Проза о легендарном лётчике Валерии Павловиче Чкалове, совершившим трансконтинентальный беспосадочный перелёт из СССР в США В 1937 Г.
ВАЛЕРИЙ ЧКАЛОВ
Когда по первому каналу стали показывать фильм «Валерий Чкалов» мои родители бросали все домашние дела и бегом бежали к телевизору. Мне очень стало интересно, что так захватывает их в этом сериале. После совместного просмотра фильма я точно знала, о ком буду писать свой рассказ.
Я расскажу о легендарном летчике, герое Советского Союза, совершившим трансконтинентальный беспосадочный перелет из СССР в США в 1937г. Валерии Павловиче Чкалове.
Валерий Павлович Чкалов — коренной волжанин поэтому, наверно, и характер у него широкий, сильный, как эта великая русская река. Родился он 2 февраля 1904 года в семье котельщика волжских пароходов Павла Григорьевича Чкалова в селе Василево (ныне город Чкаловск Горьковской области). В этом селе издавна существовал затон — зимняя стоянка речных судов, на которой между навигациями ремонтировались пароходы. Павел Григорьевич был мастером по ремонту судовых котлов.
Валерий учился в сельской школе, рос крепким, энергичным и подвижным. Двенадцати лет отец направил сына в город Череповец в ремесленное речное училище, в надежде, что из него выйдет хороший речной техник.
Но время было слишком тяжелое — шла первая мировая война, начиналась революция. Занятия в училище стали нерегулярными, и вскоре Валерий, раздетый и голодный, вернулся домой.
Тогда Павел Григорьевич взял его к себе в затон молотобойцем.
Валерий оказался на редкость крепким парнем. Он легко поднимал пудовую гирю. Но хотелось испробовать силы в настоящем деле, самостоятельной работе, и он перешел кочегаром на землечерпалку.
Тяжела работа в кочегарке. Но обладая настойчивым характером, Валерий проворно «шуровал» в топке, быстро научился «поднимать пары».
В 1919 году в районе Нижнего Новгорода Валерий Чкалов впервые увидел самолет. Он забыл о топке, о своих обязанностях. Стоял и смотрел, не отрываясь, пока самолет, летевший над Волгой, не превратился в черную точку и не исчез за горизонтом.
Валерий и раньше слышал рассказы о летчиках и самолетах от своего односельчанина Владимира Фролищева, работавшего авиационным механиком в Нижнем Новгороде. Эти рассказы волновали его воображение, будили неясные стремления и надежды.
Вскоре Валерий пошел добровольцем в Красную Армию. Его назначили слесарем по ремонту самолетов в 4-й авиационный Канавинский парк, где работал Фролищев.
С этого дня у юного Чкалова появилась уверенность, что его мечты об авиации сбудутся. Родной дом, Волга — все отступило на второй план. С увлечением выполнял он любую черную работу: разбирал и чистил моторы, грязные, ржавые детали старых машин, с необыкновенным усердием ввертывал шурупы. Даже простое прикосновение к самолету доставляло ему радость.
Так Чкалов сделал в своей жизни важный и решительный шаг. Он приобщился к авиации, которой затем посвятит без остатка всю свою жизнь.
И вот в 1921 году сбылась его мечта: за отличную работу на производстве Чкалов был направлен в город Егорьевск в Теоретическую школу авиации. В 1923 году Валерий закончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, после чего был направлен в Московскую школу высшего пилотажа, а затем в Серпуховскую школу воздушного боя. В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознаменную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, в частности, пролетел под одним из Ленинградских мостов, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов.
В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года он был переведён на службу в Брянскую авиабригаду, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.
У Валерия Чкалова было много полетов разной сложности, о которых можно рассказывать. Но самой главной его мечтой были полеты на дальние расстояния. И вот однажды его мечта сбылась. В мая 1937 года он добился разрешения на совершение перелета из СССР в США через Северный полюс. Возглавляя экипаж самолёта "АНТ- 25" 18 июня Чкалов взлетел, а 20 июня в 16 часов 20 минут полет был завершён. Полёт проходил в значительно более сложных условиях.
Чтобы экономить горючее, они почти все время летели на большой высоте. Естественно, началось кислородное голодание. Физическое самочувствие летчиков было неважное, они потеряли сон, аппетит, чувствовали сильную усталость, которая особенно увеличилась после длительной борьбы с циклоном. Погода по прежнему не благоприятствовала полету. Когда они достигли Земли Франца-Иосифа, появились и густым покрывалом легли сплошные облака. Вдруг стекла, а затем кромка стабилизатора и крыла, расчалки и рамка радиокомпаса начинали покрываться слоем непрозрачного белого льда. Валерий не спит и снова работает антиобледенителем на винт. Обледенение, казавшееся сначала легким, стало интенсивно увеличиваться. Началась тряска в моторе и вздрагивание хвостового оперения. Двадцать две бесконечно длинные минуты слепого полета. Люди в кабине уставали все больше и больше. Порою им начинало казаться, что все жизненные ресурсы уже исчерпаны, что может не хватить сил для борьбы со стихией. Но самолет приближается к заветной цели, привлекавшей в течение стольких лет отважных исследователей, к Северному полюсу. Советские люди первыми обжили его, Папанин и его соратники — Федоров, Кренкель и Ширшов — управляли «светофором» на полюсе. Во всяком случае, путь через полюс был открыт.
Виднелись сплошные белые ледяные поля, испещренные в разных направлениях черными трещинами и длинными валами торосов, которые покрыты снегом. Между ними много ровных белых площадок, вполне пригодных для посадки самолета.
Никаких признаков жизни. Красивый зимний солнечный пейзаж, но любоваться им некогда: у Валерия и Георгия много хлопот — определить хотя бы приближенно, какова температура воды в системе охлаждения мотора. Время от времени мотор трясет и в ясную погоду. Вероятно, вода остыла больше, чем нужно, но по температуре масла этого сразу не обнаружишь. Периодически они подкачивают воду (спиртовую смесь) из резервного бачка, на котором Чкалов сидит. Справа от самолета облачность разметалась космами по всему горизонту. Человек проникал в Арктику, имея базы на островах или на берегу материка. Если учесть это обстоятельство, то будет ясно, что самые недоступные места Ледовитого океана лежат не у Северного географического полюса, а немного в стороне от него, как бы сдвинуты к берегам Аляски и Берингову проливу. Этот район, который еще до сих пор на многих картах изображается в виде белого пятна, получил название «полюс относительной недоступности».
20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер, пролетев расстояние 9130 км. за 63 часа 16 минут.
Весть о посадке распространилась чрезвычайно быстро. Приветственные телеграммы поступали одна за другой. Президент США даже нарушил традиционный воскресный отдых, чтобы прислать победителям свое поздравление.
Но, безусловно, самой радостной телеграммой явилось приветствие из СССР. Руководители партии и 170-миллионного народа по-отечески и любовно писали нам:
«Соединенные Штаты Америки. Штат Вашингтон, город Портленд.
Экипажу самолета — Чкалову, Байдукову, Белякову.
Горячо поздравляем вас с блестящей победой. Успешное завершение геройского беспосадочного перелета Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки вызывает любовь и восхищение трудящихся всего Советского Союза.
Гордимся отважными и мужественными советскими летчиками,
не знающими преград в деле достижения поставленной цели.
Обнимаем вас и жмем ваши руки».
Чкалов был выдающимся летчиком, но никогда не ставил себя выше других. Даже в Америке в беседе с корреспондентами он, рассказывая о своем экипаже, сказал, что его второй пилот Байдуков — летчик более высокого класса, и что именно он вел самолет «вслепую» в облаках. На такое признание способен далеко не каждый летчик.
15-го декабря 1938 г. при испытании нового истребителя И-180 конструкции Поликарпова Валерий Чкалов погиб.
Так оборвалась жизнь талантливого и незаурядного человека, которому не было еще и 35 лет. Личность В.П. Чкалова для многих поколений советских людей стала символом мужества, геройства и верности родине. Не сосчитать сколько молодежи он увлек за собой в авиацию.
Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом лежит в Кремлёвской стене. На месте его гибели, на Хорошевском шоссе установлен мемориальный камень.
У Чкалова было много друзей. Его уважали за прямоту, за твердость характера, за чуткость, отзывчивость, за стремление помочь товарищам, когда они в этом нуждались.
Валерию Павловичу не важны были награды, ордена, государственная должность. Всю жизнь он стремился летать, испытывать новые самолеты. Он никогда не брал в полет парашют и рисковал своей жизнью только ради того, чтобы дать людям хорошую, качественную, проверенную досконально машину, а еще чтобы прославить Родину. По сравнению с такой самоотверженностью все его «грехи» - летные нарушения, многочисленные сидения на гауптвахте, даже поломки техники - ничтожны и малосущественны. Они с лихвой компенсируются его огромным вкладом в развитие нашей авиации.
Юрий Визбор. Милая моя
Неньютоновская жидкость
По морям вокруг Земли
Лавовая лампа
Агния Барто. Сережа учит уроки