435 лет тому назад первопечатником Иваном Федоровым была напечатана первая русская азбука. И это событие будут широко отмечать школы, вся наша общественность.
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_azbuka_ivana_fyodorova.rar | 1.71 МБ |
Доклад
«Азбука» Ивана Фёдорова
Содержание:
I. Введение.
435 лет тому назад первопечатником Иваном Федоровым была напечатана первая русская азбука. И это событие будут широко отмечать школы, вся наша общественность, ибо с первой азбуки Ивана Федорова началось образование русских людей. Множество азбук и букварей вышло с тех пор, но именно скромная Федоровская азбука является родоначальником всех последующих учебных книг первоначального обучения.
II. Основная часть
Как же появилась на свет первая печатная азбука?
Инициатором печатного дела в России был Иван 4 (Слайд № 2). Он очень любил печатные книги, собирал их. Не раз посылал за ними своих людей в другие страны, а главное, хорошо понимал, что печатная книга может способствовать возвышению Московского государства и единообразию в церковных книгах.
Когда же Иван Грозный решил завести в Москве Печатную избу, то новое и трудное дело поручили Ивану Фёдорову (Слайд №3). В народе про Ивана Фёдорова тогда так и говорили: хитрец, то есть такой умелец, что и в чужих землях не сыскать.
В 1574г. во Львове вышла в свет «Азбука» Ивана Федорова. Книга эта самая настоящая библиографическая и историческая редкость (Слайд №4)
Сегодня в мире существует единственный экземпляр этой книги, который на счастье прекрасно сохранился. Он принадлежит библиотеке Гарвардского университета США. Приобретен был в 1950 г., и только в 1955 г. мир увидел полную фотокопию неизвестного до этого учебного пособия. Любопытно, что в Гарвард букварь попал из Парижского собрания С.П. Дягилева.
Книга не имеет никакого заглавия, поэтому ее называют еще и азбукой и грамматикой (Слайд №5). Составлена она из пяти восьмилистных тетрадей, что соответствует 80 страница. На каждой странице по 15 строк. Написана азбука на старославянском языке. Некоторые ее страницы украшены характерными для изданий Ивана Федорова заставками в виде фрагментов из сплетающихся листьев, бутонов, цветов и шишек.
Концовки представляют собой готические плетёнки, одна из них дополнена элементом растительности. Первую страницу занимают 45 строчных букв кириллицы. Причем алфавит приводится в прямом и обратном порядках, а также в разбивку 8-ю колонками. Вероятно, такой прием повторения алфавита помогал лучшему запоминанию.
В Азбуке Федорова была воплощена древняя буквослагательная система обучения грамоте, унаследованная от греков и римлян и целиком основанная на заучивание наизусть. (Слайд №6) Сначала учитель заставлял детей запоминать внешний вид и название букв, затем складывать из них и также заучивать отдельные слоги по схеме: буки-аз=ба; буки-рцы-аз=бра (аз, буки, рцы – название букв а, б, р.). Затем шло зазубривание грамматических терминов чтение слов по слогам. Учащийся должен был, называя каждую букву, составлять новый слог и присоединять его к предыдущим слогам, которые держал в памяти; все слово воспроизводилось тогда, когда учащийся присоединял последний слог к ранее составленным. (Слайд №7) Например, чтение слова «благослови» происходило так: буки-люди-аз=бла, глаголь-он=го=бла-го, слово-люди-он=сло=бла-го-сло, веди-иже=ви=бла-го-сло-ви.
Только после долгих и отупляющих упражнений, на что уходило иногда год или два, добирался учащийся до связного чтения (и письма). Иван Федоров был передовым человеком своего времени, однако все, что он мог сделать, готовя к печати свои Азбуки, - это последовательно изложить то, что было необходимым для традиционного обучения грамоте.
Дальше идут три раздела, знакомящие учеников с элементами грамматики. (Слайд №8) В раздел « А сия Азбука от книги осмочастныя, сиречь грамматики» автор поместил образцы спряжения глаголов на каждую букву алфавита, начиная с «б». Здесь же приведены формы страдательного залога глагола бити. Раздел «По прозодии а еще дващи лежащее се есть повелительная и сказательная» дает сведения об ударениях и «придыханиях» в словах. А раздел «По орфографии» содержит отдельные слова для чтения, записанные полностью или сокращенно ( под знаком «титло» - надстрочным значком, означающим пропуск букв).
Азбука заканчивается акростихом В азбучном акростихе (греч. «край строки»), или азбучной молитве каждая строка, передающая содержание одной из религиозных истин, начинается с определенной буквы.
Если взглянуть на левый край строк сверху вниз, то и получится алфавит. Так и Священное Писание вспоминалось, и алфавит закреплялся. Вторая часть букваря целиком посвящена материалу для чтения. Это не только молитвы, ног и отрывки из притч Соломона и посланий апостола Павла, которые как бы дают советы родителям, учителям и ученикам.
На последней странице даны 2 гравюры: герб г.Львова и издательский знак первопечатника. (Слайд №9) Иван Федоров сам тщательно подбирал материал для включения в свой первый букварь. Первые ростки гуманистической педагогики были для средневековой Руси безусловным новаторством. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.
Второе издание букваря Ивана Федорова. (Слайд №10)
«Книжка по-греческия «Алфа Вита», а по русскии «Аз Буки», перваго ради научения детьскаго», выпущена в 1578г. в г.Остроге.
Уехав из Львова, Москвитин (так называл себя первопечатник – выходец из Москвы) основал типографию в родовом имении киевского воеводы князя Константина Константиновича Острожского. (Слайд №11) Азбуку так и называют – Острожская. Она известна по двум сохранившимся экземплярам – Королевской библиотеке Копенгагена и городской библиотеке г.Готы (Германия).
Книга богаче украшена. (Слайд №12) Помимо заставок и концовок здесь уже появились заголовки, выполненные вязью, а также Буквицы – первые буквы абзаца высотой в одну или нескольких строк, выполненные в виде орнамента. Повторяя построение первого издания, азбука кроме славянских текстов включает и греческие. В то же время нумерация параграфов и кириллические числа в конце страницы убраны.
Но самое замечательное отличие этой азбуки в том, что в конце ее Иван Федоров впервые опубликовал великолепный памятник славянской литературы. Это «Сказание, како состави святый Кирилл Филисоф азбуку по языку словенску и книги перееведе от греческих на славеньский язык», созданное в IX в. Черноризцем Храбром. Вся жизнь Ивана Федорова была посвящена по его словам тому, чтобы « по свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу». Острожская азбука еще раз подтверждает это – где бы Москвитин ни основывал типографию, везде издавал книги для обучения чтению и письму. Предполагают, что Острожская « Азбука» Ивана Фёдорова выдержала несколько изданий. Экземпляр « Азбуки» 1578 года был обнаружен в начале 1960 годов в библиотеке немецкого города Гота. Там книга в настоящее время и хранится.
Некоторые исследователи сравнивают труд по созданию этого букваря с научным подвигом. Ведь Иван Федоров проявил себя не только как выдающийся мастер книжного дела, но и как талантливый педагог. Впервые азбука пыталась внести в процесс обучения чтению элементы грамматики и счета (часть текста была поделена на мелкие нумерованные параграфы). Кроме того, в детском учебнике изложены поучения о воспитании, которое совершать нужно «в милости, в благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, долготерпении, приемлющи друг друга и прощение дарующе». Источники, использованные им, свидетельствуют о его широкой образованности. На могильной плите в городе Львове друзья первопечатника выбили на камне его книжный знак и сделали следующую надпись, читаемую так: «Иоанн Фёдорович, Друкарь Москвитин, который своим тщанием печатание небывалое обновил. Преставился во Львове, год 1583, декабрь5». Плита на могиле не сохранилась, но надпись дошла до нас. Книги же Ивана Фёдорова оказались поистине бессмертны. А скромная книжечка для начального обучения грамоте вышла далеко за рамки обычной азбуки, и явилась началом целой эпохи, которую изучает букваристика.
Стоит в центре Москвы памятник Ивану Фёдорову, на зелёном московском холме, на высоком чёрном с голубоватыми искрами камне. (Слайд №13) Довелось вернуться Первопечатнику в Московию, книги его теперь знает вся Земля.
Памятник первопечатнику Ивану Фёдорову был открыт 27 сентября 1909 года. Его открытию предшествовала выставка старинных книг, в том числе и изданных в типографиях Ивана Фёдорова. Газеты того времени писали, что на открытие памятника собрались толпы народа, люди стояли даже на крышах домов. Выступления были запрещены, поэтому люди возлагали венки молча. На одном из венков было написано: «Первому мученику русской книгопечати».
III. Заключение.
На протяжении четырёх с лишним веков миллионы детей и взрослых, овладевших искусством чтения русской книги, склонялись над страницами азбук и букварей. (Слайд № 14) Вот перед нами букварь и азбука, по которым учились ваши родители и старшие братья и сёстры. (Слайд №15) А вот современные азбуки, по которым обучаются в нашей школе. Есть азбуки и на электронных носителях. Азбука, по которой учимся мы, могла бы стать потом, когда станем взрослыми и обзаведёмся семьёй, заветной книжкой, семейной реликвией для наших детей, внуков и правнуков. Пока же азбука быстро приводится в жалкое состояние и выбрасывается. Поэтому крупнейшие библиотеки страны хранят экземпляры старых азбук и букварей наравне с другими ценнейшими книгами былых времён, а вся страна ныне отмечает 435 лет первой печатной азбуки как свой большой культурный праздник.
Литература.
Рождественские подарки от Метелицы
Басня "Две подруги"
Ворона
Привередница
По морям вокруг Земли