Сочинение
Вложение | Размер |
---|---|
sochineie.docx | 309.8 КБ |
Храним в сердцах и помним подвиги героев и богатырей былин
Былины я читала летом. Это было довольно сложно, но увлекательно. Пожалуй, впервые я тогда так подробно знакомилась с русским эпосом. Так что же такое былины и о чём они повествуют?
Из справочников мы узнаём, что «былина – это героический эпос русского народа о великих русских богатырях». Греческое слово «эпос» означает «повествование» или «рассказ»[1].
В центре былин образы богатырей – защитников Русской земли. Эти герои наделены лучшими чертами русского характера – силой, умом, стремлением к справедливости, добротой, преданностью. Они противостоят захватчикам и врагам Русской земли. С какой любовью неизвестные авторы былин воспевают в них силу и смекалку русского народа, мощь и величие нашей Родины:
Уж туман над полем заклубился,
Говор галок в роще пробудился,
Соловьиный щекот приумолк.
Русичи, сомкнув щиты рядами,
К славной изготовились борьбе,
Добывая острыми мечами
Князю - славы, почестей – себе[2].
Какие былины понравились мне больше всего? Пожалуй, самые известные - об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче.
Так, например, в былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник», рассказывается о воинских подвигах Ильи. Он отправляется из дома, из села Карачарова, что под Муромом, в стольный град Киев, на службу к князю Владимиру. По пути Илья совершает свой первый подвиг. У Чернигова он разбивает вражеское войско, осадившее город. Послушайте только, как красочно описывает неизвестный автор это событие:
У того ли города Чернигова
Нагнано-то силушки черным-черно,
А ий черным-черно, как черно ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат,
На добром коне никто тут не проезживат,
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват[3].
Согласитесь, что трудно оставаться просто равнодушным читателем, когда слышишь такую образную, богатую русскую речь.
Да, былины прожили долгую и интересную жизнь. Они согревали в долгих походах, помогали победить врага, вдохновляли на труд во имя Отечества.
На протяжении многих веков и поколений они не записывались, а передавались из уст в уста сказителями. В сёлах Древней Руси крестьяне занимались однообразной работой (например, шитьём или плетением сетей), и чтобы при этом не скучать, напевали истории о русских богатырских подвигах. Сын и дочь учили эти напевы от родителей, затем передавали их детям. Причём, в отличие от сказок, они не рассказывались, а пелись под аккомпанемент гуслей, но со временем эта традиция отошла в прошлое, и во времена, когда к ним обратились собиратели, былины напевались без музыкального сопровождения. Так те, кто слышал напевы былин, говорят: «Я улегся на мешке около тощего костра (…) и, пригревшись у огонька, незаметно заснул; меня разбудили странные звуки: до того я много слыхал и песен, и стихов духовных, а такого напева не слыхивал».[4]
Мы, живущие в 21 веке, знаем и помним о наших славных русских богатырях. Разве вам в детстве не рассказывали мама или бабушка былинные притчи? Я помню, как однажды в детстве, когда мы были на даче и сидели у костра, бабушка вдруг стала припеваючи рассказывать, а точнее, читать нам вслух одну из былин об Алеше Поповиче. Как плавно, певуче звучала ее речь, как проникали слова былины в самое сердце. Потом таких вечеров было немало. Но самое интересное, что их вдохновителями была не только бабушка, но и мама с папой. Помнить о своих корнях, о своей истории должен каждый, потому что народ, потерявший «любовь к отеческим гробам, любовь к родному пепелищу»[5], заранее побеждён.
Но если задуматься: так ли хорошо современное поколение знает героев древних былин, много ли имён богатырей, которые прославили Русь своими подвигами, сможет перечислить?
К сожалению, ответ неутешителен. Многие мои одноклассники, мальчики и девочки, интересуются такими псевдогероями, как человек – паук, бэтмен, астробой и другими. Примерами для девочек являются барби, принцессы и феи. Хотя многому можно было бы научиться у верных подруг и жён русских богатырей, которые не только вдохновляли героев на ратные подвиги и терпеливо ожидали их возвращения из походов, но и спасали их из плена. Именно такой образ русской женщины, верной жены, матери, сестры передан в поэме об Авдотье-рязаночке, не побоявшейся самого хана Золотой Орды и вызволившей не только своих родных – мужа, сына и брата, но и весь рязанский народ:
Тут жёнка Авдотья Рязаночка
Брала с собой народ полонённый,
Да и вяла она золотой казны
Да из той земли из турецкой,
Да сколько ей-то было надобно,
Да привела народ полонённый
Да во ту ли Казань опустелую,
Да построила Казань-город заново,
Да с той поры Казань стала славная,
Да с той поры Казань стала богатая…[6]
Очень хорошо, что многие ребята узнали о былинных героях из мультипликационной трилогии об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче. Хотя многие памятники русской культуры хранят память о богатырях русских, например: памятник Садко в Великом Новгороде, цикл картин Виктора Васнецова, посвященный героям русской земли, фильмы «Садко», «Илья Муромец» и другие.
В. Васнецов. Три богатыря (1889г). Памятник Садко. Великий Новгород
(2009 г.)
И если мультипликация единственный способ популяризации героев былин и их подвигов, то я бы хотела, чтобы вспомнили и о таких русских героях, как Василий Буслаев, Садко и других.
Пусть больше ребят узнают о наших богатырях хотя бы из этого источника. А потом «глядишь», и за книгой в библиотеку сходят.
Может быть, тогда и девочки станут мягкими и терпеливыми, а мальчики будут защищать девочек и относиться к ним более уважительно, захотят заниматься спортом. А когда мальчики вырастут, они будут защищать нашу великую Родину и совершать славные подвиги, как русские богатыри Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич.
И тогда можно будет сказать: «Не перевелись ещё на земле богатыри русские!».
Список литературы:
1.Былины. Под ред. Калугиной В.И. - М.,1991.
2.Песни, собранные Рыбниковым П.Н.-М.,1909.
3.Пушкин А.С. Сборник сочинений.- М., 1998.
4. Русский фольклор. Былина об «Авдотье Рязаночке» : http://rusfolklor.ru/archives/230.
5.Селиванова Ф.М.. Былины. - М., 1988.
6.Слово о полку Игореве. Перевод Н. Заболоцкого.- М.,1946.
[1] Селиванова Ф.М.. Былины. - М., 1988.
[2] Слово о полку Игореве. Перевод Н. Заболотского.- М.,1946.
[3] Под ред. Калугиной В.И. Былины. - М., 1991.
[4] Песни, собранные П.Н. Рыбниковым. - М., 1909.
[5] Пушкин А.С. Сборник сочинений.- М., 1998.
[6] Русский фольклор. Былина об Авдотье Рязаночке : http://rusfolklor.ru/archives/230.
Сверчок
По морям вокруг Земли
Почему Уран и Нептун разного цвета
Заповеди детства и юности
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)