Сочинение написано на районный конкурс творческих работ учащихся общеобразовательных учреждений, посвященных 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Вложение | Размер |
---|---|
lomonosov_.doc | 386 КБ |
Районный конкурс творческих работ учащихся общеобразовательных
учреждений, посвященных 300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова
Сочинение.
Роль Михаила Васильевича Ломоносова в обществе.
Автор: Павлова Любовь Алексеевна,
ученица 11 класса МОУ СОШ №1
(143400, г. Красногорск, Московская обл.,
ул. Первомайская, дом 13, 563-78-11),
Руководитель: Романова
Лидия Ивановна, учитель истории
МОУ СОШ №1 г. Красногорска
Московской области
2010 год
«…Те, кто хоть на одно мгновение осознал цель и смысл жизни,
начинают подниматься с большей уверенностью; они идут в первых
рядах и как бы ведут за собой остальную толпу странников. Они идут
скорее, потому что видят цель впереди, знают направление и пытаются
осмыслить свою жизнь. Они начинают воспитывать себя и пытаются
помочь товарищам, простирая им руки помощи и увлекая их быстрее
вперед».
Анни Безант
Роль Михаила Васильевича Ломоносова в обществе.
Михаил Васильевич Ломоносов - великий русский учёный- энциклопедист, естествоиспытатель и филолог, поэт и художник, философ, организатор отечественной науки и естествознания. Круг его интересов и исследований охватывает самые различные области фундаментальных и прикладных наук (физика, химия, география, геология, металлургия, астрономия, история, филология, навигация, мореплавание). По его инициативе и проекту создан в 1755 г. Московский университет.
Изобретатель стекла, создатель первого мозаичного полотна, автор целого научного направления — химическая физика, переводчик, основатель теории русского красноречия был еще и замечательным поэтом своего времени. Ему принадлежат произведения самых различных жанров: оды, трагедии, лирические и сатирические стихотворения, басни, эпиграммы. Отношение Ломоносова к науке отразилось в его стихах. Когда он смотрел на солнце, то очень ясно представлял себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг на друга, словно они борются один с другим...
Там огненны валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят.
В поэзии Ломоносов утверждал, что без понимания людьми самих себя как частиц целого не может быть ни духовного оздоровления человека, ни тем более его разумной деятельности. Мне очень хочется выделить оды Михаила Ломоносова, которые он посвятил императрице. В них столько восхищения и патриотизма! Здесь чувствуется та всемогущая, всепроникающая сила, которая скрепляет все и которая именуется жизнью. Вот как поэт изображает мир без войн, без вражды и политических стяжательств:
Кристальны горы окружают,
Струи прохладны обтекают
Усыпанный цветами луг.
Плоды румянцем испещрённы,
И ветви, медом орошенны,
Весну являют с летом вдруг.
В баснях Ломоносов высмеивает отрицательные качества людей, причем, представителей разных слоёв населения (от чиновников до крестьян), перевоплощая их в животных. Так, например, он изображает чиновника – взяточника в роли свиньи, которая хочет натянуть на себя шкуру пушистой, хитрой и положительной лисицы. А Государя - в роли сильного, могучего, умного льва, который быстро сумел разоблачить свинью.
С именем Михаила Васильевича Ломоносова связанна реформа русского языка. Он являлся создателем первой научной русской грамматики. Ему же принадлежит учение о трех стилях. Ломоносов призывает развивать живой, понятный, образный язык, этим великий ученый сделал большой шаг на пути создания русского литературного языка.
Учёный-патриот, в науке он видел огромный потенциал для улучшения жизни народа. Целью жизни Ломоносова до самого последнего дня было «утверждение наук в отечестве», которое он считал залогом процветания своей родины.
Михаил Васильевич стремился рассказать об очень многих явлениях и вещах, происходящих в нашей жизни, он хотел сам понять, разобраться и потом донести людям знания, и ему это удалось сделать. Мне кажется, что при жизни его могли считать чудаком, потому что не все, что он делал и открывал, было сразу понятно людям, а после его смерти все его открытия, все его научные и философские познания, все его произведения были опубликованы и люди увидели, кого они потеряли. В жизни у каждого человека должно быть место подвигу, у каждого пусть он будет свой. Но такими людьми, как Ломоносов нужно искренне восхищаться потому, что ему было дано донести до людей те энциклопедические знания, которыми обладал человек-университет.
Ломоносов всегда занимался наукой, но он это делал не для того, чтобы получить какую-то премию, ему это было действительно интересно. И когда окружающие его люди об этом узнали, они просто пошли за ним. Он стал «ведущим» не потому, что он этого хотел и добивался, а потому что люди действительно поверили в него и в его открытия.
Приложение.
Фрагмент записи спиритического сеанса, во время которого были вызваны духи современников М.В.Ломоносова, а также дух А.С.Пушкина.
Современники М.В.Ломоносова — гости сеанса.
Шувалов Иван Иванович – российский государственный деятель, фаворит Елизаветы Петровны, генерал-адъютант (1760). Двоюродный брат А. И. и П. И. Шуваловых. Поборник просвещения в России. Первый куратор Московского университета, президент Академии художеств.
Штелин Яков Яковлевич — выдающийся деятель российской Академии наук, действительный статский советник, гравер, медальер, «мастер фейерверков», мемуарист.
Муравьёв Михаил Никитич – российский общественный деятель и писатель.
Сумароков Александр Петрович — русский поэт, писатель и драматург XVIII века.
Эйлер Леонард — российский, немецкий и швейцарский математик, внёсший значительный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук.
Ваше Высокопревосходительство, как Вы считаете, каково значение деятельности М.В. Ломоносова для России?
И.И.Шувалов: Ломоносов - первый просветитель России, сочетавший пальму Архимеда и лавры Пиндара, перо Тацита и цветы Цицерона. Правда, до Ломоносова у нас было несколько рифмачей вроде князя Кантемира...
Господин Муравьев, действительно, были же поэты и до Ломоносова, почему же именно его Вы так прославляете в «Слове похвальном Михайле Васильевичу Ломоносову»?
М.Н.Муравьев: Творения Ломоносова отличают от виршей Сумарокова стихотворческая пышность, восторг, великолепие, громкость. Повелители народов, наместники божеския власти, градоначальники, притеките на глас гремящего витии, научитеся в стихах его должности своей. Не один в нем стихотворец, не один вития, не один природы испытатель, мудрец и мира гражданин, но честный человек, сын отечества, ревнитель добрых дел, рачитель общественного блага, Росс и мнением и делом.
Александр Петрович, как Вы определите суть Вашего поэтического противостояния с ученым — поэтом?
А.П. Сумароков: Ломоносову приписывают громкость, мне приписывают нежность...
Александр Сергеевич, что для Вас важно в поэзии М.В.Ломоносова?
А.С.Пушкин: ...Науки точные были всегда главным и любимым его занятием, стихотворство же — иногда забавою, но чаще должностным упражнением. Мы напрасно искали бы в первом нашем лирике пламенных порывов чувства и воображения. Слог его, ровный, цветущий и живописный, заемлет главное достоинство от глубокого знания книжного славянского языка и от счастливого слияния оного с языком простонародным. Вот почему преложения псалмов и другие сильные и близкие подражания высокой поэзии священных книг суть его лучшие произведения.
Господин Эйлер, что Вы можете сказать о вкладе Михаила Васильевича в точные науки?
Л.Эйлер: ...Он пишет о материях физических и химических весьма важных, которые поныне не знали и истолковать не могли самые остроумные люди, что он учинил с таким успехом, что я совершенно уверен в справедливости его изъяснений.
Верно ли, что великий ученый исследовал также и природные явления?
Л.Эйлер: Рассуждения г.Ломоносова об этой материи (о воздушных явлениях, происходящих от электрической силы), я прочел с величайшим удовольствием. В особенности же объяснение жестоких морозов внезапно нисходящими потоками воздуха из верхних холодных слоев атмосферы и погружением их в нижние.
Господа, а что представлял Ломоносов собой как человек, опишите его психологический портрет.
Я.Штелин: Отличался крепостью и почти атлетическою силою: например, трех напавших на него матросов одолел и снял с них платье. Образ жизни общий плебеям. Исполнен страстью к науке: стремление к открытиям. Нравственный. Мужиковат... А.С. Пушкин: С ним шутить было накладно. Он везде был тот же: дома, где его все трепетали; во дворце, где он дирал за уши пажей; в Академии, где, по свидетельству Шлецера, не смели при нем пикнуть. Вместе с тем Ломоносов был добродушен... |
На этом записи обрываются...
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Самодельный телефон
Весёлая кукушка
Два плуга
Лист Мёбиуса