Оглавление
1.Введение 2.Основная часть:
а) Изображение красоты зимней природы в стихотворениях «Голубой звездопад», «Пурга» б) Изображение осенней природы в стихотворениях ««Янтарное море», «Всему свое время», «В гости к другу» в) Человек и море в стихотворении «Я вернусь к тебе, море» г) Тема пробуждения природы, состояния души лирического героя в стихотворении «Рождение дня» д) Философская тема стихотворения «Пока не поздно»
Заключение Список литературы Приложение
|
|
|
|
Вложение | Размер |
---|---|
nii_po_tumanovoy.doc | 232.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
города Кургана « Средняя общеобразовательная школа № 36»
Городская научно-практическая конференция
Научно-исследовательская работа.
Человек и природа в лирике курганской поэтессы Л.А. Тумановой.
Секция литературы
Автор:
ученица 9 Б класса
Латышева Василиса Игоревна
Научный руководитель:
Долгих Наталья Александровна
учитель высшей категории
русского языка и литературы
Курган
2010
Оглавление
1.Введение 2.Основная часть:
а) Изображение красоты зимней природы в стихотворениях «Голубой звездопад», «Пурга» б) Изображение осенней природы в стихотворениях ««Янтарное море», «Всему свое время», «В гости к другу» в) Человек и море в стихотворении «Я вернусь к тебе, море» г) Тема пробуждения природы, состояния души лирического героя в стихотворении «Рождение дня» д) Философская тема стихотворения «Пока не поздно»
Заключение Список литературы Приложение Аннотация Рецензия |
Введение
В этом учебном году на уроках литературного краеведения мы познакомились с темой «Творчество курганской поэтессы и певицы Л.А.Тумановой». Меня очень заинтересовала эта тема, я буквально влюбилась в красоту стихов этой поэтессы. И я поняла: вот тот человек, который покоряет своим жизнелюбием, оптимизмом. В своих стихах она утверждает неповторимую ценность всякой минуты. Дмитрий Веневитинов писал: " Истинные поэты всех времен и народов были философами". По-моему, Туманова не только истинная, но и уникальный поэтесса. Её уникальность – в её оптимизме, которым пронизаны все её стихи. Среди стихотворений Тумановой видное место принадлежит тем, в которых поэтесса с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины природы. Несравненный живописец природы, Туманова воспринимает её не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.
Я предположила, что, если проанализировать стихотворения Л.А. Тумановой, посвященные теме человека и природы, то можно доказать, что используя стилистические особенности народной лирики, есенинские традиции, поэтесса создаёт свои уникальные, самобытные стихи о природе.
Исходя из этой гипотезы, я поставила перед собой цель - выявить своеобразие лирики Л.А. Тумановой.
Задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
· аналитический;
· сопоставительный;
· сравнительный
Результатом моего исследования стало написание работы и создание слайд-презентации на тему «Человек и природа в лирике Л.А. Тумановой».
Основная часть
2.1. Вступление. Краткая биографическая справка Л.А. Тумановой
Как часто кажется нам, что мир рушится, уходит у нас из-под ног. Под гнетом обыденности, проблем, которые мы сами себе создаем, мы не замечаем, что постепенно наша жизнь начинает тускнеть из-за всего этого. Нам не хватает воздуха, живой природы. Бывает, у нас нет времени даже взглянуть на небо, в эту далекую, синюю, бездонную высь. Связь с природой обрывается под тяжестью прогресса. Он продвигается вперед, а мы отдаляемся от естественного мира, погружаясь в мир искусственный.
Каждое стихотворение, независимо от того, кем является его создатель, рисует в нашем воображении картину, которая помогает нам понять настроение автора, его душевное состояние. Как известно, наше настроение зависит от окружающей нас обстановки, то есть от погоды, времени года, а главное — от людей, которые любят или ненавидят нас, точнее — от их отношения к нам. Бывает, что на улице идёт дождь, вы сидите дома и смотрите, как крупные, свежие капли воды стекают по стеклу, становится очень скучно, начинаете вспоминать грустные моменты своей жизни, и уже ничего не хочется, а появляется одно желание — куда-нибудь спрятаться. Но стоит кому-нибудь улыбнуться или приласкать вас, как вся хмурая пелена спадает с ваших глаз, и хочется опять жить да радоваться. Когда мы читаем стихотворения, то они также превращаются в одну из причин, которая влияет на наше душевное состояние. Благодаря сочетанию тридцати трёх букв автор передаёт нам свои чувства, которые наполняли его в момент создания своего шедевра, он заражает нас ими (чувствами).
Не так давно на уроках литературного краеведения мы прошли творчество Л.А. Тумановой. И я поняла: вот тот человек, который покоряет своим жизнелюбием, оптимизмом. В своих стихах она утверждает неповторимую ценность всякой минуты. Дмитрий Веневитинов писал: " Истинные поэты всех времен и народов были философами". По-моему, Туманова не только истинная, но и уникальная поэтесса. Её уникальность – в её оптимизме, которым пронизаны все её стихи.
Среди стихотворений Тумановой видное место принадлежит тем, в которых поэтесса с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины природы. Несравненный живописец природы, Туманова воспринимает её не только зорким глазом художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.
Людмила Анатольевна Туманова – известный курганский автор-исполнитель своих песен.
Пик всесоюзной популярности поющей поэтессы пришелся на 70-80-ые годы. Тонкие умные стихи, необычайная мелодичность песен, в сочетании с нежным голосом и теплым аккомпанементом гитары, сделали Туманову узнаваемой и неповторимой, её песни надолго остаются в сердцах слушателей разного возраста.
«Судьбой не избалована, но звездами отмечена…» — строчка из стихотворения отражает суть жизни поэтессы. Одарённая различными талантами, мечтающая о профессии киноактрисы, Людмила Туманова в свои семнадцать лет уже была на полпути к цели, а год учебы в Студии при Курганском драмтеатре стала её стартовой площадкой.
Но в полдень 24 октября 1963 г. трагическое происшествие едва не стоило ей жизни, и паралич обеих ног в один миг полностью изменил судьбу девушки. Мир сузился до стен комнаты, но творческое начало искало выход…
В 1965 году стали «приходить» первые стихи, чуть позже — песни. Свою «Стюардессу» Людмила Анатольевна спела в программе радиостанции «Юность» в январе 1969 г, и сразу эта песня стала популярной. Всесоюзная фирма «Мелодия» выпустила две авторские пластинки: «Песни Людмилы Тумановой» (1973 г.) — диск достиг тиража более полумиллиона, — и «Людмила Туманова поет свои песни» (1983 г.). Людмила Туманова является членом Союза журналистов страны, её стихи печатались и в различных сборниках уральских издательств, и во многих всесоюзных журналах.
В Кургане вышло два сборника её стихов и песен — «Монолог под аккомпанемент гитары» (1993 г.) и «Вот мой портрет» (2005 г.).
В 70-80-е годы снималась в документальном фильме «Нежность», в авторских видеофильмах Курганского телевидения, в популярных программах ЦТ («Шире круг»), в программах Челябинска, Свердловска, выступала с сольными концертами. Весной 1997 года состоялся бенефис Тумановой «Иду к тебе». Переполненный зал театра слушал в исполнении Людмилы давние, любимые её песни и новые, пока еще не записанные на магнитофонную ленту, но такие же нежные, незабываемые, согревающие душу.
Большое место в её творческом багаже занимают произведения для детей. Успешно сотрудничая с местным телевидением, Л. Туманова создала своего рода детский телетеатр, для которого написала тридцать пьес и цикл детских песен к ним.
Не случайно, как-то особенно чётко проступает здесь и магическая «звёздная» тема. С некоторых пор курганская поэтесса «завязала дружбу» с Уранией — покровительницей астрономии и ночи напролёт просиживает у окна своей домашней «обсерватории», рассматривая ночное небо, вдохновляющее её на новые рифмованные размышления, на лирические и философские откровения.
Слушайте её песни, и предложите вашим знакомым послушать их. Они о красоте природы, о радости жизни и человеческом счастье. И пусть та удивительная доброта и нежность, которые излучает её неповторимый ласковый голос, несущий тепло и веру в добро, наполнит ваши сердца.
Её поклонник Мендельсон Э. Д. пишет: « Если смотреть на фотографии Л.А. Тумановой, то можно увидеть изумительной красоты и очарования девичье лицо, сияние глаз, все, попадая в поле этого нездешнего свечения, этого необыкновенного обаяния, сразу тянулись к ней, испытывая сестринскую нежность, стремление раскрыться до донышка, вместе попереживать, поплакать, посмеяться. Иногда кажется, что природа, щедро наделив ее всевозможными талантами, засмотрелась в какой-то момент на свое создание, удивляясь такому совершенству; чуть замедлила ход - и тут случилось непоправимое. Та жизненная трагедия, приковавшая 17-летнюю фею, начинающую актрису к инвалидному креслу. Сколько слез было выплакано, сколько дум передумано, откуда черпалось мужество и приходила дорого оплаченная ранняя мудрость - одной фразой не объяснишь. Только прекрасные глаза не перестали струить ясный свет, не окаменело, не замкнулось в печали сердце...»
Тогда же начали рождаться песни – «акварельной прозрачности, чистоты, легкого дыхания, солнечной энергии», - пишет Мендельсон Э. Д.. Известный наш поэт Леонид Куликов сравнивал их с ласточками, "несущими радость людям", - я бы воспользовалась образом костра, возле которого так и тянет погреть озябшие ладони и души. В предисловии к только что вышедшей в свет книге "Вот мой портрет" Людмила Анатольевна пишет: - ... Когда мне сообщили, что Всесоюзная фирма "Мелодия" решила выпустить мою пластинку, я была ошеломлена таким подарком моей "бережливой" судьбы... Это была первая песенная "ласточка" не только для Кургана, но и для всего Зауралья. И третья по стране в жанре авторской песни вслед за дисками признанных поэтов Б. Окуджавы и Н. Матвеева. И в 1983 году "Мелодия" выпускает мой второй "миньон" - "Людмила Туманова поет свои песни". Пластинки не улучшили наше материальное положение (были просто копейки), но разве может что-то сравниться с тем восторгом, когда твою песню слушают, любят, и ты получаешь десятки тысяч благодарных писем-откровений!..
Музу Тумановой не назовешь громогласной, ее "милая гостья с дудочкой в руках" носит одежды поскромнее. Стихи не поражают слух чеканным ритмом, сложными размерами, но обладают столь проникновенной интонацией, теплотой, что пробиваются к слушателям, точно росток сквозь оттаявшую землю, - стремительно и неизбежно. Человеческим и творческим даром нашей землячки восхищались актриса Алла Демидова, певицы Елена Камбурова, Жанна Бичевская, композиторы Владимир Шаинский, Ян Френкель, поэт Светлана Соложенкина, пианист Евгений Эпштейн и многие другие замечательные личности. На сайт Людмилы Анатольевны и сейчас стекаются отклики со всей страны. Невероятно эмоциональные, пламенные, звонкие, горячие, добрые. Была опубликована книга "Вот мой портрет" (стихи, рисунки разных лет), вышел диск "Не напрасно с тобой в этот мир мы пришли". Уверена, они не будут залеживаться на полках. Пронизанные ворожбой, детской непосредственностью и сказочным духом, подчас похожие на маленькие пьески или сценарии, стихи Тумановой, несомненно, замечательны и самобытны.
2.2.Своеобразие изображения природы и человека в лирике поэтессы.
На страницах лирических сборников Л. Тумановой перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэтессы русский пейзаж: бескрайние моря, зелёные поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэтесса чувствует себя частью родной природы и готова часами находиться на море или в лесу. Талант Л.Тумановой заключается в том, что она может улавливать и передавать самые нежнейшие оттенки настроений, которые возникает в её душе. Богатство словесной живописи художника помогает нам почувствовать красоту и силу природы. В его стихах она живет собственной богатой жизнью, постоянно изменяется: рождается, растет, умирает, грустит и радуется. Часто поэтесса прибегает к приему олицетворения, поэтому её природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива.
Из тех стихотворений, которые я прочитала, у меня есть свои любимые. На анализе этих стихотворений я и хотела бы остановиться в своей работе.
Анализ стихотворения «Голубой звездопад»
Зимний снегопад... Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором?
Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь
звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных
хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом,
свеча на столе?..
В 2001 Туманова пишет стихотворение «Голубой звездопад». Прошло около 40 лет после трагедии, но боль, конечно, не утихла. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэтесса даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. А еще, конечно, русская природа, которая особенно прекрасна зимой.
Давайте вернёмся к стихотворению и посмотрим, что хотел сказать автор читателю, какие мысли он выразил в стройной череде строк.
Это произведение посвящено надежде. Не случайно оно называется «Голубой звездопад». Ведь звездопад согласно народной примете – символ счастья. Говорят, когда человек видит падающую звезду – это приносит ему счастье. Наверное, поэтому в стихотворении рефреном повторяются строки
Посмотри, снег идет...
Дай же руку скорей!
Пусть зима посидит
На ладони твоей.
Снегопад – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Однако достаточно нескольких секунд – и вот уже
А снежинки, как жаль,
Уж росою блестят.
Первые две строки каждого столбика погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено.
Зима в стихотворении кажется мне маленькой феей, которая может посидеть на ладони.
Заключительные строки –
Если ты зиме рад,
Про себя попроси:
- Голубой звездопад,
Счастье мне принеси.
утверждает победу жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу человека, храбро отстоявшего своё право на жизнь. Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Голубого звездопада», и эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна. Автор использует большое количество сравнений, метафор, чтобы читателю было легче представить зимнюю картину, например: «Иней звездным ковром облепил все дома, Лужи стали стеклом, провода, как тесьма».
Пурга
Еще одно из самых любимых моих произведений – стихотворение «Пурга», написанное в 1966 году. Поэтесса описывает в нём зимний ночной город, по которому «идет-бредет пурга», вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами зимней ночи – ничем не скованная творческая натура поэтессы.
Лирический герой в стихотворении – лишь наблюдатель. Лирический герой чувствует в плясе пурги что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека, даже демоническое:
Метет подолом улицы,
Сугробы ворошит...
Трудом своим любуется
И с хохотом крушит.
Лирический сюжет стихотворения – танец вьюги, которая разбрасывает снега, метёт улицы, гуляет, пляшет. Образ пурги чем-то напомнил мне образ Бабы-Яги из детских сказок: она так же идёт-бредёт, у неё есть подол.
Природные стихии – ветер, метель, легкая позёмка – оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «и с хохотом крушит», «пустилась в пляс пурга», «заглядывала в окна» и так далее.
«Пурге», как и многим произведениям Тумановой, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление свиста ветра, бегущей позёмки.. Часто повторяются шипящие ж-ш-х-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. («ворошит, И с хохотом крушит»).
Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: «пурга», «снега», перекрёстной рифмы.
Чтобы подчеркнуть таинственность, весёлый танец пурги, Туманова использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с фольклорного выражения «идёт-бредёт», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами («колючие снега», «робкая позёмка», «послушные снега») и метафорами («метет подолом улицы», «спиралью закрутились послушные снега»). Очень часто поэтесса использует олицетворения, ведь пурга у неё, несомненно, живое, сказочное существо.
Меня поразила в этом стихотворении какая-то детская непосредственность в восприятии окружающего мира поэтессы. Читая «Пургу», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.
«Янтарное море»
Стихотворение Тумановой ««Янтарное море» представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, где все благодать: «лес превратился в янтарное море», «носятся чайками желтые листья», «радуга вспыхнет и парусом станет». В стихотворении каждая деталь говорящая: в необыкновенной по выразительности картине есть место «янтарному лесу», «солнечному морю», разноцветной радуге.
Как и все стихотворения Тумановой, это произведение производит неизгладимое впечатление и поражает прелестью самобытности и неповторимости. О нем можно сказать словами критика В.Ходасевича :"Это... яркий ковер, сотканный из верной и нежной любви поэта к родной земле..."
В этом стихотворении поэтесса создает яркий, красочный и многоцветный мир природы, наполненный переливами цветов и изысканных оттенков. Лирическая героиня стихотворения восхищается лесом, который ранней осенью становится похожим на янтарное море. Она ощущает себя неотъемлемой частью природы, для этого надо лишь немного фантазии:
Только поверь - сразу чудо свершится:
Лес превратится в янтарное море-
Секрет обаяния стихотворения Л. Тумановой в той милосердной человечности, с которой она прикасается ко всему в природе.
Состояние природы отражает состояние души лирической героини. Её философия разлита, растворена в поэтических словесных образах. Время - необратимое и безостановочное - воплощается в образе ветра, который разметает листья и даёт возможность воплотиться мечте:
И, зачерпнув сколько входит в ладони,
По ветру кинь разноцветную пену!
Явится тут же корабль пред тобою,
Радуга вспыхнет и парусом станет.
Вдаль позовет, поведет за собою.
Необычно не только содержание стихотворения, но и его форма. Чтобы лучше воздействовать на читателя, поэтесса добивается совершенства формы и изысканности рифмы. Это произведение отличается плавностью, напевностью, мелодичностью.
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэтесса использует различные художественные средства. Например, часто употребляет метафоры: «разноцветную пену», «волны сухие», «солнечное море». Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым.
Повторы («Чайками будут листья кружиться, Чайками будут листья кружиться») и эпитеты ("янтарное море ") придают стихотворению плавность и поэтичность.
Поэтесса нередко использует инверсию: " Отполыхали летние зори ". Этот художественный прием придает возвышенность и торжественность. И еще один прием, использованный в этом стихотворении, - сравнение, выраженное формой творительного падежа:
Носятся чайками желтые листья
Эти изобразительные средства придают художественной картине мира, нарисованной поэтессой, яркий, зримый, наглядный, почти осязаемый характер.
Это стихотворение - красочное и сильное - звучит как гармоничное произведение.
Проанализировав это стихотворение, можно сказать, что Л.Туманова, действительно, - удивительный поэт. Ей удалось передать в стихотворении сокровенные человеческие чувства, удалось нарисовать живописную картину природы во всей ее прелести и очаровании. Это стихотворение волнует, завораживает и озаряет душу каким-то таинственным, тихим светом.
Всему свое время
После прочтения стихотворения «Всему своё время» мне стало немного тоскливо и чего-то неизвестного жаль, создалось ощущение, что одинока не автор, а я. Представляется ранняя осень, уже начинающие пустеть сады, идущие дожди, то есть природа грустит вместе с нами. Чувствуется холодное дыхание осени, и на душе становится немного неуютно, оттого что:
А Сентябрь уже листве
Голову морочит.
Вьется в медленном ветру
Паутинок танец
Дополняет эту печальную картину строки о том, что осенью приходит разочарование и в личной жизни:
Ой, не верьте Сентябрю,
Берегите душу!
Опалит ведь, говорю,
Всем сердца иссушит
Все надежды поэтессы возложены на то, что «всему своё время», и за грустной осенью последует зима, а затем и весна. Но пока на дворе осень:
Но не слушает листва
Моего совета:
Под стволами - острова
Песен недопетых.
Как и в стихотворении «Пурга» в этом произведении образ осени олицетворён. Она напоминает скачущего на коне всадника:
Любо осени скакать,
Сунув ногу в стремя...
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэтесса использует различные художественные средства. Например, часто употребляет метафоры: «паутинок танец» «острова
песен недопетых». Очень много олицетворений:
Бродит Август по траве -
Уходить не хочет,
А Сентябрь уже листве
Голову морочит
Повторы («Всему свое время, Всему свое время») и эпитеты ("песен недопетых ") придают стихотворению плавность и поэтичность.
Поэтесса нередко использует инверсию: " паутинок танец ", «бродит август» , «песен недопетых». Этот художественный прием придает стихотворению музыкальность.
В гости к другу
Одно из моих любимых стихотворений об осени – это стихотворение «В гости к другу».
Поэтессе удается нарисовать такие живые, яркие и красочные картины, что кажется, будто видишь все это наяву. Сразу представляется осенний лес во всей его красе. Ведь осень – это действительно удивительно красивая пора. Природа готовится ко сну и дарит на прощание яркие краски. Осенью становится немного грустно, но эта грусть не кажется безысходной. Наоборот, она наводит на размышления. Окружающий мир таит в себе много удивительного и прекрасного. Нужно только уметь хорошо вглядеться, чтобы заметить все это. Л. Туманова называет все приметы осени, чтобы еще раз подчеркнуть, насколько она ей близка:
Ну, а мне всего милее
Лес октябрьской порой:
Когда мягче и светлее
Звуки гаммы цветовой.
Она называет лес своим другом, с которым ей легко и просто общаться:
Ты заметил, друг мой старый,
Мы расстаться не спешим?
Я пришла к тебе с гитарой -
Посидим, пошелестим...
Язык стихотворения точен и удивительно красив. Читатель не может остаться равнодушным к красоте, которую воспевает поэт. Поэтесса использует яркие эпитеты ( «величавый лес», «таинственный»), необычные метафоры («разметал незримый веник»), олицетворения («живописный беспорядок всюду осень навела»), обращения («ты заметил, друг мой старый, мы расстаться не спешим?»), фразеологизмы («разметала в пух и прах»).
Лирическая героиня признается, что для неё огромное счастье – находиться в осеннем лесу. Особенно близок ей октябрьский лес:
Ну, а мне всего милее
Лес октябрьской порой:
Когда мягче и светлее
Звуки гаммы цветовой
И именно это заставляет его с особенной страстью любить удивительную пору, завораживающую своей неповторимой красотой. Именно осень заставляет почувствовать всю радость жизни, без которой немыслимо счастье бытия. Только незаурядные люди, к которым, безусловно, относился поэтесса, могли с такой философской мудростью рассуждать о связи эмоций и настроения с окружающей природой. Стихотворение понятно и близко каждому, кто неравнодушен к красоте осени, умеет наблюдать за жизнью природы. На самом деле человек очень тесно связан с окружающим миром, но далеко не все наделены даром понимать и чувствовать это.
Анализ стихотворения «Я вернусь к тебе, море»
В 1967 году В.А. Л. Туманова пишет стихотворение "Море", которое поражает нас уже с первых строчек. Так прекрасны, реальны и близки они каждому человеку, хоть раз наблюдавшему эту величественную картину. В картинах природы, которые создает Л. Туманова, всегда присутствует воспринимающий ее человек. Более того - человек и природа у него даны в некоем единстве. "Жизнь души" и есть подлинный предмет этого стихотворения.
Тайна моря волнует поэтессу. Море всегда переменчиво, оно как бы соединено с небом: в хорошую погоду спокойное, ясное, а в плохую — беспокойное. Оно — как человек, как сама поэтесса. Волнующие её моменты Л.Туманова передает в замечательных художественных образах, которые обогащают нашу мысль, развивают умение видеть, слышать и чувствовать природу нашей родины, которые близки сердцу каждого русского человека. Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэтессы о своей судьбе.
Сколько же раз ты являлось во сне?!
А знало ли ты обо мне?
Море потому близко и дорого Тумановой, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, т. е. таких качеств, которые особенно привлекают поэтессу. Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, оценочными эпитетами и метафорами.
Море!.. Я вернусь к тебе море! – риторическое восклицание
Сколько же раз ты являлось во сне?! - риторический вопрос
Очень странное море!
То черное, то золотое – эпитеты
Соленое солнце купает лучи – метафора
Легкий, как чайка, парусник мчит - сравнение
Автор через описание природы показывает нам свои переживания. В стихотворении морская бездна ассоциируется с бездной человеческого "Я". Настроение автора слито с этой свободной, безграничной стихией. Она погружена в нее, живет вместе с ней. И когда читаешь строчки:
Море!.. Я вернусь к тебе море!
Спою я песню с волною...
Встреч у тебя будет много других,
Монетку мою сбереги, -
понимаешь, что здесь идет речь о чувствах поэтессы, пришедшей к берегу моря, чтобы успокоить взволнованную душу.
В начале стихотворения поэтесса сразу признаётся в любви к водной стихии. Она уверена, что нет ни одного человека, равнодушного к морю:
- Вы видели когда-нибудь море? Я думаю, тот,
кто видел море хоть раз, уже не забудет его никогда.
Во второй строфе автор отмечает необычность водной стихии:
Очень странное море!
То черное, то золотое.
Поэтесса использует приём анафоры (единоначатие), чтобы обратить внимание читателя на это. Л. Туманова олицетворяет море, и вот, перед нами безмолвный собеседник, понимающий малейшие переливы чувств героя. Поэтесса задает ему вопросы, на которые нет ответа, но которые возникают при взгляде на это "необъятное лоно". И здесь возникает мотив, присущий многим произведениям Тумановой - мотив двух миров. Первый из них – мир природы, а второй – мир души. Чувства лирической героини неразрывно связаны с природной стихией:
Сколько же раз ты являлось во сне?!
Теперь улыбаешься мне.
Но вот мир меняется: какая-то высшая сила нарушает установившуюся гармонию, возникают темные грозовые тучи. Море, отражая их, становится черным, тревожным и начинает борьбу:
Штормящее море все в пене седой
Вьюгой гудит, завывает.
И мощной, в полнеба огромной волной
Прибрежные скалы взрывает.
Автор заворожена представшем перед ней видом, на одном дыхании рассказывает о событии, длящемся не один час. Он не изображает нам видимые явления, а показывает динамику чувств. Потому Л. Туманова и сосредоточена на чувствах души, что на них откликается "незримая душа" природы.
Эх, море!.. Непокорное море!
Серое, штормовое...
Сколько же раз ты являлось во сне?!
И хмурое нравишься мне!
Прочитав все стихотворение до конца, понимаешь, что оно, несмотря на нотку грусти, весьма оптимистично, как и все стихи Тумановой. Лирическая героиня уверена в том, что новая встреча неизбежна:
Море!.. Я вернусь к тебе море!
Спою я песню с волною...
Язык этого произведения поражает своей музыкальностью, мелодичностью. Автор заставляет читателя слышать и видеть развернувшуюся картину.
Л. Туманова в 34 строчках выразила все то, что было у неё на душе. И в этом, бесспорно, ей помогла природа. В стихотворении преобладают личные интонации. Здесь море - символ души человека. Недаром состояние водной стихии всегда перекликается с состоянием лирической героини. Это создает впечатление, что героиня ведет диалог с безмолвным собеседником, постоянно обращаясь к нему за ответом. Заметим, что она говорит ему "ты", а не "вы", как близкому другу. Итак, мы видим, что природа необходима Л. Тумановой для того, чтобы глубже понять тончайшие переливы "души человеческой".
Я думаю, каждый человек найдет в её лирике что-то свое, личное, близкое только ему. Когда меня переполняет злость, ненависть, в голове сразу же возникает образ бушующего моря. Я заставляю тучи уйти, а стихию стать "безмолвной" и "лазурной", тогда и на душе становится так тихо, спокойно, и хочется с новыми силами жить и играть в лучах Солнца. Недаром друг поэтессы, который не видел её никогда, зато читал её стихи, назвал лирику Л. Тумановой "пейзажем души".
Рождение дня
Также мне очень понравилось стихотворение “Рождение дня”. Оно было написано в 1979 году. В нем нет ничего надуманного, каждая строфа создавалась, казалось бы, из легких, воздушных строчек. С первого и до последнего слова оно проникнуто радостным, летним настроением. Рождение дня, вероятно, в сердце поэтессы, она с надеждой и трепетом ждет лучшего, светлого. Стихотворение о пробуждении природы, о состоянии души лирического героя. В первой строфе лирическая героиня рассказывает о своём сне:
Мне снился зелен луг
И запах травный, пряный.
Этот сон пробудил что-то радостное, светлое в её душе. И сразу – все её мысли о рождающемся летнем дне:
Открыв окошка створу,
Впустила синь-простор
И тополиный шорох.
И, если еще:
Покоем, тишиной
Пленила взор природа.
Бледнеющей луной,
то уже:
В величии немом
Вершилось дня рожденье…
Эти строки вызывают звуковую и зрительную ассоциации. Вся строфа наполнена энергией света. Не только природа начинает пробуждаться – жизнь меняется к новому. Все мосты сожжены, прошлое ушло безвозвратно, незачем сожалеть о нем. Лишь будущее время, зарождающееся в мгновенье настоящего, властно над человеком.
Энергия солнечного света разбудила природу. Эти пробуждения передаются через лирического героя, через его чувства, переполненные радостным настроением. Это не пейзажная зарисовка, а впечатления лирического героя.
Обращаясь в третьей строфе к «певцу уединённому», Л.Туманова хочет заставить и нас поверить в то, что вся жизнь – день радости и счастья ! Закрыв глаза на мелкие неурядицы, поэтесса верит в то, что человек рожден для счастья. Каждый миг, слагающий дни, недели, годы, несет нам лучшее; каждый миг ценен и неповторим. Небо с бледнеющей луной и угасающими звёздами - один из главных образов стихотворения. На нем происходит зарождение жизни, и оно отражает, словно зеркало, все происходящее на земле. Оно своего рода - душа человечества, его надежды и ожидания, хранитель всего самого сокровенного.
На протяжении всего стихотворения улавливается мотив активности, побуждения. Последняя строфа добавляет последний штрих к состоянию души, излучающей радость и веселье.
И я, не утерпев,
Тихонько с ним запела.
Поэтесса использует множество эпитетов: ‘бледнеющей луной ”, “ величии немом “, “ чуть рдевшим небосводом ” и так далее. С их помощью стихотворение становится легким, чувственным, более эмоциональным. Ведь жизнь, будущее, свобода не имеют тесных рамок, эти понятия вкладывают непосредственность в каждую строчку. Используя такие метафоры как «собрав букеты штор», “ миг славил вдохновенно певец уединенный» поэтесса стремится наполнить стихотворение активностью, особым смыслом, чтобы лучше передать его основные мотивы. Сравнивая пение птицы с гимном, Туманова придает стихотворению музыкальный тон. Еще один художественный троп – перифраз, с которым мы встречаемся в третьей строфе. Раннюю птичку она называет «певец уединенный». На него возлагается серьезная задача – сделать мир светлым и радостным. В стихотворении происходит ассонанс гласной «е» (в величии немом вершилось дня рожденье), «о» (тополиный шорох), будто и в их повтор автор вложил особый смысл, будто они призваны вести нас за собой вперед, к свету, к счастью.
Туманова - тончайший лирик, она способна уловить и отразить в словах все оттенки настроения, наполнить слова особым смыслом, на который откликается душа. И в этом стихотворении, как и во многих других, мы наблюдаем волшебную силу, которую поэтесса заключает в слова, подбирая их таким образом, что они создают мелодию - в каждом стихотворении свою. В этом стихотворении - мелодия пробуждения, счастья, радости, солнечного света.
Пока не поздно
В жизни любого поэта бывают периоды, когда судьба посылает ему моменты тишины и покоя, вынужденного затворничества и одиночества, оторванности от привычного круга общения и мирской суеты. В такие минуты трудно устоять перед праздным времяпрепровождением и не окунуться в мир безделья. Однако для поистине талантливого человека, живущего для того, «чтоб мыслить и страдать», такая уединенность означает возможность остаться наедине со своей музой и творить, творить, творить. Именно об этом, на мой взгляд, и говорится в стихотворении «Пока не поздно».
Первая строфа стихотворения представляет собой риторический вопрос, на который, увы, нет ответа:
Не знаю, кто я и зачем
Здесь на Земле, по чьей я воле?
Командированная - кем,
Кто ниспослал такую долю?..
Вторая строфа – крик души, поэтесса признаётся в том, что она очень одинока:
Я одинока в этом мире,
И Одиночество - мой бог.
Вторая строфа – ощущение сегодняшнего дня, преодоление того вынужденного затворничества, в плену которого пребывает лирическая героиня. Хотя «моя галактика - квартира, спираль закрученных дорог» не оставляет лирическую героиню и горечь прошлого все же остается в её душе, она упорядочивается, и душа светлеет. Выход поэтесса видит в творчестве:
Душа в любви сольется с телом,
И снова возрождаюсь я.
Пою стихи, слагаю песни,
Конечно, это - мой удел!
И последняя строфа подводит героиню к своеобразному итогу, а затем и к принятию жизни такой, как она есть. Она пронизана оптимизмом. Лирическая героиня принимает как должное все тяготы жизненного пути и верит в свою счастливую звезду, которая в будущем подарит ему счастье познания, гармонию в творчестве – награду за внутреннюю стойкость.
Лирическая героиня не мечтает о легкой жизни, она не может доставить ей наслаждение. Все познается в сравнении, поэтому в «одиночество» перекликается с «любовью». Героиня вопрошает:
Что выполнить еще должна,
Душа чтоб устремилась к звездам?..
Ответ на этот сложный вопрос она видит в творчестве, в написании стихов. Она готова достойно встретить удар судьбы и не сломится.
Лирическая героиня понимает, что ей необходимо принять такое положение вещей: она трезво смотрит на жизнь, не обольщаясь иллюзиями, которые способны, как вино, опьянить:
Испить судьбу свою до дна.
Я пью, пока еще не поздно.
Как и все стихи Тумановой, это стихотворение очень образно. В нём присутствуют такие художественно-выразительные средства, как эпитеты («необозначенный предел»), метафоры («моя галактика - квартира, спираль закрученных дорог»), риторические вопросы.
Внимательный читатель заметит обилие гласных звуков во всём стихотворении, что создает впечатление камерности, доверительности, приглушенности голоса поэтессы, повествующей о своем одиночестве. Часто встречается звук «о» (и одиночество - мой бог), звук «е» ( увлечений поднебесье - Необозначенный предел). Такое звуковое оформление стиха углубляет его содержание: подобным образом Туманова показывает, как постепенно, шаг за шагом, её лирическая героиня приходит к пониманию того, что жизнь не стоит на месте, она дарит веселье и горе, труд и страданье. И только тот, кто воспринимает настоящее как необходимое испытание, достоин будущего.
Часть 3. Особенности художественного стиля и поэтической техники.
3.1. Особенности художественного стиля.
Большое место в творчестве Л. Тумановой занимают художественно-выразительные средства языка. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев. Поэтесса использует яркие эпитеты ( «величавый лес», «таинственный»), необычные метафоры («разметал незримый веник»), олицетворения («живописный беспорядок всюду осень навела»), обращения («ты заметил, друг мой старый, мы расстаться не спешим?»), фразеологизмы («разметала в пух и прах»). Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Л.А. Тумановой существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить своё мировосприятие.
Поэзия Тумановой насыщена обращениями, часто это обращения к природе:
Голубой звездопад,
Счастье мне принеси.
Метафора (от греч. metaphora - перенос) - это переносное значение слова, когда одно явление или предмет уподобляется другому, причём можно использовать и сходство, и контраст.
Строй сравнений, образов, метафор иногда взят из фольклора, из народных сказок, например, образ пурги в стихотворении «Пурга» напоминает образ Бабы-Яги из детских сказок: она так же идёт-бредёт, у неё есть подол.
По ночному городу
Идет-бредет пурга,
Метет подолом улицы,
Сугробы ворошит...
Трудом своим любуется
И с хохотом крушит.
Другие метафоры очень напоминают нам есенинские. Например, у Есенина:
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
У Тумановой:
И, зачерпнув сколько входит в ладони,
По ветру кинь разноцветную пену!
Явится тут же корабль пред тобою,
Радуга вспыхнет и парусом станет.
У Есенина: А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
У Тумановой: Пустилась в пляс пурга -
Спиралью закрутились
Послушные снега.
3.2. Поэтическая техника Л.А. Тумановой.
Лирический талант поэтессы заметен и в оформлении строк, строф и отдельных стихотворений, в так называемой поэтической технике. Отмечу прежде всего словесное своеобразие: использование повторов и анафор. Немаловажную роль в поэзии Тумановой, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Повторы («Всему свое время, Всему свое время», «Чайками будут листья кружиться, Чайками будут листья кружиться) придают её стихам плавность и поэтичность. Поэтесса использует приём анафоры (единоначатие), чтобы обратить внимание читателя на особо важные строки, например, в стихотворении «Море»:
Море!.. Очень странное море!
Море!.. Вот какое ты море!
Море!.. Я вернусь к тебе море!
По своему грамматическому составу рифмы Л.А. Тумановой не одинаковы, однако заметно тяготение поэта к точной рифме, придающей особую гладкость и звонкость стиху. Очень часто поэтесса использует такой приём, как ассонанс (повтор гласных звуков) и аллитерацию (повтор согласных), что делает её стихи более музыкальными и напевными. Неудивительно, что многие её стихи стали песнями. Звуки как бы подхватывают и поддерживают друг друга, сохраняя заданное звуковое оформление строки, её мелодию. Особенно это заметно в гармонии гласных. Например, в стихотворении «Рождение дня» происходит ассонанс гласной «е» (в величии немом вершилось дня рожденье), «о» (тополиный шорох), будто и в их повтор автор вложил особый смысл, будто они призваны вести нас за собой вперед, к свету, к счастью. «Пурге», как и многим произведениям Тумановой, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление свиста ветра, бегущей позёмки.. Часто повторяются шипящие ж-ш-х-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. («ворошит, И с хохотом крушит»).
Часть 4.Роль есенинских традиций и фольклора в творчестве Л.А. Тумановой
Используя стилистические особенности народной лирики, Туманова как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение. Так же как и для народа, для Л.А. Тумановой характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:
Пусть зима посидит
На ладони твоей.
Бродит Август по траве -
Уходить не хочет,
А Сентябрь уже листве
Голову морочит.
Всю ночь пурга хмельная
Гуляла по дворам:
Заглядывала в окна,
Кружила здесь и там.
Среди общих тенденций в изображении природы Есенина и Л.Тумановой следует отметить также восприятие природы как источника духовных человеческих сил. Черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в образах, и в неповторимой доверительной интонации, и в стилистике стиха. И Туманова, и Есенин часто используют олицетворения, например:
Клен ты мой опавший,
клен заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись,
под метелью белой?
Настроения и чувства Л.А. Тумановой, как и народа, и С. Есенина созвучны природе, поэтесса ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:
Например, у С.Есенина:
Ходит девушка по бережку грустна,
Ткёт ей саван нежнопенная волна,-
Либо противопоставляется:
Не нашлось моё колечко.
Я пошёл с тоски на луг.
Мне вдогон смеялась речка:
“У милашки новый друг”.
У Л.А. Тумановой:
Ой, не верьте Сентябрю,
Берегите душу!
Опалит ведь, говорю,
Всем сердца иссушит.
Успокоение поэтесса часто находит в природе, например, в стихотворении «В гости к другу»
Правда, видимся не часто,
Встреча длится час-другой.
Но какое ж это счастье
Быть с тобой, молчать с тобой!
Многие стихотворения Л.А. Тумановой схожи с фольклором и есенинскими стихами и по форме. Например, у Есенина это стихотворения-песни: “Клён ты мой опавший ”, “Заиграй, сыграй, тальяночка…” «Отговорила роща золотая» и так далее. У Л.А. Тумановой: «Голубой звездопад», «Всему свое время» и т.д. Для таких стихотворений характерно повторение первых и последних строк. И само строение строки взято из фольклора. Например, есенинские строки:
То не зори в струях озера свой выткали узор,
Твой платок, шитьём украшенный, мелькнул за косогор.
Иногда стихотворение начинается, как сказка:
На краю деревни
Старая избушка,
Там перед иконой
Молится старушка.
У Тумановой:
Любо осени скакать,
Сунув ногу в стремя...
Зеленеть и отцветать -
Всему свое время,
Всему свое время.
Мы не можем остаться безразличными к поэзии Л.А. Тумановой. А если так, не должны обходить стороной те законы, о которых она пишет. Они учат нас жить, а не существовать, чувствовать, а не предугадывать, любить, а не ненавидеть и не относиться с безразличием к окружающему миру. Хочется еще раз обратиться к милым строчкам:
Возьми и улыбку, с ней будет светлее.
Ненастные мысли по ветру развеет.
Вдруг звездною ночью грусть одолеет.
Возьми лишь улыбку, с ней будет светлее.
Заключение
Туманова - тончайший лирик, она способна уловить и отразить в словах все оттенки настроения, наполнить слова особым смыслом, на который откликается душа. В её стихотворениях мы наблюдаем волшебную силу, которую поэтесса заключает в слова, подбирая их таким образом, что они создают мелодию - в каждом стихотворении свою. Наследуя традиции прошлого, Л.А. Туманова создаёт свои уникальные проникновенные стихи.
Таким образом, целью работы являлось выявление своеобразия изображения природы и человека в лирике Л.А. Тумановой
Для этого решались следующие задачи:
1. Рассмотрение основных тем творчества.
В результате исследования были сделан вывод, что одной из ведущих тем творчества Тумановой является тема природы и человека.
2. Выявление особенности художественного стиля и поэтической техники.
Как результат: для Тумановой характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения. Её поэзия насыщена обращениями, часто это обращения к природе. Большое место в творчестве поэтессы занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры.
3. Определение роли есенинских традиций и фольклора в творчестве Л.А. Тумановой
Было определено, что поэзия Л.А. Тумановой и фольклор имеют очень тесную связь. Туманова, вслед за Есениным, идёт от ощущения, что в мире господствует гармония, которую следует проявить… Она, прежде всего - в природе, согласно с природой, а не вопреки природе - вот незаявленный, но незыблемый девиз Есенина и Тумановой.
Практическая направленность видится в возможности использования на уроках литературы в качестве регионального компонента, а также при подготовке классных часов.
Мне было бы интересно продолжить исследование на следующий год, например, проанализировать другие темы творчества Л.А. Тумановой.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Голубой звездопад Уж завяли цветы и смешались с травой, Все деревья, кусты отшумели листвой. Посмотри, снег летит... Дай же руку скорей! Пусть зима посидит На ладони твоей. Где-то есть - вы слыхали? - Голубой звездопад... А снежинки, как жаль, Уж росою блестят. Иней звездным ковром облепил все дома, Лужи стали стеклом, провода, как тесьма. Посмотри, снег летит... Дай же руку скорей! Пусть зима посидит На ладони твоей. Пессимисты твердят: - Что в пустую мечтать? Голубой звездопад Все равно буду ждать. Так бывает, что враз поседели поля, Раз в году, только раз в белой пене земля. Посмотри, снег идет... Дай же руку скорей! Пусть зима отдохнет На ладони твоей. Звездам хочется сесть - Вот они и летят... Может, это и есть Голубой звездопад? Если ты зиме рад, Про себя попроси: - Голубой звездопад, Счастье мне принеси. | «Я вернусь к тебе, море» - Вы видели когда-нибудь море? Я думаю, тот, кто видел море хоть раз, уже не забудет его никогда. Я видела море один только раз И мне не забыть его, нет! Кажется, даже слышу сейчас Далекого моря привет. Море!.. Очень странное море! То черное, то золотое... Сколько же раз ты являлось во сне?! Теперь улыбаешься мне. Лижет волна, гладит старый утес- От моря не ждет он покоя. Песню мою ветер в горы унес, Слушаю я песнь прибоя. Море!.. Вот какое ты море! Нежное, озорное... Сколько же раз ты являлось во сне?! А знало ли ты обо мне? Штормящее море все в пене седой Вьюгой гудит, завывает. И мощной, в полнеба огромной волной Прибрежные скалы взрывает. Эх, море!.. Непокорное море! Серое, штормовое... Сколько же раз ты являлось во сне?! И хмурое нравишься мне! Соленое солнце купает лучи В глазах изумрудных твоих. Легкий, как чайка, парусник мчит , И тает в прозрачной дали. - Море!.. Я вернусь к тебе море! Спою я песню с волною... Встреч у тебя будет много других, Монетку мою сбереги! 1967 |
Всему свое время. Бродит Август по траве - Уходить не хочет, А Сентябрь уже листве Голову морочит. Вьется в медленном ветру Паутинок танец... Листья тянутся к костру, На щеках - румянец, На щеках - румянец. Ой, не верьте Сентябрю, Берегите душу! Опалит ведь, говорю, Всем сердца иссушит. Но не слушает листва Моего совета: Под стволами - острова Песен недопетых, Песен недопетых. Любо осени скакать, Сунув ногу в стремя... Зеленеть и отцветать - Всему свое время, Всему свое время. ПОКА НЕ ПОЗДНО Не знаю, кто я и зачем Здесь на Земле, по чьей я воле? Командированная - кем, Кто ниспослал такую долю?.. Я одинока в этом мире, И Одиночество - мой бог. Моя галактика - квартира, Спираль закрученных дорог. Всегда займется нужным делом Самодостаточность моя... Душа в любви сольется с телом, И снова возрождаюсь я. Пою стихи, слагаю песни, Конечно, это - мой удел! А увлечений поднебесье - Необозначенный предел. Что выполнить еще должна, Душа чтоб устремилась к звездам?.. Испить судьбу свою до дна. Я пью, пока еще не поздно. 04.08.01. | Пурга По ночному городу Идет-бредет пурга, Разбрасывая всюду Колючие снега. Метет подолом улицы, Сугробы ворошит... Трудом своим любуется И с хохотом крушит. Вот у столба фонарного Пустилась в пляс пурга - Спиралью закрутились Послушные снега. А чтобы веселее Было плясать, тогда Услужливо гудели, Звенели провода. Всю ночь пурга хмельная Гуляла по дворам: Заглядывала в окна, Кружила здесь и там. К утру иссякли силы - Забилась в глушь аллей... Лишь робкая поземка Бежала вслед за ней. 1966г. В гости к другу Здравствуй, лес!.. С тобою в ногу Мы шагали много лет... И теперь к тебе дорогу Не забыла я, нет-нет. Правда, видимся не часто, Встреча длится час-другой. Но какое ж это счастье Быть с тобой, молчать с тобой! Знаю я, какой ты летом, Точно графика - зимой, Величавый ты с рассветом И таинственный с луной. Ну, а мне всего милее Лес октябрьской порой: Когда мягче и светлее Звуки гаммы цветовой. Живописный беспорядок Всюду осень навела - У нее иные взгляды На хозяйские дела. Разметал незримый веник Блики солнца в пух и прах: И повисли светотени На березовых ветвях. Ты заметил, друг мой старый, Мы расстаться не спешим? Я пришла к тебе с гитарой - Посидим, пошелестим... 1985г.» |
Рождение дня Мне снился зелен луг И запах травный, пряный. Я пробудилась вдруг Случайно спозаранок. Собрав букеты штор, Открыв окошка створу, Впустила синь-простор И тополиный шорох. Покоем, тишиной Пленила взор природа. Бледнеющей луной, Чуть рдевшим небосводом. В величии немом Вершилось дня рожденье, В сиянье молодом Уйти звездам в забвенье. А рядом - тронь рукой! - Миг славил вдохновенно, Сокрытый с глаз листвой, Певец уединенный. Он выводил запев Чириканьем умелым - И я, не утерпев, И я, не утерпев, Тихонько с ним запела. 1979» | «Янтарное море» Отполыхали летние зори... И разрисованный сказочной кистью, Лес превратился в янтарное море, Лес превратился в янтарное море- Носятся чайками желтые листья. В солнечном море никто не утонет: В волны сухие зайди по колено, И, зачерпнув сколько входит в ладони, И, зачерпнув сколько входит в ладони, По ветру кинь разноцветную пену! Явится тут же корабль пред тобою, Радуга вспыхнет и парусом станет. Вдаль позовет, поведет за собою, Вдаль позовет, поведет за собою- Парусник этот тебя не обманет. Только поверь- сразу чудо свершится: Лес превратится в янтарное море- Чайками будут листья кружиться, Чайками будут листья кружиться. Отполыхали летние зори... 1966, 1974 гг.» |
Аннотация
Тема данной работы – «Человек и природа в лирике Л.А. Тумановой». В ней рассмотрено своеобразие изображения природы и человека в лирике поэтессы, выявлены особенности художественного стиля и поэтической техники, определена роль есенинских традиций и фольклора в творчестве Л.А. Тумановой. Чувствуется, что автор данной работы всесторонне изучила стихотворения поэтессы, провела сравнительный и сопоставительный анализы, создала слайд-презентацию на данную тему. Несомненно, работа вызывает интерес, собранный материал можно использовать на уроках литературы в качестве регионального компонента, а также при подготовке классных часов.
Рецензия
Тема данной работы – «Человек и природа в лирике курганской поэтессы Л.А. Тумановой». В ней проанализировано своеобразие изображения природы и человека в лирике поэтессы, выявлены особенности художественного стиля и поэтической техники, определена роль есенинских традиций и фольклора в творчестве Л.А. Тумановой
Работа имеет следующую структуру:
I.Введение
II.Основная часть:
1.Вступление. Краткая биографическая справка Л.А. Тумановой
2.Своеобразие изображения природы и человека в лирике поэтессы.
а) Изображение красоты зимней природы в стихотворениях «Голубой звездопад», «Пурга»
б) Изображение осенней природы в стихотворениях ««Янтарное море», «Всему свое время», «В гости к другу»
в) Человек и море в стихотворении «Я вернусь к тебе, море»
г) Тема пробуждения природы, состояния души лирического героя в стихотворении «Рождение дня»
д) Философская тема стихотворения «Пока не поздно»
3.Особенности художественного стиля и поэтической техники.
4.Роль есенинских традиций и фольклора в творчестве Л.А. Тумановой
III Заключение
Работа имеет большой практический и теоретический интерес. Автор чётко выделяет и формулирует проблему, цели и задачи исследования, обосновывает рабочую гипотезу и методы исследования. Получены новые теоретические и практические результаты, её, несомненно, можно использовать в учебном процессе. Задача решена полностью и подробно, с выполнением всех необходимых элементов исследования, вывод осмыслен. Работа оформлена грамотно, в соответствии с требованиями. Рассуждения убедительны, логичны.
ФИО рецензента, Могутова Наталья Николаевна заведующая учебной частью, учитель русского языка и литературы,
место работы МОУ № 36 _____________________
Отзыв
Содержание научно- исследовательской работы Латышевой В. соответствует заявленной теме. Сформулирована цель, исследовательский вопрос, гипотеза исследования. Гипотеза обоснована (подкреплена основаниями из литературных источников и логическими соображениями автора работы.Тема «Человек и природа в лирике курганской поэтессы Л.А. Тумановой» раскрыта всесторонне и достаточно полно. Работа достаточно актуальна, поскольку по литературному краеведению недостаточно учебной литературы, и учителю, несомненно, может пригодиться данный материал на уроках по поэзии Л.Тумановой. Работа логична, последовательно и ясно изложена; на основе глубокого осмысления изучаемой проблемы автор формулирует собственные выводы по данной проблеме. Работа оформлена грамотно, в соответствии с требованиями.
Научный руководитель:
Долгих Наталья Александровна
учитель высшей категории
русского языка и литературы
________________________(подпись)
Тезисы
В этом учебном году на уроках литературного краеведения мы познакомились с темой «Творчество курганской поэтессы и певицы Л.А.Тумановой». Меня очень заинтересовала эта тема, я буквально влюбилась в красоту стихов этой поэтессы. И я поняла: вот тот человек, который покоряет своим жизнелюбием, оптимизмом. В своих стихах она утверждает неповторимую ценность всякой минуты. По-моему, Туманова не только истинная, но и уникальный поэтесса. Её уникальность – в её оптимизме, которым пронизаны все её стихи. Среди стихотворений Тумановой видное место принадлежит тем, в которых поэтесса с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины природы.
Я предположила, что, если проанализировать стихотворения Л.А. Тумановой, посвященные теме человека и природы, то можно доказать, что используя стилистические особенности народной лирики, есенинские традиции, поэтесса создаёт свои уникальные, самобытные стихи о природе.
Исходя из этой гипотезы, я поставила перед собой цель - выявить своеобразие лирики Л.А. Тумановой.
Задачи:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
· аналитический;
· сопоставительный;
· сравнительный
Результатом моего исследования стало написание работы и создание слайд-презентации на тему «Человек и природа в лирике Л.А. Тумановой».
Своеобразие изображения природы и человека в лирике поэтессы.
На страницах лирических сборников Л. Тумановой перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэтессы русский пейзаж: бескрайние моря, зелёные поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер. Поэтесса чувствует себя частью родной природы и готова часами находиться на море или в лесу. Часто поэтесса прибегает к приему олицетворения, поэтому её природа всегда многоцветна, многокрасочна и жива.
Из тех стихотворений, которые я прочитала, у меня есть свои любимые. На анализе этих стихотворений я и хотела бы остановиться в своей работе.
«Голубой звездопад»
Зимний снегопад... Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором?
Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?.. Это произведение посвящено надежде. Не случайно оно называется «Голубой звездопад». Ведь звездопад согласно народной примете – символ счастья. Говорят, когда человек видит падающую звезду – это приносит ему счастье. Наверное, поэтому в стихотворении рефреном повторяются строки
Посмотри, снег идет...
Дай же руку скорей!
Пусть зима посидит
На ладони твоей.
Зима в стихотворении кажется мне маленькой феей, которая может посидеть на ладони.
Автор использует большое количество сравнений, метафор, чтобы читателю было легче представить зимнюю картину, например: «Иней звездным ковром облепил все дома, Лужи стали стеклом, провода, как тесьма».
Пурга
Еще одно из самых любимых моих произведений – стихотворение «Пурга», написанное в 1966 году. Поэтесса описывает в нём зимний ночной город, по которому «идет-бредет пурга», вложив в описание всю игру лирического воображения. Лирический сюжет стихотворения – танец вьюги, которая разбрасывает снега, метёт улицы, гуляет, пляшет. Образ пурги чем-то напомнил мне образ Бабы-Яги из детских сказок: она так же идёт-бредёт, у неё есть подол. «Пурге», как и многим произведениям Тумановой, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление свиста ветра, бегущей позёмки.. Часто повторяются шипящие ж-ш-х-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. («ворошит, И с хохотом крушит»).
Янтарное море
Стихотворение Тумановой ««Янтарное море» представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, где все благодать: «лес превратился в янтарное море», «носятся чайками желтые листья», «радуга вспыхнет и парусом станет». В стихотворении каждая деталь говорящая: в необыкновенной по выразительности картине есть место «янтарному лесу», «солнечному морю», разноцветной радуге.
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэтесса использует различные художественные средства. Например, часто употребляет метафоры: «разноцветную пену», «волны сухие», «солнечное море». Это оживляет мир стихотворения, делает его одухотворенным, очеловеченным, и в этом единым.
Повторы («Чайками будут листья кружиться, Чайками будут листья кружиться») и эпитеты ("янтарное море ") придают стихотворению плавность и поэтичность.
Всему своё время
После прочтения стихотворения «Всему своё время» мне стало немного тоскливо и чего-то неизвестного жаль, создалось ощущение, что одинока не автор, а я. Представляется ранняя осень, уже начинающие пустеть сады, идущие дожди, то есть природа грустит вместе с нами. Чувствуется холодное дыхание осени, и на душе становится немного неуютно, оттого что:
А Сентябрь уже листве
Голову морочит.
Вьется в медленном ветру
Паутинок танец
Как и в стихотворении «Пурга» в этом произведении образ осени олицетворён. Она напоминает скачущего на коне всадника:
Любо осени скакать,
Сунув ногу в стремя...
Стремясь полнее и ярче выразить свои эмоции, поэтесса использует различные художественные средства. Например, часто употребляет метафоры: «паутинок танец» «острова песен недопетых». Очень много олицетворений, нередко используется инверсия: " паутинок танец ", «бродит август», «песен недопетых». Этот художественный прием придает стихотворению музыкальность.
В гости к другу
Одно из моих любимых стихотворений об осени – это стихотворение «В гости к другу».
Поэтессе удается нарисовать такие живые, яркие и красочные картины, что кажется, будто видишь все это наяву. Сразу представляется осенний лес во всей его красе. Она называет лес своим другом, с которым ей легко и просто общаться:
Ты заметил, друг мой старый,
Мы расстаться не спешим?
Я пришла к тебе с гитарой -
Посидим, пошелестим...
Язык стихотворения точен и удивительно красив. Читатель не может остаться равнодушным к красоте, которую воспевает поэт. Поэтесса использует яркие эпитеты ( «величавый лес», «таинственный»), необычные метафоры («разметал незримый веник»), олицетворения («живописный беспорядок всюду осень навела»), обращения («ты заметил, друг мой старый, мы расстаться не спешим?»), фразеологизмы («разметала в пух и прах»).
Море
В 1967 году В.А. Л. Туманова пишет стихотворение "Море", которое поражает нас уже с первых строчек. Так прекрасны, реальны и близки они каждому человеку, хоть раз наблюдавшему эту величественную картину. В картинах природы, которые создает Л. Туманова, всегда присутствует воспринимающий ее человек. Более того - человек и природа у него даны в некоем единстве. "Жизнь души" и есть подлинный предмет этого стихотворения.
Море потому близко и дорого Тумановой, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, т. е. таких качеств, которые особенно привлекают поэтессу. Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, оценочными эпитетами и метафорами.
Прочитав все стихотворение до конца, понимаешь, что оно, несмотря на нотку грусти, весьма оптимистично, как и все стихи Тумановой. Лирическая героиня уверена в том, что новая встреча неизбежна:
Море!.. Я вернусь к тебе море!
Спою я песню с волною...
Рождение дня
Также мне очень понравилось стихотворение “Рождение дня”. Оно было написано в 1979 году. В нем нет ничего надуманного, каждая строфа создавалась, казалось бы, из легких, воздушных строчек. С первого и до последнего слова оно проникнуто радостным, летним настроением. Рождение дня, вероятно, в сердце поэтессы, она с надеждой и трепетом ждет лучшего, светлого. Сравнивая пение птицы с гимном, Туманова придает стихотворению музыкальный тон. Еще один художественный троп – перифраз, с которым мы встречаемся в третьей строфе. Раннюю птичку она называет «певец уединенный». На него возлагается серьезная задача – сделать мир светлым и радостным. В стихотворении происходит ассонанс гласной «е» (в величии немом вершилось дня рожденье), «о» (тополиный шорох), будто и в их повтор автор вложил особый смысл, будто они призваны вести нас за собой вперед, к свету, к счастью.
Пока не поздно
В жизни любого поэта бывают периоды, когда судьба посылает ему моменты тишины и покоя, вынужденного затворничества и одиночества, оторванности от привычного круга общения и мирской суеты. В такие минуты трудно устоять перед праздным времяпрепровождением и не окунуться в мир безделья. Однако для поистине талантливого человека, живущего для того, «чтоб мыслить и страдать», такая уединенность означает возможность остаться наедине со своей музой и творить, творить, творить. Именно об этом, на мой взгляд, и говорится в стихотворении «Пока не поздно».
Как и все стихи Тумановой, это стихотворение очень образно. В нём присутствуют такие художественно-выразительные средства, как эпитеты («необозначенный предел»), метафоры («моя галактика - квартира, спираль закрученных дорог»), риторические вопросы.
Также в моей работе рассмотрены особенности поэтической техники Л.А. Тумановой. Проанализировав стихи поэтессы, я пришла к выводу, что для Тумановой характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения. Её поэзия насыщена обращениями, часто это обращения к природе. В своих стихотворениях поэтесса часто использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным.
Роль есенинских традиций и фольклора в творчестве Л.А. Тумановой
Среди общих тенденций в изображении природы Есенина и Л.Тумановой следует отметить также восприятие природы как источника духовных человеческих сил. Черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в образах, и в неповторимой доверительной интонации, и в стилистике стиха. И Туманова, и Есенин часто используют олицетворения. Большинство стихотворений Тумановой – песни, многие стихотворения Есенина также положены на музыку.
Три загадки Солнца
Музыка космоса
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
Сила слова