Окружающий мир познается первоначально всеми органами чувств. Он представлен в цвете, а не черно-белым. Если обратиться к энциклопедии, то можно встретить следующее определение цвета. «Цвет – это один из признаков объектов, воспринимаемый человеком как осознанное зрительное ощущение. В процессе зрительного восприятия человек присваивает объекту тот или иной цвет»(6,56). Казалось бы, чего проще? «Цвет в представлении человека есть свойство предмета. Мы знаем, что снег – белый, лист – летом зеленый, спелый лимон - желтый»(6, 43).
Вложение | Размер |
---|---|
Семантика цвета | 39.1 КБ |
Введение. 2
Основная часть 3
Глава. Теоретическая часть. 3
Глава 2. Практическая часть………………………………………………………………3 2.1 Пейзаж…………………………………………………………………………………….4
2.2 Портрет 6
Заключение: 8
Список использованной литературы : 9
Введение.
Слова, называющие цвет, до сравнительно недавнего времени не привлекали особого внимания исследователей. В последние два десятилетия к лексике цветообозначений проявляется явный интерес в отечественном литературоведении.
Окружающий мир познается первоначально всеми органами чувств. Он представлен в цвете, а не черно-белым. Если обратиться к энциклопедии, то можно встретить следующее определение цвета. «Цвет – это один из признаков объектов, воспринимаемый человеком как осознанное зрительное ощущение. В процессе зрительного восприятия человек присваивает объекту тот или иной цвет»(6,56). Казалось бы, чего проще? «Цвет в представлении человека есть свойство предмета. Мы знаем, что снег – белый, лист – летом зеленый, спелый лимон - желтый»(6, 43).
Л.Г.Аскарадзе в своей работе «И белый, черный, золотой – печальнейшее из созвучий….» отмечает, что «…цветовые характеристики благодаря своей смысловой и эмоциональной насыщенности являются одним из средств воплощения эстетических идеалов автора, выражают его оценки и отношение к описываемому, служат раскрытию идей, представлений и взглядов поэта, т.е. особенностью его мировосприятия» (1)
Поэтому я решила посмотреть, а какую роль играет цвет в произведении. Для чего нужны цветообозначения в рассказе: для красочности пейзажа, для описания портрета героя?
Именно у Бунина каждое слово в его творчестве участвует в выражении общего смысла произведения. Большинство слов тянут за собой целый комплекс ассоциаций, которые углубляют смысловую структуру произведения. На мой взгляд, цветовая лексика не является исключением, тем более, что цветообозначения позволяют более ярко описать признаки, качества предметов окружающего мира, создать желаемые образы. Вышесказанное определяет актуальность нашего исследования.
Проблема исследования - каков характер цветообозначений в произведениях И. А. Бунина?
Цель работы – проследить, какую роль играет цветовая лексика в произведениях Бунина.
В соответствии с целью мы ставим перед собой следующие задачи:
Объектом исследования выбраны произведения И.А.Бунина «Новый год», «В Альпах», «Птицы небесные», «На чужой стороне» и «В августе».
Предмет исследования: цветовая лексика в произведениях Бунина.
Теоретическая и практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования в процессе изучения русской литературы на уроках.
Методы исследования:
- Теоретический;
- Сопоставительный
Основная часть.
Глава 1. Теоретическая часть.
В творчестве И.А.Бунина важно учитывать характер употребления цветообозначений:
А) узуальный
Б) индивидуально-авторский.
Для узуального употребления цветовой лексики характерно традиционное, свойственное всем носителям русского языка употребления цвета для описания предметов и явлений окружающего мира, изображаемых в произведениях поэта.
Для данного употребления цветовой характеристики реального мира свойственно отсутствие сложных цветообозначений, содержащих несколько цветов (например, черно-желтый, красно-коричневый и т.д.) или состоящая из двух частей, одна из которых указывает на цвет, а вторая на его качество (типа темно-красный, светло-серый и др.). Данные цветообозначения отражают общенародные представления об окружающем нас, реальном мире.
Доминирующую роль в раскрытии особенностей авторского мировосприятия принадлежит индивидуально-авторскому употреблению цветовой лексики.
Автор держит в сознании свою ассоциативную структуру. Цвет становится важным элементом обрисовки характеров. Каждый оттенок он наполняет своим, индивидуальным значением, зачастую характерным не только для конкретного рассказа, но я для отдельного момента в этом рассказе.
Глава 2. Практическая часть.
Для более точной передачи замысла, идеи повествования И.А.Бунин использует в своих произведениях цветовую лексику. Посредством цветообозначений автору удается более полно изобразить образы героев рассказов, акцентировать внимание читателя на отдельных, наиболее важных моментах повествования. А в создании пейзажа, интерьера, портрета цветонаименования играют одну из главных ролей.
2.1 Пейзаж.
Неотразимо воздействуя на душу человека, пейзаж в произведениях искусства и литературы и сам становится отражением души человека. Бунин в своих рассказах с особым трепетом создавал картины природы. А.Твардовский писал о Бунине как о человеке, сумевшем сделать своих читателей как бы своими земляками, уроженцами его, Бунина родных мест, независимо от того, где они сами родились и выросли.
Очевидно, что цветовая лексика является одним из основных компонентов при создании различных картин природы и пейзажных зарисовок. Пейзажу в рассказах Бунина отводится разнообразная роль:
В рассказе «Новый год» (1901) деревенский пейзаж показан через восприятие человека, который давно живет в городе, где «годы сливаются в один, беспорядочный и однообразный, полный серых служебных дней» (4, 256).
Проездом он оказывается в той деревне, где прошла его молодость. И все окружающее по-иному предстает перед ним. Даже жена, которая «чужда и неприятна была в тесной петербургской квартирке» теперь «казалось такой женственной в серой шали, которой она по-деревенски закутала голову и в мягких валенках, делавших е ниже ростом» (4, 258)
Эта серая шаль, несмотря на то, что она привезена из города, который не вызывает у героев рассказа ничего кроме отрицательных эмоций, дает возможность увидеть женщину, с которой герой рассказа прожил жизнь, по-другому. Это становится возможным после того, как героиня рассказа завязала ее «по-деревенски». Так эта серая шаль оказывается частью того мира, который безвозвратно потерян для него, и о котором остается только мечтать: «…и все более неосуществимы кажутся надежды иметь свой угол, поселиться где-нибудь в деревне, копаться с женой и детьми в виноградниках»(4, 255). Пока герои рассказа – Оля и Константин – находятся в деревне, для описания их чувств, эмоций, восприятия окружающей действительности Бунин часто использует золотой цвет. Оля восклицает, глядя на месяц: « Месяц, месяц, тебе золотые рога, а мне золотая казна» (4, 257). Она, возвращаясь в детство, чувствует себя совершенно счастливой. Обращаясь к мужу, с которым до этого момента была в ссоре, она шепчет ему: «миленький, золотой мой…»(4,257). Здесь прилагательное золотой употреблено в переносном значении. И в него уместилось столько любви и нежности. Выйдя ночью из дома, герои погружаются в зимний пейзаж русской деревни, для них окружающая природа становится сродни сказке: «…видно было…блестящее, как золотая слюда, поле, и голая лозинка с тонкими обледеневшими ветвями казалась сказочным стеклянным деревом»(4, 257). Образ золотой слюды, хрупкости «стеклянного» дерева говорит о том, что герои рассказа действительно очутились в сказке. Но все проходит. Наступает утро, «золотое» поле превращается в просто «снежное».
Преображение жизни оказалось временным явлением. Таким же временным, как «примирение с женой» героя рассказа. Впереди уже бежали «туманные силуэты телеграфных столбов» (4, 258). А герой рассказа «думал о бессвязной и бессмысленной жизни», которая ждала его впереди.
Итак, мы видим, что золотой цвет, который присутствует в первой части рассказа при описании деревенского пейзажа, вступает в оппозицию с общим бесцветием, серостью, однообразием, которые использованы при создании атмосферы городской жизни героев рассказа. Тем самым с помощью цветового контраста Бунин четко разграничивает городскую и деревенскую жизнь Ольги и Константина. Создает цветовой образ того места, где герои рассказ почувствовали себя счастливыми, для этого автор не жалеет золотого цвета. Тем проще читателю в полной мере ощутить разницу между той жизнью Ольги и Константина, которая осталось в прошлом, и тем существованием, которое овладело ими в данное время и, по всей вероятности, ожидающим их в будущем.
В рассказе «В Альпах» (1902) от лица путешественника описывается горная природа поздней осенью. Цветовая палитра, используемая в данном описании, призвана отразить туманную, по-осеннему сумрачную позднюю природу альпийских гор. Поэтому, в основном, используется палитра серых тонов. Эпитеты, которые сопутствуют данным цветообозначениям, создают более глубокое ощущение «грустного ноябрьского дня». «Тихи и безлюдны альпийские долины и дни поздней осени. Свинцовое и равнодушное, небо висит над озерами и такие же свинцовые, только более темные, лежат под ними озера, налитые между гор, сизыми гранитами, подымающихся из их лона» (4, 261).
Интересно выстроена последовательность описания в рассказе, она как бы отражает шаг за шагом подъем людей в гору. С целью показать то, как природа постепенно темнеет и мрачнеет, автор использует все более темные цвета и оттенки. Тем самым, создавая иллюзию постепенного погружения «в тяжелую мглу аспидного цвета» (4,261). Эпитеты, присутствующие в данном повествовании, также постепенно приобретают все более мрачное значение: «В глубокой тишине мы мерно шагали все выше и выше…, а с гор, с диких скал, сумрачно синеющих сосновыми лесами, серым дымом спускалась к нам зима… было слышно падение каждого листика в лесу, а тишина уже сменялась мертвым молчанием гор»(4,262). И на фоне мрачного молчания спящей природы «послышался слабый шорох: маленькая серая птичка вспорхнула с мокрого рукава ели.… Увидав ее, мы почему-то приостановились… и что – то радостное внезапно шевельнулось в моем сердце»(4, 262).
Серый цвет птицы говорит о том, что она не выделялась из общего фона мрачной окружающей ее действительности. Но, тем не менее, она жила своей жизнью, вразрез с окружающей ее «мертвой природой». Автор, тем самым, пытается провести параллель с человеческой жизнью: «Мы тоже были одиноки и беззащитны среди этой пустыни. Но и мы несли в ночь и туманы искру божественной тайны – наша мысль и чувство, нашу братскую близость человека к человеку… перед лицом того вечного и враждебного, чем окружает нас мертвая природа»(4, 263).
2.2 Портрет.
Портретная галерея бунинских произведений отличается, прежде всего, живостью изображения и глубиной психологической характеристики. Бунин, бесспорно, обладал первоклассным даром наблюдательности. Он умел видеть людей, и описывать их сжато, лаконично, несколькими штрихами. Бунину как художнику-психологу порой бывает достаточно одного только намека, чтобы в портрете разом выразились и красота и живость характера. Для самого Бунина живописная, мастерски найденная портретная деталь, одна из тысячи, но самая характерная, самая броская, предпочтительней иных пространных описаний портрета.
В рассказе «Птицы небесные» (1909) повествование строится от лица студента Воронова, которому повстречался холодной зимой нищий. На описание этого «маленького человечка» автор затрачивает больших усилий. «Черные глазки глядели со странным спокойствием. Пепельные губы среди реденьких усов и бороды полуоткрывались. Прядь длинных волос… была суха и мертва»(4, 344). Автор обращает внимание на отдельные портретные детали в образе описываемого персонажа: у нищего были не на просто серые, а пепельные губы. Образ пепла в человеческом сознании связан с тем, что остается от чего-то сгоревшего. Так, Бунин на страницах своего рассказа изобразил человека, в котором уже сгорела жизнь, и от нее остался только пепел. Упоминание о мертвой и сухой пряди волос усиливает создавшееся впечатление. Этот человек не боится смерти, а сознательно идет к ней навстречу, в конце концов, находит ее.
В рассказе «На чужой стороне» (1893) пепел ложится также на губы мужиков «из голодающей деревни». Эти люди оказались «далеко от родных мест, среди чужих людей, под чужим небом»(4, 289). В то время как все вокруг ждали святого праздника Воскресения Христова. Неоднократный повтор прилагательного «чужой» создает атмосферу постепенного нагнетания чувства отторженности, забытости. Так, с одной стороны, автор рисует людей, которые полны самых светлых и праздничных чувств, полны счастья. Для этого описания Бунин не жалеет золотого цвета: «…уже трепетали огни восковых свечей. Золотые иконы сливались с золотым их блеском»(4, 290). В данном примере неоднократно употребляется эпитет «золотой», который просто ослепляет читателя своим светом и блеском. А, с другой стороны, перед нами люди, которые стоят особняком на фоне общего праздника. Для их описания Бунин использует многообразную цветовую палитру: «Они…торопливо крестились, подняв свои худые лица с пепельными губами, свои голодные глаза…»(4, 290). Только цвет пепла оказался пригодным для создания желаемого образа. Как в рассказе «Птицы небесные», где пепельные губы одинокого странника являются важной цветовой деталью, которая символизирует утрату жизни, в рассказе «На чужой стороне» читатель встречается с путниками, которые не по своей воле покинули край родной, оказываются изгоями в обществе. Они смотрят на жизнь со стороны, видя людей, занятых приятными, праздничными хлопотами, понимают, то, что такая жизнь для них потеряна навсегда, а будущее неопределенно и пугающе. Пепельный налет на их губах – символ иссякшей жизни, обреченности на страдания.
Достаточно редко писатель использует цвет при описании одежды героя. Примером такого использования может служить рассказ «В августе» (1901). В данном рассказе его главный герой вспоминает один из печальных моментов своей молодости. В то время он расстался с любимой девушкой. В данном рассказе встречается много пейзажных зарисовок, но природа, на этот раз не призвана отразить внутренне состояние героя, а, наоборот, сам человек противопоставляет ее своим чувствам, переживаниям.
Герой рассказа, описывает картины малороссийской природы с особой любовью и трепетом. Создает у читателя в сознании образ богатого края, утопающего в сияющем солнце. Люди, которые живут в Малороссии, так же описываются с особым восхищением: «Прошел черный от загара, пожилой хохол в тяжелых сапогах…и толстой свитке цвета ржаного хлеба»(4, 341). Эти строки рисуют в сознании образ труженика. Его черный загар – верный признак того, что вся жизнь этого человека протекает в работе. Цвет его свитка гармонирует с цветом окружающей природы, которая полна ожидания приближающейся осени. Восхищает рассказчика и «красивая хохлушка в расшитой белой сорочке и черной плахте…наполнив ведра, она положила коромысло на плечо и пошла…» (4,341).
Рассказчик наблюдает со стороны за гармоничным существованием людей и природы. Заканчивается рассказ описанием пейзажа, где краски природы сливаются с грезами героя рассказа. Природа и человек сливаются воедино, становятся одним целым: «Сквозь слезы я смотрел вдаль, и где-то мне грезились южные знойные города, синий степной вечер и образ женщины, которой сливался с образом девушки, которую я любил» (4,343).
Заключение.
Таким образом, мы видим, что творчество Бунина характеризует богатая цветовая палитра. Но самый излюбленный цвет - золотой. Для Бунина цветообозначение обязательно наполняется определенным значением, несет четкую смысловую наполненность. Не случайно и пристрастие писателя к эпитету «золотой». Он использует данное цветообозначение почти вор всех рассказах, для обозначения тех реалий действительности, которые характеризуются положительной оценкой автора.
Также очень характерно для стиля Бунина при общем отсутствии цветообозначений внезапное их употребление. Таким образом, автор привлекает все внимание читателя к определенному предмету, явлению или же портретной детали, являющейся важной и значимой.
Чаще всего писатель использует цветовую лексику для создания пейзажа. Природа отражает внутренний мир героев рассказа, создает атмосферу в повествовании, необходимую автору.
Также цветообозначения встречаются в создании портрета. Бунин зачастую не берется досконально, кропотливо описывать внешность того или иного героя своего рассказа. Одной цветовой детали бывает достаточно для того, чтобы в полной мере представить изображаемый образ человека и даже его внутреннее состояние («пепельные губы»).
Еще важно то, что Бунин в своем повествовании противопоставляет цвета друг другу, создавая свой ряд антонимов, значения которых можно понять, только исходя из контекста произведения. Так, в рассказе «Новый год» серый цвет, символизирующий городскую жизнь, противопоставляется золотому, который, в свою очередь, олицетворяет деревню и детство героев рассказа.
В заключение следует отметить, что цветовая лексика имеет важное значение в творчестве И.А.Бунина. Цветовые характеристики выполняют в малой прозе писателя разные функции: участвует в создании пейзажа, портрета, интерьера, помогает раскрыть особенности его мировоззрения, своеобразие его поэтики.
Список использованной литературы:
4. Бунин И.А. Избранная проза / И.А.Бунин. – М.: АСТ ОЛИМП, 1997. – 655с.
Какая бывает зима
Снежная сказка
«Течет река Волга»
Рождественский венок
Астрономический календарь. Декабрь, 2018