Конец 2012 года… Со страниц газет, журналов, с экрана телевизора не перестаёт звучать информация о конце света. Страшно... Но неужели человечество все время было столь несчастно, что так легко поверило в эти бредни. Нет. На свете много прекрасного, много того, чему можно радоваться, удивляться. Поэтому мне захотелось окунуться в мир красок, нежности, удачи. А именно я хочу поговорить о «счастье».
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.docx | 207.07 КБ |
Краевой конкурс творческих работ школьников
«Шаг в науку»
группа «ЮНИОР»
Направление: ЯЗЫКОЗНАНИЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
Автор работы: ученица 5 класса
МОУ «СОШ № 48 г. Борзи»
Забайкальского края
ЗАЙЦЕВА Анастасия Васильевна
Руководитель: учитель русского
1 квалификационной категории
ТРУСОВА Анжела Николаевна
2012г.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
ЗАЙЦЕВА Анастасия. Россия Забайкальский край Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Образовательная Школа № 48 г. Борзи» 5 класс
СОДЕРЖАНИЕ
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
ЗАЙЦЕВА Анастасия. Россия Забайкальский край Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Образовательная Школа № 48 г. Борзи» 5 класс
Рецензия
Данная работа посвящена изучению значения, происхождения слова «счастье» и пониманию его сути. Так как девочка периодически просматривает средства массовой информации, слушает телевизор, то конечно не осталась равнодушной к происходящим событиям, и именно это толкнуло её к работе над словом «счастье». Основной целью данной работы было изучить соответствующую литературу и понять значение и смысл данного слова. Она поставила перед собой следующие задачи:
Содержанием теоретической части исследования заключает в себе изучение толкования, произношения, происхождения и состава слова «счастье», сбора слов-синонимов и антонимов. Анализировался и собирался материал на основе сравнительно-сопоставительных характеристик.
Ученица полностью выполнила поставленные перед ней задачи, глубоко вникла в проблему и творчески подошла к её выполнению. В работе просматривается личная заинтересованность и собственное отношение к вопросам. Это, на мой взгляд, свидетельствует о том, что Настя не просто обрабатывала набранный материал, а действительно заинтересовалась темой и на данный момент не остаётся равнодушной к полученной из вне информации.
Тематика работы актуальна. Работа соответствует требованиям. И я считаю, что в целом исследование выполнено на высоком уровне для данного возраста.
Рецензент: Учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
МОУ «СОШ № 48 г. Борзи» _____________________ ТРУСОВА А.Н
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
ЗАЙЦЕВА Анастасия. Россия Забайкальский край Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Образовательная Школа № 48 г. Борзи» 5 класс
Аннотация
Конец 2012 года… Со страниц газет, журналов, с экрана телевизора не перестаёт звучать информация о конце света. Страшно... Но неужели человечество все время было столь несчастно, что так легко поверило в эти бредни. Нет. На свете много прекрасного, много того, чему можно радоваться, удивляться. Поэтому мне захотелось окунуться в мир красок, нежности, удачи. А именно я хочу поговорить о «счастье».
Русский язык – язык слов: больших и маленьких, простых и сложных, веселых и грустных, добрых и злых. Выбрала я это слово, потому что оно показалось теплым, светлым, и мне захотелось разгадать его тайну. Чтобы это сделать, я определила цель моей работы: изучить значение, происхождение слова «счастье» и понять его суть. Поставила следующие задачи:
Объект исследования: лексика
Предмет исследования: слово «счастье»
Проделав работу, я выяснила, что «счастье» - это важная часть нашей жизни, которая волновала людей в разные времена. Само понятие этого слова меняется в зависимости от возраста человека, его культуры, социальных условий. Поэтому данная тема на самом деле является актуальной и сейчас.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
ЗАЙЦЕВА Анастасия. Россия Забайкальский край Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Образовательная Школа № 48 г. Борзи» 5 класс
План исследования
Определение проблемы исследования: каково изменение в восприятии слова «счастье» у представителей человечества.
Гипотеза: смысл слова «счастье» дети и взрослые понимают, но не могут дать точного объяснения его значения и происхождения.
Для последовательного выполнения исследования мною были намечены следующие этапы:
Вопросы интервью:
1. В чем заключается для Вас счастье?
2. Как часто Вам удается испытывать состояние счастья?
3. Можете ли Вы испытывать состояние счастья без особого повода?
4. Что больше всего приносит Вам состояние счастья?
5. Насколько большую роль, по-вашему, играют деньги в достижении счастья?
6. Вы себя считаете счастливым человеком?
7. С каким периодом жизни у Вас ассоциируются самое счастливое время?
Вопросы анкеты:
1. Понимаете ли Вы, что значит для Вас счастье?
2. Часто ли Вы испытываете состояние счастья?
3. Всегда ли Вашему состоянию счастья предшествует повод?
4. Может ли Ваше состояние счастья быть разрушено мелкой неприятностью?
5. Больше всего счастье Вам приносит:
-успехи в обучении
-успехи в личной жизни
-занятие Вашим любимым делом (Ваше хобби)
6. Согласны ли Вы с утверждением: "не в деньгах счастье"?
7. Вы считаете себя счастливым человеком?
8. Когда Вы представляете себя счастливым человеком?
-в прошлом
-в настоящем
-в будущем
Считаю наиболее эффективными следующие методы теоретического исследования и анализа эмпирических данных:
Работа написана на основе сравнительно-сопоставительного метода. В ней были использованы следующие источники: «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Толковый словарь великорусского языка» В.И.Даля, «Краткий этимологический словарь» Шанского, «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А.Н.Тихонова, Книга «Мыслей и афоризмов великих людей», «Русские пословицы и поговорки» и др.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
ЗАЙЦЕВА Анастасия. Россия Забайкальский край Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Образовательная Школа № 48 г. Борзи» 5 класс
Научная статья
Значение и происхождение слова «Счастье»
Очень часто в поздравительных открытках наряду с различными пожеланиями пишут такие слова: «Желаю счастья!» или «Будьте счастливы!». Так что же такое «Счастье»?
Счастье - это общеславянское слово. Оно образовано с помощью приставки съ- ( в значении « хороший» ) и суффикса –и- от часть. Буквально- « хорошая часть, доля».[1]
В толковом словаре русского языка С.И.Ожегова на стр. 947 о слове «счастье» говорится: «Счастье, - я. 1. Чувство и состояние полного высшего удовлетворения. Стремление к счастью. 2. Успех, удача. Во всем счастье кому-нибудь».[2] А в Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля: «Счастье (со-частье) судьба, рок , участь, случайность, желанная неожиданность, успех».[3] Можно сказать, что слово это многозначное. Счастье – это, во-первых, чувство и состояние полного высшего удовлетворения, во-вторых, успех, удача.
Счастье – это коротенькое слово. Оно состоит из корня и окончания и является основой для образования самых разных красивых и приятных слов: счастливый, счастливчик, счастливо, счастливица, счастливец, пресчастливый, осчастливить, посчастливиться.
К этому слову близки по значению слова: блаженство, удача, судьба. Их можно назвать синонимами. Это друзья моего слова. А есть и враги - слова с противоположным значением - антонимы: счастливый – несчастливый; счастливый – несчастный; счастье – несчастье; счастье – горе; счастье – беда; счастье – злосчастье.
В орфоэпическом словаре на стр. 651 я узнала, как правильно произносить слово «счастье» в устной речи: «Счастье. Произн. [ща]стье».[4] Теперь понятно, почему многие школьники делают в нём ошибку: написание не соответствует произношению.
Кроме этого в книге «Русские пословицы и поговорки»[5] я нашла интересные изречения русского народа с этим словом, а также народную сказку «Счастье и беда» (приложение V). Особенно мне понравились следующие пословицы:
Просмотрев книгу «Мыслей и афоризмов великих людей»[6], я также нашла высказывания о «счастье». Вот некоторые из них:
А популярные актёры дают свой рецепт счастья. Елена ПРОКЛОВА (приложение I) считает, что счастливым может быть человек с сильным характером. Екатерина ВАСИЛЬЕВА (приложение II) думает, что для того чтобы быть счастливым, нужно служить Богу. Для Натальи РОГОЖКИНОЙ (приложение III) счастье заключается в её ребёнке. Поэтому её рецепт прост: родить двадцать детей! Вот тогда будет настоящее счастье! Дмитрий БРУСНИКИН (приложение IV) делится своей формулой приобретения счастья: «В жизни надо любить людей, которые вам дороги. Тогда будешь и сам счастлив, и другим счастье подаришь».[7]
Можно сделать очередной вывод, что счастье волновало людей во все времена. И каждый человек его понимает по-своему.
Для того, чтобы выяснить, как воспринимают слово «счастье» ученики нашей школы, я провела анкетирование 4 – 8 классов, в результате которого я выяснила, что и у подростков разное восприятие этого слова. Мне пришлось разделить учащихся на две группы:
1. В чем заключается для Вас счастье?
2. Как часто Вам удается испытывать состояние счастья?
3. Можете ли Вы испытывать состояние счастья без особого повода?
4. Что больше всего приносит Вам состояние счастья?
5. Насколько большую роль, по-вашему, играют деньги в достижении счастья?
6. Вы себя считаете счастливым человеком?
7. С каким периодом жизни у Вас ассоциируются самое счастливое время?
Все полученные результаты я систематизировала в таблицах и диаграммах.
Таблица результатов анкетирования
Класс, группа | Кол-во опрошенных | Популярные ответы |
4 «а» класс 4 «б» класс 5 «а» класс 5 «б» класс | 23 чел. 15 чел. 18 чел. 10 чел.________ Всего: 66 чел. | Счастье – это когда всё хорошо, весёлое настроение Счастье – это когда рядом родители и они тебя любят Счастье – это подарки на Новый год Счастье – это когда у тебя всё получается Счастье – это радость, хорошее настроение Счастье – это исполнение желаний Счастье – это успехи в школе |
6 «б» класс 6 «а» класс 8 «а» класс | 8 чел. 18 чел. 19 чел.________ Всего: 35 чел. | Счастье – это когда есть верные друзья Счастье – это любящие родители Счастье – это радостное настроение Счастье – это каникулы Счастье – это когда всё хорошо Счастье – это поездка в лагерь Счастье – это хорошие отметки |
учителя | 17 чел. | Счастье – это любовь и востребованность Счастье – это благополучие близких Счастье – это здоровье Счастье – это успехи на работе Счастье – это любимая семья Счастье – это гармония во всём |
Родители 5 «а» класса | 19 чел. | Счастье – это когда твои близкие здоровы Счастье – это достаток, семейное благополучие Счастье – это семья, дети Счастье – это любовь к бабушкам, дедушкам, родителям Счастье – это любимая работа Счастье – это мир Счастье – это жизнь Счастье – это любовь к богу |
Диаграммы интервью учителей
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
ЗАЙЦЕВА Анастасия. Россия Забайкальский край Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Образовательная Школа № 48 г. Борзи» 5 класс
Вывод к практической части
Таким образом, проанализировав ответы респондентов разных возрастов, можно заметить некоторые закономерности.
Практически все понимают, что значит, для них быть счастливыми. При этом, все взрослые признаются, что могут испытывать состояние счастья и без весомой причины, радуясь, например, хорошей погоде, прекрасному пейзажу, праздничному дню или же просто проснувшись утром в хорошем расположении духа.
У людей в разные периоды жизни проявляется разная специфика понимания счастья. Так у взрослых счастье заключается в семейном благополучии, здоровье близких, понимании детьми и внуками. Для них и деньги являются источником счастья, а для этого нужен профессиональный успех, любимая работа, это один из путей к достижению счастья. При этом все опрошенные, имеют то, что является источником их счастья, а поэтому являются счастливыми людьми. Однако все они признаются, что в прошлом были счастливее.
У детей школьного возраста обязательно необходим повод для счастья. Анализируя их ответы, я сделала вывод, что счастье у большинства учеников ассоциируется со словом «радость», которую им приносят родители своим вниманием и заботой. Остальные ребята счастье связывают с успешностью, т.е. со временем, когда всё хорошо.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
ЗАЙЦЕВА Анастасия. Россия Забайкальский край Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Образовательная Школа № 48 г. Борзи» 5 класс
Заключение
Завершая свою работу, мне хотелось бы сказать, что счастье – это уникальное чувство человека, в результате которого он испытывает приятное, желанное, полезное. Такие ощущения и являются сущностью счастья, носят положительный характер и наполняют людей энергией, силой.
В результате моего исследования, было доказано, слово «счастье» у людей всех поколений ассоциируется со словом «радость», связывается с успешностью. У взрослого поколения на первом месте семья, здоровье, работа, достаток. У младшего – любовь родителей, теплота в семье.
Исследование подтвердило, что смысл данного слова взрослые и дети понимают, но не могут объяснить точно его происхождение и значение.
Все данные можно использовать при проведении классных часов, уроков русского языка и литературы.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
ЗАЙЦЕВА Анастасия. Россия Забайкальский край Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Образовательная Школа № 48 г. Борзи» 5 класс
Библиография
языка. – М.: 2001
2005.
3. Даль В.И. Словарь живого великорусского языка. – М.: 1985
4. Тихонов А. Н. Школьный слово – образовательный словарь русского языка Л.:Худож.лит., 1983
5. Жигулёв А. М. Русские народные пословицы и поговорки. - Л. : Худож. лит., 1983.
6. Карнеги. Как перестать беспокоиться и начать жить. – АРД ЛТД.:1998.
7. Мысли и афоризмы великих людей. – М.: Рипол Классик, 2005.
8. Круглов Ю. Г. Русские народные пословицы, загадки и поговорки. - М. Художественная литература. 1984
9. Великие мысли великих людей. – Лениздат 2007 т. 1, 2, 3,
10. Е. Ю. Нещименко. Русские пословицы и поговорки. – М. Просвещение: 1987.
11. Львов М. Р. Словарь антонимов русского языка. Л. : Худож. лит., 1998.
12. Рылеев Е. Как помочь школьнику найти своё место в мире людей.
13. В изложении Табака Ю. Евангельские истории. – М.:2000.
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ОДНОГО СЛОВА. СЧАСТЬЕ.
ЗАЙЦЕВА Анастасия. Россия Забайкальский край Муниципальное Образовательное Учреждение «Средняя Образовательная Школа № 48 г. Борзи» 5 класс
Приложение I
Елена ПРОКЛОВА
Приложение II
Екатерина ВАСИЛЬЕВА
Приложение III
Наталья РОГОЖКИНА
Приложение IV
Дмитрий Брусникин
Приложение V
Счастье и горе.
Сказка.
Жили – были дед да баба. Не было у них детей. Скучно им стало жить одним. Решили они пойти к колдунье, чтобы попросить её помочь их беде. Её дом стоял на опушке леса. Пришли дед да баба к колдунье и всё ей рассказали.
На следующий день родились у стариков две дочери. По просьбе колдуньи они назвали их Счастьем и Горем.
Росли девочки не по дням, а по часам. Во всём помогали они деду и бабе. Счастье была девочкой красивой, доброй и трудолюбивой. Её все вокруг любили, и она всех любила. А вот Горе была девочка злая, уродливая, никого не любила, особенно свою сестру за то, что во всём Счастье была лучше Горя. Горе никто не любил за её характер. У неё был только один друг Капризка. Задумали они как – то раз погубить Счастье. Да только как? Думали – думали и придумали. Ходили слухи, что у колдуньи есть книга, в которой написано про всех людей и их слабости. Вот эту книгу и надо было прочитать Капризке и Горю, чтобы узнать, от чего может умереть Счастье.
Пошли друзья через лес к дому колдуньи. Пришли, спрятались и стали ждать, когда его хозяйка уйдёт. Наконец, колдунья ушла по своим тёмным делам. Капризка и Горе вошли в дом и стали искать книгу. После долгих поисков они нашли то, что искали, в тёмном углу под печкой. В книге Капризка и Горе прочитали пророчество смерти Счастья. Вот что там было написано: когда вокруг всё будет страдать и печалиться, то Счастье умрёт от жалости. В это время из леса возвращалась колдунья. Услышав топот её ног, злоумышленники быстро выбежали из дома колдуньи.
Выбежав из леса, Капризка и Горе стали думать, как выполнить пророчество книги. Они решили обратиться за помощью к Урагану, который жил на вершине высокой горы. Долго ли, коротко ли, наконец, добрались до пещеры на вершине горы, в которой жил Ураган.
и рассказали о том, как надоела им Счастье и как можно её погубить. А Ураган проворчал:
- Мне она тоже не нравится. Все её любят, все её ждут, а меня никто не любит и не ждёт. Я нашлю на вашу деревню Бурю, она всё сделает, а вы отправляйтесь домой.
Когда Горе и Капризка пришли домой, Буря уже закончилась, они увидели, что она натворила. Были разрушены все дома, все деревья вырваны с корнями из земли, затоплены луга и поля, погибли все животные, нечего было есть, а все люди громко плакали. На остатках разрушенного дома лежала Счастье. Люди рассказали, что после того как кончилась Буря, Счастье оглянулась вокруг и упала замертво. Её сердце разорвалось от отчаяния и жалости к людям и к родной земле. Но не думайте, что она совсем умерла, её душа и сейчас живёт и бродит среди людей. В том доме, куда она войдет, наступит радость, благополучие, мир и удача. Горе с Капризкой тоже ходят по свету, но никто их по-прежнему не любит и не ждёт.
Кто чем богат, тот тем и делится!
Девочка-Снегурочка
«Течет река Волга»
Андрей Усачев. Пятно (из книги "Умная собачка Соня")
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Комментарии
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Данная работа посвящена изучению значения, происхождения слова «счастье» и пониманию его сути. Так как девочка периодически просматривает средства массовой информации, слушает телевизор, то конечно не осталась равнодушной к происходящим событиям, и именно это толкнуло её к работе над словом «счастье». Основной целью данной работы было изучить соответствующую литературу и понять значение и смысл данного слова. Она поставила перед собой следующие задачи:
рассмотреть толкование и этимологию слова «счастье»;
выяснить понимание этого слова у людей разных поколений: наших современников и представителей предыдущих веков;
проследить за тем, что значит «счастье» в понимании знаменитых людей