Доклад ученицы третьего класса Екатерины Аргудяевой о творчестве эвенского писателя Константина Алексеевича Ханькана.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 51 КБ |
СВОЕОБРАЗИЕ
ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ КОНСТАНТИНА ХАНЬКАНА
ЕКАТЕРИНА АРГУДЯЕВА
г. Магадан МОУСОШ №18
3-А класс
Консультант – Соболь Валентина
Дмитриевна,
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 18
Магадан 2010 г.
Как чистый воздух – незаметен,
Как свет, когда к нему привык,
Как мир знакомый в этом свете –
Понятный и родной язык!
Пусть мой ты, но сказать не смею,
Что знаю я вполне тебя.
Благодаря тебе яснее
И жизнь, и дело, и судьба!
В 2009 году городу Магадану исполнилось 70 лет. В нашем городе живет много знаменитых людей: геологов, строителей, учителей, писателей, поэтов, художников.
С незапамятных времен территорию нашей области населяли люди и занимались они охотой, рыбалкой, оленеводством. И чтобы ориентироваться на местности, они сами давали названия рекам, озерам, горам, стоянкам. Одно из таких урочищ носит название Ханькан. И, называя это урочище, люди не могли даже представить, что оно будет не только ориентиром для движения в тундре, но и ориентиром в мире литературы.
В один из ноябрьских дней 2007 года я познакомилась с очень интересным и необыкновенным человеком – писателем Константином Алексеевичем Ханьканом, оказавшимся моим соседом по лестничной площадке. В этот день он и его жена, Галина Дмитриевна, пригласили нас к себе домой, чтобы представить вышедшую в свет первую книгу Константина Алексеевича «Живой поток».С тех пор завязалась наша дружба.
Писатель Ханькан родился 3 июня 1943 года в селе Камешки Северо-Эвенского района Магаданской области в семье оленевода-кочевника. По образованию зоотехник. Но еще охотник и рыбак, знаток народных поверий и традиций, эвенских легенд и преданий. Он объездил и обходил всю эвенскую тундру и тайгу и, поэтому, много знает о северной природе и животном мире.
Свои первые произведения начал писать в молодом возрасте. Это были заметки о колхозниках, оленеводах – комсомольцах которые печатались в газетах «Маяк Севера», «Советская Чукотка», «Магаданский комсомолец». Первые «серьезные» произведения начал писать в 30-ти летнем возрасте. Многие из них вошли в книгу «Живой поток».
Наши встречи я могу назвать литературными вечерами, потому что слушая его рассказы и обсуждая их, я стала познавать литературное творчество «изнутри». Что такое легенда, повествование, предание, поверье, я узнала из уст Константина Ханькана, а его книга «Живой поток» стала для меня открытием мира нашего северного края, моей малой Родины.
Один из рассказов, включенных в нее, называется «Шаманка». Это предание, которое передается из поколения в поколение. Описывая жизнь шаманки Адапти, автор доносит до нас в художественной форме особенности быта и традиций эвенов.
На примере «Шаманки» писатель Ханькан объяснил мне, что любое литературное произведение имеет сюжетную основу. Основой этого предания стало превращение обычной девушки в шаманку.
Для описания самого сюжета сначала в произведении используется завязка, то есть начало описываемых событий. Здесь – описывается встреча со старой шаманкой имя которой Адаптя.
Дальше начинают развиваться события. В нашем примере – описывается жизнь Адапти с юных лет, ее болезнь и о то, почему ей суждено было стать шаманкой.
И, наконец, наступает развязка. В конце своей долгой жизни шаманка Адаптя умирает, ни кому не передав свой дар, но сотворившая много добра людям.
Константин Алексеевич указывает, что это легенда. Но, как известно, легенда – это поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии, о героических событиях прошлого. Читая это произведение, я поняла, что для эвенского народа шаман и шаманка – это самые главные люди в тундре. Ведь только они могут вылечить заболевшего человека, помочь справиться с трудностями и многое другое. Легенды нас многому учат, и, прочитав эту легенду, я поняла, что каждый человек имеет свой путь в жизни, который ему послан свыше.
В книгу вошли рассказы, в которых описываются обычные человеческие отношения, и которые показывают нам, что мы должны быть добрее друг к другу, к окружающей нас природе, должны справляться с трудностями жизни и бороться со своими недостатками. Об этом можно прочитать в рассказах «Осенняя охота», «Загадочная встреча», «Священный камень аняпыл».
С прекрасным миром природы мы знакомимся в рассказах «Дивная птица кидыррук», «Птицы, принесенные в жертву», «Уямкан – самка снежного барана». Внимание привлекают необычные наблюдения автора. Например, в рассказе «Однажды в лунную ночь» он описывает негаданную встречу с неопознанным летающим объектом.
Из рассказа «Приметы северного края» мы узнаем о том, какие есть связи между животным миром и природными явлениями. Вот пример: «Чайки парят высоко в небе – менее чем через сутки пойдет продолжительный дождь»; или «Яркая радуга в период затяжного дождя – к хорошей погоде». В рассказе «Живой поток» автор описывает уникальное природное явление, которое поражает своей необычностью. Но что это за явление, вы узнаете сами, прочитав этот рассказ.
Писатель Ханькан пишет не только рассказы и повести, но и стихи. Самые первые коротенькие стихотворения он начал писать, когда проходил службу в рядах Советской Армии. Вот слова из стихотворения «Песня о родном крае»:
Немало тех, кто говорит красиво
Про «дальний», незнакомый «материк»,
А Север называет неуютным и тоскливым.
Мне кажется, он просто не привык! /…/
Знакомые, как отчий дом, озера,
Цветы и травы, напоенные росой;
А красота природного узора!
Нет на земле сравнения с тобой:
Плывущий пред началом дня туман,
И к морю убегающие реки...
/.../ Я никогда с тобою не расстанусь
И не смогу, ведь ты во мне.
Многие свои произведения писатель иллюстрирует сам. Это увлечение началось еще в детстве. Как он сам рассказал, когда учился в интернате, у них было много гуашевых красок и больших листов бумаги. Так как особо заниматься было нечем после уроков, то вместе с другими ребятами он рисовал.
Знакомство с традициями своего народа происходило, прежде всего, в семье. Отец учил юного Костю навыкам рыбалки, охоты, учил различать следы зверей, их повадки. Мать учила его разделывать и хранить добычу, готовить пищу на костре, а также рассказывала ему разные эвенские предания и поверья.
В 2008 году Константин Алексеевич Ханькан стал дипломантом седьмого открытого конкурса литераторов на соискание премии имени Юрия Рытхэу в номинации «За вклад в развитие северного фольклора» за рассказ «Орлы прилетели». В 2009 году этот рассказ был опубликован в журнале «Колымские просторы», который выпускает местное отделение Союза писателей России.
По инициативе ЮНЕСКО с 1999 года с целью сохранения и развития исчезающих языков малых наций и народностей 21 февраля отмечается Международный день родного языка.
Эвенский народ, представителем которого является Константин Ханькан, малочисленный и, можно сказать, исчезающий. Своим творчеством писатель пытается сохранить культуру, язык, традиции, и этим подчеркивается самобытность автора.
Константина Алексеевича Ханькана я могу назвать своим товарищем и учителем. Творческие встречи с ним – это интересное и увлекательное путешествие в мир знаний о природе родного края, о животном мире тайги и тундры, о жизни коренного населения.
Я решила попробовать свои силы в литературном творчестве и придумала три сказки: «Катюшин сон», «Девочка, Лошадь и косматая Бяка», а со сказкой «Северный человек и Собака-лайка», которую я посвятила всему эвенскому народу и городу Магадану я вас сейчас познакомлю.
«Давным-давно жили в тундре дикие олени. Было их много, но они часто погибали, потому что не умели правильно добывать себе корм. Они не знали, где можно найти большие поляны ягеля и грибов. А зимой этот корм был занесен снегом и олени замерзали от голода. Они очень боялись волков и хищных птиц, которые охотились на них, потому что не могли прятаться среди карликовых березок, а кочковатая земля мешала им быстро бегать.
И вот однажды, Самый Главный олень пошел на Священное место и позвал Великого Повелителя тундры. Он, от имени всего оленьего рода, попросил помощи, ведь им стало совсем трудно. Великий Повелитель тундры выслушал его и решил послать им Северного человека и Собаку-лайку.
С того времени Северный человек стал заботиться об оленях. Сначала он собрал всех в одно большое стадо. Потом стал водить их на пастбища, богатые ягелем и грибами. А зимой, он и Собака-лайка, помогали находить и откапывать корм из-под снега. Вместе они стали охранять оленей от нападений волков и хищных птиц. Когда в стаде появлялись на свет маленькие оленята, то Северный человек радовался, а когда олень умирал, то приносил его останки на Священное место Великого Повелителя тундры.
Прошло много времени пока олени окрепли и их стадо увеличилось во много раз. В один из дней Самый Главный олень созвал весь олений род и сказал, что Северный человек и его Собака-лайка много помогают им. И тогда олени решили отблагодарить их. Они решили давать свое мясо, чтобы Северный человек и Собака-лайка принимали его в пищу. Из своих шкур олени разрешили шить теплую одежду и одеяла, покрывать ими жилье, делать из них разные нужные предметы быта. А чтобы Северный человек лечился от болезней, олени дали свои рога.
И с тех пор, в тундре можно увидеть стада оленей, которые идут вместе с Северным человеком и весело бегущей Собакой-лайкой. А место, где когда-то появился первый Северный человек и его Собака-лайка, посланные Великим Повелителем тундры, назвали МАГАДАН...»
Список материалов, использованных при подготовке сообщения:
Приложение:
Хитрый коврик
Этот древний-древний-древний мир!
Нора Аргунова. Щенята
Философские стихи Кристины Россетти
Лягушка-путешественница