Говорят, Пастернак – трудный для понимания поэт. Наверное, это так. Но разве любить можно лишь то, что просто и не таит в себе никаких загадок? По-моему, в основе чувства любви – к другому человеку, к Родине, к книге, даже к самому себе! – лежит стремление «дойти до самой сути», познать, разгадать эту таинственную суть и томящее понимание того, что сделать это невозможно.
Вложение | Размер |
---|---|
krivoshey_o_pasternake.doc | 34.5 КБ |
Автор: Кривошей Ольга, ученица 10 класса МБОУ СОШ № 7 г. Минеральные Воды Ставропольского края Руководитель: Сегеда Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы
Мой «зимний» Пастернак
Снег идёт густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?..
Б.Пастернак
Говорят, Пастернак – трудный для понимания поэт. Наверное, это так. Но разве любить можно лишь то, что просто и не таит в себе никаких загадок? По-моему, в основе чувства любви – к другому человеку, к Родине, к книге, даже к самому себе! – лежит стремление «дойти до самой сути», познать, разгадать эту таинственную суть и томящее понимание того, что сделать это невозможно.
Когда я впервые открыла томик стихов Бориса Пастернака, окунулась в завораживающий и не совсем понятный мир его поэзии, то с удивлением обнаружила, что эти странные, очень музыкальные стихи заучиваются сами собой, чудодейственно впечатываются в память. Незаметно для себя я стала говорить, а иногда и думать его стихами.
Я почувствовала, что Пастернак – поэт, у которого свой собственный, неповторимый мир. Он царствует в нём, великодушно принимая гостей-читателей, а иногда замыкается в этом своём собственном мире и потом удивлённо спрашивает:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?
Наверное, не стоит «раскладывать по полочкам» чудо поэтических строчек. Пастернак – один из тех поэтов, которых надо чувствовать. Это хорошо понимала Марина Цветаева. Однажды в полемическом пылу она воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила, что это невозможно, ведь Пастернак – «тайнопись», «иносказание», «шифр». Но это определение больше относится к его ранней лирике. Всё дальнейшее творчество – неустанное стремление к ясности.
Особенно люблю стихи Пастернака о природе. Хотя Лев Озеров точно заметил: «Стихи были не о природе, а самой природой, пожелавшей говорить его устами». В пастернаковской поэзии природа – живой организм, в котором есть душа, у которого есть свой язык. Она не фон, не декорация, а действующее лицо.
У каждого человека своё любимое время года. Пастернак почему-то видится мне «зимним» поэтом, как Пушкин – поэтом «осенним». Полистайте его сборники. Внутренний трепет и слёзы восторга в его ранних «зимних» стихах:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною чёрною горит…
А дальше – «Зимнее утро» и «Зимняя ночь», «Первый снег» и «Зимние праздники», «Следы на снегу» и «Зима приближается»… Моё любимое – «Снег идёт…». Откройте его, и, очарованные музыкой пастернаковских строчек, вы перенесётесь в снежную зиму, какие, к сожалению, так редки у нас на Кавказе.
Представьте… В комнате тихо. Все давно спят. За окном дивная зимняя ночь. В лунном свете медленно падают снежинки. Живое чудо…
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.
Почему тихо падающий снег так завораживает? На душе становится печально и светло. И только поэзии дано запечатлеть эти едва уловимые настроения. Пастернак передаёт успокаивающее и одновременно тревожащее, гипнотизирующее воздействие снегопада на человека при помощи своего излюбленного приёма: рефреном через всё стихотворение проходят слова «снег идёт». С них начинаются пять из восьми строф, а всего они повторяются в небольшом стихотворении десять раз! Немного монотонный, убаюкивающий ритм вдруг нарушается: автор меняет количество строк в строфе. После пяти четверостиший следуют строфы из пяти, трёх и вновь из пяти строчек – именно в них мы находим размышления автора о времени, о его быстротечности. Эти мысли волнуют каждого живущего на земле,
Потому что жизнь не ждёт.
Не оглянешься, и – святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь – там и новый год.
Время проходит, как густой-густой снег. И не понять, идёт или летит – «с ленью той или с той же быстротой»…
Обычное явление – снег, но как меняется всё вокруг, приходит в смятенье! Ступени чёрной лестницы и поворот перекрёстка – «всё пускается в полёт» в вихре снежных хлопьев. Поэт всматривается в эту головокружительную круговерть, и ему кажется,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Всмотритесь внимательней и вы, подняв к небу голову. Уже не видно деревьев, крыш, да и самого неба не видно – оно тоже вовлечено в таинственную игру, и вот уже
… с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака…
Боже мой, как хорошо! Будто впервые вместе с поэтом я увидела снегопад. Моё удивленное и восторженное состояние можно понять: мне всего пятнадцать лет, а снегопад в наших краях бывает не так часто. Но почему замер в грустном восхищении шестидесятилетний поэт? Его-то жизнь прошла в основном в Москве и Подмосковье, где такие зимы не редкость! О чём же его стихи? О зиме? О сущности человеческой жизни? О быстротекущем времени? Думаю, для Пастернака «природа, мир, тайник Вселенной» - вечная загадка, которая заставляет его каждый раз заново переживать чудо бытия.
Поэт научил меня удивляться привычным вещам и радоваться каждому прожитому дню.
Я пишу эти строки, а за окном…
Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, и всё в смятенье:
Убелённый пешеход,
Удивлённые растенья,
Перекрёстка поворот.
Усатый нянь
Рисуем акварельное мороженое
Домик зимней ночью
Что общего у травы и собаки?
Нора Аргунова. Щенята