Сказка – один из излюбленных жанров как детей, так и взрослых. Это, скорее всего, связано с тем, что традиционной чертой сказок является победа добра над злом, плюс к этому – интересный сюжет и небольшой объем произведения. Поэтому для исследования мы взяли две сказки – это русская народная сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и Сером волке и «Сказка о Иване - царевиче и Сером волке» В.А. Жуковского.
Тема нашего исследования «Две сказки о Сером волке и Иване царевиче».
Актуальность исследования. Во-первых, мы уже сказали, что сказка – любимый жанр многих людей, а во-вторых, Василию Андреевичу Жуковскому 29 января (9 февраля) 2013 года исполнилось 230 лет со дня рождения.
Вот уже более двух веков произведения выдающегося русского поэта В. А. Жуковского занимают прочное место в круге чтения для детей. И, конечно же, прежде всего — его сказки. К жанру сказки он обращался дважды. В первый раз это было в 1831 году, в период «сказочного состязания» с А. С. Пушкиным. В августе-сентябре 1831 года были написаны «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» - последняя сказка Жуковского, написана она в 1845 году. В основу сказки Жуковского положен сюжет русской народной «Сказки о Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке». Однако, как всегда, поэт весьма вольно обращается с сюжетом. Сам Жуковский признавался: «Мне хотелось в одну сказку впрятать многое, рассеянное в разных русских народных сказках».
Общая цель предпринимаемого исследования – сравнить русскую народную сказку и литературную сказку, созданную В.А. Жуковским.
Задачи:
- познакомиться с произведениями
- познакомиться с краткой биографией поэта
- найти материал об особенностях жанра русской народной и литературной сказки
- обратить внимание на «многое, рассеянное в сказках», что отразилось в сказке об Иване царевиче и Сером волке.
Материалом настоящего исследования служат тексты русской народной сказки и сказки В.А. Жуковского.
Вложение | Размер |
---|---|
referat_no1.doc | 110 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с.Липовка
секция: филология
Две сказки об Иване - царевиче и Сером волке.
Работу выполнила
ученица 7 класса
МОУ-СОШ с.Липовка
Спиридонова Юлия
руководитель
Шувалова Е.В.
2013 год
Содержание:
1. Введение.
2. Основная часть:
а) Краткая биография В.А.Жуковского.
б) Особенности русских народных сказок.
в) Особенности литературной сказки.
г) Сравнение сказок.
3. Заключение.
4. Список литературы.
Введение.
Сказка – один из излюбленных жанров как детей, так и взрослых. Это, скорее всего, связано с тем, что традиционной чертой сказок является победа добра над злом, плюс к этому – интересный сюжет и небольшой объем произведения. Поэтому для исследования мы взяли две сказки – это русская народная сказка об Иване - царевиче, Жар-птице и Сером волке и «Сказка о Иване - царевиче и Сером волке» В.А. Жуковского.
Тема нашего исследования «Две сказки о Сером волке и Иване царевиче».
Актуальность исследования. Во-первых, мы уже сказали, что сказка – любимый жанр многих людей, а во-вторых, Василию Андреевичу Жуковскому 29 января (9 февраля) 2013 года исполнилось 230 лет со дня рождения.
Вот уже более двух веков произведения выдающегося русского поэта В. А. Жуковского занимают прочное место в круге чтения для детей. И, конечно же, прежде всего — его сказки. К жанру сказки он обращался дважды. В первый раз это было в 1831 году, в период «сказочного состязания» с А. С. Пушкиным. В августе-сентябре 1831 года были написаны «Сказка о царе Берендее», «Спящая царевна», «Война мышей и лягушек». «Сказка о Иване-царевиче и Сером Волке» - последняя сказка Жуковского, написана она в 1845 году. В основу сказки Жуковского положен сюжет русской народной «Сказки о Иване-царевиче, Жар-птице и Сером Волке». Однако, как всегда, поэт весьма вольно обращается с сюжетом. Сам Жуковский признавался: «Мне хотелось в одну сказку впрятать многое, рассеянное в разных русских народных сказках».
Общая цель предпринимаемого исследования – сравнить русскую народную сказку и литературную сказку, созданную В.А. Жуковским.
Задачи:
- познакомиться с произведениями
- познакомиться с краткой биографией поэта
- найти материал об особенностях жанра русской народной и литературной сказки
- обратить внимание на «многое, рассеянное в сказках», что отразилось в сказке об Иване царевиче и Сером волке.
Материалом настоящего исследования служат тексты русской народной сказки и сказки В.А. Жуковского.
Краткая биография Василия Андреевича Жуковского.
Необычайная судьба Василия Андреевича Жуковского достаточно хорошо известна.
Он родился 29 января 1783 года в селе Мишенском Белевского уезда Тульской губернии. Он был незаконным сыном помещика Афанасия Ивановича Бунина. Мать его - жившая в поместье Бунина турчанка Сальха, захваченная в плен в 1770 году при взятии крепости Бендеры. Отчество и фамилию будущий поэт получил от усыновившего его по просьбе Бунина мелкопоместного дворянина Андрея Жуковского. В Мишенском Жуковский провел свои детские годы, будучи любим в семействе Буниных, но рано почувствовал он необычность своего положения. Двусмысленность семейного положения Жуковского сказалась роковым образом на эмоциональной сфере его жизни. Роковую роль эта двусмысленность сыграла в личной жизни Жуковского - в истории его большой запрещенной любви к племяннице по отцу М. А. Протасовой. Взаимность любви еще сильнее усугубила трагедию поэта.
Несмотря на тяжесть личных переживаний и борьбу за счастье, на которую ушла вся его молодость, Жуковский с ранней юности преданно и с поразительным трудолюбием служил делу литературы. Сторонник М. Н. Карамзина, отстаивавшего современную проблематику и живой “разговорный” язык поэзии, Жуковский в 1808-1814 годах - деятельный сотрудник (а в 1808-1809 годах и редактор) журнала “Вестник Европы”, ранее издававшимся Карамзиным. С 1815 года он бессмертный секретарь литературного общества “Арзамас”, куда входил К. Н. Батюшков, П. А. Вяземский, лицеист Пушкин и многие другие. Чтобы “устроить” поэта, не имевшего материальных средств, влиятельные друзья рекомендовали его при дворе, и в 1815 году он стал чтецом при императрице Марии Федоровне, затем 1826 году ему было поручено возглавить обучение и воспитание наследника престола, будущего Александра II.
Либерал и вместе с тем монархист по своим воззрениям, а также, что очень важно, унаследовав просветительские принципы, Жуковский считал себя обязанным сделать все для образования наследника. Он пользовался доверием наследника и, несомненно, имел на него влияние.
Придворная служба отнимала большую часть времени. Только в 1841 году, в связи с совершеннолетием наследника, Жуковский ушел в отставку, рассчитывая вновь и целиком посвятить себя литературе. В том же году он женился на Елизавете Рейтерн, юной дочери немецкого художника, его старого приятеля. Он поселился в Германии, никак не предполагая, что разлука с отечеством станет вечной. Тяжелые семейные обстоятельства (болезнь жены) заставляли его все откладывать возвращение на родину.
Перед концом своей жизни Жуковский с семьей хотел переехать в Россию.
Все было готово, и отъезд назначен на 14 июля 1852 года. Но роковым образом переезд не осуществился: поэта настигла полная слепота. Он не оставил свой литературный труд и даже изобрел собственную “машинку”, чтобы иметь возможность продолжать писать. Остаток своей жизни Жуковский предполагал посвятить “Агасферу», “Илиаде”, а также обработке и изданию сказок разных народов мира. Это не осуществилось.
Двенадцатого апреля 1852 года Жуковский умер в Баден-Бадене. Согласно последней воле поэта, тело его было перевезено в Россию.
Особенности русских народных сказок.
Сказки на Руси известны с древних времен. В древней письменности есть сюжеты, мотивы и образы, напоминающие сказочные. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Еще в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали свое сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе.
Слово сказка известна с XVII века. До этого времени употребляли термин "байка" или "басень", от слова " бать", " рассказывать". Впервые это слово было употреблено в грамоте воеводы Всеволодского, где осуждались люди, которые " сказки сказывают небывалые". Но ученые полагают, что в народе слово "сказка" употреблялось и раньше. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве их них не осталось никаких сведений. Однако, уже в 19 веке появились люди, которые поставили своей целью собрать и систематизировать устное народное творчество.
Русские народные сказки чрезвычайно разнообразны, богаты художественной палитрой и значимостью. Их национальная специфика сказывается в языке, в бытовых подробностях, в характере пейзажа, уклада жизни, преимущественно крестьянской. Сказки имеют и определенную идейную направленность, и прежде всего гуманизм, в котором кроется ее долголетие и жизнеспособность в наши дни. Условно сказки подразделяются на: волшебные, авантюрные, бытовые и о животных. Причем в сказке традиционно присутствуют добрые и злые герои (отрицательные и положительные); устоявшиеся эпитеты: Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, красна девица, добрый молодец, весна-красна и др.
Сказки имеют традиционную композицию:
- зачин (запевка): «Жили-были... В некотором царстве, в некотором государстве...»
- интересное, непредсказуемое развитие сюжета, кульминацию, с непременно торжествующим добром
- развязку.
В сказке часто употребляется троичность повторов: три дороги, три брата 33 года и т.д. В конце используются присказки: «и я там был»; «стали они жить-поживать и добра наживать».
Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность ("сказка ложь, да в ней намек"). Русская сказка - один из самых популярных и любимых жанров фольклора. В ней присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку.
Особенности литературной сказки.
В отличие от фольклорного произведения, литературная сказка имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме, чаще всего она больше по объему. Но самое главное заключается в своеобразии содержания и формы литературной сказки, которая отличается от народной следующими особенностями:
- В литературной сказке сильнее выражена изобразительность, т. е. более подробно, детально и красочно описаны место действия, события, внешний облик персонажей.
- Для литературной сказки характерен не свойственный фольклору психологизм, т. е. углубленное исследование внутреннего мира, переживаний персонажей.
- В связи с этим образы-персонажи литературной сказки – это не обобщенные маски-типажи народной сказки, а неповторимые индивидуальные характеры.
- Для литературной сказки, как и для любого литературного творения, свойственна ярко выраженная авторская позиция: читатель понимает, кого из персонажей автор любит, что он ценит, что ненавидит.
Литературная сказка выражает авторское понимание жизни, которое может в чем-то и совпадать с фольклорными ценностями. Однако чаще всего автор стремится выразить собственные идеи и представления о жизни.
Все это приводит к тому, что литературная сказка позволяет увидеть «лицо» автора, его пристрастия и ценности, его духовный мир. Это принципиально отличает ее от народной сказки, в которой отражены общенародные идеалы, а личность конкретного сказителя стерта.
Сравнение сказок.
Прочитав оба произведения, мы обращаем свое внимание на то, что Жуковский взял сюжет русской народной сказки. Поэтому и в том, и другом произведении мы видим общих героев: это и Иван-царевич, и Серый волк, и Елена Прекрасная. Общность состоит и в развитии сюжета. Сказки начинаются с того, что у царей (в одном случае это царь Берендей, в другом царь Демьян Данилович) начинают красть золотые яблоки. Виновницей оказывается жар-птица. Смог обнаружить похитительницу яблок именно младший сын царей Иван. Далее мы видим расхождение в текстах. Если в русской народной сказке Берендей позвал своих трех сыновей и отправил на поиски жар-птицы, то в сказке же Жуковского младший сын Иван должен был остаться с отцом: «Еще ты молод, погоди; твоя
Пора придет; теперь же ты меня
Не покидай; я стар, уж мне недолго
На свете жить; а если я один
Умру, то на кого покину свой народ и царство…». Здесь мы видим авторское отношение к происходящему, согласитесь, что долг детей – ухаживать за родителями в старости. Упрям оказался царевич, но самовольно не уехал. Попросил родительского благословения. Упрямство проявляется и в те моменты, когда он не следует советам волка (нужно было оставить клетку жар- птицы, уздечку коня златогривого), и это тоже является одинаковым моментом в сказках.
Встреча с Серым волком происходит по - разному: «Много ли, мало ли времени прошло, пробудился Иван-царевич, видит — коня нет. Пошел его искать, ходил, ходил и нашел своего коня — одни кости обглоданные.
Запечалился Иван-царевич: куда без коня идти в такую даль?
«Ну что же, — думает, — взялся — делать нечего».
И пошел пеший.
Шел, шел, устал до смерточки.
Сел на мягкую траву и пригорюнился, сидит.
Откуда ни возьмись, бежит к нему серый волк:
Что, Иван-царевич, сидишь пригорюнился, голову повесил? —
Как же мне не печалиться, серый волк? Остался я без доброго коня. —
Это я, Иван-царевич, твоего коня съел... Жалко мне тебя! Расскажи, зачем в даль поехал, куда путь держишь?» (русская народная сказка)
«Иван-царевич,
Повесив голову, пошел тихонько
Пешком; но шел недолго; перед ним
По-прежнему явился Серый Волк
И человечьим голосом сказал:
«Мне жаль, Иван-царевич, мой сердечный,
Что твоего я доброго коня
Заел, но ты ведь сам, конечно, видел,
Что на столбу написано; тому
Так следовало быть; однако ж ты
Свою печаль забудь и на меня
Садись; тебе я верою и правдой
Служить отныне буду. Ну, скажи же,
Куда теперь ты едешь и зачем?» (сказка Жуковского).
Но и в той и другой сказке волк предлагает свою помощь.
Сюжет русской народной сказки повторяется в те моменты, когда Серый волк помогает Ивану - царевичу добыть коня златогривого, жар-птицу и Елену Прекрасную, помог вернуться ему домой, а также возвращает его к жизни после того, как братья от зависти убивают Ивана. Далее в свое повествование В.А. Жуковский включает сюжеты других сказок.
1. Образ Кощея Бессмертного, смерть которого, как и следует, находится в яйце, яйцо – в утке, утка в зайце. Яйцо со дна моря достает щука. Здесь мы проводим аналогию со сказкой о царевне-лягушке.
2.Образ Бабы Яги, которая должна была накормить- напоить и спать уложить, а потом помочь Ивану-царевичу. Баба Яга встречается во многих русских народных сказках: «Морозко», «Марь Моревна» и т.д.
3. Образ Лешего мы видим в сказках «Морозко», «Василиса Премудрая».
4. Богатырский конь встречается в сказке «Василиса Премудрая».
5. Волшебные предметы, такие как скатерть-самобранка, драчун-дубинка, гусли-самогуды, скатерть-самобранка встречаются в таких сказках, как «Гусли-самогуды», «Королевич и его дядька», «Заколдованная королевна».
6. Змей с шестью головами встречается нам в сказке об Иване - крестьянском сыне.
Заключение.
Выполняя работу, мы должны были познакомиться с текстами сказок, узнать краткую биографию В.А.Жуковского, вспомнить особенности литературной сказки и русской народной.
Цель работы - сравнить русскую народную сказку и сказку В. А. Жуковского, найти, что общего в сказках, в чем состоит разница.
Прочитав оба текста, мы пришли к выводу, что В.А. Жуковский за основу своей сказки взял сюжет русской народной сказки. В результате этого мы видим много схожего: пропажа яблок из царского сада, вором оказалась жар-птица. Сыновья отправляются на поиски жар-птицы. Иван-царевич трижды выполняет задания царей, помощь Серого волка, возвращение Ивана домой, гибель царевича от рук братьев, оживление с помощью живой и мертвой воды, счастливый конец сказок.
Но видим, что В.А. Жуковский вносит свою лепту в повествование, добавляя новые сказочные персонажи и сказочные предметы.
Что же дает В.А. Жуковскому и нам, читателям, введение новых сказочных персонажей в повествование сказки?
1. Новизна прочтения более известного сюжета.
2. Увеличивается количество преград, мешающих достижению цели.
3. Иван-царевич с честью преодолевает все трудности, тем самым вызывая у читателя чувство гордости за героя.
4. Еще раз убеждаешься, что добро побеждает зло, несмотря на количество преград. Наказан и Кощей Бессмертный за то, что крадет красивых девушек. Наказаны и братья Ивана-царевича за зависть, за самый большой грех – они убивают человека, который не является их врагом, это их родной брат.
Несколько меняется и повествование сказки. У Жуковского Иван-царевич предстает нам в образе богатыря русского, стоящего на распутье у придорожного камня.
Нельзя утверждать, что сказка Жуковского лучше русской народной, но читать ее интереснее, потому Иван- царевич преодолевает больше трудностей, выходя из них победителем, правда с помощью Серого волка, без которого сказки и не было бы.
Вспоминая особенности сказок литературной и народной, обращаем свое внимание на то, что в русской сказке за основу берется жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле. Литературная сказка Жуковского опирается на эти народные представления о жизни, но здесь мы видим и авторское отношение к написанному, где мы видим, как он переживает за своего героя, моментами порицая его, когда не послушался волка. Видим и авторское негативное отношение к братьям царевича.
Начала сказок (зачин) соответствуют традициям волшебных. В русской народной сказке начало - «жил-был», в литературной - «давным-давно в некотором царстве». Концовка сказки русской народной тоже традиционна: «стали они жить-поживать и добра наживать», у Жуковского же написана своя концовка:
Но в его нашлись бумагах
Подробные записки обо всём,
Что на своём веку в лесу и свете
Заметил он, и мы из тех записок
Составили правдивый наш рассказ.
Сказка – дидактический жанр, который доносит до слушателя народное представление о добре и зле, о храбрости и трусости, коллективизме и т.п.
Добро всегда одерживает победу над злом, каждый получает по заслугам, по делам своим. В финале сказки "Иван Царевич и серый волк" все счастливы, только два старших брата убиты. В этом и есть смысл назидания. Зло наказано, так будет всегда.
Материал нашей исследовательской работы пригодится на уроках литературы при изучении сказок, а также для проведении конкурсных программ по сказкам.
Приложение.
Сходства и отличия русской народной сказки и сказки Жуковского
Общее | Отличие |
1. В саду росла яблоня с золотыми яблоками. 2. Царь посылает сторожить свой сад сыновьям. 3. Царь перестал, из-за этого несчастия есть, пить, и стал плохо спать. 4. Два старших брата не справились с поставленной задачей. 5. Что после того, как на дерево села Жар-птица весь сад очень ярко осветило. 6. Иван-Царевич попытался поймать Жар-птицу, но у него ничего не получилось, и в руке остался только одно перо. 7. После случившегося царь снова начал есть, пить и высыпаться. 8. У царя вызвалось сильное желанье поймать воровку, и он отправляет на “охоту” своих сыновей. 9. Волк помогает Ивану-Царевичу. 10. Нужно было достать коня Златогрива, привезти Елену Прекрасную. 11.Волк превращался в царевну, в коня Златогрива. 12. Волк попросил принести ворона живой и мёртвой воды | 1. Цари идут в другом порядке. 2. В сказке у Жуковского, по дороге Иван-Царевич видит столб с надписью: “Кто поедет прямо, будет всю дорогу и голоден и холоден; кто вправо поедет, будет жив, да конь его умрёт, а влево кто поедет сам умрёт, да конь его жив будет”. 3. Волк не пообещал Ивану-Царевичу, что он ещё вернётся. ( Сказка Жуковского) 4. По пути он вместе с Жар-птицей, и Еленой Прекрасной на Златогривом коне подъехали к границе царства Демьяна Даниловича, и увидели шатёр, в котором были его братья. 5. Кощей убил братьев Ивана Царевича, и на всё царство навёл сон, а Жар-птицу с конём и Еленой заключил в волшебный замок. 6. В сказке присутствует Баба-Яга, и волшебный конь, который помог Ивану-Царевичу. 7. По пути им встретились два Лешая, которые дрались на дороге за драчун-дубинку, скатерть-самобранку и шапку-неведимку. 8. Иван-Царевич обманул этих Лешаев, забрав с собой волшебные предметы. 9. Он отправился на поиски смерти Кощея и встретил змея с шестью головами. 10. В замке Кощея, в саду он вдруг слышит гусли-самогуды, на которых играла сама Елена Прекрасная. 11. Кощей умер, а Иван-Царевич, забравши Елену Прекрасную, Жар-птицу, гусли-самогуды, сатерть-самобранку, драчун-дубинку, шапку-неведимку и коня Златогрива, отправился в обратный путь. 12. Приехав домой, к царю, Иван- царевич пробудил всех от крепкого сна. |
Народная сказка | Литературная сказка |
“ Иван Царевич и серый волк “ | В. А. Жуковский “Сказка об Иване Царевиче и сером волке” |
Автор | |
Коллективный автор, народ | В. А Жуковский |
Название | |
“ Иван - Царевич и Серый волк “ | «Сказка об Иване- Царевиче и Сером волке” |
Основа | |
Жизнь народа, окружающий мир, народное представление о добре и зле. | За основу берётся народная сказка |
Сюжет | |
Несколько сюжетных линий: истории сыновей Берендея, истории царей Афрона, Кусмана и Далмата, и ещё серого волка. | Сюжет повторяется, но добавляются новые персонажи |
Образ героя | |
Ответственный, смелый, отважный. | Ответственный, смелый, отважный |
Форма речи | |
Устная, близость к обычной разговорной речи. | Письменная, стихотворная. Корни литературного языка Жуковского уходят в живую русскую речь. |
Особенности композиции | |
1. зачин | |
Традиционный для фольклорной сказки “ Жил – был…” | “Давным – давно в некотором царстве…” |
2. концовка | |
Иван Царевич женился на Елене Прекрасной, и стали они жить – поживать да горя не знать. | “Но в его нашлись бумагах Подробные записки обо всём, Что на своём веку в лесу и свете Заметил он, и мы из тех записок Составили правдивый наш рассказ” |
3. повторы | |
Трижды сыновья Берендея отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари. | Трижды сыновья Демьяна отправлялись стеречь сад, трижды Иван – Царевич не слушал серого волка и за это его отправляли выполнять их поручения другие цари. |
Использование сказочных предметов и персонажей в сказке Жуковского В.А.
Персонаж/предмет | Сказка |
Баба Яга | «Морозко» |
Кощей Бессмертный | «Марья Моревна» |
Леший | «Василиса Премудрая» |
Скатерть - самобранка | «Королевич и его дядька» |
Шапка - невидимка | «Заколдованная королевна» |
Гусли-самогуды | «Гусли-самогуды» |
Змей шестиголовый | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» |
Драчун - дубинка | «Королевич и его дядька» |
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)
Плавает ли канцелярская скрепка?
Нас с братом в деревню отправили к деду...
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
Колумбово яйцо