Анализ кавказской прозы писателей 19-20 века.
Вложение | Размер |
---|---|
Тема свободы в кавказской прозе русских и советских писателей. | 82.21 КБ |
РЕФЕРАТ
по литературе на тему:
" Красота спасет мир"
Ученицы 9-В класса
Школы № 335
Кадыровой Полины
г. Пушкин, 2013
Актуальность моего реферата заключается в анализе содержания и структуры, выбранных мной произведений, в понимании авторской позиции, поднятых в произведениях.
Цель: Раскрыть смысл понятия красоты для авторов великих произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, В.С. Маканина.
Методы исследования: сравнительно-сопоставительный, исторический, метафизический.
ПЛАН РЕФЕРАТА
Введение. Кавказ в жизни русских писателей и поэтов.
Глава 1. А.С.Пушкин – первооткрыватель кавказской темы.
Глава 2. Значение Кавказа для творчества М.Ю. Лермонтова.
Глава 3. Кавказский период в творчестве Л.Н. Толстого.
Глава 4. Кавказ в произведении В.С. Маканина «Кавказский пленный»
Заключение
Список литературы
Введение
Кавказ в жизни русских писателей и поэтов.
История Кавказа тесно связана с именами многих известных людей. Русских поэтов и писателей манил к себе Кавказ, таинственный край «где люди вольны, как орлы». В те далекие годы считалось, что Кавказ – беспокойная окраина, где идут бесконечные войны и куда царское правительство высылает инакомыслящих.
И только романтическая поэзия А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и творчество других поэтов, писателей, композиторов и художников создали славу красотам природы Кавказа, благородству свободолюбивых его народов.
Так сложилось, что Кавказ оказался важным для истории русской литературы регионом. Здесь в свое время находили вдохновение А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой и другие.
Весь пафос свободы не имеет ни малейшего смысла, если в человеке нет святыни, перед которой мы должны преклоняться. [1]
Е.Трубецкой
Лишь достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.[2]
И.Гете
Рассматривая наиболее яркие произведения: рассказ Л.Н.Толстого "Кавказский пленник", поэма А.С.Пушкина и поэма М.Ю.Лермонтова "Кавказский пленник" и рассказ В.С.Маканина "Кавказский пленный", мы находим множество примеров, что вышеизложенное обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Тема красоты человеческой души актуальна по сей день. Сможем ли мы утвердительно ответить на вопрос, поставленный в одном из исследуемых произведений "спасет ли красота мир?". Я решила выяснить это, изучая творчество А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого и В.С.Маканина, определить, как трактуется образ кавказского пленника в этих произведениях, решаются проблемы взаимоотношения людей разных национальностей.
Все события с героями произведений Пушкина, Лермонтова, Толстого и Маканина происходят на Кавказе, где главные герои находятся в неволе.
Что наше поколение знает о неволе? Как представляет себе свободу? Знают ли настоящее применение абсолютной свободы?
В словаре Тихонова: “Свобода - отсутствие зависимости от кого-л., возможность располагать собою по собственному усмотрению, желанию ”.[3]
В словаре Ожегова: “Плен - Состояние порабощенности, того, кто захвачен на войне противником и лишен свободы[4]
Значит свобода – это отсутствие зависимости от кого-либо, возможность располагать собою по собственному усмотрению, желанию. Свободой дорожат, к свободе стремятся. Зачастую жертвуют многим, чтобы ощутить это чувство легкости и независимости. Задумывается человек, идя к этой цели, о цене, которую ему придется заплатить? Великие поэты часто затрагивали тему свободы, к сожалению, нам остается, только чувствовать между строк задумку авторов, жаль, что это единственные источники, которые нам доступны. Но, уже окунувшись даже в эти замечательные произведения можно понять, что свобода- понятие очень широкое.
Плен - этому слову дают много значений и характеристик, бесспорно, что это состояние порабощенности, отчаяния и бездействия. Пожалуй, понятие "плен" было бы заслуженно назвать одним из тяжких периодов, который может опустошить человека изнутри, не оставив ничего живого. Другими словами, ограничение свободы человека - несет урон как душевный, так и физический. В плен может попасть каждый из людей, абсолютно любой. Но лишь поистине жаждущие, свободно дышать люди, могут справиться с этими оковами. Было бы разумно полагать, что два этих понятия отделяет лишь тонкая грань, настолько тонкая, что от свободы до плена каждому из нас остается буквально один шаг.
Непростыми были и остаются отношения России с Кавказом.
В 19 веке Кавказ называли "Теплой Сибирью"[5], туда в действующую армию ссылали неугодных царскому правительству. На Кавказ ехали, и молодые люди в жажде побывать в "настоящем деле", туда стремились и как в экзотическую страну чудес.
Что такое свобода и плен лучше всего человек понимает в ходе военных действий, вот почему многие писатели и поэты о теме свободы рассуждают именно в произведениях о войне.
Участвовали в этой войне и офицеры М.Ю.Лермонтов и Л.Н.Толстой, но не войну воспевали они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь свободолюбивых горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов.
Во всех четырёх произведениях писатели разных эпох Пушкин, Лермонтов, Толстой и Маканин обращаются к понятиям свобода и ее ограничениям - неволе, плену.
Глава 1.
А.С.Пушкин – первооткрыватель кавказской темы.
В письме к одному из своих кишиневских друзей В. П. Горчакову молодой поэт прямо скажет о “Кавказском пленнике”: «В нем есть стихи моего сердца».
Александр Михайлович Горчаков не принадлежал к числу близких лицейских друзей поэта, хотя и был связан с ним общностью литературных интересов. Подобно многим из лицеистов, Горчаков увлекался пушкинскими стихами, был их прилежным переписчиком.
Александр Пушкин один из первых, кто затронул тему Кавказа, он побывал на Кавказе дважды. В свой первый приезд в сентябре 1820 года он писал брату: « Два месяца жил на Кавказе. Воды мне чрезвычайно помогли. Жалей, мой друг, что ты со мною не видел великолепную цепь этих гор, ледяные их вершины, которые издали, кажутся странными облаками, разноцветными, неподвижными»[6].
Биограф А.С.Пушкина Бартнев писал: «Эти поездки, эта жизнь вольная, заманчивая и совсем не похожая на прежнюю, эта новость и нечаянность впечатлений, жизнь в кибитках и палатках, разнообразные прогулки, ночи под открытым южным небом, и кругом причудливые картины гор, новые нравы, невиданные племена, аулы, сакли и верблюды, дикая вольность горских черкессов,а в нескольких часах пути упорная, жестокая война – все это должно было чрезвычайно нравиться молодому Пушкину»[7].
Под этим глубоким впечатлением зародилась поэма «Кавказский пленник». Пушкин не раз писал о том, что любит поэму по тому, что в ней есть стихи его сердца. В России эта маленькая, но такая страстная поэма была принята с восторгом.
Душевному подъему поэта постоянно сопутствовало нарушение личного счастья. Пушкин был влюблен в Машеньку Раевскую. Через пять лет после этой поездки на Кавказ она станет княгиней Болконской, а еще через год Пушкину в Москве придется проститься с нею навсегда перед ее отъездом в Сибирь вслед за декабристами.[8]
Во второй свой приезд на Кавказ в 1829 году А.С.Пушкин испытал душевный кризис. Самовольная поездка поэта на Кавказ в действующую армию длилась около пяти месяцев. Пушкин раздвоен, странен в поступках, не понятен окружающим. На Кавказе он был в обществе друзей, лечился там, играл и писал, здесь он начал вести путевые заметки, которые доработал позднее, назвав их «Путешествие в Арзрум»[9].
Значение Кавказа для творчества А.С.Пушкина огромно. Об этом еще при жизни поэта писал Н.В.Гоголь: «Он один только певец Кавказа: он влюблен в него всею душой и чувствами; он проникнут и напитан его чудными окрестностями, южным небом».[10]
У А.С.Пушкина свыше десятка шедевров его лирики, посвященные кавказской теме.
«Это был… не только великий русский поэт своего времени, но и великий поэт всех народов и всех веков… слава всемирная», так восторженно писал о Пушкине известный критик В. Белинский[11].
Хотелось бы сказать о том, что жизнь Александра Сергеевича Пушкина и его произведения о Кавказе были созданы не по прочитанным книгам и не по рассказам других людей, он исходил из собственных впечатлений, чувств, от пережитого в этих местах. В то время как Пушкин был сослан в ссылку на Кавказ, на Кубани шла колониальная война, длительная и кровопролитная. Кавказская тема затронула Пушкина не только как источник красоты, но и с морально-политической стороны. Поэт покинул Кавказ, будучи проникнут большой идеей братства всех народов. Александр Сергеевич не покровительствует колониальной войне, а говорит о мире для ныне воюющих народов.
Говоря о произведении в «Кавказском пленнике» поэт хотел изобразить характерные черты молодежи начала XIX века, особенности ее духовного облика и психического склада. Тема свободы занимает доминирующее значение в произведениях Александра Сергеевича. Это можно прочувствовать, читая строки из поэмы:
Свобода! он одной тебя
Еще искал в пустынном мире.
Страстями чувства истребя,
Охолодев к мечтам и к лире,
С волненьем песни он внимал,
Одушевленные тобою,
И с верой, пламенной мольбою
Твой гордый идол обнимал [12].
Главный герой, который вскоре будет являться пленником — обычный путешественник, разочарованный цивилизованной жизнью, решивший отправиться с Запада на Восток, в область диких естественных нравов, вслед «за веселым призраком свободы». Находясь в рабстве, персонажу нравится быт, обычаи, одежды и нравы черкесов, его привлекает красота окружающей его природы, но жажда свободы не отпускает его, он прекрасно понимает, что и в скором времени эта жажда его не покинет.
В первой части произведения “Кавказский пленник” Александр Сергеевич показывает остроту безысходности положения персонажа. Главный герой готов принять смерть, нежели факт, что он пленен и является рабом.
Свершилось... целью упованья
Не зрит он в мире ничего.
И вы, последние мечтанья,
И вы сокрылись от него.
Он раб, склонясь главой на камень,
Он ждет, чтоб с сумрачной зарей
Погас печальной жизни пламень,
И жаждет сени гробовой[13].
Сугай Л.А. считал, что непосредственным «образом» для «Кавказского пленника» послужила поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда». Основное, что наследует Пушкин от образа Чайльд-Гарольда, — это разочарованность и изгнанничество.[14]
«Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые делались отличительными чертами молодежи 19-го века»[15], — писал Пушкин.
В поэме автор так же создает немало важный персонаж, на который стоит обратить внимание – черкешенка. Александр Сергеевич дает ей черты присуще горной красавице. Девушка молчаливая, задумчивая, понимающая важность приобретения свободы русскому пленнику и помогает ему бежать. Героиня является так же пленницей обстоятельств, она обречена, выйти замуж за нелюбимого человека против ее воли.
…Ты говорила: «Пленник милый,
Развесели свой взор унылый,
Склонись главой ко мне на грудь,
Свободу, родину забудь. [16]
Оставаясь верной своим чувствам к герою поэмы, она выбирает смерть, нежели жизнь без любимого, несмотря на его холодность и преданность другой. Черкешенке суждено было погибнуть, но за миг до гибели она если и не понимает умом, то ощущает сердцем великую силу свободы.
В этом произведении стоит более внимательно взглянуть на жизнь общества, полного пороков, герои поэмы противопоставляют свободу. Они считают, что естественное состояние человека — свобода и независимость.
Таким образом, ценой душевной красоты черкешенка спасает жизнь и мир молодого пленника. Значит, А.С. Пушкин считал, что красота…спасет мир.
Глава 2.
Значение Кавказа для творчества М.Ю. Лермонтова
Лермонтов о Кавказе: "Синие горы Кавказа… вы взлелеяли детство мое, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас, да о небе...".
Позже, поэт назовет себя "сыном Кавказа" в посвящении к поэме "Аул Бастунжи", что полностью искоренит сомнения в любви Михаила Юрьевича к этому дивному краю.
Я сердцем твой, всегда и всюду твой.[17]
Кавказ, Кавказский край, занимает исключительное место в жизни и творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова.
Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии, так же, как он был колыбелью поэзии Пушкина, и после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ за дивные впечатления его девственно величавой природы, как Лермонтов…»[18]
Судьба Лермонтова сложилась так, что именно Кавказом были порождены наиболее яркие впечатления детства. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова. Пробуждение первой любовной мечты
(«О! сия минута первого беспокойства страстей
до могилы будет терзать мой ум!»)
сливалось с поэтическим восприятием природы Кавказа, которая гармонировала с романтической направленностью раннего творчества Лермонтова.
Кавказские впечатления воплотились также в живописном и графическом наследии М. Ю. Лермонтова.
Тебе, Кавказ, - суровый царь земли –
Я снова посвящаю стих небрежный:
Как сына, ты его благослови
И осени вершиной белоснежной![19]
От ранних лет кипит в моей крови
Твой жар и бурь твоих порыв мятежный;
На севере в стране тебе чужой
Я сердцем твой, - всегда и всюду твой!..
Зародившаяся в детстве любовь поэта к Кавказу была безграничной, что в его стихах:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в 1818 году, когда был еще ребенком, затем в 1820 и 1825 годах. Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньва трижды привозила на Горячие воды рано оставшегося без матери любимого внука, чтобы поправить его здоровье. Много интересного видел мальчик, бывая в окрестностях Горячих вод. Он наблюдал нравы кавказских жителей, их праздники, природу этого края. Но более всего его поражали горцы – мужественные и суровые, гордые и свободолюбивые. Через несколько лет после возвращения из Кавказа юный поэт создает целый цикл произведений, в которых выражает свои романтические поиски людей сильных духом, способных выступить на борьбу за свободу, отстоять свое человеческое достоинство. Кавказ для юного Лермонтова - это символ свободы[20].
Путь на Кавказ проходил по бескрайним донским степям, которые произвели сильное впечатление на юного поэта. Но не только природа Дона запечатлелась в памяти поэта, но и история казачества, с которой М. Ю. Лермонтов был очень хорошо знаком. И хотя среди поэм Лермонтова нет ни одной целиком посвященной казакам, во многих донские казаки – главные действующие лица: «Черкесы», «Кавказский пленник», «Измаил-Бей», «Аул-Бастунджи», «Герой нашего времени»[21].
Героям-казакам, участникам войны 1812 года, М. Ю. Лермонтов посвящает строки, в которых пишет «о сынах неустрашимых Дона, которых Рейн, Лоара и Рона видали на своих берегах».
В сознании поэта казак - это бесстрашный воин, удалец, лихой наездник, окруженный романтическим ореолом. Лермонтов показывает их в разной обстановке:
Беда беспечным казакам
Не зрить им уж родного Дона
Не слышать колоколов звона!
Меж тем с беспечною отвагой
Отряд могучих казаков
Гнался за малою ватагой
Неустрашимых удальцов[22]
В 1837 г. Лермонтов был сослан на Кавказ за стихи на смерть Пушкина. Заболев по дороге, он из Ставрополя поехал в Пятигорск и до осени лечился на водах. Затем, командированный в отряд генерала Вельяминова, проехал всю Кавказскую линию, был в Тамани и в октябре отправился по Военно-Грузинской дороге в Грузию, где в Карагаче стоял его полк, а в декабре, переведенный в лейб-гвардии Гродненский гусарский полк, покинул Грузию во время второй ссылки в 1840 году Лермонтов принял участие в военных действиях против горцев, снова был на Кавказских Минеральных водах, на Тереке[23]. Эти путешествия помогли поэту ближе познакомиться с жизнью народов Кавказа, его природой, богатым фольклором[24]. Особое значение для Лермонтова имели встречи с кавказской интеллигенцией и сосланными на Кавказ декабристами. Тема Кавказа заняла значительное место в творчестве Лермонтова. С нею связаны его крупнейшие произведения: «Измаил-Бей», «Мцыри», «Демон», «Валерик», «Герой нашего времени», «Дары Терека», «Беглец», «Свиданье» и другие.
В первой половине XIX века литература занимала доминирующее положение в системе духовной культуры, и она являлась главной и, пожалуй, единственной областью, где была возможность выразить требования и чаяния народа. Процесс развития и смены художественных направлений происходил в условиях разложения феодально-крепостнической системы и общественной мысли.[25]
Лермонтову пришлось жить и писать в одну из самых реакционных эпох русской истории - это XIX век. Начало этой эпохи было ознаменовано разгромом декабризма, а конец, до которого Лермонтов не дожил, — сплочением и активизацией революционной демократии. Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Справедливо судить, что отношение к свободе и плену в период истории XIX века, когда творил писатель, были очень высокими[26].
Что же касается военной службы Лермонтова, то она началась с того дня, когда он был зачислен в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров унтер-офицером лейб-гвардии Гусарского полка —14 ноября 1832. Службу он нес исправно, но не терпел педантизма в мелочах службы и быта. В издевательском тоне говорится об этом в поэме “Монго”: “...и не тянул ноги он в пятку, / Как должен каждый патриот...”. Свой протест против бессмысленных требований великая книга Михаила Павловича, командовавшего гвардией, Лермонтов осуществлял то явкой на развод караулов с миниатюрной саблей, то — на великосветский бал с неуставным шитьем на обшлаге и воротнике вицмундира. За это Михаила Юрьевича отправляли под арест[27].
Но ни Школа юнкеров, ни “большой свет” не смогли заглушить лучших свойств натуры поэта. Период первой ссылки был важен для становления личности поэта-воина. На Кавказе он встретился с новыми людьми: это были скромные труженики войны и сосланные декабристы. Отношение его к военным действиям было противоречивым. С одной стороны, Лермонтов всей душой был на стороне свободолюбивых народов Кавказа, однако, как Пушкин и декабристы, понимал, что у горцев нет надежды на завоевание полной независимости, и единственный выход состоит в присоединении к России[28].
Именно поэтому в поэме М.Ю. Лермонтова “Кавказский пленник” можно заметить глубокую симпатию к простым, но полным настоящей самоотверженности и героизма людям.
Поэма “Кавказский пленник” была написана в 1828 г и в ней отражается живой и ранний интерес Лермонтова к быту и нравам кавказских горцев.
Таким образом, сюжетно "Кавказский пленник" близок к одноименному произведению Пушкина, но у Лермонтова увеличено количество персонажей, различны их характеры. Пленник лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей. [29]. Жилин жизнерадостный человек, в то время, как Костылин недоброжелательно смотрит на окружающий его мир и отличается жестокостью и злобой. Нельзя сказать, что различие между этими героями определено обстоятельствами. Оба - русские офицеры, оба принимают участие в войне России против Кавказа. Жилин с искренностью и внутренней честностью смотрит на мир и других людей. Это Толстой, а не Лермонтов.
Девушка, которую автор именует Диной, помогает бежать русскому солдату из плена. Михаил Юрьевич описывает героиню так:
” Вдруг видит он перед собою:
С улыбкой жалости немой
Стоит черкешенка младая!
Дает заботливой рукой
Хлеб и кумыс прохладный свой,
Пред ним колена преклоняя.
И взор ее изобразил
Души порыв, как бы смятенной [30]
Лермонтов предает Черкешенке - более решительный характер, нежели у пушкинской героини, она требует любви пленника. Михаил Юрьевич усилил также драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня.
Влюбленная черкешенка, узнавшая восторги сердца, уговаривает пленника забыть родину и свободу. Она готова презреть волю отца и брата, которые хотят продать её нелюбимому в другой аул, уговорить их или покончить с собой. Она любит только пленника. Но её слова и ласки не пробуждают души пленника. Он предается воспоминаниям и однажды, плача, открывает ей душу, он молит черкешенку забыть его, ставшего жертвой страстей, которые лишили его упоений и желаний. Он сокрушается, что узнал её так поздно, когда уже нет надежды и мечты и он не в состоянии ответить ей на её любовь, душа его холодна и бесчувственна, и в ней живет другой образ, вечно милый, но недостижимый. Включи в пересказ цитаты из текста.
В ответ на признания пленника черкешенка укоряет его и говорит, что он мог хотя бы из жалости обмануть её неопытность. Она просит его быть снисходительным к её душевным мукам. Пленник отвечает ей, что их судьбы схожи, что он тоже не знал взаимности в любви и страдал в одиночестве. На рассвете, печальные и безмолвные, они расстаются, и с этих пор пленник проводит время один в мечтах о свободе.
Однажды он слышит шум и видит, что черкесы отправляются в набег. В ауле остаются только женщины, дети и старцы. Пленник мечтает о побеге, но тяжкая цепь и глубокая река — неодолимые препятствия. И вот когда стемнело, к пленнику пришла она, держа в руках пилу и кинжал. Она сама распиливает цепь. Возбужденный юноша предлагает ей бежать с ним вместе, но черкешенка отказывается, зная, что он любит другую. Она прощается с ним, и пленник бросается в реку и плывет на противоположный берег. Внезапно он слышит позади шум волн и отдаленный стон. Выбравшись на берег, он оборачивается и не находит взглядом на оставленном берегу черкешенки.
Пленник понимает, что означали этот плеск и стон. Он глядит прощальным взором на покинутый аул, на поле, где он пас стадо, и отправляется туда, где сверкают русские штыки и окликаются передовые казаки.
Поэма Михаила Юрьевича Лермонтова “Кавказский пленник” начинается с эпиграфа, который автор берёт (в переработанном виде) строки из стихотворения немецкого поэта Карла-Филиппа Конца (1762-1827) «Das Orakel der Weisheit» («Оракул мудрости», 1791):
Наслаждайся и страдай!
Терпи и смиряйся!
Люби, надейся и верь![31]
Произведение начинается с этого эпиграфа, не случайно, скорее всего, поэт знает, что величественная красота Кавказа может нести не только любовь, надежду и спасение для человека, но, а так, же заставить страдать его.
Название поэмы четко указывает на источник, из которого Лермонтов черпал вдохновение – это одна из «южных поэм» А. С. Пушкина. «Кавказский пленник» повторяет, с небольшими изменениями, пушкинский сюжет. Внесенные Лермонтовым изменения представляют интерес с тех позиций, что эти модификации усиливают общее романтическое звучание поэмы, уничтожая присутствующий у Пушкина намек на разрушение романтической традиции, и одновременно делают сюжет более шаблонным, сходным с другими образцами жанра.
Глава 3.
Кавказский период в творчестве Л.Н. Толстого.
Перед тем, как проститься с Кавказом Толстой в своем дневнике напишет: «Я начинаю любить Кавказ, хотя посмертной, но сильной любовью».
Толстой на склоне лет говорил, что его жизнь можно разделить на 7 периодов, и тот, который он провёл на Кавказе, был одним из самых главных. Это была пора раздумий о смысле жизни, о своём месте в этом мире.
В 1848-1851 годах деревенское уединение Льва Николаевича Толстого чередовалось с периодами шумной, как сам Толстой определял, «безалаберной» столичной жизни – в Москве, в Петербурге. [32]
Литературные занятия все больше привлекают Толстого, он задумывает повесть «из цыганского быта», но рассеянная светская жизнь мешает сосредоточенному труду. Недовольство собой, желание круто переменить жизнь, сменить пустую болтовню светских гостиных на настоящее дело привели его к внезапному решению уехать на Кавказ.[33]
Николай Николаевич, возвращаясь в полк, предложил брату ехать с ним, и они отправились. 30 мая 1851 года Толстые прибыли в казачью станицу на левом берегу Терека – Старогладковскую. Здесь началась военная служба Льва Николаевича. В те времена служба на Кавказе была опасной: шла война с отрядами горцев, объединившихся под предводительством Шамиля. Однажды Толстой чуть не попал в плен к чеченцам, когда их отряд двигался из крепости Воздвиженскую в Грозную[34].
Под Толстым была очень резвая лошадь, и он мог легко ускакать. Но он не оставил приятеля Садо Мисербиева, мирного чеченца, лошадь которого отставала. Они удачно отбились и прискакали в Грозную за подкреплением. [35]
В офицерском обществе, не отличавшемся высокими духовными интересами, Лев Николаевич чувствовал себя одиноко. Его больше привлекали солдаты, в них он сумел оценить простоту, доброе сердце, стойкость и мужество. Но особенно привлекательна была для него вольная жизнь казаков. Он подружился со старым казаком-охотником Епифаном Сехиным, слушал и записывал его рассказы, казачьи песни. Черты Епифана Сехина запечатлены в образе дяди Ерошки в «Казаках» (повесть начата на Кавказе, закончена в 1862 году.[36]
На Кавказе Толстой испытал сильную страсть к казачке, описанной в повести «Казаки» под именем Марьяны. Здесь на Кавказе, определенно обрисовались многие черты, характеризующие зрелого Толстого как мыслителя и художника. Он много читал. [37]
«У меня есть книги, занятия и досуг, потому что никто не приходит беспокоить меня, так что, в общем, я не скучаю», - писал он из Тифлиса в 1851 г. [38]
Военная служба не могла занять Толстого всецело. Чувство смятения, недовольство собой не покидают его и на Кавказе. В день рождения 28 августа 1852 года, Толстой записывает в Дневнике:
«Мне 24 года, а я еще ничего не сделал. Я чувствую, что недаром вот уже восемь лет, борюсь с сомнением и страстями. Но на что я назначен? Это откроет будущность»[39]. Случилось так, что на следующий день он получил из Петербурга письмо Н. А. Некрасова, содержащее похвалу рукописи его первой законченной повести «Детство»:
«Я прочел вашу рукопись. Она имеет в себе настолько интереса, что я ее напечатаю. Не зная продолжения, не могу сказать решительно, но мне кажется, что в авторе есть талант. Во всяком случае направление автора, простота и действительность содержания составляют неотъемлемые достоинства этого произведения»[40].
В ходе исследовательской работы мой интерес пал на не менее интересное произведение “Кавказский пленник” автором, которого является Лев Николаевич Толстой.
Заинтересовавшись его биографией, я выяснила, что “Кавказский пленник” был основан на реальных событиях. Это не на шутку вызвало у меня много вопросов и один из них, а как начиналась военная карьера Толстого? Оказалось, что в 1851 году старший брат Николай, офицер действующей армии, уговорил Толстого ехать вместе на Кавказ, где на тот момент шла русско-чеченская война. Почти три года Толстой прожил в казачьей станице на берегу Терека, выезжая в Кизляр, Тифлис, Владикавказ и участвуя в военных действиях сначала добровольно, потом был принят на службу.
В январе 1852 года писатель поступил в артиллеристы и участвовал во многих сражениях. На Кавказе скоро произведенный в офицеры Толстой оставался два года, участвуя во многих стычках и подвергаясь всем опасностями боевой кавказской жизни. [41]
Автобиографические мотивы не занимают значительного места, хотя воспоминания о Кавказе порою сильно овладевали им в пору работы над "Хаджи-Муратом". В феврале 1897 г. Толстой отмечает в дневнике: "45 лет тому назад был в сражении". Личные черты можно подметить в Бутлере, но в общем автор стремится к объективности, сильно выявленной уже в «Кавказском пленнике».[42]
Значит можно сделать вывод, что произведение “Кавказский пленник” рассказ - быль. Так же по биографии Льва Николаевича, можно узнать, что Толстой служил на Кавказе почти в тех же местах, что и М.Ю.Лермонтов. Однако, хочу заметить, горцев они воспринимали по-разному, собственно, даже понятно почему, у каждого человека свое мировоззрение и оно не может быть схожим.
Если сравнить Рассказ-быль Льва Николаевича Толстого “Кавказский пленник” и поэму з М.Ю. Лермонтова “Кавказский пленник”, то можно заметить, что произведение Толстого включает в себя подробности жизни, детали быта, динамики взаимоотношений, мелочи повседневности, в отличие от поэмы Лермонтова, но неизменной составляющей обоих произведений является описание природы. Приведи это описание природы. Сравни его.
Главный герой были Толстого - это Жилин, который попадает в плен к иноверцам на вполне законных основаниях. Он противник, воин, по обычаям горцев его можно взять в плен и получить за него выкуп. Фамилия у героя, как мы уже заметили, говорящая с помощью которой уже можно представить внешность героя. Он сильный, стойкий, жилистый. В произведении говорится, что у него золотые руки, даже находясь в плену, он помогал горцам, чинил что-то и даже оказывал медицинскую помощь. Автор не дает имени персонажу, его называют Иваном и этому есть объяснение, раньше всех русский пленников называли Иваном, вне зависимости от настоящего имени человека.
“— Хорошо, Иван, хорошо! — и вскочила, забила в ладоши, вырвала кувшин и убежала.”[43]
“Собралась вся деревня: мальчишки, девчонки, бабы; и татары пришли, языком щелкают:
— Ай, урус! ай, Иван!”[44]
В произведении есть еще один персонаж, которого автор именует Костылиным. Как раз на состояние Костылина стоит, обратить тоже пристальное внимание, ведь этот герой находится в двойном плену. Писатель, рисуя данный образ, говорит, что, не выбравшись из внутреннего плена, нельзя выбраться и из плена внешнего.
В художественном отношении чрезвычайно ценен «Кавказский пленник». В этом рассказе примечательны следующие черты – ослабление автобиографических мотивов, стремление к полной объективности, усиление интереса к изображению горского быта, продолжение борьбы с романтической традицией. В самом деле поводом к написанию этого произведения послужил подлинный случай из жизни самого Толстого – встреча с чеченцами, едва не закончившаяся пленением его и верного спутника – Садо; однако подробности личного характера здесь не подчеркнуты.
— встреча с чеченцами, едва не закончившаяся пленением его и верного спутника — Садо; однако подробности личного характера здесь не подчеркнуты. Главная цель автора — правдивое описание горской жизни. Мотив любви, выступавший у Пушкина и Лермонтова в аналогичном сюжете на первый план, заменен здесь мотивом дружбы (дружба Жилина и Дины). Здесь на первом плане — изображение внешнего быта горцев, их обычаев. Толстой описывает их жилище, одежду, еду, обряд похорон, обращение с пленными и прочее, а также поднимает вопросы, которые просто нуждаются в ответах: почему люди не могут быть равными между собой по отношению друг другу; почему одному дана возможность доминировать, другому – нет; почему нравственная планка бывает настолько высока, что человек должен принять безвыходность.
Жилин | Костылин |
офицер русской армии; "хоть не велик ростом, а удал был"" сам говорит об отношениях с татарами: "с ними что робеть, то хуже"; о нём татары: "ты все серчаешь"; "хорош урус" "на всякое рукоделье мастер был" | офицер русской армии; "грузный, толстый, весь красный"; о нём татары "смирный" |
"доберусь до ружья, я сам не дамся" | заместо того, чтобы подождать, только увидел татар, закатился что есть духу к крепости" |
проявляет волю, мужество, находчивость, стойкость, активно борется | не соратник, а обуза; страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит боль, усталость, бездействует |
В этом произведении описывается приключения храброго и умного русского офицера Жилина, попавшего в плен к горцам и сумевшего убежать из плена. Рассказ написан с таким художественным совершенством, что с первых же строк безраздельно завладевает вниманием читателя. Познакомившись в школьные годы с героями этого рассказа, мы запоминаем их на всю жизнь. Такова сила настоящего, большого искусства.
Глава 4.
Значение понятий свобода и ее ограничение в произведении
В.С. Маканина «Кавказский пленный»
В своем произведении Валерий Сергеевич внимая голосу красоты, пытается понять что-то, залежавшееся в глубине его сознания.
Рассказ «Кавказский пленный» посвящен болезненной теме взаимного притяжения и отталкивания русского и кавказца, приводящего их к кровавой вражде. Идет война в Чечне. Двое: опытный, суровый сержант Рубахин и весельчак Вовка-стрелок отправляются за помощью: их колонна застряла в заминированном ущелье. Рубахин берет в плен совсем молодого, необычайно красивого, чеченского юношу. Пленный послужит им проводником, поможет вывести колонну тропами, которые знают лишь местные. По дороге пленный чеченец попытается сбежать. Вовку ранит снайпер. Пробираясь мимо чеченского села, они найдут там русского солдата и попытаются его спасти. Но, на удивление, все это только сблизит их. И вот они уже задушевно болтают друг с другом, забыв на время о том, что они враги, - просто трое ребят, идущие по горным тропам. До колонны остается совсем немного, и скоро они отпустят пленного. Отпустили бы, если бы война хоть на мгновение отпустила их самих.
Маканин пишет о реальных событиях 90-х в Чечне. Рассказ Маканина - полемика с традициями классической литературы, это проявилось в названии произведения
Маканин интересно обыгрывает название рассказа «Кавказский пленный» а не пленник. По словарю С.И.Ожегова лексическое значение слова «пленный»- взятый в плен, находящийся в плену. «Пленник» - тот, кто пленён кем-чем-либо[45]. В рассказе пленён не только юноша, но и главный герой пленён красотой гор: «который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность»[46].
У Маканина Рубахин и Вовка-стрелок товарищи по службе, но кавказский юноша вызывает смутные и непонятные для Рубахина переживания. Внешность молодого кавказца автор описывает именно так: «Он глянул на пойманного: лицо удивило. Во-первых, молодостью, хотя такие юнцы, лет шестнадцати семнадцати, среди боевиков бывали нередко. Правильные черты, нежная кожа. Чем-то еще поразило его лицо кавказца, но чем? он не успел понять.»[47]. Главный герой только потом понимает почему. Он был очень красив, что было странно: боевики всегда ценили мужественность и жестокость, и такого красавца в свой отряд не взяли бы. В конце Рубахин убивает пленного ради своего спасения. В Произведении автор указывает, кто же такой Рубахин: «Рубахин был простой солдат - он не был защищен от человеческой красоты как таковой. И вот уже вновь словно бы исподволь напрашивалось новое и незнакомое ему чувство.»[48]
Если сопоставить героев предыдущих авторов, мы видим: толстовский герой хороший товарищ. Он не бросает Костылина в беде, хотя именно из-за него они и попали в плен. Жилин стал симпатичен всему аулу, кроме старика, который ненавидел русских.
У Толстого герои попадают в плен и выбираются из него, а у Маканина герой взял в плен юношу с целью обмена. Во всех рассмотренных произведениях тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. У Пушкина, Лермонтова и Толстого это красота души, поступков, человеческих чувств, а у Маканина внешняя, красота пленного, и пугающая солдат красота местного пейзажа. «Серые замшелые ущелья. Бедные и грязноватые домишки горцев, слепившиеся, как птичьи гнёзда. Но всё-таки - горы?! Там и тут теснятся их жёлтые от солнца вершины. Горы. Горы. Горы. Который год бередит ему сердце их величавость, немая торжественность..." [49]
В «Кавказском пленном» постоянно присутствует фраза Достоевского - «красота спасёт мир», но в рассказе она «не успела спасти». Пушкинский герой - романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой. Благодаря любви молодой черкешенки, герой Пушкина получает возможность обрести свободу. «Ты волен,— дева говорит,— беги»[50]. Из-за безответной любви гибнет «дева гор»[51]. Жилину помогла горская девочка Дина, с которой они подружились. В обоих случаях сыграли роль человеческие чувства: любовь, дружба, сострадание, а также красота человеческой души, доброта.
Пушкинский герой – романтический. Толстовский хороший друг и товарищ, а Маканинский солдат, устал от войны, но никак не может уехать домой.
Мы провели анализ текстов, способов изображения главного героя и выделили отличительные черты кавказских пленников.
Плен в метафорическом плане определяется В.С. Маканина как слепота разума, неразвитое сознание, спящая душа, неразбуженное сердце, плен человеческих заблуждений и предрассудков, что является причиной войны. Это произведение предшествовало первой чеченской компании, которые начались в ноябре-декабре[52].
В конце рассказа возникает новое значение самого названия. Почему пленный, а не пленник? Пленник - лишенный воли, узник, заключенный, невольник, что подразумевает альтернативу: освобождение из плена. В понятии «пленный» у В.Маканина эта альтернатива отсутствует. Пленный - это не просто неопределенное по времени состояние, но постоянное состояние героя. Выходом из маканинского “плена” может быть только смерть.
Само понятие “пленный” оказывается многозначным. В узком смысле - это юноша-боевик, взятый в плен федеральными войсками с целью обмена “пленных на пленных”, и российский солдат Рубахин, оказавшийся в плену своего чувства. В широком смысле - чеченцы, ставшие заложниками политической аферы очередного «маленького Наполеона», и русский народ, оказавшийся своеобразной жертвой геополитических интересов и идеи территориальной целостности.
В произведении Маканина пленный юноша-боевик вызывает странные чувства у Рубахина, которых солдат опасается и в какой-то степени даже пугается и презирает себя за синтементальность.
“Рубахин вдруг начал за юношей ухаживать. (Он взволновался. Он никак не ожидал этого от себя.)”.
Автор указывает на душевный плен, в который попал главный герой, но общей чертой представителей двух разных национальностей по-прежнему является – любовь к свободе и жажда быть свободным.
Так что же осталось в душе русского человека, соприкоснувшегося с красотой, тайной, загадкой Кавказа, чужой жизнью, обычаями, традициями, всем, что составляет культуру нации в целом, и конкретной загадкой чужой души? Ответ прост: удивление, досада, озлобленность, раздражение, смущение, непонимание того, что произошло. Как злой ребенок ломает красивую игрушку, так и Рубахин убивает, уничтожает красоту, которая не может ему принадлежать.
Автор с помощью названия рассказа указывает на провоцирующий характер обращения современного отношения к традиции русской классики, поэтому все навязываемые ассоциации оказываются ложными, сюжет развивается по антисхеме пушкинской поэмы, лермонтовских поэм кавказского цикла, рассказа Л.Н.Толстого, поскольку нестандартна сама постановка проблемы и неожиданны, непредсказуемы повороты сюжета[53].
“Кавказский пленный”, таким образом, становится явлением литературы переходного времени, в котором автор обозначает кризисное состояние мира и человеческой души, выход из кризиса возможен в идеале, и этим идеалом является красота человеческой души.
Заключение
Исторические судьбы Кавказа, его исторические связи с русским народом, с русской культурой прослеживаются во многих литературных произведениях XIX-XX века. Но первооткрывателем Кавказа в русской литературе стал А.С. Пушкин. Под впечатлением своего путешествия по Кубани и Кавказу в начале 1820-х, поэт написал поэму «Кавказский пленник». Романтизированная история русского офицера в плену у горцев, опубликованная в 1822 году, вызвала резонанс в литературных и читательских кругах.
Живой интерес к этой странице истории России, быту и нравам кавказских народностей (который проявлялся не только в литературе, но и в других видах науки и искусств, например, в живописи) подхватил М.Ю. Лермонтов. Под воздействием пушкинского сочинения в 1828 году он написал одноименную поэму на схожий сюжет. Романтические тенденции поэтов спустя несколько десятилетий сменил реалистическим изображением событий Лев Толстой, проходившим военную службу на Кавказе. Его живой, основанный на реальных событиях, рассказ «Кавказский пленник» был опубликован 1872 году, увенчав собой яркую триаду одноименных литературных шедевров.
В XX веке на эту тему отозвался и кинематограф. События чеченской войны начала 90-х нашли отражение в произведении В.С.Маканина «Кавказский пленный» .
Красота, что привлекала авторов разных эпох, в каждом произведении имеет свое предназначение. Красота, в каком- то смысле, понятие свободы. Поскольку красоту нельзя заставить спасать или разрушать мир. Это необъятная для человека сила, неподвластная никому, дарующая спасение лишь тем, кто избран судьбой.
- Все рассмотренные произведения объединены одной темой – темой войны, несмотря на то, что между событиями был большой интервал времени.
- Во всех рассмотренных произведениях рассуждается об отношениях к истинным и ложным ценностям, красоты и чувств.
- Я укрепила свою веру в то, что мир не рухнет из-за войны, а возродится благодаря красоте, нравственности, доброте, милосердию, ответственностью за свои поступки. Ведь все начинается именно с человека и его мыслей.
.
- Исследование позволило ответить наряд вопросов, но при этом и выявить новые, касающиеся устройства мира в целом и школьной жизни в частности. Есть ли и остались ли в человеке качества, способные единению людей.
- Никогда не будет единого мнения бороться или не бороться за свою свободу. Возможно, предпосылки плена исчезнут из нашей жизни, если мы не начнем относиться, друг к другу с понимаем, и терпением.
- Авторы, обращаясь к читателям с темой Кавказа, хотели показать, насколько человеку тяжело физически и душевно находиться в плену.
- Кавказ – место вдохновения, поиска себя, обретения душевного спокойствия и однозначности, место всегда готовое принять человека с ноющей душой. Недаром Маканин берет в основу своего произведения слова Ф.М. Достоевского “Красота спасет мир”.
Список литературы
1). А.С. Пушкин “кавказский пленник”
2). Андроников и. “Лермонтов”
3). Арденс “Творческий путь Л.Н.Толстого”
4). Балязин В. “Крушение Великой империи”,
5). Басинский П. “Проза современного русского реализма”
6). Белинский В.Г. “сочинения Александра Пушкина”
7). Благой Д. “Творческий путь Пушкина (1826-1830)”
8). В.С. Маканин “Кавказский пленный”
9). Гоголь Н.В. “Несколько слов о Пушкине”
10). Гордеев А.А. “История Казаков
11). Гроссман Л. “Пушкин”.
12). И. Андроников “Лермонтов”
13). И. Гете Словарь Крылатых слов и выражений
14). Иванова Т.И. “Лермонтов На Кавказе ”
15). Л.Н. Толстой “Кавказский пленник”
16). М.Ю. Лермонтов “Аул Бастунджи”
17). Мануйлов В.А. “М.Ю. Лермонтов Биография Писателя”
18). Ожегов. Словарь.
19). Пущин И. “Записки о Пушкине”
20) .Роднянская И. “Сюжеты тревоги”
21). Ролланд Р.”Жизнь Толстого”
22). Сугай Л.А. “Хрестоматия по литературной критики для школьников и абитуриентов”
23). Тихонов. Словарь.
24). Храпенко М.Б. “Лев Толстой как художник”
25). Никрасов Н.А. “Полн. Собр. Соч. и писем, т.10”
[1] Балязин В. “Крушение Великой империи”, с.8
[2] И. Гете Словарь Крылатых слов и выражений с.23
[3] Тихонов. Словарь. С.172
[4] Ожегов. Словарь. с .513
[5] Андроников и. “Лермонтов” с .16
[6] Гроссман Л. “Пушкин”. С.28
[7] Пущин И. “Записки о Пушкине” с.87
[8] Благой Д. “Творческий путь Пушкина (1826-1830)”с.37
[9] Благой Д. “Творческий путь Пушкина (1826-1830)”с.42
[10] Гоголь Н.В. “Несколько слов о Пушкине” с.86
[11] Белинский В.Г. “сочинения Александра Пушкина” с.234
[12] А.С. Пушкин “Кавказский пленник”
[13] А.С. Пушкин “Кавказский Пленный”
[14] Сугай Л.А. “Хрестоматия по литературной критики для школьников и абитуриентов” с .342
[15] Пущин И. “Записки о Пушкине ” с. 52
[16] А.С. Пушкин “Кавказский Пленный”
[17] М.Ю. Лермонтов “Аул Бастунджи” с.21
[18] Мануйлов В.А. “М.Ю. Лермонтов Биография Писателя” с.47
[19] М.Ю. Лермонтов “Кавказский пленник”
[20] Иванова Т.И. “Лермонтов На Кавказе ” с. 14
[21] Гордеев А.А. “История Казаков” с.96
[22] Гордеев А.А. “История Казаков” с.102
[23] И. Андроников “Лермонтов в Грузии” с. 47
[24] И. Андроников “Лермонтов” с.28
[25] Сугай Л.А. “Хрестоматия по литературной критики для школьников и абитуриентов” с .24
[26] Иванова Т.И. “Лермонтов На Кавказе ”с.38
[27] Мануйлов В.А. “М.Ю. Лермонтов Биография Писателя” с. 53
[28] Иванова Т.И. “Лермонтов на Кавказе” с.43
[29] И. Андроников “Лермонтов” с.45
[30] М.Ю. Лермонтов “Кавказский Пленник” с.23
[31] М.Ю. Лермонтов “Кавказский Пленник”
[32] Ломулов К.Н.”Лев Толстой” с.18
[33] Сугай Л.А. “Хрестоматия по литературной критики для школьников и абитуриентов”с.78
[34] Бирюков “Биография Л.Н.Толстого” с.186
[35] Бирюков “Биография Л.Н.Толстого” с.189
[36] Арденс “Творческий путь Л.Н.Толстого” с.12
[37] Ролланд Р.”Жизнь Толстого” с.29
[38] Ролланд Р.”Жизнь Толстого” с.37
[39] Ролланд Р.”Жизнь Толстого” с.41
[40] Никрасов Н.А. “Полн. Собр. Соч. и писем, т.10 с.179”
[41] Ролланд Р.”Жизнь Толстого” с.56
[42] Храпенко М.Б. “Лев Толстой как художник” с.112
[43] Л.Н. Толстой “Кавказский пленник” с.12
[44] Л.Н. Толстой “Кавказский пленник” с.13
[45] Ожегов. Словарь. С.513
[46] В.С. Маканин “Кавказский пленный” с.3
[47] Маканин В.С. “Кавказский пленный” с.5
[48] Маканин В.С. “Кавказский пленный” с.11
[49] Маканин В.С. “Кавказский пленный” с.13
[50] Пушкин А.С. “Кавказский Пленник” с.14
[51] Пушкин А.С. “Кавказский Пленник” с.15
[52] Басинский П. “Проза современного русского реализма” с.4
[53] Роднянская И. “Сюжеты тревоги” с.6
Именинный пирог
Глупый мальчишка
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Зимний лес в вашем доме
Рисуем зимние домики