В работе проводится сравнительный анализ художественный произведений, в которых спользуется символический образ "лебединая песня"
СЕКЦИЯ «Литературоведение»
Развитие символического образа «лебединая песня» в литературе разных временных эпох.
Автор: Будаева Ирина
ученица 8 класса ГБОУ СОШ №1
г.о.Чапаевск Самарской области
Научный руководитель: Федякина Лариса
Александровна
2013
Введение | 3 | |
Глава 1 | Образ лебедя в литературе | |
1.1. | Интерпретация образа лебедя в мифологии и легендах разных народов | 4 |
1.2. | Тематические группы, связанные с образом лебедя в художественной литературе | 5 |
Глава 2 | Особенности функционирование оборота «лебединая песнь» в художественном произведении | |
2.1. | Многозначность фразеологизма «лебединая песня». | 8 |
2.2. | Функционирование выражения «лебединая песнь» в притче Леонардо да Винчи «Лебедь» | 9 |
2.3. | Функционирование выражения «лебединая песнь» в стихотворении Державина «Лебедь», | 10 |
2.4. | Функционирование выражения «лебединая песнь» в стихотворном цикле М.Цветаевой «Лебединый стан» | 12 |
2.5. | Функционирование выражения «лебединая песнь» в повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» | 13 |
Заключение | 15 | |
Список литературы | 16 | |
Приложение | 18 |
Введение
В культурах разных народов в разные эпохи сложились устойчивые представления о лебеде и закрепились во фразеологических оборотах. Один из них - «лебединая песня»- лег в основу многих художественных текстов в разное время у разных народов. Почему же данный образ не перестает волновать писателей и поэтов? Меняется ли его значение со временем?
В связи с этим мы выдвинули гипотезу: фразеологизм «лебединая песня» в художественных текстах разных эпох позволяет передать высокий идеал своего времени.
Среди многочисленных авторов, которые обращались к этой теме, мы выбрали четыре имени, представляющие собой знаковые фигуры своего времени.
Цель работы – выявить через фразеологический оборот «лебединая песня» высокий идеал, заявленный в художественных произведениях разных эпох.
Для достижения данной цели я поставила следующие задачи:
Актуальность в том, что фразеологический оборот «лебединая песня» рассматривается нами в диахроническом плане (в развитии).
Методы исследования:
структурно-сопоставительный анализ;
анализ и интерпретация художественного текста
Глава 1
Символика, связанная с образом Лебедя, берет начало в мифологии.
Чтобы понять, откуда пришел этот образ, где он берет истоки, необходимо было познакомиться с духовной культурой человека, мифологией, русским фольклором. В своем исследовании мы опирались на работу Л.Л. Селивановой «Апполоновы лебеди» [1]
Уже тогда лебедь был символом чистоты, красоты и верности. Неслучайно в свадебных народных песнях невесту называли «лебёдушко». Но кроме этого, Лебедь - символ возрождения, целомудрия, гордого одиночества, благородства, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства. Существуют представления о способности души странствовать по небу в образе лебедя
Почитание лебедей имеет очень древние корни. Археологи обнаружили их изображения при раскопках поселений каменного века. В мифологии разных народов достаточно широко отражена связь лебедей с солнцем.
Именно лебеди приходят на помощь попавшим в беду героям (сказка про "Ивася и Лису"), в лебедей обращаются девицы, спасаясь от нежеланного замужества (сказка "Семь Симеонов"). В славянской мифологии лебедь относится к почитаемым, "святым" птицам. Красота этой птицы породила множество легенд про дев - лебедей. Они владеют тайной напитка бессмертия: сказочная Белая Лебедь - обладательница живой воды и молодильных яблок
Семантике образа лебедя в античной мифологии посвящено исследование Шнайдера. [2] В греко-римском эпосе лебедь трактуется только как мужская ипостась. В мифопоэтической традиции образ Л. тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем,
Зевс (Юпитер) в образе лебедя предстал перед Ледой. Он символизирует любвеобилие. Посвящен Афродите (Венере), а также Аполлону как солнечному богу. Лебедь — это также счастливая смерть.
В античности берет начало фразеологизм «лебединая песня». Посвящение лебедя Аполлону как богу музыки восходит к поверью, согласно которому лебедь поет прощальную песню, находясь на пороге смерти. Далее, с точки зрения Шнайдера, лебедь, благодаря своей связи с арфой и жертвенной змеей, имеет отношение также к погребальному костру, поскольку существенными символами мистического пути в потусторонний мир (кроме корабля смерти) являются лебедь, и арфа. Это дает ещё одно объяснение загадочного пения умирающего лебеда. [ 3]
В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.
Ежегодные путешествия лебедей на Север люди объясняли тем, что птицы уносят души умерших в Северную страну Благословенных. Царь Лигурии Кикнос, брат Фаэтона, погибшего во время попытки управлять солнечной колесницей своего отца Гелиоса, мучительно сожалея о брате, превратился в лебедя («Метаморфозы» Овидия). В других мифах упоминаются другие Кикносы, тоже сыновья богов, превратившихся в лебедей.
Согласно одному из фракийских мифов, бог войны Арес превратил в лебедя своего сына Кикноса, смертельно раненного Гераклом. Кстати, по-гречески «кикнос» и переводится, как «лебедь».
Согласно поверьям древних германцев, девушки могут превращаться в пророчествующих лебедок («Песнь о Нибелунгах»). Кстати, в скандинавской мифологии лебедь связан с богиней плодородия и свободной любви — Фрейей, которая была рождена, как и греческая Афродита, из белой морской пены. Три Норны — богини Судьбы, сущности и конечности всего живущего, а также эльфы и тролли нередко в различных преданиях летали на лебеде — подобно Валькириям, отвозившим в Валгаллу души погибших в сражениях воинов.
Лебединые божества по природе солнечные и являются благодетелями людей; они обладают заимствованной у Солнца и воды способностью излечивать; ассоциируются с солнечной колесницей и символизируют щедрость, любовь и чистоту, а их музыка имеет магические свойства. Лебеди с золотыми или серебряными цепями вокруг шеи олицетворяют сверхъестественный облик божеств.
1.2. Тематические группы, связанные с образом лебедя в художественной литературе
В литературе образ лебедя частотен. С ним связаны разные семантические обобщения, воплотившие свое значение во фразеологических оборотах (например, «лебединая песня», «лебединая верность» и т.д)
Методом выборки нами были собраны и ранжированы по времени создания и значению литературные произведения, в которых присутствует образ лебедя. Данный материал был оформлен в виде таблицы.
Литературное произведение | Эпоха, время создания | Используемый образ |
Леонардо да Винчи «Лебедь». | Эпоха Возрождения. | Образ умирающего лебедя(лебединая песня). |
«Наследница» А.Ахматова. Цикл «Лебединая стая» | ХХ век(послевоенное время) | Вечность, память символом творчества, души поэта, вечности, неизменности |
К.Д.Бальмонт «Лебедь» | ХIX век | Образ умирающего лебедя (лебединая песня) |
Г.Р.Державин «Лебедь» | Эпоха Просвещения | Лучшее, главное творение в жизни(лебединая песня) |
Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» | ХХ век | Потеря миром гармонии (лебединая песня) |
Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» | Начало ХХ века. | Красота. Победа добра над злом. |
Ф. И. Тютчев. «Лебедь» | ХIХ век | Чистота, безупречность. |
В.Жуковский «Царскосельский лебедь» | XVIIIвек | Счастливая смерть (лебединая песня) |
М. Цветаева цикл «Лебединый стан» | Первая половина ХХ века | Трагическая разобщенность русского народа во время Гражданской войны, белогвардейское движение. Страдание за свое Отечество |
Дементьев «Лебединая песня» | ХХ век. | преданности и постоянства |
Бориса Гребенщикова | ХХ век | связаны с идеей катарсиса. |
Багрицкий Литавры лебедей замолкли вдалеке Э.Багрицкий, Осень | ХХ век | Лебедь благородный дней Екатерины Пел, прощаясь с жизнью, гимн свой лебединый! |
Ю.Мориц. Проводы лебедей | ХХ век | образ совершенства |
Анатолий Передреев Стихотворение «Лебедь у дороги». | ХХ век | образ совершенства в земных пределах. |
Таким образом, в художественной литературе с образом лебедя связаны такие значения:
Самым частотным является фразеологизм «лебединая песня». Он обозначает предсмертное творение, последнее в жизни или самое лучшее, и обычно связан с идеалом. [4]. Тем не менее, несмотря на семантическую устойчивость, его значение будет меняться вместе с идеалом времени.
Мы посчитали важным обратиться к истории развития этого образа, и остановиться на творчестве тех писателей, которые являются символом своей эпохи : Леонардо да Винчи - осознание величия человека - эпоха Возрождения; Г.Р. Державин - высокое служение своему обществу и искусству – эпоха русского классицизма; М. Цветаева – трагическая разобщенность общества во время Гражданской войны – первая половина ХХ века; Б. Васильев – восстановление целостности общества, гармонии –эпоха русского застоя вторая половина ХХ века.
Глава 2
2.1 Многозначность фразеологизма «лебединая песня».
Понятие «лебединая песня» восходит к Эсхилу (525-456 г. до н.э.), который упоминает пророческий дар птицы, знающей, что она скоро умрет, и издающей удивительные звуки.[5]
Основано на поверье, возникшем в древности, будто лебеди поют перед смертью. Свидетельство об этом находится в одной из басен Эзопа (VI в. до н. э.): "Говорят, что лебеди поют перед смертью". Похоже, что это образное выражение основано, как и породившее его поверье, на недоразумении, на ошибке.
Уже в трагедии Эсхила "Агамемнон" царица Клитемнестра, убив пророчицу Кассандру (см. "Орест и Пилад", "Дары данайцев"), говорит:
"...она пала от моей руки, пропев перед смертью вещую лебединую песню".
Современный язык называет лебединой песнью предсмертное творение, последнее в жизни, также самое лучшее. Происходит от народного поверья, что лебеди поют один раз в жизни — перед смертью. Употребляется как синоним шедевра, вершины творчества или иного яркого, значимого для человека поступка, В христианстве белый лебедь - это чистота, милосердие и символ Девы Марии. Его предсмертная песня символизирует страдания мучеников и христианское смирение.
Античные легенды гласят, что лебедь поет только перед смертью (отсюда выражение «лебединая песня»), и потому он символизирует конец жизни. Возможно, по этой причине он ассоциировался с Аполлоном и через него с некоторыми музами, например Эрато и Клио.
Имея свою устойчивую семантическую наполняемость, в литературных произведениях фразеологический оборот «лебединая песня» помогает не только раскрыть творческий замысел автора, но и передать высокий идеал своего времени. Проследим его изменение в диахроническом плане на примере художественных текстов разных временных пластов. При анализе литературных произведений рассмотрим следующие положения:
2.2. Функционирование образа «лебединая песня» в притче Леонардо да Винчи «Лебедь»
Итальянец Леонардо да Винчи – представитель эпохи Высокого Возрождения. Художественные произведения эпохи Возрождения наиболее полно выражают идеал гармонического мира и места человека в нём. В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности.
Обратимся к образу умирающего лебедя, Леонардо да Винчи в притче «Лебедь». ПРИТЧА (слав. притъка - случай, происшествие) - иносказание, образный рассказ, часто употребляемый в Библии и Евангелии для изложения вероучительных истин. Притча иллюстрирует важную мысль, имеющую отношение не только к частной жизни человека, но и к общечеловеческим законам бытия. Какова же основная мысль притчи «Лебедь»?
Лебедь прожил немало лет, и «он готов спокойно и достойно закончить свои дни». Лебедь не просто не боялся смерти, он хотел встретить её с честью, достоинством, с каким прожил нелегкие долгие годы. Возможно, лебедь был верен кому-то, поэтому доживал век в одиночестве.
Песня умирающего лебедя в этой притче – это не просто последние слова умирающего, это гимн миру, жизни, всему, что его окружало: «Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, земле, воде…».
Понимали это и обитатели ближайших лесов, полей, лугов, озер. Они слушали не прерывая, стараясь не мешать, как зачарованные (зачаровать – увлечь, покорить себе, привести в восторг. [6]): «Лебедь поет, – прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. – Это песня умирающего лебедя». Притча «Лебедь» учит тому, что нужно жить так, чтобы «пронести в незапятнанной чистоте своё одеяние через все жизненные невзгоды и испытания».
Эта проникновенная и преисполненная светлой грусти легенда была написана Леонардо да Винчи незадолго до смерти и, возможно, является описанием последних дней жизни самого автора. По свидетельству очевидцев, «всем своим обликом он являл подлинное олицетворение благородства знаний». Леонардо встретил последний час мужественно и величаво, словно подтверждая одну из последних записей в своих тетрадях: «Подобно тому, как разумно и дельно проведенный день одаривает нас безмятежным сном, так и честно прожитая жизнь дарит нам спокойную смерть».
2.3 Функционирование образа «лебединая песня» в стихотворении Державина «Лебедь»
Гавриил Романович Державин - один из крупнейших поэтов эпохи Просвещения. Его творчество представляет собой вершину русского классицизма. В своем стихотворении «Лебедь» он выражает сознание высокого признания. Человека.
Лебедь считается птицей поэтов. Песня умирающего лебедя — это песня поэта, а его белизна — искренность. В объяснениях, приложенных к изданию своих произведений, Державин называет стихотворение «Лебедь» подражанием 20 оде из 2 книги од Горация
[7]. В основу оды Гораций положил предание, что души поэтов после смерти превращаются в лебедей. Лебедь у древних греков был символом света, поэзии, и совершенства, одним из образов бога Аполлона.
Несомненно, эпоха Просвещения отразилась на смысле образа лебединой песни.
В стихотворении говорится, что Державин не знатного рода, «хоть родом я не славен».
Но, несмотря на это, смог преодолеть зависть, и его творчество станет вечным. Другим вельможам я не равен. В стихотворении автор говорит о том, что его душа и творчество бессмертны, если связать это с первой строфой- образ лебединой песни в этом стихотворении имеет смысл бессмертного.
Поэт уподобляется Лебедю, способному подняться ввысь и воспарить над "тленным миром". Именно это высокое парение делает и его душу, и его пение бессмертными. Однако Державин остается Державиным: он не может только "парить" над землей. Даже в метафорически преображенном образе поэта-лебедя мы узнаем конкретные черты Державина-человека. Даже в этой "странной пьесе", где автор всю композицию стиха подчинил задаче создания символического образа, он не может обойтись без бытовых деталей, без намеков вполне материального и земного характера. Читатель узнает о поэте, что "родом он не славен", зато "любимец Муз". Что он "не равен другим вельможам", зависть которых сумел преодолеть ("Над завистью превознесенный") и т.д.
Четвертая строфа стихотворения содержит в себе прямую перекличку со строками "Памятника". В "Памятнике":
Так! – весь я не умру; но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить.
В "Лебеде":
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах,
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
Однако в "Лебеде" Державин пошел дальше: поставил перед собой немыслимую цель показать земные контуры бессмертия, перевести символ в конкретное действо. Потому уже первая строфа заканчивается сюжетной сценкой: "Как лебедь, в воздух подымусь". Начиная с пятой строфы, эта сюжетная линия приобретает материальные очертания. Смелый и непредсказуемый в использовании художественных приемов, Державин решается даже на то, чтобы запечатлеть процесс превращения поэта в крылатую птицу:
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан отбтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
Автор втягивает в картину полета поэта-лебедя пространства российских морей, лесов, островов, равнинных земель, над которыми проплывает эта странная могучая птица. И вот уже россияне поднимают головы и "указывают перстом" на нее:
"Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил,
И, проповедуя мир миру,
Сея всех счастьем веселил".
Главной мыслью стихотворения является бессмертие поэзии и ее творца.
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух подымусь.
Таким образом, Державин в стихотворении смог выразить идеал эпохи Просвещения - сознание высокого призвания поэта
2.4. Функционирование образа «лебединая песнь» в цикле М. Цветаевой «Лебединый стан»
Поэзия Марины Цветаевой - выдающееся и самобытное явление культуры Серебряного века. Для цикла «Лебединый стан» характерен трагизм, связанный с личными переживаниями М. И Цветаевой, обусловленными событиями Гражданской войны. Поэтесса в своих стихотворениях сумела создать образ Белой и Красной Армий и образ Гражданской войны в целом. Cтихотворения цикла «Лебединый стан» были написаны М. И. Цветаевой в период сильных переживаний, связанных с участием мужа в Гражданской войне на стороне Белой Армии, а также смертью дочки Ирины. Поэтому они обладают высокой трагичностью.
Цветаева всегда оставалась вне политики. Она была «над схваткой», осуждала братоубийственную войну. Однако после поражения Добровольческой армии исторические и личные потрясения, слившись воедино (уверенность в гибели дела, которому служил Сергей Эфрон, а также уверенность в смерти его самого), вызвали в творчестве Цветаевой ноту высокого трагического звучания: «Добровольчество – это добрая воля к смерти».
В стихотворении «Где лебеди?» Цветаева называет мужа С. Эфрона, воюющего на стороне Белой Армии - «белый лебедь». М. И. Цветаева ничего не знает о его судьбе, поэтому стихотворение наполнено горечью разлуки, переживанием о любимом человеке.
- Где лебеди? - А лебеди ушли.
- А вороны? - А вороны - остались.
- Куда ушли? - Куда и журавли.
- Зачем ушли? - Чтоб крылья не достались.
- А папа где? - Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
- Куда возьмет? - На лебединый Дон.
Там у меня - ты знаешь? - белый лебедь...
В данном стихотворении противопоставляются два образа: образ белого лебедя и черного ворона. Лебеди у Цветаевой отождествляются с Белой Армией, защищающей честь и справедливость. Вороны символизируют печаль и смерть, которые несёт Красная Армия. В стихотворении между этими образами отражен конфликт двух враждующих армий.
В стихотворениях цикла «Лебединый стан» представлен образ Белой Армии. У М. И. Цветаевой этот образ очень поэтичен. С ним связаны такие понятия, как честь, долг, справедливость. Цветаева остается вне политики. Она на стороне мужа, который служит в Белой Армии. Образ Белой Армии Цветаева возвышает. В стихотворениях его сопровождают такие детали, как православный голубь, Богородица, Иисус Христос.
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу - грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое - в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира - последний сон:
В стихотворении «Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли» последняя трагическая «лебединая песня» близких по духу людей сливается с печальной песней поэтессы.
Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,
А останетесь вы в песне — белы-лебеди!
Знамя, шитое крестами, в саван выцвело
А и будет ваша память — белы-рыцари.
И никто из вас, сынки! — не воротится.
А ведет ваши полки — Богородица!
2.5. Функционирование образа «лебединая песнь» в повести Б.Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»
Борис Васильев в романе: «Не стреляйте в белых лебедей» рассматривает проблему взаимоотношений человека и природы.
Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу: «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царем-то зваться. Сын он ей, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». Герой романа работает всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы», «ее сон», и единственное, что ему хотелось, так это «зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно не замутив и не расплескав, принести ее людям». «Принес, но не сохранил». Скопленные гроши своей деревенской семьи он потратил на покупку лебедей. Для общего блага: живите, люди, в красоте, любуйтесь. У них, у лебедей все как у человека. Так нет! Как заклинанье звучит: не стреляйте!
А лебеди были белыми-белыми. И странная горечь, которую испытал он, открыв для себя собственное несоответствие, рядом с ними вскоре растаяла без следа.
— Красота! — сказал Юрий Петрович, навестив Егора.
Птицы плавали у берега. Егор мог часами смотреть на них, испытывая незнакомое доселе наслаждение. Странное чувство полного, почти торжественного спокойствия вдруг охватило его. Он вдруг услышал эту тишину и понял, что вот это и есть тишина, что она совсем не означает отсутствия звуков, а означает лишь отдых природы, ее сон, ее предрассветные вздохи.
И ему стало вдруг грустно от сознания, что пройдет миг и все это исчезнет, исчезнет навсегда, а когда вернется, то будет уже иным, не таким, каким увидел и ощутил его он, Егор Полушкин, разнорабочий коммунального хозяйства при поселковом Совете. И он вдруг догадался, чего ему хочется: зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям.
- Тоскуют, — вздохнул Егор. — Как свои пролетают— кричат. Аж сердце лопается.
Лебединый крик отзывается в сердце Егора тревожным сигналом: озеро, когда-то называвшееся Лебединым, теперь зовется Черным. Люди сами лишают себя красоты и гармонии, которую дарит нам природа. «Лебединая песня» здесь заменяется «лебединым криком». Это крик боли самого автора Бориса Васильева, который напоминает нам о том, что древний библейский закон «Не убий» должен отзываться в душе каждого, предотвращать от корысти и бездушия.
Заключение
Человек - часть природы, природа - часть человека. Человек, в конце концов, возвышается до полного понимания природы. Тема лебедя в литературе кажется неисчерпаемой. Поистине глубочайшая нравственная, эстетическая, экологическая культура свойственна писателям и поэта разных времен.
Символический образ лебедя древний, сложился еще в мифологии как символ красоты, гармонии природы, соединение земного и божественного .
В литературе образ лебедя используется довольно часто. С ним связаны разные семантические обобщения, воплотившие свое значение во фразеологических оборотах
( «лебединая песня», «лебединая верность»).
Фразеологизм «лебединая песня» является наиболее востребованным. Он обозначает предсмертное творение, последнее в жизни или самое лучшее, и обычно связан с идеалом поэзии или трагедией в связи с потерей.
Каждая эпоха ставит свои идеалы и стремится достичь их. Имея свою устойчивую семантическую наполняемость, в литературных произведениях фразеологический оборот «лебединая песня» помогает не только раскрыть творческий замысел автора, но и передать высокий идеал своего времени
Список использованной литературы
Приложения 1
Лебедь Притча Леонардо да Винчи
Склонив гибкую шею к зеркалу воды, лебедь долго всматривался в своё отражение. Он понял причину усталости и озноба, пронизывающего всё тело, словно в зимние холода. Теперь он доподлинно знал, что час его пробил, и настала неотвратимая пора прощания с жизнью.
Его перья были так же прекрасны и белоснежны, как и в далёкие годы юности. Ему удалось пронести в незапятнанной чистоте своё одеяние через все жизненные невзгоды и испытания, через зной и стужу. И теперь он был готов спокойно и достойно закончить свои дни. Изогнув красивую шею, он медленно и величаво подплыл к старой плакучей иве, под чьей сенью любил, бывало, пережидать летний зной.
Опустился вечер, и закат окрасил в пурпур спокойные воды озера. В глубокой вечерней тишине, воцарившейся вокруг, послышалось лебединое пение. Никогда ранее лебедь не пел с такой проникновенной задушевностью и щемящей тоской. Он вдохновенно пел о своей любви к природе, небу, воде, земле.
— Лебедь поёт, — прошептали зачарованные прощальной песней рыбы, птицы и все прочие обитатели полей, лесов и лугов. — Это песня умирающего лебедя.
Нежная грустная песня эхом разнеслась по округе и замерла с последними лучами солнца.
Приложения 2
ЛЕБЕДЬ
Необычайным я пареньем
От тленна мира отделюсь,
С душой бессмертною и пеньем,
Как лебедь, в воздух поднимусь.
В двояком образе нетленный,
Не задержусь в вратах мытарств;
Над завистью превознесенный,
Оставлю под собой блеск царств.
Да, так! Хоть родом я не славен,
Но, будучи любимец муз,
Другим вельможам я не равен
И самой смертью предпочтусь.
Не заключит меня гробница,
Средь звезд не превращусь я в прах;
Но, будто некая цевница,
С небес раздамся в голосах.
И се уж кожа, зрю, перната
Вкруг стан обтягивает мой;
Пух на груди, спина крылата,
Лебяжьей лоснюсь белизной.
Лечу, парю — и под собою
Моря, леса, мир вижу весь;
Как холм, он высится главою,
Чтобы услышать богу песнь.
С Курильских островов до Буга,
От Белых до Каспийских вод,
Народы, света с полукруга,
Составившие россов род,
Со временем о мне узнают:
Славяне, гунны, скифы, чудь,
И все, что бранью днесь пылают,
Покажут перстом — и рекут:
«Вот тот летит, что, строя лиру,
Языком сердца говорил,
И, проповедуя мир миру,
Себя всех счастьем веселил».
Прочь с пышным, славным погребеньем,
Друзья мои! Хор муз, не пой!
Супруга! облекись терпеньем!
Над мнимым мертвецом не вой.
1804
Приложение 3
Стихотворения М.Цветаевой из сборника «Лебединый стан»
Где лебеди? — А лебеди ушли
- Где лебеди? — А лебеди ушли.
- А вóроны? — А вoроны — остались.
- Куда ушли? — Куда и журавли.
- Зачем ушли? — Чтоб крылья не достались.
- А папа где? — Спи, спи, за нами Сон,
Сон на степном коне сейчас приедет.
- Куда возьмет? — На лебединый Дон.
Там у меня — ты знаешь? — белый лебедь…
9 августа 1918
Бури-вьюги, вихри-ветры вас взлелеяли,
А останетесь вы в песне — белы-лебеди!
Знамя, шитое крестами, в саван выцвело
А и будет ваша память — белы-рыцари.
И никто из вас, сынки! — не воротится.
А ведет ваши полки — Богородица!
Дон
Белая гвардия, путь твой высок:
Черному дулу — грудь и висок.
Божье да белое твое дело:
Белое тело твое — в песок.
Не лебедей это в небе стая:
Белогвардейская рать святая
Белым видением тает, тает...
Старого мира — последний сон:
Молодость — Доблесть — Вандея — Дон.
24 марта 1918
Белою стаей летя на плаху,
Мы за одно умирали: хаты!
Перекрестясь на последний храм,
Белогвардейская рать — векам.
Москва, Благовещение 1918
— дни разгрома Дона —
Астрономический календарь. Май, 2019
Медведь и солнце
Зимний лес в вашем доме
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?
Рисуем акварельное мороженое