Данная работа посвящена проблеме сквернословия среди подростков.
Вложение | Размер |
---|---|
konferenciya_ekologiya_i_zhizn.docx | 61.89 КБ |
Исследовательская работа
Экология слова
Сквернословие среди подростков
Выполнил: Соломонова Елена Витальевна
ученица 8 класса «А» ГБО СОШ №941 ЮАО г. Москвы
Научный руководитель: Панкова Елена Сергеевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 941 ЮАО г. Москвы
Москва
2013 год
План
Актуальность работы
Сегодня проблема чистоты речи – одна из острых, ключевых проблем, волнующих не только ученых-филологов, но и каждого уважающего себя человека, гражданина, патриота своего родного языка. Чистая, культурная речь не может допускать сквернословия, так модного сегодня. Поэтому я обратилась к этому вопросу. Меня тревожит проблема сквернословия , особенно среди подрастающего поколения, людей, от которых зависит будущее России. Считаю, что словесная брань – это не только невоспитанность, дурная привычка, но и унижение себя, неуважение и даже оскорбление тех, в чьем присутствии оно звучит.
Цели и задачи работы
б) как сквернословие вредит здоровью
в) как бороться со сквернословием
Методы работы
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы:
Вступление
В последнее время вопросы развития языка, проблемы культуры русской речи начинают прямо рассматриваться в плане лингвистической экологии. Характерная черта современной экологии – исследование процессов, охватывающих всю биосферу. Особенно пристально изучаются разные виды взаимодействия человека и биосферы. И это вполне понятно.
Язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира народа, своего или чужого. Как сказал знаменитый исследователь русского языка, литературы и фольклора Ф.И. Буслаев, язык народа « доходит к нам сокровищницей всей прошедшей жизни нашей».
В последнее годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями. Они напоминают слова Ветхого Завета о том, что в языке нашем заключены и жизнь, и смерть.
Язык любого народа - исторический аккумулятор его культуры. Язык закрепляет историческую память Слова и культура языка представляет как накопление этой памяти, как неразрывная духовная связь поколений. В наши дни культура языка встает в контексте экологии культуры как её важнейшая часть.
Экологический аспект культуры речи включает в себя также элемент нравственный, т. е. создание такой обстановки общения, который не оскорбляет нравственных чувств собеседника, не противоречат общественным нравственным принципам и понятиям.
Экологии языка посвящено стихотворение Е. Винокурова «Язык»:
И с каждым днем
Сильнее все мы
Покой лесов и чистоту воды,
В кругу экологической проблемы,
Охраны окружающей среды
И наш язык. Он - часть большой природы!
Одна из задач лингвистической экологии, или экологии слова, состоит в том, чтобы пробуждать в юных гражданах чувство собственного достоинства и самоуважения. Не следует забывать нам и о том, что культура повседневного быта экологии – понятие не- разделимое.
Обращаясь к молодёжи, к юности будущей России, Н. Рерих особо говорил о задачах совершенствования духовной культуры: « Вам, молодёжи, предстоит одна из наиболее сказочных работ – повысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию – культурой духа; творить и создавать».
Поэтому своё исследование я посвятила проблеме сквернословия среди подростков.
Из истории бранных слов
Ежедневно мы произносим большое количество слов, не задумываясь о том, что каждое наше слово несет в себе огромное значение, влияет на окружающих, и на нас самих.
К большому сожалению, грубость и матерщина стали у нас почти обыденностью. После ряда безуспешных попыток борьбы с этим глубоко антиобщественным явлением мы, похоже, стали воспринимать площадную брань как неизбежное и неискоренимое зло.
Сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. У этого явления много определений: «нецензурная брань», «непечатные выражения», «матерщина», «нецензурная лексика». Но издавна нецензурное слово в русском народе именуется сквернословием, от слова «скверна». В словаре В.И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: « Скверна – мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина…; смрад, вонь; нравственное растленье; всё богопротивное.»
По своей структуре брань делится на отдельные слова – характеристики, слова – ругательства, а также «отсылочные» фразы. Есть брань – проклятие и есть, наконец, особые матерные формулы. Они – то, как раз наиболее прилипчивы и наиболее низменны и похабны по самой своей сути.
В русском языке бранные слова называются матерными. В древнерусской литературе и в народной традиции запрет на матерную брань связывался с представлением о том, что матерщина оскорбляет Мать – сыру землю, Богородицу и родную Мать человека. По народным нравственным представлениям славян, бранящийся матом оскорбляет не только мать собеседника, сколько собственную мать. Среди легенд о происхождении матерщины есть одна, записанная на Смоленщине. В ней говорится о человеке, которого попутал дьявол. Человек этот убил своего отца и женился на собственной матери. С той поры появилась у нас матерная брань.
Русская матерщина использовалась часто в качестве оберега, спасающего человека от болезни и бед. В языческие времена, да и позднее, на Руси с помощью непристойных слов и выражений изгоняли из дома разную нечисть, спасали скот от бесплодия, а поля и пашни - от засухи. Слова эти назывались «чёрными», и в этом названии сближались понятия «чёрноты» и чёрта. Попусту такими чёрными словами не разбрасывались: боялись накликать беду и на себя, и на близких – ведь слово – то имело свойство «воплощаться»! Поэтому, избегая слов чёрт, говорили, например: шут с тобой, ну тебя к шутам, пошёл бы ты подальше и т. п.
Ритуальная брань сопровождала свадебный русский обряд. Дело дошло до того, что в 1648 году появился царский указ, предписывающий, чтобы «на браках песней бесовских не пели и никаких срамных слов не говорили», « бесчинства сквернословия не делали».
Но еще долго на Руси звучала ритуальная брань на таких народных праздниках, как Масленица, Троица или день Ивана Купала, - как отголосок древних языческих нравов и поверий.
Как видим, функциональное и практическое предназначение бранных, «ругательских» слов в старину было совсем иным, чем теперь. Не случайно, например, слово брань означало также битву. По древнему славянскому обычаю, перед битвой происходило «задразнивание» врага, его словесное оскорбление. Тут было важно и «саморазжигание» на битву, и желание выманить противника на открытый бой.
Подобная «брань перед битвой» была и других славянских народов; западные историки-летописцы отмечали это как характерную черту воинов - славян.
Глубоко ошибочно широко распространённое мнение, что русский мат явился наследием монголо-татарского ига XIII – XV веков. Окончательно опровергают это мнение недавние события и факты. Археологические раскопки на Псковско – Новгородской земле летом 2005 года принесли несколько берестяных грамот, относящихся к слою XII века, в которых содержится … приведённая выше трёхчленная «ругательная» конструкция – формула! Значит, она была в нашем языке ещё за 100 лет до нашествия татар на Русь и спустя полтора – два столетия после принятия христианства своеобразным языческим протестом.
Непристойность матерщины осознаётся всеми. Однако не все понимают, что это – социальное зло.
Заблуждением является, что сквернословие – это славянская традиция. Сквернословие на Руси примерно до середины XIX века не только не было распространено, но являлось уголовно наказуемым. Во времена царя А.М. Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За сквернословие человека подвергали публичной порке: На рынках ходили, переодеты чиновники со стрельцами, хватали ругателей и тут же, при народе, для всеобщего назидания секли их розгами.
Потом пришли другие времена. Грубая брань зазвучала сначала в кабаках, а потом выплеснулась на улицы городов. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилась в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Сквернословие и здоровье
Так ли безобидна эта вредная привычка?
Самым важным и научно подтвержденным является то, что матерные слова опасные для здоровья, они не только способствуют снижению интеллекта, провоцируют преступления, обворовывают людей духовно, уничтожают и оскорбляют, но и впитывают в себя словесную грязь, калечат людские судьбы, приводят к раннему старению и преждевременной смерти.
Человек, как часть Космоса, живет такой же жизнью, как и космос. Например, он является источником энергии. Слово человека – тоже энергия. И эта энергия распространяется в пространстве, Космосе. Если слово хорошее – доброй энергией насыщается пространство, и оно кому-то помогает. Если слово нецензурное, грязное, оно засоряет пространство. Человек может заболеть, соприкоснувшись с этой энергией.
У поэта М. Матусовского есть такие сроки:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Вы к словам проявите терпенье,
Не берите в расчет кривотолков.
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Я нашла информацию о том, как влияет сквернословие на здоровье человека. Оказалось, что ученые давно занимаются этой проблемой.
Группа ученых под руководством кандидата биологических наук П.П. Гаряева пришла к ошеломляющему выводу, что с помощью словесных образов человек созидает или разрушает свой генетический аппарат. Исследователи доказали, что бранные слова как бы взрываются в генетическом аппарате человека, вследствие этого происходят мутации, которые с каждым поколением ведут к вырождению человека.
Ученые изобрели аппарат, который переводит человеческие слова в электромагнитные колебания. Они, как известно, влияют на молекулы ДНК. Ругается человек матом, и его хромосомы корежатся и гнутся, гены меняются местами. В результате ДНК начинает вырабатывать противоестественные программы. Вот так постепенно потомству передается программа самоликвидации.
Ученые зафиксировали, что бранные слова вызывают мутагенный эффект, подобно тому, что дает радиоактивное облучение мощностью в тысячи рентген. Эксперимент с общением проводился много лет на семенах растения арабидопсиса, почти все они погибли. А те, что выжили, стали генетическими уродами.
На этом основание ученые сделали выводы, что определенные слова обладают информационным воздействием на ДНК, т.е. ДНК воспринимает человеческую речь.
Проведен был и прямо противоположный эксперимент. Ученые «благословляли» , т.е. читали молитвы над семенами, убитыми радиоактивным облучением в 10000 рентген. И перепутавшиеся гены, разорванные хромосомы и спирали ДНК встали на свои места и срослись. Молитва пробуждает резервные возможности генетического аппарата, а проклятие разрушает программы, которые обеспечивают нормальную работу организма.
Другая группа ученых под руководством доктора биологических наук И.Б. Белявского 17 лет занимались проблемой сквернословия. Они доказали, что заядлые сквернословы живут намного меньше, чем те, кто не сквернословит. В их клетках очень быстро наступают возрастные изменения и проявляются различные болезни.
Более того сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Проклятие поражало насмерть. И словом же воскрешали мертвых, исцеляли больных. Есть очень много случаев, когда молитва творит чудеса и возвращает людей к жизни.
Согласно заключению экспертов ВОЗ состояния здоровья населения на 10% определяется уровнем развития медицины, на 20% - состоянием окружающей среды и на 50% - образом жизни.
Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, - это изменение отношения человека к самому себя.
Интересные эксперименты были проведены ученым Г. Чеуриным. Он потратил 20 лет на изучение силы влияния бранных слов на человека.
Ученый утверждает, что эти слова очень активно воздействуют на организм человека, со временем губя все живое, все, что растет или тянется вверх. Гипотезу Чеурина «о влиянии ненормативной лексики на состояние живых организмов» учёным удалось доказать. Когда учёные «матерной» водой полили зёрна пшеницы, результат потряс научный мир: зёрна, политые водой, которую ругали, проросли лишь на 49 % . А потом учёные попробовали обратный эффект – полили пшеницу водой, над которой читали молитву. Она проросла на 96 %.
Современные учёные не отрицают существование невидимого, неисследованного мира. Известный русский исследователь В.И. Вернадский писал, например, о воде, которая способна накапливать, сохранять и передавать информацию. Проводились опыты: над пробирками с водой произносились разные слова. Над одними – добрые, над другими – бранные. Аппаратура показала, что в первых частицы воды выстроились в красивые структуры, похожие на объёмные снежинки, в других образовались спутанные, рваные клочки. Подобный эксперимент повторили над ростками растений. Те, над которыми произносили грубые слова, стали вянуть. Над теми же растениями стали произносить молитвы. Учёные назвали это чудом: структура ДНК начали восстанавливаться. Вот такая мощная энергия заключена в обычных словах, которые мы произносим порой так бездумно. В такой же степени разрушительно или созидательно действуют наши слова на окружающих. Ведь более чем на 80 % человеческий организм состоит из воды. Легко предположить, какому риску подвергается человек, употребляющий такие слова или слышащий их.
Мне стало интересно, и я решила провести опыт с семенами фасоли.
Опыт «Влияние хороших и грубых слов на прорастание семян»
Цель: Проверить, как влияют хорошие и бранные слова на прорастание семян.
Ход опыта. Необходимо взять по 3 стакана, на одних написать «хорошие слова», а на других «бранные слова». Положить в каждый стакан одинаковое количество семян фасоли. Налить небольшое количество тёплой воды. Стаканы поставить в разные комнаты, изолировать друг от друга и от других людей. Три раза в день на протяжении 2-х недель по две – три минуты произносить над стаканами с надписью «хорошие слова» добрые и ласковые слова, а над стаканами с надписями «грубые слова» - грубые.
По ходу опыта соблюдать одинаковые условия проращивания семян: одинаковый температурный режим и количество воды.
Результаты. Через 3 дня в стаканах, над которыми произносились хорошие слова, семена набухли, а через пять дней проросли. В стаканах, над которыми произносились грубые слова, семена набухли через 5 дней, а проросли через 8. Из 15 семян фасоли, над которыми произносились хорошие слова, проклюнулись 8 семян. А из 15 семян, над которыми произносились бранные слова, проклюнулись только 2.
Почему люди сквернословят?
В связи с изменением ценностей, идеалов и установок общества молодёжная культура считает сквернословие нормой повседневной жизни. В подростковом возрасте проблема нецензурной лексики становится особенно острой, ведь для подростка очень часто сквернословие - это проявление независимости, способности не подчиняться запретам, т. е. чувство взрослости.
Но мало кто из ребят знает, что сквернословие, как и хамство, - оружие неуверенных в себе людей. Грубость позволяет им скрыть собственную уязвимость, ведь обнаружить слабость и неуверенность в этом возрасте равносильно полному поражению.
Психологи объясняют причину тяготения подростков к «чёрным» словам интересом к их происхождению, вернее, к тому, что стоит за этими словами. Ведь мат построен на обозначениях реалий и процессов, связанных с половой жизнью человека, той заповедной областью, в которой подростку хочется показать себя знающим, опытным человеком. Отсюда и цинизм в поведении и в словах. Совершенно очевидно, что эта «детская болезнь» не такая уж безобидная. Она не проходит бесследно для формирования человека как личности.
Как бороться со сквернословием?
В прежние времена русские люди отдавали себе отчёт в том, насколько гнусно сквернословие, за него строго наказывали. Об этом я говорила выше. По мнению педагогов, большая ответственность ложится на родителей. В школе необходимо вести целенаправленную работу по искоренению сквернословия.
Семья, родители – начало всех начал, именно в семье закладываются основы нравственности, культуры поведения, отношения к окружающим людям. Родители не должны терять свой авторитет перед детьми.
Школа даёт представление о богатстве языка, формирует знания, знакомит с лучшими образцами русской литературной речи, закладывает основы мировоззрения.
В средствах массовой информации должна звучать только правильная, грамотная речь, соответствующая нормам современного русского языка. А сегодня по телевидению часто слышим нецензурную брань. СМИ тоже должны воспитывать человека. И общественность не должна быть равнодушной к негативному проявлению речи. Язык человека не является чем - то случайным, это его выбор, отражающий состояние души. Каков человек, таковы его слова, поэтому я считаю, что подрастающему поколению нужно привить основы толерантности. И в первую очередь, уважаемые взрослые, на собственном примере, ведь вы для нас - образец поведения.
Наблюдая за речью моих сверстников, я пришла к выводу, что причин, почему подростки сквернословят, много. Чтобы избежать раннего появления в лексиконе подростка ругательств, взрослым необходимо следить за собственной речью. Часто подростки не понимают, что говорят, или не понимают , как оскорбительны и обидны бывают такие слова. Нужно чаще объяснять детям, что употребление « бранных» слов просто не прилично.
В своей школе я провела социологический опрос (анкетирование) среди подростков 6, 8 и 10 классов.
Цель: узнать, какой процент учащихся разных возрастных групп использует нецензурную лексику.
Ход работы. В своей школе я раздала учащимся вышеуказанных классов анкеты (см. Приложение) и посчитала процентное соотношение между учениками, которые используют и не используют нецензурную брань. Вот что у меня получилось:
В результате исследования я пришла к следующему выводу: учащиеся 8 классов сквернословят гораздо больше, чем учащиеся 6 и 10 классов. Это объясняется психологическими особенностями подросткового возраста, желанием казаться старше своего возраста, быть как все.
Единственный путь, ведущий к здоровью каждого человека, – это изменение отношения человека к самому себе. В народе говорят, что страшный нож не за поясом, а на конце языка, поэтому хочется верить, что люди поймут, что слово несёт в своей сущности или созидание, или разрушение. От мышлений и слов человечества зависит и здоровье планеты, нашего дома, единого для всех людей земли.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами,
А может, не слова – дела важны?
Дела делами, а слова словами.
Они живут у каждого из нас.
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!
М. Лисянский
Памятка для учащихся
Как избавиться от сквернословия?
Заключение
Язык больше, чем одежда, говорит о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Мы несём ответственность за каждое праздное слово, особенно сквернословное. Ничто не проходит бесследно, и, оскорбляя другого человека, посылая проклятия ему, мы тем самым навлекаем беду на себя. Сквернословие отражает скудность лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации эмоционального подъёма.
Человек, привыкший сквернословить, находиться уже в зависимости от своей вредной привычки. Часто брань применяется, что называется, для связки слов. К этому люди так привыкают, что не могут без неё обойтись. Даже от слов – паразитов очень трудно бывает избавиться, тем более – от сквернословий. Если убрать из языка иного сквернослова весь мат, мы увидим, насколько беден его лексикон. Можно ли достучаться до такого человека, как показать ему красоту и выразительность русского языка?
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. Учиться хорошей, спокойной, грамотной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Хотя это и трудно, но делать нужно.
Наша речь – важная часть не только поведения, но и нашей личности, души, ума. Философ Сенека сказал: «Речь – это показатель ума».
Экология слова – это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты.
Источники
Приложение
Анкета для учащихся
(проводится анонимно)
ДА
НЕТ
ДА
НЕТ
Хочу казаться взрослее
Не знаю
Так отвечаю на грубость
Дома часто слышу нецензурные слова
Не могу сдержаться
Так выражаю эмоции
Вошло в привычку
Свой ответ
Свой ответ_______________________
ДА
НЕТ
Не обращаю внимания
Отвечаю тем же
Обижаюсь
Дерусь
Смеюсь
Делаю замечание
Свой ответ__________________________
Ласточка
Флейта и Ветер
Если хочется пить...
Несчастный Андрей
Как напиться обезьяне?