Высокие христианские ценности – основа, на которой когда-то возвысилась Россия и надёжный фундамент для будущего величия страны.
На земле Святого Белогорья с первых дней возрождения Белгородской и Старооскольской епархии начались и продолжаются реставрации разрушенных храмов, часовен и строительство новых.
На территории Ивнянского района сохранилось немало красивейших памятников православной культуры – Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с.Покровка), Храм Вознесения Господня (с.Кочетовка), Свято-Михайловский Храм (с.Новенькое) и другие.
Был когда-то храм и в селе Драгунка. Однако ещё в первой половине двадцатого века он был разрушен, а информация о его бытности – утеряна.
Цель моей работы: возродить утерянную информацию о возникновении Димитриевской церкви в селе Драгунка.
Вложение | Размер |
---|---|
issled_rab._dokument_microsoft_word.doc | 73.5 КБ |
foto_dokument_microsoft_word.doc | 587 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Драгунская основная общеобразовательная школа»
Ивнянскогорайона Белгородской области
Исследовательская работа.
Храм с золотыми куполами.
Выполнила:
ученица 8 класса
Алпеева Алёна
руководитель:
учитель русского языка и литературы
Сапронова Надежда Николаевна
2012 год
Оглавление
1.Введение стр. 1-2
2.Основная часть
Храм с золотыми куполами стр. 3-7
3.Заключение стр.7-8
4.Список использованной литературы стр. 9
5.Приложение стр. 10-20
-1-
1.Введение.
Какая в сердце музыка возникла
У звонаря из древнего села!-
Вновь заиграли по Руси великой
Молчавшие досель колокола.
В их перезвоне было меньше горя,
Чем радости, надежды, торжества…
И музыка дошла до Белогорья,
И известила:
- Родина жива!..
Жива святая Русь, жива Россия…
Горят её, сияют купола.
От моря и до моря с новой силой
Звонят, звонят её колокола…
И , кланяясь малиновому гуду,
Я слышу свыше голос у плеча:
- Молись за Русь…
Пока горит свеча,
Пока звонят колокола повсюду…
Игорь Чернухин.
Высокие христианские ценности – основа, на которой когда-то возвысилась Россия и надёжный фундамент для будущего величия страны.
На земле Святого Белогорья с первых дней возрождения Белгородской и Старооскольской епархии начались и продолжаются реставрации разрушенных храмов, часовен и строительство новых.
На территории Ивнянского района сохранилось немало красивейших памятников православной культуры – Храм Покрова Пресвятой Богородицы (с.Покровка), Храм Вознесения Господня (с.Кочетовка), Свято-Михайловский Храм (с.Новенькое) и другие.
Был когда-то храм и в селе Драгунка. Однако ещё в первой половине двадцатого века он был разрушен, а информация о его бытности – утеряна.
Цель моей работы: возродить утерянную информацию о возникновении Димитриевской церкви в селе Драгунка.
Задачи:
-2-
- укрепить связь нынешнего поколения и грядущего с духовным опытом предков, нравственной опорой Святой Руси;
- сохранить и развить духовную культуру;
- познакомиться с историей храмового зодчества и православной верой наших предков;
- обобщить и систематизировать сведения о Димитриевской церкви.
Земля Святого Белогорья на протяжении долгих лет была духовным центром Православной России. Многие храмы нашей земли имеют удивительную историю, с ними неразрывно связаны местные почитаемые иконы и святыни.
На территории Ивнянского района находятся двенадцать действующих храмов и одна часовня: Храм Святителя Николая Чудотворца п.Ивня (приложение 1); Храм Успения Пресвятой Богородицы с.Верхопенье (приложение 2); Храм Иконы Божией Матери «Скоропослушница» с.Владимировка (приложение 3); Храм Вознесения Господня с.Кочетовка (приложение 4); Храм Святых Бессребреников Космы и Дамиана с.Курасовка (приложение 5); Свято-Михайловский Храм с.Новенькое (приложение 6); Храм Покрова Пресвятой Богородицы с.Покровка (приложение 7); Храм Вознесения Господня с.Богатое (приложение 8); Свято-Михайловский Храм с.Песчаное (приложение 9); Храм Рождества Христова с.Ольховатка; Храм казанской Иконы Божией Матери с.Сырцево; Храм Великомученика Димитрия Солунскогос.Хомутцы (приложение 10); Свято-Троицкая часовня с.Самарино (приложение 11). Однако много сёл в Ивнянском районе, которые по той или иной причине утратили храмы. Разрушена была церковь и в селе Драгунка.
Всё началось с того дня, когда я впервые посетила молитвенную комнату в 2010 году. Богослужение, песнопения и вся обстановка, которая окружила меня, удивила и поразила. У меня появилось желание узнать, почему в Драгунке нет церкви. Хотя я не раз слышала от моей бабушки, что у нас в селе был когда-то храм.
Сначала за информацией я обратилась к своим родственникам. Моя мама пересказала воспоминания старожилов о нашей церкви. Но этого оказалось недостаточно. И я потихоньку начала собирать материал о храме.
Искать информацию о Димитриевской церкви оказалось не так уж просто. Храму было много лет, но известно о нём очень мало. Все приходские книги, содержащие данные, были уничтожены (как и сам храм) во время Великой Отечественной войны.
В поиске информации большую помощь оказала руководить школьного Краеведческого музея, моя бабушка, Алпеева Вера Васильевна (приложение 12), глава Драгунского поселения Польшина Наталья Михайловна
-3-
(приложение 13), учитель русского языка и литературы Сапронова Надежда Николаевна. В школьной библиотеке я нашла скудные, но интересные факты.
При написании работы мною были использованы письма Корнилаевой Ирины Алексеевны (г.Москва) правнучки священника Димитрия Ивановича
Четвертова, служившего в с.Драгунском (так именовалось село Драгунка в 19 веке) в 1896-1907 годах (приложение 14), статьи из районной газеты «Родина» №94,2010 г. и №94 ,2011 г., статья из газеты «Муниципальное обозрение» №3-4,2011 г., фотографии, снятые Селиной М.Н., Горловой Т.С., Польшиной Л.Н., а также воспоминания старожилов села Драгунка и ресурсы Интернета.
Мне хотелось бы, чтобы о нашем храме и о тех, кто сопричастен каким-либо образом с ним, узнали как можно больше людей, заинтересованных в духовном возрождении нашего Отечества. На основании полученных данных попытаюсь воссоздать историю Димитриевской церкви. Надеюсь, что в скором будущем и в моём селе Драгунка храм воссияет куполами!
2.Основная часть.
Храм с золотыми куполами.
Перед тем, как перейти к каким-то версиям и предположениям, необходимо привести краткие сведения из истории возникновения села Драгунка. Из летописи: «Происхождение названия нашего села берёт своё начало в конце 17 – начало 18 века и связано с царствованием Петра-I. При завершении создания регулярной армии Петр-I узаконил Кавалерию Драгунского типа и уже к 1725 году довёл количество драгунских полков до 37. Тогда же был и один Драгунский гарнизонный эскадрон и небольшое количество полицейских драгун, принимавших участие в Полтавской битве. В этот период по нашим местам проходили главные силы русской армии к Полтаве. На территории села размещался Драгунский кавалерийский полк. По его имени впоследствии и стали называть наше село»(1). (Приложение 15).
Вскоре после появления села, в нём была построена церковь. Архивные документы не сохранились. Старожилы утверждали, что он был заложен в центре деревни Драгунка на пригорке. Из воспоминаний Печегиной М.Р.: «Церковь с золотыми куполами стояла в нашей деревеньке на самом пригорке. Она была не то, чтобы большая, но и не маленькая. Деревянная, она была так искусно срублена мастерами, что каждый, кто приходил в село, невольно ею любовался. Издалека открывалась она людям, горделиво сверкала позолотой куполов и крестов. А уж, какой голос был у колокола! Как
-4-
зазвонят к обедне, так и Пены слышат, и Богатое. Да что там Пены, в Ивне слыхать!» (приложение 16).
Однако, когда же возник этот прекрасный храм? Из переписки заведующей Краеведческим музеем школы Алпеевой В.В. с правнучкой священника Четвертова Д.И. стало известно: Храм в селе был уже по данным на 1862 год. В справочнике «Курская губерния» список населённых мест по сведениям 1862 года) под №1601 значится: «…Драгунское, село казённое при речке Пене. От уездного города 30 вёрст, 88 дворов. Мужского Пола 373, женского пола 395. Церковь православная 1». По «Новому расписанию приходов, церквей и причтов Курской епархии» (Курские епархиальные ведомости, №18,1873 г.) село входило в Студенский приход: Николаевская церковь в селе Студенок была главной, Димитриевская в селе Драгунском приписной, на обе церкви настоятель – один, псаломщик – один. Позже Драгунский приход стал самостоятельным».
Имя первого священника, служившего при Димитриевском храме неизвестно. Хотя из писем Корнилаевой И.А. я узнала о людях, которые в какой-то степени были связаны с нашей церковью. Корнилаева И.А.: «В «Курских епархиальных ведомостях» от 1888г. упоминается «Обоянского уезда, села Драгунского,Димитриевской церкви умершего священника дочь хромая девица Александра Стефановна Попова, получавшая пособие с 1872 года». В тех же «Курских епархиальных ведомостях» сказано (1889 г.,№27): «Обоянского уезда село Драгунское. Душ мужского пола – 474, женского пола – 421, подцерковной земли 33 десятины. 26 июня 1889 года на вакантное место псаломщика определён бывший ученик духовного училища Константин Рождественский.
С 1896 по 1907год священником Димитриевского храма был Димитрий Иванович Четвертов. Об этом периоде его жизни есть и свидетельства старших родственников, и печатные материалы».
Отец Димитрий – сын псаломщика Димитриевской церкви села Дмитриевское (Юматовка) Обоянского уезда (сейчас Яковлевский район), окончил Курскую Духовную Семинарию в 1894 году. Жена его – дочь священника села Полное Курского уезда Антонина Четвертова (Маркова). В селе Драгунском родились 4 из их 7 детей. По воспоминаниям старожилов, Драгунское Четвертовы очень любили, а перейти на другое место служения отца Димитрия вынудил пожар (семья осталась без крова). Дальнейшая его биография связана с Корочанским уездом.
В годы революции и гражданской войны храм в селе Драгунка перестал действовать, потому что на то время батюшка уехал, хлопотать о сохранении храма перед советской властью было некому.
-5-
В 1943 году Димитриевская церковь прекратила своё существование. В целях обеспечения беспрепятственного прохождения военной техники через речку Пенку в сторону Курской Дуги церковь начали разбирать для сооружения деревянного моста. Однако постройка моста так и не была начата, так как войска пошли в другом направлении.
Полуразрушенную церковь стали разбирать жители села под руководством Горлова И.
Из воспоминаний Слюниной М.: «Разобрали её, красивую, да только вот проку от этого было мало – богатства в этих домах много не нажили, счастьем судьба обделила. Когда снимали крест, он, при падении, глубоко вошёл в землю. Все попытки достать крест были напрасны: чем глубже копали, тем дальше в землю он уходил. Он и сейчас находится где-то глубоко в земле».
Церковь разрушена, а люди до сих пор, проходя мимо возвышенности, на которой ранее стоял храм, вспоминают церковь и думают каждый о своём: одни – что хлеба в этом году уродили, другие – как бы сыну свадьбу весёлую сыграть, а третьи – как неплохо бы иметь на том же пригорке деревянную церковь с золотыми куполами.
Из памяти старшего поколения драгунцев никогда не уходила красота Димитриевской церкви и звон её колоколов. Наши бабушки, отправляясь во время больших праздников в соседние сёла на службу, мечтают увидеть храм восстановленным.
В селе Драгунка с незапамятных времён празднуется престольный праздник – Дмитриев день. Для селян – это время молитв небесному святому Димитрию Солунскому. В 2010 году, в ноябре, к этому празднику было приурочено важное событие – открытие молитвенной комнаты, которое нашло отклик в сердцах и старшего и младшего поколения. Начался праздник с литургии в храме, которую служил благочинный Ивнянского округа отец Михаил, а также протоирей Анатолий (с.Богатое) и иерей Сергий (с. Курасовка). Торжественность богослужения подчёркивал церковный хор Свято-Никольского храма п.Ивня.
Комната оформлена по всем правилам церкви: здесь имеется красивый алтарь, иконостас, церковная утварь, необходимая для обрядов. Земляк драгунцев, ныне живущий в Белгороде, В.В.Абельмазов подарил молитвенной комнате села иконы «Тайная вечеря», икону Божией Матери «Умягчение злых сердец» и другие. Теперь жители села имеют возможность, никуда не выезжая за пределы села, посещать духовный храм.(Приложение 17-18)
А через год в тот же день (8 ноября) отец Михаил благословил установку Поклонного Креста на месте, где ранее находился деревянный
-6-
трёхкупольныйдвупрестольный храм великомученика Димитрия Солунского и мучеников Фрола и Лавра.
Глава администрации Драгунского поселения Польшина Наталья Михайловна принимала непосредственное участие в основании молитвенной комнаты и установке Поклонного Креста. И вот что она мне рассказала: «Как долго ждали мы, православные, этого времени, читали, перечитывали, переписанные от руки, тайком передаваемые друг другу Предсказания святых старцев о том, что Россия вырвется из безбожного
лихолетья и засияют на её многострадальной земле купола поднимающихся из руин храмов», - писала наша землячка Марина Захарчук в газете №7-8, 2009г. «Белгородские епархиальные ведомости». Да, действительно, верили, ждали,молились, но не думали, что мы,независимо от своего служебного положения, можем участвовать в восстановлении святынь Белогорья, не боясь при этом вызова к начальству «на ковёр» , открыто крестить детей, венчаться, привлекать к этому доброму началу школьников, учителей, общественность.
В тяжёлую ратную годину 1943 года деревянная церковь в селе была разрушена, святое место осквернено. Говорят, что там, где ранее была церковь, ангел плачет и ждёт восстановления святыни. Видимо, его молитвам и слезам внял наш, человеческий разум. Нашлись энтузиасты на селе, которые решили, что необходимо быть в нашем селе пусть не церкви, а хотя бы молитвенной комнате.
Работа началась с подбора помещения: вначале от селян поступило предложение о расположении комнаты в простом деревенском домике. Однако подходящего дома не нашлось. Затем вопрос с помещением помог решить первый заместитель главы администрации района – руководитель аппарата района Гончаров Александр Леонидович: он предложил главному врачу Центральной районной больницы, Рынденко Геннадию Георгиевичу, создать в здании ФАПа (бывшей конторе колхоза «Красный Октябрь» ,в зале заседания) молитвенную комнату, есть же в городах в больницах такие места, где страждущие могут обратиться с молитвой к Всевышнему, почему бы не сделать так и в селе.
Хочется с чувством особой признательности вспомнить всех, кто причастен к делу создания в нашем селе молитвенной комнаты: ранее в этом помещении хранили зерно, вид неприглядный, работы не меряно: пыль, паутина, дыры от грызунов… Но вера в то, что это нужно всему селу и лично каждому воодушевляла людей. Кто-то просто приходил посмотреть из любопытства, что здесь, дескать, происходит; кто-то давал нужные советы; многие оказывали практическую помощь в ремонте:
общественные рабочие: Кашула Надежда Юрьевна, Горлова Вера Евгеньевна, Захарова Оксана Евстафьевна, Никулина Галина Фёдоровна,
-7-
Посиделова Наталья Петровна, Гулмедова Нина Николаевна, Долгих Ольга Николаевна, Войнова Наталья Николаевна, Лукьянченко Оксана Васильевна, Шипилова Марина Михайловна;
односельчане: Горлов Геннадий Вячеславович, Гладких Александр Николаевич, Польшин Виктор Алексеевич;
работники администрации: Селина Мира Николаевна, Иванисова Татьяна Владимировна, Богданова Светлана Ивановна.
Самым заинтересованным человеком в появлении молитвенной комнаты в селе надо назвать Слюнину Светлану Викторовну, которая нашла спонсора для ремонта комнаты – Гамолина Алексея Павловича – нашего земляка, ныне жителя посёлка Ивня, который оплатил расходы на отделочные материалы, замену окон и двери, постройку крыльца, установку алтаря и изготовление мебели на заказ, церковную утварь и вообще обустройство комнаты.Алтарь и мебель сделал Сидоров Александр Витальевич, с именем которого связано и строительство школы в нашем селе – он был прорабом на стройке. Светлана же Викторовна непосредственно руководила ремонтом комнаты: клеила обои, плитку, красила панели, покрывала лаком алтарь и выполняла вместе со всеми разную работу.
Торжественное открытие молитвенной комнаты с праздничным богослужением произошло 8 ноября 2010 года в престольный праздник нашего села.
В праздники и по субботам в молитвенной комнате идут службы, поёт небольшой хор, проходят таинства крещения, частыми гостями здесь бывают школьники, сюда приходит в Пасхальный праздник Благодатный Огонь, доставляемый главой администрации от памятника А.Горовцу. традиционно встречать Благодатный Огонь едут все желающие и опять же дети.
Идеей строительства храма до этого занимались и супруги Алпеевы – Иван Дмитриевич и Вера Васильевна, а также житель города Белгорода, наш земляк, Абельмазов Владимир Викторович. Ввиду того, что население нашего села составляет 680 человек, пришли к выводу, что нереально построить церковь, а необходимо на этом святом месте установить Поклонный Крест. В 2011 году в селе Кочетовка Ивнянского района капитально ремонтировался храм, протоиерей Анатолий, настоятель храма Вознесения Господне с. Богатое, осуществляющий службу в нашем селе, привёз крест, веками венчавший главный купол кочетовского храма. Горлова Вера Евгеньевна и Слюнина Светлана Викторовна отреставрировали Крест, а затем в ноябре 2011 гола силами школьников и работников администрации он был установлен на месте, где ранее находилась церковь.
Кем ни был бы ты: президентом или рабочим, врачом или пекарем, нищим или богачом, - найди в себе возможность прийти к Богу и говори при этом рядом живущим людям: «Спешите в храм Божий, по ещё звонят…»
-8-
3.Заключение.
Я радуюсь тому, что открыта новая страница истории Димитриевской церкви. Благодаря трудам многий людей в селе Драгунка тоже есть святые уголки, в которых по-домашнему тепло и уютно жителям нашего села. Как и в старые времена в селе Драгунка, в молитвенной комнате, совершаются таинства причащения, крещения, венчания и отпевания. А Крест,
возвышающийся над всей деревней, напоминает людям о былых временах, о красавице-церкви с золотыми куполами и звонкой колокольней.
Я люблю своё село и мечтаю дальнейшую свою жизнь связать со своей малой Родиной. Мечтаю стать краеведом и хочу продолжить исследование темы «Храмы Ивнянского района», так как в нашем селе всё больше людей стало ходить в молитвенную комнату. Они хотят возродить традиции приходского храма. Надеюсь, что в скором будущем Димитриевская церковь всё же будет восстановлена. Мне интересна эта тема ещё и потому, что без знания прошлого, мы не сможем жить в настоящем, а тем более строить будущее, не сохраняя традиций русской православной культуры и её созидателей.
В ходе исследования, я не только узнала историю Димитриевского храма, но и познакомилась с интересными людьми, которые помогали мне написать работу. Я получила опыт общения с священнослужителем, прессой и Интернетом.
Считаю собранный материал важным и необходимым для будущего поколения при изучении истории села Драгунка. Надеюсь, что он будет востребован на уроках Православной культуры.
Я поняла, что краеведение – трудоёмкое, но очень интересное занятие, и рада тому, что моя исследовательская работа уже востребована для школьного музея.
-9-
4. Список использованной литературы
1.Алпеева Н. Молитвенная комната к престолу /Н.Алпеева// Родина. – 2010- 24 нояб. (О драгунской молитвенной комнате).
2.Греховодова И., Фастов В. Бел.Ru Ивня, 2009 г., с.58
3.Давыдов В.И. Храмы Белогорья: Белгород, Издательский дом «В. Шаповалов», 2000 г., с.256
4.Иванова Л. День села в Драгунке / Л.Иванова// Родина. – 2011- 26 нояб.(О молитвенной комнате и Поклонном Кресте)
5.Наследие Белогорья: альманах/ (Редколлегия:В.В.Романенко, Т.В.Васильева и др.), / Упр.культуры Белгородской обл.,Белгородский историко-краеведческий музей. – Белгород, 2006 г. с.113
6.Осыков Б.И. Сёла белгородские. Энциклопедический справочник – Белгород. Обл.типография. 2001 г.,с.312
7.Польшина Н.Организация местного самоуправления как эффективный способ развития территории/Н.Польшина//Муниципальное обозрение. -2011- №3-4.(О появлении Поклонного Креста в селе Драгунка).
8.Сведения из личного архива Корнилаевой Ирины Алексеевны, правнучки священника Дмитрия Ивановича Четвертова.
5.Приложение
Как я избавился от обидчивости
Цветение вишни в лунную ночь
Как нарисовать ветку ели?
Нора Аргунова. Щенята
Кактусы из сада камней