Все у С. Есенина: краски, звуки, запахи, ощущения – слито воедино, воссоздает красоту, внутренний мир. Прочитав сто стихотворений Есенина, где упоминаются цвета, я вычислил их количество в процентном соотношении. И вот что получилось: конечно, большее преобладание синего (голубого) цвета. Это около 43 %. И это обосновано тем, что Есенин верил в светлое, голубое будущее. Верил, что «стихи его прокормят». Его творческая деятельность началась с «голубой мечты». Он расцвел с ней. «Небесные пейзажи» Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, небо до 90 раз.
На втором месте - желтый цвет. Он же и золотой, рыжий. Он составил 20% . Цвета периода летнего «розового и красного» - 17%. А вот зимний период «черно-белый, серый» - 13%, 4% - серебряный и 4% - зеленый.
Вложение | Размер |
---|---|
tezis1.doc | 50 КБ |
Тезис
Темой моей исследовательской работы является «Человек и природа в поэзии С.А.Есенина». Цель данного исследования заключается в рассмотрении красоты есенинского стиха, выяснении причин народности его поэзии. Я думаю, в наши дни, когда утрачиваются многие моральные ценности, падает уровень духовности, необходимо вспомнить стихи Есенина о природе, о человеке. Ведь его стихи подкупают проникновенной искренностью, нежностью к человеку и миру. И именно в этом заключается актуальность выбранной мною темы.
Задачи, которые я поставил при изучении данной темы, заключаются в следующем:
Объектом исследования являются стихи разных лет этого талантливого поэта. Предмет исследовании – природа, любимый герой поэта, которая неотделима от человека, от его настроений, мыслей и чувств.
Сергея Александровича Есенина представлять не надо – это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое – более всего иного – заслужено человеком».
С.А.Есенин- это один из самых выдающихся представителей лирической поэзии XX века. Он вошел в русскую литературу как певец родной земли, тонко чувствующий и вдохновенно воспевающий красоту и поэтичность русской природы. Поэзия наполнена чувством искренней сыновней любви к родному краю, чувством сопричастности к происходящему вокруг.
Уже ранние стихи Есенина отличались самобытностью и свежестью образов, были наполнены шорохом листьев и шумом дождей, многоцветьем красок, пьянящим ароматом. Ведь поэт с ранних лет тесно общался с природой. И особенность его поэтического мышления заключалась в том, что через образы родного края он постигал сложность бытия, человеческих судеб, жизнь собственной души.
Для творчества этого великого поэта свойственно слияние образа поэта и картины жизни. Сила его поэзии состоит в том, что в ней, о чем бы он ни писал – о своих раздумьях над жизнью, о судьбе России, о природе – все проникнуто любовью ко всему земному, к Родине.
Есенин – единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Самое главное, что он хотел сказать своим творчеством: надо любить Родину. И, конечно же, в первую очередь – людей. Близких и далеких. Самые тонкие, светлые, лирические его стихотворения обращены к матери, близким. Они заставляют нас заглянуть в себя: всегда ли мы с нежностью и признательностью относимся к тем, кто рядом, кто помогает нам в радостной, но и сложной поре жизни, когда мы растем.
«Я сердцем никогда не лгу», - сказал о себе Сергей Есенин. И действительно, произведения его на редкость пронзительно искренни. В них звенит, радуется, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Исповедальность, «обескураживающая откровенность» есенинской лирики позволили современным исследователям назвать творчество Есенина единым романом – лирическим романом в стихах, романом-исповедью.
В данной исследовательской работе я раскрыл для себя много нового и, на мой взгляд, интересного в творчестве своего любимого поэта С.А.Есенина. Единство самых разнообразных впечатлений, органический сплав цветовых образов находим в стихотворениях поэта. Анализируя эти стихи, я выяснил, что его цвета можно «разложить по полочкам». У каждого своя особенность, своя история. Весь его жизненный и творческий путь можно уподобить природному циклу, смене времен года. Я выделил следующие периоды его творчества:
Такое деление многое поясняет и взаимосвязывает. Открывается удивительное разнообразие изобразительно-выразительных средств. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искусство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить»
Все у поэта: краски, звуки, запахи, ощущения – слито воедино, воссоздает красоту, внутренний мир. Прочитав сто стихотворений Есенина, где упоминаются цвета, я вычислил их количество в процентном соотношении. И вот что получилось: конечно, большее преобладание синего (голубого) цвета. Это около 43 %. И это обосновано тем, что Есенин верил в светлое, голубое будущее. Верил, что «стихи его прокормят». Его творческая деятельность началась с «голубой мечты». Он расцвел с ней. «Небесные пейзажи» Есенина не кажутся однообразными, хотя повторяются многократно, скажем, небо до 90 раз.
На втором месте - желтый цвет. Он же и золотой, рыжий. Он составил 20% . Цвета периода летнего «розового и красного» - 17%. А вот зимний период «черно-белый, серый» - 13%, 4% - серебряный и 4% - зеленый.
Цвета переливаются, играют, выступают в сложных комбинациях с другими элементами естественного или предметного мира: « У плетня заросшая крапива обрядилась ярким перламутром».
Есенин был полон светлой поэтической силы. Стихи, полные обжигающей чистотой чувств, сердечной правдой, болью больших страстей, ударили по сердцам. Они прозрачны и чисты. В них и восторг, и любовь ко всему живому, и печаль большого сердца.
Соотнеся красочную гамму его любимых цветов (голубой, синий, малиновый, золотой – краски неба, колосящегося поля…) с палитрой древнерусской живописи: синева и золото в поэзии, С.Есенин напоминает древнюю фресковую живопись. Пейзаж Есенина, как правило, не внешний, с точно схваченными деталями, а внутренний – пейзаж души лирического героя.
Белинский однажды заметил, что сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться с поэтом.
Тезис
Тема: «Цветовая палитра поэзии С.А.Есенина»
Исследователь: Галимова Разина Амировна, МОУ – татарская гимназия №1 п.г.т. Кукмор имени Чингиза Айтматова, 10 класс
Руководитель: Шайхутдинова Равия Габдулфатовна
Актуальность: Сергей Есенин принадлежит к числу истинно народных поэтов, чьи стихи подкупают проникновенной искренностью, нежностью к человеку и миру. В наши дни, когда утрачиваются многие моральные ценности, падает уровень духовности, необходимо вспомнить стихи Есенина о природе, о человеке.
Цель работы: рассмотреть цветовую палитру есенинского стиха, проследить, в чем заключается непреходящий интерес к его поэзии.
Задачи:
Объект исследования: стихи С.А.Есенина.
Предмет исследования: природа - любимый герой поэта, которая неотделима от человека, от его настроений, мыслей и чувств.
План работы: в работе три части: введение, основная часть и заключение.
Во введении кратко дана судьба поэта и упоминаются исследования, посвященные его творчеству. Это работы литературоведов К.Л.Зелинского, И.Эвентова, Н.В.Чубуковой, исследователя А.А.Козловского и других.
Основная часть посвящена изучению красоты есенинского стиха, философского осмысления эпохи и места человека в ней, исследованию цветовой палитры поэзии Есенина. Для творчества этого великого поэта свойственно слияние образа поэта и картины жизни. Сила его поэзии состоит в том, что в ней, о чем бы он ни писал – о своих раздумьях над жизнью, о судьбе России, о природе – все проникнуто любовью ко всему земному, к Родине.
Стихотворения поэта отличаются обилием разнообразной краски. Цветовая палитра сложна, многокрасочна и выразительна. Анализируя стихотворения С.А.Есенина, мы выяснили, что его цвета можно «разложить по полочкам». У каждого своя особенность, своя история. Весь его жизненный и творческий путь можно уподобить природному циклу, смене времен года. Я выделила следующие периоды его творчества: весенний период – голубой (1912 -1914 годы); летний период – розовый (1917 – 1921 годы); осенний период – желтый (1919 – 1925 годы); зимний период – черно-белый (вся вторая половина 1925 года). Такое деление многое поясняет и взаимосвязывает. Все у поэта: краски, звуки, ощущения – слито воедино, воссоздает красоту внутреннего мира.
Выводы: стихи Есенина не только помогают увидеть и оценить красоту родной природы, но и заставляют нас по-другому посмотреть на мир, на человека, как на дивное творение природы, прекрасный цветок живой жизни. Так рассказать в поэзии о Человеке, его земных радостях и тревогах, с такой душевной теплотой писать о своей родине мог только великий художник Сергей Александрович Есенин.
Лист Мёбиуса
Аэродинамика и воздушный шарик
Разлука
Твёрдое - мягкое
Простые летающие модели из бумаги