Образ лебедя в мифопоэтической традиции.
Цель работы:
Ø изучить и подробно узнать о некоторых наиболее доступных моему восприятию мифопоэтической традиции образа Лебедя в литературе и изобразительном искусстве.
Задачи:
Ø изучить литературу о традиции образа Лебедя тесно связанного с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем и др., со святыми, преданиями о происхождении человека от лебедя;
Ø противопоставить в мифе и сказке белого и чёрного Лебедя;
Ø определить значимость полученных мною знаний.
Методы исследования:
теоретический (изучение литературы)
сравнительно-сопоставительный (типологический)
Теоретическая значимость:
в работе собирательный Образ лебедя в мифопоэтической традиции.
Гипотеза:
в мифопоэтической традиции образ Лебедя является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя.
В мифопоэтической традиции образ Лебедя тесно связан с Афродитой, Аполлоном, Зевсом, Ледой, Орфеем, Брахмой, Сарасвати и др., со святыми, например, с шотландским святым Катбертом, обычно изображаемым на скале в святой земле в обществе Лебедя и выдры. Особое значение имеет мотив обращения в Лебедя громовержца Зевса, увлечённого красотой Леды, который является вариантом и трансформацией мифологемы о космическом яйце и составляет часть мифологического и сказочного сюжета, имеющего варианты о метаморфозе Лебедя в девицу и девицы в Лебедя.
У многих народов Зауралья гуси и лебеди являлись тотемными животными: у айнов существовали предания о происхождении человека от лебедя, у монголов считалось, что первые люди были сделаны из лебединых лап, Иси-Каз (старый гусь) называлось одно из киргизских племен, гусь был тотемом одной из фратрий хантымансийцев, одного из юкагирских родов, лебедь был тотемом якутов, алтайцы представляли своего первопредка, доброго духа Ульгеня в виде светлого гуся. Возможно, что гусь был тотемом хазар (др. русск. "казаре") и половцев (куман) — на некоторых тюркских языках "каз" — гусь, (ср. "казакра" — вид дикого гуся), "кум" — лебедь.
Птицы (верх), но связанные с водой (низ); приносящие весну, но имеющие белоснежное оперение. У айнов лебедя называли "дух снега", по словам киргиз лебедь приносит снег и холод.
Античные представления о предсмертной лебединой песне широко известны, нашли они свое отражение и в "Слове о полку Игореве": "Боян пускал десять соколов на стаю лебедей, какую настигал сокол, та первая песнь пела ... "
В "Слове о полку Игореве" есть одно любопытное место: "Встала обида в войсках Дажь-Божьего внука, вступила девой на землю Троянову, всплескала лебедиными крылами на синем море у Дона, плеская растревожила времена обилия", после чего началась междоусобица. В славянской (русской) мифологии вообще много женских образов, выступающих в облике лебедя (Леля-Жива-Морена, Заря-зареница, Дива- Додола, сказочная царевна-Лебедь, птица Сва). Культ лебедя у славян археологически подтвержден.
На Руси гуси-лебеди были связаны с представлением о загробном мире.
Среди женских персонажей, связанных с гусями-лебедями, следует добавить Бабу Ягу. Эти птицы охраняли ее избушку так же, как гуси охраняли храм Юноны Капитолийской (те самые гуси, которые спасли Рим).
Особенно важно противопоставление в мифе и сказке белого и чёрного Лебедя (жизнь — смерть, добро — зло). Нередко тёмные силы маскируются образом белого Лебедя, вслед за этим обычно следует их разоблачение (ср. пословицу о лебедях, оказавшихся гусями, как актуализацию мотива обманутых обещаний, неподлинности, лживости).
Образ Лебедя используется и как элемент астрального кода; так, в римской мифологии Цигнус (Cygnus, букв. «лебедь») оказывается на небе как северное созвездие Млечного пути. Иногда Лебедь выступает в качестве тотема: якуты вели своё происхождение от девицы-Лебедя, бурятские роды Шарят и Харят — от брака шамана с девицей -Лебедем , небесный владыка австралийских аборигенов Байаме происходил от рода чёрных Лебедей. В отдельных случаях образ Лебедя приобретает редкие значения. В кетском мифе Лебедивыступают как вестники весны и тепла.
Мифологические значения Лебедя клишируются в геральдике и (шире) в поэтической символике произведений прикладного искусства (Лебедь как знак поэта; Лебедь под лавровым деревом; Лебедь, поющий при веянии ветерка; Лебедь, поющий на гробнице; два Лебедя у кипариса, к которому прислонена лира; Лебедь, падающий в воду, и молния; Лебедь на водах; Лебедь и орёл, от которого он отворачивается, и т. п.).
Одна из наиболее разработанных и освоенных литературой мифологем - умирающий Лебедь, который в минуту смерти взмывает вверх, навстречу небу и солнцу, издаёт последний крик и мертвый, низвергается в воду. Образ Лебедя выступает как символ поэта, певца и высоты поэзии (ср. «Лебедь» Р.Державина, «Царскосельский лебедь» В. А. Жуковского). Эта символика в своей основе связана и с представлением о способности души странствовать по небу в образе Лебедя, выступающего как символ возрождения, чистоты, целомудрия, гордого одиночества, мудрости, пророческих способностей, поэзии и мужества, совершенства, но и смерти.
Лебедь со времен античности выступал символом поэта, лебедь был птицей, посвященной Аполлону, богу искусства. Гораций оформляет мотив превращения души поэта, покидающего этот мир, в лебедя; этот мотив на русской почве проявится в творчертве Г. Р. Державина («Лебедь» -1804
Г. Р. Державин ЛЕБЕДЬ (1804)
Райнер Мария Рильке. Лебедь (1907)
Образ лебедя имеет богатую традицию поэтических истолкований. Лебеди - неотъемлемый атрибут царскосельских парков, красота этих птиц гармонировала с красотой царскосельского комплекса, что, видимо, и послужило оформлению мифа о них как местных духах-покровителях.
Образы Лебедя и «лебедь-девицы» популярны в искусстве символизма и «модерна» (С. Малларме, Э. Мунк, М. А. Врубель и др.); в ХХ в.— в иллюстрациях А. Матисса.
…За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть...
Александр Сергеевич Пушкин
Прототипом образа послужила жена художника Надежда Ивановна Забела-Врубель. Мастер был поражён её сценическим воплощением роли Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Источником вдохновения Михаила Александровича служили также русский былинный эпос и национальные фольклорные традиции. Опираясь на легенду, миф, былину, художник не иллюстрировал их, но создавал собственный поэтический мир, красочный и напряжённый, полный торжествующей красоты и вместе с тем тревожной таинственности, мир сказочных героев с их земной тоской и человеческим страданием.
Ян Асселин. Испуганный лебедь (1860)
Конашевич В.М. Иллюстрация к сказке «Дикие лебеди»
Константин Алексеевич Васильев
Гуси-лебеди. 1967.
Лаконичными, выразительными средствами, достоверностью пейзажа обыгрывается тема любви, красоты и супружеской верности, символом которой на Руси издавна считалась пара белых лебедей.
Вложение | Размер |
---|---|
sidorovao.yu_._obraz_lebedya_v_mifopoeticheskoy_tradicii.rar | 2.94 МБ |
Снежная книга
Карандаши в пакете
Астрономический календарь. Март, 2019
Две лягушки
Любимое яичко
Комментарии
Образ лебедя в мифопоэтической традиции.
В работе собирательный Образ лебедя в мифопоэтической традиции.
Образ лебедя в мифопоэтической традиции.
Мифопоэтические традиции образа Лебедя в литературе и изобразительном искусстве.