Работа посвящена исследованию сюжета о старце Федоре Кузьмиче в русской литературе. Сюжет о старце Федоре соединяет в себе несколько легенд, среди которых первостепенное значение имеют легенды о странствующем императоре и об уходе от мирской суеты.
Вложение | Размер |
---|---|
syuzhet_o_starce_fedore_kuzmiche_v_russkoy_literature_cheremnyh_nastya.doc | 83.5 КБ |
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 36 г. Томска
634062 г. Томск, ул. Иркутский тракт, 122/1, тел/факс. 67-43-61,mail:school36@mail.tomsknet.ru.
Сюжет о старце Фёдоре Кузьмиче в русской литературе
исследовательская работа
Выполнила:
ученица 6 класса А МАОУ СОШ № 36
Черемных Анастасия
Руководитель:
Подрезова И.И., учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 36
Томск – 2012
Цель работы: исследование сюжета о старце Фёдоре Кузьмиче в русской литературе.
Достижению поставленной цели будет способствовать решение следующих задач:
Введение – с.3 - 5
Основная часть – с.6 - 9
Заключение – с.10
Список литературы – с.11
Введение
Свою исследовательскую работу я решила посвятить изучению легенды о старце Фёдоре и исследованию сюжета о старце Фёдоре в русской литературе. Его реальная историческая биография была неоднократно пересмотрена и пересматривается по сей день. Старец Фёдор выступает и как отрекшийся император, и как почитаемый томский святой, и как бродяга и каторжник, и как духовный наставник.
Для своего исследования я с родителями посетила Томский областной краеведческий музей, где проходила выставка «Легенды города – Старец Фёдор Томский», поговорила с сотрудниками музея, изучила представленные материалы, посетила часовню на территории мужского монастыря города Томска.
Фёдор Кузьмич (Феодор Томский, Феодор Козьмич; 1776 (1777) — 20 января (1 февраля) 1864, Томск) — старец, живший в Сибири в XIX веке. Согласно романовской легенде, возникшей в середине XIX века ещё при жизни старца, он считается императором Александром I, инсценировавшим свою смерть и ставшим скитальцем. Вопрос о единстве Фёдора Кузьмича с российским императором историками однозначно не решён. Данных о ранних годах жизни Фёдора Кузьмича нет, первое известие о нём относится к 4 сентября 1836 года: он проезжал на лошади, запряжённой в телегу, в неизвестном направлении через Кленовскую волость Красноуфимского уезда Пермской губернии.
Фёдор остановился у кузницы подковать лошадь, вызвал своим поведением и уклончивыми ответами подозрения у кузнеца, который доложил о нём властям. Старец был задержан как бродяга, на его спине были следы ударов кнутом, каких-либо документов при себе он не имел. 10 сентября его дело было рассмотрено судом: задержанный назвался шестидесятилетним Фёдором Козьмичем Козьминым (после этого данная фамилия, как и какая-либо другая, старцем никогда не называлась), не смог назвать своего происхождения. По возрасту он был непригоден для отдачи в солдаты и поэтому, как бродяга, получил 20 ударов кнутом и был сослан в Сибирь (в Мариинский уезд Боготольской волости Томской губернии). За время пути по этапу Фёдор расположил к себе заключённых и конвоиров, проявляя заботу о слабых и больных. Старец был единственным арестантом, которого не заковали в кандалы. В материалах Томской экспедиции о ссыльных сохранилось описание внешности Фёдора Кузьмича: рост 2 аршина и 6 с 3/4 вершков], глаза серые, волосы на голове и бороде светло-русые с проседью, кругловатый подбородок, на спине — следы от побоев кнутом.26 марта 1837 года партия ссыльных прибыла в Томск, откуда Фёдор Кузьмич был направлен дальше к месту ссылки. Старца приписали к деревне Зерцалы, но поселили при Краснореченском винокуренном заводе, где он прожил пять лет. Из-за возраста старца не привлекали к принудительным работам. Обретя свободу перемещения, Фёдор начал странствовать по деревням Мариинского уезда. Источником его дохода было обучение детей (грамоте, истории), в качестве платы Фёдор Кузьмич брал только пищу, отказываясь от денег. Старца начали почитать за праведную жизнь, обращались к нему за советами по различным житейским вопросам. В этот же период возникает легенда о его царственном происхождении. К первым сообщениям о его схожести с императором Александром I относятся следующие: в доме казака Сидорова, приютившего старца, появился казак Березин, долгое время служивший в Петербурге, в Фёдоре Кузьмиче он опознал покойного императора.
Будучи чем-то недоволен, старец сказал: «…Стоит мне только гаркнуть слово в Петербурге, то весь Красноярск содрогнётся от того, что будет».
В период странствий по Томской губернии он познакомился с купцом Семёном Феофановичем Хромовым, который в 1858 году уговорил его переселиться к нему в Томск. Фёдор Кузьмич проживал на загородной купеческой заимке (в настоящее время посёлок Хромовка) или в самом городе во флигеле дома Хромова на Монастырской улице (современная ул. Крылова). Старец отличался простотой быта: летом носил белую рубашку из деревенского холста и шаровары, зимой надевал длинный тёмно-синий халат или сибирскую доху, на ногах носил чулки и кожаные туфли. Спал на доске, обтянутой холстом, питался в основном сухарями, вымоченными в воде. Старец много времени проводил в молитвах, после смерти обнаружилось, что его колени покрыты толстыми мозолями от длительного стояния на них. По рассказам местных жителей Фёдор обладал даром предвидения и исцеления. Крестьяне любили его, да и все кто приходил в гости, испытывали к нему симпатию. Скончался Фёдор 20 января 1864 года, согласно метрической записи 80-ти лет от роду. Был похоронен в ограде Богородице-Алексеевского мужского монастыря. По инициативе купца Хромова был написан карандашный портрет старца.
Император Александр I вступил на престол после смерти своего отца императора Павла I 12 марта 1801 года. При Александре I Россия воевала с Францией, Швецией, Турцией и Персией. Отечественная война против Наполеона в 1812 году окончилась отступлением французов. Также при императоре Александре I были основаны четыре новых университета, а до него был только один. Есть версия о причастности Александра I к заговору против своего отца и его смерти. Одна из легенд дома Романовых гласит, что Фёдор Кузьмич — это император Александр I, скоропостижная смерть которого в Таганроге породила в народе массу слухов. Позднее в 30-40-х годах появилась легенда о том, что Александр, измученный угрызениями совести (как соучастник убийства отца), разыграл свою смерть вдалеке от столицы и начал скитаться под именем Фёдора Кузьмича. Сторонники этой версии утверждали, что вместо Императора в Петропавловском соборе был похоронен другой человек. Вера в эту легенду сохраняется и поныне. В качестве возможных аргументов, свидетельствующих в пользу версии о совпадении императора Александра и старца Феодора, указывают также факты посещения в 1873 году могилы старца великим князем Алексеем Александровичем, а в 1891 году — цесаревичем Николаем (будущим императором Николаем II), пожелавшим построить на месте кельи старца каменную церковь (строительство осуществлено не было). Сообщается и о встрече со старцем Александра II в бытность его наследником престола. Ряд исследователей отмечают, что год рождения старца — 1777, определённый исходя из его смерти в возрасте около 87 лет, совпадает с годом рождения Александра I.
В семье потомков купца Семёна Хромова хранятся личные вещи старца, в том числе его холщовая рубашка. В 1997 году была восстановлена часовня над могилой старца.
Старец Федор Кузьмич быстро превратился в национальный символ: уже в конце XIX века он представлялся легендарной фигурой.
Основная часть
Сюжет о Федоре Кузьмиче соединяет в себе несколько легенд, среди которых первостепенное значение имеют легенды о странствующем императоре и об уходе от мирской суеты.
Многие русские учёные-исследователи пытались разгадать тайну посмертных записок старца.
Первая записка
— текст на лицевой стороне:
ВИДИШИЛИ НАКАКОЕ ВАС БЕЗСЛОВЕСИЕ СЧАСТИЕ СЛОВО ИЗНЕСЕ
— текст на оборотной стороне:
НО ЕГДА УБО А МОЛЧАТ П НЕВОЗВЕЩАЮТ
Вторая записка
— текст на лицевой стороне:
1 | 2 | 3 | 4 | ||
о | в | а | зн | ||
i | Дк | ео | амвр | А КРЫЮТ СТРУФИАН | |
с | з | Д | я |
— текст на оборотной стороне:
ВО | ВО | ||
1837 г. | МАР.26 | В | ВОЛ |
43 пар |
Одним из первых исследователей загадочной легенды о Фёдоре Кузьмиче стал Владимир Владимирович Барятинский, русский публицист и драматург. Он предложил следующий вариант расшифровки записок Фёдора Кузьмича:
Иван Петров, преподаватель Санкт-Петербургского театрального училища, заинтересовавшись записками, путём перестановки букв подобрал ключ для прочтения «тайны» старца. Данной расшифровкой заинтересовался великий князь Николай Михайлович и привёл её в своей работе про Фёдора Кузьмича:
Се Зевес И.Е.В. Николай Павлович |
«Загадка» старца неоднократно привлекала к себе внимание не только учёных-исследователей, но и писателей. Так Л.Н. Толстой очень интересовался легендой об исчезновении и «перевоплощении» императора и неоднократно беседовал на эту тему с великим князем Николаем Михайловичем (последний подарил писателю свою книгу «Легенда о кончине императора Александра I в Сибири в образе старца Федора Кузьмича»). Результатом этого интереса стала повесть «Посмертные записки старца Феодора Кузьмича» (1905г.), которая осталась незаконченной, а впервые опубликована была в 1912 году. Толстой воспользовался старинной легендой о том, будто бы царь Александр I много лет жил в Сибири под чужим именем, а вместо него в Петербурге со всеми царскими почестями был похоронен простой солдат, забитый насмерть шпицрутенами.
Л.Н.Толстой оформляет свой труд в жанре литературных записей (дневниковых записей). В дневниковых записях возможно использование фактического материала и последовательное его изложение. Это возможность проникнуть в глубину души человека. Дневниковые записи помогают раскрыть личность человека, мотивы его поступков. Дневник-это что-то таинственное, сокровенное.
Это произведение, над которым Толстой работал в 1905 году, написано от первого лица: вымышленная исповедь бывшего императора, ставшего отшельником, приобретает под пером Толстого глубокую убедительность и незабываемое по своей силе звучание. Повесть можно назвать притчей, в которой выражена мысль, что желающий сохранить душевный покой и нравственную чистоту покидает общество и начинает новую жизнь под чужим именем. С монашеским одиночеством сочетается прославление бедности и простоты, отклонение соблазнов преступной и тщеславной светской жизни.
У Толстого не только не было данных для подтверждения легенды об Александре I, но он прямо исходил из того, что это именно легенда. Поэтому в его рассказе есть черты фантастичности, несмотря на всю видимую «достоверность» повествования. «Посмертные записки...» созданы «кающимся грешником». «Как будто весь этот пройденный мною в светском смысле блестящий круг жизни, — пишет старец Федор Кузьмич, — был пройден только для того, чтобы вернуться к тому юношескому, вызванному раскаянием, желанию уйти от всего...» В этой исповеди слышится голос самого Толстого.
Л.Н.Толстой восхищался святостью жизни старца и им самим, которого, безусловно, считал духовным вождём в нравственных вопросах. Старец — это особенный человек, миссия которого как учителя жизни заключается в наставлении, вдохновении и утешении людей, а также в приучении к смирению и пассивному прощению обид.
Настоящие святые — простые люди, которые не осознают собственную доброту сердца и своё человеческое величие. Повесть Л.Н.Толстого ставит вечные вопросы человеческого существования (смысл жизни и смерти, борьба добра со злом).
В повести Л.Н.Толстого можно увидеть параллели и с другими его произведениями, и с его жизнью. «Посмертные записки...» начинаются с того, на чем окончился рассказ Л.Н.Толстого «После бала». Только здесь экзекуцию видит сам государь, и его душу раздирают звуки барабана и флейты. Именно тогда возникло у него желание отречься от власти, «отойти от зла».
Сравним два фрагмента: «Я стал смотреть туда же и увидал посреди рядов что-то страшное, приближающееся ко мне. Приближающееся ко мне был оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат, которые вели его. Рядом с ним шел высокий военный в шинели и фуражке, фигура которого показалась мне знакомой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу, наказываемый, под сыпавшимися с обеих сторон на него ударами, подвигался ко мне, то опрокидываясь назад …» («После бала»); «Когда же я стал в толпе людей, стоявшей позади рядов и смотревшей на зрелище, я достал лорнет и мог рассмотреть все, что делалось. Высокий человек с привязанными к штыку обнаженными руками и с голой, кое-где алевшей уже от крови, рассеченной белой сутуловатой спиной шел по улице сквозь строй солдат с палками…Я стоял как заколдованный, глядя на то, как шагал этот несчастный и как его били, и чувствовал, что что-то во мне делается». («Посмертные записки …»).
Если взглянуть с этой точки зрения на жизнь Толстого, то надо сказать также, что «Посмертные записки...» предсказывали и его «уход» из Ясной Поляны, и его пребывание в безвестности под вымышленным именем Николаева до самой станции Астапово. Толстой умер вдали от дома и родных, как и Александр I. Вокруг их жизни и смерти много тайны.
Повесть Л. Н. Толстого «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» была прислана в редакцию журнала «Русское богатство» А. М. Хирьяковым, одним из редакторов-распорядителей посмертных изданий Л. Н. Толстого. Короленко писал А. М. Хирьякову 23 января 1912 года: «По совещанию с товарищами мы решили повесть о Федоре Кузьмиче напечатать с некоторыми сокращениями (в пределах крайней необходимости). И я, и мои товарищи очень признательны за предложение нам этого рассказа».
По мнению В.Г.Короленко, «было бы удивительно, если бы эта загадочная фигура не привлекла художественного внимания Л. Н. Толстого, до такой степени она заманчива и колоритна именно в толстовском духе … теперь уже несомненно, что под этим скромным именем в далекой Сибири угасла жизнь, начавшаяся среди блеска на высотах общественного строя. Итак - отречение и добровольный уход,- таково содержание этой загадочной драмы».
Заключение
«Жизнь святых таинственна по своей природе, но не от того, что в ней что-то нарочито скрыто от глаз непосвященных. А потому что их жизнь особым образом причастна к Великой тайне» - свидетельствует подвижник нашего времени Силуан Афонский. Подобной таинственностью овеяна личность Александра I и личность великого сибирского подвижника - святого старца Феодора Томска (в народе старца Фёдора Кузьмича).
Образ старца Фёдора Кузьмича заинтересовал многих русских писателей необычной историей своей жизни. Появление старца заставляло задуматься: совпадение ли это со смертью Александра I или всё-таки нет? Очень необычным казалось и кажется то, что при вскрытии могилы Александра I в могиле был опознан совершенно другой человек. Так ли всё это или просто совпадение? В ходе написания работы я решила, что на самом деле это не совпадение, а один и тот же человек.
Образ Фёдора Кузьмича привлёк меня милосердным отношением к миру, к людям, терпением, добротой. Он смог выдержать все испытания, выпавшие на его долю.
Обращение к сюжету о царе-старце Л.Н. Толстого позволяет судить о масштабе влияния личности Федора Кузьмича на русскую литературу. Повесть Л. Толстого, представляющая собой первую литературную обработку легенды, стала сюжетом-образцом по отношению к последующим опытам обращения к сюжету о старце. Внимание Л.Н.Толстого привлекло отшельничество старца как способ нравственного обновления и осознания ответственности за свои поступки.
Сюжет о старце Фёдоре Кузьмиче в дальнейшем разрабатывался в русской литературе многими писателями: П. Гнедичем, Д. Мережковским, Д. Самойловым и др.
Список литературы
Ресурсы Интернета:
Литература:
Вокруг света за 80 дней
Акварель + трафарет = ?
Шелковая горка
Золотой циркуль
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"