Творческая работа ученика 10 кл. МОУ СОШ № 3 г. Лыткарино Горбунова Никиты была представлена на городском конкурсе сочинений "Россия-Беларусь: историческая духовная общность" в 2008 г. и заняла 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs_rossiya-belarus_zabyt_o_proshlom_sochinenie_2008_1mesto_gorod.doc | 32 КБ |
Сочинение ученика 10 «А» класса Горбунова Н.
(городской конкурс сочинений
«Россия и Беларусь: историческая духовная общность»)
Забыть о прошлом – значит закрыть дорогу в будущее.
«…Человек воспитывается в определенной, сложившейся на протяжении многих веков культурной среде, незаметно вбирая в себя не только современность, но и прошлое своих предков…Забота о прошлом есть одновременно и забота о будущем…» ( Д. Лихачев)
История - это цепь постоянного, беспрерывного выбора между долгом и безответственностью. Этим выбором человек определяет свою судьбу, народ - свою историю. История страны, ее культура – наше духовное богатство. В культуре заключена память народа, через культуру каждое новое поколение, вступая в жизнь, ощущает себя частью этого народа. История и культура развиваются непрерывно, и каждое поколение людей опирается на то, что было создано предшественниками. Но история отечественной культуры не ограничивается национальными рамками. Ведь самобытный народ может гармонично вносить новшества в культуру других народов, не теряя при этом своей самобытности.
Россия и Беларусь…Русь и Белая Русь…Такие похожие, такие родные названия. У России и Белоруссии одни исторические корни, общий народ, общая история и даже язык. Известен исторический факт: после распада Киевской Руси языковое единство сохранялось в течение веков. Диалектные различия между новгородцами, рязанцами, полочанами, жителями Волыни или Берестейщины в XII-XVI вв. осознанию чувства единого народа не препятствовали. У населения Московии, Украины, Белой Руси оснований для общего самосознания было значительно больше, чем у баварцев, саксонцев и пруссаков, которые еще в XIX в. едва способны были общаться, а чаще вовсе не понимали друг друга (и это не помешало им признать свою общую принадлежность к германской нации!).
К сожалению, сегодня малоосвещенным остается вопрос о весомом вкладе украинцев и белорусов в формирование русского литературного языка. Можно вспомнить имена Епифания Славинецкого, Симеона Полоцкого, Феофана Прокоповича, Франциска Скорины. Ф.Скорина – гуманист, просветитель, патриот говорил о том, что любой человек связан с тем местом, где был рожден, выкормлен:
«Понеже от прирожения звери, ходящия в пустыни, знають ямы своя, птици, летающие по возъдуху, ведают гнезда своя; рибы, плывающие по морю и в реках, чують виры своя; пчелы и тым подобная боронять ульев своих, - тако ж и люди, и где зродилися и ускормлены суть по бозе, к тому месту великую ласку имають».
Восточнославянский первопечатник оставил нам свой моральный завет, пропитанный заботой о разумном упорядочении общества, воспитании человека, установлении достойной жизни на земле:
«Закон прироженный в том наболей соблюдаем бывает: то чинити иным всем, что самому любо ест от иных всех, итого не чинити иным, чего сам не хощеши от иных имети… Сей закон прироженый ест в серци единого кажного человека». Франциск Скорина, один из величайших сынов Беларуси, заботился о сохранении традиций, уважении к делам предков.
На протяжении многих веков Россия и Беларусь были неотделимы друг от друга. Братские народы все трудности делили пополам. В Великую Отечественную войну Белоруссия, Россия и другие республики воевали как один народ, одной сплоченной силой защищали общую землю от фашистских захватчиков. Творчество Василя Быкова, Ю.Бондарева, Б.Васильева и других писателей в полной мере отразило происходящее тогда. Это и трагизм потерь, лишений, и героизм целого народа, сильного духом, способного стать над обстоятельствами и самой смертью. М. Шолохов вспоминал: «В судьбу каждого из нас война вошла всей тяжестью, какую несет за собой попытка одной нации начисто уничтожить, поглотить другую. События фронта, события не только войны в жизни каждого из нас уже оставили свой нестираемый след». Но народы встали на защиту Родины и победили. Страна превратилась в единый могучий монолит. Такого всенародного самопожертвования никогда еще не знала мировая и отечественная история. Конечно, гордость и восхищение вызывают подвиги защитников Брестской крепости и белорусских партизан - любой намек на их забвение выглядит кощунством. Память об этих подвигах для нас так же священна, как и для белорусов. Радует, в Белоруссии не перевелись люди, которым дорога историческая истина. Радует, что мемориальный комплекс "Брестская крепость" поддерживается в отличном состоянии, ведутся реставрационно-строительные работы. Не менее радует и то, что персонал музея-мемориала бережно хранит память о каждом защитнике крепости - будь то белорус, кубанец, сибиряк или армянин. Белорусы - удивительно здоровый народ, хранящий нравственную чистоту, не приемлющий фальши и кривды.
В двадцать первом веке многое изменилось. Сейчас Белоруссия и Россия – две страны, два народа, две культуры. Политика развела двух братьев на два противоборствующих фронта. А фронт столкновения проходит в сознании людей. Идет война, в которой здоровая интуиция людей должна выдержать напор хаоса.
Нам необходимо помнить, что забыть о прошлом – значит закрыть дорогу в будущее. Главное для наших народов - оставаться друзьями, даже за тысячу километров друг от друга, помогать, защищать, не забывать, что мы братья по крови, одна семья, с одной верой и культурой. И только тогда нам и нашим детям будет обеспечено светлое, счастливое существование.
«Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков»,- писал А.С. Пушкин.
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Заколдованная буква
Весёлая кукушка
Ворона
Филимоновская игрушка