В работе представлена история, внешний вид и внутреннее убранство церкви в селе Пехра-Покровское. На основе исторических материалов составлены таблицы «Время постройки первых церквей Балашихи», «Современные храмы Балашихинского благочиния по мере постройки», «Настоятели Пехра-Покровской церкви», «Численность прихода Пехра-Покровской церкви».По таблице видно, что деревянная церковь в селе Пехра-Покровское была построена самой первой в Балашихинском районе. Сравнение фотографий церквей в Константиново -1797 г., Хомутово – 1800 г., Ивашево – 1815 г. подтвердило отнесенность архитектуры каменной Пехра-Покровской церкви к направлению «московский ампир», распространенному в 18-19 веках. Фотография церкви Святого Михаила Архангела 1822 года постройки в селе Архангельское иллюстрирует авторство проекта Осипа Ивановича Бове
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_yunesko.doc | 128.5 КБ |
Муниципальное учреждение городского округа Балашиха «Лицей»
Пехра-Покровская церковь
в контексте культуры XVIII-XIX века
Выполнили
ученицы 6 «А» класса МОУ «Лицей» Сокольникова Олеся и Таликова Мария
.
Руководитель
Егупова Альбина Геннадьевна, учитель русского языка и литературы
Балашиха 2012
В начале учебного года мы с ребятами из кружка «Литературное краеведение» начали изучать историю нашего города. Однажды мы поехали в село Пехра-Покровское, чтобы посмотреть церковь. Нам она понравилась, мы сделали ее фотографии и решили написать о ней работу. Мы описали внутреннее убранство церкви, ее внешний вид, познакомились с ее историей, составили таблицы «Время постройки первых церквей Балашихи», «Современные храмы Балашихинского благочиния по мере постройки», «Численность прихода Пехра-Покровской церкви», «Настоятели Пехра-Покровской церкви».
2. Основная часть.
А). Самая старая церковь в Балашихе.
Мы узнали, что Пехра-Покровская церковь - одна из древнейших в Балашихинском благочинии и известна с XV столетия. На сайте церкви мы прочитали, что первые сведения о ней содержатся в тексте жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, в Троицком патерике. Мы составили таблицу «Время постройки первых церквей Балашихи», из которой видно, что, действительно, она самая старая в городе.
Б). Развитие храма.
Из жития святителя Серапиона, архиепископа Новгородского, известно, что родился он в семье священника подмосковного села Пехорка и, уже приняв монашеский сан, некоторое время служил священником в Покровском храме, заменяя своего престарелого родителя. Так на Балашихинской земле начался и путь жизни земной, и путь священнослужения одного из известных угодников Божиих Древней Руси.
Документальное упоминание деревянного Покровского храма относится к первой четверти XVII столетия. По данным писцовой книги 1623-1624 годов село Покровское называлось Погост Слободка и находилось во владении «за великим государем святейшим патриархом Филаретом Никитичем Московским и всея Руссии». В 1623-1624 годах в небольшом селении, состоящем из погоста с крестьянскими дворами и двумя ненаселенными пустошами - Кирилово и Сафонцево, располагался деревянный храм клетского типа (покрытая двускатной кровлей клеть-изба с прирубом с востока алтаря, а с запада - трапезной с папертью и колокольней).
На средства светлейшего князя в 1712 году в селе Пехра была построена новая деревянная однопрестольная церковь. Но этому храму не суждено было долго существовать: в ужасный пожар 23 марта 1723 года Покровская церковь сгорела.
Только через четыре года, в марте 1727 года, священник Илия Филиппов с прихожанами обратились в Синодальный казенный приказ за разрешением «вместо згорелой церкви построить на том же месте вновь деревянную ж церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы». Синодальный указ о строении датировался 16 марта 1727 года, а в конце августа деревянная Успенская церковь в селе Покровское была построена и готова к освящению.
После падения Меншикова в 1729 г. по прошению архимандрита Иакинфа село Покровское было возвращено Богоявленскому монастырю и числилось за ним до 1764 г. В 1763 году построена деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.
Идея постройки новой каменной церкви в селе Покровское возникла в начале 1820-х годов и принадлежала настоятелю отцу Симеону, хотя состояние деревянного храма, построенного в середине XVIII столетия, было вполне хорошим. В клировой ведомости за 1821 год о Покровском храме отмечалось: «церковь зданием деревянная на каменном фундаменте, состоит в твердости, обита кругом тесом, покрыта вся церковь и колокольня железом, престол один, во имя Покрова Пресвятой Богородицы». Было решено использовать для нового здания храма материал ветхого меншиковского дворца в Ново-Алексеевском-Арсеньеве. В начале 1823 года прихожане Покровской церкви обратились к гражданскому начальству с просьбой для строительства нового каменного храма «отдать им для сей надобности находящийся в Алексеевской роще, принадлежащей к дачам Лосинного Погонного острова каменный дворец с двумя каменными флигелями». Министерство финансов в мае 1823 года разрешило передать на слом дворец в пользу Покровской церкви. На этот счет вскоре было получено Высочайшее дозволение и решение Кабинета министров.
Во второй половине августа 1823 года на имя Высокопреосвященного Филарета, архиепископа Московского и Коломенского, поступило прошение от «Московской округи Экономического села Пехра церкви Покрова Пресвятой Богородицы священника Симеона Петрова с прихожаны». По словам просителей, вместо однопрестольной Покровской церкви, «которая деревянного здания, в твердости», настала нужда постройки каменного храма «на другом удобном месте, отступя от оной саженей 10».
Новый храм предполагалось посвятить Успению Пресвятой Богородицы с двумя приделами: Покрова Пресвятой Богородицы и во имя святого пророка Илии. Проект церкви выполнил «архитектор 9-го класса Овчинников». Сохранились его чертежи вновь предполагаемого храма в селе Пехра-Покровское Московской округи, выполненные в стиле, характерном для московского зодчества первой четверти XIX столетия. Церковные власти первоначально одобрили проект Овчинникова и началась подготовка к строительным работам. Уже в декабре 1823 года строители Покровского храма приняли по описи материалы разобранного Алексеевского дворца.
Однако строительство храма по проекту Овчинникова было приостановлено. Причины этому излагались в прошении в Консисторию, датированном февралем 1824 года: «Прошлого 1823 года августа дня представлен нами Его Преосвященству на постройку каменной Покровской церкви при прошении план, но как оный чрезвычайно обширен, то потому ныне составлен таковой же другой, гораздо против того, как по материалу, так и по сумме выгоднее, который прилагаем при сем». В 1826 году стройка приостановилась в связи с кончиной храмостроителя священника Симеона Петровича Муравьева. Строительство закончил его зять, новый настоятель Покровского храма, выпускник семинарии Иоанн Степанович Малинин.10 сентября 1833 года храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы. Храм был с двумя престолами: главным во имя Покрова Пресвятой Богородицы и левым во имя святого пророка Илии. Расширение трапезной части Покровского храма относится к 1902 году. 5-6 октября 1902 года была освящена расширенная церковь. Автором проекта расширения церкви был известный московский архитектор Николай Николаевич Благовещенский (1867-1926).
Мы составили таблицу «Современные храмы Балашихинского благочиния по мере постройки», каменный Покровский храм не самый старый.
Революционная буря 1917 года, гражданская междоусобица и становление большевистского государства, в системе которого места для инакомыслия и религии не было, создали новые условия существования Православной Церкви в России в целом, и в Московском регионе в частности. Село Пехра-Покровское с 13 июня 1918 года входило в состав Реутово, Балашихинской волости, а с октября 1918 года была образована Разинская волость Московского уезда с Пехра-Покровским сельсоветом. Изъятие церковных ценностей в Покровской церкви произошло 4 мая 1922 года. От Московской уездной комиссии действовал некто Цурковский в присутствии председателя сельсовета И.С. Матвеева и председателя церковного совета священника Николая Воздвиженского.
Священнослужители, как антисоветский элемент, были лишены избирательных прав. В архиве сохранилось дело о регистрации православной общины села Пехра Разинской волости Московского уезда. В «Договоре», составленном 23 июля 1925 года, церковной общине передавались в бесплатное пользование «кирпичный одноэтажный храм с колокольней и деревянной сторожкой в черте церковной ограды». Со стороны прихожан договор подписали 30 человек верующих, проживающих в селе Пехра и деревне Лукино. Их фамилии фигурируют и в списке-анкете верующих Покровской церкви и, как позже будет ясно, не просто так: многих из этих людей впоследствии репрессировали.
В конце 1928 года в селе Пехра заведующий избой-читальней Соколов с гражданкой Шариковой взломали двери церковной сторожки и незаконно заняли ее под «школу» кройки и шитья. Верующие жители села Покровского обратились в Мосгубисполком с протестом против действий местных функционеров. Верующие заявляли, что «лишение церковной сторожки ставит нас в невозможность соблюдать те пункты договора, которые возлагают на нас ответственность за охрану храма и находящихся в нем предметов культа. Кроме того, отторжение церковной сторожки при наших условиях ставит в невозможное положение верующих, приезжающих за 4 версты с младенцами или больными, особенно зимой». Административный отдел НКВД Московского уезда проигнорировал заявление верующих и рекомендовал губернскому исполкому отказать просителям.
Кампания по «сплошной коллективизации» 1929 года в Покровском отозвалась созданием сельскохозяйственной артели им. Рыкова Реутовского района Московской области. Началась травля и раскулачивание всех жителей, сопротивлявшихся колхозному строительству, в том числе и членов церковного совета Покровского храма. Настоятель о. Николай Воздвиженский, после травли в печати, в конце 1929 года был арестован органами ОГПУ, осужден и отправлен в Архангельск. Храм остался без пастыря. Местная ячейка РКП(б) воспользовалась моментом и стихийно, без опроса местного населения, провела постановление о закрытии Покровской церкви. Все произошло ночью 10 февраля 1930 года. Кощунственно были выломаны иконы из иконостаса, сброшены колокола, сняты кресты с храма и колокольни, на место которых повесили красные флаги. В здании храма устроили сельский клуб и районную избу-читальню для колхозников. После безрезультатных хлопот и прошений в высшие инстанции (ВЦИК СССР) в течение 1930-1931 гг. верующие Покровской церкви перешли в соседние приходские храмы сел Никольского-Трубецкого и Пехра-Яковлевского (Леоново). Осталось неизвестным, куда передали имущество закрытого храма. В архиве сохранились уникальные фотографии 1930 года, снятые уже после переоборудования церковного здания под клуб. На одной из них мы видим комсомольцев, читающих газеты и «литературу» под церковным паникадилом, а на стенах храма висят портреты вождей: Ленина и «всесоюзного старосты» Калинина.
В 1930 г. в селе Покровском организовали колхоз имени А. Рыкова. Протоколы заседания Пехра-Покровского сельсовета за 1931-1933 годы упоминают церковное здание как место клуба, заведующий которого Панков слабо проводил «культмассовую» работу и содержал здание в плохом состоянии. Высылки и репрессии продолжались, и в 1935 году, среди крестьян села Покровского, привлеченных к обязательной грабительской поставке зерна государству, мы встречаем фамилии крестьянских семей, защитников Покровской церкви.
Патриотическая деятельность Русской Православной Церкви во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. способствовала кампании регистрации некоторых церковных общин с последующим открытием разрушенных храмов, но таковых было совсем немного. В «Сведениях» о ходатайствах по открытию церквей на территории Московской области за 1943-1946 гг. в Балашихинском районе упоминалось за 1946 год и заявление группы верующих села Пехра-Покровское, которое подписали 20 человек. В своем постановлении от 11 апреля 1947 г. Мособлсовет отказал верующим в открытии Покровской церкви.
После смерти Сталина и в первые годы хрущевской «оттепели», когда стало возможным открыто говорить о массовых незаконных репрессиях 1930-х годов, а оставшиеся в живых репрессированные возвращались из лагерей и ссылок, ходатайства об открытии православных храмов возобновились. В марте 1957 года Елизавета Дмитриевна Терешина от группы верующих села Пехра-Покровское обращалась к Председателю Совета Министров СССР К.Е. Ворошилову с просьбой об открытии Покровского храма. В своем ответе от 2 апреля 1957 г. уполномоченный Совета писал, что «Вашу просьбу удовлетворить не представляется возможным». Между тем церковное здание требовало реставрации и исследования, которые проводились медленно, храм ветшал и терял свой облик. Со временем были разрушены ярусы звона колокольни, уничтожено старинное приходское кладбище.
В 1980-х годах здание церкви с территорией передали в пользование ЭПП №1 ВОСВОДа: внутреннее пространство разбили на этажи. Работа станков, сварка металла, вибрация пола - нанесли непоправимый ущерб внутреннему убранству храма.
В 1992 году прихожане, жители села Пехра-Покровское Балашихинского района Московской области, ходатайствовали перед Московским епархиальным управлением Русской Православной Церкви зарегистрировать общину верующих. Храм был возвращен Церкви. Начались реставрационные работы по восстановлению внешнего и внутреннего облика выдающегося памятника русской архитектуры. В церковь назначили настоятеля, начались регулярные богослужения. В 2001 году закончилось восстановление внешнего облика здания - храм приобрел свой первоначальный вид. Приступили к отделочным работам внутри церкви с восстановлением главного и придельных иконостасов. 14 октября 2004 г. был совершен чин Великого освящения всех трех престолов Покровского храма. Храм приобрел свой первоначальный вид.
В). Настоятели церкви.
Мы составили таблицу «Настоятели церкви». С 1992 года настоятелем является протоиерей Георгий Николаевич Кулемин.
Г). Увеличение прихода.
По мере увеличения прихода увеличивали при строительстве и площадь храма. Мы составили таблицу «Численность прихода Пехра-Покровской церкви».
Д). Внешний вид и убранство церкви.
Внешний вид церкви таков. С востока находится двусветная купольная ротонда, колонны ротонды парные. Ротонда окружена колоннадой римско-дорического ордера. С запада к ней примыкает небольшая трапезная. Она равномерно расчленена пилястрами. Левее возвышается массивная колокольня с высоким шпилем и с двумя цилиндрическими ярусами звона. Архитектурное решение строгое и лаконичное, что, конечно, определялось весьма скромными возможностями заказчиков.
Это характерный пример московского ампира. Подобный тип культовых сооружений успешно разрабатывался архитекторами на протяжении нескольких десятилетий на рубеже XVIII и XIX столетий (церковь в Константиново -1797 г., Хомутово – 1800 г., Ивашево – 1815 г. и т.д.). Фотографии этих храмов мы нашли и сравнили. Идентичность планов и стилистическое своеобразие позволили искусствоведам отнести Покровский храм к кругу памятников выдающегося московского зодчего первой половины XIX века Осипа Ивановича Бове (1784-1834). Отмечалось, что в этой работе зодчий повторил сделанный ранее проект церкви Святого Михаила Архангела 1822 года постройки в своем имении, в селе Архангельское Рузского уезда Московской губернии. Об этой работе О.И. Бове исследователи писали, что этот храм «в стиле ампир принадлежит к лучшим произведениям зодчего и выдающимся памятникам своего времени». Фотографию этого храма мы тоже нашли.
Через ограду с запада находится здание церковно-приходской школы. С восточной стороны маленькое кладбище с могилами прихожан, принимавших активное участие в восстановлении церкви.
Перед оградой церкви находится памятник воинам –жителям с.Пехра-Покровское, погибшим в годы Великой Отечественной войны на фронте.
Убранство церкви таково. В центре храма находится алтарь. Он посвящен Покрову Божией Матери. В левой части храма икона «Вознесение Пресвятой Богородицы». Она накрыта сверху тканью бронзового цвета. В правой части храма стоит крест «Распятие Христово в Иерусалиме». А по бокам в центре храма нарисован орнамент с изображениями шестикрылых ангелов.
С правой стороны между главной частью и приделами висит икона «Пресвятая Троица».
Икона святителя Серапиона висит напротив. Как свидетельствуют данные Троицкого патерика, святитель Серапион, архиепископ Новгородский, замечательный подвижник и молитвенник Собора Радонежских святых – святых Лавры Преподобного Сергия, родился в подмосковном селе Пехорке (Пехра) в семье священника. С детства он хотел стать иноком и расстаться с миром, но родители уговорили его вступить в брак. Через год его супруга умерла, Серапион принял монашеский чин и стал священником при Покровском храме, заняв место своего престарелого родителя. Вскоре после кончины последнего он покинул родные места и ушел в Успенский Дубенский монастырь, где братия избрала его строителем. Известия о его духовной жизни дошли до Великого князя и митрополита, по воле которых в 1493 году Серапион стал игуменом Троице-Сергиева монастыря. В 1506 году Серапион архиерейским Собором был посвящен в архиепископа Новгородского. Его святительство в Новгороде совпало со страшным испытанием – моровым поветрием, унесшим множество жизней. Из-за дела о церковном запрещении архиепископом Серапионом преподобного Иосифа, игумена Волоколамского Успенского монастыря, святителя по распоряжению великого князя Василия Ивановича в 1509 году заточили в Спасо-Андронников монастырь. После примирения с митрополитом Симоном и преподобным Иосифом святитель Серапион в течение пяти лет жил в Троице-Сергиевой обители. Там же он и скончался и был погребен в марте 1516 года. Нетленные мощи святителя покоятся под спудом в Серапионовой палате, построенной в XVI столетии.
В левом приделе храма находится второй алтарь во имя святого пророка Илии. В руках он держит 2 плитки с 12 проповедями. На потолке нарисована икона «Пресвятая Троица», а на стене «Причащение учеников Иисуса».
В правом приделе находится икона «Марии Магдалины». Икона святой мученицы выражает радость. Рядом висит икона «Воскрешение Господне». Самое большое изображение на потолке в центре посвящено Пресвятой Богородице, окружённой с двух сторон ангелами.
3.Выводы.
Итак, мы показали, что в селе Пехра-Покровское появилась первая в Балашихе церковь. Из каменных церквей Балашихинского благочиния она не самая старая. Расширение площади церкви было связано с увеличением количества прихожан, с развитием промышленности. Мы составили таблицы «Время постройки первых церквей Балашихи», «Современные храмы Балашихинского благочиния по мере постройки», « Численность прихода Пехра-Покровской церкви», «Настоятели Пехра-Покровской церкви». Мы описали внутренний и внешний вид церкви и ее убранство. Мы составили экскурсию по Пехра-Покровской церкви.
2. http://www.mepar.ru
3. http://www.pokrov-hram.ru
4. http://www sobory.ru›epx/moskovskaya/balashihinskoe/
Приложение №1.
Время постройки первых церквей Балашихи.
№ п.п. | Время постройки | Название церкви |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | 15 век 16 век 1623 1623 1660 1660 1672 1718 1777 1894 | Пехра-Покровская церковь Никольско-Архангельская церковь Николы Чудотворца в Кучино Преображения Господня в Саввино Полтево Церковь в Никольско-Трубецком Церковь в Пехра-Яковлевском Церковь в Горенках во имя Происхождения Честных Древ Святого Креста Господня (Крестовоздвиженская) Троицкий храм с. Павлино Церковь в Николаевке |
Приложение №2.
Современные храмы Балашихинского благочиния по мере постройки.
№ п.п. | Название храма | Год постр. |
1. | Никольский храм дер. Полтево | 1706 |
2. | Николо-Архангельский храм г. Балашиха, мкр. Салтыковка, ул. Черная дорога, д. 16-а | 1771 |
3. | Троицкий храм с. Павлино, вл. 56 (имение Троицкое-Кайнарджи) | 1777 |
4. | Преображенский храм г. Балашиха, Леоновское шоссе, д. 2 (имение Пехра-Яковлевское) | 1783 |
5. | Покровский храм с. Пехра-Покровское, Щелковское шоссе, стр. 133 | 1824 |
6. | Богородицерождественский храм г. Балашиха, ул. Трубецкая, д. 52-д (с. Никольско-Трубецкое). | 1862 |
7. | Преображенский храм г. Железнодорожный, пл. Преображения, стр. 1 (мрн-н Саввино) | 1873 |
8. | Никольский храм с. Ново-Милет, д. 7 | 1904 |
9. | Казанский храм г. Реутов, ул. Октября, владение 14 | 1996 |
10. | Троицкий храм г. Железнодорожный, ул. Пионерская, д. 26 (при Московском областном военном комиссариате на областном сборном пункте). | 2000 |
11. | Александро-Невский храм г. Балашиха, пл. Александра Невского, д. 1 | 2001 |
12. | храм Новомучеников и исповедников Российских г. Железнодорожный, ул. Южная, д. 3-а ( мкр-н Кучино). | 2001 |
13. | храм свт. Николая г. Балашиха, ул. Карбышева, д. 8 (на территории ВТУ) | 2005 |
14. | Неопалимовский храм г. Балашиха, мкр-н. ВНИИПО, д. 12 | 2006 |
15. | Почаевский храм г. Балашиха, Разинское шоссе, д. 1 (мрн-н Салтыковка) | 2006 |
16. | храм мчч. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г. Балашиха | 2007 |
17. | Троицкий храм г. Реутов, ул. Победы, д. 2 | 2008 |
18. | храм иконы Божией Матери Взыскание погибших г. Железнодорожный, ул. Саввинская, д. 40 (мкр-н Пуршево) | 2009 |
19. | Екатерининский храм г. Балашиха, Московский бульвар, д. 1 "А" (мкр-н Новый Свет) | 2010 |
20. | храм Феодора (Ушакова) г. Железнодорожный, ул. Адмирала Кузнецова, д. 8, стр. 1 | |
21. | храм иконы Божией Матери Иверская дер. Абрамцево |
Приложение №3.
Численность прихода Пехра-Покровской церкви.
1821 год | 1836 год | 1916 год |
122 двора | 143 двора | 272 двора |
800 человек | 1255 человек + рабочие шелково-прядильной фабрики | 1500 человек |
Приложение №4.
Настоятели Пехра-Покровской церкви.
15 век 1635-1640 1680 1704 1714-1722 1722 1800 1826 1909 1992 г. | Серапион Поп Мирон Поп Иван Поп Игнатий ,Дьяк Федька Иванов Поп Игнатий, пономарь Иван Федоров, дьяк Михаил Федоров Поп Алексей Борисов Иоанн Семенов Симеон Петрович Муравьев Иоанн Степанович Малинин Михаил Истрин Николай Воздвиженский и дьякон Дмитрий Сахаров Протоиерей Георгий Кулемин |
Девчата
Белый лист
Воздух - музыкант
Твёрдое - мягкое
Басня "Две подруги"