Данная исследовательская работа посвящена творчеству Николая Николаевича Мазанова. В ней мы рассмотрели произведения, в которых поэт создал свой образ женщины, опираясь на лучшие традиции русской литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
obraz_zhenshchiny_v_tvorchestve_mazanova-2.doc | 130.5 КБ |
Секция «Литературоведение»
Образ женщины в творчестве современного поэта Н.Н. Мазанова
Выполнила:
Ахмеджанова Риана
ученица 8 «б» класса
«Национальная татарская гимназия»
Руководитель:
Махрова Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы
г. Саратов
2008
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Образ женщины в мировой и русской литературе. 6
Глава 2. Образ женщины в поэзии Н.Н. Мазанова. 11
2.1 Н.Н. Мазанов – поэт-лирик. 11
2.2 Выявление особенности раскрытия образа
женщины в лирике Н.Н. Мазанова. 14
2.3 Грани любимого образа. 16
Глава 3. Стилистический анализ поэтической речи Н.Н. Мазанова. 22
Заключение. 27
Использованная литература 28
Приложения
Введение.
Хранителями лучшего городе являются поэты и писатели. Темами их творчества становятся и образ прекрасных женщин, и лучшая пора – детство, и любовь, и дружба – все то, на чем стоит мир. Знакомство с произведениями – это своеобразное открытие мира, который зовется родным краем.
Данная исследовательская работа посвящена творчеству Николая Николаевича Мазанова. В ней мы рассмотрели произведения, в которых поэт создал свой образ женщины, опираясь на лучшие традиции русской литературы. На уроках литературы мы, изучая то или иное произведение и судьбы героев, особое внимание уделяем женским образам. Их благородные, всегда узнаваемые черты под пером мастера слова обретают какую-то невиданную, одухотворённую красоту. К этой теме в литературоведении обращались многие исследователи: Ю.М.Лотман, Н.Сухова, Н.Н.Старыгина, Д.С.Лихачёв, М.Ю.Белянина и другие. Но нам было интересно исследовать эту тему в лирике поэта-современника Н.Н. Мазанова.
Темой исследования стал образ женщины в лирических произведениях поэта Н.Н. Мазанова.
Объект исследования заключается в рассмотрении темы любви и образа женщины в лирике Н.Н.Мазанова, в установлении связи его творчества с русскими литературными традициями.
Предметом исследования стали сборники стихотворений: «Цветы запоздалые», «Возраст осени», «Разноцветные холсты», «Свет радости», «Долгое мгновение». Именно в них автор поместил наибольшее количество стихотворений, посвященных женщине, любви. Особое внимание было обращено нами на такие произведения, как «Ответ на три вопроса», «Любимой», «Судьба», «Как в детстве темных комнат я боялся…», «Всегда», «Икона», «Когда любовь к тебе приходит…», «Все было бы», «Я Надежду потерял…» и другие.
Много стихотворений, посвященных женщине и, в частности, жене Людмиле, позволяют предполагать, что автор считает важным писать на данную тему, так как посредством интимной лирики можно и должно воспитывать в читателях глубокое уважение к женщине в лучших традициях христианской и русской литературы.
Цель данного исследования установить связь любовной лирики Н.Н.Мазанова с российскими литературными и духовными традициями.
Данная цель требует решения следующих задач:
- выявить особенности раскрытия образа женщины в лирике Н.Н. Мазанова;
- определить средства, с помощью которых автор создает образ женщины в своих произведениях.
В качестве материала для исследования были использованы тексты стихотворений.
Мы использовали несколько методов исследования: культурологический, аналитический и герменевтический, а также беседы и интервью.
Новизна данного исследования в том, что нами впервые осуществлена попытка литературоведческого анализа стихотворений Н.Н. Мазанова по традиционной для русской литературы теме «Поэтический образ женщины».
Результаты исследования могут быть использованы при изучении современной литературы в курсе «Литературное краеведение», на факультативных занятиях по стилистике, литературоведению и в рамках элективных курсов. В этом практическая значимость исследования.
Образ женщины в мировой и русской литературе.
Человек, конечно, был дикий, страшно дикий, ужасно дикий. И никогда бы ему не сделаться ручным, если бы не встретил он Женщину.
Это она объявила ему при первой же встрече, что ей не нравится его дикая жизнь. Она живо сыскала ему для жилья уютную, сухую Пещеру, потому что спать в Пещере было куда лучше, чем валяться под открытым небом на куче сырой листвы. Она посыпала пол чистым песком и развела в глубине Пещеры костер…
Редьярд Киплинг
Независимая, яркая, смелая… Нежная, понимающая, спокойная… Загадочная, таинственная, непостижимая… Так можно сказать о любой женщине. Дома она одна, на работе или вечеринке совершенно другая. Прекрасная Дама всегда меняется, и это придает ей вечную загадочность. Домохозяйка или бизнес-леди – она разная, многогранная, но всегда единственная и неповторимая. Ей подвластно всё, потому что она Женщина, носительница тайн человечества. Мир без неё пуст, и неоспорима истина: Адам не может жить без Евы, а Ева – без Адама. На этом и стоит мир. «Когда тело и дух человека в тревоге и страдают от кровавых ран, тогда над всем поднимается некая мирная чудодейственная сила, цель которой – исцелить человека утомлённого и вести его к разуму сердца нежными прикосновениями духовности. Эта сила есть Вечное Женское Начало».[1]1 Когда в доме трудно, мы обращаемся к женщине; когда в мире беда, наши взоры вновь обращены к женщине. Её душа, крещённая в огне страданий, поймёт, примет чужую боль и разделит её. Велика миссия женщины. Когда не помогают расчёты и вычисления, а вражда и взаимное разрушение достигают пределов, тогда призывают женщину, потому что только её чистое сердце находит спасительные выходы. И никакое иное сердце не сравнится с мужеством женщины у края безысходности. Духовные библиотеки всего мира хранят с древнейших времён гимны Матери, Женщине. А «человеческая мудрость слагает вновь и вновь тот же единый облик Красоты, Самоотверженности и Терпения».[2]2
Сложатся ноты в мелодию,
Сложатся в строчки в слова,
От распирающей гордости
Кругом идёт голова.
Как ты смешон с этой гордостью!
Женщина – ей поклонись,
По-настоящему гордая,
Жизни дающая жизнь. [3]3
Писатели и поэты в прозе и стихотворениях пытались понять и полнее и ярче раскрыть значение образа женщины. Все искали свой путь в его создании, но сходились в одном: все лучшее в мужчине и мире от женщины. Она – хранительница домашнего очага, дарительница, спасительница души в минуты бед и несчастий, страдалица за судьбы мужчин и детей, муза и, наконец, ангел-хранитель. Создавая образ женщины, каждый, несомненно, стремился соотнести его с представлениями об идеальной женщине, романтизируя и поэтизируя свою героиню. У каждого своя система лейтмотивов, символов, знаковых деталей, служащих к раскрытию содержания.
В работе по творчеству Николая Николаевича Мазанова, поэта-современника, нам интересно было исследовать именно эту тему, так как она не затронута в современных исследованиях, да и всё творчество поэта пока не исследовано. А ещё, на наш взгляд, тема влияния женщины на общество актуальна для современного эмансипированного мира. Интересно и важно было установить связь его поэзии с традициями русской и мировой литературы, а также выяснить каковы стилистические особенности лирических произведений Мазанова, посвященных женщине.
Женщина…Сколько о ней сказано и написано за тысячи лет. Во все века ей поклонялись художники, поэты, музыканты. Она была мечтой, улыбкой, грустью, вселенской радостью и безграничной печалью. Ее звали Лаура, Беатриче, Елена, Мария, Ксения, Анна, Елизавета, Людмила – многие из этих имен, благодаря бессмертным произведениям литературы, стали символами преданности и верности, красоты и женственности, вдохновения и почитания, непокорности врагу и всепокоряющей заступнической любви к людям.
«Если дарует Бог жену добрую, то дороже она камня многоцветного: таковая доброго приобретения не лишится; создаст мужу благую жизнь».[4] Владычица Мира, Праматерь – она подобна кораблю, который, торговлю ведя, собирает богатство. И ночью встанет к ребенку, и пищу приготовит для дома, и мужа в путь проводит, и детей своих поучает. «И не угасает светильник ее целую ночь. Руки свои простирает на полезные дела…».[5] Именно при доброй жене и у мужа дела идут скоро, дом живет в достатке. Счастлив муж при умной и заботливой жене, и годы его проходят в благе и мире. Добрая жена – похвала и честь мужу. У любящей жены всегда дом чист и устроен. Безусловно, необходимо отметить то, что великие писатели создали в честь Прекрасных Дам множество стихотворений, романов, повестей. Женщинам были посвящены целые оды и серенады, в которых мужчины показывали свои чувства, восхваляя и обожествляя женщину. Писатели всех времен и народов прославляли женщин.
Русская литература создала особый образ русской женщины. Он возник не сразу, а долго выстраивался. Сначала в фольклоре: как трогательны и прекрасны Василиса Премудрая, Марья Моревна, Елена Прекрасная, Любава. В древнерусской литературе особо почиталась женщина разумная, скромная, терпеливая, как Феврония Муромская («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Как символ спасительной любви удивительна героиня из «Слова о полку Игореве». С путивльской стены Ярославна зовет Игоря, как «зегзица» (кукушка), обращается к ветру, Днепру и солнцу с просьбой вернуть ей мужа. Природа откликается на зов любящего сердца и помогает бегству Игоря и возвращению князя на Русь. Черты жены разумной, духовно богатой, мудрой, терпеливой, приносящей себя в жертву, радетельнице о своем семейном очаге, о муже, нашли достойное отражение и в светской русской литературе XVIII, XIX, XX веков. Ей, дивной русской красавице, величием своим поражавшей и современников, и потомков, посвящены лучшие произведения «от Ромулы до наших дней». Особенно богата прекрасными женскими образами русская литература XIX века. В этот период окончательно сформировался портрет женщины, вызывающий преклонение, восхищение, восторг.
Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.[6]
К счастью, русская литература имеет в своей библиотеке множество примеров произведений мастеров пера, которые дарили свои строки любимым музам. Это – и В.А. Жуковский (Машенька Протасова), и А.С. Пушкин (Н.Н. Гончарова), М.Ю. Лермонтов (Варенька Лопухина), А.А. Фет (Мария Лазич), и А.А. Блок (Л.Д. Менделеева), и С.А. Есенин (Айседора Дункан) … Все эти поэты известны широкому кругу читателей.
Благодаря их творчеству образ женщины был вознесен до идеала, который ангельской кротостью, умом и сердцем редким сравним с образом Богородицы.
«Что за трогательное и возвышенное отречение!.. В них точно была видна… какая-то чистая, безмятежная покорность мученичества, которая не думает о славе, а увлекается, поглощается одним чувством, тихим, но всеобъемлющим, все одолевающим», - восклицал П.А.Вяземский. А рядом с этим сподвижничеством живет в ангелах – хранителях мужчин романтическая любовь, чувство, возвышающее душу. «Женщинам определенно воспламенять нас к великим делам, к труднейшим пожертвованиям», - писал в письме В.А.Жуковскому Андрей Тургенев. И с этим трудно не согласиться, именно женщина, по мнению Н.В.Гоголя, «скорее способна очнуться и двинуться» и стать Музой, Помощницей, Путеводительницей. Именно таких хранительниц, доставляющих отраду и утешение, приносящих минуты неизъяснимые, воспели русские поэты и писатели. Образцы списывались с живых женщин и превращались волшебством пера и поэтического слога в священные образы, которые в свою очередь становились примером мудрого благородства и духовного изящества. Татьяна Ларина, Наташа Ростова, лирические героини поэзии Пушкина, Фета, Тютчева, Жуковского, Ася, Маша Миронова – «чистейшей прелести» чистейшие образцы. Нет сомнения, что без них участь России, судьба многих поколений Великой Руси была бы совершенно другая. По справедливости этих литературных героинь можно назвать сестрами милосердия, спасающими и возвышающими души.
Вдруг ангелы с лазури низлетели
С отрадою к страдальцам той страны,
Но прежде свой небесный дух одели
В прозрачные земные пелены.[7]
В русской литературе сложилась прекрасная традиция – воспевать « Ваше Величество, Женщина».
Глава 2. Образ женщины в поэзии Н.Н. Мазанова.
§ 2.1. Н.Н. Мазанов – поэт-лирик.
На Земле есть еще один автор, который посвятил лучшие свои произведения любимой женщине. Этот человек наш современник – Николай Николаевич Мазанов. К сожалению, творчество этого поэта известно только узкому кругу читателей. (Хотя в печать вышло уже 10 сборников его стихотворений, а весной 2007 года Николай Николаевич был принят в члены Союза Писателей). Но, на мой взгляд, оно достойно внимания, так как Мазанов написал множество красивейших строк о любви. И большинство написано для одного адресата. Это его жена Людмила. Но наряду с камерностью поэзии, звучит обобщённость образа. В своей исследовательской работе мы обратились к любовной лирике поэта, так как считаем, что образ женщины написан в лучших традициях русской литературы. Автор сумел в стихотворениях не подражать великим поэтам, а, опираясь на их творческие находки и открытия, создать свой особый облик женщины, современницы, жительницы 21 века, который сопровождается образом – лейтмотивом Пречистой Девы, указывающим на духовность человека.
Николай Николаевич Мазанов поистине интересный и разносторонний человек. В 1962 году поэт окончил школу, а в 1968 году – Волгоградский государственный педагогический институт (естественно-географический факультет по специальности биология-химия). Будучи студентом, Николай Николаевич Мазанов участвовал в театральных постановках, писал сценарии и стихи, был комсомольским заводилой, самым первым комиссаром первого студенческого строительного отряда Волгограда, один из инициаторов и создателей мемориала «Солдатское поле»:
Мне об этом сказать очень нужно,
Выручали, спасали не раз –
Комсомол, стройотряды и дружба,
То, что в юности было у нас.
Публиковаться автор начал с 1964 года. Увы, в 1986 году поэт потерял зрение! Последним прочтенным произведением Н.Н. Мазанова был «Евгений Онегин». А.С.Пушкин, великий поэт России, стал образцом и духовным отцом этого поэта (хотя надо отметить, что любимым поэтом Мазанов называет С.А.Есенина). Трагедия не помешала Мазанову писать дальше. Не правда ли сильный человек? Это невольно заставляет вспомнить великого композитора Людвига ван Бетховена, который, потеряв слух, (что само по себе просто настоящая трагедия, а для музыканта - катастрофа) продолжал творить музыку. И для Николая Николаевича многоцветие красок мира не перестало существовать. Он продолжал жить стихами. В трудную минуту Николая Мазанова поддерживала любимая женщина – супруга Людмила. Рядом с хорошим человеком всегда будет кто-то, способный окрылить, спасти душу. За теплоту, ласку, доброту и любовь Н.Н Мазанов посвятил десятки стихотворений своему «гению чистой красоты»:
Живет на свете женщина, которая,
Забросив все свои дела,
Спешит к тебе как «помощь скорая».
Ты, как лекарства, пьешь слова.
Это только одна жемчужина из сундука с сокровищами, который имеется у нашего земляка – Николая Николаевича Мазанова. А как прекрасно ожерелье из дивных перлов о любви к Ее Величеству Женщине, «Величавой Вечной Жене», сотворенное сердцем моего поэта-земляка. Подобно А.С.Пушкину, А.А.Фету, Ф.И.Тютчеву, А.А. Блоку, Н.С. Гумилеву, Николай Николаевич сложил свою «песнь торжествующей любви». И перед нами в каждой строке предстает не просто обычная женщина, а «божество и вдохновенье». Образ женщины обычной с чертами Богородицы в его поэзии выражает некоторые очень существенные моменты личного представления поэта об "идеально женском". Вслед за святым Дионисием Ареопогитом своей поэзией Мазанов утверждает: «Облистало меня столь великое и безмерное Божественное сияние, не только извне, но ещё более просветившее внутри»:
Тебя мне Бог послал, я знаю.
Тобой дышу я и живу,
И о тебе стихи слагаю
Я и во сне, и наяву,
Всё потому, что понимаю,
И как молитву повторяю:
Тебя, тобою, о тебе.
§ 2.2 Выявление особенности раскрытия образа
женщины в лирике Н.Н. Мазанова.
Что в эту жизнь приносит свет?
Чем жив на свете столько лет?
О чем все помыслы твои?
Любовь, любовью, о любви!
Н.Н. Мазанов
Особое место в творчестве Николая Николаевича Мазанова занимает лирика, посвященная женщинам. Практически во всех них он призывает нас, молодое поколение, воспитываемое на дешевых телевизионных передачах, уважать, ценить и хранить от пошлости прекрасное чувство – любовь. Ведь это замечательно, когда она зажигает свет в твоем сердце. Неважно, надолго или на чуть-чуть, главное, чтобы она была:
Ничто на свете не напрасно,
Любовь, которая ушла,
С годами кажется прекрасной –
Она же все-таки была.
В этих строках явно видна реминисценция стихотворения Жуковского: «Воспоминание»: «Но с благодарностию: были».
Произведения, посвященные женщинам, очень разнообразны. Но непременно в каждом Николай Николаевич Мазанов напоминает нам о том, что женщина – это обыкновенное чудо, посланное нам с небес. С образом Пречистой Девы связан образ света, сияния, символизирующий вечное, истинное и лучшее в человеке, полноту его духовного бытия. Прекрасный пол существует для того, чтобы дарить всем любовь, ласку, доброту, веру, надежду. Распространять повсюду красоту и уют. Все, к чему прикасается женщина, становиться прекрасным и необыкновенным:
Любимою быть и любить,
Загадочной быть и не стариться.
И все в свои руки забрать…
О, если бы женщина правила,
На свете была б благодать,
И в мире все было бы правильно.
Николай Николаевич Мазанов является сам достойным примером для молодого поколения. А во всей его любовной лирике прослеживается наставление молодежи о том, как нужно относиться к матери и женщине, да и не только к юному поколению. Многим людям старшего возраста, часами наблюдающими сериальную жизнь и выдуманную любовь, следует поучиться у поэта простым, невыдуманным, живым чувствам: уважать, ценить и любить прекрасный пол. Ведь женщина – хранительница домашнего очага, без нее все умрет, завянет, потускнеет. У каждого должна быть своя богиня, муза, любовь. Здесь явно прослеживается связь поэзии Мазанова с творчеством М.Ю. Лермонтова, А.С.Пушкина, Д.И.Давыдова:
Я Надежду потерял,
Веру и Любовь –
А без них я и не знал,
Холодеет кровь,
Закрываются глаза,
Хнычу и хандрю.
Нет, без женщин жить нельзя –
Точно говорю.
§ 2.3 Грани любимого образа.
Главное место в интимной лирике занимает образ жены Людмилы. Ей дан дар Божий – быть Женой Поэта. Она – смысл его жизни, отклик сердца на радости и горести бытия, глаза лирика Мазанова. Оды, мадригалы, послания, написанные в честь супруги, рассказывают нам о простой жизни двух людей, об их отношениях:
В жизни всякое бывало:
Счастье, боль, любовь и страх,
Но ума нам доставало
Не ругаться в пух и прах.
А теперь уже и в шутку
Жизнь, судьбу я не корю,
Ту далекую минутку
И тебя благодарю.
Эта удивительная женщина стала не просто женой, а верным другом, помогая мужу во всем, поддерживая в трудную минуту, оберегая его от невзгод и болезней. Можно даже сказать, что она является его ангелом-хранителем:
Я как потерявшийся в толпе,
Странный перепуганный ребенок,
Но кому расскажешь о судьбе,
Если голос твой и слаб, и тонок.
Если никому не до тебя, -
Ты пропал бы, жизнь твоя пропала,
Если б только женщина, любя,
Ангелом-хранителем не стала.
Сколько чувства в этих строках – признаниях мужчины, победителя, хозяина. Поэт понимает, что нет его без верного ангела, своими крыльями старающегося оградить от невзгод. Жена дана Богом, поэтому и символично сравнение ее с Ангелом. Когда поэт потерял зрение, его супруга не испугалась, не отступила, не ужаснулась, не сбежала. Она была рядом, и более того, помогала и помогает ему во всем:
Теперь живу я в царстве темноты, -
Но страха нет... И радугу, и солнце –
Все краски мира заменяешь ты.
Ты мне даешь и силы, и надежды,
И верю – все сбудутся мечты,
И в жизни все, ну все, как было прежде,
Весь мир огромный заменяешь ты.
В поэтическом признании столько веры и надежды на лучшее. Николай Николаевич понимает, что жизнь любой женщины в браке ограничивается строгим сводом правил и обязанностей, а судьба его любимой Людмилы – это жертвенный путь страдалицы и спасительницы. Такую женщину невозможно не любить! И читая стихотворения поэта, мы прекрасно видим, что он любит ее больше жизни и благодарен за счастье быть любимым:
Жизнь – дело сверхопасное,
Бегут, бегут года,
Вчерашнее прекрасное
Уходит навсегда.
Все в жизни переменчиво,
Одним лишь восхитись:
Всегда прекрасна женщина,
Дарующая жизнь.
Но разве только жена поэта достойна таких тёплых слов признания? Многие мужчины могут подписаться под этими строками.
Именно дарительницей всего светлого, доброго и настоящего является настоящая женщина, хранительница очага. В стихотворениях Мазанова проявляется отчётливо христианское мироощущение поэта: земная жизнь человека предначертана, ибо всё в руках Божьих. Это присуще русской лирике, создаваемой веками в лучших традициях православия.
И счастье, и красота, и любовь возможны на земле как лучшие мгновения бытия. И задача поэзии Мазанова в наше время – остановить и выразить их:
Как первое свидание,
Мне каждый новый день.
И тихий, и застенчивый
Рассвет над головой,
И есть на свете женщина,
И я пока живой.
Но пусть рассвет застенчиво
Над головой плывет
И долго-долго женщина
Любимая живет.
Стихи Мазанова не излагают того, что выразить нельзя, не изображают статичную картину, а выражают состояние души, настроение сердца, впечатление от ощущения блаженства при мысли о любимой женщине: «Живу на свете я и радуюсь,/Хранимый Богом и тобой». А ещё важно то, что образ его героини хотя и персонифицирован, он несёт в себе смыл обобщённости и создан в контексте христианской традиции почитания Богородицы: её главные добродетели – чистота и смирение, жизненная позиция – заступница, утешительница, спасительница: «Такие женщины, как вы,/ Всегда от бед спасали». Вот почему стихи поэта затрагивают струны человеческой души вне зависимости от возраста. Подобно Пушкину, он, создавая поэтический образ женщины, использует часто библейские символы: ангел, Мадонна, святая. Это закономерно для лирической поэзии Мазанова. Его стихи не прихоть, не случайные опусы. Каждую строку диктует истинное чувство любви и преклонения. Они напоминают молитву:
Я не знаю, Божья ль это милость,
Иль случайность повстречать пришлось,
Как же это все-таки случилось,
Как же так все счастливо сошлось?
Верится, что не напрасно,
Наяву случилось, не во сне,
Женщина, которой нет прекрасней,
Жизнь свою посвятила мне.
Слова Мазанова искренни, переживания глубоки, во всем чувствуется лирическая настроенность сильной и нежной души, подобно лирическим откровениям Лермонтова (вспомним, сколько стихотворений-молитв, посвящённых женщине, матери, написал поэт). Создавая стихи о женщине, Николай Николаевич добивается того, чтобы стих звенел, был точным и содержательным. Только так можно выразить движение живой души, а главное, он пишет как бы не для широкой публики, создавая атмосферу таинства. Интимная поэзия – это разговор двух людей, прикосновение одного сердца к другому. Но в то же время это беседа поэта со всеми женщинами, не случайно его общее обращение – женщина: «Наша жизнь великая случайность,/ Женщина – начало всех начал». С женщиной в контексте любовном, как образом Пречистой Девы, связан и мотив возрождения, мотив судьбы: «Ты судьба моя, ты моя женщина,/ Ты спасаешь своей красотой». В поэтических откровениях Мазанова звучит вечно новая тема, высказанная великим Данте: любовь – вот, что «движет солнце и светила». А об этом священном чувстве говорят тихо, один на один, благоговея! Именно так пишет поэт:
Может быть, она сравнима с вечностью,
Может быть, она и не умрет,
Сколько существует человечество,
Столько лишь любовью и живет.
Многое о ней уже рассказано,
Но не устаем мы от любви,
Потому, что только ей обязаны
Тем, что называемся людьми.
Целый мир заключается для Николая Николаевича в любви к жене Людмиле, как для Пушкина – в Натали, Фета – в Марии, Тютчева – в Эрнестине и Елене. Но у всех поэтов одна идея, одна мысль, точно выраженная Мазановым: «И снова музыка прекрасная в душе./ Всю жизнь я преклоняюсь перед Женщиной». Эту истину дано понять только большим и талантливым поэтам. Дано понять и донести до читателя.
Николай Николаевич любит, восхищается, обожествляет женщин своей семьи, но строки его стихов звучат гимном, молитвой, одой для всех женщин:
Я восхищен на пьедестале
Три лучших женщины стояли.
Я их вознес на пьедестал,
Сам где-то рядышком стоял.
Три женщины, три поколенья,
Три божества для поклоненья,
Икона эта мне нужна:
Здесь дочка, внучка и жена.
Поэт слагает строки, как будто зажигает лампады перед иконами старинного письма в прекрасном стихотворении «Икона». (Кстати, у автора несколько стихотворений с таким названием). Явно видна смысловая реминисценция: образ Пушкинской Мадонны: «Чистейшей прелести чистейший образец». И не случайно. Образ есть иное название иконы, а на Руси почитаемы были лики Богородицы, так как молящийся всегда ощущает связь Заступницы с человечеством. Она – свеча, озаряющая землю золотым, неугасимым светом вечности.
Мазанов, который во всем чувствует и видит особый отблеск и особый свет, имеет право так красиво и чудно писать о Женщине. Его недуг открыл сердечное зрение, а ведь «самого главного глазами не увидишь». Вот почему так искренне правдивы стихи о прекрасной половине человечества:
Женский дар не только красота,
Нежность, мягкость, но еще и сила,
Если женщина, конечно, та,
Кто тебе свою жизнь посвятила.
И не важно, молод ты, иль стар,
Радостью твоей живет и болью –
Потому что этот женский дар,
Просто называется любовью.
Вступая в третье тысячелетие, русская литература пытается разрешить нравственные проблемы «смутного времени», опираясь на традиции своей христианской культуры. 2008 год объявлен годом Семьи, а женщина – начало семьи, ангел-хранитель, заступница. Очень важно это понять и мужчинам, и прекрасной половине человечества, тогда в мире наступит гармония, пройдёт период разъединения. Поэт Н.Н.Мазанов помогает своей лирикой пережить духовный кризис. Вот почему во всех десяти сборниках возвышенный образ женщины представлен в соответствии с христианскими и общечеловеческими этическими идеалами: высокий дух и душевная чистота:
Она о жизни столько знает,
Такая хрупкая на вид,
Дарует жизнь, благословляет
На жизнь и эту жизнь хранит.
Глава 3.
Стилистический анализ поэтической речи Н.Н. Мазанова.
Язык художественной литературы – основное средство изображения картин жизни, художественных характеров, художественных образов, которое использует в своем творчестве поэт или писатель. Это совокупность изобразительно-выразительных средств и приемов воплощения идейно-эстетического содержания в литературе, она во многом определяется особенностями авторского отбора материала из общенационального языка; этот отбор формирует авторский язык.
Лучшие писатели всегда были художественными мыслителями. Они глубоко задумывались над чувствами людей. Читатель всегда ждал и ждет от литературы рассказа о жизни. Вот почему важное значение в работе писателя имеет его позиция, его отношение к тому, о чем он пишет. Особенно, когда темой творений становятся интимные, сокровенные чувства: любовь, дружба, патриотизм. Позиция эта должна определять направление его работы. Каждый автор должен прочувствовать сердцем все происходящее вокруг. А затем, используя различные художественные средства, передать всю гамму эмоций и оттенков чувств читателю посредством языковых средств. К художественным приёмам создания атмосферы произведения относятся эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения, сравнения, литоты. Именно благодаря умелому использованию этих средств – литературный текст отличается от обычной речи эстетизмом, проникновенностью, изысканностью и точностью передачи того, что трудно передать словами. С их помощью любое произведение становится более ярким, эмоциональным, живым, интересным…
И в поэзии Николая Николаевича Мазанова нас привлекает не только многообразие и актуальность тем, традиционность и новаторство. Язык автора очень интересен и красочен. Ясность лексики – основа стихотворений Мазанова. С помощью изобразительно-выразительных художественных средств поэт переносит читателя в мир своих волнений, эмоций и переживаний. В творческом арсенале Николая Николаевича есть эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения. Они придают лирике поэта особое, неповторимое звучание и отличают поэзию Мазанова от творчества других художников слова. Поэт умело применяет их, создавая прекрасные произведения любовной лирики современности.
В стихотворении «Неудавшийся портрет» для того, чтобы описать «милые черты» женщины, поэт использует трогательные сравнения и эпитеты:
Одно я помню много лет –
Вы ангелу сродни.
И этот мягкий добрый смех
Таких спокойных глаз,
Дай бог всегда любить Вам тех,
Кто очень любит Вас.
Сколько чувства в этих строках!
Эпитет – художественное поэтическое определение, подчеркивающее какое-либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание; подчеркнуть признак, сильнее других действующий на воображение. Именно поэтому, автор в любовной лирике чаще всего использует возвышенные эпитеты: «при женщине любимой», «любви восторженной», «нечаянный каприз», «нежностью парящей», «воспоминаньем тихим», рисуя дивный образ своего ангела-хранителя.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении предметов и явлений с целью пояснить один при помощи другого. Стихотворения Николая Николаевича богаты интересными сравнениями, благодаря которым усиливается наше впечатление от того или иного произведения: «я, как потерявшийся в толпе ребенок», «как пробуждение от сна, ко мне приходит пониманье», «как струна, поет душа», «сердце, как по камертону, я настроил по тебе». Эти тропы раскрывают нам тайну сердца поэта, показывая истинное значение женщины в его жизни и благодарность лирического героя Богине своей души.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ, способностью мыслить и чувствовать. Часто окружающий мир в лирике о любви, о женщине оживает. Все вокруг: деревья и дома, дождь и облака – наполнены человеческими страстями и чувствами. Такого эффекта помогают добиться олицетворения: «а февраль снова схватит за горло», «нагрянут с неба облака», «облака вконец расплакались», « любовь, которая ушла». Поэт умело и до йоты точно передает боль уходящего чувства. Любовь, не может быть мертвой, она трепещет, волнует, дает ощущение счастья, полета или же боли, страдания, но только не равнодушия. Поэтому Мазанов олицетворениями передает биение пульса жизни, когда рядом «прекрасная женщина». Как бы слышен девиз: «Я чувствую – значит живу». Всё помогает в создании дивного облика.
Образ художественный – важнейшее понятие эстетики; специфическая форма познания и отражения действительности искусством. Все, что обращено к воображению и чувству, а не к рассудку, передается художественным образом, который неотделим от объективно существующего материального прообраза, и в то же время является своего рода выражением взгляда автора на данный прообраз, отношения к нему выражением духовного мира автора. Облик любимой в его стихотворениях часто сравнивается с библейскими образами. Она – ангел, божественная хранительница, судьба: за этим стоит не просто игра поэтическими инструментами. Мазанову показная напыщенность чужда. Вслед за Пушкиным, Лермонтовым, Блоком Николай Николаевич, использует такие приемы для передачи истинного сокровенного чувства к единственной для него в мире женщине и одновременно ко всем женщинам мира. Только так настоящий поэт может выразить благодарность за то, что она есть в его жизни. Имя жены редко упоминается в стихах Мазанова. Многие русские поэты не называли имен возлюбленных, это считалось дурным тоном, да и была боязнь навлечь беду завистью других не дорого сердцу человека, рядом с библейским образом Ангела-Хранителя чаще используется слово общеупотребительной лексики Женщина. Но в интимной лирике поэта оно звучит одухотворенно, возвышенно, подобно слову «Мадонна». Сколько почтения сумел вложить автор в свои строки, что простое и обыденное приобрело значение божественного и величественного. Особенно ярко это отражено в удивительной оде «Икона». Несомненно, изящно и искренне звучит в лирике слово-имя «любимая». В нем как бы затаились трепет сердца, теплота души, биение пульса и ощущение неизбывного счастья. Все это показывает умение поэта в лучших традициях русской поэзии говорить о «вечном» чувстве любви, вознося на пьедестал Ее Величество Женщину, без которой мир несовершенен и пуст:
Святое женское кокетство,
Так красит светлую весну,
И никуда уже не деться –
У женщин мы всегда в плену.
Мир чувств у Мазанова дается через отражение острых переживаний в душе. Лирический сюжет сосредоточен на облике женщины, который истолкован и предметно, и символически, вовлечен в психологическое движение, потому ясно и точно рассказывает о мире человеческих отношений, о гармонии родственных душ. В стихотворениях Николая Николаевича господствует закон добра, закон великой любви. Вот почему его поэзия так понятна и легко ложится на сердце. Это не просто любовная лирика, это откровения распахнутой души, которая болит и любит «оттого, что не любить» она не может.
Благодаря использованию различных изобразительно-выразительных средств мир поэзии каждый раз открывается для нас по-новому. И Николаю Николаевичу, как истинному поэту Божьей милостью, удалось удивительно красиво и задушевно рассказать о любви по-своему. Благодаря умению бережно и правильно обращаться со словом, используя все возможности русской речи, Мазанов сумел создать свой особый образ русской женщины:
Есть женщины в моей родной России,
Которые не просто хороши,
Они в себе всё-всё соединили –
И красоту, и ум, и свет души,
И материнство, жизни всей основу –
Святое продолжение любви.
Ну вот, пожалуй, и портрет готовый,
Себя, надеюсь, угадали вы.
Заключение.
Николай Николаевич Мазанов – достойный пример для подражания. За свою непростую жизнь он никогда не отчаивался, всегда во всем искал хорошее. В стихотворениях Николая Николаевича звучат позитивные нотки. Он радуется простым земным вещам, не требуя чего-то сверхъестественного. И что очень важно, для него главным в жизни является счастье близких людей, а не свое собственное:
Жизнь моя, ты совсем непростая,
Но что выпало мне, все стерплю, -
Не прошу, не молю за себя я, -
Счастья дай тем, кого я люблю.
Особое место в его жизни и поэзии – это любовь жены, близких и родных. Именно они помогают ему и поддерживают его во всем. Николай Николаевич платит им взаимностью.
Читая стихотворения автора, мы понимаем, что на свете есть одна вещь, без которой не было бы всего человечества – это любовь. Любовь к друзьям, детям, жене, неважно…Главное, что любовь…
Что в эту жизнь приносит свет?
Чем жив на свете столько лет?
О чем все помыслы твои?
Любовь, любовью, о любви!
Божество, муза, спутница – такой видит женщину Николай Николаевич. И, как и многие другие писатели и поэты, жившие до него, призывает всех нас уважать и обожествлять Прекрасных Дам в лучших традициях русской литературы. Это основная тема его поэзии. При исследовании лирики Мазанова мы увидели, что он продолжил развитие образа женщины, осмысление значения ее в жизни человека, опираясь на опыт предшественников XIX, XX веков. Автор умело использует языковые художественные средства и стилистические образы в своей лирике. Мы впервые исследовали, как раскрывается образ женщины именно в творчестве Н.Н. Мазанова, сумели отметить лучшие стороны, приемы, стилистические особенности в раскрытии вечно новой темы в его поэзии.
Мы думаем, что его стихотворения будут известны широкому кругу читателей. Ведь в его стихах очень много таких вещей, которым стоит поучиться. Самое главное – любить жизнь и наслаждаться ею:
Да, будут в жизни расставанья,
Да, будет в жизни больше грустных дней,
Да, будут разочарованья,
Да, будет одиноко средь людей,
Да, повстречаешься с обидою,
Да, зачастят осенние дожди,
Но, боже мой, как я завидую,
Что у тебя еще все впереди.
Родившийся в победном 1945 году, Мазанов вдохнул аромат той весны, и это блестяще отразилось в его лирике. Оптимизм, любовь и жизнь, жажда творчества и вера в бессмертие, любовь к миру – вот чему можно поучиться у Николая Николаевича. А все это дает поэту великое чувство любви к женщине, к родине, к жизни. Об этом поэт пишет в стихах, об этом он неоднократно повторял в личной беседе. Всё время в разговоре чувствуется уважение к женщине и даже преклонение перед ней:
И женщина мадонной улыбкой
Вновь будет душу мне смущать,
И девочка своей волшебной скрипкой
Над миром будет возвышать…
Использованная литература:
1. Мазанов Н.Н., «Возраст осени»: стихи– Волгоград: Комитет по печати, 1997.
2. Мазанов Н.Н.,«Долгое мгновение»: стихи – Волгоград: Издатель, 2006.
3. Мазанов Н.Н., «Разноцветные холсты»: стихи – Волгоград: Издатель, 2004.
4. Мазанов Н.Н.,«Свет радости»: стихи – Волгоград: Издатель, 2007.
5. Мазанов Н.Н.,«Цветы запоздалые»: стихи – Комитет по печати, 1994.
6. Марченко Нонна. Приметы милой старины. Нравы и быт пушкинской эпохи. – М.: Изографус, Эксмо, 2002.
7.Материалы Международной конференции, посвященной 190-летию со дня рождения И. А. Гончарова: Сборник русских и зарубежных авторов/Сост.: М.Б.Жданова, А.В. Лобкарева, И.В. Смирнова. – Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», 2003.
8. Мы строим дом: Книга о молодой семье /
Сост. В.Крупин, - М: Мол. гвардия, 1981.
9. Русская поэзия 19 – начала 20 в. / Редкол.: Г. Беленький, П. Николаев, А. Овчаренко и др.; Сост., вступ. статья, примеч., Н.Якушина. – М. : Худож. лит., 1987.
10. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1998.
ИКОНА
Я восхищен: на пьедестале
Три лучших женщины стояли.
Я их вознес на пьедестал,
Сам где-то рядышком стоял.
Три женщины, три поколенья,
Три божества для поклоненья,
Икона эта мне нужна:
Здесь внучка, дочка и жена.
* * *
Как в детстве темных комнат я боялся!
И было в них мне так не по себе...
Я темных комнат избегать старался.
И надо было же моей судьбе...
Мне не осталось малого оконца,
Теперь живу я в царстве темноты, —
Но страха нет... И радугу, и солнце —
Все краски мира заменяешь ты.
Ты мне даешь и силы, и надежды,
И верю я — все сбудутся мечты,
И в жизни все, ну все, как было прежде,
Весь мир огромный заменяешь ты.
Ведь главное, чтоб сердце не остыло,
А темноты давно я не боюсь.
И в жизни все, ну все, как раньше было,–
Люблю тебя и за тебя молюсь.
* * *
Когда любовь к тебе приходит,
Ее случайно не спугни,
А если все-таки проходит,
То с расставаньем не тяни.
Не унижай, не унижайся,
Ты с расставаньем не тяни,
Но продолжайся, продолжайся,
В душе своей любовь храни.
Ничто на свете не напрасно,
Любовь, которая ушла,
С годами кажется прекрасной –
Она же все-таки была.
ЛЮБИМОЙ
Жизнь со мной сыграла шутку,
Может быть, судьбы каприз:
Повстречались на минутку —
Оказалось, что на жизнь.
В жизни всякое бывало:
Счастье, боль, любовь и страх,
Но ума нам доставало
Не ругаться в пух и прах.
А теперь уже и в шутку
Жизнь, судьбу я не корю,
Ту далекую минутку
И тебя благодарю.
ОДИН ОТВЕТ НА ТРИ ВОПРОСА
Что в эту жизнь приносит свет?
Чем жив на свете столько лет?
О чем все помыслы твои?
Любовь,
любовью,
о любви!
* * *
Я Надежду потерял,
Веру и Любовь —
А без них, я и не знал,
Холодеет кровь,
Закрываются глаза,
Хнычу и хандрю.
Нет, без женщин жить нельзя –
Точно говорю.
ВСЕГДА
Жизнь — дело сверхопасное,
Бегут, бегут года,
Вчерашнее прекрасное уходит навсегда.
Всё в жизни переменчиво,
Одним лишь восхитись:
Всегда прекрасна женщина,
Дарующая жизнь.
Судьба
Я как потерявшийся в толпе,
Странный, перепуганный ребёнок,
Но кому расскажешь о судьбе,
Если голос твой и слаб, и тонок.
Пели никому не до тебя, —
Ты пропал бы, жизнь твоя пропала,
Если б только женщина, любя,
Ангелом-хранителем не стала.
ВСЁ БЫЛО БЫ
Не женское дело грустить,
Не женское дело печалиться —
Любимою быть и любить,
Загадочной быть и не стариться.
И всё в свои руки забрать...
О, если бы женщина правила,
На свете была б благодать,
И в мире всё было бы правильно.
Эгоизм
Я не хочу из жизни уходить,
Хоть жизнь моя, ну скажем так, не сахар,
И все равно хочу я жить и жить,
А к смерти не испытываю страха.
Но думая о том последнем дне,
Который подойдет неотвратимо, —
Молю судьбу свою: «Дай смерти мне
Хотя б на день, но раньше, чем любимой».
[1]1 Рерих Н.К. «Химават», статья «Миссия женщины», с. 208
[2]2 Рерих Н.К. «Химават», статья «Миссия женщины», с. 209
[3]3 Мазанов Н.Н. «Долгое мгновение»
[4] Сильвестр «Домострой» глава №20 «Похвала женам», с. 139
[5] Сильвестр «Домострой», глава № 20 « Похвала женам», с. 140
[6] Н.Некрасов. Русские женщины
[7] А. Одоевский
Прекрасное далёко
Кто чем богат, тот тем и делится!
Император Акбар и Бирбал
Три загадки Солнца
Горячо - холодно