Всероссийский конкурс сочинений, проводимых Детским центром Музеев Московского Кремля к 200-летию Отечественной войны 1812 года.
Вложение | Размер |
---|---|
geroi_otechestvennoy_voyny_1812_goda.doc | 92.5 КБ |
Конкурс творческих работ «1812 год в истории и культуре России»
Отечественная война 1812 года в мировой и отечественной
художественной литературе
Подготовила:
Липатенкова Кристина,
учащаяся 8 «В» класса
МОУ «Гимназия № 5»,
г. Юбилейный
Московской области
Руководитель:
учитель русского языка и
литературы Смирнова Лилия
Анатольевна
2012 год
Отечественная война 1812 года в мировой и отечественной художественной литературе
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт…
Серьёзным испытанием для малоэффективной крепостнической экономики России оказалась Отечественная война 1812 года. Потери были колоссальны! Эта жертва дала возможность мировому сообществу признать нашу страну сильной державой. С ней стали считаться, заговорив за пределами Отечества о загадочной русской душе, которую узнал Наполеон слишком поздно, не предвидя, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите Родины.
Мы гордимся славной историей предков и изучаем её страницы в школьной лаборатории словесников. В рамках лаборатории второй год проводятся конференции «Минувшее проходит предо мною», посвящённые памятным датам России. «Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу» - эти пушкинские строчки стали эпиграфом первой конференции, на которой обсуждались научные работы учащихся. При создании проектов мы пользуемся разными источниками информации: книгами и Интернетом. Но самую большую радость для нас доставляет посещение Музеев Московского Кремля, взаимодействие с которыми продолжается на протяжении трёх лет.
Первый докладчик рассказал о посещении в 2010 году в Музее Московского Кремля выставки «Генеральная баталия. К 300-летию Полтавской битвы», где мои одноклассники принимали участие в съёмках учебного фильма «Поле Полтавской битвы», отвечали на вопросы экскурсовода и цитировали наизусть эпизоды из поэмы
А.С. Пушкина «Полтава». С нашей группой тогда работали два историка: первый вёл основную часть программы, другой готовил поле битвы с солдатиками и брал на себя роль вестового и дамы Петровской эпохи, вручавшей нам в конце занятий памятные грамоты. Тема второго доклада была посвящена экспериментальной программе «Иван Грозный – первый русский царь», состоявшей из четырёх инновационных занятий. По итогам этой работы совместно с учителями нами был создан творческий проект «Диалог эпох», с которым мы выступали в конференц-зале Оружейной палаты на научно-практическом семинаре «Школа-музей» в 2011 году. Третий учащийся озвучил пушкинский взгляд на историю времени правления царя Бориса Фёдоровича Годунова, опираясь на программное изучение одноимённой драмы А.С. Пушкина. Для того чтобы лучше представить эпоху конца XVI – начала XVII века, мы заказывали интерактивную лекцию в уникальном ансамбле Московского Кремля, в заключение которой я и мои сверстники представляли царя Бориса Годунова и его свиту, спускаясь с лестницы Патриаршего двора...
В этом году продолжается хорошая традиция сотрудничества с Музеями Кремля в форме участия в конкурсе.
В мировой литературе преобладает отношение возвеличивания французского императора Наполеона Бонапарта. Действительно, это был человек необычной судьбы. Целеустремлённый, волевой, он в 24 года стал генералом, потом консулом и, наконец, императором Франции. Неудивительно, что ему посвящал многочисленные стихи известный английский поэт Джордж Гордон Байрон: «Ода к Наполеону Бонапарту», «На бегство Наполеона с острова Эльбы», «Прощание Наполеона», «Ты кончил жизни путь…»:
Ты кончил жизни путь, герой!
Теперь твоя начнётся слава,
И в песнях родины святой
Жить будет образ величавый…[1].
Но в поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда» Байрон пересмотрел своё отношение к Наполеону, отмечая двойственность его исторической роли. «В судьбе великого корсиканца Байрон видел прямой результат внутренней разорванности этого «слишком великого и слишком малого» сына своего века. Жертва «самого себя», своего индивидуалистически противоречивого сознания, «сильнейший, но не худший» из современных людей, Наполеон стал жертвой роковых законов истории» [2].
Лжевластью ослеплённый, он шагал,
Поддельный Цезарь, вслед за неподдельным,
Но римлянин прошёл другой закал:
Страсть и рассудок - всё в нём было цельным.
Мы помним, что деятельность Наполеона вначале имела прогрессивное значение, так как объективно содействовала разрушению основ феодального строя, развитию капиталистических отношений в ряде стран Европы. Однако по мере увеличения алчных желаний французского императора господствовать над всем миром наполеоновские войны превратились в захватнические. Противостоять огромной, в шестьсот тысяч человек, пёстрой по национальному составу армии Наполеона попыталась малочисленная, в двести десять тысяч человек, но сильная духом русская армия, доказавшая постулат: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!»
В России многие поэты и писатели обращались к теме Отечественной войны 1812 года. Самым проникновенным произведением является стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино», написанное в 1837 году к 25-летию памятной даты. В его основу легло юношеское героико-романтическое стихотворение «На поле Бородина», в котором историческое событие впервые показано глазами простого человека.
Зная, что Лермонтов родился спустя два года после войны с французами, я попытался понять, как мог поэт так правдоподобно нарисовать картины боя, словно сам был участником событий? Проанализировав разные источники, я узнал много интересного…
Шёл 1814 год. Русские войска возвращались из-за границы и вступали в спалённую пожаром Москву. В это самое время, когда столица, ликуя, встречала победителей, в доме напротив Красных ворот в ночь на 3 октября (15 октября по новому стилю) у Марии Михайловны и Юрия Петровича Лермонтова родился сын Михаил, ставший впоследствии известным поэтом.
О Бородинском бое Лермонтов впервые услышал в доме бабушки. Пятеро братьев Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (в девичестве Столыпиной), приходившиеся дядьями будущему поэту, участвовали в Отечественной войне 1812 года, проявив себя храбрыми и опытными военачальниками [3]. Чаще всех с Мишелем беседовал младший брат бабушки, Афанасий Алексеевич Столыпин. Блестящий офицер живописно представлял обстоятельства славной баталии, участником которой был. Он рассказывал о том незабываемом Дне, о геройских действиях артиллерии, о редуте Раевского. Мишель знал и о подвиге Дохтурова, который, сменив на поле боя раненого Багратиона, обратился к солдатам со словами: «За нами Москва! Умрём все, но ни шагу назад!» К сожалению, был контужен и этот родственник Лермонтовых. Тогда А.А. Столыпин взял командование на себя. Французы стреляли не умолкая: под дядей была убита лошадь; пересев на другую, он не ушёл со своих позиций. Вскоре подоспела помощь - неприятель был опрокинут!
…В гвардейском полку, куда в 1834 году Лермонтов вступил офицером, служили солдаты, которые тоже были свидетелями Бородинской битвы (служба солдатская продолжалась тогда 25 лет). Бывалые воины охотно делились воспоминаниями с новобранцами, которым открывалась правда о войне, о мужестве и самоотверженности защитников Отечества: Вот смерклось. / Были все готовы / Заутра бой затеять новый / И до конца стоять…[4]
…Сам Лермонтов много раз представлял себя на поле Бородина, мечтая показать храбрость и неустрашимость. Такой случай участия в боевых действиях представился в 1840 году, когда он вторично был сослан на Кавказ. Но наград поэт не удостоен. Хотя генерал Галафеев после сражения на реке Валерик, испрашивая Лермонтову орден Владимира IV степени с бантом, в графе «За что к награде представляется» писал: «Офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отменным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы». Царь Николай I не счёл нужным заметить геройский поступок поэта, потому что был разгневан на Лермонтова из-за дуэли с сыном французского посла Эрнестом де Барантом. Жирным росчерком пера император вычеркнул поэта из списка представленных к награде. Бывает и так, а жаль...
Наградой поэту стала народная любовь. С каким трепетом в школьные годы мои бабушка и дедушка пели «Бородино», а родители и я учили наизусть стихотворение Лермонтова! Преклоняясь перед памятью великого поэта, позволю себе начать комментарий любимого с детских лет произведения, в котором поэт искренне восхищается подвигом русских воинов – защитников Родины.
Стихотворение написано четырёхстопным и трёхстопным ямбом и построено в форме диалога. Мы наблюдаем разговор двух персонажей: участника сражения и мальчика. Так осуществляется связь поколений и передаются национальные ценности и «военная тайна». Солдат дважды повторяет слово «недаром»: «не даром Москва, спалённая пожаром, французу отдана» и «Недаром помнит вся Россия про день Бородина». В первой фразе слово «не даром» написано раздельно, является существительным и подразумевает противопоставление «не даром, а огромной ценой – жизнями людей». Во второй фразе «недаром» - наречие образа действия и степени – означает «заслуженно, не зря».
Дяде было важно показать, какие храбрые воины отражали атаки французов, это были «богатыри», герои. Солдаты нетерпеливо ожидали рукопашного боя: «досадно было» - и поэтому «ворчали старики». Рассказчику-артиллеристу не терпится отомстить французам – об этом мы можем догадаться по смысловой частице «уж», повторённой дважды и усиливающей глаголы «пойдём», «постоим». Он, как и другие солдаты, не может понять, почему два дня нет боя, только идёт перестрелка, от которой нет толка.
На размещение войск, на строительство редутов (полевых укреплений) требовалось время, и пока войска размещались, шла перестрелка. Ночью, во время отдыха, было слышно, как «ликовали» французы, ведь они уже почти всю Россию завоевали, остался последний плацдарм: Москва. Поэтому «тих» бивак (расположение войск под открытым небом) русских: серьёзное предстояло сражение; все готовились к бою: и солдаты и командиры.
С точки зрения композиции интересна интерпретация известного математика Александра Викторовича Волошинова, утверждающего, что стихотворение Лермонтова делится на две части: вступление («Скажи-ка, дядя, ведь не даром…») и главную часть, распадающуюся тоже на две части (ожидание боя и сам бой). Граница между этими частями является кульминационной точкой произведения и приходится на точку деления его золотым сечением. Главная часть стихотворения состоит из 13 семистиший, то есть из 91 строки. Разделив её золотым сечением (91: 1, 618 = 56, 238), убеждаемся, что точка деления находится в начале 57 стиха, где стоит короткая фраза: «Ну ж был денёк!». Таким образом, золотое сечение играет в поэзии весьма осмысленную роль, выделяя кульминационный пункт стихотворения.
Для того чтобы передать напряжённость сражения, М.Ю. Лермонтов использует яркие метафоры-глаголы: строй «сверкнул», все «промелькнули», картечь «визжала» - а также все виды переносных значений: метонимию и синекдоху.
Метонимия (от греческого слова «metonymia») означает «переименование». Это замена одного слова другим на основании смежности двух предметов. Представляет собой наложение на переносное значение слова его прямого значения [5]. Пример метонимии: «носились знамена…».
В предложении «и слышно было до рассвета, как ликовал француз» слово «француз» употребляется как название целого – «французы» (существительное в единственном числе используется вместо существительного во множественном числе). Это другой вид тропа, который называется синекдоха. Примеры синекдох: «звучал булат…»; «рука бойцов колоть устала», «уж постоим мы головою за родину свою» - воссоздают всю тяжесть боя.
Особое значение имеет звуковой символизм. Так называют способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные представления, а также многочисленные эмоции.
Описание «не слуховых» представлений и эмоций, вызываемых звуками русского языка, дал ещё Ломоносов в «Кратком руководстве к красноречию» в параграфе 172:
« а способствовать может к изображению великолепия, великого пространства, глубины и вышины, также и внезапного страха… е, и, ять, ю – к изображению нежности, ласкательства, плачевных или малых вещей; чрез я показать можно приятность, увеселение, нежность и склонность; чрез о, у, ы – страшные и сильные вещи: гнев, зависть, боязнь и печаль».
Повторение в тексте одинаковых или похожих гласных, которое служит для создания звукового образа, называется ассонанс. Конечно, в звуковом символизме очень силён субъективный момент. Не всегда употребление тех или иных звуков вызывает представления, названные Ломоносовым. Ударные гласные «у» в нашем восприятии скорее вызовут чувство внимания, ожидания и готовности к бою: У наших ушки на макушке! / Чуть утро осветило пушки / И леса синие верхушки – / Французы тут как тут.
А в другом эпизоде повторяющийся звук «у» создаёт впечатление пролетающего рядом ядра: Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий / Французы двинулись, как тучи, / И все на наш редут.
Лермонтов часто использует аллитерацию (повторение в художественном тексте согласных, усиливающих выразительность поэтической речи). Например, в 9 строфе: И молвил он, сверкнув очами: / «Ребята! Не Москва ль за нами?/ Умрёмте ж под Москвой, / Как наши братья умирали!» / И умереть мы обещали, / И клятву верности сдержали / Мы в Бородинский бой… – повторяется звонкий «р», подтверждающий сильное желание русских победить.
Привлекают наше внимание эпитеты (художественное определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления): «дым летучий», «бой удалый», «протяжный вой», которые точно передают картины битвы с участием артиллерии и огнестрельного оружия. «Дым летучий» - видимо, лёгкий. А какой мог быть дым? Проведём лингвистический эксперимент. Заменим прилагательное в словосочетании «дым летучий» на… тягучий, шипучий. Оба варианта не уместны, ни один не годится. Попробуем согласовать с другим эпитетом слово «бой» в словосочетании «бой удалый»: бывалый, тяжёлый. Подобранные эпитеты гораздо хуже авторских. Именно «удалый» бой ведут боевые, отважные мужчины! Несомненно, в авторском варианте средства выразительности звучат убедительнее, чем в моём!
В батальных сценах Лермонтов превосходно работает со сравнением, которое придаёт тексту выразительность, приковывает наше внимание: Французы двинулись, как тучи, / И всё на наш редут. Сравнение французских полков с тучами позволяет не только мысленно увидеть грозную силу неприятельского войска, но и представить сложное положение защитников редута. «Земля тряслась – как наши груди» - незабываемое сравнение, с помощью которого мы видим ту угрозу и те испытания, которые принесли на нашу землю французы и с достоинством вынесли наши солдаты и командиры.
Нельзя не обратить внимание на профессиональные слова военных: «уланы с пёстрыми значками» (лёгкая кавалерия с особыми знаками на пиках), «драгуны с конскими хвостами» (на головном уборе драгуна был конский хвост), «редут» (полевое укрепление со рвом). Для рассказчика эти слова понятны, просты. С помощью перечисленных деталей автор передаёт колорит эпохи, подчёркивает историческую подлинность событий.
В тексте стихотворения присутствуют устойчивые сочетания слов: «ушки на макушке» (так говорят о человеке, который готов отреагировать на любое изменение обстоятельств); «тут как тут» (появился без промедления); «ломить стеною» (общими усилиями, дружно).
Таким образом, богатство лексических средств выразительности и ритмомелодическое мастерство (звукопись) поэта придаёт тексту разговорный характер, благодаря которому мы видим патриотов Отечества, отстоявших национальную независимость и бережно передавших эту реликвию следующим поколениям.
На Бородинскую битву тринадцатилетним юношей-лицеистом А. С. Пушкин провожал гренадёров, которые с ранцами за плечами, с четырнадцатифунтовыми ружьями в руках, в мундирах с золотыми галунами и алыми отворотами шли по старому почтовому тракту мимо Лицея на Москву. А в 1831 году первый поэт России создал величественное стихотворение «Бородинская годовщина»:
Великий день Бородина!
Мы, братской тризной поминая,
Твердили: «Шли же племена,
Бедой России угрожая;
Не вся ль Европа тут была?
А чья звезда её вела!..
Но стали ж мы пятою твёрдой
И грудью приняли напор
Племён, послушных воле гордой,
И равен был неравный спор...[6]
В этом патриотическом произведении свобода понимается как личная независимость, за что А.С. Пушкина обвинили в политическом ренегатстве (ренегат – человек, изменивший своим убеждениям, предатель) и перестали печатать. Началась травля поэта.
Учитель Пушкина Василий Андреевич Жуковский в дни Отечественной войны был в рядах ополчения. На нашествие Наполеона откликнулся не менее патриотичной, чем его ученик, поэмой «Певец во стане русских воинов», которая принесла ему настоящую славу:
Отчизне кубок сей, друзья!
Страна, где мы впервые
Вкусили сладость бытия,
Поля, холмы родные…[7].
Один из лучших поэтов своего времени, Константин Николаевич Батюшков, потрясённый пожаром Москвы, с 1812 года тоже уезжает в действующую армию, становится адъютантом генерала Н. Раевского. На войне Батюшков чувствовал себя воодушевлённым, принимая участие в общей жизни, не боясь ни лишений, ни ранений, которые на склоне лет давали о себе знать. В стихотворении «К Дашкову» мы видим искреннее признание в любви к Отечеству:
Москва, Отчизны край златой!
Нет, нет! Пока на поле чести
За древний град моих отцов
Не понесу я в жертву мести
И жизнь и к родине любовь;
Пока с израненным героем,
Кому известен к славе путь,
Три раза не поставлю грудь
Перед врагов сомкнутым строем, -
Мой друг, дотоле будут мне
Все чужды музы и хариты…[7].
В грандиозном литературном памятнике нашей истории – романе «Война и мир» пульсирует та «скрытая теплота» народного патриотизма, которая помогает русским людям сплотиться и одолеть врага. «Для нас нет величия там, где нет простоты, добра и правды» - одна из главных мыслей Л.Н. Толстого [8], который подвергает Наполеона уничтожающему разоблачению, так как он избрал для себя преступную роль «палача народов»; Кутузов возвеличивается им как полководец, умеющий подчинять все свои мысли и действия народному чувству. Исход войны 1812 года, по мнению автора романа, был обусловлен «дубиной народной войны», которой выгонял французов из России поэт и руководитель партизанского движения Денис Васильевич Давыдов.
Гусарские стихи Дениса Давыдова покоряли духом вольнолюбия, показывали простого армейского человека: забияку, проказника, но верного товарища, умеющего веселиться и кутить и быть лихим «рубакой» в кавалерийской сече. Удаль, веселье, живое и братское своеволье …
Когда началась Отечественная война 1812 года, Ф.И. Тютчеву не было ещё и десяти лет, но эхо войны не могло не докатиться до сердца будущего поэта. Тревожное время семья провела в Ярославле. После бегства Наполеона, вернувшись на родину, Тютчевы не узнали подмосковное Троицкое: оно было разграбленным. Спустя годы, мысли поэта воплотятся в триптихе «Наполеон»:
Он был земной, не божий пламень,
Он гордо плыл – презритель волн,-
Но о подводный веры камень
В щепы разбился утлый чёлн.
Война и мир прошли и через впечатлительное детское сердце М.И. Цветаевой. В XX веке она создаст изысканный монолог «Генералам двенадцатого года» - пронзительный, эмоциональный разговор о «малютках-мальчиках», героях Отечественной войны 1812 года, чьи подвиги вошли в анналы истории:
Вы, чьи широкие шинели И чьи глаза, как бриллианты,
Напоминали паруса, На сердце вырезали след -
Чьи шпоры весело звенели Очаровательные франты
И голоса. Минувших лет [9].
Любовь, уважение и преклонение перед молодыми, сильными, волевыми людьми слышится в каждой написанной строчке. Поражает и нас вслед за Цветаевой нежный лик офицера Тучкова-четвёртого, его хрупкая фигура, и золотые ордена…
Александр Алексеевич Тучков – четвёртый, самый младший сын графа Алексея Тучкова. Погиб геройски на поле Бородина. Скорбь отца была безутешна.
Направляя главный удар на Москву, Наполеон говорил: «Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я овладею Петербургом, я возьму её за голову, заняв Москву, я поражу её в сердце». Не получилось, батенька, по-вашему! Нашествие «двунадесяти языков» на Россию было успешно отражено. Со стороны русских война носила справедливый, освободительный, подлинно народный характер [10].
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ!
Источники:
Рисуем тыкву
Колумбово яйцо
Аэродинамика и воздушный шарик
Самодельный телефон
Попробуем на вкус солёность моря?