работа по русскому языку
Вложение | Размер |
---|---|
esse.doc | 29 КБ |
Одна и та же социальная роль по-разному переживается, оценивается и реализуется разными людьми.
"Когда мы осмыслим свою роль на земле, пусть самую скромную и незаметную, тогда лишь мы будем счастливы".
Антуан Сент-Экзюпери
Каждый человек, живущий в обществе, должен играть определенную социальную роль. К его поведению общество предъявляет определенные требования. Нет одинаковых людей, а потому одна и та же социальная роль будет по-разному играться разными людьми.
Я согласна с данным высказыванием. Действительно, к человеку, живущему в обществе и занимающему определенные позиции, имеющему определенный статус, будут предъявляться те или иные требования. При этом, требования допускают определенную вариативность поведения. И каждый человек данные требования будет обыгрывать по-своему.
Социальная роль — модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личностных отношений. Другими словами, социальная роль — это поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус. А социальные роли - это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Более того, современное общество требует от индивида постоянной смены модели поведения для выполнения конкретных ролей.
Социальная роль – это динамическое понятие. И действительно каждая роль предполагает игру по определенным правилам. Но подобно тому, как в театре каждый актер передает слова, написанные автором и вложенные в уста его героя, по-своему, так и в обществе происходит с социальными ролями человека. Интересно и то, что в современном обществе широкое распространение получили ролевые конфликты, возникающие в ситуациях, когда от индивида требуется одновременное выполнение нескольких ролей с противоречивыми требованиями.
Влияние социальной роли на развитие личности достаточно велико. Развитию личности способствует ее взаимодействие с лицами, играющими целый ряд ролей, а также ее участие в максимально возможном ролевом репертуаре. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.
Виды социальных ролей определяются разнообразием социальных групп, видов деятельности и отношений, в которые включена личность. В зависимости от общественных отношений выделяют социальные и межличностные социальные роли.
Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук... Мужчина и женщина - это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.
Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, любимый и т. д.).
В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, в наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.
Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.
Так, например, к роли ученика предъявляются следующие требования: посещать занятия, выполнять требования учителя, делать домашнее задание и т.д. Но даже если взять любой класс, то каждый ученик в нем по разному выполняет эти требования: кто-то добросовестно выполняет все требования к учебному процессу, но отличается плохой дисциплиной, кто-то не выполняет ни того, ни другого и т.д. Еще одним примером может быть роль солдат, которая связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. И так происходит с каждой социальной ролью: будь то роль ученика, солдата, матери или руководителя государства.
Сказка "12 месяцев". История и современность
У меня в портфеле
Снег своими руками
Алые паруса
Ломтик арбуза. Рисуем акварелью