Материал презентации к научно-исследовательской работе "Лексический повтор как способ соединения реплик в драме М.Ю.Лермонтова "Маскарад".
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.1 МБ |
Слайд 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 Слайд – презентация исследования «Лексический повтор как способ соединения реплик в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Выполнила: ученица 11 «Б» класса Белолипецкая Екатерина Научный руководитель: Учитель русского языка и литературы Аликова Л.П. Каменка, 2011Слайд 2
Тема – Лексический повтор как способ соединения реплик в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». Н.И. Белунова «Интегрирующая функция лексико-синтаксических повторов в текстах публицистического стиля» И.В.Арнольд С.И.Львова
Слайд 3
Предметом нашего исследования являются лексические средства живой разговорной речи московского дворянства первой половины 19 века. Цель работы – попытка описать структуру и соотношение реплик в драме «Маскарад», а также некоторые средства связи смежных реплик, характерные для разговорной речи. Задачи
Слайд 4
Т.Г.Винокур Н.Ю.Шведова Б.М.Эйхенбаум С.И.Львова А.И.Горшков
Слайд 5
Методы: компонентного анализа при рассмотрении структуры текста, выделении лексических средств соединения реплик; лексикографирования при сборе практического материала, необходимого для доказательства основной мысли / оформлении карточек / ; изучение критической литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова; самостоятельного исследования лирического произведения.
Слайд 6
Содержание Введение Предмет, цель, задачи работы. Методы исследования. 1. Структура и соотношение реплик в драме М.Ю.Лермонтова «Маскарад». 1.1. Виды реплик в драме. 1.2. Роль реплик в стихах. 2. Способы соединения смежных реплик 2.1. Соединение реплик способом повтора. 2.2. Функции повторов в драме. Заключение Список литературы
Слайд 7
Лермонтов М.Ю. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени.- Л.: Худож. лит., 1988. – 416 с. (Классики и современники. Русская классическая литература).
Слайд 8
2061 стих 753 реплики 152 карточки 22 карточки для примера Арбенин Я? Ничего! Где твой другой браслет? Нина Потерян. Арбенин А! Потерян. Нина Что же? Беды великой в этом нет. Он двадцати пяти рублей, не дороже. Арбенин Потерян…Отчего я этим так смущён, Какое странное мне шепчет подозренье! 1, 3, 193
Слайд 9
Разновидности реплик: 1) реплики, равные одному или нескольким цельным стихам. Например двум стихам: Шприх: Не нужно ль денег, князь… я тотчас помогу. Проценты вздорные… а ждать сто лет могу. 1, 1, 167 2) реплики, равные неполному стиху, т.е. состоящие из части стиха, другие части которого находятся в смежных репликах. Например: Банкомет: Убита. Князь: Черт возьми. Банкомет: Позвольте получить. 1, 1, 166 3) реплики, равные одному или нескольким цельным стихам, но имеющие, кроме того, в начале или в конце ( а иногда и в начале и в конце) неполный стих. Например, реплика в полтора стиха: 3-й понтер: Вам надо счастие поправить, А семпелями плохо… 4-й понтер: Надо гнуть. 1, 1, 166
Слайд 10
Протяжённость реплик в стихах 1 1 1 /2 2 2 1/2 3 3 1/2 4 Неполностишные Количество реплик, разных по протяжённости, и их соотношение в драме отражает следующая таблица: Количество реплик в процентах 43,5 % 13,1% 12,2% 6,5% 4,2% 1,4% 2,5% 2,1% Количество реплик свыше 4 стихов не составляет 1%, а свыше 13 – вообще единичны.
Слайд 11
По протяжённости Длинные реплики монологи Из 213 – 23 свыше 10 стихов (принадлежат Арбенину, призванного разоблачить зло) с. 255 Средние Из 58 – 7 свыше 10 стихов (принадлежат Казарину – философу жизни) с. 220 Короткие Из 79 – 6 свыше 10 стихов (принадлежат Баронессе) с. 229
Слайд 12
Вывод: количество и соотношение коротких и длинных реплик у разных персонажей и в разных местах драмы мотивировано характером персонажей, их ролю в драме и ходом развития действия.
Слайд 13
Способы соединения реплик
Слайд 14
И.Р.Гальперин И.В.Арнольд В.А.Кухаренко В.В.Виноградов Н.Ю.Шведова « Повтор - это построенная по правилам разговорной речи, входящая в сложное образование и поэтому синтаксически несамостоятельная вторая реплика, имеющая в качестве своей основы элементы словесного состава первой реплики и подчиняющаяся её форме».
Слайд 15
13,8 % - повторение слов 6,2 % - лишены экспрессивных значений; скрепа в диалоге 1,9 % - утвердительный ответ на вопрос 4,3 % - простое подтверждение или отрицание
Слайд 16
Функции: I . Повторы сосредотачивающие внимание на каком- то слове или сочетании слов первой реплики: Арбенин: … но муж узнал, Что благодарный друг, должник уж слишком честный, Жене его свои услуги предлагал. Князь: Что ж сделал муж? Арбенин (будто не слыхал вопроса): Князь, вы игру забыли. Вы гнете не глядя. А любопытно вам Узнать, что сделал муж?... придрался к пустякам. 2, 4, 234
Слайд 17
II . Повторы, служащие средством создания каламбуров: Казарин Что ж это? Шприх Анекдот! А дело вот в чём. Казарин Пропадай с делами, Арбенин, кажется, идёт. Шприх Нет никого – мне привезли недавно От графа Врути пять борзых собак. Казарин Твой анекдот, ей – богу, презабавный. Шприх Ваш брат охотник, вот купить бы славно! Казарин Итак, Арбенин – как дурак… Шприх Послушайте. Казарин Попал в впросак, обманут и осмеян явно, женитесь после этого. Шприх Ваш брат находке этой был бы рад. Казарин В женитьбе верность, счастье, всё враки – эй, не женися, Шприх. Шприх Да я давно женат. Послушайте, одна особенно вот вклад. Казарин Жена? Шприх Собака.
Слайд 18
III . Соединение строф: Баронесса: Ах! Он проснулся, говорит. Арбенин: В бреду… Но успокойтесь, я сейчас пойду. 2, 1, 206 Слуга: Я перешарил всю карету-с. Арбенин: И не нашёл там! 1, 3, 194
Слайд 19
Вывод: рассмотренные способы соединения реплик, взятые из разной речи, служат в большей своей части не просто скрепой смежных реплик, а оказываются сильным изобразительным средством. Они способствуют глубокому и тонкому выражению чувств героев, их взаимоотношений, усиливают драматическое напряжение пьесы. Вместе с тем они служат средством создания афористичности речи, углубляющей сатирическую струю драмы.
Слайд 20
Список литературы. Горшков А.И. Русская словесность: от слова к словесности. – Москва: просвещение, 1997. Лермонтов М.Ю. Стихотворения; Поэмы; Маскарад; Герой нашего времени.- Л.: Худож. лит., 1988. – 416 с. (Классики и современники. Русская классическая литература). Львова С.И. Уроки словесности. – Москва: Дрофа, 1996. Нейман Б. Драматургия Лермонтова. «М.Ю.Лермонтов. Драмы», гос. изд. «Искусство», М-Л., 1940. Его же язык пьес Лермонтова, сб. ст. «Маскарад» Лермонтова», М-Л., изд. ВТО, 1941 и др. Эйхенбаум Б.М. Литературная поэзия Лермонтова, «Статьи о Лермонтове», изд. АН СССР, М., 1961.
Лавовая лампа
Ворона
Спасибо тебе, дедушка!
Алые паруса
Если хочется пить...