Исследовательская работа отражает актуальный взгляд на женскую и мужскую поэзию.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………………………….2
Заключение…………………………………………………………………………………...11
Список использованной литературы……………………………………………………….12
ВВЕДЕНИЕ
Художественная литература во все времена стремилась ответить на основные вопросы человеческого бытия. Не проходит она и мимо меняющихся гендерных отношений в современном обществе.
Гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое этим различиям придает общество. Основой гендерных исследований стало выявление разницы в статусах, ролях и иных аспектах жизни мужчин и женщин и, главное, анализ феноменов власти и доминирования, утверждаемых в обществе через гендерные роли и отношения. Теория гендера позволяет по-новому интерпретировать и произведения художественной литературы, где наглядно и глубоко воплощаются мужской и женский взгляд на мир (гендерная картина мира), на взаимоотношения полов, а также осветить проблему женского творчества, которая и по сей день считается значимой и обретает новые перспективы в связи с успехами гендерологии. Наиболее интересна в этом плане современная поэзия, отражающая сегодняшний гендерный статус женщины и мужчины, особенности гендерного поведения,гендерные конфликты наших дней.
Актуальность нашего научного исследования продиктована назревшей необходимостью детально рассмотреть литературные произведения белгородских поэтов. Анализируя произведения белгородских поэтов: Татьяны Огурцовой и Павла Савина, мы подчеркиваем, что разница в возрасте позволила авторам располагать разным жизненным опытом, что несомненно сказалось на гендерной специфике их творчества. Интерпретация их произведений в гендерном аспекте будет интересна для широких кругов читателей и учащейся молодежи.
Объектом данного научного исследования стали стихи Татьяны Огурцовой и Павла Савина, рассмотренные в гендерном аспекте и поднимающие основные вопросы экзистенциального бытия современных людей: мужчины и женщины.
Предмет исследования - типология и поэтика стихотворений указанных авторов, позволяющие осмыслить в литературоведческом аспекте художественную реализацию гендера как социокультурного феномена.
Цель исследования - раскрыть гендерное своеобразие типологии и поэтики стихотворений Т.Огурцовой и П.Савина. Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:
В ходе исследования использованы следующие методы:
Мы опирались на труды по современной гендерологии как зарубежных авторов (Берн Ш. Кон И.С), так и отечественных (Клецина И.С.).
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности определить параметры нового аспекта литературоведческих исследований - гендерного, наметить пути анализа и интерпретации творчества современных поэтов, а также использовать полученные наблюдения.
Прикладную ценность результатов деятельности видим в сборе и обобщении большого пласта эмпирических данных, позволяющих нам лучше понять психологию мужчин и женщин в повседневной жизни, а учителю литературы использовать эти данные при изучении художественной ткани произведений Татьяны Огурцовой и Павла Савина на уроках по литературному краеведению и во внеклассной работе.
Структура работы обусловлена целью, задачей и логикой исследования. Исследовательская работа состоит из введения, пяти глав, заключения, а также списка использованной литературы.
"Гендер" - одно из центральных и фундаментальных понятий - является предметом специального и углубленного осмысления
Понятие «гендер» проникло во все гуманитарные науки - философию, социологию, психологию, историю, языкознание, литературоведение и др., - оно постоянно изменяется и обогащается. Это объясняется, во-первых, тем, что само понятие возникло сравнительно недавно; во-вторых, его сложностью. Проблема сходств и различий в психологии мужчин и женщин является предметом размышлений нескольких поколений ученых. К концу ХХ века в психологии сформировались два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований - психология половых различий и гендерная психология. Понятно, что, ориентируясь на гендерные различия, нужно всегда помнить о биографии автора, о влиянии на его творчество других писателей и поэтов, а также о социо-культурной ситуации, в которой жил автор. Но всё же главную, ведущую линию творчества составляет творческая индивидуальность, не последнюю роль в которой играет осознание писателем принадлежности к полу.
Приступая непосредственно к сравнению творчества Павла Савина и Татьяны Огурцовой, нужно, прежде всего, оговорить аспекты, по которым будет идти сравнение.
Во-первых, трудно себе представить женскую или мужскую фонетику. Понятно, что общеупотребительные языковые реалии будут использоваться всеми членами социума независимо от социальных, возрастных или половых различий. Это касается и фонетических, и лексических, и морфологических средств.
Представить себе также мужской или женский лексикон также очень сложно, поскольку язык - явление социальное в первую очередь. Но попытки такого словаря имеются. Но, тем не менее, такие ограничения имеются.
Наверное, не вызовет сомнений предположение, что наиболее частотными в лексиконе женщин буду слова семантического поля: дом, дети, быт, мужчины. В лексиконе же мужчин будут преобладать слова семантического поля: родина, война, женщины.
Что касается поэтического творчества, то здесь, в связи наибольшим уровнем абстракции, и эффектом эстетизации бытия, мы можем столкнуться с тем, что частота употребления слов одного поля будет примерно одинакова. Различия же гендерного свойства будут присутствовать на уровне темы и сюжета.
Стихи Павла Савина лиричны и напевны. Некоторые из них положены на музыку. Светлая грусть поэта заставляет читателя сопереживать, задумываться о прожитых годах.
Перечитывая стихи поэта, можно восстановить драму, разлучившую его с любимой так скоро, и те противоречивые чувства, какими Павел Савин не переставал мучить и её, и себя. В стихах он рассказывал свою борьбу с ней и несравненное её очарование, каясь в своей вине перед ней:
Зачем же мы свои мосты
Сжигали на пути?
Остались юные мечты,
Как весны, - позади.
И вьюги белые свои
Уже который год
На косы черные твои
Акация метет…
Мы не хотим слишком уточнять перипетий любовной драмы поэта. К тому же каждому, читающему стихи, какими начинается "Мартовский день", и каких много в сборниках Т. Огурцовой, нетрудно восстановить эту драму и судить о том, насколько в этих стихах всё автобиографично. Но, смотря на "камуфляж" некоторых строк, стихи говорят сами за себя:
Что вам прошлое?
Синей замятью,
Как пургой, замело его,
И следа не оставив в памяти,
Будто не было ничего.
Станут ночи
Длинней и горше.
И нести мне без лишних слов
Одному золотую ношу –
Нерастраченную любовь…
Татьяна Огурцова тоже страдала глубоко. В её стихах звучит и боль от её заброшенности, и ревнивое томление по возлюбленному:
Я любила тебя, потому что ты был лучше всех.
Это было давно, это было в далеком начале…
Ты другую любил. И другие тебя не спасли.
Как случилось, скажи, что тебе стало некуда деться?..
Лирическая героиня стихов Т. Огурцовой несомненно любила своего избранника, а он? Любил и он… насколько мог. Но, занятый собою, своими успехами, он свысока утверждал своё мужское превосходство, следуя Ницше, сказавшему: "Мужчина - воин, а женщина для отдохновения воина"… Подчас муж-воин проявлял и жестокость, в которой потом каялся.
Но всему приходит конец, даже любовному долготерпению. Случилось то, что должно было случиться.
В стихах Т. Огурцовой всегда на первом месте некий бытийный, вещный план:
Навстречу выбегать ему,
Лишь заскрипит вдали песок.
Бежать и думать – обниму.
И поцелуя ждать в висок.
И маленький фруктовый сад.
Малины заросли в углу.
И пятна лунные лежат
В дому на вымытом полу.
Или:
И мокр асфальт, и черен, и блестит,
И неприметно оседает снег.
И о тебе я думаю: забыт!
И улыбаюсь я себе в окне.
Таких примеров можно найти огромное количество. Создаётся впечатление, что стремление к точности, ясности обращает внимание поэтессы только на внешние предметы. И только через них она пытается передать переживания, внутренние состояния. Но всё же эти состояния очень холодные, отстранённые, будто замершие. Не таков Павел Савин. В его стихах лирический герой страстный, темпераментный, очень чуткий и впечатлительный:
И я ведь знаю наперед:
Ты ждать и верить перестала…
И горек памяти усталой
Давно не пробованный мед…
И это противоречие у обоих авторов вызывает мысли о том, что их стиль поведения в жизни был маской. Неким образом, которые они сами часто создали, и которому следовали в условиях социума, а истинную свою суть доверяли только стихам. Причем детерминированные гендерными стереотипами противоречия, ясно проецируются в личной психодраме.
Представляется, что такие поэтические средства как цветосимволика, звукопись, предпочтение малых или крупных форм, жанров является скорее индивидуально авторским проявлением, чем гендерным.
К проявлениям же гендерных особенностей, видимо, можно отнести темы, сюжеты произведений, и, вероятно, образы характерные для одного пола и нехарактерные для другого.
Наиболее яркие различия, связанные с переживание своего пола, правильнее всего искать в функциях, которые возлагаются на представителя того или иного пола.
Если гендерный стереотип предписывает мужчине быть воином, охотником и любовником, то реализацию этого взгляда находим у П. Савина. Например, многие его стихотворения целиком посвящены теме воинства и первооткрывательства. Таковы функции мужчины в стихотворении "Наказание":
Я ни в Бога, ни в черта не верил,
Думал, жизнь, как копейка, проста.
Я ломился в открытые двери
И шатался по злачным местам.
Над любовью смеялся, как клоун,
Не пуская ее на порог.
Никому не попортил я крови
И свою от волнений сберег.
В другом стихотворении типы мужских судеб предстают такими:
Три года мне
Отмерила кукушка.
И верь – не верь,
А годы плечи гнут.
Настанет срок
И в старенькой церквушке
Меня навеки
Люди отпоют.
Ах, жизнь моя,
Нелегкая дорога!
Звенит во мне,
Как неба синева,
Земной мотив
Последнего итога,
А я забыл
Прощальные слова…
Прощение за такое поведение даётся только за одну принадлежность к мужскому полу.
О мужской доле, о пути воина, Савин говорит с воодушевлением, страстью, с преклонением и обожанием. Совсем другое дело - семейная и любовная тема. Неизменно приходится сталкиваться с противоречивыми строками. То поэт зовёт любимую, наделяет её царскими эпитетами, звучит лунная тематика, то вдруг он видит её гиеной, зверем, и испытывает чувства первобытного страха.
Иное, казалось бы, нужно искать в стихах Т. Огурцовой. Гендерный стереотип предписывает ей быть мягкой, уступчивой, терпеливой. И часто так оно и происходит, но весьма неоднозначно:
Раскину карты. Верьте иль не верьте,
Но все-таки видней со стороны.
Король бубновый, вы до самой смерти
Крестовой даме будете верны.
Вам туз пиковый. Мне вас жаль немного.
Валет червовый уронил копье.
Вам дверь откроет поздняя дорога,
И грустно вы шагнете на нее.
Идея жертвенности не чужда Огурцовой. В стихотворении "О, долго ли будут искусы…" она достигает апогея:
О, долго ли будут искусы
Мне тело и душу терзать?
В апреле нагие исусы
Идут на гвоздях умирать.
Мне чудятся желтые горы
И сбитые накрест бруски.
Как боли и тьмы, как позора,
Боюсь я весенней тоски.
Не бойся, я легкую муку
Тебе отмолю, отольщу.
Твою загорелую руку
Я, тихо пожав, отпущу.
Но временами происходят прорывы. Поэтесса неистовой и непримиримой предстаёт в своих поэтических обличеньях:
Ты думал – я погашенная свечка?
Ты думал – я допитое вино?
Ты думал – я храню твое колечко?
Ты думал – я боюсь смотреть в окно?
Боюсь смотреть с высоких этажей,
Чтобы к себе не потянула бездна?
Ты думал, что отравленных ножей
Страшнее для меня твои отъезды?
Что музыкой мне сердце не волнует
Ни ясный день, ни запах поздних трав?
Что мне ничьи не милы поцелуи?
Ты думал так? Ну что же, ты был прав.
Надо сказать, что полемичность в стихах Огурцовой присутствует очень ярко.
Характерной и яркой у Савина является тема смерти. Причем смерть представляется поэту вожделенной и романтичной:
Близок путь до станции конечной,
И шепчу я с болью и тоской:
- Только бы успеть на встречу с речкой,
С камышовой Черной Калитвой.
Мне не жаль, что я уйду:
За суровой осенью
Будет снова сад в цвету,
Будет небо с просинью.
Будут внуки рвать цветы,
Будут холить яблоню,
Мир добра и красоты
Нарисуют ямбами.
Неоднозначно представлена тема материнства и отцовства в стихах обоих поэтов. У Татьяны Огурцовой такие строки:
Божий мир красотой богат,
Но одна лишь картина краше –
На руках у меня сидят
Незачатые дети наши.
1.5. Тема любви в творчестве Т.Огурцовой и П.Савина
Еще один аспект, имеющий в основе гендерные различия, это тема любви в творчестве поэтов. Здесь, пожалуй, отличия будут самыми яркими, но трудно судить, что является в этой теме главным: половые или индивидуальные установки.
Тема эротики у Огурцовой присутствует в таком же виде, как и другие темы - очень завуалировано. По крайней мере, можно говорить об очень сдержанной сексуальности (что впрочем, и предписывает гендерный стереотип), и сдержанном темпераменте. И хотя Огурцова более откровенно говорит об изменах, и переживаниях своей героини по этому поводу, но все же это не носит характер личностной открытости:
Сидел на этом диване.
Это вино пригублял.
Музеем воспоминаний
Мой дом для меня стал.
Когда уходил – светила
На небе эта луна.
В душе моей наступила
Музейная тишина.
В стихах П. Савина прослеживается сложный комплекс чувств, которые поэт адресует героине своих лирических произведений, и уже здесь прочитывается сексуальная символика:
Во все века лицо меняла,
Во все года меня влекла.
И мной жила и изменяла,
И недотрогою была.
Была владычицей по праву
И увядала, и цвела.
Была мне смертною отравой
И спелой ягодкой была.
Или:
Эти сны! Я безмолвно ловлю
Лиц твое золотое круженье,
Ненавижу тебя и люблю
Неземное твое отраженье.
Разбуди, отведи от меня
Эту память горячей рукою,
Чтобы жить мне, любовь не казня,
И себя, и тебя успокоив…
В стихах П. Савин и Т. Огурцова, безусловно, донесли до читателя не только эстетические переживания, но и личные. У Савина это ощущение наиболее рельефно дано в стихотворении "Возраст":
Отойду, оглянусь и почую,
Как трепещет осенняя тишь,
Словно я где-то в поле ночую,
И звездою ты сверху глядшь.
Я люблю твою пору вечернюю –
В ней далекая юность видна…
Сколько б в душах любовь мы не черпали,
Все равно не добраться до дна…
А в стихах Татьяны Огурцовой от произведения к произведению прослеживается драма непонимания:
Вот и конец. Где взять мне сил,
С улыбкой чтоб поставить точку?
Ты трубку первым положил.
Как видно, торопился очень.
Стою и, знанью вопреки,
Что не сияет солнце ночью,
С надеждой слушаю гудки,
Ловя в них сходство с многоточьем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятый нами анализ гендера как социокультурного феномена показал, что гендерный подход в науке основан на идее о том, что важны не биологические различия между мужчинами и женщинами, а то культурное и социальное значение, которое придает общество этим различиям. Важны их социокультурная оценка и интерпретация, а также построение на основе этих различий системы властных отношений.. Гендер отражает сложный социокультурный процесс формирования обществом мужских и женских ролей, подчеркивает различия в поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках человека того или иного пола. Важными элементами создания гендерных различий являются противопоставления «мужского» и «женского» и имеющего многовековую историю подчинения женского начала мужскому началу.
В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам:
Несмотря на сделанные выводы, тему исследовательской работы нельзя считать полностью исчерпанной. В перспективе могут быть изучены другие аспекты этой проблемы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Колумбово яйцо
Зимовье зверей
Сказка про Серого Зайку
Заповеди детства и юности
Сказка "12 месяцев". История и современность