Автор работы пытается обосновать точку зрения, что главный мотив стихотворений поэта из сборника «Первоцвет»– «не убий».
Методы исследования: изучение специальной литературы, анализ лирического текста, получение и сбор информации.
Основные результаты научного исследования: содержание разработанного материала доказывает, что основной мотив охотничьей лирики поэта – «не убий». Аркадий Кутилов не мыслит себя, своего лирического героя вне природы: он живёт в ней, а природа - в нём.
Вложение | Размер |
---|---|
kutilov_2.doc | 133.5 КБ |
Комитет по образованию Администрации Колосовского муниципального района Омской области
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей
Колосовского муниципального района Омской области «Центр детского творчества»
Районная детская общественная организация «Научное общество учащихся «Поиск»
Муниципальное казённое образовательное учреждение Колосовского муниципального района
« Крайчиковская средняя общеобразовательная школа»
«Антиохотничий» мотив в охотничьей лирике
Аркадия Кутилова
Научно-практическая работа
Секция: филология
Выполнила:
ученица 9 класса
Кондратьева Татьяна Александровна
Руководитель:
учитель русского языка, литературы
Кожевникова Зоя Александровна
Крайчиково - 2012
Содержание
Аннотация………………………………….. стр.3
Основная часть работы
введение …………………………….. стр.4-5
основное содержание………………...стр.6-15
заключение .…………………………..стр.16
3. Список литературы………………………….стр. 17
4. Приложение …………………………………стр.18-23
Аннотация
Кондратьева Татьяна
МКОУ «Крайчиковская СОШ», 9 класс
«Антиохотничий» мотив в охотничьей лирике Аркадия Кутилова»
руководитель: Кожевникова Зоя Александровна,
учитель русского языка и литературы.
Цель: обосновать точку зрения, что главный мотив стихотворений поэта из сборника «Первоцвет»– «не убий».
Методы исследования: изучение специальной литературы, анализ лирического текста, получение и сбор информации.
Основные результаты научного исследования: содержание разработанного материала доказывает, что основной мотив охотничьей лирики поэта – «не убий». Аркадий Кутилов не мыслит себя, своего лирического героя вне природы: он живёт в ней, а природа - в нём.
Введение.
С творчеством Аркадия Кутилова я познакомилась на уроке литературы, когда мы изучали стихи поэтов – земляков. Потом в книге «Скелет звезды» (1) прочитала одно удивительно лирическое стихотворение о природе, которое поразило необыкновенной чистотой и поэтичностью:
Заря, заря, вершина декабря...
В лесах забыт, один у стога стыну.
Встает в тиши холодная заря,
мороз, как бык, вылизывает спину.
Качнулась чутко веточка-стрела,
и на поляну вымахнул сохатый...
И, падая на землю из ствола,
запела гильза маленьким набатом...
Заря не зря, и я не зря, и зверь!. .
Не зря стволы пустеют в два оконца...
И, как прозренье в маленькую дверь,
через глаза в меня входило солнце!
И было такое впечатление, что «солнце» кутиловской поэзии вошло в меня, в мою душу. Потом я узнала, что поэт и писатель Аркадий Кутилов - человек необычной и нелегкой судьбы. О нем восторженно отзывались лучшие поэты современности, ему прочили большой успех. Но его судьба сложилась таким образом, что при жизни его творчество не ценили, не было опубликовано ни одной его книжки.
Мне захотелось более глубоко погрузиться в мир поэзии нашего земляка. Особенно понравились стихи из сборника «Первоцвет», так как в нём поэт пишет о том, что нам, деревенским, очень понятно и близко, с чем мы соприкасаемся постоянно. На плечах у лирического героя его первых стихов - охотничья двустволка ("Та, что смотрит глазами пустыми... "), налицо - захватывающая романтика охоты ("Два ствола, как крылья за спиной... ").
Но Геннадий Великосельский пишет: «Справедливости ради следует сказать, что эта довольно обширная в его творчестве тема почти целиком рождена богатым воображением автора, наблюдательностью да рассказами односельчан - сам Кутилов охотником не был, Его старший брат Юрий вспоминал, что единственный охотничий опыт произошел где-то между детством и юностью Аркадия. Очевидно, понятия "романтика" и "смерть" плохо сочетались в сердце поэта, одушевлявшего даже молнии и реки, трактора и избушки, травы и деревья».(2)
Кроме того я заметила, что во многих стихах миру природы противопоставлен человек как некий враг. Но главное во всём этом, что лирический герой не мыслит себя вне природы: он живёт в ней, а природа живёт в поэте.
Это открытие определило тему моей работы:
«Антиохотничий мотив «охотничьей» темы Аркадия Кутилова.
(На примере стихотворений из сборника «Первоцвет»)».
Объект исследования – стихи Аркадия Кутилова из сборника «Первоцвет» Предмет исследования – «антиохотничий» мотив лирики поэта.
Цель: обосновать точку зрения, что главный мотив стихотворений поэта, связанных с образом леса, – «не убий».
Задачи:
проанализировать стихи Кутилова из сборника «Первоцвет» с точки зрения основного мотива;
рассмотреть роль антитезы в системе поэтических образов и сюжетных ситуаций;
систематизировать полученный материал.
Методы исследования:
изучение специальной литературы, анализ лирического текста, получение и сбор информации.
Основное содержание.
Теория.
Первый печатный сборник стихов Аркадия Кутилова "Провинциальная пристань" вышел в свет в 1990 году, спустя пять лет после смерти поэта.
В издательстве Омска и местной критикой был практически проигнорирован, зато обычными ценителями искусства зачитывался до дыр, увозился в другие города и даже нередко переписывался вручную.
Второй - "Скелет звезды", с прозой и заметками из записной книжки, вышел в том же издательстве только в 1998 г.
Третья книжка вышла в Красноярске в серии "Поэты свинцового века". Следующий сборник его стихов вышел в нашем Колосовском районе, где прошли школьные годы Кутилова и где по инициативе жителей и администрации с. Бражниково был создан музей поэта.
В районной газете «Новый Вымпел» я прочитала о том, что вышла в свет уже 11 – я книжка поэта. (5)
Буквально недавно прошли сразу две презентации книги Аркадия Кутилова для юных читателей «А в детстве всё до мелочей». Кроме того, в издательстве «Дюма – студия» уже вышла в свет уникальная книжечка «Ромашка», в которой собраны шедевры знаменитых кутиловских миниатюр.
Бесконечная доброта и любовь ко всему живущему на земле берет начало именно в ранних стихах Кутилова, которыми начинается книга «Скелет звезды». Геннадий Великосельский, отобрав в этот книжный кутиловский канон четыреста стихов из тысячи архивных (при шести примерно тысячах написанных), разделил их на четыре “евангелия”- откровения, то есть раздела книги, ориентируясь на преобладающую тему.
Первое, названное “Первоцвет”, - деревенское, лесное, натурфилософское.
Второе, “Провинциальная пристань”, - городское, антиобывательское, псевдобудничное. Третье - “Снег на ладони” - всеобщее, свободомыслящее, еретическое. Четвертое, “Тема для песни” - литературное, эпическое, басенно-любомудрое.
В стихотворениях из сборника «Первоцвет» взаимоотношения автора с природой многогранны. Он и наблюдает, и спрашивает совета, и исповедуется ей. Поэт оживляет и воспринимает окружающий мир как думающий, чувствующий, живой во всех отношениях Природа как советчик выступает и в стихотворении "Лесной базар". Птичий базар ведется на человеческом языке, и из птичьей речи берутся темы для творчества:
Я каждый день
хожу сюда -
купить четверостишье.
Из этих "покупок" набралось несколько четверостиший, общая тема которых - проблема самосознания. В четырёх строках заложены некие формулы, определяющие характер, назначение животных и вещей. Четверостишия Кутилова - это своеобразные поэтические эскизы, лёгкие наброски карандашом, предшественники цикла "Ромашка".
В творчестве Кутилова нет деления на живое и не живое. Все имеет своё сознание, от месяцев года до вещей. Вещи живут насыщенной жизнью. Они могут испытывать эмоции: "скучают лыжи у плетня", "железо радостно ржавело", "никого не боится ружьё".
Венцом гармонии, венцом восприятия всего мира как живого можно считать стихотворение "Книга Жизни - мой цвет-первоцвет! ". Стёрты границы между людьми и природой, что выражается даже на письме: все со строчной буквы:
Книга Жизни - мой цвет-первоцвет!
Имена, как цветы на полянке.
В темных чащах - таинственный фет,
на озерах - кувшинки-бианки.
Белый дым, голубой березняк
да подсолнухи ростом до крыши.
Иван-чай, паустовский да мак.
Подорожник, ромашка да пришвин...
В этих восьми строках заложена сущность поэта, его внутренний мир, несущий в себе созидание и простоту.
Практическая часть.
Одно из значений слова «мотив» - это «проходящие через художественное произведение, творчество художника или через целое направление компоненты формы, элементы сюжета или темы, настроения».(4)
Я заметила, что излюбленным местом действия в ранних стихах Кутилова является лес. Его поэт называет своей избушкой, из окон которой он наблюдает за миром. Кутилов одушевляет лес, подобно древнему человеку.
Из шестидесяти девяти стихотворений из сборника «Первоцвет» я выделила двадцать одно, главным мотивом которых является мотив – «не убий». Это относится не только к миру животных, но и ко всей природе в целом.
Нередко стихи поэта строятся на остром внутреннем диссонансе – противоречии светлого и радужного и суровой правды сложной жизни.
Поэтому я пришла к выводу, что понять взаимоотношения человека и природы, психологию лирического героя, уязвимость природы поможет такой важный инструмент искусства как антитеза.
В «Советской энциклопедии» сказано, что «резкая ясность антитезы делает её весьма пригодной для стиля произведений, которые стремятся к непосредственной убедительности, … с социальной тенденцией,… или имеющих моралистическую заданность». (4)
«Толковый словарь» под редакцией С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой даёт такое определение этого приёма: «Антитеза - стилистическая фигура, основанная на резком противопоставлении, противоположности образов и понятий». (4)
1. Стихотворений, в которых противопоставлены сюжетные ситуации,
я выделила восемнадцать (Приложение 1)
Возьмём, к примеру, стихотворение «Двенадцать»:
Над рекой стоят, как свечки, две сосны и десять пихт…
Отраженье в синей речке
передразнивает их.
Мне послышалось, признаться,
будто шёпот донесло:
«Нас двенадцать…Нас двенадцать!...
Нас – библейское число…
Мы в пожарах не сгораем,
Лишь горит под нами мох.
Нас гроза обходит краем,
Нас не тронут зверь и бог…»
Так шептались пихты – сосны,
Выбрав тему по душе…
А над ними люто – грозный
человек
стоял
уже!
Взвыла в ритме похоронном
Зверь – пила средь тишины…
И упали с тяжким стоном
Десять пихт и две сосны.
В нём противопоставлены две сюжетные ситуации.
С одной стороны:
Над рекой стоят, как свечки,
Две сосны и десять пихт.
12 - библейское число, поэтому они в пожарах не сгорают, их « гроза обходит краем, не тронут зверь и бог…».
Но противительный союз «а» нарушает композиционную стройность стихотворения. Первым трём строфам и двум строчкам четвёртой строфы противопоставлена остальная часть стихотворения.
«Гроза» обходит, «не тронут зверь и бог», а «человек стоял уже». Получается, что человек замахнулся на то, чего не велит делать Бог, а значит, он возомнил себя выше Бога. Человек опасен ещё и потому, что он страшнее зверя. Противопоставлены также и глагольные ряды. Деревья «стояли», а потом «упали». Пихты – сосны «шептались», а пила «взвыла».
Безмятежное состояние первой части стихотворения подчёркивают эпитеты: речка «синяя», число деревьев «библейское». Меняется настроение второй части стихотворения – меняются эпитеты: человек «люто – грозный», ритм пилы «похоронный».
Обратимся к стихотворению «А перепёлке показалось…»
В полкилометре от посёлка,
Ворчанью трактора назло,
В траве дремала перепёлка,
Уткнувшись носиком в крыло.
Но трактор ближе, ближе, ближе,
Уж эхо грохнуло в лесу.
Лучи прожекторные лижут
В траве прохладную росу.
Вдруг он заглох… Взяла усталость.
Утихло эхо за леском,
А перепёлке показалось,
Что он затих перед прыжком.
Дремать моментом расхотелось,
и, хрипло крикнув «фить – пирю»,
она в беспамятстве взлетела
в чуть – чуть приметную зарю.
Здесь тоже противопоставлены две ситуации. Ситуация гармонии в природе, безмятежности ассоциируется с образом перепёлки, которая дремлет, «уткнувшись носиком в крыло». С противительным союзом «но» картина совершенно меняется: слышится «ворчанье» трактора и грохочущее в лесу эхо.
Трактор, что характерно для лирики этого цикла, ассоциируется со зверем. Выражение «лучи прожекторные лижут» сравнивает машину с голодным и ненасытным зверем. Эхо внезапно утихло, но перепёлке эта тишина кажется обманчивой, и она улетает. Птице кажется, что трактор «затих перед прыжком». Именно так ведёт себя опасный зверь.
Во многих стихах поэта птицы и звери прячутся, заслышав шум трактора.
Недаром в кутиловском стихотворении «Моя избушка» есть такие строчки:
Зверья не видно…
Научилось внезапно прятаться зверьё.
Любой хорёк, скажи на милость,
Почует издали ружьё. (Приложение 2)
В стихотворении «У гуляй – ручья» противопоставлено добро и зло в образе двух людей. Лирический герой живёт наедине с природой и в гармонии с ней:
Не ловил я щук
на смертельный крюк,
не тиранил змей, соболей не трогал…
Но вот появляется его одноклассник, и ситуация меняется совершенным образом:
И не стало враз
моего лица!
Мой дружок во всём проявлял умелость.
И виной всему этому – ружьё, которое, скорее всего, принадлежит «другу».
Стихотворение по своему строению похоже на причитание, благодаря чему усиливается трагедийность звучания.
В стихотворении «Человек и змея» противопоставление образов уже заложено в названии стихотворения. Такое впечатление, что змея, лежащая на камне, символизирует гармонию в природе, которую нарушает человек.
А он «ломал цветы», «кипяток сливал в кусты», «змеёнышей давил», «смеясь, убил бурундука».
Последние строчки как предупреждение: «Остановись! Возмездие неминуемо!» (Приложение 2)
2.Встречаются стихи, которые строятся на остром внутреннем диссонансе лирического героя, на противоречии внешнего и внутреннего, например: «Варвар», «Дорога в рай».
В стихотворении «Варвар» образ мужика соткан из одних противоречий.
Идёт полями и лесами,
Идёт ромашковым ковром -
Мужик с невинными глазами,
с фамильным тонким топором.
Душа в лирической истоме,
В мазутной неге сапоги…
Под ним земля тихонько стонет,
Под ним дрожат березняки.
Он понимает птичьи вопли.
Он любит беличью возню.
Он колья, жерди и оглобли
Считает прямо на корню.
Легко живёт топорным счастьем,
Листает весело рубли…
Трудолюбив, хороший мастер,-
И тем опасней для земли.
Кажется, что это два разных героя. У одного - «невинные глаза», «душа в лирической истоме», он «понимает птичьи вопли» и «любит беличью возню». Другой идёт с «фамильным тонким топором», «колья, жерди и оглобли считает прямо на корню». Гармония в природе снова нарушена: мужик в мазутных сапогах идёт по ромашковому ковру. Человек грубо вторгается в прекрасный и в то же время хрупкий мир природы.
Трагедийность звучания усиливается в четвёртой строфе….. Мужик – хороший мастер, у которого дело спорится, и этим он ещё опасней для природы. Это жизнь: от неё некуда деться.
3.Антитеза возникает также и от противопоставления разных по характеру звуков. Ситуация контраста, столкновения возникает и тогда, когда звук явно не гармонирует с окружающими звуками, чужд им, чужд общей обстановке. Создается впечатление, что поэт воспринимает все вещи и явления через звуки. Когда читаешь стихи, то представляешь картину звучащего леса, В стихотворениях Кутилова рядом живут звуки - вестники добра или зла, звуки, создающие необходимое настроение. И схватка разных голосов передает сильные чувства, чаще ощущение тревоги, опасности. Природа «стонет, плачет, дрожит» - пила «воет», бульдозер «ревёт», трещотки «охают». Таких особенно звучащих стихотворений я выделила двенадцать. (Приложение 3)
4. Характерно, что в стихах поэта почти нет противопоставления образов природы. Можно выделить всего три стихотворения: «Первый снег» (острый ветер и тишина), «Апрель» (мороз и тепло), «Февраль» («дико, туго» и «солнечно»).
Совсем другая картина вырисовывается, когда в лесу появляется человек.
Противопоставление образного ряда.
Природа | Человек и его действия. |
Глаза сохатого – солнце | Люди – зайцееды |
Косачи – братья | Пила - зверь |
Филин – птица хоть куда | Человек – лютогрозный |
Мишка – друг | Бульдозер – мамонт |
Ковыль – седая голова | Трактор – зверь |
Колокольчик-вечный шут | Курок – хищник |
Лес-друг | Винтовка – глаза пустые |
Чудо - соловьи | Косы-винтовки |
Как видим, мир природы гармоничен, и только с приходом людей в нём поселяется хаос.
5. Если проанализируем остальные стихи Кутилова из этого сборника, то увидим разнообразие изобразительно – выразительных средств, которые воссоздают красоту окружающего мира. Краски, звуки, запахи – всё слито воедино.
Можно выделить целый ряд ярких метафор: «луг, литовкою побритый», «косы шьют крестом», «росный бисер», «еловый шатёр», «дятлы в барабаны ударили», «окно и дверь унёс сохатый на рогах», «хохот куропачий», «царство гадюк», «лесной социализм», «лес оделся…в белосмертный халат», «снежная книга», «дорога в рай».
Образные эпитеты - ещё один приём воспевания красоты природы: «голубой березняк», «ромашковый ковёр», «сладостная нега», «звёздный дождь», «ветер лихой», «алмазная роса», «любвиобильные дожди», «рубиновые гроздья».
Олицетворения завораживают своей неповторимостью. Кажется, что природа доверяет лирическому герою свои тайны: «ромашки бьют поклоны», «колокольчик…смеётся», «туман…обречённо дрожит», «березняк…пьян от восторга», «умирает старое дерево», «отраженье в…речке передразнивает», «березняк…стал бояться сутулых людей».
Во всём этом чувствуются есенинские традиции. Лирические герой Аркадия Кутилова живёт в самом органичном единстве с миром природы.
Символами родного края у поэта становятся деревья: пихта, сосна, берёза.
Они свидетели всего, что происходит в лесу.
Обращаясь к такой нравственной проблеме, как человек и природа, Аркадий
Кутилов возвращается к родным истокам, верит в благородство человеческих
побуждений, в самых задушевных тонах пишет о братьях наших меньших.
Главное во всём этом то, что Аркадий Кутилов не мыслит себя, своего
лирического героя вне природы: он живёт в ней, а природа - в нём.
Это ещё раз подтверждает, что основной мотив охотничьей лирики поэта
«не убий».
Одно из самых ярких стихотворений поэта звучит как предупреждение
всем живущим на Земле:
Природа слушает шаги, -
С добром иль злом я к ней являюсь…
Я НЕ ЛЮБЛЮ, взводя курки,
и НЕ ЛЮБЛЮ, когда стреляю.
И не люблю, как стонет зверь,
и не люблю, как плачет птица…
Природа ЛЮБИТ нас, поверь!
Иначе нам бы не родиться. (Приложение 2)
Результаты исследования
Я с большим интересом работала по данной теме, так как открыла для себя замечательного поэта: умного, ироничного, может быть, иногда немножко эпатажного, но с добрым и нежным сердцем, тонко чувствующего природу. Трудности моей работы были связаны с тем, что материала в критической литературе по этой теме я не нашла, поэтому приходилось отталкиваться только от текста. Тем не менее, интерес к работе от этого только возрастал. Кроме того, я в следующем году хочу поработать над его сборником «Провинциальная пристань» и исследовать тему любви. Может быть, у меня это получится.
В настоящее время я очень рада, что место захоронения Кутилова найдено. Поэт похоронен на Южном кладбище. Вот его адрес: 32 – я аллея, 15-й ряд, 5-й котлован. Виктор Чекмарёв в своей статье написал по этому поводу следующее: «Гениальный Кутилов был похоронен так же, как и гениальный Моцарт, - в общей могиле».
Литература:
1. Аркадий Кутилов . Скелет звезды . Стихи, поэмы, проза. Омское книжное издательство , 1998.- 400с.
2. Великосельский Геннадий. Опознан, но не востребован. Скелет звезды. Стихи, поэмы, проза. Омское книжное издательство , 1998.- 400с.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. Москва ,2002г.
4.Советская энциклопедия. Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А.В. Луначарского, 1929—1939. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии.
5.Чекмарёв Виктор. Всё до мелочей полно значения и смысла. Газета «Новый вымпел», №11, 4 ноября, 2011г.
Приложение 1
Противопоставление сюжетных ситуаций.
Название стихотворений | Ситуации |
1.«Двенадцать» | Приходит человек с пилой - падают пихты и сосны. |
2. «Облава» | Народ выходит на охоту, а зверь становится изгоем и прячется в траве. |
3. «А перепелке показалось» | Перепелка улетает, испугавшись трактора. |
4. «Патроны из пачки» | Два брата косачьих сидят на боярке, но приходит человек, и «порохом пахнут убитые братья». |
5. «Колдун» | Жил колдун с «раскосыми глазами», но «горячая дробинка отняла у леса колдуна» |
6. «В ноябре чудо – иней» | Разрешили охоту - плачет заячья мама. |
7. «Заря, заря, вершина декабря» | Погибает сохатый. |
8. «Змея и я» | Человек давит змеенышей. |
9. «Моя избушка» | Человек с ружьем и природа. |
10. «Выстрел» | Тетерка и человек с ружьем |
11. «Синий вечер, просвистывай чащи!» | Березняк и человек с топором. |
12. «Зверь боится, осина дрожит» | Зверь, осина - и ружьё. |
13. «Два ствола, как крылья за спиной» | Рябчики и двустволка. |
14. «Спой такую песню…» | Синий омут и «тулка» за спиной |
15. «И тихонько сижу» | Ружьё и подранок. |
16. «На рассвете» | «Та, что смотрит глазами пустыми», и «тот, кто носит рога» |
17. «Люблю я, сбросив «тулку» с плеч…» | Зверь, птица и картечь. |
18. «Березняк у дороги» | Березняк у дороги и преступная рука. |
Приложение2
Стихотворения Аркадия Кутилова.
Моя избушка.
Живу в таинственном местечке,
в краю запутанных зверей.
Моя избушка возле речки
стоит без окон и дверей.
Окно и дверь на зорьке ясной
Унес сохатый на рогах.
Погожей ночью и в ненастье
Мой сон черемухой пропах.
Налево- согра, справа-ельник…
Разрыв-трава, трава- поклон,
ромашка, донник, можжевельник,
анчар, черемуха и клен
Зверья не видно…Научилось
внезапно прятаться зверье.
Любой хорек, скажи на милость,
почует издали ружье.
Покоя нет лесному богу,
грохочут взрывы круглый год…
Бульдозер, рухнувший в берлогу,
как мамонт пойманный , ревет.
У гуляй – ручья.
У добра и зла
прямо вплоть края,
хоть в углу избы,хоть в разливе моря….
…Я жил в шалаше
у Гуляй-ручья,
жил совсем один и не ведал горя.
Посадил сосну
(хоть пока одну)-
пусть растет себе на земном на шаре!
Сделал семь дорог-
Для потомков впрок,
муравьям помог уцелеть в пожаре.
Не ловил я щук
на смертельный крюк ,
не тиранил змей, соболей не трогал…
Но на днях ко мне
заявился друг,-
поднабрать здесь сил да груздей немного.
И не стало враз
моего лица!
Мой дружок во всем проявил умелость.
Помогал он мне –
не с того конца,
подпевал он мне , только мне не пелось.
А когда он мне
стал читать мораль
я держал свой гнев только страшной силой!...
На ружье взглянул
и без слов шепнул:
«Ох , уймись , мой друг , одноклассник милый!..»
Превратился шалаш
в цитадель – тюрьму,
стал я жить, как вор при сплошном конвое…
…Добро можно делать
и одному,
а для зла – нужны двое.
Змея и я.
Вот лес. Вот пень. На пне змея.
Здесь не впервой бываю я.
Змея, лежала на пне,
немало знает обо мне.
Как я , ложась, ломал цветы.
Как кипяток сливал в кусты.
Как в сенокос я ручкой вил
ее змеенышей давил.
Как я, подвыпивший слегка,
смеясь, убил бурундука…
Она , Лежащая-на-Пне,
немало знает обо мне…
Дорога в рай.
Дорога в рай проходит согрой,
идти по ней всего денек…
Дорога в рай - проселок мокрый,
разбитый тысячами ног.
Весь день- кусты, цветы и пчелы,
и журавля далекий стон…
Ты вновь беспечный и веселый,
и снова в детстве золотом.
Непобежденный , всемогущий,
твой взгляд острей ножа .
…А на закате, в райских кущах ,
заплачет пленная душа
***
Люблю я , сбросив «тулку» с плеч,
Смотреть, как утка воду пашет.
Но диалектика – картечь,
порой обратное докажет.
Природа слушает шаги ,-
С добром иль злом я к ней являюсь…
Я НЕ ЛЮБЛЮ, взводя курки ,
Я НЕ ЛЮБЛЮ, когда стреляю
И не люблю , как стонет зверь
И не люблю ,как плачет птица…
Природа ЛЮБИТ нас, поверь!
Иначе на бы не родиться…
Сыч ненавидит из дупла,
Но утка любит из болота…
Спи , диалектика ,в стволах !...
…Такая вот, моя охота.
Приложение 3
Противопоставление звуков.
Стихотворения | Звуки природы | Звуки, которые несёт с собой человек |
1.«Варвар» | .«Земля тихонько стонет» «дрожат березняки». | «Он колья, жерди и оглобли Считает прямо на корню». |
2. «Двенадцать» | «Шептались пихты – сосны», «И упали с тяжким стоном» | «Взвыла в ритме похоронном Зверь – пила средь тишины…» |
3. «А перепёлке показалось…» | «Дремала перепёлка», | «Эхо грохнуло в лесу». ( эхо трактора) |
4. «Моя избушка» | «Мой сон черёмухой пропах» | «Бульдозер,…как мамонт пойманный ревёт» |
5. «Зверь боится…» | «Осина дрожит», «птицы в испуганном гаме» | «Ружьё…нахально блистает курками» |
6. «Два ствола, как крылья за спиной» | «Отсвистали рябчики» | «»Громовой дебют…двустволки». |
7. «Спой такую песню…» | «дупло откликнулось ветряною флейтой» | «взвыла «тулка»» |
8. «Облава» | «взвыла волчица – вдова» | «трещотки заохали» |
9. «Люблю я, сбросив «тулку» с плеч…» | «стонет зверь», «плачет птица» | «диалектика – картечь» |
10. «Колдун» | «пел березняк» | «выстрелом подброшен» |
11. «В ноябре чудо – иней» | «плачет заячья мама» | «небо дробью прошили» |
12. «Заря, заря, вершина декабря» | «вымахнул сохатый» | «запела гильза» |
Агния Барто. Сережа учит уроки
Ребята и утята
Серебряное копытце
Любили тебя без особых причин...
Весенняя гроза