Творческая работа Ачитуева Булада, призера районной научно0практической конференции "Шаг в будущее".
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota.doc | 66 КБ |
Введение
-С чего начинается поэт?
-С первого четверостишия, в котором выразил своё образное восприятие мира, своё удивление перед его красотой? С той музыки, которая зазвучала в душе человека и подсказала ритм первых строк? А может быть, поэт начинается с большой неистребимой любви к людям, родной природе?
Моя Родина. Ты сторона моя родная,
Вечный край благовонных цветов…
Моя Родина, ты славишься аршанами своими,
Где от болезней лечились предки твои,
Поклоняюсь тебе, моя Родина!
Докажу, что люблю я тебя.
Край родной. Родной язык.… С молоком матери я впитал в себя чудный переливчатый бурятский язык. Из поколения в поколение мой народ передавал песни, улигеры, стихи старины. Это печальная песня доля девушки - батрачки, это размышления седых старцев, призадумавшихся над одним из вечных вопросов человечества – о смысле жизни.
Пишу на родном бурятском языке для того, чтобы сохранить в своих стихах для будущего, для потомков красоту родной природы, красоту души моего народа, бурятского слова, бурятской песни.
Я прославляю землю, где рожден народ, который я люблю.
Минии багахан тоонто
Хонхо сэсэгээр анхилдаг,
Талын сэсэгүүдээр мэндэшэлдэг,
Сэбэрхэн агаартай нютаг юм даа…
Баргажан нютагайм бурхан сабдагууд
Олон, олон яhатадые
Багахан, эбтэйхэн айл болгожо
Барандаа бүгэдыень багтаана…
Родина.Родная земля. Большая и малая.
Та, которую с детства запоминаешь до малейших подробностей – с ее речушками и холмами, опушками и полянами, с ягодами и грибами и другими дарами, с её святынями обоо вдоль горных троп, с ее журчащими родниками, с культовыми символами матери - Земли, на которую кладут памятные камешки, как дары Небу – Отцу и хозяевам гор, а на стволы и ветви деревьев, растущих на святых местах, привязывают разноцветные ленточки (сэмэлгэ,зурам, залаа). Та, которую помнишь всю жизнь вместе с ароматами голубых склонов каменистых сопок и гольцов, поднимающихся выше трех тысяч метров над уровнем моря, окаймленных синими подножиями величественных хребтов: Боолон – Тумэра, Бархан уулы, Баргузинского и Икатского хребтов. Земля сказочно девственненная, воистину былинно - богатырская и улигерная земля Чингисхана, обоо эхиритов и других древних святынь, шаманов и лам. И на этой родной земле воскресают сегодня, как в сказке, родословные нити к далеким предкам, восходя ни много ни мало - к «золотому роду» монголов времен Чингис-хана, удивившего весь мир своими свершениями и деяниями.
Моя Родина - знаменитая Баргузинская долина, величавый Боолон – Түмэр, увенчанный, как корона, высокими вершинами гольцов.
Кто не слыхал про знаменитого баргузинского соболя, драгоценный мех которого можно добыть лишь в девственной тайге, окаймляющей красивейшую долину, вытянутую вдоль течения стремительной реки Баргузин? Здесь, в краю скотоводов, охотников и рыбаков, среди которых некогда провели годы ссылки братья Кюхельбекеры, совершали свои походы великий Чингисхан, у подножия легендарной Бархан горы прошли мои чудесные детские годы. Родина, на которой ты вырос, никогда не стареет. Ты сам можешь постареть, на смену тебе придут другие, а твоя земля всегда молода – она вечно обновляется. Да, человек – дивное творение природы, прекрасный неповторимый цветок живой жизни, сам себе необъятная Вселенная своей души.
…Хүн боложо түрэhэн хойноо
Тоонто нютагайнгаа шарайе
үндэр hайхан үгэнүүдээр
ooдэнь үргэжэ ябаха байнам!
У нас в селе проживает старейшина, уважаемый человек на селе, интересующийся обычаями, традициями своего народа Санданов Даржаа Чойбонович. В этом году отмечает свой 100 летний юбилей. Я встретился с этим удивительным человеком, поинтересовался его жизнью, историей своего народа, края. Даржаа Чойбонович рассказал интересные сведения о походах войск Чингисхана в баргузинскую долину. Эти истории, легенды услышал от своего прадеде, который прожил долгую жизнь. Его интересные рассказы подтолкнули меня на эту работу. Он кладезь народной мудрости, мастер устного народного творчества. Человек неиссякаемой энергии, с открытой людям душой. Он придаёт огромное значение своей родословной, свято оберегает честь рода, хорошо знает культурное наследие народа и его самобытность.
Из воспоминаний Даржаа Чойбоновича: «… Моя родина – Баргузинская долина. Баргузинская долина это и есть «Баргуджин–тукум». Под топонимом у средневековых монголов «Баргуджин–тукум» подразумевалась долина реки Баргузин. Слово «баргуджин» связано, с одной стороны, с названием реки, образующей одноименную долину. Слово «баргуджин» делится на две части: баргу-джин, где последняяя в монгольском языке – суффикс, обозначающий подчиненность данного объекта под словом «баргу». «Баргуджин» буквально означает «принадлежащий баргутам», «баргутский» - баргутская река, баргутская долина.
А слово «токум», что в переводе на бурятский язык означает «тохом». Это небольшой отрезок войлока, который подкладывают на спину коня под седло или ездят на нём без седла. Второе это небольшой участок, отличный от окружающей местности, например, болото или наоборот, открытое место, окруженное лесом, горами. Топоним под таким названием мог обозначать только какой-нибудь локальный район. И как нельзя лучше он подходит под долину реки Баргузин – небольшую на взгляд центральноазиатского кочевника, привычного к необозримым степным пространствам, площадь, окруженного бескрайней тайгой горными хребтами».
Недаром говорят, что большое видится из далека. Моя Родина, баргузинская долина – это слова для меня не простые. Когда их произношу, они идут из глубины моего сердца.
Край мой родной – Баргуджин - Тукум
О,родина моя! Баргуджин – Тукум
Самый лучший, самый светлый,
В мире нет места прекрасней,
Чем ты - долина моя!
Водоёмы, реки и озёра
Твои глаза, родина моя.
А на дне могучего Байкала
Стучится сердце твоё,
Сильней и сильней, Родина моя!
И в лесах твоих дремучих
воет волк, соловей поет.
По степям твоим бескрайним
Бежит табун быстрей и быстрей.
О, родина моя! Край мой Баргуджин – Тукум
Дарю я тебе стишок небольшой.
Племена баргут, хори близки друг с другом. Их называют баргутами вследствии того, что их стойбища и жилища находятся на той стороне реки Селенги, на самом краю местностей и земель, которые населяли монголы и которые называют Баргуджин - Тукум. Баргуты жили на территории современного Баргузинского района Республики Бурятия. Монголы к названию «Баргуджин – Тукум» прибавляли слово «Хол», что в переводе на русской обозначает «дальний». Под Баргуджин – Тукумом подразумевалась территория всего Забайкалья, то определение «дальний» считались люди, проживающие в центральной Монголии, в районе горы Бурхан-Халдун в верховьях реки Онон. Дальним - «хол» - они называли действительно отдаленный район, доступ к которому был затруднен естественными преградами. Именно таким районом была наша Баргузинская долина, где проживали баргуты. Это и называют Баргуджин – Тукумом. Наша Баргузинская долина действительно являлась последней окраиной компактного расселения монголов на севере.
Единственное место – Баргузинская долина - так как на территории Забайкалья больше нет открытых пространств, где могло бы разместиться крупное скотоводческое племя: везде сплошная тайга и горные хребты.
Хойгуураа хадатай, урдуураа уулатай
Баргажан нютагни hайхан даа,
Хэрмэхэн, булгаараа элбэг даа
хүнүүдээрээ суутайхан даа!
Именно на эту долину указывает и ее топонимика: река Баргузин, «Баргутские канавы» - древняя оросительная система для полива пашен, гора Бархан-уула где, предположительно, был похоронен Бархудай – Мэргэн, наконец, само название племени баргу.
Те, кто приезжают в Баргузинскую долину в первый раз, охватывает восторг живописной природы. Он переходит в желание приехать в этот благодатный край ещё и ещё.
Строгие вершины гор наполнены удивительной внутренней силой. Горные озёра и ручьи кристально чисты. Альпийские луга поражают разноцветьем красок. Целебные источники раскиданы по всей долине. Времена года лишь подчёркивают обилие буйной фантазии местной природы.
Заключение
Более осознанно начал писать в восьмом классе. Мне, как актеру школьных драматических спектаклей, однажды предложили принять участие в районном конкурсе «Золотое перо». Должен был участвовать в конкурсе актеров, но получилось, что взял да и написал стихотворение. Оказывается, в моём подсознании дремало страстное желание сочинительства. Я только в начале пути!
За эти годы, которые отданы сочинению стихов, понял, что поэт - не историк. Он никогда не стремится к последовательному изложению тех или иных исторических событии. Для него - «схватить» и художественно выразить дух своего времени. Для меня эта работа стала самым интересным делом. У меня было одно: любовь к моей родной земле, к богатству своего края, и чувство гордости за ее историю. Это чувство проникло в мою кровь, пульсировало по всем моим сосудам, придавало моей жизни мужество и достоинство. Вдохновленный этой силой, я собирал исторический материал, книги и летописи о своем крае, и кое – что мне удалось найти и узнать. Так зародилась мысль поработать над этой работой.
Пленительна красота родной природы, ласков и суров северный ветер, стремителен бег реки Баргузин, чудодейственны лечебные источники Баргузинской долины. Легок и ароматен здесь воздух. В дебрях глухой тайги слышны рев изюбров, пение птиц.…Это - моя Родина, моя Земля, Земля отцов и дедов.
-Юунэй түл дэлхэй дээрэ хүн боложо түрэдэг бэ?
-Хүн боложо түрэhэн хойноо
хүмүүжээд, болбосороод,
хүрьhэтэ дэлхэйнгээ шарай
hайхан болгохо юм!- гээд
hурган хэлээ hэн, философ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЮНХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671642, Республика Бурятия, с. Улюнхан, ул. Новая, 1., тел.: 91-5-74, 91-5-24
Рецензия
На творческую работу
«Моя Родина – Баргуджин –Тукум»
Ачитуева Булада, учащегося 11 класса МБОУ «Улюнханская СОШ»
Встреча с поэзией - всегда творчество, всегда открытие. Юный поэт признается, что к размышлению и внутреннему беспокойству его приводит разное: случай, друзья, красота природы. Строки раскрывают состояние его души они полны ликования. Это всегда диалог с увиденным и услышанным. Автор всегда глубоко искренен, чувствуется, что пишет он от всего сердца. Он уверенно говорит о своём восприятии стихотворении. Я думаю, что порой одна фраза может стать сутью всего стихотворения.
Его стихотворения, статьи печатаются в школьной газете «Боолон–Тумэр». Надеюсь, что на этом юный поэт не остановится. Рекомендую начинающему поэту не останавливаясь на достигнутом, писать не только в жанре лирики, но и пробовать своё перо в жанре прозы и драмы. В дальнейшем желаю творческих успехов и достижения желаемых высот. Впрочем, лучше об авторе расскажет его работа с названием «Моя Родина –Баргуджин-Тукум».
Руководитель С.Э.Цыбикова,
учитель бурятского языка и литературы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЛЮНХАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
671642, Республика Бурятия, с. Улюнхан, ул. Новая, 1., тел.: 91-5-74, 91-5-24
Научно – практическая конференция
«Шаг будущее»
Творческая секция
«Моя Родина – Баргуджин–Тукум»
Автор: Ачитуев Булад, ученик 11 класса
Руководитель: Цыбикова С.Э.,
учитель бурятского языка и литературы
2012г.
Цель работы:
1.Прививать интерес к родному языку, к родному краю, проявить творческую активность.
2. Стремление возродить любовь к лирике.
3. Развитие творческой деятельности своего села.
Задача: ознакомление с поэтическими способностями и анализ моего творчества.
Литература
1.Сайшиял. «Сказание о Чингисхане». Улан – Удэ. 2006г.
2.Алексей Гатапов. «Первый нукер Чингисхана». Улан – Удэ .2005г.
3.Ялбак Халбай «Чингисхан и этногенез» Улан – Удэ. 2007г.
Информаторы:
1.Санданов Д.Ч.
Оглавление
Введение
1. Моя Родина – Баргуджин-Тукум
1.1. Тебе, земля родная, низко кланяюсь
1.2. Предание старины глубокой
Заключение
Литература
Где спят снеговики?
Нора Аргунова. Щенята
Без сердца что поймём?
Волшебная фортепианная музыка
Любимое яичко