Размышления о природе художественного творчества
Вложение | Размер |
---|---|
diskussiya.doc | 33.5 КБ |
Полилог мастеров слова: обмен опытом сочинительства.
Ведущий:
- Уважаемые дамы и господа! Мы собрались сегодня на заседание перед встречей с юными дарованиями, занимающимися в Школе любителей словесности, для того чтобы обсудить, что и как мы будем отвечать на их главный вопрос: как написать творческую работу, чтобы она понравилась и строгой Светлане Амаяковне, и получила приз зрительских симпатий в народном голосовании? Приступаем к прениям!
А.Фет:
- Рад помочь! Любая творческая работа, как и стихотворение, подобно птице, пленяет или задушевным пением, или блестящим хвостом, часто даже не собственным, а блестящим хвостом сравнения. Во всяком случае, вся ее сила должна сосредотачиваться в конце, «в последнем куплете», чтобы чувствовалось, что далее нельзя присовокупить ни звука.
И.Бунин:
- Первая фраза имеет решающее значение. Она определяет, прежде всего, размер произведения, звучание всего произведения в целом. И вот еще что. Если этот изначальный звук не удается взять правильно, то неизбежно или запутаешься и отложишь начатое, или просто отбросишь начатое, как негодное...
Ведущий:
- Господа! Произведения Ваши, Афанасий Афанасьевич, и Ваши, Иван Алексеевич, бесспорно, являются украшением отечественной литературы. Это безоговорочно признается всеми. Однако не будем забывать, ради чего мы собрались. Нам нужно дать урок сочинительства начинающим авторам! Ваши же мнения диаметрально противоположны, и молодым коллегам будет непонятно, чьему совету последовать.
М.Веллер:
- Первая фраза - вот что главное! Прав Иван Алексеевич! Ведь вопрос «Как начать?» довлеет над любым автором. Первая фраза – это камертон, задающий звучание всей вещи. А какой эта фраза может быть, можно узнать, прочитав статью вашего покорного слуги «Технология рассказа». Там я подробнейшим образом, с примерами из произведений многоуважаемых мэтров литературы рассказываю об основных типах первых фраз.
А.Корепанов:
- Однако мне, при всем уважении к Вам и Вашей работе, некоторые варианты начал не очень нравятся! Может, они и хороши – я имею в виду пейзаж, например, но…
М.Горький:
- Позвольте, милейший, возразить Вам! Никаких но!.. Начинать произведение всегда лучше именно картиной – описанием места, времени, фигур. Это сразу введет читателя в определенную обстановку!
А.Корепанов:
- Да я ничего не имею против! Но молодые авторы нынче нетерпеливы! Кроме того, задача у них – удержать массового читателя! А он, к моему сожалению, всевозможные описания, «картины», как Вы говорите, пропускает. Поэтому первый совет-пожелание: не усыпляйте читателя занудными длиннющими вступлениями. Лучше сразу – быка за рога! Начните с интересного эпизода, подденьте читателя на крючок, зацепите его внимание – а уж потом растолковывайте, что к чему и зачем герой мочил из бластера этих зеленых чудиков…
В.Маяковский:
- Нет, господа-товарищи, первая фраза, последняя – не в этом суть! Главное – рифма! Без нее стих рассыплется, именно она заставляет все строки – и первую, и последнюю! – держаться вместе. И только это позволит поэзии (причем, я не только стихи имею в виду!) внедриться в тот участок мозга, сердца, куда иным путем не влезть, а только поэзией. Трудно? Конечно!
Поэзия – та же добыча радия,
В грамм добыча – в год труды.
Изводишь единого слова ради
Тысячи тонн словесной руды!
К.Бальмонт:
- А я пишу стихи иначе, господа!
Рождается внезапная строка,
За ней встает немедленно другая,
Мелькает третья ей издалека,
Четвертая смеется, набегая.
И пятая, и после, и потом,
Откуда, сколько, я и сам не знаю,
Но я не размышляю над стихом,
И, право, никогда не сочиняю.
М.Цветаева:
- А я не верю стихам, которые льются, рвутся – да!
Б. Васильев:
- Спокойнее, спокойнее, коллеги! Экспрессия, накал мыслей и чувств могут передаваться не только ритмом и рифмой, но и названием! Не кажется ли вам, что мы о нем не имеем права умолчать? Вот мой друг Юрий Бондарев сменил первоначальное название своей повести «Дни без милосердия» на «Горячий снег». Правда, ведь не зря? Это сопоставление несопоставимого привлекает внимание. Так что название в произведении играет немаловажную роль!
Ведущий:
- Коллега, Вы вполне бы могли произнести оксюморон, наши юные друзья (и в этом убеждают выполненные ими в Школе любителей словесности задания) прекрасно знают, что это такое! И еще я упрекнул бы Вас в излишней скромности: почему Вы, расхваливая многоуважаемого Юрия Васильевича, не рассказали о том, как сами мастерски озаглавили одно из лучших произведений военной прозы «А зори здесь тихие»? И Афанасию Афанасьевичу было бы приятно: ведь именно от последней строки Вы перекинули мостик к названию повести! Мы все помним, какие незабываемые чувства испытывали, когда читали последнюю строчку произведения - слова героя, прошедшего через горнило войны, столько всего пережившего, но не очерствевшего душой: «А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел».
Б. Васильев:
- Потому и не рассказал, что мое название «Весною, которой не было» на «А зори здесь тихие» переменил не я (но с моего, конечно, согласия!), а Евгений Михайлович Винокуров, бывший в то время завотделом рукописей. Умолчание, которое он заложил в название, действительно, раскрывается всем ходом действия повести, но передает не суть происходившего, а душевное состояние, эмоциональное напряжение героев, которое передается и читателям. И я бесконечно благодарен ему за внесенные коррективы.
Ведущий:
- Итак, коллеги, мы можем подвести итоги нашей виртуальной дискуссии. От вашего имени я поблагодарю всех, кто с таким старанием занимался в «Школе любителей словесности», пробовал свои силы в исследовательской работе, приобретал бесценный опыт вдумчивого читателя и – более того! – пробовал сочинять сам. Выражу надежду на то, что непременно из этих ребят вырастут в будущем прекрасные люди, ведь они на деле доказывали своими работами, что они – не Иваны, не помнящие родства, а люди, которые любят, знают, ценят и берегут наши главные национальные достояния – язык и литературу. А станут ли они писателями?... Безусловно, если есть у них такая мечта… Но разве это важно? Важно то, что они именно такие, какими мы все хотели видеть своих потомков. Не правда ли?
Спасибо всем за участие в дискуссии!
Под парусами
Этот древний-древний-древний мир!
Пустой колос голову кверху носит
Сверчок
Чайковский П.И. "Детский альбом"