к конкурсу
Вложение | Размер |
---|---|
rodnoe_selo.docx | 1 байт |
ТЕМА УРОКА: "Восемь шагов по правовому лабиринту".
ДИСЦИПЛИНА: обществознание, 9 класс, основная школа.
ТИП УРОКА: Повторительно-обобщаюший урок по теме: "Права человека и ребенка".
ФОРМА УРОКА: игра-конкурс между группами классов.
ЦЕЛИ УРОКА:
ПОДГОТОВКА К УРОКУ: За неделю до проведения урока учащиеся получают домашнее задание. Учитель назначает спикеров групп. Спикеры, (т.е. учащиеся), сами формируют группы по 5 человек. Создаются 4 группы, пятая группа получает специфическое задание на уроке, они являются журналистами, готовят репортаж с урока в школьную газету. Каждая группа получает общее и специальное домашнее задание.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Проблема прав человека издавна волновала людей. Сегодня права человека закреплены в международных и отечественных правовых документах. Эти права нужно знать каждому человеку. Ведь очень часто незнание прав ведет к отсутствию уверенности в себе. К сожалению, очень часто российские граждане попадают в ситуацию нарушения своих прав, иногда даже не подозревая об этом в силу правовой безграмотности. Трудно общаться с другими людьми, заботиться о чьих-то правах, когда не осознаешь своих собственных. Но если человек владеет достаточным объемом информации о своих правах, у него имеется немало способов отстоять их, защитить себя и других. Наш урок "Восемь шагов по правовому лабиринту" в форме игры-конкурса между группами класса позволит Вам использовать теоретические знания, применяя их к конкретным жизненным ситуациям. Игра включает 8 этапов:
Группа журналистов участвует в конкурсах № 1,6,8, а также в течение урока пишет
заметку в школьную газету с урока, двое учащихся являются экспертами и помогают
учителю в оценивании знаний.
За выполнение заданий группы получают жетоны: красный - 1 балл, синий - 0,5 балла, зеленый - 0 баллов. Отмечается индивидуальная работа учащихся желтым жетоном. Учитель: В добрый путь! Желаю удачи! Первый шаг по лабиринту - презентация команды. Название команды должно соответствовать теме "Права человека". Высший -1 балл. (Команды представляют свои названия, например, "Свободный выбор", "Профсоюз", "Гражданин", "Лига прав человека" и т.д. Примеры взяты из урока.) Второй шаг по лабиринту называется "Разминка". Он покажет ваши теоретические знания. Каждой команде предлагается 6 вопросов: 3 понятия назвать на основе данного определения, 3 понятия объяснить. За каждый правильный ответ 1 балл. Если команда затрудняется с ответом, у других есть право дать ответ. Право предоставляется первому, поднявшему руку. Эксперты, будьте внимательны! Вопросы команде № 1.
4. Дайте определение понятиям: гражданин, республика, права человека.
Вопросы команде №2 .
Вопросы команде № 3.
4. Дайте определение понятиям: право, проступок, демократия.
Вопросы команде № 4.
После выполнения задания каждая команда получает жетоны в соответствии с условиями и показанными знаниями.
Учитель:
Третий шаг по лабиринту - вопросы друг другу. Вопросы по Конституции РФ, главы
1,2, а также по Конвенции о правах ребенка. Этот конкурс называется "Ты - мне, я -
тебе!". Команда №1 задает свой вопрос команде №2, и наоборот. Вопросы являются вашими домашними заготовками. Затем, команда№3 задает вопрос команде № 4, и наоборот. Оценивается оригинальность и правильность заданного вопроса (1 балл) и правильность ответа на поставленный вопрос(1 балл). Если команды затрудняются с ответом, могут помочь другие команды, заработав дополнительный балл. Учитель: "Заморочки".
В этом конкурсе, а это четвертый шаг по лабиринту, Вам предлагаются вопросы, связанные с жизнью. Примените теоретические знания к конкретным жизненным ситуациям. Каждой команде выдаются задания. Время - 3 минуты. За каждый правильный ответ - 1 балл.
Вопросы команде №1.
Вопросы команде №2.
1. Молено ли уважать человеческое достоинство ребенка, который делает всё
наперекор родителям и не уважает их? ( Да, воспитание - равное право и
. ■ ■
обязанность родителей)
1
Вопросы команде №3.
фотоателье. Помогут Григорию следующие права (Право на свободное
использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право частной собственности.)
3. С какого возраста ребенок может самостоятельно обратиться за защитой своих
прав в суд? (С 14 лет).
Вопросы команде №4.
на свободу и личную неприкосновенность, принудительный труд запрещен.)
3. Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (С разрешения родителей). Учитель: Жизнь каждого человека неразрывно связана с семьёй. Но не в каждой семье существуют отношения, взаимопонимания, доброты между детьми и взрослыми. Взрослые часто убеждены, что имеют права собственников по отношению к своему ребенку, забывая, что ребенок- это уникальная и самостоятельная личность. Чтобы показать значимость этой проблемы, вы должны были дома изготовить значок с обращением несовершеннолетних детей к взрослым. Надеюсь, что ваши обращения дойдут до адресата через наших журналистов, которые поместят свои материалы в школьную газету. Это и есть ваш пятый шаг по лабиринту. Оценивается оригинальность обращения и актуальность существующих проблем между детьми и взрослыми. (Например: Ах, взрослые, нам бы Ваши проблемы! С нами может и трудно, но зато не соскучишься! Конечно, я не Ломоносов, но кое-что знаю. Давайте дружить! и т.д.)
Высший балл -1.
Шестой шаг по лабиринту - продолжение темы: "Взрослые и дети". Допиши предложение - так называется следующий конкурс. Послушаем ваши домашние заготовки. Учащимся были предложены варианты:
Учитель: Вы успешно миновали шесть трудных этапов, остались - два. И сейчас я объявляю конкурс спикеров четырех команд. Эрудированные спикеры, руководившие вашей работой, должны ответить на литературные вопросы,, касающиеся закона, права.
Конкурс называется "Литературная дуэль". За каждый правильный ответ -1 балл.
Побеждает - набравший наибольшее количество баллов. Время на обдумывание- 5
секунд.
Вопросы дуэлянтам:
7. Назовите автора строк и название стихотворения:
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков (Г. Державин "Властителям и судиям")
8. Из русских писателей XIX в. преследованию по обвинению в соучастии в убийстве подвергался: а) Н. Гоголь б) А. Островский в) А. Сухово-Кобылин. Учитель: Завершая движение по правовому лабиринту, вы выполняете тестовое задание из 10 вопросов.
ТЕСТ
1. Когда была принята ныне действующая Конституция РФ?
а) август 1991; б) декабрь 1993; в) июнь 1993?
2. Среди законов высшей юридической силой обладает?
а) Гражданский кодекс; б) Уголовный Кодекс; в) Конституция
3. Основные признаки правового государства:
а) сильная армия; б) верховенство права; в) развитая система прав и свобод граждан; г) разделение государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную; д) суровость наказания за преступления.
4. Какая из перечисленных ниже норм является моральной?
а) право на создание семьи; б),право на сочувствие; в) право на неприкосновенность частной жизни.
5. Президент РФ- это:
а) гарант Конституции РФ; б) глава законодательной власти; в) глава исполнительной власти; г) глава судебной власти.
8. Гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности:
а) с 12 лет; б) за совершение некоторых преступлений с 14 лет; в) во всех случаях
только с 16 лет.
9. Несовершеннолетние привлекаются к уголовной ответственности с 14 лет за:
а) убийство; б) нарушение правил уличного движения; в) рыбную ловлю в
запрещенных для лова местах; г) умышленное уничтожение и повреждение имущества,
повлекшее за собой тяжкие последствия.
10. В зарегистрированный брак можно вступать по достижении:
а) 15 лет; б) 18 лет; в) 21 год.
Ответы: 16; 2в; Зб,в,г; 46; 5а; 6б; 7в; 8б; 9а,г; 10б.
Учитель: Ребята! Наш путь по правовому лабиринту сегодня завершен. Урок показал,
что вы обладаете конкретными правовыми знаниями, которые позволяют Вам
ориентироваться в сложных современных отношениях. Остается подвести итоги.
(Учитель определяет группу лидера, отмечает индивидуальную работу самых активных
и знающих учащихся, выставляет оценки. За тестовое задание может быть выставлена
вторая оценка.)
ЛИТЕРАТУРА:
Домашнее задание группе № 1.
4. Закончите фразу: Дети - это будущее России, потому что
Домашнее задание группе № 2.
4. Закончите фразу: Счастливый ребенок - это тот, кто....
Домашнее задание группе № 3.
4. Закончите фразу: Я думаю, что всем нужно соблюдать законы, потому что
Домашнее задание группе №4.
Домашнее задание группе № 5 (группа журналистов).
Учащиеся к уроку повторяют понятия и основные права человека по Конституции РФ и Конвенции о правах ребенка.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА.
1. Эпиграф: Право - это искусство добра и справедливости. (Античный афоризм)
Право - это всё то, что истинно и справедливо. (В. Гюго)
Домашнее задание: подготовить стенгазету к родительскому собранию, на которой будет наклеен значок и обращение к взрослым.
Рисуем кактусы акварелью
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Как нарисовать китайскую розу
В Китае испытали "автобус будущего"
Злая мать и добрая тётя