Работы посвещены лицейским годам А.С.Пушкина.
Вложение | Размер |
---|---|
kirsanova_alena.doc | 43.5 КБ |
ogneva_ekaterina.doc | 46.5 КБ |
ponomarev_slava.doc | 67.89 КБ |
hrapkina_elizaveta.docx | 64.93 КБ |
Конкурсное сочинение
Чем прославили себя выпускники лицея?
Кирсановой Алены Алексеевны ,
ученицы 9-в класса
гимназии № 63
Калининского района
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Михеева Антонина
Владимировна
№ телефона гимназии № 63
592- 74 – 00
Мобильный телефон руководителя
8 921 782 65 67
Санкт- Петербург
2011
Если мы вспомним, для каких целей был создан Царскосельский Лицей, то вполне естественно, что напрашивается вопрос: «А мог ли ученик такого заведения, выпустившись, в жизни ничего не добиться?»
Конечно же, никто не может дать однозначного ответа, мы можем только размышлять, высказывать разные суждения. Лично моё мнение звучит так: каждый ученик Царскосельского Лицея, говоря не только о «Пушкинском» выпуске, но и за всю его историю, выходил после шести лет упорного труда за двери заведения чуть ли ни гением. Даже те, кого исключили ( таких немного, но всё же они были, например, Гурьев Константин был исключен за «дурное поведение», но в будущем стал секретарем русского посольства в Константинополе, недоучившись в Лицее без малого четыре года). Несомненно, кто-то добился больших успехов, кто-то меньших, но факт остается фактом – все заняли крупные ниши в том или ином направлении, кто в прозе, поэзии, драматургии (А.С. Пушкин), кто в поэзии (И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, В.К. Кюхельбекер, А.Д. Илличевский), кто на военном фронте (С.Ф. Броглио, В.Д. Вольховский, А.Д. Тырков), кто в море (Ф.ФМатюшкин).
Самым «громким», сенсационным и ожидаемым выпуском Лицея был, конечно же, первый. 1817 год дал Российской Империи 29 талантливых людей, которые внесли свою лепту в жизнь страны, и это нельзя недооценить. Что бы было без А.С. Пушкина? Без декабристов И.И. Пущина, В.К.Кюхельбекера? Без таких величайших дипломатов, как А.М. Горчаков? Наверное, без них история пошла бы по другому руслу, возможно, без их усилий мы были бы не мы.
О ком из первого выпуска можно сказать, как о величайшем, незаменимом творце, деятеле? К сожалению, мои собеседники, которым я накануне работы над сочинением задала этот вопрос (выбирая не совсем уж закаленных в этой области) отвечали, что этот человек – Александр Сергеевич Пушкин. Радостно осознавать, что все русские люди чуть ли не с пелёнок знают поэта по его сказкам и стихотворениям, но хотелось бы, чтобы кругозор нашей, в первую очередь, молодежи был чуть шире.
Конечно, я знаю далеко не всё о лицейских товарищах Пушкина, но могу гордиться тем, что вот уже второй год эта тема меня занимает все больше и больше, узнаю понемногу о судьбе каждого из них, владею некоторой информацией для того, чтобы сравнивать их жизненные пути.
Мне бы хотелось рассказать или точнее напомнить о деятельности А.М. Горчакова, также лицейского друга А.С. Пушкина. Его биография вызвала у меня большой интерес.
Итак, четвертого июня 1798 года в Эстляндской губернии, городе Гапсаль у Михаила Алексеевича Горчакова и Елены Васильевны Ферзен родился сын Александр. Отец был генерал-майором, поэтому по долгу службы часто получал назначения в разные города. Семья жила то в Гаспале, то в Ревеле, то в Петербурге. Мать воспитывала детей, которых было пятеро, причем Александр – единственный мальчик среди них. Семья принадлежала к старинному дворянскому роду, ведущему свое начало от Рюриковичей.
Образование у будущего дипломата было трехступенчатым. На первых порах он получал домашнее образование, затем в Петербурге его определили в гимназию, а уж только потом, блестяще сдав все экзамены, попал в привилегированное учебное заведение под названием Императорский Царскосельский Лицей, где он успешно постигал не только гуманитарные, но также точные и естественные науки.
Все отмечали его незаурядные способности: и преподаватели, и ученики. Вот какую характеристику дал «Франту» директор Лицея Василий Малиновский : «...Князь Горчаков (Александр), 14-ти лет. Превосходных дарований. Благородство с благовоспитанностью, крайняя склонность к учению с быстрыми в том успехами, ревность к пользе и чести своей, всегдашняя вежливость, нежность и искренность в обращении, усердие, ко всякому дружелюбие; пылкость ума и нрава его выражают быстрая речь и все его движения; при всем том он осторожен, проницателен и скромен. Крайняя чувствительность причиняла ему прежде много страданий, но теперь она вошла в пределы умеренности; он начинает сносить ее со свойственным великодушием. Опрятность и порядок царствуют во всех его вещах." Великий поэт А.С. Пушкин посвятил своему однокласснику стихотворение, в котором предсказал ему великое будущее: "Тебе рукой Фортуны своенравной указан путь и счастливый, и славный".
Будущую профессию А.М. Горчаков избрал ещё в первые годы своей учебы. Его кумиром был дипломат И.А. Каподистрия. "Прямой характер его не способен к придворным интригам. Желал бы я служить под его начальством", - говорил юный Александр.
В 1817 году он оканчивает Царскосельский Лицей с золотой медалью и с этого момента начинает свою карьеру блестящего дипломата в чине титулярного советника. И.А. Каподистрия, статс-секретарь Министерства иностранных дел по восточным и греческим делам, стал первым учителем и наставником А.М. Горчакова. Вместе со своим кумиром и другими дипломантами он помещен в свиту царя на конгрессах Священного союза в Вероне, Троппау и Лайбахе. Сам Александр I его "всегда отмечал как одного из лучших питомцев лицея". Неплохое начало для девятнадцатилетнего дворянина. Но не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Доверительные отношения со своим наставником явились причиной того, что многие его недолюбливали, в том числе и статс-секретарь по западноевропейским делам К.В. Нессельроде, который всячески старался помешать молодому дарованию в его повышении по службе, но, как писал Пушкин, фортуна действительно была на стороне Горчакова на протяжении всей долгой жизни. И примерно через три года после окончания Лицея он получает должность секретаря российского посольства в Лондоне, о чем так давно мечтал.
Этот человек был очень одаренным, ему на роду написано было стать великим деятелем, о чем говорят его успехи в карьере. В последующие десять лет после Лицея он возрос с чина надворного до чина статского советника, побывал в должности первого секретаря в Риме, Берлине, Флоренции и Лукке. В 1833 году по личному распоряжению Николая 1 был направлен в Вену в качестве советника. Все самые важные донесения, шедшие в Петербург, составлялись Горчаковым.
В 1838 году у Горчакова появляется жена – Мария Александровна Урусова. Он оставил службу в Вене, возвратился в столицу. По происшествии лет К.В. Нессельроде ничуть не изменил своё отношение к уже состоявшемуся дипломату и продолжал дальше «травить» ему жизнь. В конце концов Нессельроде добился своего и А.М. Горчаков вскоре после приезда подал в отставку.
Но это была не последняя точка в его карьере. Спустя три года Александр Михайлович получил новое назначение и отправился чрезвычайным посланником и полномочным министром в Вюртемберг. Задача Горчакова сводилась к поддержанию авторитета России как покровительницы германских стран. В период революционных действий в Германии он сообщал о митингах и демонстрациях, советовал охранять Россию от взрыва, подобного западноевропейскому.
Прямо перед началом такого сложного испытания для России, как Крымская война (1853-1856), умирает жена Горчакова и на его попечении остаются двое сыновей и дети от первого брака жены. Такое, казалось бы, страшное потрясение не сломило этого великого человека, и в это трудное для России время он проявил себя дипломатом высочайшего класса.
Поражение в этой войне привело к тому, что на международной арене авторитет страны низко упал. По условиям Парижского мирного договора, заключенного сразу после поражения, России запрещалось предпринимать какие-либо действие по отношению к Черноморскому побережью, запрещалось иметь там флот, строить военные укрепления, статья договора просто- напросто его заблокировала, что для нашей страны было одним из самых унизительных условий. Позиции державы пошатнулись и на Балканах из-за ряда стесняющих статей того же мирного договора. Наблюдался общий пессимизм на фоне поражения.
Затем неожиданно занял престол император Александр II. За таким глобальным изменением произошло ещё одно немало важное – А.М. Горчаков в возрасте пятидесяти восьми лет становится министром иностранных дел, вместо постаревшего недруга Нессельроде. Между тем Российская империя «горевала» и «плакала» из-за того, что находилась она в полной изоляции и не имела больше никаких союзников в Европе, и вдобавок к этому известные статьи злополучного договора мешали вздохнуть полной грудью. Поэтому А.М. Горчакову было не до веселья. Можно без всяких преувеличений заявить, что главным делом всей его жизни стала борьба за ликвидацию горестных результатов Крымской войны на дипломатической арене. В то время очень была известна его фраза «Россия не обижается, она только собирается с силами», которая в полной мере характеризовала положение империи. Министр иностранных дел вёл сражение изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год – в течение полутора десятилетий, до полной победы.
Всю жизнь Александр Михайлович то и делал, что вытаскивал страну из бед, продвигал Российскую империю по мировой арене.
Как и многие лицеисты, учившиеся вместе с А.С.Пушкиным, А.М.Горчаков не был равнодушен к судьбе русского народа. Именно этим он прославил свое имя.
Конкурсное сочинение
Царскосельский парк как образ гармонии
природы и искусства.
Огневой Екатерины Андреевны,
ученицы 7 –а класса гимназии № 63
Калининского района
Руководитель: учитель русского языка
литературы
Михеева Антонина Владимировна
№ телефона гимназии № 63
592- 74 – 00
Мобильный телефон руководителя
8 921 782 65 67
Санкт- Петербург
2011
«Здесь столько лир повешено на ветки,» - эти слова из стихотворения А.Ахматовой могли послужить эпиграфом к рассказу о литературных памятных местах города Пушкина. Удивительна и необычна его судьба! Развивавшийся в течение двух веков как загородная царская резиденция, он является замечательным памятником русской архитектуры и садово-паркого искусстваXVIII века. Но наряду с этим город своей известностью обязан также нескольким поколениям поэтов, писателей, деятелей русской культуры, которые жили или бывали в нем. Его по праву называют «городом муз».
В этом городе прошли годы юности А. С. Пушкина. Здесь работал над «Историей государства Российского» Н. М. Карамзин. Здесь в лейб-гвардии гусарском полку служил в 1830 – х годах М. Ю. Лермонтов, а в годы первой мировой войны нес военную службу С. А. Есенин.В Пушкине были и работали многие писатели и поэты –В. Я. Шишков, А. Н. Толстой, А. Р. Беляев, К.А. Федин, А.А. Ахматова и другие. Их привлекали сюда тишина, живописность парков, исторические достопримечательности, а главное, память о великом поэте, которой овеян этот город. «Все пронизано здесь историей, - писал К.А. Федин ,– ее дыхание явственно ощущаешь, и вдруг, когда увидишь из–за дерева какой – нибудь обелиск или какую – нибудь колонну, живописный голос Пушкина, неотделимый от Царского Села, раздастся у тебя в ушах…
С каждым годом повышается интерес к этому городу – сокровищнице русского искусства, неразрывно связанному с жизнью и творчеством выдающихся русских писателей и поэтов. Сотни тысяч людей ежегодно посещают Пушкин, чтобы ознакомиться с его литературными памятными местами, Екатерининским дворцом – музеем, знаменитыми парками.
Царскосельский парк – великолепное произведение русского садово- паркового искусства XVII –XIX веков, в котором сочетаются шедевры архитектуры и красота преображенной северной природы. Этот потрясающий парк является ярчайшим памятником мирового искусства. На его территории около ста памятников, скульптур и различных сооружений.
Парк покрыт удивительными растениями, выращенными многими поколениями умелых садовников. Я не знаю прекраснее места в городе Пушкине, чем Царскосельский парк! Здесь настолько особенная атмосфера, что хочется сюда приходить вновь и вновь.
Здесь удивительно красиво в любое время года, но все же особую прелесть, по моему мнению, можно увидеть именно осенью. Яркость осенних красок просто завораживает. Каждый раз не перестаю удивляться, как может быть природа настолько красива! Недаром это Царское село, места поистине царские!
Каждый уголок парка наполнен гармонией и искусством. С этим парком связана жизнь многих замечательных людей.Он является источником вдохновения для воспитанников Царскосельского лицея в их поэтический изысканьях! Многие художники запечатлели в своих картинах уголки этого райского места.
Постоянно сюда влечет лишь одна мысль о том, что по дорожкам дивного парка ступала нога великого Пушкина. Именно здесь родились поэтические шедевры, которые ныне знает каждый школьник.
Тема Лицея, Царского Села, его знаменитых парков проходит через все творчество А.С.Пушкина. В Царскосельском парке Пушкин бывал и после окончания Лицея. Охваченный каким–то особенным трепетом, бродил он по знакомым аллеям.
Воспоминаниями смущенный,
Исполнен сладкою тоской,
Сады прекрасные, под сумрак ваш священный
Вхожу с поникшею главой.
Величественные архитектурные сооружения и тихие тенистые аллеи, памятники военной славы и прекрасные мраморные статуи – все здесь вдохновляло юных лицейских поэтов, воспитывало их художественный вкус. Пушкин всегда считал Царское Село колыбелью своей поэзии. Он писал в VIII главе «Евгения Онегина»:
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Апулея,
А Цицерона не читал,
В те дни в таинственных долинах,
Весной, при криках лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Особенно тесно связан с поэзией Пушкина Екатерининский парк. Здесь лицеистам было отведено для игр так называемое Розовое поле, на котором при Екатерине II росли розы. Позже, обращаясь к друзьям, Пушкин писал:
… вы помните то поле,
Друзья мои, где в прежни дни, весной,
Оставя класс, играли мы на воле
И тешились отважною борьбой.
Любил Пушкин бывать у Большого пруда, где
… с тополем сплелась младая ива
И отразилася в кристалле зыбких вод …
В одном из лицейских стихотворений Пушкин дал поэтическую зарисовку Камероновой галереи:
А там в безмолвии огромные чертоги,
На своды опершись, несутся к облакам.
Царское Село, по словам одного из современников Пушкина, воспринималось как «пантеон российской славы».
Не се ль Элизиум полнощный,
Прекрасный Царскосельский сад,
Где льва сразил, почил орел России мощный,
На лоне мира и отрад?
Эти пушкинские строки из стихотворения «Воспоминания о Царском селе» посвящены русской воинской славе. Орел, разрывающий льва, - символ победы России над Швецией – изображен на щите одной из скульптур Эрмитажной аллеи Екатерининского парка. Лицеисты хорошо знали аллегорическое значение парковой скульптуры. Памятники военной славы напоминали им о замечательных победах русского оружия, вызывали чувство национальной гордости.
Здесь каждый шаг в душе рождает
Воспоминанья прежних лет… -
писал Пушкин.
И эти воспоминания были для него и его друзей неразрывно связаны с настоящим, с эпохой войны 1812 года. Вот он рисует Чесменскую ростральную колонну:
…окружен волнами,
Над твердой, мшистою скалой
Вознесся памятник. Ширяяся крылами,
Над ним сидит орел младой.
Дальше поэт обращается к Кагульскому обелиску:
В тени густой угрюмых сосен
Воздвигся памятник простой.
О Кагульском обелиске Пушкин упоминает и в повести «Капитанская дочка».
Чуть в стороне от Большого пруда, который Пушкин называл озером, невдалеке от гранитной пристани, в густой зелени деревьев, находится фонтан, получивший широкую известность под названием «Девушка с кувшином». Этот фонтан воспет Пушкиным в стихотворении «Царскосельская статуя»:
Урну с водой уронив, об утес ее дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струей, вечно печальна сидит.
Это и многие другие стихотворения Пушкина увековечили прекрасный образ царскосельских парков, где гармония природы и искусства восхищает.
Конкурсное сочинение
Лицейский период в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.
Пономарева Святослава Сергеевича,
ученика 9-в класса
гимназии № 63
Калининского района
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Михеева Антонина
Владимировна
№ телефона гимназии № 63
592- 74 – 00
Мобильный телефон руководителя
8 921 782 65 67
Санкт- Петербург
2011
«Значение Пушкина неизмеримо велико. Через него разлилось литературное образование на десятки тысяч людей, между тем как до него литературные интересы занимали немногих. Он первый возвёл у нас литературу в достоинство национального дела…»
«При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте. В самом деле, никто из поэтов наших не выше его и не может более назваться национальным; это право решительно принадлежит ему».
Так о великом русском поэте отзывались Николай Васильевич Гоголь и Николай Гаврилович Чернышевский. И ведь действительно, вряд ли можно было охарактеризовать Пушкина лучше. Он, Пушкин, по праву считается величайшим русским поэтом, поэтом огромнейшей души, национальной гордостью всего русского народа. Подобный солнцу, Пушкин озарял и продолжает озарять лучами своего творчества всю русскую землю.
Думаю, абсолютно каждый согласится с тем, что само явление Александра Сергеевича Пушкина, сама его жизнь является феноменом. Словно красная нить, делающая всё окружающее ярче и краше, протянулась жизнь поэта через русское общество, русскую литературу. Но также и сама жизнь поэта была украшена схожей нитью, делавшей каждый период жизни Пушкина по-своему неповторимым.
Действительно, каждый период жизни поэта уникален, обладает своей собственной, яркой историей, но лично я в особенности хотел бы рассмотреть лицейский период жизни Александра Сергеевича Пушкина, а если быть совсем точным, то его творчество во время пребывания в Лицее, ведь именно в это время, можно сказать, и произошло чудо – зародился и начал проявлять себя талант величайшего русского поэта, именно в это время стал вырисовываться его особый, неповторимый стиль письма, началось становление его пера.
Первые произведения, написанные Пушкиным в лицее, имели несколько обособленный характер, ибо основой для них являлось не лицейское вдохновение, а детские впечатления юного поэта. Таковыми являются стихотворение «К Наталье», а также первая проба в жанре поэмы – «Монах». В обоих произведениях видно, что слог поэта лишь только начал формироваться, порой он чуть неуклюж, да и к тому же сама смысловая часть произведений даёт нам понять, что поэт ещё полностью отдан ребяческим мыслям и идеям. Действительно, ведь «К Наталье» рассказывает нам о том, как Пушкин испытывает чувства к крепостной актрисе театра графа В. В. Толстого в Царском Селе.
«Монах» же является этакой поучающей, а в некоторых случаях и обличающей поэмой на духовенство, которая, если присмотреться, насквозь шита шутливыми нитками. Даже взять конец произведения:
— «Проклятый бес! как? и в моих руках
Осмелился ты думать о женах!
Смотри какой! но нет, работник ада,
Ты не прельстишь Панкратья суетой.
За всё про всё готова уж награда,
Раскаешься, служитель беса злой!»
— «Минуту дай с тобою изъясниться,
Оставь меня, не будь врагом моим.
Поступок сей наверно наградится,
А я тебя свезу в Ерусалим».
При сих словах монах себя не вспомнил.
«В Ерусалим!» — дивясь он бесу молвил.
— «В Ерусалим!— да, да, свезу тебя».
— «Ну, если так, тебя избавлю я».
Несмотря на всенародный подъем патриотического чувства, бывшего естественным следствием событий 1812-1814 гг., первые поэтические опыты Пушкина направлялись не в эту сторону, а являлись подражанием любовной лирике, отчасти сатире французских продолжателей Горация. Слог Пушкина претерпевает изменения, Но и в этих "полудетских песнях на чужой голос" местами слышится будущий Пушкин то в искренности чувства, то в оригинальности мыслей и ощущений, то в силе и смелости отдельных картин и стихов.
В роще сумрачной, тенистой,
Где, журча в траве душистой,
Светлый бродит ручеек,
Ночью на простой свирели
Пел влюбленный пастушок;
Томный гул унылы трели
Повторял в глуши долин...
С каждой последующей пробой Пушкин усваивает всё больше и больше, устанавливает свой «золотой» стандарт письма: псевдоклассический арсенал собственных имен скоро уступает место умеренному употреблению утвердившихся формул; славянские выражения быстро редеют и употребляются только в наименее задушевных его пьесах.
Поразителен факт, что одно из произведений пятнадцатилетнего лицеиста, который три года назад, как я уже упомянул, думал по-французски, сделалось почти народною песнью, перепечатывалось на лубочных листах. Это так называемый "Романс" ("Под вечер осенью ненастной"), от которого потом, по забывчивости, отказывался сам автор. В первых (1814 г.) стихотворениях поражает также раннее развитие чувственности.
Под вечер, осенью ненастной,
В далеких дева шла местах
И тайный плод любви несчастной
Держала в трепетных руках.
Всё было тихо — лес и горы,
Всё спало в сумраке ночном;
Она внимательные взоры
Водила с ужасом кругом.
Пожалуй, одним из важнейших дней жизни лицеистов было 8 января 1815 года. Действительно, ведь именно в этот день состоялся переходной экзамен в старшие классы, на котором присутствовал сам Гавриил Романович Державин. Этот экзамен предстояло пройти и Александру Сергеевичу Пушкину. Произведение, впоследствии представленное пред Державиным, крайне тщательно готовилось юным поэтом при помощи его наставника Галича. Именно он посоветовал избрать для слога произведения державинский, отчасти даже ломоносовский стиль. Думаю, не надо напоминать, насколько ярко блистала на экзамене звезда Пушкина, но и просто пройти столь значимый момент лицейской жизни поэта тоже нельзя. Державин, к гордости Пушкина, крайне высоко оценил произведение ещё совсем юного поэта, был сражён его талантом, даже хотел обнять его, но юный Пушкин убежал в порыве детской конфузливости. Как он впоследствии говорил, в Пушкине он увидел достойного наследника своего дела.
О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,
Перуном Зевсовым победу похищали;
Их смелым подвигам страшась дивился мир;
Державин и Петров героям песнь бряцали
Струнами громозвучных лир.
В оде «Воспоминания в Царском Селе» Пушкин прославил победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Его привлекла патриотическая тема тесного союза ратного подвига и поэзии. В оде упоминается и Державин, воспевший «струнами громозвучных лир» полководческий талант Суворова.
Под печатным текстом «Воспоминаний в Царском Селе» Пушкин впервые поставил полную подпись: Александр Пушкин. С этого времени он приобретает широкую известность и за стенами лицея.
Юный поэт дорожил свободой, испытывал страстное желание независимости и хотел такой же независимости от других людей. Он проникся этими идеями, и они отразились в стихотворении «Лицинию», в котором звучат мысли, направленные против рабства и тирании. Изображая Древний Рим, он подразумевает Россию. Современники хорошо понимали, что знаменитая строка – «Свободой Рим возрос, а рабством погублен» - грозное предубеждение тиранам.
Шестнадцатилетний лицеист отдался поэзии, как призванию, тем более, что через отца и дядю он имел возможность познакомиться лично с ее наиболее уважаемыми им представителями: к нему в лицей заезжали Жуковский и Батюшков, ободряли его и давали ему советы. Особенно сильно и благотворно было влияние Жуковского, с которым он близко сошелся летом 1815 г.
Благослови, поэт!.. В тиши парнасской сени
Я с трепетом склонил пред музами колени.
Опасною тропой с надеждой полетел,
Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.
Страшусь, неопытный, бесславного паденья,
Но пылкого смирить не в силах я влеченья,
Не грозный приговор на гибель внемлю я.
В это время в Пушкине начинает вырабатываться способность истинного художника полностью отдаваться чуждому миросозерцанию, происходит переход к объективному написанию и взгляду на свои произведения. Стих поэта постепенно всё более и более облегчается, становится истинно изящным. В некоторых его произведениях образность выражений доходит до небывалой степени (взять хотя бы стихотворение "Мечтатель"); зато местами даже свежая, оригинальная мысль поэта еще не умеет найти себе ясного выражения.
На слабом утре дней златых
Певца ты осенила,
Венком из миртов молодых
Чело его покрыла,
И, горним светом озарясь,
Влетела в скромну келью
И чуть дышала, преклонясь
Над детской колыбелью.
О, будь мне спутницей младой
До самых врат могилы!
В 1816 году известность Пушкина уже настолько велика, что стареющийся лирик Нелединский-Мелецкий, которому императрица поручила написать стихи на обручение великой княжны Анны Павловны с принцем Оранским, прямо отправляется в лицей и заказывает пьесу Пушкину. В час или два заказ уже был исполнен вполне удовлетворительно.
Известные светские поэты ( П. А. Вяземский, А. А. Шишков) шлют ему свои стихи и комплименты, и он отвечает им, как равный. Дмитриев и Карамзин выражают очень высокое мнение о его даровании, с Жуковским, которого после смерти Державина считали первым поэтом, Пушкин уже сотрудничает ("Боже царя храни!").
Лицейская лирик отразила сложный путь рождения гениального поэта. Юный Пушкин часто воображал себя то мечтательным, грустным поэтом («Певец»), то ленивым мудрецом («Городок»), то беспечным и весёлым гулякой («Пирующие студенты»). Однако он всё чаще и чаще обращался к реальным картинам жизни.
Таким образом, лицейский период – пора ученичества и поисков самостоятельного пути - запомнился Пушкину и патриотическим подъёмом 1812 года, и тесной лицейской дружбой, и первыми волнениями сердца, и свободолюбивыми мечтаниями, и началом его поэтической славы.
Конкурсное сочинение
Чем прославили себя выпускники лицея?
Храпкиной Елизаветы Павловны,
ученицы 7-а гимназии № 63
Калининского района
Руководитель: учитель
русского языка и литературы
Михеева Антонина Владимировна
№ телефона гимназии № 63
592- 74 – 00
Мобильный телефон руководителя
8 921 782 65 67
Санкт- Петербург
2011
В год 200-летия со дня открытия Царскосельского Лицея мне захотелось больше узнать об этом учебном заведении и о его знаменитых выпускниках. Я прочитала довольно много справочной и публицистической литературы, перечитала раздел биографии А.С.Пушкина, связанный со временем учебы поэта в Царском Селе. Узнала для себя столько нового и интересного! Это учебное заведение – кладезь талантливых людей.
Царскосельский лицей был открыт в 1811 году в пригороде Санкт-Петербурга, который сейчас называется Пушкин. Он предназначался для обучения дворянских детей. В лицей принимались дети 10-12 лет; прием осуществлялся каждые три года. Учебный план лицея неоднократно изменялся, сохраняя при этом гуманитарно-юридическую направленность. Лицейское образование приравнивалось к университетскому, выпускники получали гражданские чины. У каждого лицеиста была своя комната — «келья», как называл её А. С. Пушкин. В комнате — железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. Отличительной чертой Царскосельского лицея был запрет телесных наказаний воспитанников, закрепленный в лицейском уставе.
Обязательными предметами для изучения были нравственные и политические науки, эстетика, российская и латинская словесность, физические и математические науки, музыка и хоровое пение, русская словесность, военные науки, французская словесность, история и география.
Вот так, в отличие от нас, современных школьников, учились лицеисты.
Первые же выпускники стали гордостью России. Среди них:
Баку́нин Алекса́ндр Па́влович — тверской гражданский губернатор, тайный советник.
Владимир Дмитриевич Вольховский — капитан Гвардейского генерального штаба, генерал-майор, лицеист первого выпуска. Воспитывался в Московском университетском пансионе, откуда, как отличный ученик, переведён в Царскосельский лицей. В Лицее сначала получил прозвище «Разумница», а позже — «Суворочка» потому, что при внешней хрупкости и небольшом росте обладал сильным характером и несгибаемой волей, напоминая этим Суворова. Выпущен с первой золотой медалью прапорщиком в гвардию.
Светлейший князь Александр Михайлович Горчаков — видный российский дипломат и государственный деятель, канцлер, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного. Получил воспитание в лицее. С юности «питомец мод, большого света друг, обычаев блестящих наблюдатель» (как характеризовал его Пушкин в одном из посланий к нему).
Константи́н Ка́рлович Данза́с — российский армейский офицер, генерал-майор; лютеранин. Друг А. С. Пушкина, его секундант на дуэли с Дантесом. Происходил из старинного дворянского курляндского рода. Ещё на школьной скамье сблизился с А. С. Пушкиным. Издавал рукописный школьный журнал «Лицейский Мудрец» и сам писал для него.
Антон Антонович Де́львиг — барон, русский поэт, издатель. Дельвиг поступил в Царскосельский лицей; учился он лениво, но рано начал писать стихи, и уже в 1814 году они появились в печати, в «Вестнике Европы».
Алексей Демьянович Илличевский — русский поэт. Сын томского губернатора. Известен не столько литературной деятельностью, выразившейся в издании небольшого томика стихотворений «Опыты в антологическом роде». Пушкин называл его «остряком любезным».
Николай Александрович Корсаков — поэт, композитор. Корсаков писал стихи, в основном сатирические или юмористические, но наиболее был известен, как музыкант.
Модест Андреевич Корф — барон, граф, русский государственный деятель, историк, почётный член Петербургской Академии наук. Лицейское прозвище — «дьячок Мордан», от фр. mordant — кусачий, служил сначала в министерстве юстиции и в комиссии составления законов, затем в министерстве финансов.
Вильгельм Карлович Кюхельбекер— русский поэт, писатель и общественный деятель, декабрист. Лицейские прозвища — «Кюхля», «Гезель», «Бехеркюхель». Товарищ А.С. Пушкина по Лицею. Рано проявил интерес к поэзии и начал печататься в 1815 году в журналах «Амфион» и «Сын Отечества».
Сергей Григорьевич Ломоносов— российский дипломат, тайный советник, чрезвычайный посланник и полномочный министр при Нидерландском дворе; лицейский товарищ Пушкина.
Фёдор Фёдорович Матюшкин — адмирал, полярный исследователь, сенатор. Первоначальное образование получил в пансионе при Московском университете, затем учился в лицее, по окончании которого поступил в 1817 году волонтёром во флот и в молодых чинах участвовал в ряде кругосветных и полярных экспедиций.
Александр Сергеевич Пушкин — великий русский поэт, драматург и прозаик. В филологии Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка. Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. Воспоминания о годах, проведённых в Лицее, о лицейском братстве навсегда остались в душе поэта.
Иван Иванович Пущин — декабрист, коллежский асессор, лучший друг Пушкина. После выхода из лицея Пущин вступил в первое тайное общество («Священную артель»), основанное гвардейскими офицерами. «Мой первый друг, мой друг бесценный!»,- обращался Пушкин к Пущину в стихах.
Александр Дмитриевич Тырков — ученик Царскосельского лицея, друг Пушкина, прапорщик Северского конно-егерского армейского полка, с февраля 1822 отставной штабс-капитан, владелец имения в 18 верстах от Любани Новгородской губернии. За особенности телосложения и смугло-бурый цвет лица одноклассники шутливо называли своего товарища «Туркус брус кирпичной».
Михаил Лукьянович Яковлев — русский композитор, певец и государственный деятель (тайный советник, сенатор Российской империи). С литературным творчеством, которым Яковлев занимался ещё в Лицее, он покончил достаточно быстро.
Надо отметить, что не только выпускники первого набора стали известными. Но и в последующие годы ученики радовали своими достижениями Царскосельский лицей:
Дмитрий Николаевич Замятнин— российский государственный деятель. В 1862—1867 годах — министр юстиции Российской империи. Обер-прокурор II Департамента Сената и сенатор; министр юстиции и член Государственного Совета. Известен в первую очередь как идейный и фактический руководитель судебной реформы Александра II.
Николай Иванович Кайданов— архивист. Работал начальником архива департамента таможенных сборов.
Михаил Евгра́фович Салтыко́в-Щедри́н— русский писатель. Сочинения Салтыкова-Щедрина переведены на иностранные языки, хотя своеобразный стиль Салтыкова-Щедрина представляет для переводчиков чрезвычайные трудности.
Многих из них объединяла дружба, основанная на общих интересах и увлечениях. Практически каждый имел весёлое прозвище. Все ученики лицея были патриотами России и хотели принести пользу своей Родине. Это и помогло им прославиться.
6 сентября 1843 года учебное заведение было переведено в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома. Несмотря на то, что учебное заведение теперь находилось в Петербурге, традиции Царскосельского Лицея и особенно память о Пушкине и других первых воспитанниках бережно сохранялась студентами последующих курсов и передавалась из поколения в поколение. Памятные даты такие, как 19 октября — день открытия Лицея, дни рождения и смерти Пушкина обязательно отмечались. В настоящее время в здании лицея открыта очень интересная музейная экспозиция.
Нам, гимназистам ХХI века, есть на кого равняться и с кого брать пример.
Сторож
Глупый мальчишка
Сказка "Узнай-зеркала"
Что есть на свете красота?
Знакомимся с плотностью жидкостей