Творческая работа на Всероссийский конкурс "Товарищ, верь..." , посвященный 190-летию восстания декабристов в номинации сочинение
Вложение | Размер |
---|---|
sochinenie_o_pestele_.doc | 518.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2» г. Меленки Владимирской области
Творческая работа
на Всероссийский конкурс «Товарищ, верь…»,
посвященный 190-летию восстания декабристов,
в номинации сочинение
ученицы 9 класса
Марковой Екатерины Сергеевны.
Январь 2012 года
В поисках «розы без шипов», или Его величество парадокс.
Потомство есть своего рода кассационный суд, который разбирает инстинктивно дела прошедших времен… Н.М.Карамзин.
…Абсолютно не претендуя на роль судьи (нет на то морального права!), в очередной раз хочу погрузиться в дела прошедших времен, чтобы понять, что привело достойнейших людей России в 1812 году на Сенатскую площадь. Горстка смельчаков, мечтающая о лучшей доле для русского народа, с одной стороны, а с другой - ?
«Славы для России довольно, больше не нужно, ошибется, кто больше пожелает. Но когда подумаю, как мало еще сделано внутри государства, то эта мысль ложится мне на сердце, как десятипудовая гиря», - под этими словами императора Александра I (!!!) в то далекое время мог подписаться не один будущий декабрист. Так были ли эти две стороны противоборствующими? Противники они или сподвижники?
Цели императора и декабристов - вот парадокс! – одинаковые: Конституция, европейский стиль жизни и политики. И тот, и другие мучительно искали решения проблемы: как добиться коренных социальных преобразований, либо совсем не прибегая к насильственным методам, либо избегая крайностей и злоупотреблений «царства террора».
Умом каждый из них понимал, что «розы без шипов» не растут, но сердцем, сердцем стремился к переменам. Может, поэтому Александр I, метко названный П.А. Вяземским «сфинксом, не разгаданным до гроба», так и не отдал приказ об аресте участников запрещенных им тайных обществ, хотя полный список их лежал у него на столе? Может, поэтому В.Кюхельбекер (уже в заключении и ссылке!) писал об Александре как о государе, «которого память была и будет ему драгоценною»? И разделяли эту точку зрения многие…
Однако император умер, так и не оправдав не только возлагавшихся на него надежд, но и (опять парадокс?) собственных желаний и амбиций. А выход на Сенатскую площадь тех, кого потом назовут декабристами, не стал, как они мечтали, альтернативой «ужасам» Французской революции. Российский опыт «бескровной» военной революции закончился жестокой казнью на кронверке Петропавловской крепости пятерых из восставших.
Перекличка судеб, судеб трагических, - примета этого легендарного времени.
Одной из самых ярких фигур декабристского движения, фигурой трагической и парадоксальной, был Павел Иванович Пестель. Его жизнь, насыщенная трагической борьбой с людьми и обстоятельствами, поражает мое воображение.
Сын «тирана Сибири» - его отец был генерал-губернатором.
Участник Отечественной войны 1812 года – тяжело ранен при Бородино, награжден Золотой шпагой «За храбрость». Масон с 1812 года – с 19 лет!
Автор «Русской Правды», над которой работал двенадцать лет и в которой изложен «русский путь» буржуазной эволюции страны (огромное количество уникальных фактов и удивительных прозрений, трезвых предложений и утопических проектов). Однако незадолго до гибели он дело всей своей жизни назвал «ребячеством», а веру в возможность социальных преобразований при помощи военной революции силами тайного общества - «мечтой». Более того, в ноябре 1825 года даже хотел идти с повинной головою к царю. В его голове возникает фантастический план: явиться самому к государю и, пугая ростом рядов тайного общества и весьма вероятной гражданской войной в стране, убедить его «даровать» стране конституцию. Лишь крайней степенью отчаяния можно объяснить появление у Пестеля столь парадоксальных мыслей! Ведь он был убежден: «Государи всегда питают враждебное чувство к конституциям и думают, что оные, как тарифы, можно переменять по произволу».
Организатор и глава Южного Общества, одного из самых многочисленных тайных обществ, «первейшая пружина всех его действий». Арестован накануне 14 декабря 1825 года в результате доноса того, кого лично рекомендовал и принял в члены Южного общества – А.И. Майбороды.
Получив приказ явиться в штаб армии, предвидел, что будет арестован, однако ядом, купленным еще в 1813 году, не воспользовался. Мог разом покончить с ожидавшими его муками многомесячного следствия и позорной казни, но с твердостью совершил свой жизненный подвиг: перед следователями был не подсудимый, желающий уменьшить свою вину и цепляющийся за жизнь, а политический деятель, вещающий от лица Истории и во имя Истории. Пестель стремился оставить нам, его потомкам, правдивую историю тайного общества.
Осужден вне разрядов и приговорен к смертной казни, хотя, как известно, на Сенатской площади не был. Казнен (не за деяния, а лишь за замыслы!) на кронверке Петропавловской крепости 13 июля 1826 года. Вместе с теми, кто не только не понял его во время приезда в Петербург в 1824 году, но и понял превратно: якобы не для пользы общего дела призывает Пестель к объединению Северного и Южного обществ, а стремится к личной власти и хочет стать вторым Наполеоном. С Кондратием Рылеевым, заявившим: «Пестель человек опасный для России и для всех видов общества»… Со своими оппонентами Михаилом Бестужевым-Рюминым и Сергеем Муравьевым-Апостолом, относящимся к нему холодно и до последней минуты не скрывавшим этого отношения… С Каховским, которому он, уверяющий всех в готовности во имя идеи к истреблению всей царской семьи, так и не смог подать руки из-за того, что тот стрелял и возможно (только возможно!) убил Милорадовича!.. Сплошные парадоксы…
Пятеро казненных ушли, многого не досказав друг другу, единомышленникам и оппонентам, и нам, их потомкам. Мы же, вступая в «мысленный диалог» с культурой декабристов, задаем ей неожиданные вопросы, инстинктивно находим ответы на них: и постигая парадоксы судьбы декабристов, мы начинаем глубже постигать себя и свое время, в которое живем. Ведь и сейчас продолжается поиск пути дальнейшего развития страны, с трудом, но формируется плюрализм мнений, судьба каждого из нас не предопределена, а зависит от нас самих, от нашего выбора. Это, безусловно, роднит наше время со временем декабристов. Не поэтому ли и вглядываемся снова и снова в «дела прошедших времен», ищем (пусть инстинктивно!) иные пути? Пытаемся не повторить ошибок? Может быть…
Было бы не парадоксом, а трагедией не реализовать вновь шанс, предоставляемый Историей.
Две снежинки
Отчего синичка развеселилась
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Извержение вулкана
И тут появился изобретатель