вам больше нравится читать?». Из шести вариантов ответов требовалось выбрать самые предпочитаемые жанры.
Все люди разные. И каждый читает то, что ему нравится:
Читаем мы обычно для души.
У каждого свои есть предпочтения:
Романы, пьесы, фэнтези, стихи -
Кому что больше нравится для чтения.
Анализируя анкеты учащихся, мы установили, что 64 % респондентов любят читать приключенческую литературу (приложение II, таблица 3). (Жаль, что классикой мало интересуются учащиеся, так как именно классика является основой формирования хорошего читательского вкуса.)
Четвёртый вопрос анкеты помог нам выяснить у кого сколько книг в семейной библиотеке .
Мы установили, что не у всех респондентов есть домашняя библиотека (приложение II, таблица 4).
12
Подводя итог анкетирования, мы сделали выводы:
- самые популярные жанры этой возрастной группы: фэнтези, фантастика, детективы, ужастики;
- у многих моих одноклассников достаточно развита потребность в книге не только как в источнике информации, но и как в необходимом спутнике жизни.
Однако, к сожалению, некоторые не считают чтение важным элементом своей жизни. Поэтому представляется необходимым прививать современным школьникам интерес к книге и чтению.
Исследования помогли нам понять, что книга зарождалась в глубокой древности и всегда считалась величайшим шагом в истории человечества.
Данная исследовательская работа дала нам возможность:
III. ВЫВОДЫ
Анализируя воспоминания информантов (приложение V) и результаты анкетирования сверстников, мы сделали следующие выводы:
Таким образом, в результате исследования наше предположение о том, что читательские интересы детей разных поколений с течением времени меняются, подтвердилось.
13
IV. Источники информации
Приложение I
Вопросы для информантов
Анкета читателя (для уч-ся 4-а класса.)
Фамилия, имя __________________________________
1. Любите ли вы читать?
а)Да. б) Нет.
2.Сколько времени вы проводите за книгой?
a) 0,5 часа; б) 1 час; в) 1,5 часа;
г) другой вариант_______________________________
3. Какие книги вам больше нравится читать?
a) классику; б) приключения; в) детективы; г) фантастику;
д) другое___________________________
4. Сколько примерно книг в вашей семейной библиотеке?
a) около 100; б) около 1000; в) больше 1000;
г) у меня нет семейной библиотеки.
Приложение II
Таблица 1.
Любят читать | 16 человека, что составляет 84 % |
Не любят читать | 3 человека, что составляет 16 % |
Таблица 2.
30 минут | 7 человек, что составляет 37 % |
1час | 5 человека, что составляет 26 % |
1,5 часа | 3 человека, что составляет 16 % |
другое | 4 человека, что составляет 21 % |
Таблица 3. (многие учащиеся отмечали по 2-3 жанра)
Приключения | 12 человек, что составляет 63 % |
Классика | 2 человек, что составляет 15 % |
Детективы | 4 человека, что составляет 21 % |
Фантастика | 6 человек, что составляет 31 % |
Другое | 3 человека, что составляет 16 % |
Таблица 4.
более 1000 | 3 человека, что составляет 16 % |
около 100 | 8 человек, что составляет 42 % |
Нет семейной библиотеки | 8 человек, что составляет 42 % |
Приложение II
Приложение III
См. папку №2
«Иллюстрации прочитанных произведений»
Приложение IV
Стихи Авласенковой Ангелины, ученицы 4-А класса
Бегемот -Эй! Послушайте скорей! Лев совсем не царь зверей! Эта челюсть такова, Что прокусит даже льва! Почему не видно трона Или царственной короны? -Хо-хо-хо, мои пять тонн Никакой не сдержит трон! Орел На скале он строит дом, Жить ему не страшно в нем. Два могучие крыла У хозяина орла. Дятел. Дерево долбил, долбил, И жуков он там добыл. Даром времени не тратил Длинноклювый пёстрый дятел. Снегири Однажды на калину, На засохшую малину Напали снегири. И вьются, и клюются, И ягодой плюются До утренней зари. С зарёю улетают.. Как шоколадки тают! *** Событий много в истории разных… У ветеранов – звёздочек красных. А у соседе машина – «Победа»! Вся грудь в орденах у нашего деда! Ведь воевал под Берлином Он где-то… | Лето Уж я летом отдыхала: Я на солнце загорала, Я купалась в речке синей, Чтобы стать красивой, сильной. Я гуляла, рисовала. Книжки тоже я читала! Я на роликах каталась. Хорошо мне отдыхалось! *** Лето – чудная пора! Просыпаюсь я с утра, Загляну в окно скорей – А за ним много зверей… Чёрные и белые, Даже загорелые! Например, лягушки, Мелкие подружки. Загорели дочерна!.. Летом жизнь чудес полна! *** Наша школа, просто класс! Я зайду туда сейчас. Буду хорошо учиться. От уроков не отбиться! Дали нам заданье на дом… Орфограммы льются градом. *** Выпал беленький снежок. Бегал по полю Пушок. Заморозил бедный лапки!.. Теплые свяжу ему я тапки. Пусть он лапки не морозит И на санках меня возит! |
Приложение V
Список информантов
Псковской обл., уроженка д. Бабанино, Псковской обл. (приложение V,фото 2)
Псковской обл., уроженка местечка Жежморяй, Литва (приложение V,фото 3)
Усвятского р-на, Псковской обл., уроженка д. Росица, Витебской обл.,Беларусь
(приложение V,фото 4)
Усвятского р-на, Псковской обл. (приложение V,фото 6)
Усвяты, Псковской обл. (приложение V,фото 9 )
[1] Чубарьян О.С. Человек и книга.-М;Наука, 1978г.
[2] http://ru.wikipedia.org/wiki/Повесть_временных_лет/ - наиболее ранний из дошедших до нас летописных сводов. Относится к началу XII веку. Свод этот известен в составе ряда летописных сборников, сохранившихся в списках, из которых лучшими и наиболее старыми являются Лаврентьевский 1377 г. и Ипатьевский 20-х годов ХV. Летопись вобрала в себя в большом количестве материалы сказаний, повестей, легенд, устные поэтические предания о различных исторических лицах и событиях.
[3] Би́блия (греч. βιβλία — мн. ч. от βιβλίον — «книга») — собрание священных текстов христиан, состоящее из Ветхого и Нового Завета.
[4] Первый материал, на котором можно было писать, был изготовлен из растения, которое называлось папирусом. Это изобретение было сделано египтянами около 2000 лет до н.э. Примерно в течение двух с половиной тысячелетий папирус был единственным материалом для письма.
[5] Пергамент (нем. Pergament, от греч. Πέργαμον, Пергам) — материал для письма из недублёной сыромятной кожи животных (до изобретения бумаги)
[6] Кодекс (от нем. Kodex из лат. codex, «книга») — одна из древних форм книги со страницами, как у современных книг. Кодекс можно назвать прототипом сегодняшних книг.
[7] http://russian.china.org.cn/Sci-Edu-Cult/txt/2005-03/02/content_2158185.htm
[8] А. А. Плешаков. Окружающий мир. 2 часть, учебник для 4 класса. М. Просвещение.2010г.
[9] http://ru.wikisource.org/wiki/О_царю_Петре,_прелюбезный_сыне_(Карион_Истомин)#cite_note-3
[10] Влади́мир Ильи́ч Улья́нов (псевдоним Ле́нин) — российский и советский политический и государственный деятель мирового масштаба, революционер, один из организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, создатель первого в мировой истории социалистического государства.
Плавает ли канцелярская скрепка?
Снежный всадник
Мать-и-мачеха
Сказка на ночь про Снеговика
Цветущая сакура