Театр в городе Тара, история и современность. Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
Театральная жизнь провинциального города. Исслед. работа | 130 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей «Центр детского творчества»
Тарского муниципального района Омской области
Театральная жизнь
провинциального города
Исследовательская работа:
Белозёровой Вероники,
обучающейся 11 класса,
НОУ «Дар»,
Руководитель: Карелина Лина Галимшановна,
педагог дополнительного образования
Тара 2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….................2
1.1.Тарский кружок любителей сценического искусства ……………......4
1.2. Тарский 3-й колхозно-совхозный передвижной драмтеатр………....8
1.3. Тарский театр украинской музыкальной драмы и комедии………...10
1.4. Русско-украинский гордрамтеатр 3-й группы г. Тары……………....11
1.5. Северный передвижной колхозно-совхозный драмтеатр...................13
1.6. Тарский народный театр РСФСР……………………………………...14
1.7. Тарский студенческий театр………………………………………......17
1.8. Театральная студия «Движение»………………………………….......18
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕВЕРНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР....19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………......22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………......24
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Человек обращается к театру как к отражению своей совести, души своей - он узнает в театре самого себя, свое время и жизнь. Театр открывает перед ним удивительные возможности духовно-нравственного самопознания.
И хотя, на сцене возникает перед зрителем не сама реальная действительность, а только ее художественное отражение. Но в отражении этом столько правды, что она воспринимается как истинная жизнь. Зритель признает высшую реальность существования сценических героев. Восклицал же великий Гёте: "Что может быть больше природой, чем люди Шекспира!"
Не в этом ли и сокрыта чудодейственная духовная, эмоциональная энергия театра, неповторимое своеобразие его воздействия на наши души...
Вам приходилось когда-либо видеть на концерте симфонической музыки веселого, заразительно хохочущего человека?..
Можно, пожалуй, сказать уверенно: нет, не приходилось!
Вы не встречали в картинной галерее рыдающего человека, который не в силах был сдержать горьких слез перед картиной живописца?..
Нет, тоже, наверное, не встречали!
А в театре?..
А в театре, возможно, все: смех и слезы, горе и радость, нескрываемое негодование и буйный восторг, печаль и счастье, ирония и недоверие, презрение и сочувствие - все богатства эмоциональных проявлений и потрясений человеческой души.
В отличие же от литературы, от живописи, скульптуры пришедший в театр зритель становится не созидателем уже созданного, а непосредственным соучастником творчества. Он активно вовлечен театром живой и волнующий процесс самого создания сценического произведения - спектакля. Ведь спектакль начинает жить только с того самого мгновения, когда раскрывается перед зрителем театральный занавес. И перестает существовать, когда занавес закрывается, когда пустеет зрительный зал, и потухают театральные огни.
Сегодня, когда вновь становится модным посещать культурные мероприятия, мы решили обратиться к проблеме становления театра в нашем городе. Так уж получается, что очень мало мест в Таре, где можно культурно отдохнуть, приятно провести время. И, пожалуй, одним из этих мест является наш Северный драматический театр. На спектаклях нашего театра много молодёжи. Есть и такие, которые не пропускают ни одного спектакля. Но ведь есть в нашем городе огромное количество талантливых молодых людей, которые могли бы проявить себя на сцене в качестве актёров.
Гипотеза: Создание государственного Северного драматического театра обеспечит более широкое пространство для приобщения жителей Тарского района Омской области к театральному искусству, расширит возможности для дальнейшего повышения уровня общей культуры населения.
Объектом нашего исследования является театральное искусство Омской области.
Предметом исследования становление государственного Северного драматического театра им. М.А. Ульянова.
Цели исследования: определить историческое место и роль театра в культурной жизни города Тары, выявить и проанализировать основные социальные проблемы театрального искусства провинциального города.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач исследования:
Также предполагалось выяснить: с чего начиналась театральная жизнь нашего города, кто стоял у истоков создания самодеятельных театров, где проходили первые спектакли, кто входил в состав первых театральных трупп, когда и как возникла идея строительства в Таре государственного драматического театра, какие проблемы возникали в период строительства, кто проблемы стоят сейчас.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ТЕАТРА В ГОРОДЕ ТАРА
Для того чтобы узнать что такое «театр», я обратилась к толковому словарю Ожегова. Вот какое определение я нашла:
«Театр - одно из направлений искусства, в котором чувства, мысли и эмоции автора (творца, художника) передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров».
Великий писатель своего народа, обновитель русской сцены А.Н.Островский видел в театре большее, чем подмостки для своих пьес. Он видел в нем огромное средство просвещения, воспитания и объединения народа, «объединяющую людей форму жизни».
1.1.Тарский кружок любителей сценического искусства
Старинный город Тара - первый на территории Омской области - с самого основания был одним из центров распространения русской культуры в Западной Сибири. Он имеет давние театральные традиции. О том, что уже в конце XIX века в Таре ставились любительские театральные спектакли, известно из архивных документов[2].
Лесной ревизор Василий Васильевич Барышевцев (1895 - 1917 г.г.), пишет: “В свои приезды в Тару (я много ездил по своему району) я принимал участие в Тарских любительских спектаклях. Ряд спектаклей устраивала теперь покойная, Надежда Алексеевна Щербакова - Темирова. Она привозила из Петербурга и Москвы новые пиэсы и ослепительные туалеты и блистала на сцене!.. В спектаклях участвовали Д. С. Клячкина, Капитолина Павловна и Наталия Павловна Никулины, Е. И. Иванова с дочерью, Анна Алексеевна Мурашковская, Н. Н. Машинский и др. лица. Спектакли давались в пользу городской библиотеки и женской прогимназии[4].”
Актеры - любители - это представители тарской интеллигенции: жена городского врача, дочери тарского священника - учительницы женской прогимназии и т. д. Известно также об активном участии в любительских спектаклях Андрея Яковлевича Немчинова - сына самого богатого купца Сибири, выходца из Тары Якова Андреевича Немчинова. По отзывам современников, Андрей Яковлевич имел явно выдающиеся актерские способности. А вот Н. Машинский - это тарский купец. Николай Николаевич Машинский служил в 1894 году ответственным библиотекарем на общественных началах в Тарской городской библиотеке [3].
Так, в 1892 году сборы от спектаклей, поступившие на содержание библиотеки, составили 136 рублей, в 1893 году - 150 рублей, в 1894 году - 10 рублей.
Спектакли ставились в Общественном собрании. Этот дом по адресу: ул. Александровская, 69 сохранился до сих пор.
Это было основное место проведения досуга у наиболее зажиточных горожан. В купеческом клубе были духовой, струнный оркестр, проводились танцевальные вечера, различные увеселительные мероприятия, отмечались праздники. Здесь играли в бильярд, шахматы, шашки, домино, дозволялись карточные игры. Причем, как пишет жена политссыльного Александра Николаевна Анненская, “ чтобы войти в тарское “общество” необходимо было неплохо играть в карты...” В этом отношении Тара ничем не отличалась от других сибирских городов [2].
Тара был четвертым по числу жителей городом Тобольской губернии. В начале XX века в г. Таре было несколько образовательных учреждений: женская прогимназия, уездное и приходское училище. Здесь уже действовало три библиотеки, две читальни, фотоателье, типография. По улице Никольской в доме Кориковых - Михайловых был устроен электрический кинематограф “Люкс” [2].
Но от этого любителей сценического искусства не стало меньше. Более того, к 1904 году число его членов достигло 40 человек. Кружок имел собственный устав, учрежденный городскими властями. По свидетельству современников, этот кружок был “едва ли не единственной в городе организацией общественности культурно-просветительского типа” [1].
Подавляющее большинство спектаклей по-прежнему устраивалось с благотворительной целью. Наибольшее распространение они получили в период Первой мировой войны. Так 27 ноября 1916 года в здании Тарского высшего начального училища состоялся спектакль, сбор с которого поступил на создание фонда Георгиевских, императора Николая II, стипендий в училище.
11 декабря 1916 года в помещении Тарского клуба приказчиков был показан любительский спектакль по пьесе Островского "Не все коту масленица". По окончании были танцы. В спектакле участвовали госпожи А. В. Мезенцева, А. А. Перминова и другие. Спектакль дал 166 рублей выручки. Ставили его режиссеры Л. И. Волошин и Г. А. Житейский. Затем были - спектакли "Наталка Полтавка" и "Простак" в пользу русских пленных за границей[3].
В документах Тобольского архива, содержащих сведения о любительских спектаклях в г. Таре, есть такие строчки: "Здесь, кажется, ничего не было бесплатно: платили за устройство репетиций по счету клуба приказчиков, за перестановку декораций, за суфлирование, вешалочный сбор, за телеграмму губернатору, за свечи, гвозди..." [1].
Последнее упоминание в источниках, имеющихся в фонде центральной районной библиотеки, о спектаклях Тарского кружка любителей сценического искусства - февраль 1917 года. О судьбе его участников можно только догадываться. Многие из них в этот мятежный год покинули город, так как новая революционная власть не жаловала представителей определенных слоев общества[2].
1.2. Тарский 3-й колхозно -совхозный передвижной драмтеатр
В 30-х годах XX века, когда жизнь в стране стала налаживаться, СНК РСФСР издает Постановление от 05. 12. 1934 г. № 1165 о колхозных (колхозно-совхозных) театрах, которые должны были иметь базы непосредственно в сельской местности, а также должны были стать передвижными. Это давало возможность малограмотному населению провинции соприкоснуться с проблемами современности, с путями их разрешения, выполняя социальный заказ: воспитание человека, необходимого молодому государству[2].
В апреле 1939 г было решено организовать 3-й Северный колхозно-совхозный театр в г. Таре. Комплектование этого театра намечено было провести за счет 14 выпускников Омского театрального училища. В августе 1939 г. худруком Тарского театра был назначен Владимир Федорович Корвич, в сентябре 1939 г. директором театра был назначен П.Н.Красиков. Был утвержден репертуар Тарского театра до конца 1939 г. из 5 пьес[2].
Тарский 3-й колхозно-совхозный передвижной драмтеатр или Тарский окружной драмтеатр 4-й категории был открыт 28 ноября 1939 г. Работал он по ул. Свердлова,75, в клубе им. Чкалова (Приложение).
Штатных работников в театре было 49 человек, из них 20 - артисов. Зрительный зал имел 315 мест.
Репертуар 1939 г. состоял из трех премьер: К. Гольдони “Хозяйка гостиницы”, А.Островский “Без вины виноватые” и К. Тренев “Любовь Яровая”.
Репертуар 1940 г. включал 8 новых спектаклей, в том числе и таких авторов (Н.Погодин “Серебряная падь”, А.Афиногенов “Вторые пути”, Шкваркин “Страшный суд”).
Стоит отметить, что летом 1940 года артисты театра показывали спектакли на сцене летнего театра в городском саду. Причем, спектакли ставились неоднократно, начало, как писали в опубликованной в районной газете рекламе “ровно в 9 часов вечера” [9].
Интересная характеристика Тарского театра дана в одной из докладных записок: “С профессиональной точки зрения коллектив театра оставляет желать много лучшего. Опытных и способных актеров очень мало. Значительная часть работников коллектива нуждается в непрерывной и очень серьезной работе по освоению самых необходимых основ сценического мастерства. Культурно-политический уровень коллектива низок. Подлинные интересы многих актеров не идут дальше вопросов материально-бытового порядка. Однако же, в театре ведется работа по повышению производственной квалификации и культурно-политического уровня. Читались общественно-политические лекции и доклады.
Слабое руководство. Материально-бытовые условия, в которых живут и работают актеры, очень тяжелые. Ни один человек не имеет более или менее сносной квартиры. Люди задолжали квартирным хозяевам за 3-4 месяца. Сидят без света, без дров, не могут получить обеда из столовой на дом. Не имея возможности стоять в очереди за обедом, вынуждены частенько голодать...” [2].
25 мая 1940 года театр выехал на гастроли на север: в Самарино и в Салехард. К концу лета театр был отозван с гастролей до окончания сезона, артисты разбежались (из 22 человек осталось 10), работать было некому. Ремонт театра в г. Таре не начинался (в то время он находился в здании бывшей синагоги, без крыши и потолка).
Театра в Таре не стало, он развалился, и был расформирован. За развал театра, грубость к работникам театра, за допущенный простой театра худрук Корвич и директор Красиков привлечены к судебной ответственности [2].
1.3. Тарский театр украинской музыкальной драмы и комедии
В ноябре 1940 г. в городе Таре был организован стационарный Украинский театр музыкальной комедии. Возник он на базе украинского ансамбля Омской областной филармонии, созданного в Омске для обслуживания районов зоны железной дороги. Театр возглавлял Александр Николаевич Смирнов. Для работы театра денег у Смирнова не было. Декорации пришли в негодность, т. к. ими укрывали чемоданы с костюмами. Большинство людей голодало. В июне 1941 года он назывался “Театр украинской музыкальной драмы и комедии” [3].
В связи с началом Великой Отечественной войны была временно сокращена сеть зрелищных мероприятий, а значит и временно прекращена деятельность театра. Артистам и работникам театра предлагали “устройство на работу в другие организации, учреждения и предприятия области” [2].
Но Тарский театр не был ликвидирован. По согласию с местными органами, Тарский театр украинской музыкальной драмы был временно оставлен для работы в районах Ханты-Мансийского округа. Назывался он Ханты-Мансийским (Северным) украинским хозрасчетным драмтеатром. Театр был в количестве 51 человека. Исполняющим обязанности директора театра и худруком был назначен Евгений Павлович Просветов.
Репертуар театра увеличился на 9 спектаклей. И до сентября 1943 г. в Таре театра не было, так как основным его местонахождением стал Ханты-Мансийск[2].
1.4. Русско-украинский гордрамтеатр 3-й группы города Тары
После сентября 1943 года в Таре на базе Ханты-Мансийского театра был создан русско-украинский гордрамтеатр 3-й группы. Он был передвижным и хозрасчетным и оформлен уставом.
В январе 1944 г. директором театра был назначен А.Н. Смирнов, а в июне худруком назначен Е.П. Просветов. Было 2 режиссера: русский и украинский. Штат театра составлял 45 человек, из них - 20 артистов и 2 музыканта. Работал театр в здании горисполкома. За малонаселенностью города Тары театр не загружался: только большое количество выпускавшихся премьер давало возможность его существованию.
Именно Евгений Павлович Просветов организовал при театре студию, в которой обучались актерскому ремеслу Тарские мальчишки и девчонки. Труппа театра была малочисленной, актеров не хватало даже на немноголюдные спектакли. Поэтому ребят, посещающих студию, активно занимали в спектаклях[3].
Среди студийцев оказался и школьник Михаил Ульянов, который настолько увлекся театром, что впоследствии стал профессиональным актером. Народный артист СССР, художественный руководитель театра имени Вахтангова, М. А. Ульянов часто с теплотой вспоминал о Первых шагах на Тарской сцене и о своем первом режиссере Е.П. Просветове [2].
Профессию актера выбрал еще один тарчанин, выходивший в 1944 году на сцену города в театральных массовках, Найчук Алексей Федорович. Более сорока лет он был артистом драматического театра Краснознаменного Северного флота[2].
В годы войны тарчане смотрели не только спектакли своего городского театра, на гастролях побывал Омский театр имени 20-летия Ленинского комсомола, Театр юного зрителя из Омска, который представлял пьесы: "Тимур и его команда", "Кот в сапогах".
14 августа 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР часть районов Омской области была передана во вновь образованную Тюменскую область. Тарский театр стал единственным профессиональным театром, обслуживавшим север области[1].
В 1944 г. в Тарском театре прошло 199 спектаклей, из них 5 выездных. Репертуар увеличился на 9 новых постановок.
В репертуаре 1945 г. наряду со спектаклями русских и зарубежных классиков, были пьесы украинских и советских авторов, а также музыкальные комедии Кальмана, Оффенбаха, Эрве. Тарский театр музыкальной драмы и комедии был стационарным. Находился он в арендованном у Тарского жилкомхоза помещении по ул. Свердлова, 92. Все спектакли шли на русском и украинском языках. С августа 1945 г. директором театра был назначен А.Н. Борисов.
В документах исполнительного Комитета Советов депутатов трудящихся, сохранившихся в Тарском архиве, встречаются сведения о деятельности театра. Так, на заседании исполкома от 9 ноября 1945 года было отмечено: "В трудных условиях военного времени театр жил полнокровной творческой жизнью. За два года поставлено и показано пьес - 39, спектаклей -372, обслужено 32000 человек. Недостатки: мало детских пьес, не выезжали на село. Среди артистов особо были выделены: Наичук, Поплавский, Нюхалова, а также художественный руководитель Е. П. Просветов" [2].
В 1947 г. Тарский гордрамтеатр находился на ул. Свердлова, 75. Ставил пьесы на русском языке. В штате было 56 человек. В 1947 г. в репертуаре театра было 11 новых спектаклей, из них 6 таких авторов (Фадеев, Лавренёв, Тренев, Катаев, Малюгин, Корнейчук),
1947 год окончательно показал, что работа Тарского театра на стационаре (без выездов в прилегающие районы), особенно в зимний период, не обеспечивает количества зрителей: два премьерных спектакля посещались, а последующие недостаточно.
1.5. Северный передвижной колхозно-совхозный драмтеатр
В 1948 г. в Тарском театре было сокращено 29 человек, в том числе несколько актёров. Тарский театр был переведён на работу трудовым коллективом, на принципе оплаты труда в зависимости от сборов.
В 1948 г. репертуар театра состоял из пьес зарубежных (Дюма, Гюго) и русских (Островский, Чехов) классиков и пьес советских авторов (Арбузов, Фадеев, Лавренёв, Галич и др.).
С 26 мая 1948 г. театр был на гастролях более чем в 20-ти районах области. В Крутинском и Любинском районах коллектив театра оказал практическую помощь кружкам театральной самодеятельности в постановке пьес современных авторов. План по гастрольным спектаклям был перевыполнен (131 вместо 111 по плану). Но, в целом план не выполнялся. Театр 3-го пояса в г. Таре с населением в 15 тысяч человек был нерентабельным, хоть и был единственным колхозно-совхозным театром, обслуживавшим северные районы Омской области. Театр работал «на колесах» без автотранспорта, с малым количеством мест в сельских клубах и с большими расстояниями между населенными пунктами. Это не давало возможности уплотнить рабочую неделю. Театр не мог пополнить труппу более квалифицированными актерами, не мог предоставить им гарантированную оплату труда. Тарскому театру как колхозно-совхозному необходима была дотация в размере 120-180 тысяч рублей в год.
В начале 1949 г. решением облисполкома Тарский театр в составе 25 штатных работников, 13 из них - актеры и музыканты, был переведен в Крутинский район, граничивший с районами, расположенными по железной дороге. В октябре 1949 г. коллектив Тарского театра перебазировался на станцию Москаленки.
Решением облисполкома от 29 сентября 1950 г. Тарский передвижной колхозно-совхозный театр был ликвидирован[2].
1.6. Тарский народный театр РСФСР
Но театральная жизнь города Тары после закрытия профессионального театра не прекратилась, она имела свое продолжение... Начал свою работу драмкружок.
Первые спектакли драмкружка "Семья Астаховых", "Не все коту масленица" пользовались у тарчан большой популярностью. Росло число желающих попробовать свои силы в сценическом искусстве.
В октябре 1959 года самодеятельному драматическому кружку Дома культуры было присвоено звание народный театр РСФСР. Тарский театр стал первым народным театром в области.
Театр открывался спектаклем "Барабанщица" А. Салынского. Артисты чувствовали ответственность перед зрителем, перед только что присвоенным званием. Главные роли исполняли Виктория Васильева, Владимир Коршунов, Александр Телегин. Спектакль удался и имел у тарчан большой успех.
Затем были поставлены "Женитьба" Гоголя, "Деньги" Сафронова, "Бедность - не порок" Островского, "Потерянный сын" Арбузова и другие.
В 1965 году театр впервые участвовал в областном смотре художественной самодеятельности "Театральная весна" со спектаклем "Любовь Яровая" Тренева, правда, очень неудачно. Этот провал заставил участников народного театра более серьезно относиться к работе над спектаклями[7].
Большого успеха театр добился лишь в 1971 году, поставив спектакль "Чудесный сплав" Киршона. С тех пор Тарский театр выступал в "Театральных веснах" довольно удачно, привозя, дипломы разных степеней. На "Театральной весне - 83" театр был удостоен Диплома первой степени. В газете "Омская правда" за 12 мая 1983 года коллективу театра была дана такая оценка: “Тарский народный театр - ветеран самодеятельного творчества, но путь его, как неровная линия, - то вверх, то вниз. Неудачи огорчительны, успех всегда приятен, а нынче тарчане спектаклем “Рядом с Байконуром” показали, что умеют извлекать из критики уроки. Диплом первой степени - это хорошо” [8].
Получали артисты и более высокие награды. В 1977 году за постановку спектакля по пьесе А. Вампилова "Старший сын" труппа Тарского народного театра стала обладательницей Диплома лауреата первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного художественного творчества трудящихся [9].
А в 1985 году Тарский народный театр был награжден Дипломом Государственного академического Малого театра СССР "За активное участие в пропаганде отечественной классики в период всесоюзного смотра самодеятельного художественного творчества, посвященного 40-летию победы в Великой Отечественной войне".
В 1989 году театр отметил свое 30-летие. За тридцать лет существования актерскую школу прошли 260 человек. Некоторые из них занялись театром профессионально. Это Елена Чуприна - выпускница Киевского театрального училища, ставшая режиссером одного из Ленинградских народных театров[6].
Наталья Сердюкова - Жули - выпускница Улан-Удэнского института культуры являлась режиссером Омского народного театра.
Успех спектакля зависит не только от мастерства актеров, постановки режиссера, но и от оформления сцены. Декорации для спектаклей народного театра в 1980-е годы своеобразно, с выдумкой готовили художник А. Алгазин и в то время студент Ленинградского института театра и кино Владимир Сафронов, окончивший Тарскую детскую школу искусств. В настоящее время В. Сафронов, проживающий в Санкт-Петербурге, - член Союза художников России[6].
Более тридцати лет бессменным режиссером народного театра являлся Геннадий Романович Бизяев, начавший свою артистическую карьеру еще в 1955 году в драматическом кружке Дома культуры. Дважды удалось Геннадию Романовичу повышать свое мастерство на высших режиссерских курсах в Москве. А сколько за сорок лет сыграно ролей! Это - профессор Черных в "Славе" В. Гусева, Чир - в "Любови Яровой" К. Тренева, Африкан Савич - в "Бедности - не порок" А. Островского.
В начале 90-х Р. Г. Бизяевым были поставлены спектакли: "На островке среди бушующей стихии" Романова, "Хотите стать знаменитым? Пожалуйста!" А. Иршина (музыкальное оформление - В. Коробицына, костюмы - Е. Кислицына). В 1994 году Р. Г. Бизяев оставил режиссерскую работу в народном театре, но остался верен сценическому искусству. Долгое время он руководил театральным кружком "Пилигрим" в детском доме имени Карбышева.
С 1994 по 1998 год народным театром занималась художественный руководитель Дома культуры Нелли Александровна Бут. Собственно ее работа в Тарском театре началась гораздо раньше.
В 1988 году на сцены театров нашей страны вышла сказка актера театра и кино Леонида Филатова "Про Федота - стрельца, удалого молодца". Режиссерами-постановщиками этого спектакля стали выпускники Алтайского института культуры Сергей и Нелли Бут. Этот спектакль стал их дипломной работой. Их дебют в качестве режиссеров состоялся, спектакль был принят зрителями на "ура". Премьера удалась! [11]
1.7. Тарский студенческий театр
Театр, руководимый Н. А. Бут, был скорее студенческим. Но артисты играли профессионально. Ими был поставлен такой серьезный спектакль, как "У войны не женское лицо" С. Алексеевич.
В составе театра в 1998-2000-м годах, когда им руководила Наталья Андреевна Филиппенко, в основном также была молодежь. Ребята с удовольствием участвовали в постановках театра, среди которых можно отметить миниатюры по произведениям А. Чехова: "Дура, или капитан в отставке" (роли исполняли Александр Ильиных, Алена Шмакова), "Длинный язык" (В. Максименко, С. Руденко). Успехом у зрителей пользовался спектакль по мотивам произведений С. Альтова, Е. Володарского, новогодняя сказка "Щелкунчик".
Лауреатами фестиваля "Тарабум" стали миниатюры по произведениям П. Алексина, а также постановка студенческого театра "Ржавая кнопка с цианистым калием". А вот со спектаклем "Урок дочкам" И. А. Крылова театр выезжал на гастроли в села Тарского района и в село Знаменское. Именно этот спектакль "Урок дочкам" имел успех на фестивале "Театральные встречи", который проходил в марте 2000 года в р.п. Болыперечье. Тарские артисты получили Диплом "за творческий потенциал" и была отмечена лучшая роль второго плана[13].
1.8. Театральная студия ‘‘Движение”
В 2001 году в Дом культуры пришел на работу Денис Блинов - выпускник омского колледжа культуры и искусства. Бывший воспитанник Тарского народного театра, молодой режиссер организовал театральную студию "Движение". Первая постановка студии по сказке Л. Устинова "Старомодные чудеса" была и дипломной работой Д. Блинова.
В 2002 году молодежный театр г. Тары стал участником VII областного фестиваля любительских театров "Театральные встречи". На смотре-конкурсе коллектив представлял пьесу "Кладбищенский ангел" А. Максимова. За эту работу ребята получили Диплом главного управления культуры и искусства Администрации Омской области. Исполнитель главной роли - выпускник педколледжа Е. Захаров был отмечен Дипломом за лучшую мужскую роль и звание лауреата фестиваля [13].
2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕВЕРНЫЙ ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
2002 год для культуры нашего города стал знаковым. 19 ноября можно считать датой рождения профессионального театра в г. Таре – государственного Северного драматического театра. На сцене дома культуры (временной сценической площадке театра) была показана пьеса по произведению С.Есенина "Анна Снегина". Зал был полон. Это говорит о том, что любителей сценического искусства в городе достаточно. С открытием Северного драматического театра в театральной жизни г. Тары началась новая страница.
История Северного драматического начинается с 9 января 2001 г., когда губернатором была впервые озвучена идея о создании в г.Таре профессионального театра. 18 июня 2001 года Леонид Константинович Полежаев подписал распоряжение о создании в Таре Омского государственного Северного драматического театра, а с 5 марта 2002 года на сцене Дома культуры открыта временная площадка театра, на которой выступают Омские театры: Драмы, ТЮЗ, “АРЛЕКИН”, музыкальный театр, подготавливая Тарского зрителя к театральной жизни [13].
19 ноября 2002 года состоялась премьера спектакля “Анна Снегина” по произведениям Сергея Есенина. Эта дата считается Днем рождения Северного драматического театра.
В 2003 году начата реконструкция здания бывшего кинотеатра “Родина” в театр. В это время рождаются новые постановки для взрослых и детей: это эстрадно-цирковое представление и представление дачного театра, потеха для взрослых и сказка-водевиль, репортажные портреты и фантастическая комедия. Со дня становления и до открытия нового здания было 12 премьер.
Созданы все условия для работы труппы – есть удобные гримерные, репетиционные залы, помещения для цехов. Репертуар театра пополнился еще тремя спектаклями, которые проходят при полных аншлагах. Билеты распродаются за месяц вперед. Если за 2005 год 12 927 зрителей увидели 91 спектакль, то за пять месяцев 2006 года 8898 зрителей увидели уже 72 театральные постановки. Благодаря сотрудничеству Тарского филиала ОмГПУ и Северного драматического театра с начала года более 300 будущих педагогов посетили спектакли театра. Практически все сельские школьники имели возможность посмотреть программный спектакль “…на горло собственной песне” по творчеству Владимира Маяковского[13].
Несмотря на молодость, Северный драматический был замечен и отмечен. В 2003 году театр принял участие во II Международном фестивале “Молодые театры России”, в 2004 году – в YI Международном фестивале “Мелиховская весна” и в IY фестивале театров малых городов России, который проходил в Вышнем Волочке. За спектакль “Шуточки” по рассказам А.П.Чехова труппа театра была удостоена Гран-При в номинации "Лучший спектакль".
В 2005 году вновь участие в фестивале “Молодые театры России” со спектаклем по произведению В.Астафьева “Пролетный гусь”, который отмечен как лучшая фестивальная работа. Премией “За лучшую женскую роль второго плана” была отмечена актриса Оксана Севостьянова, а Василий Кулыгин за роль Солодовникова был удостоен специального приза жюри “Творческая удача”.
В этом же году коллективу театра присуждена молодежная премия губернатора Омской области “За активное участие в реализации молодежной политики, большой вклад в организацию гражданско-патриотического воспитания молодежи, создание условий для культурного и нравственного развития молодежи северных районов Омской области”. Северный драматический театр официально включен в Единый государственный реестр театров России.
Обретя современную сценическую площадку, Тара вошла в число 12 городов, где были представлены лучшие театральные работы России, отмеченные национальной премией “Золотая маска”. Это театральные коллективы из Санкт-Петербурга и Москвы, Омска и Абакана. 2556 тарских зрителей, посмотрев 15 спектаклей, оценивали творчество приезжих артистов. В рамках Евразийского фестиваля “Панорама музыкальных театров России” 9 и 10 июня нашими гостями стали артисты Калининградского областного музыкального Театра на Бассейной с мюзиклом “Левша”.
В апреле 2006 года Северный драматический театр принял участие в фестивале малых городов России в Москве и в мае в YII Международный фестивале “Радуга”, который проходил в г.Санкт-Петербурге со спектаклем “Сказка для Вани-жениха”, созданным по мотивам сибирских бытовых сказок режиссером-педагогом Светланой Заборовской и главным режиссером Северного театра Константином Рехтиным. Спектаклю была присуждена премия “За изысканный вкус, новаторство и мастерство в решении фольклорной темы”, а специальными премиями “За лучшую мужскую роль” были награждены артисты Щенин Вячеслав и Горбунов Александр.
И вновь в 2006 году на очередном фестивале малых городов России, который проходил в г. Вышний Волочек, Северный драматический театр был отмечен двумя дипломами и призами. Уже известная “Сказка для Вани-жениха” была названа “…эксклюзивом нашего творческого коллектива”. Опять “…в Волочке был оглушительный успех, что ввел в растерянность даже многоопытное жюри. Дабы не обидеть другие театры, было решено отметить Северный драматический в двух номинациях, но не присуждать ему второй раз Гран-при. Театр отмечен “За лучший актерский ансамбль”. Критиков и искусствоведов также покорила работа Сергея Федоричева, художника-постановщика “Сказки…”, и он удостоен приза “За лучшую сценографию”.
На сцене театра выступали театральные коллективы из Санкт-Петербурга, Москвы, Абакана. Омска, Калининграда и др. городов. Каждая постановка театра проходит при полном аншлаге, и всего творческим коллективом сыграно за два года более 400 спектаклей, их посмотрели около 50 тысяч зрителей[13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание нового государственного творческого коллектива - Северного драматического театра - стало значительным явлением культурной жизни района и города Тары.
Тара - старейший сибирский город на Иртыше, имеющий более чем 400-летнюю историю. На протяжении веков поколения труженников по крупицам создавали его неповторимый образ. Имена многих выходцев из Тарского района вписаны в летопись российской славы. Среди них имя нашего земляка, народного артиста СССР Михаила Александровича Ульянова.
Тара преображается и так хочется верить, что она станет не только крупным административным, но также значительным образовательным и культурным центром Омской области.
Сегодня перед северными районами открываются новые перспективы, связанные с освоением богатых природных запасов. Повышение экономического потенциала, в свою очередь, влечет за собой интенсивное развитие социальной сферы. Богатый и перспективный регион требует развитой культурной инфраструктуры. Исходя из этого, и принималось решение о создании в Таре нового театра.
Все, кто причастен к этому проекту, осознавали, что его реализация потребует больших и серьезных организационных, интеллектуальных, материальных затрат, что эта работа на будущее.
На первом этапе Северный театр действовал как гастрольная площадка. Таким образом, был получен определенный опыт в формировании интереса к театральному искусству, положено начало в процессе воспитания зрительской аудитории.
Коллектив театра еще очень молод. Но поставленные спектакли, демонстрируют большую работоспособность и творческую энергию молодой труппы. С большим интересом принимают ее работы жители Тары и сел северных районов, успешным было участие коллектива во II Международном фестивале “Молодые театры России”, первой солидной профессиональной наградой стал Гран-при на IV фестивале театров малых городов России в Вышнем Волочке. У самого молодого театра омской области накоплен свой репертуар. Это спектакли для детей и взрослых. Он активно включается в общероссийское театральное пространство и его не обходят вниманием профессиональные критики.
В 2005 году большая и сложная работа по реконструкции здания бывшего кинотеатра “Родина” была завершена. Наш старинный город и все северные районы получили современный профессиональный стационарный театр, который должен стать одним из настоящих центров культуры наступившего XXI века.
Рассматривая репертуар театра за последние 5 лет, анализируя результаты участия театральной труппы в конкурсах и фестивалях различного уровня, учитывая загруженность театра, несмотря на малонаселенность города Тары, можно сделать вывод, что государственный Северный драматический театр действительно создает новое, более широкое пространство для приобщения жителей Тарского и других северных районов Омской области к театральному искусству, расширяет возможности для дальнейшего повышения уровня общей культуры, осуществления патриотического и эстетического воспитания нового поколения.
Как и все на свете, театр подвластен закону вечного обновления, движения идей и форм, разрушения старой традиции и созидания новой. Но неизменным остается великая сила звучащего со сцены слова, этого бесценного материала драматической живописи, и, более того, средства внесения в расколотый противоречиями мир идей добра и справедливости. Оно продолжает звучать живым весельем и болью, отзываясь в душе современного зрителя, помогая ему понять жизнь, утверждая в высоких нравственных идеалах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Периодическая печать
Хрюк на ёлке
Извержение вулкана
Как нарисовать портрет?
Сверчок
Для чего нужна астрономия?