Игорь Таяновский — автор двадцати поэтических сборников и двух книг прозы. В его творчестве - стихи о Родине, Великой Отечественной войне, природе, сатирические сказки для детей и взрослых, эпиграммы. Особое место занимают стихи о Великом Новгороде. Цель работы - выяснить, какие цвета преобладают в творчестве поэта, понять, насколько цвет способен отражать внутренний мир поэта, его душевное состояние и мировосприятие.
Вложение | Размер |
---|---|
cvetopis_v_tvorchestve_tayanovskogo.doc | 79 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия»
Исследовательская работа
«Цветопись в поэзии Игоря Таяновского»
Выполнила
Яковлева Марина,
ученица 11 «М» класса
Руководитель
Григорьева Ирина Ильинична,
учитель русского языка
и литературы
2011 год
Содержание
Введение …............................................................................................................3
Основная часть
1. Теоретическая часть
а)История вопроса: звукоцветовые соответствия ……………………….5
б)Характеристика цветовых ассоциаций ……………………………….10
2. Практическая часть ………………………............................................14
Заключение …………………...............................................................................18
Список использованной литературы …..............................................................19
Введение
Цель - выяснить, какие цвета преобладают в творчестве поэта, понять, насколько цвет способен отражать внутренний мир поэта, его душевное состояние и мировосприятие.
Задачи:
Методы:
Характер и выразительность цвета может значительно меняться в зависимости от различных ассоциаций. Каждый из нас пытается объяснить эмоциональную характеристику того или иного цвета характером предметов, на которых мы обычно воспринимаем этот цвет. Это очень индивидуальная особенность каждого человека, зависящая от приобретенного им опыта. Установить здесь какие-либо правила очень трудно, но с некоторой вероятностью можно предположить, что красный цвет ассоциируется с огнем и кровью, желтый - с солнцем, синий - с небом, водой, зеленый - с лесом, лугами. Наконец, существует такое понятие как слышание цвета, т.е. каждому цвету сопоставляется музыкальная нота.
Слово «цветопись» певучее, полное красок. Под этим определением понимают такой приём изобразительности, при котором художественный образ создаётся посредством колористики, т.е. науки о цвете, которая включает знания о природе цвета, об основных характеристиках цвета и цветовой гармонии.
Предметом исследования решено было выбрать творчество новгородского поэта Игоря Таяновского. Его творчество мало известно широкому кругу читателей и не исследовано с интересующей меня точки зрения. Кроме того, интересно было сравнить восприятие одних и тех же предметов разыми людьми: И.Таяновский — наш земляк, образы, отражённые в его творчестве близки и знакомы мне с раннего детства.
Основная часть
Глава 1. Теоретическая часть
А. История вопроса: звукоцветовые соответствия
Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много написано о цветовом слухе А.Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А.Рембо написал даже сонет «Гласные», в котором так раскрасил звуки: А - черный; белый - Е; И - красный; У - зелёный; О - синий : тайну их скажу я в свой черед.
Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И - синим, У - ярко желтым, А - красным. Немецкий лингвист А.Шлегель писал, что для него И - небесно-голубой, А - красный, О - пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е - желто-зелёным, И - синим, У - чёрным, О - ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуги.
Так существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Не фантазии ли это? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей?
На эти вопросы давались разные ответы, но чаще всего сходились на том, что связь «звук речи – цвет» - редкий сугубо индивидуальный феномен.
Современная наука признает явление существующим лишь тогда, когда оно либо непосредственно наблюдается, либо воспроизводимо проявляет себя в экспериментах, либо строго вычисляется. Причем в любом случае последнее слово остается за практикой: нужно, чтобы явление наблюдаемо функционировало или обнаруживались бы следы его действия.
Но там, где речь идет о психике человека, все выглядит иначе. В эту область наука, как в зону «пикника на обочине», проникает пока ещё редко и с трудом, а проникнув, натыкается на непонятные «полные пустышки», которые вскрыть своими инструментами не может. Психические явления чаще всего непосредственно не наблюдаются, в экспериментах то проявляются, то нет, вычислению поддаются плохо, а следы их функционирования неопределенны, зыбки, нерегулярны. Особенно в области подсознания. Вот, скажем, интуиция. Каждый может припомнить случаи, когда, как нам кажется, правильное решение или поступок были подсказаны нам интуицией. Более того, как выяснилось в процессе работ над искусственным интеллектом, человек в сложных ситуациях принимает решение не путем перебора всех возможных вариантов, а эвристически, подсознательно, интуитивно находит нужный путь. Но с другой стороны, интуиция ведь и подводит нередко. Как же понять, когда интуиция нашептывает нам правильное решение, а когда каверзно подталкивает нас в тупик?
Вот так и со звукоцветовыми соответствиями. Если они существуют, то кто прав - А. Рембо или А. Белый? Чья интуиция вернее?
Идея экспериментов проста: регистрируются реакции многих испытуемых на определённый стимул, а затем следует статистическая обработка полученного материала, чтобы выявить основные тенденции в реакциях. Техника регистрации разнообразна: испытуемым либо предъявляются звуки речи - требуется подобрать к ним цвета, либо предъявляются различные цветовые карточки - требуется написать на них звуки, либо даётся задание выстроить звуки по цвету, скажем, от «самого красного» и до «наименее красного», «самого синего» и до «наименее синего». Многие такие эксперименты с тысячами человек показало, что в подавляющем большинстве испытуемые окрашивают по крайней мере гласные вполне определённо. Особенно единодушны мнения относительно трёх гласных - А, Е, И. Звук и букву (звукобукву) А вполне согласованно называют красной, Е - зелёная, а И - синяя. Звукобукву О все считают светлой и яркой, но хотя большинство испытуемых называют её жёлтой, всё же довольно часто встречаются ответы: «белая». Получается, что она солнечная.
Лингвисты считают гласные А, О, Е, И основными, опорными для речевого аппарата человека и главными во всех языках. А физики главными считают соответствующие этим гласным цвета, потому что их комбинации дают все другие цвета и оттенки. Чем и пользуется цветная фотография, цветное телевидение. Не удивительно ли, что и в языке соответствия именно главным цветам оказались наиболее четкими?
Видимо, здесь проявляется «коллективная интуиция» людей: цветовое устройство мира отразилось в цветовом устройстве языка. Названия главных цветов встречаются в речи наиболее часто, и звуки О, А, Е, И наиболее частотны из гласных. А между названиями основных цветов и этими гласными, в свою очередь, прослеживается связь: название определённого цвета содержит соответственно «окрашенный» звук, причем он занимает в слове самую важную – ударную позицию: красный, синий. Остальные гласные имеют оттеночную окраску, как и цвета, с которыми они связываются, к тому же связь эта прослеживается менее четко – здесь больше разброс мнений испытуемых. Так, У - ассоциируется с тёмными оттенками синего цвета: тёмно-синим, тёмно-голубым, тёмным сине-зелёным, тёмно-лиловым. Звукобуква Ю тоже связывается с оттенками синего цвета,
но со светлыми: голубым, светло-сиреневым. Интересно ведёт себя звукобуква Ё. По написанию она сходна с Е, а по звучанию с О. И в цветовом отношении она вполне определённо располагается между жёлтой О и зелёной Е, примерно половина испытуемых называет её желтой, а половина - зелёной. Так что Ё – светлая жёлто-зелёная. А вот Я окраской почти не отличается от А, разве что воспринимается как более светлая и яркая. Что касается Ы, то здесь следует говорить не о цвете, а скорее о световой характеристике. Если О - звукобуква света, то Ы – звукобуква мрака, тьмы. Она самая тёмная из всех гласных, и ей испытуемые единодушно дают самые тёмные характеристики - темно-коричневая, чёрная. Букву Э пришлось исключить из анализа. Хотя она передаёт почти тот же звук, который в большинстве случаев передаётся буквой Е, зелёной звукобуква Э по ответам испытуемых не получается: буквенная форма другая. И вообще никакой определённый цвет с Э не связывается. А поскольку и встречается Э в текстах крайне редко (гораздо реже всех других гласных), то при дальнейшем анализе текстов её решено было не учитывать. Большинство испытуемых в целом согласованно и достаточно единообразно устанавливают вполне определённые связи между звуком и цветом, хотя почти никто этого не осознаёт.
Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям (по данным интернета)
А густо-красный
Я ярко-красный
О светло-жёлтый или белый
Е зелёный
Ё жёлто-зелёный
И синий
Й синеватый
У тёмно-синий, тёмно-зелёный
Ю голубой
Ы тёмно-коричневый или чёрный
Глава 2. Характеристика цветовых ассоциаций
Цвет воздействует на физиологические процессы человека и на его психологическое состояние. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации. Психологи дают следующую характеристику цветовым ассоциациям.
Красный - теплый и раздражающий, стимулирует мозг, улучшает настроение. Цвет лидерства, мужской цвет, этот цвет также возбуждающе действует на нервную систему. С другой стороны красно-оранжевый цвет улучшает настроение. Красный цвет предпочитают влюбчивые и сексуальные люди. Красный – это возбуждение, энергия, страсть, желание, скорость, прочность, мощность, тепло, любовь, агрессия, опасность, огонь, кровь, война, насилие, всё интенсивное и страстное.
Пурпур - заработок, духовность, благородство, церемония, непостижимый, преобразование, мудрость, просвещение, жестокость, высокомерие.
Голубой, синий цвет создает прохладное окружение, снимает боли при невралгии и воспалениях, означает разочарование и подозрительность. При восприятии голубого время сильно недооценивается. Под воздействием этого цвета у человека уменьшается уровень тревожности, снижается напряжение и кровяное давление. При слишком долгом воздействии возникают утомление, усталость. Синий - мир, спокойствие, спокойствие, устойчивость, гармония, объединение, доверие, истина, консерватизм, безопасность, чистота, порядок, лояльность, небо, вода, холод, технология, депрессия, подавитель аппетита.
Зеленый цвет означает недоверие и уравновешенность. Успокаивает нервную систему. Снижает боль, усталость, нормализует кровяное давление. Благоприятствует концентрации внимания. Поле привыкания к зеленому число правильно решенных задач увеличивается на 10%, при сокращении числа ошибок на 20%, но при этом возникает определенная недооценка времени. Зеленый является тихим и успокаивающим. Предпочитают способные, уверенные в себе, стремящиеся к самоутверждению и уравновешенные люди. Зелёный - природа, здоровая среда, восстановление, молодость, бодрость, весна, щедрость, плодородие, ревность, неопытность, зависть, неудача.
Оранжевый цвет - самый динамичный, молодежный и веселый цвет. Стимулирует чувства и ускоряет сердцебиение, обостряет восприятие и способствует разрешению сложных ситуаций, задач и проблем. Жизнерадостный и импровизированный. Действие, вызывающее возбуждение, менее сильное, чем от красного поэтому более приятное. Цвет слегка ускоряет пульс, не увеличивая кровяное давление, создает чувство благополучия и счастья. Оказывает благоприятное воздействие на работоспособность, при условии периодического отдыха от него. При длительном восприятии оранжевого может появиться утомление и даже головокружение. Оранжевый - энергия, баланс, тепло, энтузиазм, оживленный, экспансивный, пышный, требующий внимания.
Желтый жизнерадостный цвет способствует решению задач и проблем. Если исходить из утверждения, что желтый - смесь зеленого и красного, то он объединяет в себе свойства этих цветов. Желтый цвет стимулирует мозг, вызывает возбуждающее напряжение, требующее разрядки. Предпочтение желтого означает стремление к независимости, расширение горизонта восприятия. Это ярчайший цвет спектра. Он весьма гибок и легко приспосабливается, всюду проникает. С помощью желтого луча можно подобраться к истокам проблемы. Желтый обожает учиться, отличается сообразительностью, ясностью мысли, точностью. Желтый знает о жизни все, полон оптимизма. Этот цвет находится в постоянной борьбе, не уступает без боя. Жёлтый - радость, счастье, оптимизм, идеализм, воображение, надежда, солнечный свет, лето, золото, философия, мошенничество, малодушие, предательство, ревность, жадность, обман, болезнь, риск.
Фиолетовый цвет любят люди с неустойчивым характером. Он действует на сердце и кровеносные сосуды, а также на психику. Его также называют «цветом женского одиночества».
Коричневый - цвет консервативных людей, не желающих ничего менять. Земля, очаг, дом, надежность, удобство, выносливость, устойчивость.
Черный - мотивированное применение силы, созидание, обучение, способность к предвидению, содержательность, скрытые сокровища, разрушительность, использование силы как проявление слабости и эгоизма, подавление, депрессия, пустота, воздержание, ограничения. Черный скрывает то, чем обладает. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Но именно он дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности. Черный способен контролировать ситуацию благодаря тайным знаниям. Черный стремится любыми средствами удержать свою власть. С другой стороны, этот человек испытывает потребность во внешнем контроле. Чёрный - мощность, сексуальность, сложность, формальность, элегантность, богатство, тайна, страх, зло, анонимность, недоволство, глубина, стиль, печаль, раскаяние, гнев, метрополитен, хороший техно-цвет, траур, смерть (западные культуры).
Белый - нетронутость, полнота, самоотдача, единство, легкость, выявлени скрытого и ложного, изоляция, разочарование, скука. Основным качеством белого цвета является равенство. Белый цвет ищет справедливости. Он беспристрастен. Белый цвет символизирует невинность. Белый характеризуется определенной плотностью. Держа в руках прозрачный кристалл, вы видите перед собой Сияние. Взяв в руки белую хлопчатобумажную простыню, вы ничего сквозь нее не разглядите. Белый ищет справедливости. Белый парик на голове судьи говорит о его беспристрастности. Если присутствует белый цвет, то все будет в порядке. Доктор в белом халате вырывает человека из пасти смерти. Белый - почтение, чистота, простота, мир, смиренность, точность, невиновность, молодость, рождение, зима, снег, хорошо, стерильность, брак (западные культуры), смерть (восточные культуры), холодный, клинический, стерильный.
Серый - безопасность, надежность, интеллект, скромность, достоинство, завершенность, твердость, практичность, старость, печаль.
Практическая часть
При анализе творчесвства Таяновского я руководствовалась целью выяснить, какие цвета преобладают в творчестве поэта, понять, насколько цвет способен отражать его внутренний мир, его душевное состояние и мировосприятие.
Доказано, что цвет воздействует на психологическое состояние человека. Зная особенности каждого цвета можно сформировать определенный образ, вызвать определенные эмоции, ассоциации.
При психологическом воздействии цвета речь идет о чувствах, переживаниях, которые мы можем испытывать под влиянием того или иного цвета. Человек выбирает цвет в зависимости от своего характера и общественных условий.
Было проанализировано 56 стихотворений Игоря Таяновского. В его поэзии отсутствуют многокрасочные картины и пейзажи. Главным объектом его творчества являются люди. Может быть, это можно объяснить эпохой. Таяновский родился в 1936 году, умер в 2009. Ему пришлось пережить Великую Отечественную войну, распад страны, в которой родился, становление нового государства.
В поэзии Таяновского преобладает белый цвет: белый монастырь, белая ночь, белый гребень, женщина в белом, белоствольные рощи. Преобладание белого естественно. Белый психологи выделяют как символ мира, где исчезают все краски, поэтому белый тон действует на нашу психику как молчание. Но это молчание как бы не мертвое, а наоборот полное возможностей.
Остальные цвета распределились примерно одинаково. Сначала меня удивило наличие чёрного цвета. Человек предпочитающий его, стремится скрыть свой внутренний мир от окружающих. Черный символизирует конец. Но ведь каждый вечер мы с удовольствием возвращаемся в ночь для восстановления сил. Именно чёрный цвет дает начало и всему новому. Жизнь начинается с неизвестности.
Ученикам 10 и 11 классов гимназии я предложила провести следующий тест на восприятие творчества новгородского поэта. 1 этап – выбрать цвет, который ассоциируется с именем Игоря Таяновского (как выяснилось, с творчеством этого поэта никто знаком не был). 2 этап – прочитать три стихотворения разной тематики и соответсвенно написать цвет-ассоциацию. 3 этап аналогичен первому: цветовая ассоциация с именем Таяновского.
Каковы результаты? Всего в анкетировании участвовали 46 человек.
При первом восприятии поэзии Таяновского преобладает белый цвет. Наверное, по-другому быть и не могло, потому что белый – цвет возможностей, цвет познания. А познать творчество поэта только предстояло. После знакомства с творчеством, имя поэта стало у большинства ассоциироваться с синим цветом. Синий – успокаивающий цвет, он является символом спокойствия и умиротворения. Следовательно, неизвестность отступила, творчество Таяновского у многих вызвало интерес.
Для знакомства с творчеством Таяновского были предложены три стихотворения: «Родство», «Чувашская берёза», «Новгородские звоны».
Для 17 человек стихотворение «Родство», которое затрагивает область человеческих отношений, ассоциируется с жёлтым цветом. Это цвет оптимистов, он является источником тепла и света.
И какие грома не грянут
Надо мною
В родных краях,
Только свистни –
И рядом встанут
Мои сёстры
И братовья!
Миллионы…
Стихотоворение о природе «Чувашская берёза» вызвало ассоциации с зелёным цветом. Это самый спокойный цвет. В психологии зелёный цвет – это весна, пробуждение, дружба, свобода, молодость, надежда. Очень знаменательны в этом смысле последние строки стихотворения, полные надежы и веры:
А в небе рыщут
Ветры серые.
Печально
Журавли бредут.
А ты всё ждёшь.
А я всё верую:
Кто ждёт –
К тому придут.
Слайд 8
В стихотворении «Новгородские звоны» преобладают серый и синий цвета. Синий цвет – цвет безграничного пространства. У Таяновского в этом стихотворении проходит тонкой нитью временная связь: новгородская звонница была сердцем кремля в былые годы, а сегодня «отгудела бронзовая вольница».
Колокола «…жаркие, медовые
Щедро разливали звон и гуд,
В радостные годы и суровые
Радуя зело крещёный люд».
Серый цвет – блеклый, невыразительный, он определяет безликость. Все, кто выбрал серый, явно подметили то, что теперь «нахохленными птицами мудрые сидят колокола». Звон колоколов – это жизнь, а тишину поэт сравнивает с «плечистым палачом».
Кроме того, известно свойство звуков вызывать цветовые образы. Целое направление в искусстве - цветомузыка - основано на этом свойстве звуков музыки.
Нам известно, что каждому гласному звуку психологами выявлено звуковое соотвествие. Я сравнила, насколько точно стихи Таяновского смогли вызвать цветовые образы в воображении читателей. Совпадение практически стопроцентное.
Заключение
Цветопись играет важную роль в поэтическом творчестве любого автора: создает общее лирическое настроение, передает чувства и переживания лирического героя, выступает оригинальным средством выражения авторской оценки.
В процессе чтения звуки способны вызывать цветовые образы. Цветовая картина отдельного поэта имеет свои яркие индивидуальные особенности, это объясняется неповторимостью цветовидения и художественного мировоззрения поэта.
В творчестве Таяновского преобладают белый, серый, синий, красный, жёлтый и зелёный цвета. Соотнеся данный факт с цветовыми характеристиками, можно утверждать, что поэзия нашего земляка его носит жизнеутверждающий характер.
Известно, что цвет способен отражать внутренний мир и душевное состояние поэта. Не стало исключением и творчество Таяновского, но вряд ли поэт использовал цветопись сознательно. Мир, который поэт создаёт в своих произведениях, обязательно находит своего читателя благодаря только таланту и труду автора.
Список использованной литературы
1. Таяновский И. В отчем доме. - Л., «Лениздат». 1984.
2. Таяновский И. Новгородские звоны. - В.Новгород, «Вече». 1999.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., «Русский язык», 1986.
4. Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org
5. Колористика, психология восприятия цвета, цвет и человек http://rosdesign.com/design/kolorofdesign.htm
Как зима кончилась
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Как нарисовать черёмуху
Машенька - ветреные косы
Два морехода