Презентация по литературе, отражающая принципыосвещение войн в произведениях А. С. Пушкина "Полтава", М. Ю. Лермонтова " Бородино",Л.Н. Толстого "Война и мир".
Вложение | Размер |
---|---|
презентация | 2 МБ |
презентация | 926.08 КБ |
Слайд 1
Русская пейзажная живописьСлайд 2
ПОЭЗИЯ ПРИРОДЫ. РУССКИЙ ПЕЙЗАЖ. Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Наверно, каждый человек на земле ощущает и понимает, в той или иной степени, «душу природы», ее «язык», как выразился замечательный русский поэт Ф.И.Тютчев. Но наиболее глубоко и тонко проникаются этим чувством люди творческие – художники, поэты, композиторы. Именно в изображении природы особенно близко сходятся три вида искусства: живопись, литература и музыка. Глядя на картины А.Саврасова и И.Шишкина, В.Поленова и А.Куинджи, И.Левитана и К.Коровина, многих других прекрасных русских пейзажистов, можно с легкостью вспомнить подходящие по теме и настроению стихотворения А.Пушкина и М.Лермонтова, А.Фета и А.К.Толстого, Ф.Тютчева, Н.Некрасова, Б.Пастернака… И как бы сами собой зазвучат в душе знакомые мелодии М.Глинки или Н.Римского-Корсакова, П.Чайковского или А.Глазунова, словом то, что будет соответствовать увиденной картине и собственному мироощущению.
Слайд 3
ЧТО ТАКОЕ ПЕЙЗАЖ? Откуда появилось слово «пейзаж» и что оно значит? С французского языка оно переводится как «местность, страна». Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Но этим же словом обозначают природы в искусстве. То есть и то, что мы видим своими глазами в поле, в лесу или на улице города, и изображение этого называется одним и тем же словом – «пейзаж». А как называют художника, который предпочитает писать только природу? Пейзажистом. Почему мы сказали о художнике, что он пишет свои произведения? Ты думал, что пишут только авторучкой в тетради или мелом на доске. Оказывается, все, что художник изображает на холсте кистью и красками, он пишет, а то, что создается на бумаге карандашом, углем, фломастером – рисует. Но возможно ли словом «пейзаж» обозначить и изображение поля ржи, и вид на городскую площадь, и панораму завода? Все эти разные пейзажи имеют свои названия. Общий вид местности: горы, леса, поля, реки, ручьи, озера – все это называется немецким словом «ландшафт». Этим же словом мы называем картину, изображающую природу. Улицы, площади и переулки, написанные художником, станут городским пейзажем, а изображение завода назовем промышленным, или индустриальным, пейзажем. Сегодня трудно представить, что во второй половине ХYШ века, когда возникло первое (в современном понимании) художественное учебное заведение – петербургская Академия художеств, пейзажная живопись совершенно не ценилась и считалась чем-то второстепенным. Понадобились десятилетия и усилия многих мастеров, чтобы этот жанр живописи стал таким же значительным, как историческая картина или портрет.
Слайд 4
Развиваясь, ландшафтная живопись из « видописи » - скучного протокола, перечисляющего на картине конкретные признаки того или иного пейзажного «вида», - превратилась в интереснейший жанр изобразительного искусства. В нем художник не только изображает «портрет природы», а стремится запечатлеть свои чувства, переживания, которые вызывает тот или иной пейзаж. Совсем молодой человек, художник Федор Васильев в картине «Мокрый луг» передал чувство острой радости, которая овладевает человеком после сильной грозы. Он был уверен, что «картина, полная бесконечного торжества и чистоты природы, отвратит человека от преступного замысла». Подчас живописец не может равнодушно писать пейзаж. Тот или иной уголок природы вызывает в нем особое волнение, будит тонкие струны души. Такой пейзаж называется пейзажем настроения. Существуют пейзажисты, например Исаак Левитан, которые были непревзойденными мастерами создания именно такого пейзажа. Людей издавна потрясали величие и красота моря. Пейзаж, изображающий морской вид, называется мариной. Художников привлекало не только разнообразие «характера» моря, которое могло быть и ласковым, и суровым, но и борьба человека с разбушевавшейся стихией. А еще людей манят дальние страны. Увидеть их. А потом запечатлеть – это ли не прямая обязанность художника-пейзажиста? Свои дорожные впечатления он может закрепить маленькими этюдами с натуры. Когда путешественник вернется домой, эти живописные заметки превратятся в большое произведение, а иногда они так и остаются прекрасными этюдами. Не следует думать, что пейзаж как жанр живописи существует отдельно от людей, которые этот мир населяют. Во многих картинах знаменитых мастеров пейзаж является выразительным фоном картины. Унылая осень, изнуряющий летний зной, холодная весна или осеннее преображение природы – все это достойно стать фоном картины, рассказывающей о жизни и судьбах людей.
Слайд 5
Пейзаж завоевал место одного из ведущих жанров живописи. Его язык стал, подобно поэзии, способом проявления высоких чувств художника, областью искусства, в которой выражаются глубокие и серьезные истины о жизни и судьбах человечества, в нем современник говорит и узнает себя. Вглядываясь в произведения пейзажной живописи, прислушиваясь к тому, о чем повествует, изображает природу художник, мы учимся знанию жизни, пониманию и любви к миру и человеку. Образ природы, как облик человека, отражает в себе жизнь, чувства и мысли того общества, которое воспитало его создателя-художника. В пейзажах отражаются размышления лучших русских людей о судьбах родины, глубокая любовь к своему народу, взволнованный призыв к борьбе против несправедливости. Идеи, которыми освещено было все искусство второй половины 19 столетия, проникают в изображения, наполняя его новым для общеевропейской живописи содержанием.
Слайд 6
Живопись художников-пейзажистов реалистического направления ярко свидетельствует о том горячем интересе и серьезном внимании, с которым наиболее передовые мастера относились к нуждам народа, его страданиям, нищете и угнетению, как искренне стремились своим искусством не только разоблачить несправедливость общественного устройства, но и встать на защиту «униженного и оскорбленного» народа. В пейзажной живописи это стремление прежде всего выразилось в подчеркнутом интересе лучших живописцев к национальной русской природе, изображению родного края.
Слайд 7
Сомов- пейзажист в манере « мирискусников ». Наряду с пейзажной и портретной живописью и графикой Сомов работал в области мелкой пластики, создавая изысканные фарфоровые композиции. Манера Сомова соответствовала эстетике “мирискусников”, соединяя гармонию мечты с реальностью, отличалась поэтичностью образов в сочетании с утонченностью и одухотворенностью.
Слайд 8
«Вечерние тени»
Слайд 9
«Пейзаж с радугой» 1915
Слайд 11
Романтическая живопись Куинджи. Важной ступенью в русском пейзаже второй половины 19 столетия было воскрешение в нем идеалов романтической живописи в общем русле реалистических тенденций. А . Куинджи, художник яркий и талантливый, занимающий особое место. Его картины «Украинская ночь», «После дождя», «Березовая роща», «Лунная ночь на Днепре» и другие стали в свое время сенсациями, разделившими современников на восторженных почитателей художника и его противников. Впечатление, произведенное на зрителей «Лунной ночью», было ошеломляющим. Мало кто верил, что обыкновенными красками можно достичь таких волшебных эффектов освещения. Исследователи русского искусства отмечают «стремление удивить зрителя необыкновенным эффектом, что есть нечто чуждое самому духу и характеру русского реализма», с другой стороны «нельзя отказать Куинджи в смелости новатора, в своеобразной выразительности его колористических находок и декоративных решений»
Слайд 12
«Березовая роща» Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой...
Слайд 13
«Лунная ночь на Днепре» Бледнеет ночь… Туманов пелена В лощинах и лугах становится белее, Звучнее лес, безжизненней луна И серебро росы на стеклах холоднее. Еще усадьба спит… В саду еще темно, Недвижим тополь матово-зеленый, И воздух слышен мне в открытое окно, Весенним ароматом напоенный… Уж близок день, прошел короткий сон - И, в доме тишине не нарушая, Неслышно выхожу из двери на балкон И тихо светлого восхода ожидаю…
Слайд 14
«Вечер на Волге» 1887-1888 года Тихо волны блещут, Обмывая берега, В высях важно ветры мещут В даль седые облака И, прощаясь словно, стая Пролетает журавлей, В красном диске исчезая, С песней жалобной своей. Вся природа на мгновенье Как застыла, замерла, Но почуяв приближенье Человека, вдруг она Встрепенулась – ускользает, Не оставив за собой И следа. И вечер тает За последнею горой…
Слайд 15
«Эльбрус на закате» "Лучше гор могут быть только горы, На которых ещё не бывал" "Кто здесь не бывал, кто не рисковал – Тот сам себя не испытал, Пусть даже внизу он звёзды хватал С небес. Внизу не встретишь, как ни тянись, За всю свою счастливую жизнь, Десятую долю таких красот и чудес"
Слайд 16
Опять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней... В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега... Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны... И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны. О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось - на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных, Где не гремит витий продажных хор. В поля! в поля! знакомая природа К себе красой стыдливою манит... В поля! там песнь воскресшего народа Свободная и мощная звучит.
Слайд 17
Поленов Творчество Поленова крупное и значительное явление в русской живописи второй половины 19 века. Свет и воздух становятся «героями» его замечательных полотен, и сегодня покоряющих своей свежестью, эмоциональностью, жизненной убедительностью и естественностью. Одной из особенностей Поленова было стремление соединить пейзажный и бытовой жанры, не просто оживить тот или иной мотив человеческими фигурками, а представить целостную картину жизни, в которой люди и окружающая их природа слиты в единый художественный образ.
Слайд 18
«Московский дворик.» 1878
Слайд 19
«Золотая осень.» 1893 Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса — Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы.
Слайд 20
«Заросший пруд.» 1879
Слайд 21
Октябрь уж наступил - уж роща отряхает Последние листы с нагих своих ветвей; Дохнул осенний хлад - дорога промерзает. Журча еще бежит за мельницу ручей, Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает В отъезжие поля с охотою своей, И страждут озими от бешеной забавы, И будит лай собак уснувшие дубравы
Слайд 22
Поэзия природы. Русский пейзаж……………………………………………….2 Что такое пейзаж?............................................................................................3 Куинджи……………………………………………………………………………10 Полёнов……………………………………………………………………………..16 Оглавление
Слайд 23
Расширить наши представления о пейзаже. Собрать и показать интересную информацию. Предоставить результат. НАША ЦЕЛЬ:
Слайд 24
Дорофеева Анна и Андреасян Ани Работу делали :
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Сочини стихи, Машина
Рисуем лошадь акварелью
Усатый нянь
Два петушка