Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.
Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.
В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.doc | 116.5 КБ |
prezentaciya_k_rabote_obraz_solnca_v_poezii_serebryanogo_veka.odp | 1.35 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Лыткарино
Городская литературоведческая конференция
«Русская поэзия XX века»
Исследовательская работа по литературе
Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»
подготовили учащиеся 8 А кл.:
Антошина Дарья
Виноградова Ксения
Пашкова Валерия
Учитель : ВасильеваТ.А.
2013 г.
Тема: «Образ Солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века»
Цель исследовательской работы: выяснить, каким представляли себе Солнце представители разных направлений искусства XX века (поэты, художники, композиторы), проанализировать, какова была художественная трактовка данного образа в стихотворениях поэтов Серебряного века: К. Бальмонта, В.Маяковского, А.Ахматовой, О. Мандельштама, М.Цветаевой.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
Материалом для изучения послужили тексты «Слова о полку Игореве», «Задонщины», оды Ломоносова М.В. , Державина Г.Р., стихотворения А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, поэтов-символистов, акмеистов, футуристов, картины художников К.Малевича, Н.Чюрлениса.
В работе использованы приемы сравнительного и сопоставительного анализа поэтических произведений.
Содержание исследовательской работы
А.Ахматовой, О. Мандельштама.
3. Обобщение изученного материала, выводы.
1 слайд (титульный) Тема: «Образ солнца в стихотворениях поэтов Серебряного века».
1 ученик:
Целью нашей проектной работы было выяснить, какое значение имел образ солнца в мифологии древних славян и в связи с этим проанализировать, как изменилось восприятие данного образа в сознании человека XX века и как по-разному трактовали образ Солнца в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений поэзии серебряного века.
Люди всегда чувствовали свою зависимость от солнца, они угадывали, что судьбы земли тесно связаны с судьбами солнца. Поэтому нет ничего удивительного, что издревле человек признавал источник света, тепла и жизни своим главным богом и представил его в антропоморфических и зооморфических образах. Богом солнца индусов был — Сурья и Савитар, персов — Ормузд; ассириян — Издубар и Нимрод; вавилонян — Мардук; египтян — Озирис, Пта, Ра; финикиян — Геракл; греков — Аполлон, Гелиос, Феб; скандинавов — Один; германцев — Бальдер; славян — Даждь-бог, Хорс, … Религии древнего Востока, культы Греции и Рима, культы Мексики и Перу, наконец, религии литовцев, славян, германцев и других народов создавали секты, поклоняющиеся солнцу и огню, как земному прообразу первого… Славянские праздники — коляда, праздник Мароны, Купала сопряжены с языческими обрядами поклонения солнцу».
2 и 3 слайды . 2 ученик: Образ солнца в древнеславянской мифологии.
2 слайд Солнце, согревающее все живыми лучами, приобщающее Землю к свету Небесному, зовется в языческой Руси Дажьбогом и приходится сыном Небу-Сварогу. «И после Сварога царствова сын его именем Солнце, его же наричают Дажьбог... Солнце-царь, сын Сварогов, еже есть Дажьбог, бо муж силен...» — говорится в Ипатьевской летописи. Дажьбог — главное божество Солнца, податель всего благого. Прося у Неба благ либо желая друг другу добра, люди говорили: «Дай Бог!». А поскольку в древнерусском языке слово «дай» звучит как «дажь», то и получалось: «Дажь Бог!».
В богатом образном восприятии крестьян Дажьбог-Солнце виделся как «огненный небесный бык», Луна — как «небесная корова», а их космический союз был символом рождения новой жизни.
3 слайд С весною и разгорающимся Солнцем, с пробуждением природы и ее яровым цветением связан сын Велеса — Ярила (Яр), который среди «календарных» богов, выделяется наиболее ярко именно как солнечный бог. Славяне посвятили ему первый месяц весны — белояр (март). Ярила изображался в образе молодого красивого человека на белом коне и в белой мантии, с венком весенних цветов на голове и колосьями в левой руке.
Все весенне-полевые работы шли под знаком поклонения этому богу. По окончании сева, в Ярилин день, ему выбирали в невесты самую красивую во всей округе девушку. Ярилину невесту украшали первыми весенними цветами, усаживали на белого коня и возили по часовой стрелке — «по солнцу», вокруг обработанного поля. Молодежь пела песни, водила хороводы. Все это должно было задобрить Ярилу, побудить его принести всем труженикам хороший урожай, а дому — приплод, ибо народное поверье гласило: «Влачился Ярило по всему свету: полю — жито родил, людям — детей плодил». Считалось, если Ярило будет каждый день «объезжать» нивы хлеборобов, то на Земле будут стоять ясные и теплые дни, несущие в дома пахарей хлеб и благополучие.
Знакомясь с былинами, сказаниями славянского народа, с гимнами, посвящёнными солнцу, мы видим, что люди в древности солнце обожествляли, поклонялись ему, относились с большим почтением и уважением. Воспевая солнце, люди просили у него света, тепла, защиты и помощи.
4 слайд ГИМН СОЛНЦУ ДРЕВНИХ ДРУИДОВ
О, Солнце!
О, Божественное Солнце!
Взойди и озари родную нашу Землю
Теплом и ярким светом,
Которых ждет здесь человек.
на слайде
О, Солнце!
Когда ты являешься в небе,
Поражая алым блеском и красотою,
Ночь рассеивается, уступая тебе место.
О, Солнце!
Вернись же к нам,
Вернись!
1 ученик
Начиная с периода принятия христианства и на протяжении развития древнерусской культуры, солнце как символ широко бытует в литературе и искусстве. В былинах о князьях и богатырях, в летописях, «Слове о полку Игореве», «Задонщине», в житиях святых - везде присутствует образ солнца. Солнце может быть светлым, нести человеку жизнь, но иногда оно может тьмой преграждать путь и меркнуть.
Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова»,— это солнечный свет. В начале «Слова» солнце дважды предупреждает Игоря об опасности: «Тогда Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою вся своя воя прикрыты». Это при выступлении в поход. В самом походе: «Солнце ему тьмою путь заступаше»* В «Слове» солнце выступает в качестве единого источника «тьмы» и «света», которыми оно суверенно распоряжается применительно к зависимым от него героям для их наказания или награды. Внутренняя эпическая логика солнечной символики «Слова» такова: солнце, а за ним два солнечных бога (Даждь-бог, Хоре) оказывали определяющее влияние на состояние и действия как природы, так и людей. В действие вступали вслед за солнцем, с одной стороны, зависимые от него силы небесные (ночь, гроза, тучи, гром, молнии, зори) и земные (животные, птицы, растения). С другой стороны, — люди, которые не только так или иначе реагировали на символы солнца и природы, но и сами могли действовать, как это изображалось, подобно животным и птицам (в особенности часто «волкомъ», а также «лютым зверемъ», «горностаемъ», «орломъ», «соколомъ», «гоголемъ» и т. п.). Органически связанный с солнечными знамениями образ Всеслава, как человека-волка, восходящий к древним верованиям, поддерживал зооморфные изображения подвигов Ольговичей.
Описывая выступление Дмитрия Донского в поход, автор «Задонщины» говорит, что «солнце ему ясно на встоце (востоке) сияет и путь поведает». В «Слове о полку Игореве» выступление войск Игоря в поход сопровождается солнечным затмением («Тогда Игорь възре на светлое солнце и виде от него тьмою вся своя воя прикрыты»). Рассказывая о движении сил Мамая к Куликову полю, автор «Задонщины» приводит картину зловещих явлений природы: «А уже беды их (татар) пасоша (подстерегают) птицы крылати, под облакы летают, вороны часто грают, а галици (галки) свои речи говорять, орли хлекчют, а волцы (волки) грозно воют, а лисицы на кости брешут». В «Слове» эти же зловещие предзнаменования сопровождают движение русского войска.
В «Сказании о Мамаевом побоище» Мамай, враг Русской земли, изображается автором «Сказания» в резко отрицательных тонах. Если Дмитрий — это светлое начало, глава благого дела, деяниями которого руководит бог, то Мамай — олицетворение тьмы и зла — за ним стоит дьявол. Принцип абстрактного психологизма в данном случае проявляется очень ярко.
Описания русского воинства представляют собой яркие и образные картины. Возможно, автор «Сказания» испытал здесь влияние поэтики Галицко-Волынской летописи: «Доспехы же русскых сынов, аки вода в вся ветры колыбашеся. Шоломы злаченыя на главах их, аки заря утренняа в время ведра светящися, яловии (флажки) же шеломов (на шлемах) их, аки пламя огньное пышется».
В древнерусской литературе сама природа живет заботами людей, печалится и радуется вместе с ними, являясь символом жизни. Кроме этого, солнце было в течение нескольких столетий символом сначала княжеской, а потом и царской власти.
5 слайд В светской литературе XVIII-XIX в. солнце встречается как светлый образ наполненный романтизмом. Так, в оде М.Ломоносова «Солнце», читаем строки:
<«Когда бы смертным столь высоко
Возможно было долететь, на слайде
Чтоб к Солнцу бренно наше око
Могло, приблизившись, воззреть,»>
Т.образом, солнце у Ломоносова – божественное светило, подчиняющее себе все на Земле. Он восторгается им, но уже пытается и приблизиться к пониманию его сути и научными исследованиями (астрономические наблюдения и открытия ). Ломоносов первым догадался, что поверхность Солнца представляет собой кипящую огненную массу, что вблизи Солнца особые силы действуют на хвосты кометы, «отворачивая» их от Солнца. Поверхность Солнца – это бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят».
«Утреннее размышление о Божием величестве»
Уже прекрасное светило
Простерло блеск свой по земли
И Божии дела открыло.
Мой дух, с веселием внемли,
Чудяся ясным столь лучам,
Представь, каков Зиждитель Сам…
Сия ужасная громада
Как искра пред Тобой одна.
О, сколь пресветлая лампада
Тобою, Боже, возжжена
Для наших повседневных дел,
Что Ты творить нам повелел…
Творец, покрытому мне тьмою
Простри премудрости лучи,
И что угодно пред Тобою,
Всегда творити научи!
И, на Твою взирая тварь,
Хвалить Тебя, Бессмертный Царь!
6 слайд В стихотворениях Г.Р.Державина, А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, А.А. Фета образ солнца всегда радостный и восторженный. Так, у Державина читаем: «Но, солнце, мой вечерний луч! Уже за холмы синих туч Спускаешься ты в темны бездны»; у Пушкина: «Уж реже солнышко блистало», «Мороз и солнце; день чудесный!», «Блестя на солнце, снег лежит»; у Фета: «Еще вчера, на солнце млея», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и высок»; у Тютчева: «И солнце нити золотит», «Уж солнца раскаленный шар с главы своей земля скатила,», «Сияет солнце, воды блещут, на всем улыбка, жизнь во всем,», «Солнце светит золотое,». А отсутствие солнечного света приобретает в себе символическое значение на страницах повестей Н. В.Гоголя, романов Ф.М.Достоевского.
Рассмотрим, что же поменялось в восприятии образа Солнца в сознании человека XX века, как трактовали и использовали данный художественный образ в своих произведениях в конце XIX – начале XX в. представители разных направлений искусства в «этом мире очарований, в этом мире из серебра».
На грани XIX и XX веков состоялось обновление воззрений на мир. Казалось, что сам эмоциональный фон российской жизни на рубеже веков требовал перемен, переоценки ценностей, смены устоев творчества и средств художественной выразительности. На этом фоне рождались художественные направления, в которых смещался смысл привычных понятий и идеалов. Родились символистская и футуристическая поэзия, акмеизм, музыка, претендующая на философию, декоративная живопись, новый синтетический балет, декадентский театр, архитектурный стиль «модерн». Искусство «серебряного века» - это яркое воплощение чисто русского бунтарства и противление серой обыденной жизни, это величие души человека-творца. Мощное новое уверенно уничтожало традиции, еще совсем недавно казавшиеся незыблемыми и плодотворными.
2 ученик 7 слайд
«Солнце наивного реализма закатилось»,- вынес свой приговор А.Блок. Н.А. Бердяев писал: «…многие чувствовали, что Россия летит в бездну, что старая Россия кончается и должна возникнуть новая Россия, еще не известная». (на слайде) <«А.Белый в своих воспоминаниях характеризует напряженность своего кружка поэтов- символистов как ожидание зорь и как видение зорь. Ждали восхода солнца Грядущего дня. Это было ожидание не только совершенно новой коллективной символической культуры, но также ожидание грядущей революции» (из кн. Н.А.Бердяева «Русская идея»).>
Кого-то новый век захватывал ожиданием нового, кто-то предрекал конец цивилизации и полное разрушение. Предсказания «гибели России», «края истории», «конца культуры» звучали как тревожный набат. И Солнце как воплощение внеземного, недосягаемого постепенно меняет свой облик и статус в творениях поэтов, художников, композиторов «серебряного» века.
1 ученик 8 слайд «Портрет Бальмонта»
Константин Дмитриевич Бальмонт, поэт-символист первой волны, царил на российском Парнасе последнее десятилетие XIX века. Тема света, огня, солнца стала как бы сквозной в его поэзии, отсюда и названия книг “Солнечная пряжа”, “Сонеты солнца, меда и луны”, “Северное сияние”.
Солнечные стихи Бальмонта великолепно демонстрируют его виртуозную игру поэтическими ритмами.
<Я тебя воспеваю, о яркое, жаркое Солнце,
Но хоть знаю, что я и красиво, и нежно пою, На слайде!
И хоть струны поэта звончей золотого червонца,
Я не в силах исчерпать всю властность, всю чару твою.>
Удивительно, гордый поэт признается в своем бессилии перед солнцем, выражает стремление служить ему. Солнце - источник жизни. Огненное начало, по Бальмонту, - сама сущность жизни. С солнцем связывает Бальмонт осуществление своей мечты, именно оно соединяет человека со Вселенной, где царят вечные Добро и Красота. “Когда над русской поэзией восходило солнце поэзии Бальмонта, в ярких лучах этого восхода затерялись едва ли не все другие светила, ” – писал В. Брюсов. Сам Бальмонт называл свои стихи “солнечной пряжей”.
Хрестоматийным в символистской поэзии стало стихотворение-гимн «Будем как солнце». Солнцу – идеалу космической красоты, его стихийной силе и животворящей мощи посвятил Бальмонт немало возвышенных строк. Современная душа, по Бальмонту,- это горение, пожар чувств. Пожалуй, в русской лирике нет мастера, которого можно было бы поставить в один ряд с Бальмонтом по страстности мироощущения:
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
В своих стихах поэт проявлял себя не только музыкантом (стихия музыкальности захлестнула его творчество), но и живописцем, выстраивая сложный ряд звуковых и зрительных ассоциаций.
2 ученик
А художники-символисты? Стремились ли они в эпоху перемен уловить зов вечной музыки и показать музыкальность красок? Конечно.
9 и 10 слайды «Картины художника М.Чюрлениса.
«Музыкальной живописью» называл М.Горький полотна художника М.Чюрлениса, чье творчество неразрывно связано с русской культурой начала XX века. Художник мечтал создать новый вид искусства – «зримую музыку», где органично сливались бы музыкальные формы и изобразительный аналог. Удивительно «звучат» его полотна - сонаты: «Весенняя», «Летняя», «Соната моря».
Его композиция «Соната солнца» - это настоящий гимн могущественному светилу. На картине «Баллада о черном солнце» над миром восходит черное солнце, черные лучи пересекают небо, гасят его краски, в небесах реет зловещая птица, вестник беды и несчастья. Двойственное впечатление складывается, глядя на его полотно и текст баллады: мы чувствуем и восхищение, и надежду, и в то же время трагическую безысходность, ощущение надвигающейся катастрофы в новом веке, и стремление сохранить вечное и незыблемое.
Чюрленис открылся нам не только художник, но и как композитор, и поэт. Нам удалось найти его поэтическое произведение, посвященное вечному Солнцу. Вот его содержание, а внизу подпись самого автора. ( на экране).
1 ученик
Новаторство во всех областях искусства, обновление его – таковы лозунги молодых российских бунтарей от искусства. В искусстве авангарда новизна и смелость становятся мерилом творческой одаренности, эталоном современности. То была вера, пусть наивная, в наступление новой эры в истории народов - эры больших индустриальных городов, аэропланов и чудо-техники, меняющей отношения людей друг с другом и , главное, с природой.
11 слайд «Иллюстрации оперы «Победа над солнцем».
Особый резонанс вызвала новая опера «Победа над солнцем». Художник Казимир Малевич сам делал огромные декорации, поэт Крученых выступал как актер, композитор Матюшин был организатором спектакля. В чем же заключалась основная идея оперы? Об этом лучше всего сказал сам композитор: «…опера имеет глубокое внутреннее содержание, издеваясь над старым романтизмом и многопустословием, вся «Победа над солнцем» есть победа над старым привычным понятием о солнце как красоте». Иначе говоря, «Победа над солнцем»- это эмблема нового индустриального века. Побежденное солнце – это и символ, и элемент действия одновременно. В начале действия разрывался занавес, на котором был изображен черный квадрат. Сами декорации - это образ будущего урбанистического мира, мира без солнца. Вся обстановка сцены демонстрировала освобождение от земного тяготения и торжество технических идей,здесь были части самолета, небоскребы с раздвигающимися стенами, повернутые внутрь окна:
Мы вырвали Солнце со свежими корнями.
Они пропахли арифметикой ,жирные,
Вот оно , смотрите!
Опера вызвала неоднозначные оценки, выдержав всего два показа. Но выстрел в прошлое, музыкальный бунт состоялся. Состоялся синтетический, объединивший разные искусства спекталь. Реконструирована опера была в 80-е годы на сцене Берлинской Академии искусств, а в 1989 г. спектакль возобновили в России в Петербурге во Дворце молодежи. Музыку Матюшина дополнили сочинениями современников.
2 ученик
Панибратское отношение к Солнцу – не новость в среде футуристов. Борьба с солнцем, отрицание его силы для футуристов (или «будетлян», как они себя сами называли) становится существенным мотивом творчества. Эти настроения прекрасно выразил Маяковский В. в своем известном стихотворении «Необычайное приключение…»:
12 слайд «ПОРТРЕТ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО»
Чтение стихотворения МАЯКОВСКОГО (отрывок наизусть)
Жара, пекло, тяжелая работа, затем взрыв и вызов Солнцу, в разговоре по душам выясняется, что поэту тяжело все время писать плакаты для РОСТа,а Солнцу тяжело нести свет людям. Работа непростая, но людям тяжело жить без света. Когда Солнце уходит за горизонт, светит поэзия. Таким образом, герой и Солнце сходны в том, что оба противостоят тьме. Но ты взялся за ношу и обязан нести ее, по мнению Маяковского. Отсюда бескомпромиссный лозунг, завершающий стихотворение
1 ученик
Постепенно ликующее мироощущение поэтов было потеснено наплывом ощущения предстоящей катастрофы, в которую погружалась Россия, ощущение дисгармонии окружающего мира и его трагичности. Окружающий мир природы и вещей начинают нести отпечаток внутреннего состояния лирического героя поэзии Серебряного века. Возникает образ жестокого, смертельно раненного, разбитого времени.
13слайд«Стихотворные строки Блока, Мережковского, Мандельштама».
<Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови! А.Блок
Мы - над бездною ступени.
Дети мрака солнца ждём. Д.С.Мережковский "Дети мрака">
< Мы в легионы боевые
Связали ласточек – и вот
Не видно солнца: вся стихия
Щебечет, движется, живет;
Сквозь сети – сумерки густые-
Не видно солнца и земля плывет.> Осип Мандельштам 1918 г.
14 слайд «ПОРТРЕТ О.МАНДЕЛЬШТАМА».
Интересно, что в стихотворениях Мандельштама совсем не присутствует Солнце желтого цвета. Либо оно отсутствует, либо оно темное. Устойчивый образ темного Солнца находим в стихотворениях поэта довольно часто: «черное солнце, ночное солнце, вчерашнее солнце». Образ черного, ночного солнца - нередкий гость в мировой литературе, особенно религиозной. Затмение солнца - черное солнце - предвестие гибели.
<«Страсти дикой и бессонной
Солнце черное уймем».
«Солнце черное взошло».
…………………….. На слайде!
«Я проснулся в колыбели,
Черным солнцем осиян».
«Человек умирает, песок остывает согретый,
И вчерашнее солнце на черных носилках несут».
«А ночного солнца не заметишь ты»
Читаем в стихотворении 1920 г.:
«В Петербурге мы сойдемся снова,
Словно солнце похороним в нем»
Из воспоминаний О.Мандельштама своей жене в 1930 г.:
«..Запутали меня, как в тюрьме держат, свету нету. Все хочу ложь смахнуть- и не могу, все хочу грязь отмыть – и нельзя. Стоит ли тебе говорить, какой бред, какой дикий тусклый сон все, все, все…». Век-зверь обернулся для поэта веком-волкодавом.
В стихотворении 1937 г. читаем: «И неба круг мне был недугом». Трагическая судьба поэта находит отражение в мироощущении лирического героя поэзии О.Мандельштама, и отсутствие солнечной символики свидетельствует о тяжелой душевной драме поэта.
1 ученик
15 слайд «ПОРТРЕТ А.Ахматовой»
Существование Ахматовой полностью вписано в окружающий мир. Она ощущает, что нечто бессловесное, подземное стремиться через нее обрести голос («Многое еще, наверно, хочет/ Быть воспетым голосом моим…»). Именно поэтому в лирике Ахматовой практически нет пейзажей. Природа для поэтессы - способ характеристики не только людей, их качеств, чувств и переживаний, но и средство передачи через слово характеристик предметов. Так как для Ахматовой характерно больше вечернее и ночное восприятие города, то образ "луны" представлен в большей степени, чем "солнце".
Но мы постарались найти и проанализировать некоторые строки.
«Молюсь оконному лучу -
Он бледен, тонок, прям. На слайде
Сегодня я с утра молчу,
А сердце – пополам». 1910 г.
Мудрость ахматовской миниатюры, чем-то отдаленно похожей на японское хокку, заключается в том, что она говорит о целительной для души силе природы. Солнечный луч, "такой невинный и простой", с равной лаской освещающий и зелень рукомойника, и человеческую душу, поистине является смысловым центром этого удивительного стихотворения.
Образ солнца в поэзии Ахматовой представлен следующими вариантами: "солнце", "лик солнца", "луч солнца" или "солнечный луч". В ранних стихотворениях часто применяется Ахматовой цветовая характеристика Солнца: «малиновое, бледное, тусклое, морозное».
В стихотворениях 1916 -1922 г. Солнце каменеет, скрывается в туманном свете или предстает в виде кровавой зари:
«Сводом каменным кажется небо,
Уязвленное желтым огнем» 1916 г. На слайде
«Казалось, небо сожжено
Червонно-дымною зарею» 1916 г.
«Еще на западе земное солнце светит
И кровли городов в его лучах блестят.
А здесь уж белая дома крестами метит
И кличет воронов, и вороны летят» Зима 1919 г.
«Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых
И запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник..» сентябрь 1922 г.
Несмотря на трагические события, происходящие вокруг, лирическая героиня Ахматовой не жалуется, а спокойно и мужественно принимает возложенную на нее миссию. Божественный поэтический дар позволяет видеть мир с высоты: и последний луч солнца, и облака в крови, «….И свод светло-зеленый, Размытый, мутный, в солнечной пыли». В поздних философских стихотворениях Ахматовой Солнца практически нет. В 1945 г. она напишет:
«И заря притворилась тьмой» 1945 г.
1 ученик
16 слайд « ПОРТРЕТ М.Цветаевой».
Марина Цветаева, поэт предельной правды чувства, со всей своей не просто сложившейся судьбой, со всей своей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию первой половины 20 века. По результатам нашего поиска и по нашим личным впечатлениям, Марина Цветаева предстала нам как один из самых «солнечных» поэтов.
Солнце у нее – «светоносное, божественное, солнце в груди, солнце –одно» Солнце будто «пронзает» строки Цветаевой, которая буквально поклоняется Божественному всемогущему светилу:
«Шли от него лучи,-
Жаркие струны по снегу.
Три восковых свечи-
Солнцу-то! Светоносному!» 1916 г.
«Ударило в виноградник-
Такое сквозь мглу седу -
Что каждый кустик, как всадник,
Копьем пригвожден к седлу.
Из туч с золотым обрезом-
Такое – на краснозем,
Что весь световым железом
Пронизан – пробит – пронзен.
Пред солнца Масонским оком
Куст служит; боготворит…» сентябрь 1935 г.
Или вот еще строки:
“Солнце – одно, а шагает по всем городам.
Солнце-мое. Я его никому не отдам. На слайде.
Ни на час, ни на луч, ни на взгляд.-
Никому. – Никогда.
Пусть себе руки , и губы, и сердце сожгу!..» 1919 г.
У этого стихотворения нет названия, поэтесса не хочет сузить рамки восприятия. Определяется ключевой образ солнца. Что даёт он для понимания авторского замысла? Солнце – любовь как основа жизни на земле, без чего жизни не бывает, т. е. любовь у Цветаевой – насущно необходимое чувство. Есть у поэта и образ вечернего солнца. Это не тревога, не закат, не одиночество. Это жар творчества, поиск истины, стремление к совершенству:
Чтение наизусть стихотворения М. Цветаевой «Солнце вечера-добрее»
Солнце Вечера – добрее
Солнца в полдень.
Изуверствует - не греет -
Солнце в полдень.
Отрешеннее и кротче
Солнце - к ночи.
Умудреннее – не хочет
Бить нам в очи.
Простотой своей тревожа-
Королевской.
Солнца Вечера дороже
Песнопевцу!
Низвергаемый с престолу,
Вспомни – Феба!
Низвергаемый – не долу
Смотрит – в небо!
О, не медли на соседней
Колокольне!
Быть хочу твоей последней
Колокольней!
17 слайд Подведем итоги нашей проектной работы:
2 ученик
В древней мифологии образ Солнца, огня связан в первую очередь с теплом, домашним очагом, является символом жизни, тепла. В различных религиях и философских школах, как правило, огонь имел очищающее значение и воспринимался как стихия возрождения, очищения, диалектического устройства мира. На протяжении всего периода развития литературы в прозаических и поэтических произведениях присутствует образ Солнца.
1 ученик
Поэзия начала XX века изумляет и удивляет своим многоцветьем, многоголосьем. «Будем как солнце!» — восклицает в 1902 году К. Бальмонт, один из лидеров русского символизма. В центр мира он ставит Солнце — источник света и совести, источник жизни.
Мы видим, что творчество поэтов серебряного века резко отличается от воспевания солнца в древней славянской культуре. На творчество поэтов серебряного века накладывает отпечаток эпоха, в которой они живут и творят. Это время революционного настроя, стремления к изменению не только жизненного уклада, но и искусства, которое шагало бы в ногу со временем.
Мы постарались увидеть, каким представляли солнце поэты, художники в эти испепеляющие годы. В русское искусство вновь входит образ Вселенной- необъятной, зовущей. Для одних - это воплощение восторга и трепета перед вечной красотой сотворенного Богом, для других - отражение религиозных чувств или полное отрицание. Но главное, что на вдохновенных страницах вновь и вновь возникает извечное желание художников всех времен и народов: открыть космос Души, осветить его, тронуть струны, звучащие во внутреннем человеческом оркестре, отразить невидимые миру слезы и страдания. Эти желания творцов вечны, как вечно всемогущее Солнце.
Чья проталина?
Три загадки Солнца
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Н. Гумилёв. Жираф
Снежная сказка