исследовательская работа о детских правонарушениях.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 31.06 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 12 города Подольска
( 142117 Московская область, город Подольск, ул. Гайдара, дом 10,
тел. 8 (4967) 63-89-82
Проектно-исследовательская работа
«Проступок. Правонарушение. Преступление»
Автор работы:
Кирюшина Юлия Вадимовна, учащаяся 5 класса МОУ СОШ № 12
города Подольска Московской области
дом. адрес: 142116, г. Подольск, улица Гайдара, дом 8-в, кв.31 тел. 8 (4967) 55-54-62, эл.адрес: luba.ivleva@yandex.ru
Научный руководитель:
Караховская Наталья Николаевна
учитель русского языка и литературы
г. Подольск 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1-2 стр.
Глава 1. Проступок 2-4 стр.
Глава 2. Правонарушение 4-7 стр.
Глава 3. Преступление 7-9 cтр.
Глава 4. Международные документы, касающиеся
проблемы правонарушений и преступлений
несовершеннолетних 9-11 стр.
Выводы 11-12 стр.
Список использованной литературы 13 стр.
Приложение. 14-32 стр.
ВВЕДЕНИЕ.
Создание совершенного общества, где не было бы места несправедливости, хамству, грубости, преступности, где все были бы свободны и счастливы, всегда было и будет мечтой. Ведь даже в таком благополучном карликовом государстве Монако, где почти нет преступности, все равно существует тюрьма, хотя и маленькая.
Мир, в котором мы живем, далеко не идеален, и нам приходится жить в данной реальности. Но именно от нас с вами зависит будущее. Чтобы наша земля стала благополучнее, нужно каждому относиться к себе более критично, изживать в себе все плохое, будь то употребление ненормативной лексики или небольшие и безобидные, как нам кажется, акты вандализма. Cтараться соблюдать моральные, этические нормы и законы. А для того, чтобы их соблюдать, следует их знать и понимать.
Так, например, в каждом доме существует определенный порядок: подъем, утренний душ, завтрак, школа, обед, приготовление уроков, прогулка, уборка, свободное время и сон. Определенные порядки заведены и в школе: нельзя опаздывать на занятия, пропускать уроки без уважительных причин, следует выполнять домашние задания. Свои правила существуют и на улице: дорогу следует переходить только на зеленый свет светофора, управлять транспортным средством можно только при наличии водительского удостоверения. Все эти правила надо знать и соблюдать. Многие дети думают, что, когда они вырастут, то им все будет разрешено и не будет никаких запретов, можно будет жить по своим правилам и законам, не слушать родителей и учителей. Но не тут-то было! Попробуйте, нарушив правила дорожного движения, перейти дорогу на красный свет. Что из этого выйдет? В лучшем случае, вы благополучно перейдете дорогу, а в худшем … Об этом лучше даже не думать. Или, например, будете ходить в школу, когда вам заблагорассудится, скажем, один раз в неделю и только на уроки физкультуры. Какие будут последствия прогулов? Это не так уж трудно предугадать. А если все одноклассники станут себя вести так, как захотят? А если все учащиеся школы?
Давайте еще представим себе, что и взрослые перестанут соблюдать правила и станут вести себя, как захотят: бросят работу и буду жить в свое удовольствие, перестанут заботиться о нас, детях. Наступит просто жуткий хаос, и все мы будем плакать и вспоминать заведенные правила и порядки.
Все установленные правила, нормы, порядки возникли не сразу, а человечество на протяжении столетий их формировало и оттачивало. Так возникли нормы поведения, а самые важные из этих правил становились законом.
О том, что надо отвечать за свои поступки, мы постоянно слышим от своих родителей и учителей. Уже с раннего детства необходимо держать ответ за свои поступки. Причем ответственность растет по мере нашего роста и взросления.
ГЛАВА 1 . ПРОСТУПОК.
Маленький малыш уже в детском саду узнает, что такое хорошо, а что – плохо, что существуют границы дозволенного.
Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
Отсутствие границ дозволенного создает хаос в жизни ребенка. Хороший пример воспитания без ограничений показан в фильме «Игрушка» (Франция, 1976г.), который мы все прекрасно помним. Отсутствие наказания за шалости и проступки ведет к тому, что ребенок перестает чувствовать вину за свое поведение, а взрослый человек (герой Пьера Ришара) становится игрушкой, которым управляет избалованный мальчишка.
А давайте посмотрим в толковом словаре, что такое проступок. Проступок - поступок, нарушающий правила поведения, провинность. (Толковый словарь Ожегова). А тогда что же такое шалость? Шалость – шутливая проделка, проказа (Толковый словарь Ожегова). Это действие, цель которого пошутить над человеком, разыграть его.
Шалить и проказничать мы начинаем уже с самых ранних лет, с детского садика.
Мячик маленький нашел-
Этот мячик проколол.
А когда конструктор взял-
Все детали растерял!
Чем играть теперь другим?
Нет, не надо быть таким!
Вы игрушки берегите
И заботливо храните.
Однако даже самая невинная шалость наносит вред окружающим людям и тебе самому, так как не все любят, когда над ними подшучивают.
Ведь если вы шалить начнете
И зря учителя прервете,
То он порядок наведет,
Но время даром пропадет!
В раннем детстве за шалости никто не обвинит малыша в преступлении (за кражу из-за того, что малыш взял поиграть чужую машинку, за грабеж – за то, что вырвал из рук девочки куклу). Такое обвинение выглядело бы нелепо потому, что ребенок младшей группы детского сада еще не может понять, что так делать нельзя, он не способен дать оценку своим поступкам. Через несколько лет малыш подрастет и уже в начальной школе способен дать оценку своим поступкам, понимает, что существует ответственность за нарушения правил и норм поведения.
Вот сидит за партою
В школе Носорог.
Парта разрисована вдоль и поперек.
Получается, что растем мы, и, вместе с нами, растет и наша ответственность. Чтобы человек стал отвечать за те или иные свои поступки, он должен приобрести определенные жизненные знания, навыки, которые приходят с опытом и ,естественно, с возрастом.
За серьезные проступки предусмотрена административная и уголовная ответственность, которая четко прописана соответственно в «Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях» и «Уголовном кодексе».
ГЛАВА 2. ПРАВОНАРУШЕНИЕ.
Иногда очень трудно бывает определить грань между обычным проступком и правонарушением. Всем известны такие понятия как аморальный поступок, аморальное поведение. Аморальное поведение- поведение, которое идет вразрез с моралью. Что такое мораль?
Мораль- это нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность (Толковый словарь Ожегова). Это совокупность норм и правил, принятых в обществе, регулирующих поступки человека. Эти нормы нигде не прописаны, за их нарушение наступает моральная ответственность. За аморальный поступок (грубость по отношению к старшим, сплетни, жадность, ложь, ябедничество) могут осудить только люди.
В отличие от аморального поступка, правонарушение- это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу, за которое существует административная ответственность. Эта ответственность прописана в «Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.»
Административная ответственность наступает по достижении 16 лет и применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. Если подросток совершил административное правонарушение, но на момент его совершения не достиг 16 лет, то ответственность несут родители.
К административным правонарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, появление в состоянии опьянения в общественном месте, распитие спиртных напитков в общественном месте, нарушение противопожарной безопасности и многие другие.
В школах, расположенных рядом с железными дорогами, мальчишки
часто подкладывают на рельсы разные предметы. Что это проступок или правонарушение? Откроем Кодекс РФ об административных правонарушениях. Статья 11.1. гласит: «Повреждение железнодорожного пути, сооружений и устройств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования, сбрасывание на железнодорожные пути или оставление на них предметов, которые могут вызвать нарушение движения поездов, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей либо административный арест на срок до 15 суток». Теперь видим, что подкладывание на рельсы предметов – правонарушение и является наказуемым деянием.
Безбилетный проезд в электропоездах на первый взгляд вроде бы безобидный поступок, но статья 11.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях говорит о другом: « Безбилетный проезд в пригородном поезде влечет наложение административного штрафа в размере 100 рублей». То же касается и безбилетного проезда в городском общественном транспорте: автобусе и троллейбусе.
А давайте еще подумаем: появление в школе ребят на дискотеке после распития пива или алкогольного энергетического напитка будет проступком или правонарушением? Статья 20.22 Кодекса РФ об административных правонарушениях гласит: «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до 16 лет, а равно распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от 3 до 5 минимальных размеров оплаты труда». Значит это уже не проступок, а наказуемое административное правонарушение.
Так какие же виды наказания предусмотрены за административные правонарушения ? За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: 1. предупреждение; 2. административный штраф; 3.исправительные работы, 4.административный арест и другие.
Теперь мы уже знаем, что такое административные меры воздействия. Однако самым строгим законодательством было и всегда будет уголовное, нарушение которого грозит весьма суровым наказанием, вплоть до лишения свободы.
ГЛАВА 3. ПРЕСТУПЛЕНИЕ
К уголовной ответственности привлекаются лица, совершившие преступление.
Что такое преступление? Преступление – это общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Что это означает? Это значит, что Уголовный кодекс (УК РФ) содержит перечень всех деяний, которые относятся к разряду преступлений. Все они перечислены в статьях, начиная со 105 и заканчивая 360. Но каждое преступление преступлению рознь. Необходимо знать, какие действия оцениваются как самые тяжкие, самые опасные и, настолько нетерпимы обществом, что совершивший их человек должен понести суровое наказание. Ведь уголовное наказание – это всегда серьезные ограничения. Уголовный кодекс предусматривает лишение свободы, а значит, привычной обстановки, общения с родными, возможности распоряжаться личным временем, выбирать занятия по душе. В результате наказания, проведенного в местах заключения, из жизни вычеркиваются годы. Цель, которую преследует суд, когда назначает такую меру – защитить общество от преступников – людей, совершающих преступления.
По степени своей тяжести все преступления делятся на 4 группы :
преступления небольшой тяжести (наказание за их совершение не превышает 2 лет лишения свободы) : побои (ст. 116 УК), умышленное уничтожение или повреждение имущества (ч. 1 ст. 167 УК), оскорбление (ст. 130 УК) и т.д.;
преступления средней тяжести (наказание за их совершение не превышает 5 лет лишения свободы): вандализм (ст. 214 УК), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК), и т.д.
тяжкие преступления (наказание за их совершение не превышает 10 лет лишения свободы): грабеж (ст. 161 ч. 2 УК) , истязание (ст.117 ч.2), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 ч. 1,2 УК);
особо тяжкие преступления (за их совершение предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 10 лет или более строгое наказание): убийство ( ст. 105 УК), бандитизм (ст. 209 УК), терроризм (ст. 205 ч. 3 УК), разбой (ст. 162 УК) и др.
Также преступления бывают умышленными и неумышленными – совершенными по неосторожности.
Преступление, совершенное по неосторожности - преступное деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Пример: мальчишки стреляют из пневматического ружья в мишень на заборе, а попадают в идущего недалеко от этого забора человека, причинив травму. Или учащиеся класса, которые в отсутствие учителя зажигают на елке бенгальские огни, устроившие пожар во всей школе. Эти дети даже и не предполагали, чем могут обернуться их поступки, так как не имели подобного печального опыта.
Умышленное преступление - преступное деяние, совершенное с умыслом, когда человек сознает и желает наступления последствий своего преступления. Пример тому - прицельная стрельба из ружья по прохожим, которую ведут ребята из окна жилого дома и радуются каждому попаданию. Это одноклассники, которые, решив выместить зло за плохие оценки, за вызов родителей к директору, облив школьную раздевалку бензином, устраивают пожар.
В каждой школе найдутся лентяи, которым не хочется учиться. Они надеются, что звонок в милицию : «В школе заложена бомба!» спасет их от контрольной. Глупо. Это уже не шутка, а умышленное преступление, за которое предусмотрена серьезная ответственность.
С классификацией преступлений мы разобрались. Теперь возникает вопрос: когда и за что наступает уголовная ответственность детей? Этому в Уголовном кодексе посвящена статья 20: «Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее на момент совершения преступления 16-летнего возраста». Значит до 16 лет можно совершать преступления и не вспоминать об Уголовном кодексе? Не тут-то было. В той же статье 20, часть 2 указывается, что за совершение особо тяжких преступлений (убийство, похищение человека, захват заложника, терроризм, разбой и т.д.) уголовная ответственность наступает с 14 лет.
За преступления, совершенные по неосторожности, уголовная ответственность наступает с 16 лет.
Не следует обвинять Уголовный кодекс в жестокости по отношению к детям. В 14 лет подростки уже способны разобраться, что такое плохо, давать оценку своим действиям.
ГЛАВА 4. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
Тема правонарушений и преступности несовершеннолетних всегда волновала международную общественность, правоведов. Особенности несовершеннолетнего возраста не могут не учитываться в праве, ведь несовершеннолетний – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых.
14 декабря 1990 года Генеральной Ассамблеей ООН была утверждена Резолюция № 45/112 «Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних». Это так называемые «Эр-Риярдские руководящие принципы».
Они включают следующие основополагающие принципы:
1. Предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Участвуя в законной, социально полезной деятельности и вырабатывая гуманистический взгляд на общество и жизнь, молодежь может быть воспитана на принципах, не допускающих преступную деятельность.
2. Для того, чтобы предупреждение преступности среди несовершеннолетних было эффективным, необходимы усилия всего общества в целом в целях обеспечения гармоничного развития подростков при уважении к их личности и поощрении ее развития с раннего детства.
3. Для целей толкования «Руководящих принципов» должна проводиться ориентация на нужды детей. Молодые люди должны играть активную роль в обществе и быть его полноценными участниками и не должны рассматриваться лишь как объекты для подготовки к жизни в обществе или контроля.
4. При осуществлении «Руководящих принципов» в соответствии с национальными правовыми системами в центре внимания любой программы предупреждения преступности должно быть обеспечение благосостояния молодежи с раннего детства.
5. Следует признать необходимость и важность осуществления прогрессивной политики предупреждения преступности несовершеннолетних, а также необходимость и важность систематического изучения и выработки мер. Такая политика и меры должны предусматривать:
- обеспечения возможностей, в частности возможностей в области получения образования, и создание системы поддержки, обеспечивающей развитие личности молодых людей;
- учет того, что поступки молодых людей или поведение, которое не соответствует общим социальным нормам и ценностям, во многих случаях связаны с процессом взросления и роста и что, как правило, по мере взросления поведение большинства индивидов самопроизвольно изменяется;
- осознание того, что, по преобладающему мнению экспертов, определение молодого человека как «нарушителя», «правонарушителя» или «начинающего правонарушителя» во многих случаях способствует развитию устойчивого стереотипа нежелательного поведения у молодых людей.
ВЫВОДЫ:
Может ли человек оправдать совершенный им плохой поступок: проступок, правонарушение, преступление? Наверное может, если не имеет достаточного опыта и не ориентируется в административном и уголовном законодательстве. Каждый распоряжается своей судьбой сам и сам расплачивается за неверные шаги. Но очень трудно исправить сломанную жизнь, когда многое упущено, восстановить доверие и доброе отношение людей.
Для того, чтобы моим одноклассникам и всем ребятам моего возраста было легче изучить и понять Уголовный кодекс я постаралась создать «УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС для детей младшего и среднего школьного возраста в рисунках». В процессе работы я совершила много интересных открытий в области законодательства, сделала важные выводы, которые, надеюсь, помогут мне принимать верные решения в жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.«Большая книга правил поведения для воспитанных детей»
Автор: Шалаева Г.П., ЭКСМО, 2007 год
2. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Ожегова
ОНИКС, Мир и Образование 2009 г.
3. «Кодекс РФ об административных правонарушениях» с изменениями на 21.07.2011г.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации с дополнениями и комментариями 2011 год
5. «Граждановедение» (ответственность за правонарушения) 7 класс
Учебное пособие для учащихся 7 классов, их родителей и учителей
Я.В. Соколов
Москва НВЦ «Гражданин» 2000г.
6. «Граждановедение»
Учебное пособие для учащихся 6 классов, их родителей и учителей
Москва НВЦ «Гражданин» 1999 г.
7. «Уголовный кодекс для детей среднего и выше среднего роста и их родителей» А.Н. Волобуев
Москва.ЛексЭст, 2003 год
8. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1990 г. N 45/112
Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних
Рисуем весеннюю вербу гуашью
Сладость для сердца
Снеговик
Выбери путь
Ребята и утята