В исследовательской работе творчество Н.Рубцова рассмотрено в свете проблемы традиции и новаторства, представлены основные вопросы: преемственность традиций русской поэзии XIX – XX веков в лирике поэта и развитие новаторских художественных открытий. Автор определил традиции «новокрестьянской» и русской классической поэзии в поэтизации малой родины, в раскрытии философской проблематики, в звуковой организации стиха, которые были своеобразно переосмыслены в рубцовской лирике.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_lirike_n._rubcova_kondratovich_k.doc | 246 КБ |
prezentaciya_29.ppt | 1.47 МБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Исследовательская работа
на тему «Проблема традиции и новаторства в лирике Н. М. Рубцова»
по литературе
Выполнила
ученица 10 класса Шулина Анастасия Сергеевна
Руководитель:
Крылова Инна Анатольевна
г. Воскресенск 2016
Содержание
1. Введение……………………………………………………………… 2
2. Основная часть……………………………………………………….. 3-14
2.1 Теоретические основы темы………………………..……….. 3-5
2.2 Традиции в лирике Н. Рубцова…………………..………….. 6-10
2.3 Новаторство в лирике Н. Рубцова …………………..……… 11-14
3. Практическая значимость реферата……………………………….… 15
4. Выводы………………………………………………………….…….. 16-17
5. Список литературы………………………………………………….. 18
6. Приложения……………………………………................................... 19-24
Введение
Цели исследовательской работы:
- познакомиться с творчеством Н. М. Рубцова, который за короткую жизнь смог создать самобытный поэтический мир, пользующийся любовью читателей;
- изучить, какие литературные традиции проявились в лирике Н. М. Рубцова и в чём выражается его поэтическое новаторство.
Задачи:
- выявить преемственность традиций русской поэзии XIX – XX веков в лирике Н. М. Рубцова и проанализировать проблемы, связанные с развитием литературных традиций;
- выявить, как выражаются и развиваются новаторские художественные открытия поэта;
- выяснить, интересен ли Н. Рубцов моим сверстникам и актуальна ли его лирика сегодня.
Обоснование темы:
Январь этого года был отмечен знаменательной датой со дня рождения и смерти Н. М. Рубцова, о лирике которого известно немного. В нашей школе проводилась литературно-музыкальная композиция «Бродят строки его по Руси…», в подготовке которой я принимала активное участие. Заинтересовавшись личностью и творчеством поэта, стала читать его стихи, посмотрела документальный фильм о нём, побывала на поэтическом вечере. Некоторые темы, образы, интонации стихотворений Рубцова показались мне знакомыми и близкими, но в то же время трогательными и особенными, поэтому я решила изучить, что объединяет его с другими русскими поэтами и создаёт неповторимость и музыкальность его поэтических строк.
Теоретические основы темы
Творчество Н.М. Рубцова (1936 - 1971) относится ко второй половине XX века. За свою короткую тридцатипятилетнюю жизнь он смог создать самобытный поэтический мир, пользующийся любовью читателей.
Путь Н.Рубцова в большую поэзию не был легким и гладким. Судьба не баловала его: постоянное безденежье и бытовая неустроенность сопутствовали поэту всю жизнь, голодное детство, потеря матери, затем - детский дом в с. Никольском. По воспоминаниям друзей, это человек грубоватый, резкий, но в то же время добрый и общительный. Лирический герой поэта во многом передает облик самого автора, который считает, «что плодотворный путь поэзии один: через глубоко личное к общему...» [5, с. 291]. Это и определит центральную тему лирики Рубцова, своеобразие которой заключается в глубине тихого чувства, потому что истинное чувство всегда тихое.
Уже в раннем творчестве сказывается приверженность Н.Рубцова к традициям устного народного творчества и русской классической поэзии, желание творчески развить завещанное предшественниками.
Традиция (от лат. traditio – передача) – передача художественного опыта из поколения в поколение, его творческое преломление в истории литературы.
Сам факт того, что он не присоединился к модным в 60-е годы поэтам-эстрадникам, часто писавшим по заказу, свидетельствует о серьезном внутреннем выборе творческого пути.
Высказывая свои взгляды на поэзию, Н.Рубцов сужает круг близких ему по духу авторов: «Многие поэты, когда берут не фальшивые ноты, способны вызывать резонанс соответствующей душевной струны у читателя. А он, Сергей Есенин, вызывает звучание целого оркестра чувств, музыка которого, очевидно, может сопровождать человека в течение всей жизни» [5, с.394].
Все классическое литературное наследие поэт воспринимал через призму музыкальности. Друзья вспоминали, что он часто пел песни на стихи М.Лермонтова, Ф. Тютчева, А. Блока, особенно любил Есенина.
В зрелый период творчества он обращается к А. Блоку, Ф.Тютчеву, А.Фету, Н. Некрасову, продолжая развивать литературные традиции XIX-XX веков. В его лирике можно увидеть изображённый с психологической тонкостью пейзаж, услышать элегическую интонацию, почувствовать дух странничества.
Элегия (от греч. elegos - жалобная песня) – жанр лирики: стихотворение эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, проникнутые настроениями грусти, светлой печали.
Психологизм - (от греч. psyche - душа и logos - понятие, слово) - способ изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
За развитием литературной традиции стоит стремление передать свой духовный опыт последующим поколениям. В основе истинно художественного произведения лежит не пассивное повторение, а творческое продолжение, поэтому традиция связана с новаторством.
Новаторство - отказ от традиции или ее принципиальная ломка, выражающаяся в обновлении содержания (идей, тем, проблем, пафоса) и формы (образной системы, изобразительных средств) произведения; открытие нового пути в литературе.
Развитие литературы идет во взаимодействии традиции и новаторства, которые, образуя единство, обращены и к прошлому, и к будущему одновременно. Опираясь на традиции, новаторские художественные открытия развиваются, обогащаются и постепенно образуют новые традиции.
Поэтическое новаторство Рубцова выразилось в разработке стиха - обостренное отношение к звуку, необычайная музыкальность, основанная на различных видах звуковых повторов. Возвышенная интонация, восклицания в сочетании с аллитерацией создают объемное поэтическое пространство, передают цветовое определение, подчеркивают значительность образов.
Аллитерация (от лат. - созвучие) — один из старейших приемов звукописи в поэзии и прозе, достигающий их выразительности за счет повторения согласных звуков, чаще всего в начале слова. В русской литературе аллитерация широко используется в стихосложении в качестве специального и яркого приема интонационного выделения и смыслового скрепления важнейших слов
Ассонанс (от фр. assonance - созвучие) - Один из видов звукописи: многократное повторение одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.
Поэтическое пространство (хронотоп от греч. chronos - время и topos - место) - изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии.
Новаторским можно считать создание «шутейного» стиля, опирающегося на разговорные лексические и синтаксические конструкции. Разговорные элементы стиха, ненормированные грамматические формы в сочетании с диалогом, инверсией, бессоюзным присоединением изъявительного придаточного предложения, присоединением с союзом "а", широким использованием частиц, вводных слов и междометий создают своеобразный рисунок стиха, удивительно гармонирующий со звуковым его обликом.
Ненормированные грамматические формы - новообразованное на основе существующих форм, в соответствии с законами языка слово, усиливающее выразительность речи.
Инверсия (от лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура: нарушение общепринятого в данном языке порядка слов.
Новаторство творчества Н. Рубцова проявилось в отношении к традиции, в восстановлении ее и несовпадении с нею.
Традиции в лирике Н. М. Рубцова
В лирике Н. Рубцова сохраняется преемственность традиций русской поэзии XIX – XX веков.
Есенинская традиция проявилась в стихотворениях о русской деревне и природе, в образах, идущих от фольклора. Рубцов и Есенин воспели образ березы, как символ Руси, который дорог каждому русскому человеку.
Рубцов: Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
(«Берёзы»)
Есенин: Белая, берёза
Под моим окном
Принакрылась, снегом
Точно серебром.
(«Берёза»)
С пейзажной лирикой также связаны философские и патриотические мотивы. В стихотворении «Звезда полей» подчеркивается широта русской земли. Судьба лирического героя и родины связаны «самой жгучей и самой смертной связью». Счастье воспринимается как мир и покой всего человечества, потому что звезда горит «для всех тревожных жителей земли». В последней строфе художественное пространство сужается, звучит тема малой родины, где звезда «восходит ярче и полней». Только в непосредственной связи с природой человек может обрести душевное спокойствие.
Пейзаж у поэтов носит социальную окрашенность. В нем чувствуется современная жизнь, как в стихотворении Рубцова «Меня звала моя природа»:
Меня звала моя природа.
Но вот однажды у пруда
Могучий вид маслозавода
Явился образом труда.
Но если в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…» Есенина «чужая юность, брызжущая новью на поляны и луга» пугает, то Н. Рубцов, одной стороны, испытывает гордость за результаты человеческого труда, с другой стороны, призывает сохранять первозданную красоту природы.
Бросаю радость полными горстями.
Любому низко кланяюсь кусту.
Выходят в поле чистое крестьяне
Трудом украсить эту красоту.
(«Прекрасно пробуждение земли!»)
Много общего у Н. Рубцова с новокрестьянскими поэтами, основная идея которых - утверждение национальной самобытности народа. С. Есенин и Н. Клюев воспринимают природу как источник духовных человеческих сил, соединяют языческое и христианское начало. Именно от них (сосны молятся, схимник - бор) перекочевали религиозные эпитеты и метафоры в творчество Рубцова. Можно сказать, что «черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в деревенских образах, и в неповторимой интимно-доверительной интонации…». [11, с. 6]
Чувство трагизма эпохи, осознание судьбы России как своей личной, откровенность, с которой лирический герой раскрывает свой внутренний мир, определяют сходство поэзии Н. Рубцова и А. Блока. В стихотворении «Видение на холме», где прошлое раскрывается в настоящем, наиболее полно отразилось мироощущение поэта:
Взбегу на холм и упаду в траву.
И древностью повеет вдруг из дола!
Засвищут стрелы, словно наяву,
Блеснет в глаза кривым ножом монгола!
Холм за деревенской околицей - не такая уж большая высота, но с нее поэту видна вся Родина - не в пространственном, а в историческом плане, вплоть до татаро-монгольского нашествия. Возвращаясь из глубины веков к современности, он соединяет их в единое целое.
В стихотворении «Шумит Катунь» наиболее ярко проявилось сходство с известным циклом «На поле Куликовом» А. Блока.
Среди блоковских мотивов у Н. Рубцова можно выделить дух странничества, который проявляется в последнем прижизненном сборнике. Он связан с чувством дома, родины, воспоминаниями о матери, с раздумьями о судьбе России, её истории. Беспокойный лирический герой поэта пытается обрести гармонию с миром, ищет что-то утерянное и неуловимое.
К Ф.Тютчеву Н. Рубцов обращается в зрелый период творчества, когда в его мироощущении начинает преобладать чувство светлой грусти. Хотя в первом сборнике «Лирика» поэзия Н. Рубцова уже удивляет чистотой и акварельной прозрачностью, в которой чувствуется что-то предосеннее:
И холодно так, и чисто,
И светлый канал волнист,
И с дерева с легким свистом
Слетает осенний лист.
(«У сгнившей лесной избушки»)
Тютчевская мысль о разладе души с миром, связь земного и небесного, олицетворение природы, образ «поющего дерева» появляются и в лирике Рубцова. В стихотворении «Осенние этюды» олицетворение и сравнение усиливают друг друга, напоминая стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа», в котором одухотворяется всё сущее на земле.
В сборниках «Душа хранит» и «Зелёные цветы» усиливаются мотивы прощания, несбыточной мечты. Философское мироощущение поэта выразилось в стихотворении «Зеленые цветы». Два ярких символа («погаснувшая звезда» и «зеленые цветы») говорят о поиске недостижимого идеала красоты и гармонии.
В творчестве Н.Рубцова можно найти проявление традиции поэзии А.Фета. Прежде всего, это психологическая тонкость пейзажа, мотив одиночества, обращение к образам звёзд, месяца, олицетворения, поиск гармонии в слиянии с природой. В стихотворении «Пчёлы» Фет пишет:
Пропаду я от тоски и лени,
Одинокая жизнь не мила...
Дай хоть выйду я в чистое поле
Иль совсем потеряюсь в лесу...
Как это созвучно с «Зелёными цветами» Рубцова:
Светлеет грусть, когда цветут цветы,
Когда брожу я многоцветным лугом
Один или с хорошим давним другом
Который сам не терпит суеты.
Актуален также мотив обращения к дорогим могилам («Не первый год у этих мест» А.Фета, «Тихая моя родина» Н.Рубцова), использование символов христианской религиозной культуры («Ночь крещенская морозна» А.Фета, «Крещенские морозы» Н.Рубцова). Мотивы предсказания, взгляды в будущее, в вечность, воскрешения характерны и для Рубцова, и для Фета («Измучен жизнью, коварством надежды»).
Несмотря на явное сходство в раскрытии некоторых тем, стихотворения Н.Рубцова к творчеству А.Фета близки более по форме, чем по содержанию. Оставаясь сторонником «чистого искусства», А.Фет не был столь увлечен бытовыми зарисовками из народной жизни.
Н. Рубцову в некоторых стихотворениях ближе некрасовские образы. Наиболее показательными являются стихотворения «Грани» и «Добрый Филя».
Жизнь и страдания простого народа - традиционная тема для творчества Н. Некрасова («Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо»). В стихотворении «В дороге» перед «барином» и читателем открывается настоящая драматическая повесть:
Самому мне не весело, барин:
Сокрушила злодейка жена!..
Рассказ ямщика, напоминающий песню-жалобу, не может оставить слушателя безучастным.
К Рубцову народное мироощущение пришло через собственный жизненный опыт, через нелегкий путь странствий. С любовью и пониманием выписаны у поэта образы простых людей из народа. Вслед за Н.Некрасовым, он подчеркивает такую характерную черту русского национального характера как терпеливость и бескорыстие. Молчаливый Филя и угрюмый старик из стихотворения «На ночлеге» - полное подтверждение этому. Спокойствие, миролюбие русского народа подчеркивается в стихотворении «Русский огонек». Лирический герой - странник, путешествующий по России. Он заходит в дома незнакомых ему людей, и его встречают там как дорогого гостя, дают обогреться, приносят теплую одежду, бесплатно пускают ночевать. В этом стихотворении выражены основы народной нравственности («За все добро расплатимся добром,/За всю любовь расплатимся любовью»), созвучные с христианским каноном: «Возлюби ближнего своего как самого себя».
Таким образом, поэзия Н Рубцова вбирает в себя лучшие традиции русской поэзии.
Новаторство в лирике Н. М. Рубцова
Индивидуальной особенностью творчества поэта является создание звучащего поэтического мира. Даже цвет в его произведениях соотнесён со звуковой организацией стиха.
Н. Рубцов вводит цветовое определение с помощью аллитерационного соединения, и цвет перестаёт оставаться заключённым в одном слове. Он как бы разливается по всей строке.
В стихотворении «Январское» аллитерация «л» плавно соединяет световое и цветовое определение:
Мороз под звёздочками светлыми
По лугу белому, по лесу ли
Идёт, поигрывая ветками.
В стихотворении «Промчалась твоя пора!» звуковое удвоение «ла» в последующем сочетании с «ле» способствует продолжению имитации ударов колокольного звона. Аллитерация «с» создаёт фон, созвучный с прилагательным «синий». Так вырисовывается поэтическая картина народного гуляния под открытым небом и звонящими колоколами:
Пасха
под синим небом,
С колоколами и сладким хлебом,
С гульбой посреди двора,
Промчалась твоя пора!
В стихотворении «Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны...» эмоциональность ритмического восклицания, возвышенная интонация, обращение в сочетании с аллитерацией создают объемное поэтическое пространство и ощущение, что в мире господствует гармония:
О сельские виды! О дивное счастье родиться
В лугах, словно ангел, под куполом синих небес!
Говоря о гармонии в лирике Рубцова, обращаешь внимание на звуки, связанные с колокольным звоном, которые вносят ощущение торжественности.
В стихотворении «Левитан» поэт с помощью аллитерации звуков «зв», «к», «л», «н» и ассонанса «о» воплощает в слове перезвон соборных колоколов:
Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.
Связь темы звона с образом России подчеркивает значительность образа, настроение праздника и радостного восторга. Порой звон как бы растворяется в пейзаже, подчёркивая неповторимость состояния природы («Подорожники», «Давай, земля, немножко отдохнем», «Осенние этюды»).
Н. Рубцов большое внимание уделял звукам окружающего мира. Чаще всего это плач: детский плач («В дороге», «Осенние этюды»), рыдание ласточки («Ласточки»), медведя («Медведь»), журавлей («Журавли»), пурги («На кладбище»), ветра («Ветер всхлипывал словно дитя»), плач лирического героя («В лесу»), его врагов («На чужой гулянке»). Значение плача раскрывают строки из стихотворения «В гостях»:
Он говорит, что всё уходит прочь,
И всякий путь оплакивает ветер.
Детский плач и погребальный сливаются у поэта в единый вселенский плач, который переходит в пение, напоминающее церковный хор. Только он слышит «печальные звуки, которых не слышит никто».
Реальный мир предстаёт перед Н. Рубцовым как звучащий, его поэтическое отражение создаётся с помощью звука, напевности, мелодического строя стиха.
Многие стихотворения Н. Рубцова стали песнями и романсами, а некоторые так и называются («Песня», «Прощальная песня», «Зимняя песня»).
Ю. Селезнев писал: «Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов: ее нужно улавливать в них, слушать ее» [8, с. 74].
В своём творчестве поэт широко использовал материал из разговорной лексики, что помогало ему передавать народную стихию, создавать народные образы. В стихотворении «Ответ Куняеву» слово «коллега», употребляемое в официально-деловом стиле, контрастирует со словом «разгильдяй». Это поясняет, что лирический герой - человек из народа.
В гармоничные стихотворения Н. М. Рубцова порой стихийно врывается живая струя простонародной русской речи, поражая своей самобытностью. Благодаря этому изображённые герои будто оживают, становятся близкими и понятными. В стихотворении «Разлад» просторечный глагол «трепыхаться» дополняет образ заката, и читатель соотносит в своём воображении пылающий и трепыхающийся закат с душой лирического героя, с закатом его любви.
В стихотворении «Тихая моя родина» Н. Рубцов актуализирует бытовые слова: нейтральное слово литературного языка «канал» воспринимается как подчёркнуто непоэтическое, потому что нарушает гармонию природы.
Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.
Анализируя элементы разговорной речи в поэзии Н. Рубцова, обращаешь внимание на употребление ненормированных грамматических форм.
В стихотворении «В океане» поэт по аналогии с прилагательными «клыкастый» (разг.), «зубастый» образует прилагательное «клювастый»
На основе ненормированных грамматических форм строит он эпитеты и метафоры в стихотворении «Журавли» («забытость болот», «знобящие поля»).
Н.Рубцов также широко использует элементы разговорного синтаксиса:
- опущение глагольной части сказуемого, создающеё ситуативную неполноту:
Гость молчит, и я - ни слова!
(«Гость»);
- инверсию, которая подчёркивает ощущение размеренно-далёкого, создаёт эффект неторопливой беседы:
Мать моя здесь похоронена.
(«Тихая моя родина»);
- бессоюзное присоединение изъявительного придаточного предложения, которое способствует возникновению иронической усмешки:
Утром проснёшься на чердаке,
Выглянешь - ветры свистят!
(«Осенний этюд»);
- бессоюзное присоединение придаточного времени, делающее поэтическую речь более лаконичной:
Время придёт уезжать -
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.
(«Тихая моя родина»);
- присоединение с союзом а, создающее эффект воспоминания, попытки вернуться к прошлому. («В океане», в стихотворении «Скачет ли свадьба...» есть три предложения, начинающиеся с союза а);
- употребление высказываний с частицей вот, ярко отразившееся в стихотворении «Утро утраты»:
Вот пошёл он.
Вот в чёрном затоне
Отразился рубашкою белой,
Вот трамвай, тормозя, затрезвонил…
- широкое использование междометий («Фиалки», «В лесу»), вводных слов с различными оттенками значений («Прощальная песня», «Сосен шум»).
Для создания характеров, непринуждённой обстановки Н. Рубцов широко использует диалоги, многие из которых насыщены живым, народным юмором («На автотрассе»). В стихотворении «Русский огонёк» диалог занимает центральное место. Поэт описывает разговор путника с хозяйкой избы, простой русской женщиной, которая тревожится за судьбу родной земли.
Эти примеры свидетельствуют о том, что простота и народность лирики Н. Рубцова во многом создаётся с помощью элементов разговорной речи.
Практическая значимость работы
Реферат окажет помощь учащимся общеобразовательных учреждений в подготовке к урокам внеклассного чтения и проведении мероприятий по лирике Н. М. Рубцова, по определению индивидуального стиля поэта, а также может служить иллюстративным материалом при изучении художественно-изобразительных средств на уроках русского языка и литературы.
Выводы
В лирике Н. М. Рубцова сочетаются традиционность и новаторство.
В изображении народных праздников, песен, пляски, использовании постоянных эпитетов и образов наблюдается фольклорная традиция.
Подобное сочетание характерно также для творчества С.Есенина, которым увлекался Рубцов. В одном из писем он восклицал: «... Невозможно забыть мне ничего, что касается Есенина. О нём всегда я думаю - больше чем о ком – либо». [5, с. 201]. Это во многом объясняет проявление в ранней лирике поэта есенинской традиции.
Традиции новокрестьянской поэзии прослеживаются в отношении к природе, в сочетании христианских и языческих мотивов, в пристрастии к деталям сельского быта, в актуализации проблемы города и деревни, в утверждении духовного мира национальной самобытности.
Однако Рубцов создаёт свой неповторимый, музыкальный образ Родины.
В. Оботуров пишет, что это идёт от Блока, от его образа России, вобравшего в себя и «прекрасные черты», и «избы серые», и «песни ветровые» [10, с. 175]. Также среди блоковских мотивов у Н. Рубцова можно отметить чувство трагизма, дух странничества, который проявляется в сборнике «Сосен шум».
С Ф. Тютчевым и А. Фетом поэта объединяет обращение к философской проблематике, сентиментальность, пристрастие к описанию сцен прощания, элегическая грусть мировосприятия, музыкальность.
В некоторых стихотворениях в изображении русского национального характера, терпеливости, бескорыстия прослеживается традиция Н. Некрасова.
Новаторство Н. Рубцова состоит в творческом переосмыслении традиции звуковой организации стиха. Аллитерации, ассонансы, многократные повторы, звукоподражания, звуковые удвоения, часто используемые автором, создают необычайную музыкальность, определённое настроение, звуковой образ-символ (колокольный звон), передают глубину чувства лирического героя.
Характерным приёмом Н.Рубцова является введение разговорного стиля в поэзию, который пронизывает разные языковые уровни:
- синтаксический (использование вводных слов и конструкций, присоединений с союзом «а», обращений, прямой речи, диалогов, назывных предложений, многочисленных пауз, инверсий, вопросов и восклицаний);
- морфологический (употребление ненормированных грамматических форм);
- лексический (использование просторечной и разговорной лексики).
Широкое использование разговорных элементов способствует созданию народных характеров, является характеристикой лирического героя.
По результатам анкеты, проведённой в 7, 10 классах, 78% опрошенных на вопрос «Какие поэты XX века вам известны?» наряду с Маяковским, Блоком и Есениным называют Рубцова. Хотя почти все утверждают (75%), что знакомство с ним произошло в школе. Среди стихов Н. Рубцова учащиеся называют такие, как «Тихая моя родина» (82%), «Родная деревня» (71%), «В горнице» (49%), «Звезда полей» (49%), «Крещенские морозы» (15%), «Утро на море» (9%). Больше половины учеников (58%) знают, что стихи Н. М. Рубцова переложены на музыку. Самыми распространёнными песнями считают «В горнице» (44%) и «Букет» (9%). Также хочется отметить, что учащиеся с удовольствием посетили бы мероприятия, посвящённые жизни и творчеству поэта: литературно-поэтический вечер (47%), экскурсия в музей (36%). Большинство (78%) учеников считает поэзию Н. Рубцова актуальной и сегодня.
Почему же в XXI веке интересна «тихая лирика» Рубцова? Наверное, потому, что она опирается на истоки народной нравственности и культуры, на то, чего как раз не хватает нашему обществу сегодня.
Список литературы
Издания произведений:
1. Блок А. А. Стихотворения. Поэмы. Москва, «Дрофа», 2002;
2. Есенин С. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Правда», 1970;
3. Некрасов Н. А. Полное собрание сочинений в трех томах. Ленинград, «Советский писатель», 1967;
4. РУБЦОВ Н. Собрание сочинений в трех томах. Москва, «Терра», 2000;
5. РУБЦОВ Н. Русский огонек: Стихи, воспоминания, проза, письма в двух томах. Вологда: КИФ «Вестник», 1994;
6. Тютчев Ф. Стихотворения. Петрозаводск, «Карелия», 1985;
7. Фет А. А. Собрание сочинений в двух томах. Москва, «Художественная литература», 1982;
литература о писателе:
8. Воспоминания о Николае Рубцове. Вологда, КИФ "Вестник", 1994;
9. Кожинов В. Николай Рубцов. Москва, «Советская Россия», 1976;
10. Оботуров В. Искреннее слово. – Москва, «Советский писатель», 1987;
11. Лазарев В. Долгая память // Поэзия российских деревень, М., 1982, с. 5-8;
дополнительная информация:
12. Словарь литературоведческих терминов. Автор-составитель Белокурова С.П., Санкт-Петербург, «Паритет», 2005 г.
Электронная версия © Белокуров А.А.;
13. http://rubtsov.id.ru/illustr/art01.htm.
Приложение №1
Социологическое исследование
Вопросы
(предложить свой вариант ответа)
да
нет
самостоятельно (дома, в библиотеке)
в школе
по рекомендации
(предложить свой вариант ответа)
5. Знаете ли вы, что стихи Н. М. Рубцова переложены на музыку?
да
нет
6. Какие песни на слова Н. М. Рубцова вам известны?
(предложить свой вариант ответа)
7. Актуальна ли, по вашему мнению, поэзия Н. М. Рубцова сегодня?
да
нет
8. Какие мероприятия вы хотели бы видеть (посетить) для более близкого знакомства с творчеством поэта?
(предложить свой вариант ответа)
Приложение №2
Данные социологического исследования, проведённого в 7а классе
При обработке данных социологического опроса в 7а классе были получены следующие результаты:
Количество опрошенных учащихся | 23 | |
1 | Какие поэты XX века вам известны? | |
В. Маяковский Н. Рубцов А. Твардовский С. Есенин А. Блок | 18 16 7 5 3 | |
2 | Знакомы ли вы с поэзией Н. М. Рубцова? | |
Да Нет | 21 2 | |
3 | Где произошло ваше знакомство с поэзией Н. М. Рубцова? | |
Самостоятельно (дома, в библиотеке) в школе по рекомендации | 5 18 0 | |
4 | Какие стихотворения Н. М. Рубцова вы читали? | |
«Тихая моя родина» «Родная деревня» «В горнице» «Звезда полей» «Утро на море» Затрудняюсь ответить | 17 15 12 7 4 2 | |
5 | Знаете ли вы, что стихи Н. М. Рубцова переложены на музыку? | |
Да Нет | 11 12 | |
6 | Какие песни на слова Н. М. Рубцова вам известны? | |
«В горнице» | 11 | |
7 | Актуальна ли, по вашему мнению, поэзия Н. М. Рубцова сегодня? | |
Да Нет | 20 3 | |
8 | Какие мероприятия вы хотели бы видеть (посетить) для более близкого знакомства с творчеством поэта? | |
Литературно-поэтический вечер Экскурсия на родину поэта или в музей Затрудняюсь ответить | 14 5 4 |
Приложение №3
Приложение №4
Приложение №5
Приложение №6
Данные социологического исследования, проведённого в 10 классе
При обработке данных социологического опроса в 10а классе были получены следующие результаты:
Количество опрошенных учащихся | 22 | |
1 | Какие поэты XX века вам известны? | |
В. Маяковский Н. Рубцов А. Твардовский С. Есенин И. Бродский | 20 19 14 10 2 | |
2 | Знакомы ли вы с поэзией Н. М. Рубцова? | |
Да Нет | 21 1 | |
3 | Где произошло ваше знакомство с поэзией Н. М. Рубцова? | |
Самостоятельно (дома, в библиотеке) в школе по рекомендации | 6 16 0 | |
4 | Какие стихотворения Н. М. Рубцова вы читали? | |
«Тихая моя родина» «Родная деревня» «Звезда полей» «В горнице» «Крещенские морозы» Затрудняюсь ответить | 20 17 15 10 7 1 | |
5 | Знаете ли вы, что стихи Н. М. Рубцова переложены на музыку? | |
Да Нет | 15 7 | |
6 | Какие песни на слова Н. М. Рубцова вам известны? | |
«В горнице» «Букет» «Улетели листья» | 9 4 2 | |
7 | Актуальна ли, по вашему мнению, поэзия Н. М. Рубцова сегодня? | |
Да Нет | 18 4 | |
8 | Какие мероприятия вы хотели бы видеть (посетить) для более близкого знакомства с творчеством поэта? | |
Экскурсия в музей Литературно-поэтический вечер Затрудняюсь ответить | 11 7 4 |
Приложение №7
Приложение №8
Приложение №9
Приложение №!0
Приложение №11
Общие данные социологического исследования,
проведённого в 7, 10 классах
Количество опрошенных учащихся | 45 | 100% | |
1 | Какие поэты XX века вам известны? | ||
В. Маяковский Н. Рубцов А. Твардовский С. Есенин А. Блок И. Бродский | 38 35 21 15 3 2 | 84% 78% 47% 33% 7% 4% | |
2 | Знакомы ли вы с поэзией Н. М. Рубцова? | ||
Да Нет | 42 3 | 93% 7% | |
3 | Где произошло ваше знакомство с поэзией Н. М. Рубцова? | ||
Самостоятельно (дома, в библиотеке) в школе по рекомендации | 11 34 0 | 24% 75% | |
4 | Какие стихотворения Н. М. Рубцова вы читали? | ||
«Тихая моя родина» «Родная деревня» «Звезда полей» «В горнице» «Крещенские морозы» «Утро на море» Затрудняюсь ответить | 37 32 22 22 7 4 3 | 82% 71% 49% 49% 15% 9% 7% | |
5 | Знаете ли вы, что стихи Н. М. Рубцова переложены на музыку? | ||
Да Нет | 26 19 | 58% 42% | |
6 | Какие песни на слова Н. М. Рубцова вам известны? | ||
«В горнице» «Букет» «Улетели листья» | 20 4 2 | 44% 9% 4% | |
7 | Актуальна ли, по вашему мнению, поэзия Н. М. Рубцова сегодня? | ||
Да Нет | 38 7 | 84% 15% | |
8 | Какие мероприятия вы хотели бы видеть (посетить) для более близкого знакомства с творчеством поэта? | ||
Литературно-поэтический вечер Экскурсия в музей Затрудняюсь ответить | 21 16 8 | 47% 36% 18% |
Слайд 1
Исследовательская работа на тему: «Проблема традиции и новаторства в лирике Н. М. Рубцова» Ученицы 10 класса Шулиной Анастасии Руководитель: Крылова Инна АнатольевнаСлайд 2
"Вообще надо сказать о том, что плодотворный путь поэзии один: через глубоко личное к общему... Совершенно необходимо только, чтобы все это личное по природе своей было общественно масштабным, характерным"
Слайд 3
Цели исследовательской работы: - познакомиться с творчеством Н. М. Рубцова, который за короткую жизнь смог создать самобытный поэтический мир, пользующийся любовью читателей; изучить, какие литературные традиции проявились в лирике Н. М. Рубцова и в чём выражается его поэтическое новаторство. Задачи: - выявить преемственность традиций русской поэзии XIX – XX веков в лирике Н. М. Рубцова и проанализировать проблемы, связанные с развитием литературных традиций; - выявить, как выражаются и развиваются новаторские художественные открытия поэта; - выяснить, интересен ли Н. Рубцов моим сверстникам и актуальна ли его лирика сегодня.
Слайд 4
Русь моя, люблю твои березы! С первых лет я с ними жил и рос. Потому и набегают слезы На глаза, отвыкшие от слез... «Берёзы» Н. Рубцов Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. «Берёза» С. Есенин
Слайд 5
Звезда полей Звезда полей во мгле заледенелой, Остановившись, смотрит в полынью. Уж на часах двенадцать прозвенело, И сон окутал Родину мою... Звезда полей! В минуты потрясений Я вспоминал, как тихо за холмом Она горит над золотом осенним, Она горит над зимним серебром... Звезда полей горит, не угасая, Для всех тревожных жителей земли, Своим лучом приветливым касаясь Всех городов, поднявшихся вдали. Но только здесь, во мгле заледенелой, Она восходит ярче и полней, И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей. Н. Рубцов
Слайд 6
«…черты, объединяющие их, ощутимы и в музыке стиха, и в деревенских образах, и в неповторимой интимно-доверительной интонации, в целом же их поэзия является выражением "особого рода художественного сознания, связанного с крестьянским трудом, с древними крестьянскими воззрениями на природу, с особой символикой и лексикой, освещёнными многовековым опытом, с непогасшими, невыцветшими по сей день яркими красками языческой образности». Лазарев В.
Слайд 7
Взбегу на холм и упаду в траву. И древностью повеет вдруг из дола! Засвищут стрелы, словно наяву, Блеснет в глаза кривым ножом монгола! «Видение на холме» Н. Рубцов
Слайд 8
В горах погаснет солнечный июнь, Заснут во мгле печальные аилы, Молчат цветы, безмолвствуют могилы, И только слышно, как шумит Катунь... «Шумит Катунь» Н. Рубцов Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога. «На поле Куликовом» А. Блок
Слайд 9
Летят журавли высоко Под куполом светлых небес, И лодка, шурша осокой, Плывет по каналу в лес. И холодно так, и чисто, И светлый канал волнист, И с дерева с легким свистом Слетает прохладный лист. «У сгнившей лесной избушки» Н. Рубцов
Слайд 10
Скрипят, скрипят под ветками качели, И так шумит над девочкой береза И так вздыхает горестно и страстно, Как будто человеческою речью Она желает что-то рассказать. «Осенние этюды» Н. Рубцов Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик - В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык... «Не то, что мните вы, природа» Ф. Тютчев
Слайд 11
Пропаду я от тоски и лени, Одинокая жизнь не мила... Дай хоть выйду я в чистое поле Иль совсем потеряюсь в лесу... «Пчёлы» А. Фет Светлеет грусть, когда цветут цветы, Когда брожу я многоцветным лугом Один или с хорошим давним другом, Который сам не терпит суеты «Зелёные цветы» Н. Рубцов
Слайд 12
«Не первый год у этих мест» «Ночь крещенская морозна» «Измучен жизнью, коварством надежды» А. Фет «Тихая родина» «Крещенские морозы» Н. Рубцов
Слайд 13
Мир такой справедливый, Даже нечего крыть... - Филя, что молчаливый? - А о чем говорить? «Добрый Филя» Н. Рубцов - Самому мне не весело, барин: Сокрушила злодейка жена!.. «В дороге» Н. Некрасов
Слайд 14
За все добро расплатимся добром, За всю любовь расплатимся любовью... Н. Рубцов
Слайд 15
Мороз под звёздочками свет л ыми По л угу бе л ому, по л есу л и Идёт, поигрывая ветками. «Январское» Н. Рубцов Аллитерация (от лат. - созвучие) — прием звукописи, достигающий выразительности за счет повторения согласных звуков.
Слайд 16
Па с ха под с иним небом, С ко ло ко ла ми и сла дким х ле бом, С гульбой по с реди двора. «Промчалась твоя пора» Н. Рубцов О с е л ьские виды! О дивное с ча с тье родить с я В л угах, сл овно анге л , под купо л ом с иних небе с ! «Я буду скакать по холмам...» Н. Рубцов
Слайд 17
Звон з а окольн ый и окольн ый, У окон , около колонн , - Я с л ышу звон и колокольн ый, И колоколь чи ко вый звон . «Левитан» Н. Рубцов Ассонанс (от фр. assonance - созвучие) - один из видов звукописи: многократное повторение одинаковых гласных звуков, усиливающее выразительность художественной речи.
Слайд 18
Он говорит, что всё уходит прочь, И всякий путь оплакивает ветер. «В гостях» Я слышу печальные звуки, Которых не слышит никто.. «Прощальное» «В дороге» «Осенние этюды» «Ласточки» «Медведь» «Журавли» «На кладбище» «Ветер всхлипывал словно дитя» «В лесу» «На чужой гулянке» Н. Рубцов
Слайд 19
«Стихи Рубцова сами просятся на музыку, скорее, музыка просится из его стихов: ее нужно улавливать в них, слушать ее» Ю. Селезнев
Слайд 20
Знайте наших разгильдяев ! Ваших, так сказать, коллег ! - Где, - спрошу я, - человек По фамилии Куняев? «Ответ Куняеву» Н. Рубцов Станислав Куняев
Слайд 21
Конечно, я ничуть Не напугался, Как всякий, Кто ни в чем не виноват, И зря в ту ночь Пылал и трепыхался В конце безлюдной улицы Закат... «Разлад» Н.Рубцов
Слайд 22
И чайки плескались в волнах, И долго, и хищно, стремясь поживиться, С кричащей голодной тоской Летели большие клювастые птицы За судном, пропахшим треской.. «В океане» Н. Рубцов Ненормированные грамматические формы - новообразованное на основе существующих форм, в соответствии с законами языка слово, усиливающее выразительность речи.
Слайд 23
Элементы разговорного синтаксиса опущение глагольной части сказуемого Гость молчит, и я - ни слова! «Гость» инверсия Мать моя здесь похоронена «Тихая моя родина» бессоюзное присоединение придаточного предложения Утром проснёшься на чердаке, Выглянешь - ветры свистят! «Осенний этюд» присоединение с союзом «а» А волны, как мускулы, взмыленно, рьяно, Буфами в суровых тонах Ходили по чёрной груди океана, И чайки плескались в волнах... «В океане»
Слайд 24
употребление высказываний с частицей «вот»: Вот пошёл он. Вот в чёрном затоне Отразился рубашкою белой, Вот трамвай, тормозя, затрезвонил, Крик водителя: - Жить надоело?! «Утро утраты» использование междометий: Эх ! Кондуктор, кондуктор... О !... Купите фуфайку «Фиалки» Эй ! Где тут начальник дорожный? «На автостраде» Ах , сколько рыжиков! «В лесу» Использование вводных слов: Ты, конечно , выйдешь замуж, Будешь мужу щи варить «Ничего не стану делать» Может быть , я смогу возвратиться, Может быть , никогда не смогу. «Прощальная песня»
Слайд 25
- Скажи, родимый, Будет ли война? - И я сказал: - Наверное, не будет. - Дай бог, дай бог... Ведь всем не угодишь, А от раздора пользы не прибудет... - И вдруг опять: - Не будет, говоришь! - Нет, - говорю, - наверное, не будет. «Русский огонёк» Н. Рубцов
Слайд 26
Выводы: в творчестве Н. М. Рубцова органически сочетаются традиционность и новаторство; Н. Рубцов развивает традиции - "новокрестьянской" поэзии (С.Есенина, Н.Клюева), в основе которой лежит народно-поэтическая традиция; - русской классической поэзии XIX - XX веков (А.Блока, Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова), мировоззренческой базой для которой явилась традиция русской христианской философии; Среди новаторских черт поэзии Н.М.Рубцова необходимо выделить - своеобразие звуковой организации стиха, с помощью которой создаётся необычайная музыкальность; - введение разговорного стиля в поэзию, который пронизывает разные языковые уровни: синтаксический, морфологический, лексический. Творчество Н. Рубцова вызывает интерес современного читателя .
Ледяная внучка
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Кактусы из сада камней
Компас своими руками
Волшебные звуки ноктюрна