Исследовательская работа по современной литературе.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по литературе | 197.5 КБ |
РАЙОННАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
исследовательская работа по литературе
Тема работы:
Автор:
Строева Олеся Валерьевна
МОУ «Рудногорская сош» 10 класс
Руководитель:
Строева Ольга Владимировна
Учитель русского языка и литературы
Железногорск 2013
Оглавление
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КАВКАЗСКИХ КОНФЛИКТОВ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ И В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 5
1.1. Военные и политические события на территории Кавказа 5
1.2. Отражение темы войны в современном литературном процессе 8
ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ кавказскОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 1990 – 2000 ГОДОВ 12
2.1. Образ кавказских гор в произведениях современных авторов о Чеченском конфликте 12
Северный Кавказ занимает особое место в сфере наших государственных интересов. Сообщения из Чечни чем-то напоминают сводки Совинформбюро военных далеких лет: «Третий день идут бои с окруженными боевиками… блокировано более ста боевиков… подорвался БТР на фугасе, заложенном боевиками, погибло пять солдат и офицер» [3; 73].
Вековые корни сегодняшних событий скрыты под слоем забвения и вымысла. Историки еще долго могут спорить о том, чем была для Российской Федерации эта война, но подавляющее большинство россиян не сомневается в том, что воинский долг офицеры и солдаты выполнили мужественно. Какую бы оценку ни получили события тех лет сегодня, можно быть абсолютно уверенным в одном: молодые парни с честью справились с поставленной перед ними задачей, были верны Присяге, данной Родине. Война сломала жизни многим ребятам, но, несмотря ни на что, они честно исполнили свой гражданский долг. Эта война показала, что наши парни достойны героизма отцов и дедов, победивших фашизм в годы Великой Отечественной войны. Пройдут годы, но в нашей памяти кавказская война всегда останется героической и трагической страницей, потому что написана кровью солдат и слезами матерей, обелисками и звездами на могилах.
Мой отец – Строев Валерий Михайлович – участник боевых действий в Чечне, но он не любит рассказывать о тех днях, которые он там провел. Желание узнать подробнее о той войне, как эти события отразились и продолжают отражаться в современной литературе, актуально на сегодняшний день.
Актуальность темы определила объект, предмет и цель нашего исследования.
Объектом нашего исследования является тема войны и образ Кавказских гор в художественных произведениях современной литературы.
Предметом работы является содержательный уровень произведений о войне в современной литературе.
Практической основой послужили следующие произведения: В. Маканин «Кавказский пленный» (1994), Г. Садулаев «Одна ласточка еще не делает весны» (2003), А. Тамоников «Грозовые ворота»(2005)
Цель работы: выявление содержательной специфики произведений современной литературы, посвященных проблемам военных действий на Кавказе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
При решении поставленных задач были использованы следующие методы литературоведения: культурно-исторический, биографический, сравнительно-исторический.
Практическую значимость исследования мы видим в возможности использования материала в школе на уроках, направленных на изучение современной литературы, на факультативах, на внеклассных мероприятиях, посвященных патриотическому воспитанию школьников.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КАВКАЗСКИХ КОНФЛИКТОВ В РУССКОМ ОБЩЕСТВЕ И В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Военные и политические события на территории Кавказа
Историки не могут договориться о дате начала Кавказской войны, также как политики не могут договориться о дате ее окончания. Само название «Кавказская война» является настолько широким, что позволяет делать шокирующие заявления о ее якобы 400-летней или полутора вековой истории. Именно поэтому многие историки сейчас говорят о том, что на самом деле было несколько кавказских войн. Они велись в разные годы, в разных регионах Северного Кавказа: в Чечне, Дагестане, Кабарде, Адыгее. Их трудно назвать русско-кавказскими, поскольку горцы участвовали с обеих сторон.
Понятие «Кавказская война» введено российским военным историком и публицистом, современником боевых действий Р.А. Фадеевым (1824—1883) в изданной в 1860 году книге «Шестьдесят лет Кавказской войны».
Боевые действия в Чеченской республике протекали в очень сложных условиях. Большое влияние на ход боевых действий оказывали физико-географические и природно-климатические условия. Дорожная часть развита не достаточно, особенно в горных районах. Речная сеть развита не равномерно. Преобладает сеть небольших рек и каналов. Местность местами болотистая. Источники воды имеют большую бактериологическую зараженность. Воду в пищу использовать нельзя из-за возникновения вероятности массовых желудочно-кишечных заболеваний. Кипячение воды не дает положительных результатов, особенно в горах из-за больших высот. Летом температура воздуха достигает +40 градусов по Цельсию, зимой -20 градусов по Цельсию. Характерны частые туманы и дожди.
Нельзя забывать и о "психологическом прессинге", который противодействующая сторона активно оказывала на наших военнослужащих. Входя в радиосети частей и подразделений войск, боевики предлагали нашим солдатам крупные суммы денег за дезертирство, открытие огня по своим войскам и даже физическое устранение командиров. К чести наших солдат следует отметить, что ни один из них не пошел на сделку со своей совестью и воинским долгом.
Президент России Б. Ельцин в феврале 1995 г. сказал: «Мы ... тешили себя надеждой, что ситуация может разрешиться сама собой, что здесь возможен компромисс» [3;73]. Однако эти надежды не оправдались.
Операция в Чечне далась федеральным силам потом и кровью. С её начала по 1 апреля 1995 года они понесли ощутимые потери: погибло 1426 и ранено 4630 военнослужащих. 96 солдат и офицеров числились в заложниках у незаконных вооружённых формирований.
Документально доказано: дудаевские боевики пытали пленных солдат и офицеров. Как известно, в красный крест не стреляют. Но за время операции в Чечне было убито 9 и ранено много медицинских работников. Причём в момент, когда они либо оказывали помощь раненым, либо находились в санитарных автомашинах с чётко обозначенным красным крестом. В числе самых отвратительных преступлений – использование гражданского населения, детей и женщин в боевых действиях. Порой из живых людей творили какое-то подобие японских камикадзе. Местные жители часто использовались боевиками в качестве живого щита.
Трудно поверить, что всё это происходило на земле Чечни, где понятия чести, достоинства – не пустые слова. Где оскорбить женщину, ударить ребёнка, стрелять в спину противнику когда-то считалось позором для настоящего горца.
Чеченские воины имели преимущество над русскими, однако, они были плохо дисциплинированными и зачастую выполняли приказы только своих непосредственных полевых командиров.
В результате боевых действий в Грозном, по оценкам российских правозащитников погибло около 35000 мирных жителей, из которых около 5000 детей. Значительная часть погибших это этнические русские, которым по иронии судьбы, не было где укрыться во время бомбардировок и обстрелов. По данным уполномоченного по правам человека при президенте России Сергея Ковалева за первые два месяца боев погибло 10 тысяч российских солдат. По словам Аслана Масхадова за этот же период погибло 12 тысяч российских солдат и 600 чеченских военнослужащих.
Война вызвала волну протестов в самой России. В частности, около 800 российских солдат и офицеров отказались участвовать в военной кампании. 83 из них впоследствии были осуждены военным трибуналом, а остальные освобождены. В знак протеста против войны в отставку подал заместитель министра обороны Борис Громов, а также советник Ельцина Эмиль Пайн. Один из командующих российской армии в начале боевых действий - генерал Эдуард Воробьев также впоследствии подал в отставку, а генерал Лев Рохлин отказался от звания героя России за участие в чеченской войне.
Чеченская война не ушла в прошлое. Болезненная память о ней не оставляет нас. Война возвращается: телекадрами разрушенного Грозного, взрывами на вокзалах российских городов, похищениями людей, новыми опасными рецидивами противостояния. Чечня – контрастная фотография, образ времени. Чечня – символ нашей нестабильности и разобщенности. И одновременно Чечня – это испытание на гражданскую зрелость и человеческую вменяемость.
В Чечне закончились крупномасштабные боевые действия, но окончательный мир так и не наступил. Продолжают гибнуть люди, причём не только военные, но и мирные жители. С военной точки зрения наступил совсем другой период, а значит, и другая работа для федералов. И всё же только одним военным присутствием не решить чеченскую проблему. Только при умелой, тонкой политике могут воцариться мир и порядок.
На улице XXI век, но проблема общения народов, находящихся на разных этапах общественного развития, поныне остается актуальной. В Чечне идет война с бандитами, гибнут солдаты и мирные жители. Человек так устроен, что никому не хочется умереть раньше времени. Нас всегда будет волновать вопрос: как сохранить жизнь себе и своим близким. Если взвешенно проанализировать причины, возможно, открыть наилучший выход из любой ситуации.
1.2. Отражение темы войны в современном литературном процессе
Русская литература обращается к созданию образа войны, к большому сожалению, нередко. Война редко романтизируется: у Л. Толстого, М. Шолохова, А. Твардовского, К. Воробьёва, Б. Васильева и других писателей – это грязное дело, тяжелейший труд солдат, муки совести офицеров, страдания мирного населения.
Современная российская действительность столкнулась с реальной войной в 90-е годы, в эпоху нескольких чеченских кампаний, и литература не смогла остаться равнодушной к этой теме. Образ войны на Кавказе переосмысляется через призму всей русской истории и культуры, поэтому прямых упоминаний современные писатели избегают, а читатели в силу болезненности проблемы остро воспринимают те картины условной кавказской войны, которыми делятся современные авторы.
Тема морали, нравственных исканий активно разрабатывается нашей литературой. Но особенно, пожалуй, значительны здесь достижения в прозе о войне. Именно война с ее трагизмом и героизмом, с ее нечеловечески тяжелой повседневностью, с предельной поляризацией добра и зла, с ее кризисными ситуациями, в которые то и дело попадает человек и в которых, наиболее ярко высвечиваются его основные человеческие качества, дает художникам слова богатейший материал для освещения нравственных, этических проблем.
Эта тема сложна, многообразна, неисчерпаема. Задачи современных литераторов, пишущих о войне огромны. Им необходимо показать значимость борьбы и победы, истоки героизма русских людей, их нравственную силу, идейную убежденность; донести до современников чувства и мысли героев, дать глубокий анализ в один из самых критических периодов в их собственной жизни.
В последние годы российские писатели, в основном молодые, всё чаще стали обращаться к теме войн и военных конфликтов конца XX века, в которых пришлось участвовать России. Афганистан, Приднестровье, Абхазия, Чечня – таков неполный список регионов, где пришлось воевать и проливать свою кровь российским солдатам.
О Чечне написано уже немало. Более того, уже появились настоящие писатели, составившие пласт новой "окопной прозы". Это и Денис Бутов, и Влад Исмагилов, и Анатолий Ягодин, и Игорь Мариукин, и Виталий Скворцов… И еще десять-пятнадцать человек, создавших пронзительные, яркие и талантливые произведения. К сожалению, присутствуют они пока только в Интернете и не нашли пока еще и своего большого читателя.
Все авторы ставят перед собой общую задачу – «выразить глубокие основы одной конкретной войны и описать войну как таковую» [14;18]. Если отвечать на вопрос о тематике произведений, то напрашивается слово «война». Действительно, это слово авторы используют очень часто и дают каждый свое определение. Например, В. Маканин считает, что «война – гнусная штука, она абсурдна, пока нет победителя». Война изображена писателем как странная, страшная война, где солдаты не знают, за что воюют, а их противники тоже не могут ее объяснить.
В. Кутырь в рассказе «29 секунд» считает, что солдаты вместо армии попадают на «никому не нужную войну» где не так, «как ты думал…там не так, как ты себе представлял, особенно то, что бывает на войне».
А. Тамоников, участвовавший в боевых действиях, выдвигает свое определение войны: «…военнослужащим предстоит испытать самое страшное, самое противоестественное – то, что называется войной. Что перечеркнет она многие жизни, а у оставшихся в живых навсегда оставит в душе тяжелый, кровавый камень».
У жителей Чечни свой взгляд на войну. Герман Садулаев в своем произведении «Одна ласточка еще не делает весны» говорит так: «Началась война, настоящая, смертельно медленная война».
Цитаты, вырванные из контекста, конечно, не могут говорить за все произведение, но некоторые его общие черты они отражают. Здесь налицо сугубо эстетическое восприятие войны. Слово «война» употребляется и как риторическое восклицание – и этим все сказано. Ясно одно: война не поддается положительному определению.
Война в новой «военной» прозе русских писателей показана в необычном для российского читателя ракурсе: война по своей сути. Много внимания уделяется преступному, бестолковому ведению войны, бездарности офицеров, неуставным отношениям в армии, безразличию и цинизму государства по отношению к тем, кто направлен на защиту интересов госмашины. Почти все авторы новой «военной» прозы, стремящиеся к открытости в описании, намеренно обходят вниманием противоположную сторону конфликта, а также тему жестокости воюющих сторон по отношению к мирному населению. Это придает несколько однобокий характер объективности авторов, предел которой оказывается строго очерченным.
Тема войны до сих пор не устарела в нашей литературе. На войне шла настоящая проверка личности на подлинность. Именно этим объясняется рассвет русской литературы в военное и послевоенное время. Одна из главных тем военной литературы – тема подвига.
На могиле Неизвестного солдата в Москве высечены слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Книги о войне тоже похожи на памятник погибшим. Они решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности. Их значение все более возрастает в связи с огромной актуальностью темы войны и мира в наши дни. Вот несколько отзывов учащихся 10 класса МОУ «Рудногорская сош» о рассказе В. Кутыря «29 секунд».
«Рассказ заставляет задуматься о вечных вопросах: жизни и смерти, о смысле жизни. Но все это не решимо за 29 секунд, а большинство людей, к сожалению, задумываются об этом только перед смертью».
«Такие ситуации встречаются в реальной жизни. Автор рассказывает нам о том, что всего за 29 секунд можно совершить подвиг. Рассказ произвел на меня неизгладимое впечатление. Ведь сколько людей отдали свою жизнь за Родину!»
«Автор рассказывает нам о выборе, об армии, о том, как проходит военная служба, о том, что за маленький промежуток времени можно совершить подвиг. Жизнь человека быстротечна, однако времени достаточно, чтобы стать по-настоящему вечным».
«В голове возник образ всех парней, которые пошли на войну и не дожили до ее конца. Война – это очень страшно, но спасибо, нет, СПАСИБО за то, что они защищали нашу страну. Они совершили огромный подвиг, каждый. 29 секунд, а затем вечность. Вечность для тех, кто не выжил в этих страшных событиях».
Современная литература сделала многое для сбережения культурного наследия прошлого, для развития исторической памяти у нового поколения. Эти произведения не оставляют равнодушными никого.
ГЛАВА 2. ОБРАЗЫ кавказскОЙ ВОЙНЫ В ЛИТЕРАТУРЕ 1990 – 2000 ГОДОВ
2.1. Образ кавказских гор в произведениях современных авторов о Чеченском конфликте
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как орлы». Кавказ называли «Тёплой Сибирью»; туда в действующую армию ссылали неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С 1817 г. Россия вела борьбу с разрозненными горскими племенами, объединившимися в борьбе за свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М. Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях, а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую красоту горянок, легенды и сказания аулов. В XIX веке Кавказ был эмблематическим пространством свободы, ничем не ограниченного духовного движения в противовес скованному условностями миру «цивилизации».
В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских «заветной страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А.С. Пушкина.
Своему другу Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник». Восторгаясь красотой Кавказа, он писал: «Забуду ли его кремнистые вершины, Гремучие ключи, увядшие равнины...». Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния России и Кавказа, тему, которая, видимо, никогда не будет исчерпана. Непростыми были отношения России с Кавказом на протяжении XIX – XX веков. Лев Толстой сам служил на Кавказе, материалом для рассказов послужили события из жизни писателя и истории, услышанные им на службе. Пушкин также был на Кавказе, там он и начал свою поэму, вдохновлённый красотой Кавказа и рассказами горцев.
Кавказские горы щедры к своим гостям. Здесь целебным является даже сам воздух, напоенный ароматами горных трав.
Душа человека отдыхает на лоне первозданной природы, среди хвойных лесов и высокогорных лугов, таинственных пещер и ущелий. Крупные водопады поражают своим великолепием, а мелкие – нежностью своего хрустального потока. Даже издалека горы Кавказа дарят обещание незабываемых впечатлений тем, кто захочет посетить их и слиться с их суровой, но в то же время, гостеприимной природой.
С Северным Кавказом свою творческую судьбу связали Александр Бестужев-Марлинский, Александр Одоевский, Евдокия Ростопчина, Николай Огарев, Владимир Даль. В начале прошлого века к теме Кавказа обращались Иван Бунин, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Максим Горький, позднее она сильно прозвучала в стихах Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Осипа Мандельштама.
Поначалу всеобщее внимание было приковано к войне на Кавказе, события которой широко освещались в литературе и прессе. Позднее Кавказские Минеральные Воды получили статус чуть ли не третьей столицы России. Сюда на лечение съезжался весь высший свет, включая императорских особ, жизнь кипела и била ключом. И во все уголки страны летели письма обитателей водяного общества, восхищенных кавказской экзотикой.
Все события, случившиеся с героями произведений, выбранных нами для исследования, происходят на Кавказе. Кавказ привлекает авторов своей экзотичностью, красотой.
Неизменной составляющей Кавказской темы является горный пейзаж. Только, в отличие от произведений Лермонтова, Пушкина и Толстого, этот пейзаж «смешан с отвратительным запахом смерти» [17; 5].
Вот как описывает горный пейзаж А. Тамоников: «Легкий весенний ветер не мог справиться с дымовой завесой. Только вершины гор, ставшие случайными свидетелями жесточайшей битвы, гордо возвышались над местом боя, недосягаемые для человеческого страдания. Они покрылись ярким весенним нарядом и красовались между собой на фоне чистейшего безоблачного неба. Им было совершенно безразлично, что произошло внизу». У Тамоникова горы – безмолвные свидетели всех боев. Они как бы противопоставлены войне и представляются одушевленными. Прослеживается четкость деталей в изображении повторяющейся ситуации: солдат в горах, Россия на Кавказе.
Маканин создает свою версию кавказской темы, завещанную когда-то Лермонтовым. Его произведения тоже помещены «в рамки горного пейзажа» [1;85]. «Отовсюду плывет сладкий предгорный воздух! Это чистый кислород!.. Это Кавказ! Распахнувшийся Кавказ окутывает мозги. Окутывает и нежит молодую душу… Кавказ зовет к себе… Новобранцы счастливы!». Множество восклицательных предложений говорят о чувствах автора, передают его восхищение горами. Но в то же время автор предупреждает новобранцев о том, что Кавказ заманивает, окутывает и надо быть осторожным. «Среди гор они чувствовали красоту (красоту местности) слишком хорошо она пугала. Из горной теснины выпрыгнул вдруг ручей. Еще более насторожила обоих открытая поляна, окрашенная солнцем до ослепляющей желтизны». Герои этого произведения уже знакомы с Кавказом, они знают, что горы могут быть слишком жестоки и поэтому они осторожны и не обращают внимание на красоту кавказского пейзажа. Красота гор пугает солдат, потому что на войне гибнут.
У В.С. Маканина природа враждебна: опасность разлита в мире, поэтому люди испытывают страх, но не от конкретных людей-врагов, а будто от самих гор. И, тем не менее, красота Кавказа облагораживающе действует на простоватых русских парней, из которых в основном и сформированы военные федеральные силы. И все-таки человек сохранил к красоте былую чувствительность: он откликается на ее зов. А все потому, что для героев понятия красоты и безобразия сугубо эстетические. «Красота» перестает быть силой, способной спасти мир, а оборачивается всего лишь «красотой местности», пугающей и тревожащей человека, опасной, которую не чувствуешь.
А что же горы значат для местных жителей? Обратимся к творчеству Германа Садулаева, который так и пишет: «Я расскажу вам про горы». Автор доводит до сведения читателей, что каждый чеченец должен уметь строить башни: «Мужчина должен уметь делать башни, потому что настанет время, когда мы уйдем в горы. И будем строить башни, чтобы остаться в живых».
Горы для местных жителей – защита, они им доверяют свою жизнь и верят, что горы спасут их в трудную минуту: «Горы охраняют нас с южной стороны. Горы ждут нас, поэтому мы живем на равнине, мы не закапываемся под землю, как хорьки, и не улетаем в небо, как ласточки, мы живем вдоль пологих берегов мутной речки. Ведь если придет беда, мы всегда можем уйти в горы».
Кавказцы восхищаются ими, ведь «они всегда рядом, утром до них можно достать рукой и вечером до них можно достать рукой, только в летние дни, когда зной колышет воздух, они кажутся далекими».
Местные жители в горах находят покой, они могут остаться наедине с горами, довериться им, там «небо становится ближе, там тишина и музыка чистых горных рек, там ты сможешь переждать это время, железный век, в котором люди опять сошли с ума».
Сейчас в кавказских горах возник еще один Вавилон. Только если в Вавилоне много языков пытались построить одну башню до самого неба, на Кавказе люди строят каждый свою башню. И, может, «где-то в далеких горах шальной снаряд разбил мою родовую башню. И на разлуку и скитания осужден весь мой род, пока я не найду это место, пока не соберу, не сложу вековые камни. Хотя бы из белого сланца построить башню свою!». В этих словах автор раскрывает причину возникновения войны на Кавказе, свой взгляд на все происходящее.
Изображая непрерывный шквал атак и бомбежек, авторы стремятся контрастно противопоставить этому аду торжественное великолепие гор. Таким образом, пейзаж, окружающий мир даны в восприятии с точки зрения повествователя, дополняющего субъективные впечатления более полной, объемной картиной мира.
На протяжении многих веков писатели затрагивали эту тему, но Кавказ современных писателей отличается от Кавказа писателей XIX века. Современный Кавказ является очевидцем, свидетелем того безумия, что творится сейчас в таинственных горах, но он по-прежнему завораживает, манит и удивляет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного исследования мы выявили содержательную специфику произведений современной литературы, посвященных проблемам военных действий.
Мы рассмотрели вопрос о военных и политических событиях на территории Кавказа. Был сделан вывод о том, что на данный момент не существует точных хронологических рамок Кавказской войны. Этот конфликт продолжается до сих пор и только при умелой, тонкой политике могут воцариться мир и порядок. Этот конфликт был отмечен и в русской литературе XIX-XX веков.
Военная тема не только не исчерпала себя, но и в последние годы получила второе дыхание. Но современная проза о войне в корне отличается от литературы, посвященной Великой Отечественной. Сегодня на войне, как правило, нет линии фронта, не всегда ясно кто враг, с кем и за что воюет российский солдат. Кроме того, всё это происходит на фоне кризиса и разложения в самой армии.
В результате работы мы создали некую картину состояния современной литературы, назвали ключевые темы. Выяснили, что большинство авторов ставят перед собой задачу показать человека на войне. Одна из главных тем военной литературы – тема подвига. Эти произведения решают одну из проблем воспитания – учат молодое поколение любви к Родине, стойкости в испытаниях, учат высокой нравственности. Мы рассмотрели произведения А. Тамоникова, В. Маканина и Г. Садулаева. Особое внимание было уделено Кавказу. Были обнаружены следующие различия:
В отличие от произведений Лермонтова, Пушкина и Толстого, этот пейзаж «смешан с отвратительным запахом смерти» [17;5].
У А. Тамоникова горы – безмолвные свидетели всех боев, у В. Маканина природа враждебна: опасность разлита в мире, поэтому люди испытывают страх, но не от конкретных людей-врагов, а будто от самих гор.
Горы для местных жителей в произведении Г. Садулаева «Одна ласточка еще не делает весны» – защита, они им доверяют свою жизнь и верят, что горы спасут их в трудную минуту. Местные жители в горах находят покой, они могут остаться наедине с горами, довериться им. Горы – символ мужественности и независимости чеченского народа.
Война в новой «военной» прозе русских писателей показана в необычном для российского читателя ракурсе: война по своей сути, без пафосного антуража. Много внимания уделяется преступному, бестолковому ведению войны, бездарности офицеров, неуставным отношениям в армии, безразличию и цинизму государства. Почти все авторы новой «военной» прозы, стремящиеся к открытости в описании, намеренно обходят вниманием противоположную сторону конфликта, а также тему жестокости воюющих сторон по отношению к мирному населению. Это придает несколько однобокий характер объективности авторов.
Их интересуют судьбы простых людей, жертв войны. При этом наблюдаются попытки понять психологию противоположных участников вооруженного конфликта. В произведениях авторы пытаются понять, что человеческая жизнь – это главное, что есть, ее надо ценить, а следовательно, всячески противиться не только самой войне, но и избирать только истинные ценности.
Я решила продолжить работу по данной теме и на следующий год представить работу, в которой будут рассмотрены образы солдат, офицеров и боевиков.
Как Снегурочке раскатать тесто?
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Белый лист
Басня "Две подруги"
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")