Данная работа относится к разделу "краеведение " и повествует о судьбе ветерана Великой Отечественной войны Подручного Романа Ивановича.
Вложение | Размер |
---|---|
kakie_lyudi_byli.doc | 98.5 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Калининская СОШ»
Школьная научно-практическая конференция «РОСТОК»
Номинация «Краеведение»
Подготовила:
Козлова Алиса,
учащаяся 6 класса
МАОУ «Калининская СОШ».
Руководитель:
учитель русского языка и литературы
Грачева Ирина Михайловна.
с.Калинино
2013 г.
Оглавление
Введение
Заключение
Приложение.………………………………………………………………………..18
Введение
И скажут, честь, воздав сполна,
Дивясь ушедшей были:
Какие были времена!
Какие люди были!
(А.Т.Твардовский).
Минуло 67 лет с того дня, когда закончилась Великая Отечественная война. Драматической страницей вошла она в историю нашей страны и нашего села в частности. Но что мы, сегодняшнее молодое поколение, знаем о тех военных годах? А знаем мы только лишь то, что написано в учебниках по истории: сухие факты и только. А ведь в нашем селе жили люди, которые не понаслышке знали о войне, которые защищали наш край, нашу страну от врагов в годы Великой Отечественной войны.
Гипотеза данной работы «Какие были люди!»: только народ, который знает и помнит свою историю, традиции, героев достоин свободы и независимости.
Мы поставили перед собой цель: рассказать о судьбе Подручного Романа Ивановича, участнике ВОВ {см.Пр.1}.
В соответствии с этим были определены следующие задачи:
* на основе анализа воспоминаний, а именно, дневниковых записей Подручного Романа Ивановича, составить историю его жизни;
* выяснить военный путь Подручного Романа Ивановича через беседу с его дочерью, Волковой Любовью Романовной;
* на примере жизни ветерана войны, усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Актуальность: ежегодно наша страна чествует ветеранов ВОВ. Но о них говорят в совокупности, как о великой армии. А ведь эта сила и мощь складывалась из отдельных личностей. И пока хоть один потомок ветерана ВОВ будет жить, история к его деду, прадеду, будет интересна последующим поколениям. Ведь вся сила народа в его прошлом.
Объектом исследования в данной работе является биография ветерана ВОВ, Подручного Романа Ивановича.
Предмет исследования – воспоминания Волковой Л. Р. о своем отце, ветеране ВОВ, Подручном Романе Ивановиче.
Методы исследования: анализ семейных фото и документальных источников, систематизация и обобщение рассказа о ветеране войны.
Этапы работы:
1.История становления семьи Подручного Романа Ивановича
Все меньше и меньше остается тех, кто был участником великих и страшных событий нашей страны Нам, молодому поколению, небезразлично то, что оставило след в памяти тех, кто защищал честь и независимость Родины.
Уже много лет наше литературное объединение занимается исследованиями по изучению биографий ветеранов войны нашего села. Мы выступаем с работами на научных конференциях школы, принимаем заочное участие в районных и областных конкурсах.
Вот и в этот раз мы встретились с дочерью ветерана Великой Отечественной войны, Волковой Л.Р.{см.Пр.6}. Она поделилась своими воспоминаниями о нелегкой судьбе своего отца, предложила для изучения и анализа фотографии, дневниковые записи отца, Подручного Романа Ивановича, которые он вел при жизни, а теперь она их бережно хранит.
Мы попросили Любовь Романовну рассказать о нелегкой судьбе ее отца и вот, что узнали. Данный рассказ с включениями дневниковых записей ветерана, его воспоминаниями мы предлагаем вашему вниманию.
По свидетельству моего отца, Подручного Романа Ивановича, он родился 25 декабря 1924 года, в Винницкой области, Крыжопольского района, села Соколовка. Родители его: Мельниковы Захар Иванович и Харитина Осиповна {см.Пр.2}, до революции (1917г.) работали у помещика в наемных работниках. Затем его отец служил в царской армии, был награждён крестом и медалью за бои в Закарпатии.
После революции мой дед работал лесником, потом на сахарном заводе. бабушка нигде не работала, детей в семье было четверо: мал - меньшего.
В те далекие времена шла вербовка на Амур, и в 1928 году родители моего отца отправились «на вольную степь, на длинные рубли и белую булку. Пойдёшь по воду на Амур, черпанёшь ведром воды, и уху вари: там полведра рыбы!» - так их агитировали вербовщики. Семья моего отца – это мой дед, Мельников Иван Захарович, бабушка - Мельникова Харитина Осиповна,
их дети: старшие: сын Фёдор – 7 лет и дочь Надя – 6 лет, мой отец, Роман – 4 лет и его младшая сестра Паша - 2 года.
Отец рассказывал: «В одном эшелоне приехало с Соколовки семей 20. В вагоне нас было набито как селёдки. Нары в два этажа и народу битком. Эшелон наш шёл не спеша, и за месяц мы доехали до станции Завитая. Место назначения у нас – Михайловский район, посёлок Хлебный. Это между селами Калинино и Винниково, 12 км до одного села и 10 – до другого.
В пути следования не обошла беда: на одной из остановок все: и малые, и старые вышли из вагона, а мы, малышня, начали бегать то в вагон, то с вагона. Я оборвался с подножки и сломал левую руку.
Меня отнесли в станционную больницу, наложили шинки, забинтовали, и так на каждой большой станции меня ежедневно носили на перевязку. Перелом был открытый.
Приехали мы на станцию Завитая, а там был большой базар, и все переселенцы, кто имел деньги, покупали лошадей, коров, телеги, сохи, бороны, овец, даже собак покупали. Покупали все, у кого были деньги. В общем, со станции Завитая и до посёлка Хлебный ехали своим ходом, или, вернее, на своём транспорте».
Хлебное - место было уже обжитое, семей тридцать киевских и полтавских переселенцев к тому времени там обустроилось.
Как рассказывал мой отец: « В первую очередь построили времянки, буды – так назывались первые убежища. Копалась яма 4 на 4 метра полметра глубиной, ставили три столба: в начале землянки, посередине и в конце, на столбы клали балку, на балку и край ямы накладывались жерди, их закрывали травой, в яму настилали сена – и жилище готово!
1928 год был годом стихии: на Амуре было наводнение. Разливалась и речка Райчиха, все низкие места заливались водой, а где влага, там и гнус, комары да мошка тучами летали. Прежде чем ложиться спать, обязательно делали дымокур, а дым глаза выедал. Так пока все не уснут, мама и наплачется, и детей всех успокоит, и отцу достанется, что отвёз семью на Амур».
К зиме построили хату. Закопали столбы, загородили частоколом, трижды обмазали потолще глиняными скрутками, - это сухая трава, пырей, обильно пропитанная глиной. Дом получился отличный, два окна, восточное и южное. С правой стороны хаты стояла печка русская, это убежище и спасение зимой от мороза, а летом – от матери, моей бабушки, Харитины Осиповны. Как только что дети «накуролесят» в избе - шмыг на печь, и только слышно посапывание носами.
Отец вспоминал: «Зиму встретили мы во всеоружии. Окна были по шесть стеклин в окне: по три стеклины сверху вниз. По две стеклины снизу я забил мешковиной и натолкал соломы, утеплял. Плохо или хорошо – перезимовали.
Весной каждый хозяин распахал около своего дома огород, посадили кто что мог и у кого, что было.
Лето прошло незаметно, подступала осень, надо учиться в школе, а ее
в Хлебной не было, а в нашей семье - два ученика: Фёдор и Надя. Правда, в то время не обязательно в семь лет было идти в школу, но в десять - обязательно всем».
Вот тогда-то мой дед, Мельников Захар Иванович, поехал в село Калинино, устроился на квартиру через сельсовет, потом купили первую землянку около заставских фонарей.
Как бедовала первое время моя бабушка! В их семье все говорили на украинском языке, одежда тоже была украинская. Особенно женская: нижняя сорочка и верхняя юбка - всё было широкое и длинное. И вот бабушка пойдёт на работу в своей одежде, а женщины над ней насмехались. Сзади тихонько подойдут и юбку закидывают на голову.
Первых года два она всё уговаривала деда уехать обратно на Украину, но год за годом он всё оттягивал, говорил ей: «Почикай трохи, вот уборка кончится, хлеб получим и уедем».
Но время шло. К 30-м года вся жизнь изменилась. Началась коллективизация.
В 1933 году с села Винниково в Калинино переехала МТС. После коллективизации в Калинино народу осталось половина: кто уезжал, кого выслали на Оборскую Ветку – это тех, кого раскулачивали, и все добротные дома оказались пустыми. Вот вся Винниковская МТС и позаселила эти дома,
А потом стала обслуживать свое и близлежащие села: Куприяново, Винниково, Правую Райчиху, Успеновку, Старую Райчиху, Асташиху, Алексеевку, Виноградовку, Сибирку, Токино. Одиннадцать сёл – одиннадцать бригад, в каждом селе - своя бригада.
А 1933 год оказался судьбоносным: отец рассказывал, что к ним в село приезжал нарком Блюхер. Он проезжал, очевидно, по заставам и интересовался МТС, на нефтебазе их две машины «эмки» заправлялись. А они, пацаны, как ротозеи, бегали и дивились «эмкам» – для них это было чудо!
33-й год был голодный год везде, но на Дальнем Востоке легче его перенесли. От голода умерли слабые и больные, а люди, которые могли ходить, ходили и собирали всё, что считалось съедобным: мангирь, дикий лук, щавель, заячью капусту, крапиву. Рыбу ловили. Колоски собирали, а особенно ячменя, пшеницы, стручки сои. Всё съедобное шло в желудок.
По воспоминаниям отца, с 34-го года он и его брат Фёдор были у отца подпасками. Утром отец и Фёдор гонят стадо, а он еще досыпал. Как мама сварит завтрак и наготовит сумку им с Фёдором на обед, его будит, он завтракает и идет менять отца.
Так и прошли года, а с ними пролетело детство моего отца, Подручного Романа Ивановича. Он и его друзья вступали во взрослую жизнь. Надо было помогать семье, и отец пошел работать в колхоз, тем более, что приближалась посевная. Весной, как только сойдет с полей снег, рабочие вытаскивали сеялки, бороны в поле за реку Ору. А в то время трассы не было, мостов не было, как сейчас. Дотянули всё до Орского моста – а он был в том месте шириной четыре метра, трактор проходит свободно, но для сеялки он был узкий. Высота моста – пять метров и полная Ора воды, и шуга ещё плавала. Через гать нужно ехать: километров восемь до гати и обратно до стана километров десять. Но недаром у русских есть поговорка: «Голь на выдумку хитра». Съездили на МТС, привезли специальную лыжу, прикрепили к трактору, поставили на нее сеялку и переправили через реку. Столько хлопот было! Так и шел год за годом: посевная – уборочная, зима – лето, весна – осень.
2. Начало Великого пути
Грянул 1941 год… Шли первые, крайне тяжелые два месяца войны. Наши потери были очень велики. Танковые и моторизованные соединения противника продолжали двигаться вперед, прорывались на стыках наших войск, наносили удары по флангам группировок, разрушали узлы и линии связи. Гибли десятки тысяч советских воинов, мирных граждан… Фашист шагал по родной земле, уничтожая всё на своём пути. В городах люди в очередь становились, записываясь добровольцами на фронт, ждали повестки из военкомата и мирные жители села Калинино. Много их поуходило в ту пору.
В 1942 году настал черед и моему отцу. 25 декабря пришла повестка прибыть в военкомат. В 12 часов ночи их отправились на станцию Завитая. С нее поездом до Хабаровска, а там до станции Евгеньевка. Прибыли в город Спасск, выдали им фуфайки, шинели, ботинки, обмотки, шапки-ушанки, котелок, а кружки и ложки были свои.
Как вспоминает отец: «Нас разбили по взводам, отделениям и маршевым ротам. Утром тревога – учение, потом - на плац или на учебное поле. На обед – бегом, с обеда – бегом.
Утром, в пять часов – тревога. Соскочили, оделись, обулись, вещмешки на плечи и бегом марш на станцию, а там в вагоны и поехали со Спасска. Доехали до станции Мучная, разгрузились, и повели нас за цементный завод, там в землянки. И давай мы грызть военную науку!
Шли занятия успешно. В начале февраля 42-го года изменилась форма: от петлиц перешли на погоны.
Доучили нас до марта месяца. Всё слухи были, что к 23 февраля ждали наступления японцев, ну их так и не дождались. В марте нас погрузили в вагоны и обратно: маршевая рота – на фронт.
Стучат колёса, мчится эшелон… На больших станциях, где были продстоловые, нас кормили, ещё дополнительно два раза мы получали горячую пищу с кухни вагона, варили концентраты на печке-буржуйке. Ехали мы, ехали и -
стоп, выгружайся! Станция Алкина, Башкирская ССР.
Солдат есть солдат: вещмешок на плечи – и собрался. От станции до землянок километра четыре шли пешком.
Переночевали мы, на второй день нас построили и провели перекличку:
- Роман Подручный!
- Я!
- Андрей Афанасьев!
- Я!
- Степан Раков, Алексей Евсиков… мы все земляки!
Со Степаном мы попали в полк ПТР, достался нам пулемет весом 120 килограмм, так и носили мы его вдвоём. Еще помню, песня про него была такая задорная:
Я пулемётчиком родился,
В системе Максима я рос,
Я пулемётчиком родился,
В системе Максима я рос.
Припев: Корпус, короб, рама, шатун с мотылём,
Возвратная пружина, приёмник с ползуном.
Пока поешь эту песню, расскажешь весь пулемёт «Максим» подетально.
Занятия у нас проходили на учебном поле. Проучились всё лето и осенью сдали экзамены. Кто учился хорошо, того направили в Уфу, в школу старшин. Условия такие же: кто отлично будет учиться, того отправим на фронт в первую очередь. В эту школу попал и я. Проучились мы ещё год, и только в октябре 43-го года нас отправили на фронт.
Привезли нас на станцию Дарница, перед мостом Днепра на Киев. Разгрузились мы и пешком через наведённую понтонную переправу, через
Днепр – в город Киев.
Мы все были большинство из сёл, и города видели только проездом, а тут – целая столица Украины, Киев, нас встречает. Только перешли Днепр - и вот тебе Печерская Лавра. Шли через центр Киева. На площади стоят памятники. Один из них Богдану Хмельницкому, он на коне с булавой в руке; чуть дальше - памятник Тарасу Шевченко. А по Крещатику 6- 8 этажные дома. Так мы все шли с открытыми ртами. Для нас всех это новинка, и вот она рядом с нами. Переночевали где-то в конце города в кирпичных казармах, а наутро пришли «купцы» и забрали нас. Каждый «купец» взял по взводу, вернее, по 9 ПТР. Ружья мы получили на складе, а патроны - на передовой под Житомиром. Там есть небольшая речушка, мы через неё переправились, а тут и огневые позиции, наш передний край.
На передовой было тихо. Мы отрыли огневые для ПТР. Только закончили рыть ровики, фрицы зашевелились, да такую нам «встречу сыграли!»
Троих моих пэтээровцев ранило, осталось 7 человек нас на три ружья. Немец прёт в атаку, мы отстреливались с карабинов, и тут команда: «Отойти за речку!» Мы отошли и снова оказались в Киеве. Туда начали съезжаться призывники с территорий, что были в оккупации, и через месяц была сформирована учебная бригада с жителей освобождённых районов Украины, где я стал преподавателем по изучению ПТР, а затем был сопровождающим военных эшелонов с призывниками в учебные части Сталинграда, Пензы, Канска. В одной из таких поездок на обратном пути оказался проездом в Москве. Как раз в этот день по одной из улиц проводили немецких военнопленных. А их много ли, мало -73
тысячи человек».
Как говорил отец, для него это было незабываемое зрелище: голодные, оборванные, они не производили впечатление страшного врага. А наоборот, создавали жалостную картину.
И снова военные будни. Теперь отец проходит обучение в Черниговском Седьмом отдельном автополку на шофера. Закончив учебу на «отлично»,
получает благодарность от командования и попадает в Брянскую область, где формировалась дивизия прорыва.
По рассказам отца, в начале апреля они форсировали Дунай и заняли столицу Австрии – Вену. 13 апреля шло успешное наступление. 15 апреля был смертельно ранен их командир полка, Герой Советского Союза гвардии майор Посный. Они его похоронили в столице Австрии – Вене, в Венском правительственном сквере. Ещё были слышны орудийные раскаты, а комполка уже ничего не слышал.
«Наши войска продвигались вперёд,- продолжал свой рассказ в дневнике мой отец, который он всегда вел. Шло наступление на Линцевском направлении (Австрия), 5-6 мая, двое суток, наши солдаты не отдыхали ни единого часа, и лишь на исходе третьих суток заняли укреплённые немецкие огневые позиции. И вот тут-то случилось непредвиденное. Оказывается, что, когда мы заняли огневые позиции и машины отогнали в укрытие, немец обстрелял свои укрепления. Немецкий снаряд попал в угол нашего дзота, и он обвалился, где нас оглушило, контузило и вдобавок присыпало землёй. Когда нас откопали, живым был один Трофим Зубец, а мы трое никаких признаков жизни не показывали. Нас начали отхаживать, искусственное дыхание делать, и только с помощью зеркала лейтенант Шмаров определил, что я живой. На улице ясное солнце, все ходят с повышенным настроением, что-то кричат радостное, а у меня в голове вроде колокольни со множеством колоколов. Это было 10 мая. И только к вечеру я узнал, что войне - конец. А мне не верилось, что война закончилась!»
3. Мирные будни
После окончания войны отец продолжал службу в Азербайджане в городе Казак, а домой вернулся в 1947 году. Сначала работал шофером в селе Дубовое, а затем переехал в Калинино. В селе работа кипела бурно: все трудились радостно, всюду звучали песни. Вот тогда, по словам моего отца, люди и вправду ходили на работу как на праздник. Самодеятельные артисты выступали перед механизаторами, а клубные работники выпускали «Молнии» и «Боевые листки», поддерживая трудовой настрой селян, рассказывали о передовиках производства.
А вечерами молодежь собиралась на берегу Амура, пела, плясала под гармошку. Тут отец и повстречал мою маму, Нину Васильевну. Послевоенный роман длился недолго, и вскорости они поженились. Вырастили и воспитали нас, пятерых детей, всем дали образование. Теперь в наших семьях растут дети, а у детей - свои дети.
Но, к сожалению, жизнь не вечная. После продолжительной болезни умер мой отец, в честь него я назвала своего младшего сына, студента 2 курса Амурского государственного университета, который с гордостью носит имя своего деда. Роман говорит, что хочет тоже быть как дед: смелым, выносливым, мужественным!
4. Послесловие
Продолжительной и интересной была наша встреча с Волковой Любовью Романовной, дочерью ветерана Великой Отечественной войны. Она трепетно относится к воспоминаниям о своем отце, бережно хранит его дневниковые записи, ведь в них целая эпоха, целая жизнь!
В нашем селе, возле Дома культуры, есть памятник героям-калининцам, павшим в годы Великой Отечественной войны. Кто-то дошел до Берлина и праздновал Победу, а кому-то страна воздвигнула памятники и обелиски.
Каждый год в день 9 Мая все жители села, школьники приходят к памятнику почтить память погибших в годы войны.
И пока мы живы, мы никогда не забудем имена тех, кто отстоял честь и свободу нашей Родины.
Склоним головы в память о погибших односельчанах и тихо скажем: «Спасибо...» им и миллионам тем, кто отстоял честь и независимость Родины.
5. Заключение
В памяти людей нашей страны никогда не забудется такое событие, как Великая Отечественная война. Нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в годы Великой Отечественной войны, уважать тех, кто остался жив, трепетно относится к их воспоминаниям. Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.
В своей работе мы рассказали о судьбе ветерана Великой Отечественной войны, Подручном Романе Ивановиче, и установили:
- жизнь Романа Ивановича была не из простых. Все пришлось пережить ему и его семье: голод, безденежье, переселение на новые земли. Но все это было не зря: достойно прожил свою жизнь Роман Иванович: всегда был нужен людям, только положительно отзываются о нем те, кто знал его лично. И самое главное - достойное поколение оставил после себя. Дети Романа Ивановича {см.Пр.7}достойно несут фамилию своего отца в будущее;
- военный путь, который берет свой отчет с 1942 года отмечен разными путями, встречами с разыми людьми, потерями близких друзей и военачальников;
- в послевоенное время Роман Иванович занимал активную жизненную позицию: много работал, помогал односельчанам, приходил в школу на классные часы, на которых рассказывал о войне, призывал быть добрыми, справедливыми и хранить мир, ради которого полегли сотни жизней советских солдат.
При работе над данной темой большую ценность оказали встречи и беседы с дочерью Подручного Романа Ивановича, Волковой Любовью Романовной. Ее рассказы и дневниковые записи Подручного Р.И. помогли восстановить главные и важные моменты из жизни ветерана, его участия в военных действиях. Большую помощь оказала заведующая клубом и сельской библиотекой – Захарова Людмила Витальевна. Она дала возможность поработать с Книгой памяти {см.Пр.8}.
Результаты нашей работы при изучения жизни ветерана ВОВ, Подручного Романа Ивановича были обработаны и рекомендованы для проведения классных часов, мероприятий по изучению замечательных людей села. Основные положения докладывались на мини - конференции научного общества учащихся школы. Данная работа может быть предложена при изучении курса краеведения 6 – 9 классов, регионального компонента в курсе изучения «Географии Амурской области» в 9 классе. Предполагается написать заметку в газету «Михайловский вестник» об участниках войны нашего села.
В завершении работы хочется выразить слова благодарности Волковой Любови Романовне за подробный рассказ о нелёгкой судьбе ее отца, ветерана Великой Отечественной войны, Подручного Романа Ивановича, библиотекарю сельского Дома культуры Захаровой Л.В за оказанную помощь в работе с архивными документами.
А также хочется обратить внимание на то, что в своей работе мы старались не искажать живой язык дневниковых записей ветерана, а больше обращать внимание на факты, которые являются бесценным наследием.
Растрёпанный воробей
Распускающиеся бумажные цветы на воде
Снег своими руками
Компас своими руками
Рисуем тыкву