Автора заинтересовало своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны Виктором Петровичем Астафьевым в повести "Пастух и пастушка"
Вложение | Размер |
---|---|
kak_sochinyat_muzyku_posle_osvencima.doc | 146.5 КБ |
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Управление образования Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение гимназия № 174
«Как сочинять музыку после Освенцима?»
(Теодор Адорно)
Исследовательский проект по повести В.П. Астафьева «Пастух и пастушка»
Исполнитель:
Гурьянова Елена,
ученица 11 «А» класса
МБОУ гимназии №174
Научный руководитель:
Лузина Л.Н,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Оглавление
Глава I. Понятие хронотопа, его составные элементы и роль в произведении
Глава II. «Современная пастораль» В. П. Астафьева и традиционная пастораль: сопоставительный анализ хронотопа как средства выражения отношения автора к проблеме сохранения в человеке созидательного начала.
1. История развития жанра пасторали в мировой культуре
2. Пространственно-временная организация пасторали
В качестве темы нашего исследовательского проекта мы взяли слова
немецкого философа Теодора Адорно: «Как сочинять музыку после Освенцима?»
Правомерными кажутся сомнения человека, который хорошо знает, что скрыто за словом «Освенцим». Это один из лагерей смерти, где в одноэтажных деревянных бараках содержались сотни тысяч евреев, поляков, цыган и узников других национальностей. Новые заключенные ежедневно прибывали на поездах со всей оккупированной Европы. Прибывших делили на четыре группы. Первая группа, составлявшая примерно три четверти всех привезенных, отправлялась в газовые камеры в течение нескольких часов. В эту группу входили женщины, дети, старики и все те, кто не прошёл медкомиссию по полной пригодности к работе. Вторая группа заключенных отправлялась на рабскую работу на промышленные предприятия различных компаний. Третья группа, в основном близнецы и карлики, отправлялась на различные медицинские эксперименты, в частности к доктору Йозефу Менгеле, известному под прозвищем «ангел смерти». Четвёртая группа, преимущественно женщины, отбиралась в группу «Канада» для личного использования немцами в качестве прислуги и личных рабов, а также для сортировки личного имущества заключенных, прибывающих в лагерь. Число жертв этого лагеря составило более миллиона человек.
Очевидно, Теодор Адорно предполагал, что спасение жизни в чудовищных условиях концлагеря равнозначно чуду, но ставил под сомнение возможность сохранить при этом человеческую душу с ее нереализованным творческим потенциалом. А для того чтобы «сочинять музыку», нужна живая душа человека. Возникает противоречие между потребностью человека создавать нечто новое во имя жизни и состоянием опустошенности души, выжженной огнем войны.
Гипотеза: можем предположить, что человек, прошедший сквозь огонь войны, оказывается способен не только существовать как физическое тело, но и воспринимать жизнь во всей ее полноте, создавать мир по законам добра и красоты даже в условиях войны.
Исследовать данную проблему мы решили на материале повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка». Автор осенью 1942 года добровольцем ушел в армию, а весной 1943 года попал на фронт. Воевал на Брянском. Воронежском и Степном фронтах, объединившихся затем в Первый Украинский. Фронтовая биография солдата Астафьева отмечена орденом Красной Звезды, медалями "За отвагу", "За победу над Германией" и "За освобождение Польши". Несколько раз он был тяжело ранен. Пройдя сквозь ад войны, чудом оставшись в живых, Виктор Петрович оказался способен создавать произведения, в которых тема Великой Отечественной войны была раскрыта по-особому. Именно поэтому повесть «Пастух и пастушка», посвященная этой теме, не сразу была опубликована. Слишком необычным было соединение двух начал: натуралистического и сентиментального.
Объектом данного исследования является текст повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка».
Предмет исследования – хронотоп повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка» как средство выражения авторского отношения к проблеме сохранения в человеке созидательного начала, то есть способности воспринимать жизнь во всей ее полноте, создавать мир по законам добра и красоты даже в условиях войны.
Целью работы было выявление своеобразия хронотопа в повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка» как средства выражения авторского отношения к проблеме сохранения в человеке созидательного начала, то есть способности воспринимать жизнь во всей ее полноте, создавать мир по законам добра и красоты даже в условиях войны.
В соответствии с целью поставлены следующие задачи:
Единицей анализа служат фрагменты текста с интересующим нас смыслом.
Ведущий метод исследования – сопоставительный литературоведческий анализ.
Решению поставленных задач подчинены главы данной работы.
Глава I. Понятие хронотопа, его составные элементы и роль в произведении
В выявлении особенностей организации хронотопа в произведении В.П. Астафьева «Пастух и пастушка» мы воспользовались работой доктора филологических наук, профессора Н. В. Барковской. Опираясь на работу М.М.Бахтина, Н.В.Барковская дает следующее определение термина хронотоп: «хронос»- время, «топос»- место, хронотоп – пространственно-временная организация художественного мира произведения. [2]
В произведении время и пространство взаимосвязаны, пространство изменяется во времени, а время разворачивается в пространстве.
Художественный хронотоп отличается от объективного пространства-времени тем, что это пространство-время человека. По мнению Н. В. Барковской, именно человек, его состояние, его духовный мир является центром произведения, пространство и время передают не объективную картину внешнего мира, а картины субъективных миров. Художественное пространство и время воплощают представление о жизни, о мироустройстве автора или героя, а потому физические (объективные) свойства пространства и времени могут трансформироваться. Однонаправленный ход времени может нарушиться возвращениями в прошлое или перенесением в будущее. Обычное трехмерное пространство приобретает способность сжиматься и разжиматься, становится многомерным.
М.М.Бахтин разработал идею зависимости художественного пространства-времени от человека и показал, что возможно двоякое сочетание художественного мира с героем произведения:
а) мир может изображаться извне героя, как его окружение, «фон», «объективно», пластично и живописно поданный, «от автора»;
б) мир может изображаться так, как он видится герою, то есть «изнутри», «глазами» героя, как его кругозор; такой мир более проникнут субъективностью героя, его мыслями, чувствами, поступками.[3]
Ю.М.Лотман на материале литературы ХIХ века показал связь пространственно-временных моделей с нравственными (этическими) принципами автора или героя.
Характер художественного времени и пространства отражает те представления о мире, которые сложились в быту, в религии, в науке, в философии определенной эпохи в жизни общества. Поэтому модели хронотопа имеют культурологический смысл. Например, византийский купол над храмом изображает собою свод небес, покрывший землю; готический шпиц выражает собой неудержимое стремление ввысь, подъемлющее от земли к небу каменные громады; купола-луковицы православных церквей, которые «жаром горят», символизируют духовное горение, молитвенный подъем, имея образ пламени свечи, заостряющегося кверху [9].
В литературе существуют разные типологические модели. Это хронотоп дороги и порога, хронотоп города, хронотоп сада, леса, степи. Вслед за Н.В. Барковской рассмотрим топосы дороги и территории.
Дорога - универсальная форма организации пространства. Дорога придает пространству векторную направленность (от «точки А» - к «точке В»), целеустремленность. Путь - движение литературного героя в этом пространстве, как бы «реализация» дороги. Дорога предполагает не только перемещение в пространстве и времени, но встречи, преодоление препятствий, открытие нового, т.е. обогащение опытом, нередко - нравственное очищение. Главное в пути – поиск и достижение цели. Важный момент – начало пути: человек должен созреть, чтобы отправиться в путь, быть творческой, инициативной личностью. Герои пути – это Одиссей и Илья Муромец, Печорин и Пьер Безухов…. Важно иметь в виду два момента: во-первых, насколько полно путь героя реализует «дорогу», во-вторых, способствует ли странствование героя его нравственному совершенствованию, становится ли его путь дорогой к самому себе и к людям, «жизненным путем».[2]
В отличие от динамического хронотопа дороги, хронотоп территории статичен, ограничен и отграничен от всего иного. Как правило, в нем есть центр и периферия (окраина). Он способствует не открытию нового, а сохранению традиций, преемственности поколений, стабильности образа жизни. Так, Базаров (герой «пути») сразу ощущается как чужак в дворянском гнезде Кирсановых. Герои территории (места) очень разнообразны: это и Платон Каратаев в романе Л. Толстого «Война и мир», и чеховский Беликов («Человек в футляре»).
Хронотоп дороги или территории может не только составлять основу сюжета произведения, но и воплощаться в самостоятельных художественных образах.
По мнению М.М. Бахтина, хронотоп выполняет три основных функции:
Именно вторая функция хронотопа будет исследована в нашей работе, так как нас интересует вопрос: «Как через хронотоп «современной пасторали» В.П.Астафьев подводит нас к мысли о том, что человек даже в условиях войны сохраняет в себе способность не только существовать как физическое тело, но и воспринимать жизнь во всей ее полноте, создавать мир по законам добра и красоты?»
Так как литературоведы выделяют следующие компоненты хронотопа:
то мы рассмотрим их в нашей работе и определим роль каждого из них в формировании авторской оценки действительности.
Глава II. «Современная пастораль» В. П. Астафьева и традиционная пастораль: сопоставительный анализ хронотопа как средства выражения отношения автора к проблеме сохранения в человеке созидательного начала
1. История развития жанра пасторали в мировой культуре
«Пастух и пастушка»- одно из лучших произведений В.П.Астафьева. В этой повести воссоздан образ чистой любви, жизнь человеческих душ, войной не смятых, не подавленных. «Современная пастораль» - такой подзаголовок, многое определяющий и проясняющий в идейном звучании произведения, дал писатель своей повести, в которой есть любовь, есть счастье – эти главные приметы традиционной пасторали.
Российский Энциклопедический Словарь (2001года) дает следующее определение пасторали: от французcкого pastorale …от латинского pastoralise – пастушеский:
- жанровая разновидность новоевропейской литературы ХIV-ХVIII веков, связанная с идиллическим восприятием;
- опера, пантомима или балет, сюжет которых связан с идеализированным изображением пастушеской жизни;
- вокальное или инструментальное произведение, рисующее картины природы или сцены сельского быта.[8]
Словарь Ожегова (1990г.) дает более лаконичное определение: пастораль — в европейском искусстве ХIV-ХVШ веков драматическое или музыкальное произведение, идиллически изображающее жизнь пастухов и пастушек на лоне природы.[7]
В связи с тем, что жизнь не стоит на месте, то есть постоянно развивается, и жанр пасторали в искусстве тоже развивается. В эпоху раннего Возрождения в пасторали выражались гуманистические идеи, прославлялась земная любовь, передавалось чувство природы - Ф.Саккетти, «Горные пастушки»; Дж. Боккаччо, «Фьезоланские нимфы». В период кризиса ренессанского гуманизма (ХV-ХVI века) в пастораль проникают идеи о сохранении внутреннего покоя личности, усиливаются аристократические тенденции. Воспеваются безмятежная жизнь, возвышенные чувства, утонченные наслаждения на лоне природы (М. Сервантес, «Галатея»; Ф. Синди, «Аркадия»).
В конце XVI века в Италии появляется музыкальная пастораль «Дафна» поэта Ринуччини и композитора Я. Пери, положившая начало опере.
В XVII веке пастораль становится одним из характерных жанров аристократической литературы: воспеваются изысканные чувства, доступные только избранным. Природа превращается в изящную декорацию для галантных диспутов «пастушков» — аристократов.
Пасторальные образы встречаются и в литературе XVIII века, трактуются в основном в манере сентиментализма.
В России пастораль появляется в XVIII веке и носит преимущественно песенный характер.
2. Пространственно-временная организация пасторали
Чтобы выяснить, в чем писатель остается верен традициям жанра пасторали, в чем отступает от них и с какой целью это делает, мы решили провести сопоставительный анализ хронотопа традиционной пасторали и «современной пасторали» В.П.Астафьева по пяти показателям, названным выше. Для этого мы воспользовались определением «идиллический хронотоп», который дает М. М. Бахтин в статье «Формы времени и хронотопа в романе» (1937-1938, с дополнениями в 1973 г.). В идиллическом хронотопе вся жизнь прикреплена «к родной стране со всеми ее уголками, к родным горам, родному долу... родному дому». Именно здесь человек бывает счастлив. На картине Франсуа Буше «Пастушеская сцена» (1703-1770 гг.) изображен ясный день. Безоблачное небо не грозит ненастьем. Все залито теплым солнечным светом. Действие происходит на лоне природы, на освещенной солнцем поляне. На заднем плане изображен лес, непременно лиственный. Яркие цветы выделяются на фоне живительной зелени, символизируя красоту и гармонию окружающего мира. Символом благополучия являются плоды винограда. Символом беспечности являются фигуры животных. Художник изобразил овечек - эти домашние животные имеют удивительно мягкие, округлые формы.
Таким образом, в традиционной пасторали хронотоп представлен в виде КОСМОСА, т.е. модели мироздания, где все находится в гармонии (от греческого «связь, стройность, соразмерность»). В качестве основных пространственно-временных координат выступают образы залитой летним солнцем поляны, родного дома, животных и птиц.
Но В.П.Астафьев рядом со словом «пастораль» поставил слово «современная», как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к самым тонким и трепетным порывам души.
Время и пространство в художественном мире Астафьева имеет приметы реального мира: автор рассказывает о событиях 1944 года, о разгроме немецкой группировки под пунктом Корсунь-Шевченковский: «Наши войска добивали почти уже задушенную группировку немецких войск, командование которой, как и под Сталинградом, отказалось принять ультиматум о безоговорочной капитуляции». Именно в этот период войны враг стал другим: «Немцы иные: оголодалые, деморализованные окружением и стужею».
В отличие от традиционной пасторали, в пасторали В. Астафьева время действия - ночь, зимняя ночь: «Орудийный гул опрокинул и смял ночную тишину. Просекая тучи снега и тьму, мелькали вспышки орудий, и под ногами качалась, дрожала, шевелилась растревоженная земля вместе со снегом, с людьми, приникшими к ней грудью».
Используя аллитерацию и ассонанс, автор дает нам возможность услышать звуки боя: [о], [а], [э] характеризуют звуки пролетающих снарядов; помогают услышать свист снарядов, рассекающих воздух; [ж], [ш], [ч], передают дрожь земли, разбуженной ночным боем.
Кажется, весь мир пришел в движение. Создать иллюзию всемирного движения помогает обилие существительных, обозначающих конкретные предметы (одушевленные: связисты, эрэсовцы, пехота, тыловики - и неодушевленные: «катюши» — «сами машины как будто присели на лапах перед прыжком...»; стволы наших пушчонок), и обилие глаголов, передающих динамику боя: машины... метались, связисты ругались, ракеты вспыхивали.
Это описание удивительно напоминает описание Полтавского боя в поэме «Полтава» А. С. Пушкина:
Бросая груды тел на груду,
Шары чугунные повсюду
Меж ними прыгают, разят,
Прах роют и в крови шипят.
Швед, русский - колет, рубит, режет,
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон,
И смерть, и ад со всех сторон.
И снова Астафьев: «Ракеты, много ракет взмывало в небо. В коротком, полощущем свете проблесками возникали лоскутья боя, и в столпотворении этом то сближались, то проваливались во тьму, сияющую за огнем, тени людей, табуны людей, кучи людей, закруженных водоворотом боя».
Образ разорванной в клочья ночи; образ дороги, по которой идут, ползут солдаты, защищая родной дом, родную природу; образ степи, заснеженной или припорошенной семенами трав; образ чужого дома, где можно «прикорнуть» пару часов, если будет возможность; наконец, образ водоворота боя - воронки, которая затягивает все живое и неживое, разрывает привычные связи, тянет в бездну - все это работает на создание иной модели мироздания - ХАОСА, картины вселенского разрушения.
Цветовое решение усиливает ощущение контраста с традиционной пасторалью: «Черная злоба, черная ненависть, черная кровь задушили, залили все вокруг: ночь, снег, землю, время и пространство».
СХЕМА №1
Итак, в результате сопоставительного анализа выясняем: своеобразие пространственно-временной организации художественного мира повести проявляется в том, что в центре оказывается образ водоворота боя, символизирующего хаос, а на периферии – образ родного дома, связанный с дорогими главному герою людьми, с детством, с теплыми и светлыми воспоминаниями о родном крае.
3. Сюжет пасторали
В поисках ответа на поставленный нами вопрос рассмотрим особенности сюжета повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка», сопоставив их с сюжетом традиционной пасторали.
Сюжет - это основная схема событий в последовательности их развития. Если в традиционной пасторали внимание зрителя обращено на кульминационный момент в развитии отношений возлюбленных, то в «современной пасторали» В.П. Астафьева в основе сюжета - любовь Бориса и Люси, данная в «огненном кольце войны».
СХЕМА№2
Автор не случайно так развивает сюжетную линию. Он убежден в том, что в этом мире есть сила, способная противостоять разрушительной силе войны. Случайная встреча юноши и девушки во время короткой передышки между боями в этом мире, залитом «черной злобой», – и светлое чувство любви, которое пробуждает во вчерашнем мальчишке благородные порывы: ему хочется носить ее на руках, даже если это получается неловко, неуклюже; он готов говорить ей те самые «сокровенные» слова, которые говорили герои старых книг; в нем рождается желание защитить ее от зла, которое так стремительно ворвалось и в ее, и в его жизнь. Сентиментальные слова и поступки юноши и девушки вызывают у нас определенные ассоциации: любовный сюжет получает развитие и на картине Антуанна Ватто «Затруднительное предложение» (1716г.). В традиционной пасторали хронотоп предстает как идиллический, то есть изображающий идеализированную, безмятежную жизнь, в которой нет и не может быть конфликтов. Чувства, которые испытывают герои, радостные, светлые. Отсутствие конфликта - в идеале.
В отличие от традиционной пасторали, В.П.Астафьев изображает конфликт как столкновение естественной потребности человека жить и любить и жестокости войны, уничтожающей тела и души людей.
СХЕМА №3
Сопоставив сюжет и композицию повести В.П.Астафьева «Пастух и пастушка» с теми же элементами хронотопа традиционной пасторали, можем сделать вывод: автор намеренно вызывает в нашей памяти образ идеального мира, в котором живет любовь и отсутствуют какие бы то ни было конфликты, желая акцентировать наше внимание на естественном для любого человека желании любить и быть любимым. Мечта о гармонии в отношениях возлюбленных нашла отражение в многочисленных произведениях художественной литературы, живописи, музыки. И В.П.Астафьев утверждает: только любовь способна противостоять злобе и ненависти, только любовь делает душу человека мягче, добрее, чище, особенно в условиях войны.
4. Композиция пасторали
Теперь рассмотрим, как через композицию «современной пасторали» В.П.Астафьев подводит нас к мысли о том, что человек даже в условиях войны сохраняет в себе способность не только существовать как физическое тело, но и воспринимать жизнь во всей ее полноте, создавать мир по законам добра и красоты. И снова «память жанра».
В музыке пасторальный сюжет использует в XIX веке композитор П.И. Чайковский в опере «Пиковая дама» и строит композицию пасторальной сцены так: Увертюра; 1-ая часть – «Ожидание»; 2-ая часть – «Свидание»; Финал.
СХЕМА №4
Пастораль В. Астафьева тоже имеет четкую композицию. Есть вступление и финал - автор использует композиционный прием художественного обрамления с определенной целью: дает возможность взглянуть на войну со стороны - из жизни мирной, послевоенной; обращение к памяти героев как бы расширяет художественное пространство произведения. Сюжетное время, сжатое до двух суток, дополняется по психологии воспоминаний - событиями жизни Бориса (ранение и смерть) и Люси, которая всю жизнь искала своего любимого. Любовный сюжет, казалось бы, заключен в двух частях: «Свидание» и «Прощание», но, кроме них, автор дает еще две части: «Бой» и «Успение». Для чего? Для того, чтобы показать, что любовный сюжет был окружен огненным кольцом войны, оттеняющим катастрофичность встречи возлюбленных («Я приду встречать тебя в белом платье», — и тут же: «Ничего этого не будет»).
Каждая часть имеет эпиграф. Рассмотрим, какова его роль.
Упоение - это состояние восторга, восхищения. Содержание 1-й части служит опровержением этой фразы. Бой - это злоба, черная ненависть, смерть нравственная и физическая — не может быть красивым. Мы видим людей, потерявших человеческий облик:
«Мохнаков бросил через себя одного, другого тощего немца, но тут выбился из тьмы еще один, и с визгом, по-собачьи впился в ногу старшины, и они клубком покатились в траншею, где копошились в снегу и комках земли раненые, от боли и слепой ярости воя и бросаясь друг на друга».
Эпизод на поле боя, когда Борис пытается подорвать немецкий танк, пробирается по теплым еще телам товарищей, раздавленных этим танком, или сцена в медсанбате, где врач «стоит по колено в крови», удаляя ставшие ненужными части тел, поражают своим натурализмом, и возникает вопрос: «Зачем так мучаются люди? Война зачем? Смерти?» И невольно вспоминаешь слова Л. Н. Толстого о том, что «война есть состояние для человечества противоестественное». Не случайно в повести Астафьева возникает образ огромного человека, который «шевеля огромной тенью и развевающимся за спиной факелом, двигался, летел на огненных крыльях к окопу, крушил все на своем пути железным ломом.... Казалось, это пророк небесный с нарастающим копьем низвергся на землю, чтобы наказать за варварство людей, образумить их».
Эпиграф дает романтический настрой: юные создания, живущие в ожидании чуда любви, чуда встречи. Но первое предложение 2-й части не оправдывает надежду, оно нарочно приземленное: «Солдаты пили самогонку». Вся глава посвящена описанию отдыха взвода Б.Костяева в доме Люси. Все в жизни оказывается не таким красивым, как в книгах, на картине или в кино: солдаты парят свою одежду, чтобы уничтожить вшей; снимают напряжение после боя, напившись самогонки; спят вповалку на соломе, брошенной на земляной пол. Интерьер избы до и после ночевки солдат, диалог солдат за столом, портрет Люси и Бориса, стычка с Мохнаковым — таково построение 2-й части.
Горькие слезы застлали мой взор,
Хмурое утро крадется, как вор, ночи вослед.
Проклято будь наступление дня
Время уводит тебя и меня в серый рассвет.
Эпиграф настраивает читателя на восприятие дальнейших событий: война разлучает возлюбленных, лишая их возможности вновь и вновь испытать блаженство, от которого «душа делается податливой, мягкой. Жалостной, плюшевой делается душа». На войне душа черствеет. Мягкая душа - черствая душа. Что и как влияет на человеческую душу? Автор строит 3-ю часть повести, включая в сюжет воспоминания героев о прошлом: горькие Люси - об оккупации, о зверствах фашистов, и это рождает гневный отклик в душе Бориса: «Бить!»; теплые, светлые воспоминания Бориса о родном доме, о маме с папой - и в унисон с ними звучат слова лирических отступлений («Чем же все-таки пахнет утро в родном городишке? Чем? Росой и туманом - вот чем! Травянистыми росами, речным туманом. Туман даже губами слышно было...»), голос автора сливается с голосом героя, так как повесть автобиографична.
Таким образом, мы видим, что композиция «современной пасторали» В.П.Астафьева существенно отличается от композиции традиционной пасторали: если в художественном мире традиционной пасторали получает развитие мотив ожидания свидания возлюбленных, а затем дается само свидание как апофеоз любви, то в «современной пасторали» свидание становится неожиданностью и для Бориса, и для Люси. Чувство, возникшее между ними, дано на фоне войны, которая представала то в виде гиперболической картины вселенского варварства и разрушения, то в образе невероятно тяжелой солдатской работы, то возникала в лирических отступлениях автора как образ безысходного человеческого страдания. Но главным для героев становится это чистое, хрупкое чувство, этот признак живой души, которую стремится умертвить война.
5. Система образов пасторали
Повесть В.П.Астафьева называется «Пастух и пастушка». Это название вызывает в нашем сознании определенные ассоциации.
Прежде всего вернемся снова к картине Франсуа Буше «Пастушеская сцена». На переднем плане картины главные герои - пастух и пастушка. Это юноша и девушка брачного возраста, наделенные исключительной красотой. Мягкие волнистые линии, овальные формы, многочисленные складки на одежде - все указывает на умиротворенность, располагает к созерцательности, вызывает настроение легкости, беззаботности, благодушия. Герои вполне счастливы, они живут в гармонии с собой, друг с другом, с миром. Нет нерешенных вопросов, острых углов - даже рамка картины дана в виде медальона. Композиция картины такова, что расположенный в нижнем правом углу беспорядок не вносит дисгармонии в общее настроение картины;
СХЕМА №5
Если в традиционном жанре пасторали главными героями являются пастух и пастушка, то и Астафьев, следуя традиции, вводит эти образы, но делает это каждый раз неожиданно:
а) В роли пастуха и пастушки выступают и герои повести В.П.Астафьева: командир взвода Борис Костяев и хозяйка дома Люся. Они молоды (ей 21-й, ему 20-й), в них просыпается потребность любить и быть любимыми. Любовь яркой вспышкой освещает фронтовые будни. Он и она. Какие они, эти герои?
Как и в традиционной пасторали, Астафьев умело использует художественные детали в портрете Бориса: «Русые волосы лейтенанта волнистые от природы, взялись кучерявинками. Глаза ровно бы тоже отмылись. Ярче алела натертая ссадина на худой шее». Этот паренек с безгрешным взглядом более похож на вчерашнего школьника, по-мальчишески смущенного, но при всем том это окопный командир, прошедший через многие бои, получивший тяжелое ранение, постигший наконец, что «не солдаты за ним - он за солдатами!»
Портрет Люси создан умелыми штрихами: припухшая нижняя губа, нос ровный, с узенькими раскрылками, овсяные глаза прикрыты загнутыми ресницами. «Когда хозяйка открывала глаза, из-под кукольных ресниц этих обнажались темные, вроде бы тоже вытянутые, зрачки. Глаза делались загадочно-переменчивыми», — такой воспринимает Люсю Борис. Женщина с иконописными глазами — такой она останется в его памяти. Некий картинньй образ — и разрушение этого образа, возникшего в душе Бориса, своей обыденностью: нос, запачканный сажей, фартучек. В минуту прощания Люся напомнит Борису школьницу, трогательную и смешную, с ленточкой в пышной косе.
Война и любовь, смерть и жажда жизни. Что победит? В отличие от традиционной пасторали, герои Астафьева живут в ином мире и сами они другие: «Было в этом лейтенантишке что-то такое и этакое... Мечтательность в нем угадывалась, романтичность. Романтики - народ порывистый! Они и гибнут в первую очередь. Этот вот юный рыцарь печального образа, совершенно уверенный - любят только раз в жизни, и лучше той женщины, с которой он был, нет на свете и не будет...» Без любви душа выгорает: « Жить дальше? Зачем? Для чего? Убивать или быть убитым? Не-ет! Хватит!»
б) Образы пастуха и пастушки предстают перед нами благодаря воспоминаниям Бориса о его детстве: «Еще я помню театр с колоннами и музыку. Знаешь, музыка была сиреневая. Простенькая, понятная и сиреневая... Я почему-то услышал сейчас ту музыку, и как танцевали двое - он и она, пастух и пастушка - вспомнил. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пастушка в шкурах. Они любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу — казалось мне прежде».
в) Пастух и пастушка становятся символами этого идеального, но беззащитного перед злом мира; то в авторских описаниях долгожданной весны, когда скот выгнали на пастбища: «и не было возле скотины пастухов, а все пастушки школьного и престарелого возраста», то в потрясающей сцене гибели старика и старушки, убитых в результате артподготовки: «Они лежали, прикрывая друг друга. Старуха спрятала лицо под мышку старику... Угрюмо смотрели военные на старика и старуху, наверное, живших по-всякому: и в ругани, и в житейских дрязгах, но обнявшихся преданно в смертный час».
Таким образом, рассмотрев систему персонажей традиционной пасторали и «современной пасторали», приходим к выводу, что герои повести В.П.Астафьева – это юноша и девушка в начале «взрослой» жизни: вчерашние школьники, они постигают этот мир, учатся жить в нем, определяют для себя его нравственные координаты, выстраивают свою систему ценностей. И для него, и для нее главной и непреходящей ценностью становится любовь. Во имя великой любви к отчему дому, к родине, к матери и любимой женщине вступает в страшный бой в фашизмом Борис Костяев. Подобно героине рассказа И.А.Бунина «Холодная осень», Люся ищет любимого в хаосе военного времени, сохраняя в памяти их встречу как самое счастливое время.
Анализ всех компонентов хронотопа повести В. П. Астафьева «Пастух и пастушка» через сопоставление с хронотопом традиционной пасторали позволяет выявить отношение автора к проблеме сохранения в человеке созидательного начала, то есть способности воспринимать жизнь во всей ее полноте, создавать мир по законам добра и красоты даже в условиях войны.
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Кульминационный момент в развитии отношений возлюбленных
Любовь Бориса и Люси дана в «огненном кольце войны»
сюжет
ХАОС
КОСМОС
ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
Традиционная пастораль
«Современная пастораль»
Традиционная пастораль
«Современная пастораль»
КОНФЛИКТ
Традиционная пастораль
«Современная пастораль»
Отсутствует
Столкновение естественной потребности человека жить и любить с жестокостью войны, уничтожающей тела и души людей
КОМПОЗИЦИЯ
Традиционная пастораль
«Современная пастораль»
1ч. «Бой»
2ч «Свидание»
3ч «Прощание»
4ч «Успение»
СИСТЕМА ОБРАЗОВ
Традиционная пастораль
«Современная пастораль»
Пастух и пастушка
Пастух и пастушка:
Гурьянова Е. Лузина Л.Н. МБОУ гимназия № 174 г. Екатеринбург
Без сердца что поймём?
Машенька - ветреные косы
Ералаш
Четыре художника. Осень
Хризантема и Луковица