Проект по сказкам А.С.Пушкина
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_skazki_pushkina.doc | 76 КБ |
proekt_skazki_pushkina.ppt | 2.82 МБ |
МОБУ «Ямно-Селезеневская общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
по литературе
на тему:
«Там русский дух… там Русью пахнет!»
Выполнили: ученики 5 класса
Крючков Вадим
Ситников Антон
Ставшая Елизавета
Руководитель: учитель русского языка
и литературы
Трусова Е.Н.
2012г
Содержание
Тема нашей проектной работы «Там русский дух…». За основу нашей работы мы взяли четыре сказки А.С.Пушкина: „Сказка о царе Салтане“ (1831г), „Сказка о попе и работнике его Балде“ (1831г), „Сказка о рыбаке и рыбке“ (1833г), „Сказка о мертвой царевне“.
Для А.С.Пушкина в 1831 году начинается новый период его фольклорного творчества. В начале 30-х годов Пушкин начинает углубленно интересоваться фольклором. Начальным этапом работы Пушкина над сказками считается знаменитое состязание А.С.Пушкина и В.А. Жуковского. Такое литературное состязание продолжалось многие годы. За этот период Пушкиным и Жуковским были написаны большое количество сказок, некоторые из них были созданы на основе одного и того же сюжета народной сказки. Но так изменены, дополнены, что воспринимаются как совершенно разные произведения. В итоге один из писателей все же признал свое поражение перед талантом другого. Жуковский признал, что победителем состязания стал Пушкин и подарил ему портрет с надписью “Победителю ученику от побежденного учителя”.
Несмотря на то, что в пушкинских сказках много волшебства и чудес, в них можно найти и много вещей, связанных с реальным миром. В сказках Пушкина мы встречаем особенности жизни Древней Руси и Древнерусской культуры. Нравы и традиции, о которых пишет автор в своих сказках, не выдуманы. Если детальней всмотреться в описание героев и события сказок, то они могут многое нам поведать о реальной жизни людей в Древней Руси.
Цель нашей работы: найти реальные черты жизни и быта Древней Руси в сказках А.С.Пушкина.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
- дать определение сказке; раскрыть особенности литературной сказки;
- рассмотреть особенности сказок А.С.Пушкина;
- выявить обычаи, традиции и быт в Древней Руси на основе сказок А.С.Пушкина.
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.
Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу. Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели. В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, наполняя их новыми вымышленными персонажами, героями.
Народная сказка – основа литературной.
Чем же отличается литературная сказка от фольклорной? Каковы её основные характеристики?
1. В отличие от народной, литературная сказка принадлежит конкретному автору и имеет неизменный текст, не бытовавший до публикации в устной форме.
2. Литературной сказке, особенно в прозаической форме, свойственна изобразительность. Автор детально и красочно описывает место действия, облик и характер героев, их переживания. Но всё же, в большей мере автор уделяет внимание необыкновенным, волшебным приключениям, происходящим с героями сказки.
3. Для литературной сказки свойственна чётко выраженная авторская позиция. Читатель сразу понимает, кому из героев автор симпатизирует, кому сопереживает, а к кому относится отрицательно.
4. В литературных сказках автор очень часто проводит параллели между реальным и сказочным миром. Нередко, таким образом, автор стремится подчеркнуть негативные стороны существующей действительности. В романах и повестях-сказках второй половины XX века мы можем увидеть ярко выраженный социальный или даже политический подтекст. Вспомните сказки Дж. Родари или «Три толстяка» Ю. Олеши.
Но все же, сказки, прежде всего, остаются сказками. С их необыкновенными волшебными приключениями, с необычными персонажами и верой в чудеса. Всё это мы сможем найти в литературных сказках. Тех самых сказках, которые окружали нас в детстве.
Сказки Пушкина входят в нашу жизнь очень рано. Что же привлекает нас в них?
Фантастическое и необычное содержание, загадочные герои, их приключения, поэтический язык, народная мудрость, “живописный способ выражаться”, “веселое лукавство ума”, “русское раздолье языка” – все это особенности народных сказок. Все эти черты мы находим и в сказках А.С. Пушкина.
Пушкин не мог не написать свои сказки: то, что с детства запало в сердце поэта, рано или поздно должно было отозваться. Поэт создал мир
сказки, который существовал на Руси лишь в устном народном творчестве.
Пушкина тянуло к русской истории и культуре, к ее корням. Его манила и влекла мудрость русского народа. С детства он был окружен им.
Всем известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. Много времени Александр Сергеевич отдавал собиранию и изучению архивов и исторических материалов о великих деятелях русской истории – Петре I, Пугачеве, Борисе Годунове. В своих произведениях писатель прославлял не только великих царей и полководцев, но и талант, самобытность простого русского человека. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову.
С русской культурой и историей он начал знакомство благодаря няне, Арине Родионовне, и бабушке, Марии Алексеевне. Они оказали благотворное воспитание на развитие юного Пушкина. Они ознакомили его с устным народным творчеством. «Пушкинская сказка – прямая наследница народной», утверждал детский писатель С.Я.Маршак.
Имя – Арина Родионовна – известно любому читателю. Она не была обучена грамоте. Её руки привычны были к веретену, а не к перу. Это была «старушка бедная» с богатой душой, первая муза поэта, «наперсница волшебной старины». Арину Родионовну взяли няней к Пушкиным, и с тех пор вся её жизнь была связана с жизнью и судьбой Александра Сергеевича. К своей няне Пушкин испытывал особую привязанность. Она знала великое множество русских народных песен, сказок и была замечательной рассказчицей. Сказки, которые рассказывала ему в детстве няня, стали предвестниками пушкинских сказок. Он хорошо запоминал их сюжеты и перекладывал их в стихи. Сказки завораживали, поражали мальчика своим таинственным миром. Он слушал незабываемый голос няни и в его голове рождались строки его первых сказок.
Пушкинские сказки особенные. У него всегда динамичный сюжет, необычные ситуации и события, сцены, полные чудес и роскоши. И так как каждая деталь в них естественна, реальна, тесно связана с жизнью или взята из мира, окружающего читателя, то читать и понимать их очень просто.
Сказки Пушкина обычно в стихах, но люди всегда на ура воспринимают их, так как написаны они простым и понятным языком. В каждой сказке встречаются афоризмы и доступное пояснение того, какой вывод должен сделать читатель после прочтения.
Многие герои сказок Пушкина ведут себя как люди из трудовой, крестьянской среды. Не чуждаются простого физического труда: печку затопить, дом прибрать. Такая простота в отношении к труду помогает воспитывать уважение к работе.
Сказки Пушкина легко воспринимаются и в то же время воспитывают благородные чувства.
Обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанный в пушкинских сказках.
Несмотря на то, что сказки А.С.Пушкина наполнены волшебством и сказочными превращениями, в них мы можем найти много реального. Жизнь, обычаи, культуру, нравы Древней Руси воплощает Пушкин в своих сказках.
В своей работе мы проанализировали четыре сказки Пушкина: „Сказка о царе Салтане“ (1831г), „Сказка о попе и работнике его Балде“ (1831г), „Сказка о рыбаке и рыбке“ (1833г), „Сказка о мертвой царевне“.
Рассмотрев сказки Пушкина, мы выяснили, где жили, как одевались и чем занимались люди в Древнерусском государстве.
Древнерусские жилища. Характерной чертой жителей Древнерусского государства стало возникновением разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения. Жилища князей и бояр – это хоромы. Они состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре находился терем, где размещалось отапливаемое помещение - изба.
Зажиточные горожане жили в срубах, нередко двухэтажных. Здания состояли из нескольких комнат. В комнатах (покоях) стояли деревянные кровати, скамьи, столы. Жилые покои в богатых хоромах освещались свечами.
Крестьяне жили в небольших домах – полуземлянках (жилища, пол которых был ниже уровня почвы) с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей.
Например, в «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкин пишет: «Они жили в ветхой землянке…». Потом старуха попросила избу. Вот что увидел старик, возвратившись домой: «Перед ним изба со светелкой,/ С кирпичною белою трубой,/ С дубовыми тесовыми воротами…».
После того, как старуха становится столбовою дворянкой, жилище ее тоже преображается: «Что ж он видит: Высокий терем…». Следующей возьмем для примера «Сказку о царе Салтане». Салтан – царь. Каково же его жилье: «Царь Салтан сидит в палате …». А на богатом острове Буяне правит князь Гвидон: «Все в том острове богаты,/ Изоб нет, везде палаты».
В «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкин подробно описывает терем семи богатырей, который находит царевна в лесу: «Но невеста молодая,/ До зари в лесу блуждая,/ Между тем все шла,да шла/И на терем набрела…»; «Ей навстречу пес залаял…»; «И царевна очутилась /В светлой горнице; кругом /Лавки, крытые ковром, / Под святыми стол дубовый, /Печь с лежанкой изразцовой…»; «Закатилися глаза, и она под образа/ Головой на лавку пала…». Можно сделать вывод, что семь богатырей жили в достатке, имели большой терем и богатое убранство дома.
Одежда. Как и жилище, одежда жителей Руси отличалась согласно их социальному положению. В сказках у Пушкина мы встречаем описание мужской одежды царя Салтана: «Видит, весь сияя в злате,/ Царь Салтан сидит в палате /На престоле и в венце,/ С грустной думой на лице…». Встречаем мы и описание элементов женской одежды старухи из «Сказки о рыбаке и рыбке». Захотела быть старуха столбовою дворянкой: «В дорогой собольей душегрейке, / Парчовая на маковке кичка,/ Жемчуги огрузили шею,/ На руках золотые перстни,/ На ногах красные сапожки». Как видим, наряд довольно богатый: в мехах и в золоте встретила старика старуха.
Костюм знатной женщины отличался богатством тканей. На голове у старухи парчовая кичка - головной убор замужней женщины. Кичка — шапочка, полностью скрывавшая волосы, делалась из разного материала, в зависимости от сословной принадлежности и достатка. У старухи она из парчи — материала, прошитого золотой ниткой.
Знатные женщины украшали себя золотыми и серебряными цепочками, ожерельями из бисера, серьгами и браслетами из золота и серебра. На ногах у старухи красные сапожки, что тоже является признаком богатства и достатка.
Архитектура. В сказках находим мы описания архитектурных сооружений. Так, например, в «Сказке о царе Салтане» Пушкин описывает новый город на острове Буяне: «Видит город он (Гвидон) большой,/ Стены с частыми зубцами,/ И за белыми стенами/ Блещут маковки церквей/ И святых монастырей..». И еще: «А теперь стоит на нем/ Новый город со дворцом,/ С златоглавыми церквами,/ С теремами и садами,/ А сидит в нем князь Гвидон,/ Он прислал тебе поклон..».
Большинство русских городов вырастало вокруг княжеских дворов. Княжеский двор был центральным местом в городе. В городах сосредотачивалась и религиозная жизнь. Здесь сооружались большие храмы, стояли крупные монастыри – одни из самых красивых сооружений того времени с золотыми куполами. «Город новый златоглавый», - пишет Пушкин. Значит еще издали видны купола церквей и соборов нового города. Города считались центрами культуры.
Слово город в древнерусском языке означало укрепленное поселение. Он был обнесен крепостной зубчатой стеной для наилучшей защиты в случае нападения. Как мы видим, город, где княжил Гвидон, был достаточно укрепленным: «Пристань с крепкою заставой./ Пушки с пристани палят,/ Кораблю пристать велят».
Женские и мужские занятия на Руси. Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за существование: пахали, разводили скот, охотились, оборонялись от «лихих людей» (разбойников), кочевников. Во такие строки мы встречаем в «Сказке о попе и о работнике его Балде: «Лошадь запряжет, полосу вспашет,/ Печь затопит, все заготовит, закупит..». Семь богатырей из «Сказки о мертвой царевне»: «Дружною толпою/ Выезжают погулять,/Серых уток пострелять». Кроме охоты, люди добывали себе пропитания рыбалкой. Так в «Сказке о рыбаке и рыбке»: «Старик ловил неводом рыбу».
Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли: «Три девицы под окном/Пряли поздно вечерком». В «Сказке о рыбаке и рыбке» «старуха пряла свою пряжу». А в «Сказке о мертвой царевне» дожидаясь «милых братцев» девушка пряла и занималась домашним хозяйством: ««Раз царевна молодая,/ Милых братьев поджидая,/ Пряла , сидя под окном…»; ««Приберет и приготовит…».
Женщины, в основном, занимались домашним хозяйством: ткали, пряли, готовили. В «Сказке о царе Салтане» мы встречаем такие строки: «Кабы я была царица…/Я б на весь бы мир одна/ Наткала б я полотна…»; «Кабы я была царица…/Я б на весь крещеный мир /Приготовила бы пир..»; «Будь одна из вас ткачиха,/А другая повариха…».
Постепенно города росли и становились торговыми и ремесленными центрами. По большим и малым городам Руси шумели торги. Торговали посудой, отделанной чеканными узорами, гончарными изделиями – кувшинами, черпаками, чашами. Украшения из золота, драгоценных камней, бисера, эмали радовали глаз. Предлагали свой товар кожевенники и кузнецы, косторезы и плотники. Купцы предлагали песцовые, собольи и куньи меха. Они торговали драгоценными тканями и камнями, оружием, пряностями и винами.
В пушкинских сказках мы встречаем тому доказательства. Например, в «Сказка о царе Салтане» царь Салтан и князь Гвидон на протяжении всей сказки встречают «корабельщиков» (купцов), которые занимаются торговлей по всему миру: «Мы объехали весь свет». Пушкин конкретно описывает, чем торговали купцы: «Торговали соболями,/ Черно-бурыми лисами…»; «Торговали мы конями,/ Всё донскими жеребцами»; «Торговали мы булатом,/ Чистым серебром и златом».
Большое место среди людей занимали различные военные дела. Военные люди были вооружены мечами, копьями, саблями, луками. Защитными средствами были щит, броня или кольчуга.
С «Сказке о царе Салтане» город на острове Буяне охраняют и «обходят дозором» «тридцать три богатыря/ В чешуе как жар горя». Под чешуей Пушкин, скорее всего, подразумевает кольчугу богатырей, которая ярко сверкает на солнце.
В «Сказке о мертвой царевне» семь богатырей помимо охоты еще занимаются военным делом: «Иль башку с широких плеч/ У татарина отсечь,/ Или вытравить из леса/ Пятигорского черкеса…».
Таким образом, мы можем сделать вывод, что, несмотря на выдуманные сюжеты и волшебство, в пушкинских сказках мы находим черты реальной жизни и быта в Древней Руси.
При подготовке проекта на тему «Там русский дух… там Русью пахнет», мы углубили знания о сказках вообще и о сказках А.С.Пушкина в частности. Рассмотрели обычаи, традиции и быт в Древней Руси, описанные в пушкинских сказках. Таким образом, мы достигли поставленной цели и нами были решены поставленные задачи.
А.С.Пушкин был и остается величайшим русским писателем, читать которого интересно и детям и взрослым. Его сказки погружают нас в волшебный фантастический мир, но, в тоже время, его герои живут в реальном времени и в реальном месте. У них реальные занятия, реальные заботы.
Пушкин создал пять замечательных литературных сказок, “пропитанных русским духом”. Сказки не похожи друг на друга, среди них есть и грустные, и весёлые, и таинственные и даже чуточку страшные, но все они без исключения добрые и поучительные.
Пушкин А.С. Сказки. М.: Радуга, 1993 г.
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России 6 класс. М.: Просвещение, 2011г.
Литература. 5 класс: учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х частях под редакцией Беленького Г.И. М.: Мнемозина, 2008г.
http://ceteratura.ru/skazki-byivayut-raznyie
Волшебные звуки ноктюрна
Как нарисовать ветку ели?
Золотая хохлома
Л. Нечаев. Яма
На берегу Байкала