Творческая работа учащихся в рамках межрегионального сетевого проекта "Как Лексика добрее стала, а Морфология порядок навела,.. или Путешествие в Языкознание" (ВИПКРО, 2012)
Вложение | Размер |
---|---|
kak_katya_druzey_mirila.doc | 28 КБ |
Как Катя друзей мирила.
Жили- были-почивали, ни на волос горя не знали в одной сказочной стране друзья, но не разлей вода сказать нельзя. То и дело шли на друга войной, друг другу палки в колеса вставляли: прямо из кожи вон лезли, чтобы Катя именно на него внимание обратила.
Вы, конечно, не лыком шиты и сразу же смекнули (просекли фишку, как говорят нынче), что это не кто иной, как Коля и Микрофон, два сапога пара.
Катя была вне себя от их распрей! А как взять в оборот – придумать не может! А так как она была девочка умная, прямо-таки семи пядей во лбу, то решила спросить совета у своей волшебной Книги, доставшейся ей от бабушки. Прочитав нужное заклинание (его она держит за семью печатями!), девочка услышала совет Книги: «Сядьте рядком, да и поговорите ладком! А не получится, значит, они одним миром мазаны! Тогда дай аникам-воинам задание. Кто лучше справится, тот пусть и балом правит»
Позвала Катя к себе друзей и предложила постоять за нее головой, помочь выполнить задание лингвистического кружка – ответить на вопрос: «Почему, когда детей спать укладывают, поют баюшки – баю?» Ответить надо правильно – чтобы комар носа не подточил, быстро – чтобы и пуля пролететь не успела, но не скорую руку» Катя не потерпит, чтобы ей очки втирали.
Опешили друзья-противники, почву под ногами чуять перестали! Вопрос вроде бы и простой, но свалился как снег на голову: они уж и думать позабыли, когда песенки им такие пели. Но потом ног под собой не чуя бросились каждый к своему помощнику, другу своему закадычному. Коля (и к бабушке ходить не надо!) – к компьютеру, а Микрофоша, конечно, библиотеку.
Катя, у которой с утра маковой росинки во рту не было, не только в столовую спуститься, но и глазом моргнуть не успела, а оба тут как тут.
Коля считал, что раз хорошо спится под мурлыканье кота, то поэтому и поют баюшки-баю. И напомнил все про сказочного кота Баюна.
Микрофон тут же съехидничал, что Коле всегда хорошо спится, что кроме сказок он ничего сроду и не читал… Он бы еще всем на уши лапши навешал, да Волшебная книга заглушила эти реплики. И Катя, и Коля, вытаращив глаза, наблюдали за жестикуляцией и открывающимся ртом Микрофона, не издававшего при этом ни звука. Наконец Коля пришел в себя и начал: «Разевает щука рот, да не слышно, что поет…» И стал как две капли воды похож на Микрофона: рот открывает, покраснел как рак с натуги, а ни звука!
(Это Волшебная Книга приложила свою руку – заглушила, так сказать, некорректные выражения).
Вдруг откуда ни возьмись звук появился! Микрофон (спокойным тоном!) вещал, как с трибуны: « Надо знать классику! Вот в « Слове о полку Игореве» был вещий певец Баян, а не котяра какой-нибудь, как считает…» (Тут опять звук пропал!) Коля, решив постоять головой за своего «котяру», развязал язык… Но – тишина! Немая сцена, да и только…
Пришлось Кате, опять взять быка за рога: как всегда, быть мировым судьей! Она вежливо поблагодарила свою «гвардию» за помощь и словно ушат холодной воды на них вылила: сказала, что оба они правы. Эти «оба» захлопали глазами, подумали, что она им просто так голову морочит, зубы заговаривает, чтобы прекратить распри. Но Катюша, взяв в руки свою любимую Волшебную Книгу, прочитала вслух следующее: «Когда-то в русском языке был глагол баять со значением говорить, уговаривать. Маленьких деток уговаривали ласково (будто мурлыкали) спать, рассказывая им на ночь сказки. Потому и кот Баюн…» Коля встал фертом, задрал нос выше некуда! А Катя продолжила: «Иногда вместо сказок пели (баяли) песни, поэтому певец-сказитель в древнерусской литературе не кто иной, как Баян… Так что баять, Баюн, Баян, баюшки-баю – слова родственные!»
Так что пришлось воякам дать задний ход, пожать друг другу руки (мысленно пообещав разделать под орех соперника в следующий раз!) и… зарубить себе на носу то, что им сказала Катя: «Худой мир лучше доброй ссоры».
А Волшебная Книга, верная Катина помощница, ласково прошелестев страницами, с чувством исполненного долга (помогла-таки ребятишкам найти общий язык!) заняла свое привычное место на Катиной книжной полке. Она смотрела вслед весело удаляющимся деткам и думала «Живите-поживайте, ума-разума наживайте, друг друга не обижайте! Помните, что вместе весело!»
А так как Книга эта Волшебная, мы верим, что так оно и будет. Тем более, что она пообещала держать ухо востро и быть с ребятами всегда бок о бок. На расстоянии вытянутой руки!
Рисуем зимние домики
О чем поет Шотландская волынка?
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Весенняя сказка