Исследовательская работа шестиклассницы, увлёкшейся мистическими повестями Н.В.Гоголя
Вложение | Размер |
---|---|
Творческая работа | 30.54 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Холбонская средняя общеобразовательная школа
Муниципального района «Шилкинский район»
Исследовательская работа
«Мистика в сборнике повестей Н.В.Гоголя
«Вечера на хуторе близ Диканьки»
Выполнила Бянкина Вероника,
Обучающаяся 6 «А» класса
МОУ ХСОШ, руководитель
работы Калиничева Е.А., учитель
русского языка и литературы
Холбон 2009
Оглавление
Введение_________________________________________________________ 3
Цели и задачи работы _____________________________________________ 3
Мистические персонажи произведений Гоголя _________________________ 3
Версия, обосновывающая большую насыщенность мистикой гоголевких текстов 6
Заключение______________________________________________________ 7
Список использованной литературы__________________________________ 8
Введение
Произведения Н.В. Гоголя всегда привлекают красочностью образов и событий, неповторимым украинским колоритом, удивительным оптимизмом авторского изложения и массой мистических деталей, которые прекрасным узором ложатся в канву повествования. Тема, выбранная мною, актуальна, так как 2009 год примечателен тем, что исполнилось 200 лет со дня рождения Н.В. Гоголя. Писатель-классик, Гоголь внёс большой вклад в русскую литературу 19 века. Он был мистиком и великим выдумщиком, необычайной личностью. Может быть именно поэтому, а может, потому, что Н.В. Гоголь – необыкновенно талантливый писатель, сборник лучших мировых мистических произведений, изданный в Америке, открывает именно он, Николай Васильевич Гоголь.
Цель работы: Раскрыть причины насыщенности мистическими персонажами гоголевких произведений через исследование сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и некоторых других повестей.
Задачи: 1. Проработать исходный материал.
2. Классифицировать мистические образы, объяснив их значение и происхождение.
3. Объяснить причины частоты использования данных образов.
Мистические персонажи произведений Н.В. Гоголя.
Я с удовольствием прочитала такие произведения, как «Ночь перед Рождеством», «Майская ночь или утопленница», «Вечер накануне Ивана Купалы», «Страшная месть» и повесть «Вий» из сборника «Миргород». Проработав исходный материал, я заметила, что Гоголь не использует всем известных мистических персонажей, широко распространённых в народных сказках, таких, как Кощей, кикимора, водяной, Баба Яга, леший, домовой и др. В его произведениях я встретила колдунов («… в глубоком подвале у пана Данилы, за тремя замками, сидит колдун» («Страшная месть»), ведьм (« …Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу, и вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле…»( «Ночь перед Рождеством»), ведьмаков ( Пацюк в «Ночь перед Рождеством»), страшного Вия из повести «Вий»( «…приведите Вия! Ступайте за Вием! – раздались слова мертвеца…»), чертей ( «Ночь перед Рождеством») и других. Я решила узнать, какова природа этих необычных героев, откуда они появились и в каких ещё произведениях литературы и фольклора встречаются. Я посмотрела материал энциклопедий, толковых словарей.
Колдун – это мистический персонаж, обладающий необычными магическими способностями.Колдун (колдунья), ведьмак (ведьма), волхв (вельва),чародей (чародейка) — человек, которому приписывается способность мистического воздействия на людей и на явления природы для достижения желаемого эффекта (волшебство, магия).
В основе «ритуальной магии» (колдовства) лежат ритуальные действия, позволяющие воспринимать «тонкие материи», «духов». Он сторонник чёрной магии, во многих произведениях является отрицательным персонажем, творящим зло. Своей ролью и значением в произведениях напоминает ведьму. В своей повести « Страшная месть» Гоголь описывает его так: «…приподняв иконы вверх, есаул готовился сказать короткую молитву…, как вдруг закричали, перепугавшись, игравшие на земле дети, а вслед за ними попятился народ, и все показывали со страхом пальцами на стоявшего посреди них козака. Кто он таков, никто не знал. Но уже протанцевал он на славу козачка. И уже успел насмешить обступившую его толпу. Когда же есаул поднял иконы, вдруг всё лицо его переменилось: нос вырос и наклонился в сторону, вместо карих, запрыгали зелёные очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился, как копьё. Изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб, и стал козак – старик. - Это он! Это он!- кричали матери, хватая на руки детей своих…». Как мы видим, Гоголь – прекрасный словесный рисовальщик. От созданного им портрета колдуна исходит угроза. Но здесь мы видим и другое: Гоголь остаётся в душе истинным православным христианином и утверждает торжество святых икон над нечистой силой – под их властью исчезает обман и колдовство, всё проявляет истинную сущность.
Ведьма – это мистический персонаж, обладающий яркими магическими способностями. Она, как и колдун, любит делать зло людям . Она хитра и остроумна, иногда бывает двулична, может скрывать истинное лицо и род занятий. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается ведьма Солоха. «Она была матерью кузнеца Вакулы и имела отроду не больше сорока лет. Она была не хороша, не дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровывать к себе степенных козаков…, что к ней хаживал и голова, и дьяк Осип Никифорович…, и козак Корний Чуб, и козак Свербыгуз». Ведьма у Гоголя совсем не страшная, она напоминает обыкновенную хуторскую тётушку, занятую исключительно собой и любящую ухаживания за своей особой. Она алчна (мечтает о богатстве Чуба), кокетлива (даже с чёртом), равнодушна к единственному сыну настолько, что не препятствует рисованию святых икон и даже сама ходит в церковь.
Ведьмак- это существо, практически не причиняющее людям вреда, часто даже помогающее им. Он надзирает над ведьмами и мешает им творить зло. В «Ночи перед Рождеством» упоминается ведьмак Пацюк. В произведении Гоголь описывает его так: «Этот Пузатый Пацюк был точно когда-то запорожцем… Давно уже…жил он в Диканьке. Сначала он жил, как настоящий запорожец: ничего не работал, спал три четверти дня, ел за шестерых косарей и выпивал за одним разом почти по целому ведру; впрочем, было где и поместиться, потому что Пацюк, несмотря на небольшой рост, в ширину был довольно увесист… не прошло несколько дней после прибытия его в село, как все уже узнали, что он знахарь. Бывал ли кто болен чем, тотчас призывал Пацюка, а Пацюку стоило только пошептать несколько слов, как недуг будто рукою снимался…». Пацюк, как видим, помогает людям. Он вполне добродушен, озорничает с кузнецом, пришедшим спрашивать дорогу к чёрту. Но он ясно видит чёрта в мешке, а также причины, приведшие к нему Вакулу.
Ещё одно ужасное существо – Вий. Это существо из семейства злыдней. А злыдни, в свою очередь, крошечные существа, селившиеся за печкой и приносившие дому несчастья. У древних славян Вий был известен тем, что насылал ночные кошмары, видения и привидения. Вся сила его была в глазах, которые очень сильно заросли бровями и ресницами и совсем затемнили зрение. Малороссийский Вий – мифическое существо, у которого веки опускаются до самой земли, но если поднять их вилами, то ничто не укроется от его взора. Примечание Гоголя: «Вий – колоссальное создание простонародного воображения. Таким именем называется у малороссиян начальник гномов, у которого веки на глазах идут до самой земли. Вся эта повесть «Вий» есть народное предание. Я не хотел ни в чём изменить его и рассказываю почти в такой же простоте, как слышал». Интересно, что некоторые детали не вошли в поэтический рассказ Гоголя. В некоторых местах люди представляют Вия, как страшного разрушителя, который одним своим взглядом убивает людей и сжигает города. Данный герой упоминается в повести «Вий»: «…И вдруг настала тишина в церкви; послышалось вдали волчье завыванье, и скоро раздались широкие шаги, звучавшие по церкви, увидел он, что ведут какого-то приземистого, дюжего, косолапого человека. Весь он был в чёрной земле. Как жилистые, крепкие корни, выдавались его засыпанные землёю ноги и руки. Тяжело ступал он, поминутно оступаясь. Длинные веки были опущены до самой земли. С ужасом заметил Хома, что лицо было на нём железное. Его привели под руки и прямо поставили к тому месту, где стоял Хома…». Далее, как мы помним, философ посмотрел в глаза Вию и был узнан. Вся нечисть также увидела несчастного и растерзала его. Таким образом, Вий способствовал погублению христианской души, а значит, он страшное существо.
Чёрт – мифический персонаж, отрицательный герой. Он изображается в виде человекоподобного существа с узкой мордочкой, длинным хвостом, свиным пятачком, маленьким ушами и рожками на голове. В повести «Ночь перед Рождеством» упоминается именно такой чёрт. Вот описание Гоголя: «…его узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая всё, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, он переломал бы их в первом козачке. Но зато сзади он был совершенный губернский стряпчий в мундире, потому что у него висел хвост, такой острый и длинный, как теперешние мундирные фалды; только разве по по козлиной бороде под мордой, по небольшим рожкам, торчавшим на голове, и что весь он был не белее трубочиста, можно было догадаться, что он не немец и не губернский стряпчий, а просто чёрт, которому последняя ночь осталась шататься по белому свету…».
Просматривается деление всех мистических персонажей на положительных и отрицательных. К положительным следует отнести знахарей и ведьмаков, к отрицательным – Вия, колдуна и чёрта. Гоголевская же ведьма Солоха имеет как положительные, так и отрицательные качества. По крайней мере, она явно не вредит людям, если не считать большим проступком воровство звёзд с неба. Однако у писателя есть ещё одна ведьма – мачеха панночки из «Майской ночи». Страшная сущность этой ведьмы проявляется в образе жуткой чёрной кошки с железными когтями. Молодая жена сотника зла, чернота её души видна почти воочию: свет месяца не может проникнуть сквозь неё, она непрозрачна. Но зло наказано и в этом произведении, за что мы благодарны Н.В. Гоголю.
Версия, обосновывающая большую насыщенность произведений Гоголя мистическими персонажами.
Стремление Н.В. Гоголя к широкому использованию в своих произведениях мистики объясняется несколькими моментами. Во-первых, писатель прекрасно знал жизнь, быт, верования, суеверия, устное народное творчество Малороссии. Впечатления украинской деревни окружали его с самого детства. Отец писателя был автором комедий, в которых прямо использовался украинский фольклор и изображались быт и нравы жителей Украины. Видел Гоголь в детские годы вертепы(кукольные уличные театры) с их представлениями, полными задора и искромётного юмора. Его сверстники по Нежинской гимназии рассказывали, что Гоголь в праздничные дни отправлялся в предместье Нежина к знакомым, был завсегдатаем на крестьянских свадьбах и других обрядах. В эти годы Гоголь активно интересовался народным творчеством. Интерес будущего писателя к фольклору Украины отразился в многочисленных записях, имевших место в знаменитых тетрадях.-сборниках. Это была «Книга всякой всячины», которую он завёл во время обучения в гимназии в 1826 году. В 1829-31 годах писатель жил в Петербурге, далеко от родины. Неоднократно в письмах к матери и сёстрам он просил прислать ему сведения о тех или иных обычаях и обрядах. В эти же годы большая часть русских читателей увлекалась книгами Погорельского и Сомова, в которые авторы для занимательности вставляли народные легенды. Гоголь к фольклору относился иначе. Он писал: «В тиши уединения готовлю я запас, которого порядочно не обработавши, не пущу в свет». В таких условиях в 1829 году он написал «Ночь перед Рождеством».
Я думаю, что Н.В.Гоголь в своих произведениях использует так много мистики потому, что с самого детства он был погружен в сказки, поверья, легенды и страшные истории Малороссии. Он был буквально околдован этим. И решил воплотить это в своих чудесных повестях и рассказах.
Второе предположение состоит в том, что Гоголь был очень верующим человеком. Он верил истово и сильно. Но нельзя верить в Бога и не признавать существования тёмной стороны. Поэтому его мистические герои столь объёмны, ярки и так хорошо запоминаются.
Заключение.
В ходе работы я пришла к выводу, Что Гоголь с детства интересовался мистикой, записывал фольклор в «Книгу всякой всячины». Именно поэтому он использовал в своих произведениях такое большое количество мистики. А она уже, в свою очередь, раскрашивает его произведения, придает им смешные и страшные, ужасные и задорные оттенки. Я влюбилась в ранние произведения Гоголя, перечитывала их неоднократно, и каждое прочтение давало мне всё новые штрихи к портрету великого мистика, гениального писателя Николая Васильевича Гоголя.
Список литературы
1. Википедия.
2. Н.В Гоголь. Собрание сочинений в 6 томах. Госиздат, 1952-1953 гг. Вступительная статья В.В.Ермилова. примечания А.Л.Слонимского.
3. Универсальная энциклопедия школьника: 5-11 классы./ Мирошниченко С.А. – Ростов н/Д. Феникс: Донецк: издательский центр «Кредо», 2007 год. – 500 с.
По морям вокруг Земли
Заяц-хваста
Учимся ткать миленький коврик
Рыжие листья
Нечаянная победа. Айзек Азимов
Комментарии
Гоголь - также и мой любимый
Гоголь - также и мой любимый писатель)
Наверное, нет более
Наверное, нет более загадочного и мистического писателя, как Николай Васильевич Гоголь. Перечитывая его биографию, многие задаются вопросами. Отчего Гоголь никогда не был женат? Почему у него никогда не было собственного дома? Зачем он сжег второй том «Мертвых душ»? И, конечно, самая большая загадка – это тайна его болезни и смерти.
Жизнь Гоголя – сплошная пытка, самая страшная часть которой, протекавшая в плане мистическом, находится вне нашего зрения. Человек, родившийся с чувством космического ужаса, видевший вполне реально вмешательство демонических сил в жизнь человека, боровшийся с дьяволом до последнего дыхания, - этот же человек «сгорал» страстной жаждой совершенства и неутомимой тоской по Богу.
Великий украинский и русский писатель, Гоголь, как никто другой имел чувство магизма, передавая в своем творчестве действия темных, злых магических сил. Но мистика Гоголя присуща не только его произведениям, но и его жизни, начиная с момента рождения.
История женитьбы его родителей, отца Василия Гоголя на матери Марии Косяровской была также овеяна мистикой. Еще мальчиком Василий Гоголь ездил с матушкой на богомолье в Харьковскую губернию, там был чудесный образ Божьей матери. Оставшись ночевать, он увидел во сне этот храм и небесную царицу, которая предрекла его судьбу: « Ты будешь одержим многими болезнями (и так и было, он страдал многими болезнями), но все пройдет, ты выздоровеешь, женишься и вот твоя жена». Выговорив эти слова, она подняла вверх руку, и он увидел у ее ног маленькое дитя, сидящее на полу, черты которого врезались в его память. Вскоре, Василий, будучи в гостях в соседнем местечке, увидел семимесячную девочку у няни на руках, которая напоминала черты девочки из сна. 13 лет спустя, ему опять приснился сон, в котором в том же храме отворились ворота, и вышла девица красоты необыкновенной и, показав рукой в левую сторону, сказала: «Вот твоя невеста!». Он увидел девочку в белом платьице с теми же чертами лица. Через короткое время Василий Гоголь посватался к тринадцатилетней Марии Косяровской.
Через некоторое время в семье появился сын Николай, названный в честь Святителя Николая Мирликийского, перед чудотворной иконой которого Мария Ивановна Гоголь дала обет. Николай рос в богобоязненной религиозной семье, и его мать с малых лет постоянно водила в церковь. С другой стороны, он был окружен украинской культурой, богатой на легенды, поверья о потусторонних демонических силах. К тому же рос он очень болезненным мальчиком, и вплоть до гимназии с ним часто случались непонятные нервные припадки.
По окончанию гимназии, Николай Гоголь, переехав в Санкт-Петербург, начинает свою творчество с мистических рассказов, принесших ему огромную популярность. Все сюжеты, по его признанию, он брал из народного творчества. Его персонажи - Вий, Черт, Ведьма – настолько органичны в его произведениях, как будто они существовали на самом деле, мистика Гоголя буквально пронизывает их.
Но все же главной книгой своей жизни, Гоголь считал «Мертвые души». Он смотрел на это произведение, как на что-то, что лежало вне его власти, где он должен был раскрыть тайны, ему завещанные. – «Когда я пишу, глаза мои раскрываются неестественною ясностью. А если я прочитаю написанное еще не оконченным кому бы то ни было, ясность уходит с глаз моих. Я это испытывал много раз. Я уверен, когда сослужу свою службу и окончу, на что я призван, то умру. А если выпущу на свет несозревшее или поделюсь малым, мною совершаемым, то умру раньше, нежели выполню, на что я призван в свет»- говорил он друзьям.
В ночь на 12 февраля 1852 года произошло событие, обстоятельства которого до сих пор остаются загадкой для биографов. Николай Гоголь молился до трех часов, после чего взял портфель, извлек из него несколько бумаг, а остальное велел бросить в огонь. Перекрестившись, он вернулся в постель и неудержимо заплакал.
Считается, что в ту ночь он сжег именно второй том «Мертвых душ». Однако позже рукопись второго тома нашли среди его книг. А то, что было сожжено в камине, до сих неясно.
После этой ночи Гоголь еще больше углубился в собственные страхи. Он страдал тафефобией - боязнью быть заживо похороненным. Этот страх был столь силен, что писатель неоднократно отдавал письменные поручения хоронить его только тогда, когда появятся явные признаки трупного разложения.
Н.В.Гоголь умер 21 февраля 1852 года в Москве, похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году, после закрытия монастыря и кладбища, останки Николая Гоголя перенесли на кладбище Новодевичьего монастыря. Вот тогда же и было обнаружено, что из гроба покойного украден череп. Как утверждают многие свидетели, сам скелет покойного был перевернут, так что есть основания предполагать, что опасения Николая Василевича быть похороненным заживо были не напрасными.
Что ещё интересно, что Булгаков незадолго до своей смерти писал "Гоголь укрой меня своей шинелью". После смерти писателя вдова Булгакова обратилась к смотрителям кладбища с просьбой, найти подходящий материал для изготовления надгробия. Смотрители предложили ей камень, который, как выяснилось, был в своё время снят с могилы Гоголя. Тоже мистика.
Данная работа интересна. Видимо только в России так может уживаться христианство и язычество, дополняя и отрицая друг друга.
Спасибо за работу.
Спасибо за комментарий)
Спасибо за комментарий)