В начале 50-х годов «родился» Козьма Прутков - автор стихов, басен, эпиграмм, пародий, пьесок, афоризмов, исторических анекдотов. Это загадочная личность, ведь не каждый способен посмеяться над собой и «выставить» свой портрет на обозрение общества. Кто такой Козьма Прутков? Что стало причиной возникновения его собраний, точных, колких, задевающих за живое?
Вложение | Размер |
---|---|
kozma_prutkov.doc | 89.5 КБ |
МБОУ СОШ № 6
с углублённым изучением отдельных предметов
города Ставрополя
Название работы «Кто такой Козьма Прутков?»
Автор: ученица 11 В класса Тимофеева Алёна
Руководитель: Мостакова Наталья Владимировна
2008
План
Введение
Выводы
Список литературы
Приложение
Введение
В начале 50-х годов «родился» Козьма Прутков - автор стихов, басен, эпиграмм, пародий, пьесок, афоризмов, исторических анекдотов.
Один из сборников Козьмы Пруткова открывается таким стихотворением:
Мой портрет
Когда в толпе ты встретишь человека, который наг;*
Чей лоб мрачней туманного Казбека,
Неровен шаг;
Кого власы подъяты в беспорядке;
Кто, вопия,
Всегда дрожит в нервическом припадке, —
Знай: это я!
Кого язвят со злостью вечно новой,
Из рода в род;
С кого толпа венец его лавровый
Безумно рвет;
Кто ни пред кем спины не клонит гибкой, —
Знай: это я!..
В моих устах спокойная улыбка,
В груди — змея!
Меня заинтересовала эта личность, ведь не каждый способен посмеяться над собой и «выставить» свой портрет на обозрение общества. Кто такой Козьма Прутков? Что стало причиной возникновения его собраний, точных, колких, задевающих за живое?
Цель работы:
- выявить причины возникновения писателя Козьмы Пруткова и его произведений;
- определить основные грани творчества Козьмы Пруткова;
- отметить роль произведений Козьмы Пруткова в истории русской литературы.
Биографический очерк, помещенный в первом собрании сочинений Козьмы Пруткова и перепечатанный во всех дальнейших, дает следующие основные сведения о жизни поэта.
Козьма Петрович Прутков родился 11 апреля 1803 года. В 1820 году он был принят в один из лучших гусарских полков, но прослужил в нем лишь два с небольшим года. В военную службу он вступил «только для мундира» и, выйдя в 1823 году в отставку, тогда же определился на гражданскую службу по министерству финансов — в Пробирную палатку. Здесь он прослужил сорок лет, до самой своей смерти.
Писателем Козьма Прутков стал в очень немолодом уже возрасте — в исходе пятого десятка. Он дебютировал в 1850 году комедией «Фантазия», поставленной на сцене императорского Александрийского театра, в следующем году он анонимно напечатал свои первые стихотворения. Затем талант его быстро развернулся. С 1854 года Прутков стал печататься под своим именем. В этом году и затем в 1860-м в журнале «Современник» были напечатаны все его основные произведения, относящиеся к разнообразным жанрам: Прутков писал стихотворения, афоризмы, исторические анекдоты, драматические произведения.
Умер Козьма Прутков 13 января 1863 года в звании директора. Пробирной палатки, имея чин действительного статского советника.
Все эти сведения, за исключением библиографических указаний, вымышлены. Изложенные выше события на самом деле не происходили. Вымышлен и самый объект биографии. Директор Пробирной палатки Козьма Петрович Прутков в действительности никогда не существовал. Эта личность со всем ее жизненным и творческим путем, с резко очерченными особенностями внешности и характера — такой же плод художественного вымысла, как и произведения Козьмы Пруткова. Жизнь и творчество этого писателя — художественное целое, единое по замыслу и выполнению.
Козьма Прутков — псевдоним, развившийся в самостоятельное лицо, в «авторскую маску». Такие «авторские маски» привились в русской литературе именно с легкой руки Козьмы Пруткова.
Цельность личности и творчества Козьмы Пруткова не уменьшилась оттого, что тут сотрудничало несколько авторов, каждый из которых, конечно, вносил свои художественные устремления и особенности своего таланта, расширяя тем самым творческий диапазон вымышленного поэта. Образ Козьмы Пруткова настолько скрепил произведения этих авторов, что возник единственный в русской литературе случай, когда вымышленный автор-герой стал в один ряд с реальными писателями.
Сочинения Козьмы Пруткова не разбиваются на произведения отдельных авторов, а издаются и изучаются как творческое наследие одного автора. Правда, разнести сочинения Пруткова по отдельным авторам до конца и невозможно, так как часть произведений написана сообща.
2. Авторы Козьмы Пруткова
А.К.Толстой и его двоюродные брать Жемчужниковы являются создателями Козьмы Пруткова – вымышленного автора, от имени которого три поэта коллективно выступали с сатирическими выступлениями произведениями.
Алексей Михайлович Жемчужников (1821—1908). Вне Пруткова его многолетняя литературная деятельность имеет в истории русской поэзии довольно скромное значение. Он писал пейзажные и любовные стихи, но не обладал достаточным лиризмом и сосредоточился преимущественно на «гражданской» поэзии. Его основная творческая активность приходится на время, гораздо более позднее, чем деятельность Козьмы Пруткова, — на 70—90-е годы. В 40-е годы он, по утверждению П. П. Семенова-Тян-Шанского, посещал кружок Петрашевского.
Владимир Михайлович Жемчужников (1830—1884) вне Пруткова никак не проявил себя в литературе. Между тем это, собственно говоря, центральная фигура прутковского триумвирата. По количеству принадлежащих ему произведений Козьмы Пруткова Владимир Жемчужников стоит на первом месте. Он же был организатором и редактором публикаций Козьмы Пруткова, подготовил «Полное собрание сочинений» и написал «Биографические сведения».
В. Жемчужников был вхож в редакцию «Современника»; судя по материалам жандармских наблюдений, неоднократно бывал у Чернышевского. В сохранившейся конторской книге «Современника» 1860 года указано, что гонорар за прутковские материалы выдан Жемчужникову «чрез Чернышевского».
В «Биографических сведениях о Козьме Пруткове» признается участие в литературном наследии Пруткова еще одного Жемчужникова — Александра Михайловича (1826—1896), но в строго ограниченном объеме: указывается, что он участвовал в сочинении трех басен и двух комедий.
Из создателей Козьмы Пруткова наиболее известен Алексей Константинович Толстой (1817—1875). Видный лирик, стихи которого широко известны до сих пор, особенно благодаря тому, что чуть не половина их положена на музыку Чайковским и Римским-Корсаковым, выдающийся драматург, пьеса которого «Царь Федор Иоаннович» прославлена постановкою МХАТа, Алексей Толстой в то же время и блестящий сатирик. В особенности замечательна его поэма «Сон Попова» — одна из лучших сатир на жестокую и лицемерную бюрократию и полицию русского царизма.
Алексей Толстой ко времени создания Козьмы Пруткова имел уже пятнадцатилетний опыт самого разнузданного балагурства на бумаге. Его письма 30-х годов — это какой-то поток дурашливости, в которой многое, за неизвестностью реалий, совершенно нам непонятно. Местами появляются забавные куплеты, пародии, умышленно нелепые баллады.
Алексея Толстого, как и его кузенов, увлекал комизм нелепости. Можно себе представить, каков был в молодости этот зуд зубоскальства, если в старости А. Толстой мог начать письмо чем-нибудь вроде:
Желтобрюхого Гаврила
Обливали молоком,
А Маланья говорила:
Он мне вовсе незнаком!
Неприязнь к деспотизму и бюрократизму вообще характерна для Алексея Толстого, но в ней нет ничего революционного. Алексей Толстой враждебен идее революционного переворота; его оппозиционность в отношении властей носит в значительной степени характер аристократического фрондерства против обезличивающего деспотизма и всесилия чиновничества.
«Козьма Прутков» творился в привольной обстановке дворянского семейного быта. Братья Жемчужниковы и их двоюродный брат Алексей Толстой были баловни судьбы: красавцы и силачи, веселые, богатые, прекрасно образованные, с большими придворными, великосветскими и сановными связями, блестящие остроумцы и даровитые поэты.
Жизнь била в них ключом и в затхлой атмосфере николаевского царствования прорывалась в задорных выдумках и дерзких шалостях. В этих шалостях особенно отличался Александр Жемчужников — неистощимый забавник с необычайным даром имитатора. Многочисленные анекдоты о проделках Жемчужниковых, сохраненные мемуаристами, относятся главным образом к нему. Приведу несколько таких анекдотов.
Наступив в театре нарочно на ногу одному высокопоставленному лицу, Жемчужников затем каждый приемный день являлся к нему с извинениями, пока рассвирепевший сановник его не выгнал.
Министр финансов Вронченко ежедневно в девять часов утра гулял по Дворцовой набережной. Жемчужников, незнакомый с министром, стал каждое утро проходить мимо него и, приподнимая шляпу, приветствовал его словами: «Министр финансов — пружина деятельности». Вронченко, наконец, пожаловался петербургскому обер-полицмейстеру Галахову, и Жемчужникову под страхом высылки из столицы было предписано, впредь, министра не беспокоить.
Трудно сказать, что правда, что вымысел в этих рассказах, но «прутковский» дух в них чувствуется. Все казенное, все официальное, признанное возвышенным и почтенным, возбуждало в создателях Пруткова злую и шаловливую иронию.
В круг подобных проказ и выдумок входили и литературные шалости веселых братьев. Вот одна из них:
Думы и наблюдения
При борще или при щах
Завершает редко пир
Бланманже.
Воин, бывший на часах,
Отдыхает, сняв мундир,
В неглиже.
Жемчуг в нитках и вещах
Покупает ювелир
Фаберже.
Алексей Жемчужников был мастером комических записок, посвящений, альбомных стихов. Рукопись заставляет думать, что известное стихотворение Козьмы Пруткова «В альбом NN» первоначально было написано Алексеем Жемчужниковым от своего лица в альбом какой-то даме, а затем уже перешло в литературную собственность Козьмы Пруткова.
Младшие братья тоже рано ступили на стезю зубоскальства, проложенную старшими. Александр буффонил в стихах и прозе, как и в жизни. Нелепые басни — видный жанр в творчестве Козьмы Пруткова — начал культивировать он. На копиях некоторых произведений Александра, попавших в печать с именем Козьмы Пруткова, но не включенных в собрание его сочинений, имеется одинаковая пометка редактора собрания Владимира Жемчужникова: «Глупость Сашенькина!». Сколько, вероятно, было написано таких «глупостей», прежде чем возникла идея «Козьмы Пруткова»!
Младший брат Владимир был по преимуществу пародистом. У него был замечательный дар художественной имитации. Он легко и тонко высмеивал манеру любого поэта, соперничая с Алексеем Толстым. Этим двум авторам в основном принадлежат пародии Козьмы Пруткова. Судя по датам произведений, на которые направлено жало пародий, часть этих пародий едва ли не относится еще к 40-м годам.
В 1851 году Алексей Толстой и Алексей Жемчужников впервые вышли со своими шутками из интимной среды на арену публичности. Написав вдвоем одноактный водевиль «Фантазия», они поставили его не на «домашнем театре», а на Александрийской сцене.
Когда впоследствии возник Козьма Прутков, ему задним числом приписали эту пьесу, обозначенную на театральной афише как «Сочинение Y и Z». «Фантазия» — насмешка над убожеством тогдашнего комедийного репертуара. Печатая впервые «Фантазию» в 1884 году в первом собрании сочинений Козьмы Пруткова, В. Жемчужников необычайно обогатил текст комедии, приведя в подстрочных сносках все исправления цензора. Получился как бы удвоенный Козьма Прутков: Прутков вверху и внизу, Прутков, процензурованный Прутковым.
3. Своеобразие творчества Козьмы Пруткова
С самого зарождения идеи «Козьмы Пруткова» лучшей формой публикации его произведений представлялось собрание сочинений. Ведь идея состояла именно в том, чтобы писать от одного лица, «способного во всех родах творчества» и притом наделенного рядом комических черт. Но этот замысел мог доходить до читателя лишь при сопоставлении ряда произведений Пруткова. Поэтому с самого начала литературной деятельности Козьмы Пруткова перед его создателями встал вопрос о собрании сочинений.
Портрет Козьмы Пруткова, опубликованный лишь при собрании сочинений 1884 года, был, видимо, хорошо известен в литературном кругу. Согласно этому портрету описывает наружность Кузьмы Пруткова А. В. Дружинин в «Заметках петербургского туриста» («С.-Петербургские ведомости», 1856, № 431, 22 февраля). По этому портрету дан облик Кузьмы Пруткова и в карикатуре Н. А. Степанова в «Искре» (1860, № 43).)
«Полное собрание сочинений» было издано только через тридцать лет, хотя оно анонсировалось и при публикация «Пуха и перьев» в «Свистке»* и в некрологе 1863 года и хотя видные писатели говорили о необходимости его выпуска. Так, в том же 1863 году Ф. М. Достоевский писал в «Зимних заметках о летних впечатлениях»: «Есть у нас теперь один замечательнейший писатель, краса нашего времени, некто Козьма Прутков. Весь недостаток его состоит в непостижимой скромности: до сих пор не издал еще полного собрания своих сочинений».
Козьма Прутков понят как типичный представитель эпохи Николая I, как «сын своего времени, отличавшегося самоуверенностью и неуважением препятствий».
«Полное собрание сочинений» имело неожиданный для авторов и издателя успех. Выпущенное небольшим тиражом (600 экземпляров), оно сразу разошлось, и в следующем году было переиздано в 2000 экземпляров. С тех пор оно постоянно переиздавалось. В 1916 году вышло двенадцатое издание. В советские годы много раз издавались собрания сочинений Козьмы Пруткова, дополненные материалами, не входившими в дореволюционные издания.
Со времени первого собрания сочинений слава Козьмы Пруткова стала нерушимой. Козьма Прутков вошел в обиход русского читателя, завоевал репутацию классика без всякой критической указки, ибо ни один сколько-нибудь значительный русский критик не писал о нем. Особенно известны афоризмы Козьмы Пруткова. Они постоянно цитируются и многие употребляются как пословицы.
«Гони природу в дверь, она влетит в окно». (Н.М.Карамзин)
В числе шуточных афоризмов Козьмы Пруткова имеется перифраза этой поговорки: «гони любовь хоть в дверь, она влетит в окно» (1860). И действительно, если человек любит, то, как бы он не пытался спрятаться от этого чувства, «закрыть двери и окна», оно все равно будет рядом, ведь оно живет в его душе, внутри и от него не избавиться.
«Заткни фонтан!»
Сокращенная редакция шуточного афоризма из «Плодов раздумий» (1854) Козьмы Пруткова: «Если у тебя есть фонтан, заткни его: ай отдохнуть и фонтану». Употребляется в значении: замолчи.
«Никто не обнимет необъятного».
Афоризм из «Плодов раздумий» Козьмы Пруткова (1854).Человек часто в своей речи употребляет словосочетание «объять необъятное», но не задумывается, что такое невозможно; но можно понимать это выражение по-другому: ты настолько силен, что тебе дано сотворить невозможное, и эта возможность есть у каждого, только к этому необходимо стремиться; либо: для каждого есть свое «необъятное», которого он может достичь.
«Смотри в корень!»
Афоризм Козьмы Пруткова. Для того чтобы понять обращать внимание на те качества, которые заложены в основе.
«Что имеем, не храним, потерявши, плачем».
Название водевиля (1844) С.Соловьева, использованного как афоризм в плодах раздумий (18540) Козьмы Пруткова.
Тем самым можно судить о том, что авторы не только сочиняли сами, но тщательно анализировали слова и фразы других людей, переделывали их либо цитировали в сборниках Козьмы Пруткова. Авторы были очень наблюдательны, и порой замечали то, что не задевало и оставляло равнодушными остальных.
Козьма Прутков был задуман прежде всего как поэт. Впервые выступив под своим именем, он сразу внушил публике представление о себе как о поэте-пародисте: «Я поэт, поэт даровитый! Я в этом убедился; убедился, читая других: если они поэты, так и я тоже!..».
Итак, Козьма Прутков для современников был, прежде всего, автором пародий на поэтов.
Козьма Прутков не упускает ни одного из стандартов романтизма — прежде всего, конечно, разочарования, мировой скорби, презрения к толпе, гордого обособления. Подобно всем ходовым байроническим героям, байронический герой Козьмы Пруткова — человек с неведомой биографией, с непонятными целями и с мучительными, но не раскрываемыми тайнами:
Ты к кому спешишь на встречу,
Путник гордый и немой?»
— «Никому я не отвечу:
Тайна то души больной!
Уж давно я тайну эту
Хороню в груди своей,
И бесчувственному свету
Не открою тайны сей. («Путник»)
Козьма Прутков любит накинуть чайльд-гарольдов плащ, «обнять грозное страданье», порисоваться презрительно-спокойным видом, скрывающим измученное, увядшее сердце:
В моих устах спокойная улыбка,
В груди — змея! («Мой портрет»)
Козьма Прутков отдает теме «величия поэта» обильную дань. Он преисполнен сознанием избранности и презрением к ничтожной толпе, высоко над которой стоит поэт:
Клейми, клейми, толпа, в чаду сует всечасных,
Из низкой зависти, мой громоносный стих:
Тебе не устрашить питомца муз прекрасных,
Тебе не сокрушить треножников златых!..
Озлилась ты?! так зри ж, каким огнем презренья,
Какою гордостью горит мой ярый взор,
Как смело черпаю я в море вдохновенья
Свинцовый стих тебе в позор! («К толпе»)
Теме поэта посвящено замечательное стихотворение Пруткова «Мой сон». Это своеобразная «синтетическая» пародия на три стихотворения Хомякова*. Стихи Хомякова-любомудра говорят о значении поэта, утоляющего жажду смертных понять «тайный глас природы» и слиться духом с «мировой душой». Хомяков говорит о поэте вообще. Козьма Прутков — о конкретном поэте, о себе самом. Стиху Хомякова:
Я видел сон, что будто я певец...
в прутковской пародии соответствует стих:
И снилося мне, что я тот певец**.
Вместо особого значения поэта, проникающего в глубину людских сердец и в душу мироздания, воспевается значение Козьмы Петровича Пруткова, весьма довольного привилегиями славы и власти, присвоенными ему по званию поэта.
Козьма Прутков также видит во сне свою смерть и бессмертие, но последнее представляется ему в образах посмертных почестей на земле и в среде небожителей. Козьма Петрович так тешится посмертной славой, что не хочет и возвращаться к жизни:
Но — ах! — я проснулся, к несчастью, живой,
Здоровый!
Этот финал — «к несчастью, живой, здоровый» — апофеоз нелепой оторванности поэзии от жизни, возникающей на почве эстетизации оторванного от своих идейных истоков искусства.
В стихах Пруткова разоблачены позерство и ложно-величавая торжественность «антологистов». Взять хотя бы реплики в «Споре древних греческих философов об изящном»:
Клефистон (самоуверенно)
Свесть не могу очарованных глаз
С формы изящной котурна.
Стиф (со спокойным торжеством и с сознанием своего достоинства)
После прогулок моих утомясь,
Я опираюсь на урну.
В замечательном стихотворении Козьмы Пруткова «Письмо из Коринфа» (пародирующем «Письмо» Щербины) построфно проходят все типовые темы «антологического рода», прекрасные предметы античного мира:
Я недавно приехал в Коринф.
Вот ступени, а вот колоннада.
Я люблю здешних мраморных нимф
И истмийского шум водопада.
Наслаждение эстетическим созерцанием:
Целый день я на солнце сижу.
Трусь елеем вокруг поясницы.
Между камней паросских слежу
За извивом слепой медяницы.
Культ «Красоты»:
Померанцы растут предо мной,
И на них в упоеньи гляжу я.
Дорог мне вожделенный покой.
«Красота! красота!» — всё твержу я.
Культ «изящного сладострастия»:
А на землю лишь спустится ночь,
Мы с рабыней совсем обомлеем...
Всех рабов высылаю я прочь
И опять натираюсь елеем.
И в других стихотворениях Козьмы Пруткова из-под античной тоги выглядывает фигура российского обывателя, который в поэтических мечтах «натирается елеем» на ночь («трусь елеем вокруг поясницы»), словно это средство от старческой боли в спине. Или он хвастает беседой с философом Лизимахом, упоминающим о не существовавших в древности очках. Или, показывая свою ученость, требует себе без разбору самые разнообразные и заведомо ненужные ему античные предметы:
Дайте бочку Диогена,
Ганнибалов острый меч,
Что за славу Карфагена
Столько вый отсек от плеч!
Дайте мне ступню Психеи,
Сапфы женственной стишок,
И Аспазьины затеи,
И Венерин поясок! («Честолюбие»)
В стихах Козьмы Пруткова замечательно имитировано простодушие, с которым поэт мешает «высокое» с обыденным. Он более всего вульгарен там, где более всего становится на ходули. Усиливается «парение ввысь», с одной стороны, и банальность житейской обыденщины — с другой, так что беспринципное смешение «действительности» с «мечтой» становится комичным в глазах каждого читателя.
Вот типовая романтическая ситуация: певец во время бури на море среди общего ужаса бесстрашно поет гимн разгневанной стихии:
Забыл песни неги, и песнь громовую
Настроил под твой гармонический рев!
Образ Козьмы Пруткова — воплощение тех тенденций, которые осмеивали его создатели в современной литературе.
Основное свойство вульгарного романтизма — эклектизм, неразборчивое сочетание идейно и психологически несовместимых «красот». Для демонстрации эклектизма надо было все пародии приписать одному автору, «писать от одного лица, способного во всех родах творчества», то есть мыслящего себя отнюдь не пародистом, но лишь усердным подражателем признанным образцам.
В своем «Письме известного Козьмы Пруткова к неизвестному фельетонисту «С.-Петербургских ведомостей» (1854 г.) по поводу статьи сего последнего» Козьма Прутков заявляет:
«Ты утверждаешь, что я пишу пародии? Отнюдь!.. Я совсем не пишу пародий! Я никогда не писал пародий! Откуда ты взял, будто я пишу пародии?! Я просто анализировал в уме своем большинство поэтов, имевших успех; — этот анализ привел меня к синтезису; ибо дарования, рассыпанные между другими поэтами порознь, оказались совмещенными все во мне едином!..».
Чтобы совмещать в своем творчестве явно противоречивые тенденции и не замечать этого, задуманный автор должен был, очевидно, обладать незаурядным простодушием, безвкусием и казенно-почтительным отношением ко всем жанрам и формам поэтического творчества, санкционированным литературной модой.
Снижая романтические идеи и темы бытовой конкретизацией, украшая быт романтическим реквизитом, эпигон переносит атрибуты романтического поэта, как мы уже видели, непосредственно на себя самого, на К. П. Пруткова:
Раздайся ж, прочь, толпа!.. довольно насмехаться!
Тебе ль познать Пруткова дар?! («К толпе»)
Знаменательно, что слава пришла к Козьме Пруткову, когда основные объекты его пародий давно стали достоянием истории литературы, когда в могиле давно покоился и он сам (согласно «Биографическим сведениям») и наиболее известный из его создателей, а остальные доживали свой век. Прочная популярность Пруткова оказалась независимой от непосредственных поводов и импульсов его творчества, от проблем его эпохи.
Выводы
Козьма Прутков – это не простой псевдоним, а созданная Толстым и его братьями Жемчужниковыми сатирическая маска тупого и самовлюбленного бюрократа николаевской эпохи. От имени Козьмы Пруткова они писали стихи, басни, эпиграммы, пародии, пьески, афоризмы, исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы.
В основе их искреннего, веселого смеха лежали неоформленные оппозиционные настроения, а желание как-то преодолеть гнет и скуку мрачных лет николаевской реакции.
Козьма Прутков предстает перед нами уверенным, самоироничным. Он смеется над собой и другими, над событиями, происходящими вокруг него, прямо говорит в своих произведениях о человеческих пороках, совмещает «высокое» и простое, привычное, не боится посмеяться над известными людьми, совмещает мечты и реалии.
К 1860 году облик Козьмы Пруткова приобретает определённые черты: это благонамеренный чиновник, который обо всем судит с откровенно казенной точки зрения и тем самым выдает все свое убожество, абсурдность своей «философии». В результате такого откровенного раскрытия святая святых казенной философии возникла убийственная сатира на официально-бюрократическую Россию.
Прутков – и благонамеренный чиновник, и поэт-обыватель. Самоуверенность и самодовольство банального "законодателя" и "советчика" сочетаются в Пруткове с простодушием, духовным рабством и казенной тупостью.
На образ Пруткова следует смотреть и более широко – его создатели воплотили в нем вообще все то, что они отвергали в современной им общественной и литературной жизни.
Наиболее ценными своими сторонами творчество Козьмы Пруткова близко демократическому лагерю русской литературы. Недаром его литературная биография так тесно связана с некрасовским «Современником». В произведениях Пруткова преследуется отрыв искусства от жизни, безвкусная лакировка жизни омертвевшими ' «красотами», подмена трескучей риторикой полноценного выражения общезначимых чувств.
Создатели Козьмы при известной разноречивости своих взглядов интересов и настроений, оставили яркое творческое наследие, сыгравшее бесспорно прогрессивную роль в истории русского художественного слова.
Козьма Прутков вошел в обиход русского читателя, завоевал репутацию классика без всякой критической указки, ибо ни один сколько-нибудь значительный русский критик не писал о нем.
Список литературы
1. Н.С.Ашукин, М.Г.Ашукина «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения». Издание четвертое дополненное. Москва: «Художественная литература» 1988 год.
2. Басовская е. О том, что вызывает смех и сегодня» (Козьма Прутков) // Литература – 1997 - №31
3. Ивкина Н. Гороховый шут всея Руси Козьма Прутков и его афоризмы» // Литература – 1996 - №11
4. Рассадин С. «Козьма Великолепный» // Литература – 1995 - №47
5. Руские писатели XIX – начала XX века. Библиографический словарь. М: Просвещение 1995
6. И. О. Родин «Справочник школьника», АСТ. Астрель. М: 2004
7. Литература: энциклопедия. – М: ОЛМА-ПРЕСС, 2001
Сочини стихи, Машина
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Нора Аргунова. Щенята
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью
За чашкой чая