Данная работа посвящена рассмотрению различных аспектов изучения личности главного героя романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" – Г.А. Печорина - и выявлению и защите превалирующей в настоящее время точке зрения на данную проблему, показывающей отрицательный характер главного героя, рассматривание его как антигероя.
Актуальность работы заключается в том, что уже в течение двух столетий существует значительное количество различных точек зрения на данную проблему; в литературоведении конца ХХ века также появляются различные позиции относительно решения этого вопроса.
При исследовании проблемы ставились следующие задачи:
1) рассмотреть в хронологическом аспекте различные точки зрения, касающиеся этой проблемы;
2) выявить адекватные позиции исследователей разных эпох и поколений;
3) доказать правомерность точки зрения, определяющей Печорина как отрицательного героя, антигероя.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе речь идет о различных причинах появления героя такого типа и рассматриваются основные точки зрения исследователей и критиков XIX века. Во второй главе, которая делится на две части, показаны позиции исследователей советского времени (1917-1991 годы) и приводится аргументация в защиту современной точки зрения на основе материалов работ авторов последнего десятилетия.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsia2anisa1444444444ekrenoeokg_eaveeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeeanisa.pptx | 1.28 МБ |
Слайд 2
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа с.Салихово ». Личность и характер Печорина как объект литературоведческого анализа Печорин в классической критике Новые подходы к рассмотрению личности Печорина «Печорин как герой своего времени». Сделала 9 класс Мухамадуллина Аниса= )
Слайд 3
Цель: Раскрыть личность и характер Печорина. При исследовании проблемы ставились следующие задачи:
Слайд 5
Григорий Александрович Печорин для нас - вполне определенное лицо, узнаваемая индивидуальность, неповторимо яркая и самобытная, но притом какие-то линии его портрета - зыблющиеся, колеблющиеся. Портрет героя не является изображением только его внешности. Лермонтов дает при этом и индивидуально-психологическую характеристику. Портрет строится по определенной схеме: вначале даются внешние признаки, затем - признаки, характеризующие внутреннюю сущность персонажа: "Он был среднего роста; стройный, тонкий стан его и широкие плечи доказывали крепкое сложение, способное переносить все трудности кочевой жизни и перемены климатов, не побежденное ни развратом столичной жизни, ни бурями душевными... его запачканные перчатки казались нарочно сшитыми по его маленькой аристократической руке, и когда он снял одну перчатку, то я был удивлен худобой его бледных пальцев. Его походка была небрежна и ленива, но я заметил, что он не размахивал руками - верный признак некоторой скрытности характера... С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать. В его улыбке было что-то детское. Его кожа имела какую-то женскую нежность; белокурые волосы, вьющиеся от природы, так живописно обрисовывали его бледный, благородный лоб, на котором, только по долгом наблюдении, можно было заметить следы морщин, пересекавших одна другую и, вероятно, обозначавшихся гораздо явственнее в минуты гнева или душевного беспокойства. Несмотря на светлый цвет его волос, усы его и брови были черные - признак породы в человеке, так, как черная грива и черный хвост у белой лошади. Чтоб докончить портрет, я скажу, что у него был немного вздернутый нос, зубы ослепительной белизны и карие глаза..." (Лермонтов. С. 494). И эти колебания, порождающие эффект неопределенности, должны быть осознаны как структурно необходимый, эстетически значимый элемент художественного создания, как его самоценное слагаемое.
Слайд 7
Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата , который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Максимыч . Горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство.
Слайд 8
2.2.2. “Бэла” История любви дикарки и цивилизованного человека давно уже была банальной, и если она описана у Лермонтова, то, как знать, может быть, с целью подчеркнуть связь его героя с целой галереей портретов романтических предшественников. Их всех увлекала иллюзия незаурядности неискушенной натуры, и всех разочаровывала неразвитость ее и ограниченность.
Слайд 10
Смерть Бэлы;Смех Печорина над мертвой Бэлой застывает в ушах подтверждением его отмеченности судьбой, к чему он уже привык. Вот почему автор заметок сопровождает молчанием свои мысли о Печорине и Бэле, расспрашивая Максима Максимыча о незначительных подробностях его рассказа.
Слайд 11
Максим Максимыч - один из интереснейших героев романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени". Он беден, не высок статусом, да и не слишком образован. Но зато будучи всего лишь рядовым армейским офицером, многое поведал на своем веку и имеет большой жизненный опыт. Максим Максимыч очень предан служебному долгу. Гуманность и самоотверженность - вот главные черты, которые утвердились в нем как в офицере. Многие годы основным его кругом общения были солдаты и черкесы. Это и объясняет его достаточно узкий кругозор. Но это не значит, что он далек от прекрасного, наоборот, он довольно чутко воспринимает все окружающее. К тому же он очень привязчив, умеет позаботиться о другом человеке. Несмотря на его богатый внутренний мир, Максим Максимыч так и не смог создать семью, был очень одинок. И поэтому всю свою доброту он излил на Бэлу, которую полюбил, как родную дочь. Он всегда пытался поддержать, утешить ее в трудные минуты. Даже будучи очень преданным Печорину, он не смог простить ему гибель девушки. В образе Максима Максимыча Лермонтов выразил человека простого, близкого народу, очень преданного службе, обязанностям.
Слайд 12
1. В ХХ веке остаются две противоположные точки зрения, касающиеся понимания личности Печорина: Печорин - антиобщественная натура и Печорин как подлинный герой произведения и эпохи; Печорин - демон, несущий зло людям, сеющий вокруг себя зло, или одаренная личность, не находящая своего места в жизни, страдающая и мучающаяся. 2. Советская критика полагала, что Печорин - жертва общественности, социальной среды. 3. Некоторые современные исследователи доказывают общую бесчеловечность персонажа, не зависящую от социальных условий, связанную с неправильной направленностью своих душевных сил, ума и знаний, что подтверждается нижеследующими положениями. 4. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта. 5. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти. 6. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча . Автор вновь порицает Печорина за его эгоистическое отношение к окружающим; в данной ситуации правым оказывается Максим Максимыч . 7. Жизнь Печорина убеждает нас в том, что свободная воля человека оборачивается индивидуализмом. Там, где отдельная личность по своему собственному произволу вершит судьбы других людей, там нет и не может быть равенства и подлинного счастья.
Слайд 13
Заключение В ограниченных рамках данного исследования невозможно раскрыть все вопросы, связанные с личностью Печорина, но я в своей работе попыталась рассмотреть актуальную, на наш взгляд, проблему различных аспектов изучения личности главного героя романа М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" и доказать точку зрения, отрицающую положительный, героический характер Печорина. Критики XIX века персонажа Лермонтова разделяются на два лагеря: одни считали, что Печорин - одаренный человек, личность, искалеченная светским воспитанием, другие полагали, что Печорин безнравственен, антиморален и даже вульгарен. В.Г. Белинский первым возвеличил Печорина, увидев в его образе воплощение критического духа своего времени, он защищает Печорина, прорицая ему прекрасное будущее. Чернышевский и Добролюбов шли вслед за Белинским, говоря о Печорине как о человеке с сильной душой, твердой волей, как об истинном герое своего времени. Некоторые современные исследователи, на которых мы опирались в своей работе, доказывают общую бесчеловечность персонажа, не зависящую от социальных условий, связанную с неправильной направленностью своих душевных сил, ума и знаний, и приводят в доказательство ряд аргументов, с которыми мы полностью согласны: 1. Печорин не способен к дружбе, ему присущ эгоизм, он ни к кому не имеет настоящей привязанности; каждую влекущую к себе жизненную ситуацию он стремится довести до конфликта. 2. Бэлу Печорин насильно вырывает из ее естественной среды и своим эгоизмом приводит ее к смерти. 3. Его душа не способна сочувствовать другой душе, настраиваться в унисон с настроением других. Свободный от дружбы, которая стесняет своими нравственными следами и связями, Печорин отталкивает простодушную доброту Максима Максимыча . 4. Печорин разрушает любовь Мери, безжалостно убивает Грушницкого, завершая свое злодейство словами: " Finita la comedia !" Таким образом, по нашему мнению, доказана точка зрения, опровергающая взгляды дореволюционных критиков на Печорина как истинно героического персонажа романа .
Слайд 14
Литература 1. Альбеткова Р.И. Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова "Герой нашего времени"//Русская словесность. - 1999. - №3. - C.42-48. 2. Влащенко В. Лермонтов в русской критике//Литература. - 2000. - №25. 3. Коровин В.И. Герои Лермонтова//Литература. - 1997. - №19. 4. М.Ю. Лермонтов в русской критике. Сборник статей. - М.: Гослитиздат , 1951. 5. Писарев Д.И. Собрание сочинений. Т. 2. Базаров.- Реалисты. - М.: Художественная литература, 1974. 6. Шаталов С.Е. Время - метод - характер. Образ человека в художественном мире русских классиков. - М.: Просвещение, 1976.
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Три коробки с орехами
Рисуем акварелью: "Романтика старого окна"
Рисуем домики зимой
А теперь — мультфильм