Работа представляет исследование по родному краю. В литературных источниках о реке дается очень скудное описание. Исследование проводились на протяжении двух лет. Составлен маршрут, лодробно описана прибрежная растительность, определена скорость течения реки в разных точках. Река имеет большое значение не только для населения, но для дикой природы. Является местообитанием живых организмов и поставщиком природного ресурса, как чистая вода.
Составлен проект изучения реки
Вложение | Размер |
---|---|
Проект паспорта реки | 56 КБ |
Река моего детства | 130 КБ |
Паспорт проекта
Экологическое состояние реки Лосвинка
№ | Сроки | Тема, содержание занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Дидактическое обеспечение | Оборудование |
1 | 1.06-08.06.2008 | Обоснование проекта. Изучение проблем, формулировка задач. Анализ предстоящей деятельности Разработка различных вариантов в группах. Разработка оптимального варианта. Обзор литературы | Ставит перед учащимися ряд проблем: -Какие вопросы нужно обсудить, готовясь к исследованию; -Что необходимо знать, чтобы отправиться на объект исследования; -Чему необходимо научиться; -С чего начать подготовку; -Составление плана на местности, на карте | Участвуют в обсуждении вопросов. Разрабатывают различные варианты в группах. Проводят обсуждение. Разрабатывают оптимальные варианты | Использование научной литературы по экологии | Физическая карта местности, бумага |
2 | 9.06-12.06.2008 | Практическая работа на местности: общие сведения о реке; чтение топографической карты, определение истока, устья, места нахождения, длины реки | Ставит ряд вопросов: -название реки и местонахождение объекта; -место, где берет начало; -куда впадает; -длина реки (общая, длина правого и левого притока); - извилистость реки. Организует, консультирует, помогает. | Выполняют практическую работу группой. Данные заносят в полевой дневник | Топографическая карта, карточки с заданием. Методическое пособие по исследованию реки | Бумага, курвиметр, ручка, линейка |
3 | 15.06-16.06.2008 | Описание русла реки | Организует практическое задание Задания на карточках. Определить; -характер русла (извилистое или прямое, наличие отмелей перекатов, плесов; -заросло ли русло прибрежно-водной растительностью; -вычертить поперечный профиль реки, -составить картосхему | Выполняют задания по группам. Вычерчивают поперечный профиль реки. Обсуждают вопросы. Данные заносят в полевой дневник. Составляют картосхему реки | Карточки. Методическое пособие по исследованию реки | Бумага, ручка, рулетка, линейка |
4-5 | 21.06-24.06 2008 | Качественная характеристика воды | Организует практическую работу на местности. Дает задание на карточках: Определить по методикам; -осадок; -мутность; -запах; -изменение качества воды. | Выполняют практическую работу. Берут пробы воды, результаты заносят в таблицу | Методическое пособие по исследованию реки | Пробы воды, стеклянная посуда, термометр, пробирка высотой 15-20 см |
6 | 1.06-3.07 2008 | Описание водного режима реки. | Организует практическую работу на местности. Определить: -расход воды; -характер течения на определенных участках, -определение скорости течения | Учащиеся определяют характер течения, скорость течения, расход воды, оформляют результаты исследования | Методическое пособие по исследованию реки | Бумага, карандаш, рулетка, сухие еловые поплавки, секундомер. |
7 | 4.07-5.07 2008 | Описание прилегающей к реке местности | Организует, консультирует, выдает карточки с заданиями. Задания на карточках: Определить: -рельеф (равнинный, холмистый); - характер берегов (пологие, крутые, обрывистые); -грунты (песчаные, глинистые, торфяные, скальные и.т.д.) -особенности растительности (древесной, травянистой) -виды растительности | Выполняют задание, обсуждают вопросы. Данные заносят в полевой дневник | Методическое пособие по исследованию реки, карточки-задания | определитель дикорасту-5.щих растений |
8 | 7.07-9.07 2008 | Описание долины реки | Организует практическое задание. Определение: -поймы (ширина, высота над уровнем воды в реке); -терраса (количество, крутизна склонов); -ширина долины, -места выхода грунтовых вод | Выполняют задание. Обсуждают вопросы. Данные заносят в дневник | Карточки заданием. Методическое пособие по исследованию реки | Рулетка, бумага, план местности. |
9 | 10-11.07 2008 | Хозяйственное использование реки | Раздает опросные листы для анкетирования | Беседуют с местными жителями, данные записывают в дневник | Методики социологического опроса | Полевые дневники |
10 | 15.09-20.09 2008 | Экологическая характеристика реки | Организует работу. Выдает карточки с заданием | Выполняют задания. Данные заносят в дневник. | Методическое пособие по исследованию реки | Ручка, рулетка, блокнот |
11 | 3.10-4.10 2008 | Обработка результатов | Консультирует, оказывает помощь. Организует защиту, обсуждают проект | Готовят выступление, оформляют полевой дневник | Ватман, топографическая карта |
12 | 5.12.22008 | Защита проекта | Организует коллективный анализ выполненной работы | Определяют положительные и отрицательные моменты реализации проекта. Самоанализ каждым участником своего характера участия в работе над проектом. Определяют перспективы использования опыта, приобретенного в ходе подготовки проекта | Фотовыставка, Презентация Power Point, постер, карта-схема | Топографическая карта |
План изучения реки
1. Общие сведения:
–название реки и местонахождение объекта;
-название реки и местонахождение объекта;
-место, где берет начало;
-куда впадает;
-длина реки (общая, длина правого и левого притока);
- извилистость реки
2. Описание русла реки:
-характер русла (извилистое или прямое, наличие отмелей перекатов, плесов;
-заросло ли русло прибрежно-водной растительностью;
-вычертить поперечный профиль реки, составить картосхему.
3. Качественная характеристика воды:
- осадок;
-мутность;
-запах;
-изменение качества воды (когда бывает мусор больше наносов, когда меньше, плывет ли по реке мусор, лес и т д.)
4-5. Описание водного режима реки:
-расход воды;
-характер течения на определенных участках,
-определение скорости течения
6. Описание прилегающей к реке местности:
-рельеф (равнинный, холмистый);
-характер берегов (пологие, крутые, обрывистые);
-грунты (песчаные, глинистые, торфяные, скальные и.т.д.)
-особенности растительности (древесной, кустарниковой, травянистой)
-виды растительности (береговые и прибрежные растения)
7. Описание долины реки:
-пойма (ширина, высота над уровнем воды в реке);
-терраса (количество, крутизна склонов);
-ширина долины;
-места выхода грунтовых вод (родников, источников)
8. Экологическая характеристика реки:
-величина поймы, чем она занята. Охрана, распашка, выпас скота, мелиоративные работы по берегам и в пойме; загрязнения;
-наличие водоохраной зоны, соблюдаются ли правила охраны, расположение ферм (навозоотстойников, расположение моек и заправок машин, тракторов и.т.д.);
-хранение минеральных удобрений;
-наличие гидротехнических сооружений на реке (плотины, мосты, водяные мельницы и т. д.);
-использование воды из реки на хозяйственные нужды (для питья, скота, стирки белья, сплава леса, использование малого флота и.т.д.)
-наличие и оценка живых организмов в водоеме (бывают ли заморы рыбы, браконьерство, эталоны чистой воды, изменяется ли видовой состав рыбы, причины);
-какие меры необходимы для ликвидации нарушений экологического состояния реки.
(к данному проекту прилагается работа)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 27 им. Э.А. Хиля г. Смоленска
Река моего детства
Выполнила:
Марютина Ольга Николаевна,
ученица 10 класса. В
Руководитель:
Благова Мария Ивановна,
учитель географии, высшей категории СОШ № 27
г. Смоленск
2008г
Содержание
стр.
1. Введение 3
2. Материалы и методики исследования 3
3. Географическое положение Краснинского района 4
4. Исток реки 5
5. От деревни Зуньково до деревни Уварово 5
6. Село Маньково 6
7. Село Сырокоренье 7
8. Водяные мельницы 8
9. Исторические события 8
10. Результаты исследований 9
11. Заключение 9
12. Список литературы 10
13. Приложения 11
Введение.
У каждого человека в детстве были и есть своя речка, лес, родник, поле. С них и начинается Родина. Река - один из самых интересных объектов живой природы. Она живет своей богатой событиями жизнью, правда жизнь эта длится многие сотни и даже тысячи лет. Она может быть здоровой и чистой, больной и почти умирающей. Каждая из них имеет свою историю и уникальность. У любой речки есть исток- начало жизни реки. Истоком может быть родник, озеро или небольшое болотце. И пусть совсем незаметная и неглубокая речка, но она оставила свой след, где ты родился и, где прошло твое детство. Для меня - речка Лосвинка, протекающая по территории Красниского района, Смоленской области.
Цель работы:
Изучить экологическое состояние реки Лосвинка от истока до устья.
Задачи работы:
1.Изучить реку от истока до устья (исследовать водный режим и дать описание гидрологических характеристик).
2. Определить качество воды методом биоиндикации.
3. Показать возможные варианты использования реки.
В данной работе я остановлюсь на более интересных и важных для исследования местах.
В литературных источниках о реке Лосвинка очень скудное описание или вообще отсутствует. Топонимика названия реки неизвестна. Название рек и других объектов связывают с растениями, животными. Можно предположить, что название так или иначе связано с животным лось. В настоящее время на территории Красинского района имеется заказник по сохранению видового лося.
Материалы и методики исследования
Исследования реки проводились мною на протяжении двух лет (2006-2007), когда я была в группе, проводившей исследования водных объектов в экологическом клубе «Меридиан» МОУ СОШ №27. Река имеет два рукава. Для определения уклона и исследования обозначила правый рукав б. Лосвинка, левый м. Лосвинка.
Исследования реки проведены в нескольких точках, начиная от истоков м. Лосвинка и б. Лосвинка до их устья, и до места впадения реки Лосвинка в реку Днепр. Уклон реки определяют по формуле: уклон реки =(разность высоты истока и устья): длину реки. Общая длина реки составляет примерно 43 км.
Уклон реки м. Лосвинка=(225,6-215,5):8. Уклон составляет 1,12 м/км.
Уклон реки б.Лосвинка =(223,9-215,5):18. Уклон составляет 0,46м/км.
Уклон реки Лосвинка = (15,5-158,7):25. Уклон составляет 2,27м/км. Температуру воды измеряли термометром, который опускали на глубину 15-20см и выдерживали не менее 5 мин.
-Температуру измеряли в нескольких местах и высчитывали среднее значение.
-Прозрачность воды определяли с помощью диска Секки;
-Водородный показатель (рН) - с помощью индикаторной бумаги. Полоска опускали в воду на несколько секунд, а затем сравнивали со шкалой цветности.
Органолептические методы:
- Цветность воды определяли визуально. Воду набирали в прозрачный стакан и рассматривали на белом фоне.
-Запах определяли следующим образом: колба заполняли на одну треть и закрывали пробкой, содержимое вращательными движениями взбалтывали. Открыв пробку, определяли запах и сравнивали его со шкалой.
Характер запаха | Приблизительный аналог |
Ароматический | Огуречный, цветочный |
Болотный | Илистый, тинистый. |
Гнилостный | Фекальный, сточной воды. |
Рыбный | Рыбы, рыбьего жира. |
Травянистый | Скошенной травы, сена. |
Определение макрозообентоса (беспозвоночных животных): пробы грунта с обитающими в нем донными организмами брали с помощью сачка. Во время отбора проб движение сачка направляли против течения.
Водную, прибрежную растительность в точках определяли с помощью Атласа определителя.
Гидрологические исследования включали в себя измерения ширины русла, замеры глубины и скорости, вычисления средних значений, построения профилей поперечного сечения. (Приложение № 6)
Глубину измеряли через каждые 0,2; 0,5; 1,0 м шестом (в разных пунктах), размеченный на дециметры и сантиметры. (Приложение № 4).
Для измерения скорости течения напилили 9 поплавков из еловой сухой жерди. Один человек бросал поплавки выше верхнего (по течению) канатика, другой наблюдал за проходом поплавков под верхним канатиком и давал сигнал «прошел». Третий человек стоял с часами в руках против среднего створа и записывал в дневник время прохождения поплавков через створы и на каком расстоянии от берега они проходили под средним, размеченным на метры канатиком. Четвертый человек, стоя против нижнего канатика, и, когда поплавок проходил под ним, давал сигнал «есть!», по каждому руководитель отмечал по часам время прохождения поплавка под нижнем створом
Географическое положение Краснинского района.
Краснинский район расположен на Западе Смоленской области и граничит с республикой Беларусь. Территория района составляет 1507,7 кв.км., в том числе сельскохозяйственных угодий 82,4 кв. км. и 47,7 кв. км. территории, покрытые лесами. Самой крупной рекой является Днепр, протекающий в северной части района на протяжении около 40 км. Основными правыми притоками Днепра являются реки: Гусенка, Берёзина, Ольшанка; левыми притоками: Лосвинка, Лупа и Мерея с притоками Свиная и Добрая. (Приложение №1)
Исток реки
Река имеет два рукава. Правый рукав м.Лосвинка начинается с болота,урочища Малеевщина, около деревни Хильчицы (225,6м). Длина рукава составляет (около 8 км). Цвет воды темный, запах илистый. Постепенно запах исчезает, вода становится прозрачной.
Левый рукав б.Лосвинка берет начало у деревни Палкино с болота, урочища Дрелевщина (223,9м). Длина рукава примерно 18 км. В верховье река начинается небольшим ручейком, текущим в направлении на северо-запад, затем меняет направление на север северо-восток. Река на расстоянии 500м принимает два притока. На склонах русла видны небольшие ручейки, бьющих ключей. Вода чистая, прозрачная, холодная (температура 130). Запах воды травянистый, РН 7 (нейтральная). Дно песчаное, каменистое. Берега заросли орешником, бузиной, ивой и малиной. Около деревни Малеево на реке построена плотина. Пруд используют для разведения карпа. На этом участке река принимает безымянный приток, русло извилистое неразветвленное.
Деревня Зуньково.
Здесь оба рукава (м. Лосвинка и б.Лосвинка) сливаются и образуют единую реку. Русло (шириной 2метра, глубина от 0,3 м, скорость течения 0,34 м/сек. (Приложение №2) углубленное, свободное от водорослей. Дно просматривается на расстоянии 0,3м. Из беспозвоночных встречаются: ручейник, стрекозы, водяные пауки, скорпионы. Из рыб: голавль, уклейка, плотва, щука, окунь. По берегам видны норы выдры. Выдра - хищник, питается рыбами, лягушками.
Ширина поймы от 50 до 100 метров. Растительность представлена разнотравьем: тимофеевка, мышиный горошек, ежа сборная, борщевик, зверобой, мятлик луговой, клевер. В настоящее время луга в заброшенном состоянии из-за развала колхозов.
Деревня Уварово.
Двигаясь по пойме к реке не сразу «сваливаешься» в речку - сначала предстоит перебраться через заросли низкой прирусловой поймы, состоящую из осоки острой, поедаемой водяной крысой и кряквой, тростника, манника большого, крапивы. Обыкновенный тростник создает настоящие джунгли в рост человека и выше. Это многолетний злак украшает речку все лето, превращаясь осенью в готовый сухоцвет для зимнего букета с длинным и ломким стеблем и раскидистым колосом соцветия. В деревне река принимает два безымянных притока.
Русло свободно от растительности, но местами в толще воды встречаются водоросли (рдесты, уруть колосистая). Ширина русла около 3 метров, глубина разная от 0,2 до 0.6 метра (в зависимости от берега), русло напоминает канавообразную форму. Прозрачность составляет 50 см. Скорость течения реки разная зависимости от берега и глубины: от 0,13 до 0,33 м/сек (Приложение №3). До песчаное, местами илистое, встречаются небольшие камни. Температура 15 градусов. Из животных водятся рыбы: плотва, уклейка, елец, голавль, пескарь, окунь. В их питании преобладают черви, мелкие насекомые и ракообразные.
Из беспозвоночных: личинки стрекоз (10-12мм) коричневого цвета, личики ручейника(18-29мм) окраска темная, ручейники, поденки. Вверх по течению, на расстоянии 100 метров, обнаружены 2 плотины сооруженные бобрами. Плотина для бобра очень важна. (Приложение №9) Благодаря плотине уровень воды поднимается, создавая «жизненное пространство». Бобры – звери «солидные», длина их больше метра, а вес достигает до 30 кг. Они тщательно следят за состоянием плотины, если требуется, в любое время дня и ночи бросаются чинить ее. Бобры не впадают в зимнюю спячку, поэтому, чтобы зимой не голодать, они заготавливают 20-60 кубометров древесины. На левом берегу реки, где деревья вплотную подходят к воде, видны следы погрызов. Дерево толщиной в 3-7 см они «спиливают» за 2 минуты, а толщиной в 30-40см за 15 минут. Особенно поедают осину. Повсюду видны следы поваленной осины (Приложение 8).
В деревне отсутствует сельскохозяйственное производство. Жителей осталось 15 человек - пенсионеры и безработные, которые занимаются своим хозяйством. Ежегодно на террасе проводятся спортивные соревнования на легковых машинах, багах, посвященные войне 1812 года. По рассказам местного жителя Павлюченкова в 1953 году в реке была найдена челюсть мамонта и сдана в местный музей. На левом берегу, между деревней Зуньково и Уварово, имеется песчаный карьер.
На данном участке вода чистая.
Далее река делает петлю и меняет свое направление на северо-восток. Через реку построен мост. Берега густо поросли ивами, ольхой, тростником, камышом.
На берегу построен асфальтно-бетонный завод. В настоящее время завод переведен на газ, в технологии вода не используется, но используют для промывки котлов. В воду попадают углеводороды с завода, ливневыми стоками.
Деревня Маньково.
На реке построено водохранилище. Ширина водохранилища 80м, длина 120м, глубина 3-4м, дно заилено, течение фактически отсутствует (менее 0.05м/сек у поверхности). Сток воды из плотины происходит через шлюз. Прозрачность у берега до 20см, в средине от 40 до 50 см. Температура 18-200. Берега окаймлены сообществами тростника обыкновенного, рогоза широколистного. Встречаются сообщества стрелолиста обыкновенного, рдеста пронзеннолистного, все растения в угнетенном состоянии. Поверхность воды затянута ряской. Сюда стекают канализационные, ливневые стоки.
Река из-за замедленного течения река теряет часть переносимого ей осадочного материала на дне, и из-за стоков происходит заиливание. Ил, песок на речном дне образуют слой, достаточный для того, чтобы растения пустили корни. В иле роются кольчатые черви, улитки. Личинки комара звонца (называемые в народе мотылем) встретились на стеблях водных растений и на дне. Улитки, черви, насекомые – пища лягушек, растения дают защиту от хищников молодняку рыб, земноводным и насекомым. Население использует воду для полива.
Участок русла ниже плотины. Течение быстрое (1,2-0,6м/сек), узкое русло активно врезается в мореные суглинки. Русловые гидрофиты отсутствуют, через 200м после плотины появляются сообщества лютика жестколистного элодеи канадской.
На этом участке реки вода умеренно загрязненная.
Ниже плотины на берегу реки имеются очистные сооружения. Вода очищается с общественных коммунальных служб поселка Маньково.
Между Маньково и Чернышами имеется огромный карьер с кварцевыми песками. Пески использовали для строительства дорог. Но в настоящее время карьеры законсервированы, песок берут в Белоруссии. Обрушение берегов реки прекратилось.
Деревня Смилово.
В окрестностях и в самой деревни река принимает несколько притоков. По берегам бьют ключи. Один из притоков имеет название Бабинка. На правом берегу р. Бабинка было городище, имеющее форму овала. Во время раскопок студентами исторического факультета под руководством профессора-археолога Е.А.Шмидта были найдены глиняные сосуды, относящиеся к днепро-двинской культуре.
На этом участке русло шириной до 4м, скорость 0,5м/сек, температура 15 градусов, русло слабоизвилистое, дно песчаное, местами каменистое, в воде просматривается дно. Глубина различная: у берегов 30-40, в форваторе 70см. В воде обитают пресноводные моллюски, личинки веснянок, поденок. Берега заросли кустарником, а по руслу встречаются тростник обыкновенный, ежеголовник, уруть колосистая, камыш озерный. На берегу рыбаки ловят рыбу.
На этом участке вода чистая
Село Сырокоренье.
Это древнее село расположено на надпойменной террасе на левом берегу Днепра. Издавна это село разделено на части. В центре села в Днепр впадает речка Лосвинка. Постепенно уклон реки уменьшается, и река течет медленнее, расширяясь за счет вливающихся в нее маленьких рек, ключей. Здесь в реку Лосвинка впадает река Добрая. Русло слабоизогнутое с небольшими песчаными грядами и косами. Ширина русла составляет 5.8 м., скорость течения разная: на расстоянии 2 метра от берега 0,17 м/сек, 4 метра -0,25 м/сек, 5 метров- 0,15 м/сек. (Приложение №4). Расчеты показали, при данном расходе воды, можно получить достаточную мощность для приведения жерновов в действие. (Приложение №5). Дно местами песчаное, каменистое, глубина 0,3-0.7 м. Наша группа перешла на другой берег, каждый сам измерял при помощи ног. Долго в воде мы не могли быть, вода очень холодная, температура составила 130 . На изгибе реки левый берег подмывается и обнажает песчано-гравийную залежь высотой до 10 метров. Здесь хорошо видны залегающие пластами слои песка и глины. Мелкозернистый и среднезернистый песок желтоватого и буроватого цвета залегает в обнажении, перемешиваясь с глиной (цвет необычный - зеленоватый). На противоположном правом берегу отлагаются продукты размыва, образуя песчаный пляж. Вода прозрачная, чистая. На песчано-каменистом дне видны моллюски: катушка завитая, перловица вздутая, лужанка настоящая. Пресноводные моллюски – биоиндикаторы чистоты водоема. Но по рассказам местных жителей в некоторые годы моллюски отсутствуют, видны их створки. Можно предположить, что гибель моллюсков происходит из-за органических отходов, непосредственно поступающих в реку, во время водопоя животных.
На берегу, пойменных лугах паслись стада коров. В Сырокоренье и в настоящее время действует животноводческая ферма. В деревне работает почта, медпункт, магазин. Деревня живет, молодежь же покидает хозяйство, уезжая в город.
Водяные мельницы.
Река оказала большое влияние на историю и жизнь людей. На ее берегах возникали древние поселения, так как река давала пищу (рыболовство) и воду для нужд. У деревни Черныши, Уварово, Сырокоренье, Зуньково нами были обнаружены несколько необычных сооружений. (Приложение).Это остатки водяных мельниц. Местные жители рассказали нам необычную историю.
Мельничные плотины ставились с необычным искусством. Необходимость возведения плотин на реках требовала умения учитывать многие природные факторы, в частности, особенности русловых процессов. Слишком узкие, как и слишком широкие реки подходили для установки плотин.
Мельничная плотина не только «затворяла» речной поток, но и позволяла регулировать уровень воды в мельничном плесе. Водохранилища, возникающие при мельницах, многократно увеличивали площадь водного зеркала сети малой реки и влияли на режим стока, делая его по сути управляемым. Многочисленные мельничьи пруды были единственным способом хоть как-то «запасти» часть воды и расходовать ее более равномерно. Благодаря плотине вода в реке поднималась на уровень крутых берегов. Над плотиной стояла двухэтажная мельница. Вращающиеся водой жернова мололи зерно, пилили бревна на доски сотням жителей окружающих деревень, как русским, так и белорусам. Водяные мельницы, составлявшие неотъемлемую деталь русского сельского пейзажа, были еще и своеобычными центрами социального тяготения, где встречались и общались между собой жители окрестных селений.
Хозяйственные сооружения мельниц были разобраны, разорены в советское время. А некоторые разрушились из-за плохого ухода ледоходом, паводком.
Военные действия
Река Лосвинка вошла в историю 1812 года. После отступления французских войск из Смоленска к Красному 5 ноября 1812 года состоялся бой у деревни Уварово. Корпус французских войск под командованием маршала Нея приближался по Старой Смоленской дороге. Он не мог пробиться через мощную завесу русских, занявших высокие холмы и долины речки Лосвинка. Маршал Ней и его оставшаяся малочисленная армия, окруженные со всех сторон, решились во чтобы не стало пробиться на другую сторону Днепра к Орше и присоединиться к армии своего императора. По пути ему попалась речка, и он направился по ее течению в надежде, что она впадает в Днепр. Речкой этой была Лосвинка, которая вела к Сырокоренью. В деревне Маньково захватил в проводники хромого крестьянина, отряд двинулся вперед. Прибыв к Днепру, после долгих поисков, нашли удобное для переправы место между селениями Сырокоренье и Гусино у деревни Варежки. Перейдя в полночь с 6 на 7 ноября через Днепр по набросанным поверх тонкого льда жердям. Маршал Ней мог гордиться своим подвигом. В Маньково и поныне существует следы старой плотины переправы. О спрятанных французами в Маньково кладах передаются и в настоящее время целые легенды[1].
В Великую Отечественную войну 1943 года на реке Днепр и Лосвинка у села Сырокоренье партизанским полком «Тринадцать» разгромлен немецкий гарнизон.
Результаты исследований.
Анализируя результаты проделанной работы, можно сделать вывод:
1. Река имеет разную скорость течения. (Скорость течения весьма важна для реки, поскольку, влияет на способность к самоочищению).
Водные потоки реки обладают ценными свойствами:
- меньше зарастают водными растениями, которым сложнее укорениться на дне таких рек и противостоять течению;
- богаче растворенным кислородом;
- не так сильно подвержены заилению.
2. Берега заросли древесной растительностью по склонам долины и в пойме (тип зарастания русла – вдоль береговое, форма зарастания - краевая, местами придонная). Растения в процессе фотосинтеза обогащают толщу речной воды кислородом, укрепляют берега от боковой эрозии.
3. В реке РН колеблется от 6,5-7,0 (нейтральная среда). В истоке РН составляет 5.0-4.5, т.е. кислая, за счет содержания гуминовых кислот в болотных почвах.
4.Вода прохладная, а местами холодная (в верхнем, среднем и нижнем течении в реку Лосвинка впадает много притоков, подземных вод, принося чистую воду).
5. Органический мир распространяется как в толще воды, так и на дне.
6. Река получает «точечное» загрязнение (брод, мостовые опоры, фермы, водопои, водостоки.)
7. Проведя замеры, расчеты, убедилась, что река играла большую роль в жизни населения (водяные мельницы).
Заключение
Исходя из анализа проведенных исследований, наблюдений за рекой, можно сказать:
Список литературы
1. Ашихмина Т.Я. Школьный экологический мониторинг [Текст] / Т.Я. Ашихмина. Киров, издательство «Вятка», 1996г.
2. Вороновский В.М. Отечественная война 1812г в пределах Смоленской губернии [Текст] \ В.М. Вороновский. С-Петербург 1912г.|
3. Иванова Т.В. Практикум по экологии [Текст] \ Т.В. Иванова. Смоленск, СГПУ. 1999г, стр.24-26.
4. Колбовский Е.Ю. Изучаем малые реки [Текст] / Т.Ю. Колбовский. Ярославль: Академия развития, 2004г.
5. Махотин Б.А.К живым истокам [Текст] / Б.А. Махотин. Смоленск: Московский рабочий, 1989г.
6. Природа Смоленской области [Текст] / В.А. Шкаликов. Смоленск: Универсум, 2001г.
7. Шмидт Е.А. Древнерусские археологические памятники Смоленской области [Текст] \ Е.А. Шмидт. М.: Московский рабочий, 1982 г, стр. 130.
Приложение № 1
Измерение скорости течения воды в реке у д. Зуньково Краснинского района
Смоленской области 17 июля 2006 года. Расстояние между верхним и нижним створами -20 м.
№ поплавков | Расстояние (от левого берега) прохождения поплавков через средний створ | Глубина в метрах | Время прохода через створы | Продолжительность хода поплавков в секундах | Средняя продолжительность хода поплавков в секундах | Скорость движения поплавков в м/с |
верхний | нижний |
мин. | сек. | мин. | сек. |
1 | 1.0 | 0,3 | 5 | 40 | 6 | 39 | 59 |
2 | 1.0 | 0,3 | 21 | 11 | 22 | 02 | 51 | 58 | 0,34 |
3 | 1.0 | 0,3 | 43 | 03 | 44 | 06 | 63 |
Пустили 3 поплавка, т.к. русло реки узкое, течение ровное, прямолинейное. Все поплавки прошли.
Приложение № 2
Измерение скорости течения воды в реке у д. Уварово Краснинского района Смоленской области 17 июля 2006 года. Расстояние между верхним и нижним створами -20 м.
№ поплавков | Расстояние (от левого берега) прохождения поплавков через средний створ | Глубина в метрах | Время прохода через створы | Продолжительность хода поплавков в секундах | Средняя продолжительность хода поплавков в секундах | Скорость движения поплавков в м/с |
верхний | нижний |
мин. | сек. | мин. | сек. |
1 | 0,5 | 0,2 | 11 | 40 | 14 | 10 | 150 | 152,5 | 0,13 |
2 | 0,5 | 0,2 | 12 | 45 | 15 | 20 | 155 |
3 | 1.5 | 0,5 | 30 | 15 | 31 | 30 | 75 | 80,5 | 0,25 |
4 | 1,5 | 0,5 | 42 | 31 | 43 | 57 | 86 |
5 | 2.0 | 0,6 | 5 | 0.7 | 6 | 0.9 | 62 | 61 | 0,33 |
6 | 2,0 | 0,6 | 21 | 16 | 22 | 16 | 60 |
Из 9 поплавков 2 прибило к берегу.
Приложение №3
Измерение скорости течения воды в реке у с. Сырокоренье Краснинского района Смоленской области 20 июля 2006 года. Расстояние между верхним и нижним створами -20 м.
№ поплавков | Расстояние (от левого берега) прохождения поплавков через средний створ | Глубина в метрах | Время прохода через створы | Продолжительность хода поплавков в секундах | Средняя продолжительность хода поплавков в секундах | Скорость движения поплавков в м/с |
верхний | нижний |
мин. | сек. | мин. | сек. |
1 | 2,.0 | 0,6 | 11 | 17 | 13 | 13 | 116 | 116,5 | 0,17 |
2 | 2,.0 | 0,6 | 15 | 21 | 17 | 18 | 117 |
3 | 4,.0 | 0,7 | 5 | 07 | 7 | 10 | 63 |
4 | 4,.0 | 0,7 | 9 | 11 | 11 | 0 | 109 | 93 | 0,22 |
5 | 4,.0 | 0,7 | 13 | 27 | 15 | 15 | 108 |
6 | 5,0 | 0,5 | 30 | 16 | 33 | 18 | 182 | 183 | 0,11 |
7 | 5,0 | 0,5 | 36 | 17 | 39 | 21 | 184 |
Из 9 поплавков:: 2 поплавка прибило к берегу, а 7 поплавков удачно приплыли.
Приложение № 4
Подсчет расхода воды в реке Лосвинка у с. Сырокоренье Краснинского района Смоленской области 17 июля 2006г.
Расстояние от берега в метрах | Глубина в метрах | Полусумма соседних глубин в метрах | Площадь между соседними глубинами в кв. метрах | Скорость течения в метрах в секунду | Полусумма соседних скоростей в метрах в секунду | Фиктивный расход воды в куб. метрах в секунду | Действительный расход воды в куб. метрах в секунду |
0 | 0,00 | 0,3 | 0,4 | 0,00 | 0,045 | 0,018 |
1 | 0,4 | 0,09 |
2 | 0,6 | 0,5 | 1.0 | 0,17 | 0,13 | 0,13 |
3 | 0,6 | 0,6 | 1.2 | 0,17 | 0,17 | 0,20 |
4 | 0,7 | 0,65 0,6 | 1,3 1,2 | 0,25 | 0,21 0.22 | 0,27 0,26 |
5 | 0,5 | 0,25 | 0,5 | 0,15 | 0,07 | 0,035 |
5,8 | 0,00 | 0,00 |
Сумма глубин 2,.8 Средняя глубина 0,4 | 5,6 («живое сечение») | 0,913 (сумма фиктивного расхода воды) | 0,913* 0,85=0,78 |
Вычисленный расход воды (0,913 м в 1 секунду) называется фиктивным, потому что поплавками измерили только скорость течения воды на поверхности. Скорость же течения во всем живом сечении реки меньше и в среднем составляет 85% от скорости течения на поверхности. Поэтому для вычисления действительного расхода воды надо взять 85% от фиктивного.
При таком расходе воды можно получить достаточную мощность для приведения жерновов в действие. При данном расходе воды мощность будет составлять 7 лошадиных сил, что достаточно для работы водяной мельницы
Необходимо учитывать тот фактор, что в зависимости от высоты плотины (т.е высоты падения воды), при высоте падения воды в 1м каждые 100 литров воды, вытекающие в 1 секунду, дают мощность в 1 лошадиную силу
[1] Вороновский В.М. Отечественная война 1812г. в пределах Смоленской губернии, С-Петербург 1912 г. стр.81
Плавает ли канцелярская скрепка?
Прекрасное далёко
В поисках капитана Гранта
Два морехода
Карандаши в пакете