Исследование влияния чтения на грамотность учащихся 4 класса МОУ Чиндалейской средней школы.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_vliyaet_li_chtenie_na_gramotnost.doc | 231 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Чиндалейская средняя общеобразовательная школа
им. Ж.Б. Балданжабона»
Влияет ли чтение на грамотность?
Руководитель: Дымбрылова Цындыма Дашиевна учитель начальных классов |
Чиндалей-2010год |
СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация ………………………………………………………… 3 Введение……………………………………………………………… | 4-5 |
Глава I 1.Материалы исследования круга чтения учащихся 4 класса МОУ ЧСОШ …………………………………….. | 6 |
2.Результаты анкетирования………………………………….. | 7-8 |
Глава II. Проведение эксперимента
……………………………………………… | 9 10-11 |
Заключение………………………………………………………….. | 12 |
Литература………………………………………………… | 13 |
Аннотация
Я, Ешидоржиева Дулма, выполнила исследовательскую работу с целью: выявить, влияет ли чтение на грамотность. Мне показалось интересным высказывание учительницы: «Кто много читает, тот грамотно пишет». Так ли это? Я заинтересовалась и мне учительница предложила проверить это утверждение путем эксперимента.
Для этого я посетила школьную и сельскую библиотеки, побеседовала с библиотекарями. Они помогли мне проанализировать читательские формуляры учащихся 4 класса и сделать вывод.
Провела в классе исследование по «Анкете читателя». Узнала много интересных фактов о проблемах чтения и читательских интересах моих одноклассников.
По итогам анкетирования и анализа библиотечных формуляров я выяснила, что действительно неграмотно пишут те, которые мало читают, у которых нет ярко выраженных читательских интересов.
Для эксперимента я выбрала троих, у которых есть проблемы при письме. Сначала проверила их технику чтения. Это немаловажный фактор, т.к. чтобы много читать нужна соответствующая скорость чтения.
Эксперимент проводился в течение месяца. Я принесла в класс интересные, познавательные, красочные книги, чтобы заинтересовать моих испытуемых. И мы начали эксперимент.
Читали каждый день по 15-30 минут. В неделю раз проверяла технику чтения. Они писали под диктовку учителя тоже раз в неделю.
По результатам эксперимента у всех троих наметилось продвижение, идет снижение количества ошибок в диктанте. Улучшилась скорость чтения у всех троих.
Моя гипотеза подтвердилась, но мне хотелось бы с ними еще поработать для полной успешности.
Подпись _________________ 15 апреля 2011
Введение
В настоящее время особенно остро встает вопрос о причинах падения интереса к чтению книг, о формировании читательских интересов учащихся и воспитании культуры чтения.
Россия до последнего времени считалась самой читающей страной в мире. В каждой семье была библиотека. Все читали книги, потому что знали: книга – один из основных источников получения информации, развития интеллектуальных способностей человека. Она рождает и развивает воображение, а воображение – основа творчества. Без воображения нет прогресса, т.е. движения вперед. Человек, читающий книги, легче находит общественное признание, у него развита речь, свободно выражает себя в общении, лучше понимает других.
Чтение – не просто занятие, которым можно заполнить свободное время, развлечься. Под влиянием умных, талантливых книг мы меняемся; чтение делает нас умнее, добрее, опытнее. Чтение развивает наш ум и сердце.
Социологи, анализирующие проблему детского чтения, говорят о снижения интереса к чтению, об уменьшении количества читающих детей и приводят следующие данные:
Число постоянно читающих за последнее десятилетие
уменьшилось с 49% до 26%, а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%, 40% читают книги от случая к случаю.
За эти годы произошло резкое падение числа людей, которые приобретают
книги. Если десять лет назад книги покупали 58%, то сейчас – только 20%.
Данные о детском чтении:
- Любят читать, младшие школьники 43%, старшие – 17%.
- Не читают ничего, кроме заданий учителя – 10% школьников.
- Читают на досуге только развлекательную литературу 40% учащихся.
- Читают развлекательную литературу 21%
- Читают для самообразования 10% учащихся.
После знакомства с этими данными возникло желание узнать, что читают мои одноклассники, какую роль занимает чтение в их жизни, в жизни их семьи.
Анкетирование и анализ библиотечных формуляров позволили выявить читаемость учащихся и семьи, отношение к книге, определить круг чтения, знание книг и авторов
Тема исследования: Влияет ли чтение на грамотность?
Цель работы: исследование влияния чтения на грамотность учащихся 4 класса МОУ «Чиндалейская средняя общеобразовательная школа».
Задачи:
1.Изучить проблемы чтения и читательские интересы учащихся 4 класса МОУ ЧСОШ.
2.Проанализировать читательские анкеты и библиотечные формуляры обучающихся в данном классе.
3.Выявить путем эксперимента влияние чтения на грамотность учащихся.
Актуальность исследования:
Я с первого класса знала что, «кто много читает, тот много знает». А моя учительница, Цындыма Дашиевна, говорит: «Кто много читает, тот грамотно пишет». Так ли это? Я заинтересовалась и мне учительница предложила проверить это утверждение путем эксперимента.
Гипотеза исследования:
Предположим, что если много читать, то можно научиться писать грамотно.
Объект исследования: учащиеся 4 класса МОУ ЧСОШ.
Предмет исследования: анкеты и читательские формуляры, чтение и письмо отдельных учащихся 4 класса МОУ ЧСОШ.
План исследования:
1.Изучение материалов по теме исследования, анкетирование, беседы с работниками школьной и сельской библиотек.
2. Проведение эксперимента.
3.Анализ, обобщение, систематизация полученных результатов.
В исследовании приняли участие 16 учащихся (4 девочки, 12 мальчиков) – учащиеся 4 класса, школьный и сельский библиотекари.
Глава I. 1.Материалы исследования круга чтения учащихся 4 класса МОУ ЧСОШ
В классе было проведено анкетирование 16 учащихся, из них 4 девочки, 12 мальчиков. Исследование проводилось с помощью «Анкеты читателя».
Анкета читателя
помогать по дому, много уроков, хотелось послушать музыку и другие
2.Результаты анкетирования
Выяснилось, что из 16 учащихся 4 класса любят читать -16 (100 %). Ежедневно читают - 11человек ( 68 %), через день - 1 человек.
Что мешает ребятам читать каждый день? Необходимость помогать по хозяйству – так ответили человека 3 чел. ( 19 %), скучно - 1 человек.
На вопрос «Какие книги читаешь?» можно было выбрать несколько вариантов ответа:
1.Сказки – 13
2.приключения- 1
3.книги о школьной жизни – 3
4. книги о животных – 10
5.детские детективы- 1
6. серия «Только для девочек»- 3
7.Страшилки – 0
8. произведения классиков – 0
На вопрос «Есть ли домашняя библиотека» утвердительно ответили 9 человек ( 56 %), написал «Очень маленькая»- 3 ( 12 %), 5 человек ответили отрицательно
( 31%).
Анкетирование показало, что дети очень редко видят читающими своих родителей – 9 чел.( 56 %), совсем не читают- 3 ( 12 %), любят читать папа и мама- 4 ( 25 %).
Любимые авторы младших школьников: А.Н.Толстой, Н.Носов, Л.Н.Толстой, М.Пришвин, В.Бианки, Е.Чарушин, Шарль Перро, Г.Х.Андерсен, С.Я.Маршак, К.Чуковский, И.Крылов.
Детские журналы выписывают в семьях- 9чел.(56 %).
Были также проанализированы читательские формуляры из школьной и сельской библиотек.
Книга перестала быть единственным источником информации. По данным анкет, ребята предпочитают книге просмотр фильма, игру на компьютере.
Исследование показало, что в целях самообразования, а также подготовки к урокам, младшие школьники посещают в основном школьную библиотеку, иногда – сельскую.
Библиотекари говорят о том, что старшие ребята приходят за книгами только по школьной программе, необходимыми для выполнения учебного задания по литературе, биологии, истории, географии. Об этом свидетельствуют проанализированные читательские формуляры. Младшие школьники чаще бывают в читальном зале, интересуются новинками, рассматривают детские журналы и книги, но на дом художественные книги берут редко.
Глава II. Проведение эксперимента
1.Описание эксперимента.
По итогам анкетирования и анализа библиотечных формуляров я выяснила, что действительно неграмотно пишут те, которые мало читают, у которых нет ярко выраженных читательских интересов.
Для эксперимента я выбрала троих, у которых есть проблемы при письме. Сначала проверила их технику чтения. Это немаловажный фактор, т.к. чтобы много читать, нужна соответствующая скорость чтения.
Эксперимент проводился в течение месяца. Я принесла в класс интересные, познавательные, красочные книги, чтобы заинтересовать моих испытуемых. Я еще заметила, что скорость чтения снижается при чтении произведений в стихотворной форме. И поэтому предлагала испытуемым для чтения стихи.
И мы начали эксперимент.
Читали каждый день по 15-30 минут. В неделю раз проверяла технику чтения. Они писали под диктовку учителя тоже раз в неделю.
2. Результаты эксперимента:
По итогам письма под диктовку: в графах указываются количество ошибок, допущенных в диктанте.
№ | Ф.И. испытуемого | В начале эксперимента | Промежуточный показатель | В конце эксперимента |
1 | Попов Данил | 13 | 11 | 6 |
2 | Мыдыгмаев Олег | 9 | 5 | 4 |
3 | Семенова Роксана | 15 | 10 | 10 |
Из таблицы видно, что идет снижение количества ошибок, допущенных в диктанте. У Семеновой Роксаны тоже есть продвижение. Меньше стало ошибок на изученные орфограммы, не поддаются коррекции речевые ошибки. Я приведу примеры, как она пишет некоторые слова: «потом» -«подом», «лошади» - «ложати», «дальше» - «тальше» и т.д. Учительница мне объяснила, что Роксане нужна консультация дефектолога.
Улучшилась у троих испытуемых техника чтения, при норме чтения на данный момент 80-90 слов/мин.
Данил - с 56 слов/мин до 73 слов/мин- на 17 слов
Роксана - с 60 слов/мин до 65 слов/мин – на 5 слов
Олег - с 62 слов/мин до 86 слов/мин – на 24 слова
Моим одноклассникам понравилась эта работа, они пожелали еще продолжить дальше эксперимент.
Моя гипотеза подтвердилась, но и мне хотелось бы с ними еще поработать для полной успешности.
Заключение.
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что чтение влияет на грамотность. При чтении расширяется кругозор, обогащается словарный запас. Когда читаешь, включаются разные виды памяти. Зрительная память как бы «фотографирует» слова, написание которых при надобности школьник может вспомнить.
Данные, полученные из анкет и библиотечных формуляров, мы можем использовать при проведении классных часов, родительских собраний.
Я рада, что моя гипотеза подтвердилась. Получила удовлетворение от проведенной работы, что помогла моим одноклассникам сделать успехи в своем развитии и поверить в свои силы.
.
Литература
1.Чтение детей и подростков в конце XX века: материалы региональных исследований библиотек. Москва, 1999г.
2. Изучение читательских предпочтений детей и подростков. М., 1999г.
3. Интернет- ресурсы:
В.П.Чудинова. Недетские проблемы детского чтения: Детское чтение в зеркале «библиотечной» социологии. Портал Федерации Интернет – образования.
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рисуем зимние домики
Дельфин: сказка о мечтателе. Серджио Бамбарен
Проказы старухи-зимы
Привередница