История сохранила много портретов Пушкина, но именно портрет кисти
О.А. Кипренского современники находили более удачным. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», - писал Пушкин. Мы держим в памяти образ великого человека, созданный прекрасным художником, который следует за его мыслями с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. Мне захотелось узнать об истории создания портрета, выяснить, как складывалась судьба великого поэта в год написания его портрета.
Тема «Вокруг портрета А.С. Пушкина»актуальна, прежде всего, тем, что А.С. Пушкин – это уникальное явление в литературе, интерес к его творчеству возрастает с каждым годом, мы видим в нем гения, нашу национальную гордость.
Практическая значимостьпроекта заключается в том, что данный материал может использоваться как дополнительный источник для изучения творчества А.С.Пушкина.
Новизна идеив том, что, соединив 2 вида искусств (живопись и литература) в своей работе, я соприкоснулась с эпохой поэта, изучила его творчество 1827 года, познакомилась с кругом его общения в этот период жизни, открыла для себя «живого» Пушкина, «человека, а не мумию».
Объектом исследованияявился 1827 год в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Именно в это время был создан знаменитый портрет поэта, написанный О.Кипренским.
Предмет исследования – стихи, письма поэта.
Цель работы– исследовать жизнь и творчество Пушкина в 1827 году.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет исследования, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показана практическая значимость, поставлена гипотеза. В первой главе основной части рассматривается портретная живопись русских художников 18-19 века – золотого века портрета. Во второй главе перед нами череда портретов А. С. Пушкина. В третьей главе представлен выдающийся художник-портретист 19 века - О. А. Кипренский. Четвертая глава – анализ портрета А. П. Пушкина кисти художника Кипренского. В пятой главе исследуется жизнь и творчество великого поэта. Выводы сделаны в заключительной части работы. Результаты исследования могут быть применены в учебной деятельности для расширения кругозора учащихся, на уроках литературы, МХК.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 175.5 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №1
города Котельнича Кировской области
О.А.Кипренский
портрет Александра Сергеевича Пушкина
Вокруг портрета
Опыт исследования
Автор: Самигуллина Альбина, 9 класс
Руководитель: Гаранина Марина Григорьевна,
учитель русского языка и литературы
Консультант: Самигуллина Лариса Шаухатовна,
учитель искусства и МХК
Котельнич
2011 год
Содержание
Введение………………………………………………………………………
1. XIX век – «золотой век» портрета………………………………………
2. А.С.Пушкин в портретах русских художников………………………..
3. Орест Адамович Кипренский — русский художник, график и живописец, мастер портрета……………………………………………………………….
4. Портрет А.С. Пушкина кисти О.А. Кипренского……………………….
4.1. История знаменитого портрета…………………………………………
4. 2. Описание портрета……………………………………………………..
4.2.1.Внешний облик поэта (лицо, поза, костюм)………………………….
4.2.2. Значение отдельных деталей (муза)………………………………….
4.2.3. Колорит портрета (фон, цвета)……………………………………….
4.2.4. Замысел художника…………………………………………………...
5. 1827 год в жизни и творчестве А.С.Пушкина…………………………...
Заключение………………………………………………………………….
Список литературы………………………………………………………...
Приложение
Введение
А.С. Пушкин с детства входит в каждый дом и сопровождает нас всю жизнь. Два года назад мне посчастливилось побывать в Москве в Третьяковской галерее. Среди множества прекрасных картин меня заинтересовал портрет Пушкина кисти художника Ореста Кипренского.
История сохранила много портретов Пушкина, но именно портрет кисти
О.А. Кипренского современники находили более удачным. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», - писал Пушкин. Мы держим в памяти образ великого человека, созданный прекрасным художником, который следует за его мыслями с кистью в руке, улавливая и исследуя его живой образ. Мне захотелось узнать об истории создания портрета, выяснить, как складывалась судьба великого поэта в год написания его портрета.
Тема «Вокруг портрета А.С. Пушкина» актуальна, прежде всего, тем, что А.С. Пушкин – это уникальное явление в литературе, интерес к его творчеству возрастает с каждым годом, мы видим в нем гения, нашу национальную гордость.
Практическая значимость проекта заключается в том, что данный материал может использоваться как дополнительный источник для изучения творчества А.С.Пушкина.
Новизна идеи в том, что, соединив 2 вида искусств (живопись и литература) в своей работе, я соприкоснулась с эпохой поэта, изучила его творчество 1827 года, познакомилась с кругом его общения в этот период жизни, открыла для себя «живого» Пушкина, «человека, а не мумию».
Данная исследовательская работа содержит следующие этапы: выбор темы, формирование цели и задач, подбор литературы, обобщение полученной информации, анализ официальной и частной переписки Пушкина в 1827 году, подборка, систематизация произведений поэта за обозначенный период, анализ произведений с точки зрения тематики и проблематики, работа над рефератом, защита работы, оценка результатов.
Объектом исследования явился 1827 год в жизни и творчестве А.С.Пушкина. Именно в это время был создан знаменитый портрет поэта, написанный О.Кипренским.
Предмет исследования – стихи, письма поэта.
Цель работы – исследовать жизнь и творчество Пушкина в 1827 году.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
Изучая творчество Пушкина, можно выдвинуть следующую гипотезу: портрет Пушкина художника О. Кипренского, самое известное из всех изображений поэта, написан в один из плодовитых периодов творческой деятельности Александра Сергеевича Пушкина. Поэт изображён в счастливый, светлый момент своей жизни.
Проводя исследование, я использовала теоретические и эмпирические методы.
Теоретические: обзор и систематизация материалов используемой литературы, работа над информационной частью проекта, анализ произведений А. С. Пушкина, обобщение данных.
Эмпирические: изучение различной литературы, материалов на электронных носителях, систематизация, классификация и анализ произведений Пушкина, датированных 1827 годом.
Теоретико-методологическую базу исследования составили научная, справочная, художественная литература, материалы на электронных носителях по теме исследования.
Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложений. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет исследования, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показана практическая значимость, поставлена гипотеза. В первой главе основной части рассматривается портретная живопись русских художников 18-19 века – золотого века портрета. Во второй главе перед нами череда портретов А. С. Пушкина. В третьей главе представлен выдающийся художник-портретист 19 века - О. А. Кипренский. Четвертая глава – анализ портрета А. П. Пушкина кисти художника Кипренского. В пятой главе исследуется жизнь и творчество великого поэта. Выводы сделаны в заключительной части работы. Результаты исследования могут быть применены в учебной деятельности для расширения кругозора учащихся, на уроках литературы, МХК.
Портрет – жанр живописи, изображающий человека на картине. Слово «портрет» произошло от латинского глагола, обозначающего «выявлять», «обнаруживать», «извлекать на поверхность». Для портрета более, чем какого-либо другого жанра изобразительного искусства, свойственна связь, близость определенной традиции. В нее включается не только техника (способ создания образа), но и идеал человека, особенности видения его и критерии оценки. Портрет художника извлекает на поверхность «души изменчивой приметы», выявляет индивидуальные черты. В чертах внешнего образа мы угадываем все, что скрыто в тайниках души, воспринимаем портрет как характеристику, как биографию. Главное предназначение портрета – это увековечивание человека. Портреты бывают разные по форме: квадратные, овальные, круглые. Они могут быть исполнены карандашом, красками. Бывают одиночные и групповые портреты.
С XVIII века портрет начал пользовался в России широкой популярностью. Вопреки предвзятому взгляду Академии художеств на этот вид живописи, как на низший жанр искусства, расцвет русского портрета в это время был обусловлен потребностями самой жизни.
XIX век явился для России «золотым веком» портрета. В XIX веке портрет превращается в искусство и выражает общечеловеческие идеалы.
Русские живописцы начала XIX века утвердили собственный принцип описания портрета, выработав свои направления в живописи, в изображении человека, природы, свидетельствующий о совершенно самостоятельной образной концепции.
Русское портретное искусство 20-х годов XIX века ориентировалось на западноевропейские образцы. В трактовке образа поэта и в манере воссоздания облика сказалось широкое распространение гравированных изображений писателей и поэтов – Байрона, В. Скотта, Шатобриана, Де Виньи. В общественном мнении благодаря им сложился некоторый обобщенный тип поэта. Значимым оказывались в портрете и поза – чаще вполоборота, с устремленным ввысь взглядом, и одежда – плащи. Пледы, небрежно повязанные галстуки, открытый свободный ворот, и выражение лица, сочетающее мечтательность и отрешенность.
Заметно уменьшается зрительный эффект от костюма портретируемого, что вместе с пристрастием к нейтральному, тонко и взволнованно прописанному фону концентрирует внимание на лице. Выразительная сила света, контрастно выделяющего лица, сообщает особую яркость выражению возвышенных чувств героев художников. Причиной этих изменений стало горячее стремление „одушевить" портрет, прозреть внутреннюю сущность оригинала, а результатом — очевидное усиление психологизма. И композиционное, и колористическое решение холстов стало разнообразнее, подчиняясь и особенностям душевного склада модели, и ее состоянию, и отношению к моделям художников. Богатство чувств у романтика Кипренского, нравственная чистота у Венецианова, мягкая сердечность у Тропинина определили высокое этическое значение портрета первой четверти XIX века, сделав его лучшим выражением настроений русского общества во всей художественной культуре этих лет.
Моделями портретистов этого времени становятся только известные, знаменитые люди.
2. А.С.Пушкин в портретах русских художников
С какого же времени началась слава Пушкина?
Первым общественным признанием его поэтического дара
стал публичный экзамен в лицее 8 января 1815 года, когда, «стоя в двух шагах от Державина», он прочитал свои стихи «Воспоминания в Царском селе». Позже, в «Евгении Онегине», поэт вспоминал:
Успех нас первый окрылил;
Старик Державин нас заметил
И, в гроб сходя, благословил.
К тому же времени относится и первый портрет Пушкина-поэта, исполненный неизвестным художником. Нежные пастельные тона, задумчивое выражение лица - весь облик юноши проникнут каким-то особым благородством и чистотой помыслов.
Таким впервые увидел его и поэт старшего поколения В. А. Жуковский.
19 сентября 1815 года он писал П. А. Вяземскому: «я сделал еще приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным. Я был у него на минуту в Царском Селе. Милое, живое творение! Он мне обрадовался и крепко прижал руку мою к сердцу. Это надежда нашей словесности… Нам всем надо соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».
Первым изображением Пушкина, которое увидели читатели, была гравюра на меди Е. Гейтмана – фронтиспис поэмы «Кавказский пленник».
Книга вышла в конце августа1822 года со следующим послесловием: «Издатели присовокупляют портрет Автора, в молодости с него рисованный. Они думают, что приятно сохранить юные черты Поэта, которого первые произведения ознаменованы даром необыкновенным». Поскольку Пушкин находился в это время в ссылке в Кишиневе, оригиналом для гравюры послужила, по-видимому, известная нам пастель 1815 года. 23-летний поэт представлялся читателям в виде юноши с чертами арапчонка и в байроновской позе. Это изображение не соответствовало действительной внешности его, но вошло в историю и врезалось в память многих поколений. Видимо, Пушкин не желал являться перед читателями в виде «русского Байрона», а мечтал об ином образе, более соответствовавшем духу его поэзии. (Приложение №1)
Четырьмя годами ранее он сам нарисовал свой портрет как прообраз гравюры для готовившегося, но не состоявшегося тогда издания стихотворений. Так поэт впервые обратился к автоизображениям, которые с этого времени сопутствуют его творчеству до конца жизни, становятся одной из форм самовыражения. (Приложение № 2)
Эти изображения не только отражают реальность, но и несут в себе большое обобщение и критическое восприятие действительности. Автопортреты исполнены высокой поэзии, трагичны и одновременно не лишены самоиронии.
13 мая 1823 года, отвечая на вопрос Гнедича, собиравшегося переиздавать «Кавказского пленника», Пушкин в постскриптуме приписал: «Своего портрета у меня нет – да и на кой черт иметь его». И все же, как всегда у Пушкина, ничто, никакой жизненный опыт – движение ли сердца или ума – не пропадали бесследно. С этого же 1823 года Пушкин быстро и с увлечением пишет «Евгения Онегина». В декабре он приписывает последнюю заключительную строфу второй главы «Евгения Онегина»:
Быть может (лестная надежда)
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет,
И молвит: то-то был Поэт!
Однако до возвращения Пушкина из ссылки так и не было сделано ни одного портрета. Но за несколько месяцев появилось несколько портретов и все с натуры.
Первые в этом хронологическом ряду – выполненные осенью 1826 года миниатюра гуашью на пластине слоновой кости и рисунок итальянским карандашом обрусевшего француза Ж. Вивьена. (Приложение № 3)
Пушкин заказал ему два экземпляра, один он подарил П. А. Осиповой, второй – поэту Е. А. Баратынскому. Это небольшой камерный портрет, выполненный просто, без всяких претензий, для того чтобы запечатлеть черты поэта на память для его близких друзей – изображение исполняло роль нынешней фотографии. Поэт еще очень молод, он открыто и благожелательно смотрит прямо на зрителя. Художник сумел передать интимные черты характера: душевную мягкость, сердечность, простодушие, детскую незащищенность натуры. На более поздних портретах выражение лица становится более замкнутым, Пушкин сосредоточен в себе и смотрит мимо нас.
Следующим, кто изобразил Пушкина, был Василий Андреевич Тропинин. Портрет Пушкина является самым известным его творением. И мы относимся к нему с особым, обостренным чувством: его заказал сам Пушкин, он позировал художнику, портрет написан в период расцвета творческих сил их обоих. (Приложение № 4)
Бытует версия о том, что заказал портрет Тропинину близкий друг поэта Соболевский, который «был недоволен приглаженными и припомаженными» портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина «нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки».
Но эта версия, скорее всего ложная, так как из письма самого же Соболевского Погодину стало известно (опубликовано лишь в 1952 году): «Портрет Тропинину заказал сам Пушкин тайком и поднес мне его в виде сюрприза с разными фарсами (стоил он ему 350 рублей)».
Сам художник много лет спустя вспоминал, с каким волнением он работал над портретом великого поэта. Пушкину было трудно уделить время для позирования, и Тропинину приходилось ловить его у друзей: Баратынского, Киреевского, Погодина, Хомякова и других. В такой обстановке можно было сделать только набросок, и он сделал масляными красками небольшой этюд, как бы портретный набросок.
Сеансы для большого портрета происходили в мастерской Тропинина, на Ленивке. Здесь сошлись два больших человека эпохи. Тропинин, по его словам, был взволнован близостью поэта. Но и Пушкина, который мечтал увидеть «народ неугнетенный и рабство падшее», не могла не волновать необычная судьба художника-крепостного.
Выбором одежды Тропинин подчеркнул демократизм поэта, действительно ему свойственный . Пушкин в трактовке живописца целен. Уравновешен, внутренне собран и свободен, сосредоточен и раскован в одно и тоже время. Прочитывался современниками и байронический мотив во внешнем облике – свободный ворот, повязанный небрежно галстук-шарф.
Самое основное, что выделяет образ, созданный Тропининым – это собранность всех внутренних сил в волевое движение, не замкнутость в себе, а некая открытость, доступность, потенциальная готовность к действию. В большинстве других портретов Пушкин – частное лицо (исключая портрет работы Кипренского), и только в изображении Тропинина предстает лицом общественным, деятелем, каким ощущал себя сам поэт, и это несмотря на «домашний» костюм. Именно выходец из народа – Тропинин – острее других почувствовал и сумел увековечить своей кистью народность гения русской поэзии.
Портрет Пушкина, созданный Тропининым, в 1909 году попал в Третьяковскую галерею. Сейчас портреты великого поэта хранятся в собрании Всесоюзного музея А. С. Пушкина, находящегося в городе Пушкине.
Орест Адамович Кипренский (13 (24) марта 1782 — 5 (17) октября 1836) — русский художник, график и живописец, мастер портрета. (Приложение № 5)
Он внебрачный сын помещика А. С. Дьяконова. По документам был записан в семью крепостного Адама Швальбе.
Получив вольную, в 1788 году был зачислен в Воспитательное училище при петербургской Академии художеств под фамилией Кипренский. Учился в академии до 1803 года. Жил в Москве (1809 год), Твери (1811 год), Петербурге (1812 год), а в 1816—1822 и с 1828 года — в Риме и Неаполе.
Кисти Кипренского принадлежат «Портрет А. Швальбе» (1804), «Портрет Е. В. Давыдова» (1809), «Девушка с плодами» и «Читатели газет в Неаполе» (обе картины — 1831 года).
Наиболее известные произведения — портрет мальчика А. А. Челищева (1810—1811), портреты супругов Ростопчиных (1809) и Хвостовых (1814), хранящиеся в Третьяковской галерее, а также автопортрет (1808), изображения поэтов К. Н. Батюшкова (1815, Музей института русской литературы Российской Академии наук, Петербург), В. А. Жуковского (1816) и А. С. Пушкина (1827). Незадолго до создания портрета Пушкина, в 1824 году, художник возвратился на родину, в Россию, из Италии, где был увенчан славой одного из лучших живописцев Европы. Его произведение украшало галерею автопортретов во дворце Уффици. Такой чести удостаивались лишь редкие избранники.
Художник скончался в Риме 17 октября 1836 года от воспаления лёгких и был погребён там же в церкви Сант-Андреа-делле-Фратте. Над надгробием стоит стела с надписью: «В честь и в память Ореста Кипренского, самого знаменитого среди русских художников, профессора и советника Императорской Петербургской академии художеств и члена Неаполитанской академии, поставили на свои средства, живущие в Риме русские художники, архитекторы и скульпторы, оплакивая безвременно угасший светоч своего народа и столь добродетельную душу…»
Орест Адамович Кипренский (1782 - 1836).
«Портрет А.С.Пушкина», 1827 год.
Русская школа. Холст, масло.
Размеры: 63 на 54 сантиметра.
Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.
( Приложение № 6)
Кипренский, создавая портрет Пушкина, подчеркнул в нем поэтическое начало. Не только символической фигурой Музы, но и всем строем композиции, обликом портретируемого, световой и колористической нюансировкой. Указывает на поэтическую натуру и выражение лица Пушкина своей просветленностью. Возвышенностью. Поэт вдохновенен. Величав. Взгляд «великолепных больших и ясных глаз», в которых, как казалось современнику, отражалось все прекрасное в природе, устремлен на какое-то видение. Ничто не омрачает в этот миг душу: поэт взволнован захватившим его воображением.
Орест Кипренский стремился показать в Пушкине прежде всего “гения поэзии”, по выражению того времени. Отмечаемое современниками внешнее сходство портрета, созданного в 1827 году, обусловлено поразительным постижением внутреннего мира поэта.
В портрете А. С. Пушкина Кипренский совершил столь высокий взлет еще и потому, что лира поэта была созвучна музе художника. Одни и те же реальные лица вдохновляли Пушкина и изображены на портретах Кипренского.
Дитя харит и вдохновенья,
В порыве пламенной души
Небрежной кистью наслажденья
Мне друга сердца напиши;
Красу невинности прелестной,
Надежды милые черты,
Улыбку радости небесной
И взоры самой красоты.
Эти строки из послания Пушкина “К живописцу” можно в полной мере отнести и к Кипренскому.
Через несколько месяцев после завершения Тропининым пушкинского портрета, в июне 1827 года, Антон Дельвиг, «друг и наставник» всех поэтов, заказывает еще одно изображение Пушкина — Оресту Адамовичу Кипренскому.
Дельвигу хотелось иметь самый лучший портрет своего близкого товарища с лицейских лет, и он остановил свой выбор на прославленном живописце.
Заказчик и художник сошлись на цене в одну тысячу рублей — деньги очень большие.
Пушкин, приехав 25 мая из Москвы в Петербург, позировал Кипренскому в доме Д. Н. Шереметева на Фонтанке, где у художника была мастерская. Кипренский писал портрет в мае – июне 1827 года. То был год высшей славы Пушкина. Возвращенный из изгнания, допущенный жить, где пожелает, встречавшийся в Москве с государем.… Сколько надежд, сколько планов, но им, увы, не суждено сбыться.
Чтобы подчеркнуть тему творчества, Дельвиг попросил мастера пририсовать к картине бронзовую фигуру музы. В глубине портрета Кипренский поместил подставку, а на ней бронзовую статуэтку музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру.
Отдельные критические отзывы о работе Кипренского потонули в восторженном хоре похвал. Любопытно, что современники узнавали Пушкина именно по этому портрету, впервые представленному публике на выставке в Петербурге. Она открылась 1 сентября 1827 года в залах Академии художеств, где живописцу был предоставлен целый зал.
Кипренский собирался демонстрировать портрет в Европе. Было много споров о степени сходства в портрете, о правильности позы, о стиле, но господствующим стало мнение, что «художник выразил во взоре поэта светлый луч высоких творческих дум».
Позднее портрет Пушкина послужил образцом для многих художников и скульпторов при воссоздании облика поэта.
Сам Пушкин высоко ценил работу Кипренского. Увидев картину, он откликнулся экспромтом:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз… (Приложение № 7)
Вместе с высокой оценкой и благодарностью живописцу в стихах очевидна привычная и столь свойственная Пушкину самоирония. Поэтический отзыв интересен сжатой, емкой и очень точной характеристикой портрета и живописца. Указывается, что Кипренский следовал общепринятой манере («Любимец моды легкокрылой») изображения поэтов по западноевропейским канонам (« хоть не британец, не француз); весьма тонко подмечено, что портрет акцентирует поэтический строй личности портретируемого в изображении его как «питомца чистых Муз»… приукрашенность облика, романтическая приподнятость тоже изящно выделена поэтом: «Себя как в зеркале я вижу, Но это зеркало мне льстит…»
Отблеск живого огня хранит взор поэта на портрете Кипренского, но возвышенность взгляда не исчерпывает богатства выражений, гаммы переживаний и чувств, столь свойственных быстро меняющемуся облику Пушкина.
После смерти Антона Дельвига в 1831 году Пушкин через П. А. Плетнева приобрел портрет у вдовы друга за тысячу рублей из гонорара, полученного за «Бориса Годунова». Это известно из писем Плетнева, которые опровергают позднейшее сообщение дочери Дельвига, что портрет был подарен ее матерью Пушкину.
До роковой дуэли портрет висел в кабинете поэта на Мойке. После гибели Пушкина он хранился у В. А. Жуковского; впоследствии его унаследовал старший сын поэта — Александр, а затем внук — Григорий Александрович, у которого в 1916 году его приобрел Совет Третьяковской галереи.
4. 2. Описание портрета
Перед нами погрудное статичное изображение поэта, одетого в модный сюртук, изображение, приближенное к зрителю и, казалось бы, камерное по своему характеру. Но взгляд Пушкина, устремленный вдаль, покоряющая духовная сила, исходящая от него, подчеркивают небудничный, вдохновенный облик поэта. Кипренский создал живописный портрет-памятник великого поэта. Все элементы художественного строя прекрасно служат этой цели.
По отзывам современников, Кипренскому удалось создать образ поэта, очень близкий к реальному.
Так, например, Н.А.Муханов сказал: «С Пушкина списал Кипренский портрет необычайно похожий».
Журнал «Московский вестник» в первом номере за 1828 год писал о работе прославленного мастера: «Кипренский очень удачно улавливает сходство: это качество — отличительная черта в портрете поэта Пушкина, им недавно написанного. Мастерское произведение! Гений поэта как будто бы одушевил художника; огонь вдохновения сам изобразился на холсте в чертах его, и художник вполне выразил в его взоре светлый луч высоких творческих дум».
Детали незаметно формируют образ романтического героя: скрещенные на груди руки, складки плаща, наброшенного на плечи. Кажется, что вдохновленный поэт сейчас убежит из золоченой рамки, чтобы написать очередное стихотворение. Именно эта оживляющая особенность понравилась в портрете и самому Пушкину.
О.А. Кипренскому удалось блестяще передать внутренний мир Творца, поймать мимолетный миг вдохновения.
Кипренский «изобразил Пушкина каким-то денди, а не поэтом»,– заметил Тарас Шевченко в своей повести «Художник».
Хотя это суждение не совсем справедливо, здесь уловлен, так сказать, петербургский тон в облике и повадке Пушкина на портрете Кипренского – это не домашний, а светский облик поэта. Все построено, как обычно у Кипренского, на тончайших нюансах: по видимости простой композиционный прием – как бы «пустынное» пространство вокруг уподобленного скульптурному бюсту объема с замыкающим контуром – создает атмосферу одиночества вместе с ощущением воинственной собранности, сосредоточенности.
Стоит отметить, что «веселый» Пушкин 1820-х годов, хотя и ссыльный, но увенчанный славой и популярностью, отличается от Пушкина 1830-х, подвергаемого злорадным упрекам в потере читательского интереса, уже вступившего в тот круг, где разыгралась трагедия его гибели.
4.2.1 Внешний облик портрета (лицо, поза, костюм)
Художник создал очень реальный образ поэта.
Пушкин показан в модном для того времени сюртуке. Сюртук - деталь мужского костюма, появившегося в России в первые десятилетия XIX в. Одежда, предназначенная для улицы. В отличие от фрака, сюртук имел полы и довольно высокую застежку.
Белый воротник с широким черным шелковым галстуком в виде банта.
Через плечо эффектно перекинут шотландский плащ с клетчатой подкладкой «экосез» (шотландская ткань в крупную клетку), она только входила в европейскую моду, ее особенное распространение связано было с увлечением историческими романами Вальтера Скотта. Таким образом, современникам поэта было ясно при взгляде на портрет, что поэт следит за модой и является поклонником таланта В.Скотта. Эта деталь усиливает возвышенное романтическое звучание всей композиции, вызывая ассоциации с поэзией Джорджа Байрона и героем его поэмы, Чайльд-Гарольдом.
Рассеянный ореол света выделяет светлым пятном голову Пушкина. На смуглом лице — вдохновение, поэт как бы обдумывает стихотворение. Взгляд карих глаз глубок, но в то же время слегка рассеян. Ресницы едва намечены, поэтому не закрывают глаз. Этим подчеркивается зоркость и значительность взгляда. Но в то же время во взгляде Пушкина чувствуются некоторая настороженность, тревога. Поэт задумчив и невесел. Рот напряженно сжат, горький изгиб губ свидетельствует о печальном жизненном опыте поэта. Руки Пушкина спокойно сложены на груди. Мыслями поэт далеко, он будто слушает свой внутренний голос.
Детали незаметно формируют образ романтического героя: скрещенные на груди руки, складки плаща, наброшенного на плечи. Кажется, что вдохновленный поэт сейчас убежит из золоченой рамки, чтобы написать очередное стихотворение. Именно эта оживляющая особенность понравилась в портрете и самому Пушкину.
По воспоминаниям современников, у Пушкина были длинные, ухоженные ногти, запечатленные, кстати, на его портрете кисти Кипренского. Боясь сломать их, поэт иногда на один из пальцев надевал золотой наперсток, с которым не стеснялся появляться даже в театре. Пушкин, будто б в оправдание, писал в «Евгении Онегине»:
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей. (Глава 1, часть 25)
Люди, хорошо знавшие А. Пушкина, отмечали, что такое положение рук, как на портрете, не характерно для него. Русский писатель Н.В. Кукольник, например, высоко оценив достоинства портрета, счел нужным указать на отсутствие "пушкинской простоты" и несвойственность поэту "такого оборота тела и глаз".
Но именно такая поза придает всему образу внутреннюю собранность и говорит о большом напряжении внутренних сил. Творческое прозрение самого О. Кипренского оказалось в этом портрете исключительно глубоким. Исходя из общего замысла, художник с гениальной уверенностью пренебрег некоторыми частностями, придал А.С. Пушкину лично ему не свойственную, но для портрета единственно необходимую, абсолютно точную позу.
Образ поэта на портрете немыслим без этой позы со скрещенными на груди руками.
Незадолго до 14 декабря 1825 года К. Рылеев в письме к А.С Пушкину писал: "На тебя устремлены глаза России; тебя любят, тебе верят, тебе подражают. Будь Поэт и Гражданин!" Орест Кипренский и увидел великого русского поэта глазами лучших людей России.
4.2.2 Значение отдельных деталей
К 1827 году Пушкин был уже автором «Южных поэм», нескольких глав «Евгения Онегина», «19 октября», «Пророка», «Бориса Годунова». В это время он написал простые, скромные, но и гордые слова в письме Н.Н. Раевскому: «Я могу творить». Это то самоокружение, которое и составляет смысл произведения О.Кипренского.
Фигура Пушкина написана анфас, но голова повернута немного направо, туда, где в глубине за креслом виднеется бронзовая статуэтка Музы лирической поэзии Эрато, имевшей обычно в качестве атрибута цитру или лиру. Струны в руках музы словно вторят думам поэта.
Присутствие постоянной спутницы Поэта - намек на покровительство богов и поэтическое призвание. Именно эта деталь подчеркивает главное, что хотел выразить художник, — Пушкин и вдохновение неразделимы, а муза, которую поэт нередко упоминал в своих произведениях, — неразлучная спутница автора гениальных стихов и великой прозы.
Вся фигура Пушкина напряжена, натянута, как струна, безмятежность его лица лишь кажущаяся. О том, что перед зрителями именно поэтическая личность, служитель муз, говорят и детали - энергичная "наполеоновская" поза, "байронический" плащ, эффектно перекинутый через плечо.
4.2.3 Колорит портрета
Освещение подобрано так, чтобы особенно выделялось лицо поэта. Лицо задумчиво, вдохновенно. Кипренский совершенно не стремился идеализировать своего героя, приукрасить его, напротив, он даже склонен подчеркивать в лице Пушкина характерные "арапские" черты: широкие ноздри, слегка выдающиеся крупные губы. Густые каштановые волосы свободно вьются на голове, не спускаясь на высокий лоб и не выбиваясь беспорядочно. Взгляд обращен вдаль.
На Пушкине - все, вплоть до прически, по моде тех лет.
Человек Пушкин — в своей эпохе. Но пространство вокруг его фигуры — вне времени.
Тонкослойная живопись с мастерски точными касаниями кисти особенно сильное впечатление производит тем, как выписаны глаза. Художник уловил неповторимый цвет глаз, светлых (современники говорили даже о голубых глазах Пушкина), но могущих быть и холодного, и золотистого теплого оттенка. Схвачен и эффект ярких белков, заставляющих не столько видеть, сколько ощущать смуглоту лица. Свидетельства о безусловном сходстве портрета вполне авторитетны. Отец поэта признавал, что «лучший портрет сына моего суть тот, который написан Кипренским».
Фон вокруг головы слегка высветлен, образуя свечение, подобное нимбу. Желто-зеленый фон картины, цвет оливы, лавра, ассоциативно напоминает о том, что "любимцев Аполлона" - поэтов - награждали лавровыми венками.
4.2.4 Замысел художника
Художнику удалось создать уникальный портрет - портрет не просто человека, но именно Поэта.
Кипренский выбрал статичную композицию, напоминающую античные бюсты, тем самым, сравнивая Пушкина с великими поэтами прошлого.
Спокойная благородная осанка, вдохновенное лицо, задумчивый, но проницательный взор, торжественно скрещенные на груди руки – всё подчинено основному замыслу художника – создать образ великого поэта России.
5. 1827 год в жизни и творчестве А.С.Пушкина
Каким же был год создания портрета для человека и поэта Пушкина? (Приложение №)
1827 г. – это время наибольшей славы Пушкина. Всю зиму и почти всю весну поэт пробыл в Москве. Москва приняла его с восторгом.
Но начало этого года омрачилось для Пушкина явно выраженными ему знаками неудовольствия со стороны Николая I и Бенкендорфа. Неодобрение властей встретила уже записка «О народном воспитании», за которую, по свидетельству А. Н. Вульфа, поэту «вымыли голову». Высочайший цензор, по существу, не пропустил в печать «Бориса Годунова».
В ответном письме от 3 января 1827 г. Пушкин отклонил предложения Николая I о переделке трагедии «Борис Годунов» в историческую повесть на манер Вальтера Скотта.
В этих бесцеремонных и тревожащих поэта враждебных действиях верховной власти, несомненно, скрывалась угроза новой опалы, новых политических гонений. Пессимистические настроения сменили возникшие, было, у Пушкина надежды на возможность прогрессивных перемен в николаевской России. Пушкин скоро понял, как далек новый монарх от его представлений о нем. Прямое общение с властью вскоре свелось для поэта к встречам и переписке с шефом жандармов. По всякому пустяковому поводу он должен был выслушивать наставления Бенкендорфа. В воздухе стали собираться тучи.
Тяжелое душевное состояние Пушкина, в первые месяцы 1827 г., отразившееся, в частности, в его переписке, усугублялось мыслью о своей близости к судьбам декабристов. Имена поэта и участников восстания неожиданно снова оказались рядом. Мысль о погибших «друзьях, братьях, товарищах» и о тех, кто томился в «каторжных норах» Сибири, мучила Пушкина, ложилась тяжестью на его душу. На многих его рукописях снова появляется рисунок виселицы. Поэт не отрекся от своих прежних убеждений и от своих друзей-декабристов, сосланных на каторгу, но и с большой опасностью для себя писал и посылал им в Сибирь сочувственные и утешающие стихи.
В начале 1827 Пушкин тайно посылает стихотворное обращение к сосланным на каторгу декабристам («Во глубине сибирских руд...») и стихотворный привет И. И. Пущину («Мой первый друг, мой друг бесценный...») с женой декабриста А. Г. Муравьевой.
В стихотворении «Во глубине сибирских руд...» Пушкин, искренне надеясь на то, что его старания содействовать скорому освобождению декабристов, будут иметь успех, хочет внушить им эту надежду; а главное, заверяет сосланных друзей, что не напрасно велась ими работа и что роль свою в освобождении народа она сыграет:
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье… (Приложение №8)
В июле 1827 в связи с первой годовщиной казни декабристов он пишет стихотворение «Арион», в котором говорит о своей причастности делу декабристов и верности прежним свободолюбивым идеалам («Я гимны прежние пою...»). (Приложение №9)
В этих стихах Пушкин в иносказательной, аллегорической форме рассказывает о движении декабристов и их судьбе, а также о своем участии в этом движении.
Герои стихотворения – пловцы, отправившиеся в путешествие. У каждого на корабле своя работа: «иные парус напрягали, иные дружно упирали вглубь мощны весла…» Корабельщики дружно преодолевают препятствия, их ведет «кормщик умный», а герой, «беспечной веры полн», поет им, уверенный в том, что его талант, его песни помогают пловцам в их нелегкой работе. Лирический герой, доверчивый, открытый, свободный, безусловно, очень близок автору. Пушкин тоже «пел, беспечной веры полн», не зная о готовящемся восстании, о замыслах его руководителей, не зная о том, какое «плавание» готовят его друзья.
Центральное событие стихотворения - «вихорь шумный», разбивший корабль, унесший жизни и кормщика, и пловцов. Это метафорическое изображение восстания декабристов, его разгрома. Для Пушкина события 1825 года были трагедией, штормом, кораблекрушением. Так же, как и поэт, Арион избежал гибели в шторме, он «на берег выброшен грозою». Но эта случайность не сломала героя, не заставила его отречься от друзей. «Я гимны прежние пою» - в этих словах и верность декабристам, и верность своим убеждениям, вере в справедливость.
Пушкину, видимо, хотелось непременно, обманув цензуру, напечатать это стихотворение, чтобы читатели знали о его политических настроениях. Для этого он дал стихам заглавие «Арион», чтобы цензор подумал, что здесь просто поэтически воспроизводится древнегреческая легенда о поэте Арионе. Хитрость Пушкина помогла, и стихотворение было напечатано в 1828 году.
В январе 1827 г. Пушкин был привлечен к возбужденному III отделением еще летом 1826 г. «Делу об „Андрее Шенье“». Несмотря на очевидную непричастность Пушкина к распространению в списках не пропущенного цензурой и озаглавленного кем-то «На 14 декабря» отрывка из этой исторической элегии, у поэта спустя несколько месяцев потребовали письменного объяснения, «его ли действительно сочинения известные стихи;
«с какой целью им сочинены они и кому от него переданы».
27 января 1827 г. московский обер-полицмейстер генерал-майор А. С. Шульгин получил от находившегося в Москве поэта письменный ответ на эти вопросы.
«Сии стихи действительно сочинены мною. Они были написаны гораздо прежде последних мятежей… Они явно относятся к французской революции…» (из показаний Пушкина).
Окончательное решение по этому делу было вынесено лишь летом 1828 г. Казалось, действительно, все уже ясно, тем не менее, почти полгода спустя, 29 июня 1827 года, Пушкин снова был вызван, на этот раз, поскольку он в это время находился в Петербурге, к петербургскому обер-полицмейстеру, и опять вынужден был повторять то, что уже дважды было им сказано. Именно в этих-то, третьих по счету показаниях, видимо, до предела возмущенный нелепым толчением воды в ступе, Пушкин, отбросив в сторону всякую осторожность, с подчеркнутой резкостью сказал, что он сочувствует, «несчастному бунту 14 декабря», о плачевном конце которого он сожалеет. Так это и было воспринято при окончательном приговоре по делу о злополучных стихах «На 14 декабря». «В заключении, — заканчивал свое третье показание Пушкин, — объявляю, что после моих последних объяснений мне уже ничего не остается прибавить в доказательство истины». Тем не менее, 24 ноября 1827 года Пушкину пришлось давать суду новое, четвертое «объяснение». Но и на этом дело не прекратилось: пошло по инстанциям — сперва в сенат, затем в Государственный совет. В решении сената отрывок из «Андрея Шенье» был признан «соблазнительным и служившим к распространению в неблагонамеренных людях того пагубного духа, который правительство обнаружило во всем его пространстве». «За выпуск в публику» стихов, не получивших дозволения цензуры, поэта следовало бы предать суду. Однако сенат счел возможным, «избавя его, Пушкина, от суда, обязать подпиской, дабы впредь никаких своих творений без рассмотрения и пропуска цензуры не осмеливался выпускать в публику под опасением строгого по законам наказания». Государственный совет в своем окончательном решении, согласившись с определением сената, постановил сверх того «по неприличному выражению» Пушкина «в ответах своих на счет происшествия 14 декабря 1825 года и по духу самого сочинения... иметь за ним в месте его жительства секретный надзор».
Решение это явно отставало от фактического положения вещей: секретный надзор за Пушкиным — я узнала — был установлен III отделением сразу же по возвращении из ссылки. Вынужденный дать требуемую подписку, Пушкин был глубоко уязвлен этим.
«Государь император в минуту для меня незабвенную, — писал он Бенкендорфу, — изволил освободить меня от цензуры, я дал честное слово государю, которому изменить я не могу, не говоря уж о чести дворянина, но и по глубокой, искренней моей привязанности к царю и человеку. Требование полицейской подписки унижает меня в собственных моих глазах, и я твердо чувствую, что того не заслуживаю, и дал бы и в том честное мое слово, если б я смел еще надеяться, что оно имеет свою цену».
Сложные обстоятельства, сопровождавшие разбирательство этого дела сначала в особой комиссии, а затем и в Государственном Совете, известные Пушкину лишь отчасти, но вызвавшие у него тревогу и опасения, в наибольшей степени объясняют тот эмоционально-психологический настрой, которым проникнуты многие его лирические стихотворения начала — первой половины 1827 г. В то же время они по-разному передают и характеризуют угнетенное состояние духа поэта.
В стихотворении «Какая ночь! Мороз трескучий» это состояние передано страшной по своим почти натуралистическим подробностям картиной казни, относящейся к эпохе Ивана Грозного, временам опричнины. Картина казни, давшая позднейшей критике повод к обвинению Пушкина в поэтизации ужасов, страдания и смерти, позволяет заметить связь изображённого с размышлениями Пушкина, вызванными расправой самодержавия над декабристами.
(Приложение № 10)
«Весна, весна, пора любви» — замечательная поэтическая миниатюра, в которой не только дается лирическая вариация на излюбленную Пушкиным тему «Весной я болен», но и утверждается невозможность для поэта полностью отрешиться от тяжелых кошмаров зимнего ночного одиночества:
Отдайте мне метель и вьюгу
И зимний, долгий мрак ночей. (Приложение № 11)
Оставленное на стадии чернового наброска стихотворение, имеющее вполне самостоятельное художественное значение, было использовано Пушкиным впоследствии для лирического отступления, открывающего седьмую главу «Евгения Онегина», в котором мотив неприятия весны и сулимых ею радостей получает иную, по преимуществу философско-лирическую разработку. При этом его внутренняя связь с вполне конкретными обстоятельствами жизни Пушкина 1826—1827 гг. оказывается несколько ослабленной, «замаскированной», хотя и не отмененной полностью.
В феврале 1827 г. выходит в свет в Петербурге поэма «Цыганы».
Свободолюбивый Алеко, центральный герой поэтического текста, не только подвержен бунтующим страстям, но обречён сам порождать их. Он представялет собой разочаровавшийся, одинокий и непонятый символ времени, который, с одной стороны, привлекает своей неповторимостью и самобытностью, а с другой стороны, страшен и опасен в своей обречённости и предопределённости. Его, вечного, безутешного «беглеца», преследует закон.
А "зоркое гоненье" все продолжается… В Москве только что вышла в свет поэма "Цыганы", она получена в Питере, и шеф жандармов генерал Бенкендорф экстренно запрашивает письмом в Москве жандармского генерала А. А. Волкова:
"Небольшая поэма Пушкина… заслуживает особого внимания своей виньеткой, которая находится на обложке… Потрудитесь внимательно посмотреть на нее, дорогой генерал… очень важно узнать, кому принадлежит ее выбор - автору или типографщику, потому что трудно предположить, чтоб она была взята случайно". А на сей виньетке - опрокинутая чаша, на ней змея, тут же кинжал и цепи. (В этом жандармы увидели намек на цареубийство).
"Выбор виньетки, - спешит донести генерал Волков, - достоверно принадлежит автору… Впрочем, эта виньетка делалась не в Москве. Издатель получил ее из Парижа… Он говорит, что употреблял уже эту виньетку два или три раза в заголовках других трагедий".
В Москве Пушкин перезнакомился почти со всеми молодыми деятелями, имена которых, так или иначе, связаны с историей просвещения России и сблизился с университетским кружком Шевырева. Поэт давно уже носился с мыслями об улучшении современной русской критики, о поднятии в России журнального дела.
Редактором был выбран Погодин, помощником ему Шевырев. Новый журнал получил название «Московский Вестник».
Журнал просуществовал недолго, хотя «Пушкин, которому было по душе чисто художественное направление журнала, поддерживал его всеми силами; 33 стихотворения его, в том числе отрывок из «Графа Нулина» и два отрывка из «Евгения Онегина», появились в «Московском Вестнике». (Приложение № 12)
Обещание данное Пушкину в том, что он не будет испытывать гонений в цензуре, привело, в начале, к мелочной полицейской слежке и контроле над ним со стороны Бенкендорфа. Свобода передвижения также оказалась мнимой: для любых отлучек из Петербурга надо было испрашивать разрешение. Пушкин оказался опутанным цепью слежки. Правительство использовало для наблюдения за ним и профессиональных литераторов типа Фаддея Булгарина, и полуграмотных агентов.
В письме от 24 апреля Пушкин унижается перед шефом жандармов, т. к. ему приходится просить разрешения приехать в Петербург по семейным обстоятельствам: «Семейные обстоятельства требуют моего присутствия в Петербурге: приемлю смелость просить на сие разрешения у Вашего превосходительства». (Приложение № 13)
На это письмо Пушкина Бенкендорф отвечает 3 мая. Здесь шеф жандармов от имени царя учит 27-летнего поэта как вести себя, будто перед ними мальчишка: «Его величество, соизволяя на прибытие ваше в Санкт - Петербург, высочайше отозваться изволил, что не сомневается в том, что данное русским дворянином государю своему честное слово: вести себя благородно и пристойно, будет в полном смысле сдержано». (Приложение № 14)
6 июля 1827 года Пушкин посетил Бенкендорфа и, возможно, впервые познакомился с ним не только по письмам.
Через несколько дней после аудиенции у Бенкендорфа, поэт пересылает шефу жандармов несколько своих последних сочинений, и в их числе "Стансы", написанные восемь месяцев назад. 22 августа Бенкендорф отвечает довольно милостиво и сообщает между прочим о разрешении "Стансов".
Стихи "В надежде славы и добра..." появляются в январе 1828 года. (Приложение № 15)
Посещение Петербурга не доставило Пушкину никакого удовольствия, и зима, проведенная в Москве, предстала теперь в его воображении с отрицательной стороны: праздное любопытство, предметом которого он был, некультурность общества, партийность литераторов и ученых, нескрываемая вражда людей «благонамеренных» — все то, что не бросалось в глаза сначала, теперь выступило на первое место, и поэта стало тянуть к той деревне, из которой еще так недавно рвался он на свободу: «Что мне сказать вам», писал он Осиповой, «о моем пребывании в Москве и моем прибытии в С. П. Б.? Пошлость и глупость наших обеих столиц одна и та же, хотя в различном роде; и так как я имею претензию быть беспристрастным, то скажу, что если бы мне дали обе на выбор, то я выбрал Тригорское, почти так же, как арлекин, который на вопрос: предпочитает ли он быть колесован, или повешен, отвечал: «я предпочитаю молочный суп!»
С пребыванием Пушкина в Петербурге в конце мая — конце июля 1827 г. связан еще один эпизод творческой биографии Пушкина, свидетельствующий о глубине проникновения декабристских сюжетов и мотивов в его лирику. Это эпизод встречи поэта, с Дельвигом, который тоже был «другом, братом, товарищем» казненных и сосланных в Сибирь декабристов. Не подлежит сомнению, что важнейшие события, произошедшие в Петербурге за время отсутствия здесь Пушкина, не могли не занять особого места в разговорах друзей. Разговоры эти не оставили прямых следов в документальных источниках (письмах, дневниках, мемуарах), но преломились в творческом сознании Пушкина.
Дельвиг оказался причастным к появлению стихотворения, казалось бы, с декабризмом не связанного. Это стихотворное послание, адресованное отнюдь не декабристу, а художнику Кипренскому («Любимец моды легкокрылой»), написано как поэтический (или, как его нередко называют, «благодарственный») отклик на созданный живописцем портрет Пушкина. Портрет был заказан Кипренскому Дельвигом.
В послании звучит гордость патриота, восхищение высоким мастерством русского художника и одновременно дается глубокая и тонкая интерпретация его творения.
Мысль о близости, сходности своей политической судьбы с судьбами декабристов, возникшая в ходе работы над посланием «Кипренскому», помогает объяснить, почему в шутливом послании звучат мотив смерти, угрожавшей поэту, и мотив бессмертия, нетленности его искусства. (Приложение № 7)
Так же неопределенно, как право разъездов, оставалось право Пушкина печатать свои произведения. Он подпал под двойную цензуру – царскую и общую. 22 августа шеф жандармов известил Пушкина, что Царь изволил прочесть с особым вниманием» ряд стихотворений. «Ангел», «Стансы», третья глава «Онегина» были пропущены без перемен. «Графа Нулина» Государь-император «изволил прочесть с большим удовольствием». (Приложение №16)
Одновременно с «Нулиным» была пропущена цензурой сцена из «Фауста» с ничтожной поправкой. Народные песни о Стеньке Разине были запрещены. «При всем своем поэтическом достоинстве, по содержанию своему они неприличны к напечатанию. Сверх того, церковь проклинает Разина, ровно как и Пугачева». Пушкин считал эти замечания снисходительными и, отсылая стихи Погодину для «Московского Вестника», писал: «Победа! Победа! «Фауста» Царь пропустил, кроме двух стихов – «Да модная болезнь, она недавно нам подарена», - скажите это господину, который вопрошал нам, как мы смели представить пред очи его высокородия такие стихи! Покажите ему это письмо и попросите его высокородие от моего имени впредь быть учтивее и снисходительнее» (31 августа 1827 г.). (Приложение № 17)
Осень поэт провел в Михайловском. К этому времени относится работа Пушкина над первым крупным прозаическим замыслом — романом „Арап Петра Великого“. После исторической трагедии «Борис Годунов» Александр Сергеевич Пушкин, таким образом, переходит к историческому роману.
Обостряется интерес Пушкина к теме истории России как государства, к деятельности Петра I, к проблеме места и роли отдельного человека в истории страны. В романе о своём предке «Арап Петра Великого» (1827; не закончен), первом крупном опыте Пушкина в прозе, историческое прошлое предстаёт в повседневном быте, в конкретных личностях и судьбах. В конце того же плодотворного, полного поисков лета 1827 года Пушкин прямо обращается к истории движущейся. Из-под его пера рождаются первые главы исторического романа, оставшегося незаконченным, так и не получившего от автора заглавия и уже в посмертном издании наименованного "Арап Петра Великого".
Как велась эта историческая работа в Михайловском, свидетельствует в своем дневнике Алексей Вульф в записи от 16 сентября. (Приложение № 18)
Тема поэта и поэзии прошла через все творчество Пушкина. Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении. В этом стихотворении автор говорит о поэте как о неземном существе, для которого обыденная жизнь среди обычных людей – это оковы, мешающие проснуться его душе. (Приложение № 19)
Разделение стихотворения на две части как нельзя лучше показывает изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем.
А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.
Осень 1827 года провел Пушкин в деревне и лишь в октябре вернулся в Петербург. На обратном пути на одной из станций он встретил Кюхельбекера, которого, за участие в мятеже 14-го декабря, везли в Сибирь. Свидание было крайне тягостно для обоих: товарищи «кинулись друг к другу в объятия... Жандармы нас растащили», вспоминал Пушкин. «Фельдъегерь взял меня за руку с угрозами и ругательством. Я его не слышал. Кюхельбекеру сделалось дурно. Жандармы дали ему воды, посадили в тележку и ускакали».
Вернувшись поздней осенью в Петербург, поэт повел тоскливое существование одинокого человека: он чужд был родной семьи и в то же время не мог уже с прежней юношескою жизнерадостностью отдаваться утехам холостой жизни; он чувствовал себя неизмеримо выше общества и литераторского, и светского; наконец, он сознавал, что не исполнились его мечты о независимом существовании, ради которого принесено было столько жертв; он постиг цену себе, жизнь была ясна ему — и в награду за эти великие знания он обречен был играть по-прежнему унизительную роль «поднадзорного»... Немудрено, что прежнее тревожное настроение, рассеянное деревенской жизнью, теперь опять возвращается к нему: он становится нервен, раздражителен, избегает людей; в обществе бывает редко, а если и бывает, то является в нем или скучающим, или резким, придирчивым, озлобленным и неприятным для собеседников.
Острое чувство общественного одиночества, которое мучительно ощущает Пушкин, оказавшийся без наиболее близкой ему декабристской среды, объясняет многое в его биографии этого периода. Поэт словно бы нигде не находит себе места: из Москвы едет в Петербург, оттуда в Михайловское, снова в Петербург, опять в Москву. «Вы все время на больших дорогах», — саркастически замечает Пушкину неусыпно следивший за ним своим жандармским оком А. X. Бенкендорф. «На большой мне, знать, дороге || Умереть господь судил», — горько иронизирует сам Пушкин в стихотворении «Дорожные жалобы».
Заключение
Портрет Пушкина О.Кипренского дал мне возможность представить не только образ поэта в живописи, но и проследить его жизненный путь, познакомиться с произведениями, письмами, написанными в 1827 году.
Первоначально я выдвинула гипотезу о том, что портрет Пушкина художника О. Кипренского, самое известное из всех изображений поэта, написан в один из плодовитых периодов творческой деятельности Александра Сергеевича Пушкина. Поэт изображён в счастливый, светлый момент своей жизни.
В ходе исследования я выяснила, что год, проведенный без ссылки, был непростым: поэт отправил в Сибирь стихотворение «Во глубине сибирских руд…» декабристам; побывал в разных местах (Петербург, Москва, Михайловское, Тригорское, Опочка), при этом спрашивая на поездки разрешения шефа жандармов Бенкендорфа; писал и печатал свои произведения, для этого ему приходилось предоставлять их для цензуры царю и Бенкендорфу; давал показания по делу об «Андрее Шенье».
Это был человек интеллектуальный, разносторонний, смелый, открытый, добрый. Несмотря на то, что за этот год Пушкин написал 30 прекрасных стихотворений, трудно жилось и дышалось ему в этом году, он задыхался в светском «омуте». Поэт вел тоскливое существование одинокого человека: он чужд был родной семьи и в то же время не мог уже с прежней юношескою жизнерадостностью отдаваться утехам холостой жизни; он чувствовал себя неизмеримо выше общества и литераторского, и светского; наконец, он сознавал, что не исполнились его мечты о независимом существовании, ради которого принесено было столько жертв; он постиг цену себе, жизнь была ясна ему — и в награду за эти великие знания он обречен был играть по-прежнему унизительную роль «поднадзорного»... Немудрено, что прежнее тревожное настроение, рассеянное деревенской жизнью, в Петербурге опять возвращается к нему: он становится нервен, раздражителен, избегает людей; в обществе бывает редко, а если и бывает, то является в нем или скучающим, или резким, придирчивым, озлобленным и неприятным для собеседников.
Я выяснила, что на портрете Пушкин выглядит преуспевающим, довольным жизнью и собой человеком. А в реальности у Пушкина в 1827 году было много забот, нерешенных проблем, горестей, разочарований.
Перспективу своей работы вижу в дальнейшем исследовании творчества А.С.Пушкина, который оставил богатое наследие для всего человечества.
Хочу выяснить, как Слово Пушкина звучит в сочинениях композиторов, которые писали музыкальные произведения на его стихи.
Список литературы
Заяц-хваста
3 загадки Солнечной системы
Сказка про Серого Зайку
Сочинение
Пчёлки на разведках