Реферат - мини-исследование на тему "Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках" заслуживает внимания, так как материалов на такую тему нет.
Вложение | Размер |
---|---|
Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках | 1021.67 КБ |
Муниципальное общеобразовательное
бюджетное учреждение «Гимназия №3»
Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках
Работу выполнил Надымов Илья,
учащийся 7 «а» класса
Руководитель Козлов В.В.,
учитель русского языка и литературы
Кудымкар, 2013 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………стр.3
Глава 1. Ёма или Баба-Яга……………………………………………...стр.4
Глава 2. Вöрись, вöрся (или лешак, леший) …………………………..стр.7
Глава 3. Вакуль, ваись, вася (или водяной)…………………………..стр.10
Заключение………………………………………………………………стр.12
Библиография……………………………………………………………стр.13
Приложения
Введение
Фольклор – интересная тема для рефератов. Сказка с ее волшебно-фантастическим сюжетом, необычными героями, предметами увлекает детское воображение и рождает потребность читать. У каждого народа свои сказки. У коми-пермяцкого народа тоже есть свои сказки, они имеют что-то общее со сказками других народов, но есть и свои особенности. Нас заинтересовали образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках.
Тема работы «Образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках».
Объект исследования – коми-пермяцкий фольклор.
Предмет – коми-пермяцкие сказки.
Цель работы: исследовать образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках.
Цель достигалась через решение следующих задач:
В ходе работы использовались исследовательские методы: изучение научной и публицистической литературы по теме, изучение фольклорных произведений, анализ, сравнение, обобщение.
Фольклор любого народа включает в себя произведения разного жанра и с разными персонажами. В коми-пермяцком фольклоре, как и в других, есть и положительные, и отрицательные персонажи.
Нечистая сила в коми-пермяцком фольклоре – «вася» или «ваись» или «вакуль» (водяной), «вöрся» или «вöрись» (леший), чуды, а также и домашние духи (домовой «олiсь», банник «пывсян», «пывсянко» и другие) - может вредить человеку. Особенно опасны они для младенцев: например, человеческого ребёнка они могут подменить собственным уродцем, покрытым волосами или похожим на какую-то нечистую силу. Если ударить такого подмёныша, то будто бы он превратится в осиновую чурку. Поэтому в колыбель клали обереги: ножницы, иголку (без ушка), а также хлеб и соль. Или ещё: нечистая сила (шувгей) может принять облик вихря и унести оставленного ребёнка и даже взрослого. Рассказывают, как однажды женщина отправилась за водой и пропала; муж принялся звать её, но лишь откуда-то издалека доносился её слабый голос. Тогда знахарь велел топором перерубить след, оставленный пропавшей. Вихрь отпустил похищенную, и её нашли - очень далеко от села. Топор - лучший оберег от нечистой силы: если перекрестить вихрь или крест-накрест перерубить след пропавшего человека, шувгей отпустит его.
Коми пермяцкий фольклор особенен тем, что в нём имеются свои персонажи, например, чуды.
Перед началом работы мы выдвинули гипотезу о том, что образы нечистой силы в коми-пермяцких сказках имеют свои особенности.
Наиболее распространёнными в фольклоре являются образы Бабы-Яги, Водяного и Лешего.
Глава 1. Ёма или Баба-Яга
Баба-Яга (Яга, Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мёртвых. В сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются лёгкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но всё-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мёртвых и миром живых. Не зря же её избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной.
Она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мёртвых. Отсюда её почти безграничные возможности.
Служат ей лягушки, чёрные коты, вороны и змеи: все существа, в которых уживается и угроза, и мудрость.
Даже когда Баба-Яга предстаёт в самом неприглядном виде и отличается лютостью натуры, она знает будущее, обладает несметными сокровищами, тайными знаниями.
В коми-пермяцких сказках Баба-Яга или Ёма злая, хитрая, ворует у людей вещи, заманивает к себе детей, она способна жарить людей в печи, умерщвлять.
В сказке «Ёма и Чача» она страшная: «Лицо у неё чёрное, волосы зелёные». (см. Приложение 1 ). И голос у неё противный: «…- Зачем пришла? – проскрипела она и лязгнула зубами». Ей служат осина, дверь, веник-голик, ольховая ветка, чёрный ворон, чёрный кот. Вместо кур у неё коршуны, вместо овец – волки, вместо коров – медведи. И все эти слуги и «домашний скот» вредят человеку, а Ёма три раза отправляет девочку Чачу на верную гибель, а в конце сказки пытается убить.[8;44–54].
В сказке «Верешок» Ягиня, сестра Бабы-Яги, крадёт мальчика для своих дочек ,чтобы сделать из него слугу [8; 32 – 40]
В сказке «Сестричка и братец» Баба-Яга слепая, живёт на вершине огромной сосны, мелет горох на меленке, а чёрный кот Воркот ей служит. Дети, поднявшиеся к ней в поисках стручков длинного гороха, увидя её, поняли: «Сама Яга гам не даст ничего, очень уж у нё вид злой и жадный». Поэтому дети должны обманывать злую Ягу, чтобы не остаться голодными [8; 7-13]. Она может подменить детей, выкрасть их для себя., как в сказке «Жена солдата и её золотые дети» [7; 167-172].
Вывод по 1 главе: как и во многих сказках мира, Баба-Яга в коми-пермяцких сказках – это злое существо, стремящееся вредить человеку. Выглядит она по-страшному. Но в коми-пермяцких сказках, например, жилище её может быть в самых разных местах, а среди слуг её есть как животные, так и растения и предметы.
Глава 2. Вöрись, вöрся (или лешак, леший)
В лесу леший – полноправный и неограниченный хозяин: все звери и птицы находятся в его ведении и повинуются ему безответно.
Леший может стать пнём и кочкой, превратиться в зверя и птицу, он оборачивается медведем и тетеревом, зайцем, да кем угодно, даже растением, ведь он не только дух леса, но и его сущность: он мхом оброс, сопит, будто лес шумит, он не только елью показывается, но и стелется мохом-травою. Леший отличается от прочих духов особыми свойствами, присущими ему одному: если он идет лесом, то ростом равняется с самыми высокими деревьями. Но в то же время, выходя для прогулок, забав и шуток на лесные опушки, он ходит там малой былинкой, ниже травы, свободно укрываясь под любым ягодным листочком. Но на луга, собственно, он выходит редко, строго соблюдая права соседа, называемого полевиком, или полевым. Не заходит леший и в деревни, чтобы не ссориться с домовыми. Настоящий леший голосист: умеет петь без слов и подбодряет себя хлопаньем в ладоши. Поет он иногда во все горло (с такой же силой, как шумит лес в бурю) почти с вечера до полуночи; он не любит пения петуха и с первым его выкриком немедленно замолкает.
Носится леший по своим лесам как угорелый, с чрезвычайной быстротой и всегда без шапки.
Лешие умеют хохотать, аукаться, свистать и плакать по-людски, и если они делаются бессловесными, то только при встрече с настоящими, живыми людьми [6; 222-223].
Лешие не столько вредят людям, сколько проказят и шутят, и в этом случае вполне уподобляются своим родичам - домовым. Проказят они грубо, как это и привычно неуклюжим лесным жителям, и шутят зло, потому что все-таки они не свой брат крещеный человек. Самые обычные приёмы проказ и шуток леших заключаются в том, что они «обводят» человека: всякого углубившегося в чащу с целью собирать грибы или ягоды они либо «заведут» в такое место, из которого никак не выбраться, либо напустят в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку, и заблудившийся человек долго будет кружить по лесу на одном и том же месте.
Однако во всех таких приключениях леший всё-таки не ведёт людей на прямую погибель, как делает это настоящий дьявол. Притом от проказ лешего можно легко отчураться, конечно, прежде всего молитвой и крестным знамением, а затем при помощи известных приёмов, которым учат с малолетства, по заповедям отцов и прадедов. Так, заблудившемуся рекомендуется присесть на первой же колоде, снять с себя и выворотить наизнанку одежду и затем в таком виде надеть на себя. Обязательно при этом также левый лапоть надеть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку.
Если же в беду попали двое или трое, то им следует всем переменяться одеждой, предварительно выворотив её наизнанку (в этом случае рекомендуется подражать обычаю того же лешего, у которого всё навыворот и наизнанку). Можно точно так же вызволиться из беды, проговоривши любимую поговорку лешего, которую удачливые люди успели подслушать у него издали: «Шёл, нашёл, потерял» . Или закричать: «Овечья морда, овечья шерсть», - и сразу леший исчезнет с криком: «А, догадался!»
Бывают, впрочем, случаи, когда все способы борьбы с лешими оказываются бессильными. Это случается раз в год, в тот заповедный день, когда лешие бесятся (4/17 октября), на Ерофея-мученика. В этот день знающие крестьяне в лес не ходят.
Накануне Иванова дня (24 июня / 7 июля) лешего легко можно было увидеть в лесу и даже заключить с ним договор. Это старались сделать особенно пастухи, чтобы звери лесные не губили стадо. Праздником для леших считается Ильин день (20 июля / 2 августа), когда открываются волчьи норы, всякое зверье бродит на свободе. На Агафона-огуменника (22 августа/4 сентября) лешие выходят из лесу и носятся по деревням, норовя раскидать снопы, поэтому хозяева в этот день и ночь стерегут свои гумна в тулупах, надетых навыворот, обмотав головы полотенцами и держа в руках кочергу.
14 / 27 сентября, на Воздвиженье, лешим тоже свобода в лесу: крестьяне не ходят туда, опасаясь попасть на сборище змей и лесовиков, которые прощаются со всем зверьем до будущей весны. Ну а после Воздвиженья указано лешим на Ерофея-мученика (4/17 октября) пропадать или замирать. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, зря гоняют зверей и наконец проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней вновь, когда она отойдет, оттает весной, и начать снова свои проказы все в одном и том же роде.
Часто в сказках леший заставляет на себя работать людей, например, в сказке «Старик и Леший» [2;31]. Леший жадный, он хозяин леса и не дает людям ни дичи, ни ягод, ни грибов [3; 31-32]. В сказках леший мало чем отличается от того образа, который в коми-пермяцких преданиях о Пере-богатыре. Изображения лешего особые: он огромен, страшен, с большими лапами-руками, с большими ногами, то есть его образ гиперболизируется (см. Приложение 2).
Вывод по 2 главе: леший в сказках коми-пермяков не всегда злой, он по отношению к людям может быть и добрым. Он против людей только тогда, если кто-то нарушит его покой или без спросу в лесу что-либо возьмет, то есть покажет неуважение к лешему. Кроме того. Леший уважает сильного человека и часто с ним борется с каким-то условием, например: победивший может с ним наравне пользоваться лесом и его богатствами.
Глава 3. Вакуль, ваись, вася (или водяной).
Вакуль, Куль вася, или чукыля («кривой») - злой водяной дух, чьё имя - Куль - напоминает об имени противника бога Ена. Он также живёт со своей семьёй в водоёмах. Вакуль топит одиноких путников, идущих через мост, опасен для рыбаков. Считалось, что утонувшие дети становятся детьми вакуля. Вакуль продолжает козни против небесного бога. Например, один охотник отправился к реке пострелять уток. В это время разразилась гроза. Видит охотник, как из тучи молнии бьют в вакуля, который вышел из воды и показывает небу зад. Водяной успевал каждый раз спрятаться от молнии в воду, но тут подоспел охотник и так ударил его ружьем, что тот не успел опомниться, как молния его настигла. Бог спалил водяного, а ружье охотника после этого стало необычайно метким, так что он приносил много дичи.
Водяной, как и леший, может появляться в облике вихря. Вася враждует с лешим-вöрсой - особенно опасным для людей считается полдень, когда нечистая сила выходит из своих обителей, чтобы бороться друг с другом.
Вакуль, как многие водяные духи, любит расчёсывать свои длинные зелёные волосы, в которых запутался ил. (см. Приложение 3).Он может напасть на человека на водяных мельницах, распугать рыбу. У вакуля большие богатства и стада в подводном мире, но он требует от человека новых и новых приношений. Когда люди переплывали водоём, положено было бросать хлеб в воду. Яйца, деньги, кусочки ткани - это жертвовали васе, когда собирались ловить рыбу. Первую пойманную рыбу принято было отпускать в воду; иногда из неё готовили обрядовую трапезу, приглашая и водяных духов. Когда скот водяного выходит пастись на берега водоёмов, его коров сразу можно отличить – они не оставляют следов. Если накинуть крест-тельник на такую корову, она не успеет скрыться в воде и останется у земного хозяина, принося большие удои.
Как и все природные духи, водяной может помочь человеку в обмен за оказанную услугу. Однажды вакуль мешал рыбаку рыбачить, и тот ударил его острогой. Тогда из воды вышел водяной и потребовал, чтобы рыбак пошел за ним, закрыв глаза. Пришёл рыбак в подводный дом, а там сидит вакуль с острогой в теле. Рыбак вынул острогу, и водяные дали ему за это денег и проводили на берег. Рассказывают, что водяной дерётся с лешим, которого не любит из-за того, что в водоёмы попадают брёвна и коряги [6; 224].
Вакуль может обитать в воде в виде огромной щуки, которая поворачивается головой по течению – такую щуку нельзя бить острогой, потому что водяной может направить острогу против самого рыбака. Однажды рыбак увидел лежащую на берегу огромную щуку и ударил ее по голове. Щука бросилась в воду, а оттуда появился вася-вакуль и велел рыбаку идти с ним под воду - лечить покалеченного сына. Под водой в доме водяного лежал его сын, лишившийся глаза: человек не смог вылечить мальчика, и тот вырвал у неудачника глаз, чтобы вставить его своему сыну. Утопленники считались жертвами водяному [6; 225].
В сказке «Ваней из Сяпара» водяной заставляет служить ему человека, за такую работу при условии сохранности всех коней водяной готов заплатить деньги и даже отдать ему в жены одну из многих дочерей. Водяной крадет себе девушку от людей. И главный герой Ваней узнаёт по глазам человечьим эту девушку среди дочерей вакуля. Водяной исполняет свои обязательства. Но выйдя из подводного мира, люди обнаруживают, что с ними нет ни коней, ни богатств, то есть водяной оказался для людей обманщиком. [2;84-89].
Вывод по 3 главе: таким образом, водяной или вакуль в коми-пермяцких сказках – это злое существо, вредящее людям. Он противник богу Ену и человеку. Он затаскивает людей к себе под воду. Кроме того, водяной – это многодетный отец, что говорит о том, что, по идее, вакуль не один, а в каждом водоеме должен быть свой вакуль.
Заключение
Коми-пермяцкий фольклор в отличие от других национальных фольклоров имеет свои особенности. Это и особые герои, особые условия обитания сказочных героев, особые предметы и события.
Мы разобрали только те сказки, в которых фигурируют самые распространенные образы нечистой силы – Баба-Яга, Леший, Водяной. Конечно же, у них есть свои названия в коми-пермяцком языке.
Мы пришли к выводу о том, что данные герои сказок имеют свои особенности в отличие от подобных героев сказок, например, в русском фольклоре. Есть и много общего.
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась.
Цель достигнута и задачи выполнены.
Данная работа может быть интересна всем учащимся, интересующимся коми-пермяцким фольклором, а также и учителям при проведении уроков по литературному краеведению.
Библиография
Приложение 1
Иллюстрация к сказке «Сестричка и братец», худ. В.Аверкиев.
Иллюстрация к сказке «Ёма и Чача», худ. В.Аверкиев.
Приложение 2
Пера-богатырь и Леший. Худ.Н.Новикова
Пера-богатырь и Леший. Худ.Н.Новикова
Приложение 3
Пера и Водяной. Худ.Н.Новикова
Водяной. Худ.Н.Новикова
Городецкая роспись
Афонькин С. Ю. Приключения в капле воды
Мороз Иванович
По морям вокруг Земли
Вода может клеить?