Объект исследования – тексты повести Л.Н.Толстого «Детство» и одноименной повести А.М.Горького
Предмет исследования: приемы создания образов главных героев, совпадения и различия.
Цель: создание алгоритма для использования в дальнейшей работе на уроках литературы «Сравнительная характеристика образов художественного произведения».
Вложение | Размер |
---|---|
исследовательский проект | 917.13 КБ |
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ПРОЕКТ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
« СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ Л.Н.ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО» И ОДНОИМЕННОЙ ПОВЕСТИ А.М.ГОРЬКОГО » .
Подготовила
ученица 7А класса
Сорокина Евгения
РУКОВОДИТЕЛЬ : Ковалева Светлана Ивановна,учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №14 ст.Ярославской Мостовского района Краснодарского края
2012 год
Объект исследования – тексты повести Л.Н.Толстого «Детство» и одноименной повести А.М.Горького
Предмет исследования: приемы создания образов главных героев, совпадения и различия.
Цель: создание алгоритма для использования в дальнейшей работе на уроках литературы «Сравнительная характеристика образов художественного произведения».
Задачи:
1. Прочитать повести;
2. Изучить разделы литературоведения, связанные с созданием образа литературного героя;
3. Выявить сходства и различия в приемах создания главного героя произведения по плану.
4.Систематизировать собранный материал. Обобщить результаты сравнения, сделать выводы.
5. Создать алгоритм работы над литературным образом.
Методы исследования: анализ научной литературы; сравнение произведений; моделирование гипотезы, создание алгоритма для дальнейшей работы на уроках литературы.
В основе сюжета повести М. Горького «Детство» и одноименной повести Л.Н.Толстого факты реальной биографии писателей. Это и определило особенности жанра произведений – автобиографическая повесть. Произведения Горького и Толстого разделяет значительный временной промежуток.
Повесть А.М.Горького была написана в 1913 году, где он описал события, связанные с взрослением маленького человека. Эта повесть автобиографична, в ней писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Первая часть трилогии Толстого была создана в 1851-1852 г.
Сравнительная таблица
Л.Н.Толстой «Детство» | А.М.Горький «Детство» | |
Время создания | 1851-1852 г. | 1913 г. |
Главные герои | Два главных герой: Николенька Иртеньев и взрослый человек, вспоминающий свое детство | Алеша Пешков (прототип автора) |
Художественная идея | Анализ того, что составляет сущность каждого человека. | Влияние обстоятельств и социальной среды на формирование личности ребенка |
Проблема | Нравственно-этическая | Человеческое самоутверждение в противоборстве с окружающей средой. |
Принцип построения сюжета | Хроникальный | Хроникальный |
Конфликт | Психологический | Конфликт героя с укладом жизни, личности и среды |
Повествование | От лица-героя рассказчика | От лица героя-рассказчика |
Способ выражения авторской позиции в произведении | Субъективная (выражение мнений, суждений автора путем воссоздания жизненных ситуаций) | Субъективная (выражение мнений, суждений автора путем воссоздания жизненных ситуаций) |
На основе идейно-художественного анализа представим сходства и различия
произведений А.М. Горького и Л.Н.Толстого
В основе повествования произведений лежит субъектная организация. Писатель предлагает читателю описание собственного детства в литературной обработке. Наиболее важными образами являются образ Николеньки Иртеньева ( «Детство» Л.Н.Толстой) и Алеши Пешкова («Детство» А.М.Горький).
Своих героев Л.Н.Толстой показывает в тех условиях и в тех обстоятельствах, где их личность может проявиться наиболее ярко. Маленькими, но невероятно яркими вкраплениями в ткань повествования вплетены моменты, в которых речь идет о том, что выходит за рамки понимания ребенка. Для А.М.Горького, прежде всего жизненные обстоятельства и эстетические мотивы определили потребность обратиться к детской теме в литературе.
Каждый из писателей по-разному использует такие традиционные для русской литературы приемы подачи характеристики человека, как описание портрета героя, изображение его жеста, манеры поведения, так как все это — внешние проявления внутреннего мира героя.
Приемы создания художественного образа-персонажа
1.Внешние черты (портрет). Портретная характеристика часто выражает авторское отношение к персонажу.
2. Психологический анализ. ( Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)
3.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи.
4. Прямая авторская характеристика
5. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.
6. Изображение условий, в которых живет и действует герой.
7.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж.
8.Художественная деталь.
9.Наличие или отсутствие прототипа.
Герой Л.Н.Толстого и А.М.Горького живет в особом мире-мире детства, который включает в себя следующее
МИР ДЕТСТВА
Исходя из представленного плана, рассмотрим, с помощью каких приемов авторы создают литературный образ. Выявим их некоторые сходства и отличия.
Приемы создания образа главного героя в повести Л.Н.Толстого «Детство»
Приемы создания образа главного героя в повести А.М.Горького «Детство»
Как видно из предложенных схем, авторы используют не все приемы создания образа главного героя.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. ОТЛИЧИЯ
Итак, при характеристике героя-ребенка в художественном произведении необходимо учитывать следующее:
1. Психологический анализ. ( Подробное, в деталях воссоздание чувств, мыслей, побуждений - внутреннего мира персонажа)
2.Характер персонажа. Раскрывается в поступках, в отношении к другим людям, в описаниях чувств героя, в его речи
3. Прямая авторская характеристика.
4. Сопоставление героя с другими действующими лицами и противопоставление им.
5.Изображение условий, в которых живет и действует герой.
6.Изображение социальной среды, общества, в которой живет и действует персонаж
Как зима кончилась
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Сказка об осеннем ветре
Сказка "12 месяцев". История и современность
Калитка в сад